с какого возраста учить ребенка пению

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке?

Споры о возрасте, с которого можно начинать учиться музыке, ведутся давно, но по большому счету в этих спорах так и не родилась однозначная истина. Правы и сторонники раннего (а также очень раннего) развития – ведь маленький ребенок впитывает любую доступную информацию как губка, закладывая мощный фундамент для дальнейшего развития.

Убедительные аргументы приводят и противники слишком раннего обучения. Это и эмоциональные перегрузки, и психологическая неготовность малышей к систематическим занятиям, и физиологическая незрелость их игрового аппарата. Кто же прав?

с какого возраста учить ребенка пению. kogda nachinat uchit muzyke. с какого возраста учить ребенка пению фото. с какого возраста учить ребенка пению-kogda nachinat uchit muzyke. картинка с какого возраста учить ребенка пению. картинка kogda nachinat uchit muzyke.

Развивающие занятия для самых маленьких деток – вовсе не современное ноу-хау. Еще в середине прошлого века японский профессор Синити Сузуки успешно обучал трехлетних ребятишек игре на скрипке. Он не без основания полагал, что каждый ребенок потенциально талантлив, важно развивать его способности с самого раннего возраста.

Советская музыкальная педагогика регламентировала обучение музыке таким образом: с 7 лет ребенок мог поступить в 1 класс музыкальной школы (всего было семь классов). Для младших деток при музыкальной школе существовала подготовительная группа, в которую брали с 6 лет (в исключительных случаях – с пяти). Такая система просуществовала очень долго, пережив и советский строй, и многочисленные реформы в общеобразовательных школах.

Но «ничто не вечно под луной». Новые стандарты пришли и в музыкальную школу, обучение в которой теперь рассматривается как предпрофессиональная подготовка. Нововведений много, в том числе затрагивают они и возраст начала обучения.

В первый класс ребенок может поступать с 6,5 до 9 лет, а учеба в музыкальной школе продолжается 8 лет. Подготовительные группы с бюджетными местами теперь упразднены, поэтому желающие учить деток с более раннего возраста вынуждены будут платить довольно внушительные деньги.

Такова официальная позиция в плане начала обучения музыке. В реальности сейчас существует масса альтернативных вариантов (частные уроки, студии, развивающие центры). Родитель при желании может приобщить свое чадо к музыке с любого возраста.

Когда начинать учить ребенка музыке — вопрос очень индивидуальный, однако в любом случае решать его нужно с позиции «чем раньше, тем лучше». Ведь обучение музыке не обязательно подразумевает игру на инструменте, в раннем возрасте с этим можно и подождать.

Музыка — такой вид искусства, который дети способны воспринимать с первых дней жизни, и даже до рождения. Мамины колыбельные, ладушки-ладошки и прочие народные прибаутки, равно как и звучащая фоном классическая музыка — это все «предвестники» обучения музыке.

Дети, посещающие детские сады, дважды в неделю занимаются там музыкой. Пусть это далеко не профессиональный уровень, но польза есть несомненно. А если повезло с музыкальным руководителем, то можно не беспокоиться о дополнительных занятиях. Останется просто дождаться нужного возраста и пойти в музыкальную школу.

Обычно родители задумываются, в каком возрасте начинать занятия музыкой, подразумевая — насколько рано можно это делать. Но есть и верхняя граница возраста. Конечно, учиться никогда не поздно, но смотря о каком уровне музыкального образования говорить.

Для общего развития можно начинать постигать музыкальное искусство и на пенсии. Но если говорить о профессиональном владении инструментом, то даже в 9- летнем возрасте начинать уже поздновато, по крайней мере для таких сложных инструментов, как фортепиано и скрипка.

Итак, оптимальный (среднестатистический) возраст начала обучения музыке 6,5-7 лет. Конечно, каждый ребенок уникален, и решение нужно принимать индивидуально, учитывая его способности, желание, темпы развития, готовность к занятиям и даже состояние здоровья. И все же лучше начать капельку раньше, чем опоздать. Внимательный и чуткий родитель всегда сумеет привести ребенка в музыкальную школу вовремя.

