Сегодня, в день, когда все педагоги принимают поздравления, узнаем у великих людей и неизвестных авторов – а что они думают о профессии учителя и о том, каким должен быть настоящий учитель?
Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую. В. Ключевский
Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело. А. Чехов
Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому. В. Распутин Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно — указать дорогу. Р. Олдингтон
Не все великие, писавшие о сути учительской работы, были серьезны.
Некоторые считают, что учитель обкрадывает своих учеников. Другие — что ученики обкрадывают учителя. Я считаю, что правы и те и другие, и участие в этом взаимном обкрадывании прекрасно. Л. Ландау
Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет. Т. Котарбиньский
Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. У. Черчилль
Профессия учителя даёт пожизненную гарантию от похищения с целью выкупа. С. Моцарский
Учитель — это тот, кто с течением времени делает себя ненужным. Т. Каррутерс
Хороший учитель – как свеча, которая сгорает, чтобы осветить путь другим.
Искусство обучения — это искусство помощи открытиям.
Преподаватель – это спасение отличников от списывающих двоечников.
Время на все есть: свой час для беседы, свой час для покоя. Гомер
Время – великий учитель. Эдмунд Берк
Время – лучший учитель, но, к сожалению, оно убивает своих учеников. Гектор Берлиоз
Кто чрезмерно чтит старину, становится в новое время посмешищем. Фрэнсис Бэкон
Время укрепляет дружбу, но ослабляет любовь. Жан де Лабрюйер
Все новое – это хорошо забытое старое. Жак Пеше
Все пройдет, как с белых яблонь дым… Сергей Есенин
Время и случай ничего не могут сделать для тех, кто ничего не делает для себя самого. Джордж Каннинг
Увы, не время проходит, проходим мы. Пьер де Ронсар
В молодости человек не способен воспринимать время как круг, он воспринимает его как дорогу, ведущую прямо вперед к вечно новым горизонтам; он еще далек от понимания, что его жизнь содержит лишь одну тему. Милан Кундера
Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые! Федор Тютчев
Время – пусто, оно лишено содержания. Упование на него столь же тщетно, сколь и тщетны попытки от него убежать. Нечто, присвоенное себе на все времена, которое длится и тянется бесконечно, принимает облик обманчивой вечности. Это попытка жить вне времени за счет жизни в каком–то отрезке времени, жить, позабыв о времени, в прошлом или в будущем. Настоящее никогда не наступает. Рональд Лэйнг
На самом же деле никакого времени не существует, нет никакого «завтра», есть только вечное «сейчас». Борис Акунин
Недоступная научному познанию идея судьбы, скрывающаяся за словом. «время», относится к области непосредственного переживания и интуиции. Не математика и абстрактное мышление, а история и живое искусство – и я прибавлю еще: великий миф – дают нам ключ к проблеме времени. Освальд Шпенглер
Нельзя не то чтобы дважды войти в ту же самую реку, как это учит Гераклит, но этого нельзя сделать и один раз. Ни о чем нельзя ничего утверждать, ибо оно, в силу непрерывной текучести, успевает измениться за время нашего произношения утверждения. Кратил
Непосредственное существование требует заполнения трещин настоящего будущим. Алфред Норт Уайтхед
То, что время или совсем не существует, или едва существует, будучи чем–то неясным, можно предполагать на основании следующего. Одна часть его была и уже не существует, другая – в будущем, и ее еще нет; из этих частей слагается и бесконечное время, и каждый раз выделяемый промежуток времени. А то, что слагается из несуществующего, не может, как кажется, быть причастным существованию. Аристотель
Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня. Бенджамин Франклин
Мы никогда не живем настоящим, все только предвкушаем будущее и торопим его, словно оно опаздывает, или призываем прошлое и стараемся его вернуть, словно оно ушло слишком рано. Мы так неразумны, что блуждаем во времени, нам не принадлежащем, пренебрегая тем единственным, которое нам дано. Блез Паскаль
Мы тратим, пропускаем сквозь пальцы лучшие минуты, как будто их невесть сколько в запасе. Мы обыкновенно думаем о завтрашнем дне, о будущем годе в то время, как надобно обеими руками уцепиться за чашу, налитую через край, которую протягивает сама жизнь, непрошеная, с обычной щедростью своей, и пить, и пить, пока чаша не перешла в другие руки; природа потчевать и предлагать не любит. Александр Герцен