Без комментариев

Источник

Пение для детей. Обучение детей пению.

с какого возраста учить ребенка пению. 69d4080f. с какого возраста учить ребенка пению фото. с какого возраста учить ребенка пению-69d4080f. картинка с какого возраста учить ребенка пению. картинка 69d4080f.

Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>

с какого возраста учить ребенка пению. avatar 3. с какого возраста учить ребенка пению фото. с какого возраста учить ребенка пению-avatar 3. картинка с какого возраста учить ребенка пению. картинка avatar 3.

Если ваш ребенок часто поет, повторяет песенки из мультиков, любит выступать, устраивает концерты, стоит сделать уклон на развитие вокальных способностей. Как показывают биографии многих звезд, все они начинали петь в очень раннем возрасте.

С чего начать обучение детей пению

В начале нужно определить уровень вокальных данных. Для этого сделайте небольшую проверку на координацию слуха и голоса. Сыграйте мелодию или дайте ребенку послушать отрывок песни и попросите повторить. Если он повторяет точно по нотам, значит начать нужно с постановки дыхания. Если с интонированием есть проблемы, параллельно нужно делать специальные упражнения на развитие слуха.

Когда вы знаете возможности своего чада, важно определиться, куда же отдать дитя на обучение пению.

Если у вашего ребенка сильный и звонкий голос, не стоит идти в хор

Если у вашего ребенка сильный и звонкий голос, не стоит идти в хор. Неправильное пение других детей может ухудшить пение вашего ребенка. К тому же, на фоне остальных, такой голос будет сильно выделяться и его нужно будет постоянно приглушать. Тихое пение на малом диапазоне затормозит развитие голосовых данных вашего ребенка. Лучшее решение – это занятия, в которых будет индивидуальный подход, то есть, нужно заниматься сольным пением.

С какого возраста можно начать обучение детей пению

Начать обучение вокалу можно в любом возрасте. Но, чем раньше ребенок освоит базовые навыки пения, тем лучше будут его результаты.

При этом нужно учитывать, что после мутации голоса его свойства и звучание поменяются (у девушек примерно в 18 лет, у парней в 14-15). С этого возраста можно заниматься вокалом профессионально и давать большие нагрузки.

Как заинтересовать ребенка заниматься пением

Если вы никогда не пели и не выступали и, вообще, считаете, что пение – это только развлечение, ваш ребенок тоже будет так думать. Он не будет воспринимать уроки музыки всерьез.

Главное вызвать искреннее желание петь

Польза пения для детей:

В утробе:

Обучение детей пению можно начинать с зачатия. Ученые установили, что пение чудесным образом влияет на еще не родившихся малышей. В ходе эксперимента беременным женщинам включали разные мелодии по 15 секунд и фиксировали активность мозга малышей. Выяснилось, что малыши не только реагируют на пение, но и проявляют эмоции: грусть и радость.

Младенчество

Младенцы учатся воспроизводить звуки с помощью голоса, повторяя голос мамы. Если в детстве ребенку петь песни, включать музыку, музыкальные мультфильмы и сказки, ребенок вырастет очень музыкальным. Он сможет повторить мелодию чисто, без фальши, так как у него будет хорошо развита координация слухового и голосового аппаратов. А еще пение развивает музыкальный слух и вкус. Такие детки легко запоминают любые мелодии, начиная от классических и заканчивая популярными песнями.

Детство

Занятия с логопедом часто бывают не эффективны из-за того, что ребенку скучно

Занятия вокалом подходят всем деткам, в независимости от характера, темперамента и физических данных. Ведь для того, чтобы петь, не нужно иметь длинные пальцы или тонкую талию, не нужно быть сильным или гибким, даже уметь попадать в ноты не обязательно. Поэтому каждый ребенок может найти и проявить себя через пение.

Источник

Как научиться петь? Рекомендации от родителей для детей и подростков

Научиться петь может абсолютно каждый человек. Вне зависимости от того, какими базовыми способностями он обладает. Умение петь является обычным навыком, который можно освоить. Так же, как, например, рисование.

Поэтому, если ваш ребенок не был предрасположен к пению раньше, то пусть не расстраивается. Он может добиться желаемого. И с легкостью научится петь абсолютно разные песни. Мы расскажем о том, как это сделать.

Какой возраст является оптимальным для того, чтобы научиться петь?

с какого возраста учить ребенка пению. content 1. с какого возраста учить ребенка пению фото. с какого возраста учить ребенка пению-content 1. картинка с какого возраста учить ребенка пению. картинка content 1.

Научиться петь может ребенок любого возраста. Как совсем маленький, так и подросток. Который вскоре окончит школу.

Научиться петь можно даже в условиях «отсутствия голоса». В этом случае навык предстоит развивать более интенсивнее. Тренировки будут сложнее. Однако, добиться результата в любом случае будет можно.

Если вы думаете, что у ребенка «нет голоса», то ошибаетесь. Каждый человек может красиво петь. Важно только лишь усердно тренироваться, и найти подходящий для себя жанр. Например, один ребенок будет ужасно петь поп-песни, но отлично проявит себя в джазе. А второму все современные жанры подходить не будут. Но вот русские народные песни он освоит замечательно.

Также, неумение петь часто появляется у застенчивых детей. Из-за неуверенности в себе, они постоянно зажимаются. И, как следствие, не имеют возможности хорошо петь. В любом случае, от проблемы можно избавиться.

В странах СНГ очень много талантливых детей. Практически у всех из них есть хороший голос. Они просто об этом не знают. Скорее всего, в вашем случае ситуация аналогичная.

Можно ли научиться петь без голоса и слуха?

К сожалению, нет. Пока ребенок не разовьет оба навыка, хорошо петь он не сможет. При этом, получить их можно за короткий срок. Буквально за 12 месяцев (возможно, раньше) занятий с преподавателем, тинейджер обретет слух. А также разовьет свой голос на базовом уровне.

Скорость достижения идеального слуха может разниться в зависимости от индивидуальных особенностей подростка. Бывало такое, что человек начинал петь уже через несколько занятий с преподавателем. Потому, что внимательно его слушал и выполнял все команды, которые ему говорят.

Подростку нужно регулярно практиковаться

с какого возраста учить ребенка пению. content 2. с какого возраста учить ребенка пению фото. с какого возраста учить ребенка пению-content 2. картинка с какого возраста учить ребенка пению. картинка content 2.

Даже когда слух и голос ребенка разовьются идеально, он все равно должен будет практиковаться. Для того, чтобы с каждым днем улучшать собственное звучание. На первоначальном этапе ребенок улучшит свой голос для менее серьезных выступлений. Если он захочет выступать на эстраде, то вокал нужно будет развивать более серьезно. Поскольку на эстраде совершенно другой уровень исполнения.

Сколько времени понадобится для того, чтобы ребенок начал петь?

Чтобы ребенок начал более-менее красиво петь, понадобится довольно большой промежуток времени. От одного года до двух. В зависимости от личных особенностей ученика. Однако, спустя это время, он сможет хорошо петь. И даже сможет выступать на различных видах концертов.

Как подростку начать петь?

с какого возраста учить ребенка пению. content 3. с какого возраста учить ребенка пению фото. с какого возраста учить ребенка пению-content 3. картинка с какого возраста учить ребенка пению. картинка content 3.

Где учиться петь?

Рекомендуем отдавать тинейджера на занятия к профессиональному певцу. Который, к тому же, подрабатывает учителем. И имеет профессиональные методики для обучения детей. Важно, чтобы о человеке было много отзывов. В том числе, и положительных.