Нет единственного пространства и единственного времени, а есть столько времен и пространств, сколько существует субъектов. Людвиг Бинсвангер
Отличительное свойство человека – желать непременно все начинать сначала. Иоганн Вольфганг Гете
Отрицание времени было искушением и для Эйнштейна, ученого, и для Борхеса, поэта. Оно отвечало глубокой экзистенциальной потребности… Физика, для того чтобы она имела в глазах Эйнштейна какую–то ценность, должна была удовлетворять его потребности в избавлении от трагедии человеческого существования. Время и реальность нерасторжимо связаны между собой. Отрицание времени может быть актом отчаяния или казаться триумфом человеческой мысли, но это всегда отрицание реальности. Илья Пригожин
Время – это то, чего нам постоянно не хватает. Наблюдение
Прошлое содержится в нашей памяти лишь отрывками, будущее темно. Лишь настоящее могло бы быть озарено светом. Ведь мы полностью в нем. Однако именно оно оказывается непроницаемым, ибо ясным оно было бы лишь при полном знании прошлого, которое служит ему основой, и будущего, которое таит его в себе. Карл Ясперс
Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было. Габриэль Гарсиа Маркес
Музыка жизни умолкнет, если оборвать струны воспоминаний. Дж.К. Джером
Все кажется привлекательным сквозь смягчающую дымку времени. Дж.К. Джером
Все приходит для того, кто умеет ждать. Бенджамин Дизраэли
И к будущему выходя навстречу, Я прошлого не скидываю с плеч. Михаил Светлов
. время – враг людей, которые любят спокойную жизнь. Максим Горький
. в карете прошлого – далеко не уедешь. Максим Горький
Кто подвергается нападкам со стороны своего времени, тот еще недостаточно опередил его – или отстал от него. Фридрих Ницше
Люди никогда не довольны настоящим и, по опыту имея мало надежды на будущее, украшают невозвратимое минувшее всеми цветами своего воображения. Александр Пушкин
Знать прошлое достаточно неприятно: знать еще и будущее было бы просто невыносимо. Сомерсет Моэм
Есть два прошлых: прошлое, которое было и которое исчезло, и прошлое, которое и сейчас для нас есть как составная часть нашего настоящего. Второе прошлое, существующее в памяти настоящего, есть уже совсем другое прошлое, прошлое преображенное и просветленное, относительно его мы совершим творческий акт и оно вошло в состав нашего настоящего… Николай Бердяев
…различие между прошлым, настоящим и будущим – не более чем иллюзия, хотя и весьма навязчивая. Альберт Эйнштейн
Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет. Джон Голсуорси
Глупо строить планы на всю жизнь, не будучи господином даже завтрашнего дня. Сенека
Время, возможно, существует, однако, мы не знаем, где его следует искать. Константин Циолковский
Время и деньги – самое тяжкое бремя в жизни, поэтому самые несчастные из смертных – это те, у кого и того, и другого в избытке… Сэмюэл Джонсон
Бог или природа, – я уж не знаю кто, – дав человеку почти божеский ум, выдумали в то же время для него две мучительные ловушки: неизвестность будущего и незабвенность, невозвратность прошедшего. Александр Куприн
Будущее тревожит нас, а прошлое нас держит. Вот почему настоящее ускользает от нас. Гюстав Флобер
Как в домашней, так и в государственной экономии гораздо полезнее подметать сор в настоящем, чем стирать пыль с прошедшего. Томас Гуд
Время – деньги. Бенджамин Франклин
Два величайших тирана на земле: случай и время. Иоганн Готфрид Гердер
1. Кормление с ложечки в далёкой перспективе может научить нас только тому, какая форма у самой ложки. Е. М. Фостер
2. Секрет настоящего обучения в том, чтобы подумать о том, что ты выучил сегодня утром так, будто ты знал это всю жизнь. Автор неизвестен
3. Мы можем научить, исходя из нашего опыта, но мы не можем передать сам опыт. Саша Азеведо
5. Мне нравятся учителя, которые кроме домашнего задания дают нам домой что-то ещё, о чем можно подумать. Лили Томлин
8. Учитель влияет на вечность: никогда нельзя быть уверенным, где кончается его влияние. Генри Адамс
9. По-настоящему мудрый учитель не приглашает вас посетить его собственный дом мудрости, но ведёт вас к порогу вашего собственного разума. Халиль Джебран
12. Не пытайтесь вылечить ваших студентов, вылечите сначала себя. Хороший учитель сделает плохого студента хорошим, а хорошего студента великолепным. Марва Коллинз
13. Когда наши студенты проваливаются, мы, как их учителя, тоже проваливаемся. Марва Коллинз