Стоимость обучения у профессиональных певцов будет довольно высокой. Но и эффект вы получите максимальный. Тинейджер сможет научиться петь за короткий срок. И будет делать это профессионально. Поскольку преподаватель ему объяснит, как это работает.

Школа, в которую вы планируете отдавать ребенка на вокал, должна быть известной в городе. О ней должны быть отзывы в интернете. Они должны быть хорошими. Это очень важно. По той причине, что, при отсутствии отзывов, гарантий высокого качества обучения не будет.

Тем не менее, мы рекомендуем отдавать предпочтение личным занятиям с певцами. Обычно они используют современные методики обучения. Которые позволяют тинейджеру с легкостью добиться желаемого.

Как тинейджеру научиться петь и улучшить свои навыки?

с какого возраста учить ребенка пению. content 4. с какого возраста учить ребенка пению фото. с какого возраста учить ребенка пению-content 4. картинка с какого возраста учить ребенка пению. картинка content 4.

Порекомендуйте тинейджеру улучшать, в первую очередь, свой слух. Он должен уметь слышать себя. То, как он поет. И развиваться в этом плане. Если ему удастся достигнуть желаемого, то это положительно на него повлияет. Поскольку слух тинейджера в этом случае будет значительно развит. И он сможет хорошо петь.

Как ребенку улучшать свой слух?

Умение слышать себя подросток может развить с помощью нескольких методик. Для этого тинейджеру нужно:

Каким вопросом должен задаваться тинейджер во время прослушивания разных песен?

с какого возраста учить ребенка пению. content 5. с какого возраста учить ребенка пению фото. с какого возраста учить ребенка пению-content 5. картинка с какого возраста учить ребенка пению. картинка content 5.

К прослушиванию песен тинейджер должен подходить с профессиональной точки зрения. Он не должен слушать музыку просто для развлечения. Он должен стараться находить в разных песнях интересные особенности пения. И перенимать их для себя. Для того, чтобы в дальнейшем использовать в песнях собственного сочинения.

Как улучшить голос для пения?

Чтобы улучшить голос и подготовить его к красивому пению, тинейджеру достаточно получить базовые знания при работе с преподавателем. А затем регулярно тренироваться. И улучшать свой слух. При условии выполнения этих упражнений, тинейджер начнет отлично петь.

Как развить голос?

с какого возраста учить ребенка пению. content 6. с какого возраста учить ребенка пению фото. с какого возраста учить ребенка пению-content 6. картинка с какого возраста учить ребенка пению. картинка content 6.

Для того, чтобы развить голос, подростку предстоит много работать. Он должен будет регулярно напрягать голосовые связки. Улучшать состояние бронх. Укреплять их. Также, особое внимание нужно уделить развитию трахеи.

Чтобы улучшить состояние различных мышц, тинейджеру предстоит выполнять специализированные упражнения. Их рекомендуется делать исключительно под надзором тренера. Поскольку, если выбрать неправильную технику, можно причинить себе вред.

При этом, улучшать состояние голоса можно с помощью универсальных общеразвивающих упражнений. Они будут являться полезными для тинейджера. И помогут ему лучше почувствовать себя в течение дня.

Упражнения для развития голоса

Существуют следующие упражнения для развития голоса:

Источник

УРОКИ ПЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ: КОГДА НАЧИНАТЬ И КАК УЧИТЬСЯ?

с какого возраста учить ребенка пению. chlrap0u5u04c040w4w4ssogg. с какого возраста учить ребенка пению фото. с какого возраста учить ребенка пению-chlrap0u5u04c040w4w4ssogg. картинка с какого возраста учить ребенка пению. картинка chlrap0u5u04c040w4w4ssogg.

Петра Распел – преподаватель пения из Шотландии. За ее плечами двадцать лет практики, мастер-классы по всей Европе, преподавание в классической и современной традиции, эстрадного и театрального вокала.