14. Когда преподаешь, нужно знать три вещи: свой предмет, кому ты его преподаешь и то, как преподать свой материал элегантно. Лола Мей
15. Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет. Уилльям Артут Ворд
16. Средний учитель разъясняет сложные вещи, одарённый учитель раскрывает красоту простых вещей. Роберт Браульт
18. Не злись на других, что не можешь заставить их быть такими, как тебе угодно. Злись на себя за то, что не можешь стать таким, каким хочешь быть. Томас А. Кемпис
19. Настоящая цель каждого учителя не в том, чтобы внушить своё мнение другим, а в том, чтобы разжечь умы других. Ф. В. Робертсон
22. Вы можете заплатить людям, чтобы они учили. Но вы не можете заплатить им, чтобы они беспокоились о результате. Марва Коллинс
23. Тот, кто обучает, должен всегда продолжать учиться сам. Ричард Генри Данн
24. Никто не сможет научить краба идти по прямой. Аристофан
25. Я никогда не учу своих учеников. Я только предоставляю условия, в которых они смогут учиться. Альберт Эйнштейн
27. Иногда один человек может вдохновить множество других. Эндрю Джексон
29. Хороший учитель даёт больше вопросов, чем ответов. Джозеф Альберс
31. Учителя, которые умеют вдохновлять, знают, что обучение похоже на ухаживание за садом. И те, кто не знает, что делать с колючками, никогда не должны заниматься цветами. Автор неизвестен.
32. Эй, великие учителя: слушайте, что вы говорите! Гёте
34. Преподавание должно быть наполнено идеями, а не напичкано фактами. Автор неизвестен
35. Прежде чем учить других, человек должен понять своё жизненное направление. Будда
36. Обращайтесь с людьми так, как будто они уже идеальны, и тогда вы поможете им стать теми, кем они могут стать. Гёте
37. Лучшие учителя учат с помощью своего сердца, а не с помощью книги. Автор неизвестен
38. Учитель, который преподает, не вдохновляя студентов на обучение, пытается ковать холодное железо. Гораций Манн
39. Дайте мне рыбу, и я смогу насытиться на день. Научите меня ловить рыбу, и я буду сыт всю свою жизнь. Китайская пословица
41. Будь тем, кто открывает двери для тех, кто идет за тобой. Ральф Вальдо Эмерсон
42. Настоящий учитель научит своих учеников не поддаваться чужому влиянию, в том числе своему. Эймос Бронсон Элкотт
43. И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. Л.Н. Толстой
44. Учителя должны вести вперед, не заставляя, и участвовать, не подавляя. С. Б. Неблетте
45. На каждого, кто хочет преподавать, приходится около 30 людей, которые больше ничему не хотят учиться. В. С. Стеллар
47. Вы не можете управлять ветром, но вы можете натянуть паруса. Автор неизвестен
48. Чтобы воспитывать другого, мы должны в первую очередь воспитать себя. Николай Васильевич Гоголь
49. Всё должно быть настолько просто, насколько это возможно. Но не проще. Альберт Эйнштейн
Время лучших: 5 отечественных педагогов, изменивших мир
Константин Ушинский
Константин Дмитриевич Ушинский
(2 марта 1824 – 22 декабря 1870)
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»
Константина Ушинского называют основоположником русской научной педагогики. И этот выдающийся ученый достоин такого определения, как никто иной.
Ушинский один из первых решил уделять первостепенное внимание именно задачам нравственного просвещения и воспитания обучающихся. Представление о нравственном обучении как о чем-то «естественно» и «само собой разумеющемся» было им решительно отвергнуто.
Еще одной идеей Ушинского, за которую стоит горячо поблагодарить педагога, является идея важности сохранения национальной культуры и самобытности. Для XIX века языком преподавания оставался французский, в семьях и в свете говорили на нем. Да что уж там, сама Татьяна Ларина очень плохо изъяснялась по-русски! Статья Константина Дмитриевича «О необходимости сделать русские школы русскими» до сих пор остается образцом педагогических воззваний.
Будучи преподавателем как для детей, так и для учителей, Ушинский остался в истории как педагог-публицист. Отличительная особенность его работа – это не только обращение к вопросам воспитания и образования, но и горячая любовь к детям и родному народу, которая в значительной степени способствовала возрождению или даже пробуждению интереса к педагогике в России.
Лев Выготский
Лев Семенович Выготский
(17 ноября 1896 – 11 июня 1934)
«Необходимо именно выдвижение на первый план моментов психологического развития ребенка, признать ведущую роль в развитии ребенка за развитием его социального поведения, его личности. «.
Имя Льва Выготского знакомо всем педагогам, психологам, культурологам и лингвистам вне зависимости от уровня образования и места рождения. Этот известный русский психолог связал две отрасли науки – психологию и педагогику, на десятилетия опередив свое время.
В процессе исследований, которые привели к появлению двух новых направлений: педологии и коррекционной педагогики, ученый пришел к необходимости научного подхода к вопросам процессов развития ребенка и воспитания. По мнению ученого, педагог должен строить свою работу с опорой на научные достижения и обязательно – на психологическую науку.
Лев Семенович сам не является автором конкретных методик развития или воспитания, в его книгах по культурно-исторической теории, которая легла в основу большинства современных дошкольных практик, вы не найдете конкретных рекомендаций. Но его концепции организации обучения и акцент на самовоспитании и саморазвитии стали знаковыми. Ведь ученый пришел к выводу, что воспитание – это не приспособление ребенка к среде, а процесс формирования личности, смотрящей вперед – за границы этой среды. Ведь только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания, но никак не навязанная извне.
Антон Семенович Макаренко
(1 марта 1888 – 1 апреля 1939)
«В общем, педагогика есть самая диалектическая, подвижная, самая сложная и разнообразная наука. Вот это утверждение является основным символом моей педагогической веры».
В чем было новаторство Макаренко? В яркой и четкой идее интегративности образования. Личность не является таковой от рождения, это качество – «опыт быть личностью», как утверждал Макаренко, надо воспитывать, и воспитывать в коллективе. Каждый человек – каждый элемент образовательной системы – должен иметь свои права и стоять на активной позиции. Ученика надо в первую очередь уважать как Человека. Существующие стереотипы, в которых утверждалось, что есть явления, которые маркируются как правильные, и есть те, что можно назвать неверными, были им отвергнуты. Педагогика – это не наука, где существуют догмы. По мнению многих исследователей, именно Антон Семенович стал самой яркой звездой педагогического небосклона прошлого века, предвосхитив основы современного гуманистического образования.
Василий Сухомлинский
Василий Александрович Сухомлинский
(28 сентября 1918 – 2 сентября 1970)
«В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка».
Василий Сухомлинский запомнится педагогам и психологам как создатель оригинальной педагогической системы, где ребенок был, есть и остается высшей ценностью. И именно личность ребенка должна быть тем ориентиром, на который направлены все процессы образования и воспитания.
Сухомлинский описывал процесс обучения как «радостный труд», а потому делал акцент на слово учителя, художественный стиль изложения и акцент на формирование мировоззрения учащихся, предлагал сочинять сказки вместе с детьми.
В одном из писем Сухомлинский писал: «Я показываю, как воспитать Счастливого Человека, как достичь того, чтобы в нашем обществе не было ни одной человеческой личности с пустой душой. не может быть счастливым человек, если у него нет ничего святого за душой, если он ни во что не верит. Первая святыня, которую, по моему мнению, нужно утверждать в душе ребенка, – это вера в человека, можно сказать, благоговение, удивление перед человеком, перед его стойкостью, богатством. Отсюда – сердечная чуткость, деликатность, чуткость к человеку. Отсюда – уважение к самому себе».
Симон Соловейчик
Симон Львович Соловейчик
(1 октября 1930 – 18 октября 1996)
«Воспитание детей – старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; оттого оно кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся. В действительности взгляд этот обманчив. и это сложнейшее из дел».
«Педагогика для всех» – это не только название книги-бестселлера, автором которой является советский журналист, публицист и теоретик педагогики Симон Соловейчик, но и главная его идея. Педагогика – это не то, что происходит в школе и к чему причастны только учителя. Педагогика – это нечто большее, выходящее за пределы стен, семьи и класса.
Ведь вам знакома фраза «педагоги-новаторы»? Именно вокруг, или даже лучше сказать, вместе с ним, сформировалось сообщество педагогов нового времени, которые позже выпустят знаменитый Манифест новой демократической школы. Суть манифеста – в сотрудничестве ученика и учителя.
Педагогика в понимании Соловейчика означает науку об искусстве воспитания или просто воспитание. Автору принадлежит афоризм: «Детей не надо воспитывать – с детьми нужно дружить». Дело в том, что Симон Львович был убежден: воспитание и образование – это процесс двусторонний и дети могут очень многому нас научить.
31. Учителя, которые умеют вдохновлять, знают, что обучение похоже на ухаживание за садом. И те, кто не знает, что делать с колючками, никогда не должны заниматься цветами. Автор неизвестен.