В своей ежедневной практике я сталкиваюсь с огромным количеством певцов: от начинающих до опытных, от профессионалов до любителей. Но сейчас я хочу поговорить о совершенно отдельной группе учеников: детях.

Нужно ли им учиться в группах или наедине с репетитором? В каком возрасте начинать? Как и чему они должны учиться?

Когда я только начинала свою преподавательскую практику, я делала то же самое, что делают почти все учителя вокала по всему свету – не брала учеников до определенного возраста. Если мне кто-то звонил и говорил, что его девятилетняя дочка хочет учиться петь, я сразу отвечала «НЕТ» и предлагала пойти поучаствовать в детском хоре. Я заняла такую позицию просто потому, что детские (и подростковые) голоса просто не готовы к полноценному тренингу, за очень редким исключением. У большинства из нас гортань приобретает взрослые пропорции только к 20-23 годам – так что торопиться действительно не стоит, есть масса других способов изучать музыку.

Но если детям очень нравится петь, нужно позволять им делать это!

с какого возраста учить ребенка пению. d8s87t3kh48o00c4kkg4sw8ss. с какого возраста учить ребенка пению фото. с какого возраста учить ребенка пению-d8s87t3kh48o00c4kkg4sw8ss. картинка с какого возраста учить ребенка пению. картинка d8s87t3kh48o00c4kkg4sw8ss.Да, разумеется! Но все-таки существует огромная разница между любовью к пению и настоящим тренингом. Огромное количество людей любит петь, но это не значит, что они хотят тренировать свой голос. Пение в принципе повышает музыкальность ребенка, и в этом я вижу главную ценность ранних попыток. И, по моему мнению, детский голос должен сохранять свои натуральные свойства: голос 8-летнего – это не голос 25-летнего.

В какой-то момент я подумала: ну, окей, они любят петь – возможно, есть смысл начинать их учить рано, пока они не развили каких-нибудь плохих привычек, от которых позднее будет очень тяжело избавиться. Так что несколько лет назад я пересмотрела свою позицию и начала принимать и маленьких детей, чтобы они не рычали и не орали под свои любимые треки без присмотра.

Конечно, с маленькими детьми нужно проводить совершенно особенную работу. Многие учителя действуют по принципу караоке, позволяя детям подпевать Рианне или Эми Уайхаус – для меня же это неприемлемо по огромному количеству причин. Меня сдерживают и технические, и этические критерии. Конечно, если маленькой девочке очень нравится Рианна, она все равно будет подпевать ей дома. Но когда речь заходит об учительской практике, то я считаю, в некоторых случаях нужно менять лирику и строй песни.

Если не говорить об этической стороне проблемы, то хотя бы строй песни в большинстве случаев нужно менять обязательно. Детям неуютно низко рычать или вытягивать высокие ноты, к которым они пока не готовы. Поэтому, если это в ваших силах, попробуйте найти или сделать измененные варианты песен, которым хочет научиться ваш ребенок.

Голос ребенка – это не голос взрослого человека!

с какого возраста учить ребенка пению. 2om25cgs692ccog0cc440oo4c. с какого возраста учить ребенка пению фото. с какого возраста учить ребенка пению-2om25cgs692ccog0cc440oo4c. картинка с какого возраста учить ребенка пению. картинка 2om25cgs692ccog0cc440oo4c.Это то, что порой очень сложно объяснить родителям. Голос ребенка меньше голоса взрослого в буквальном смысле этого слова. Дети физически не способны создать тот же объем и диапазон, как взрослые – ну, по крайней мере, без напряженного тренинга. Объем их легких гораздо меньше (что, однако, не является большой проблемой, им разве что приходится дышать гораздо чаще), то же самое касается их глотки. Глотка – это главная проблема, и именно от нее зависит диапазон. Их голоса довольно быстро утомляются, если можно так сказать. Конечно, всегда есть исключения. Но это случается крайне редко.

Так что мы должны обучать детей пению с помощью техники, отличающейся от обучения взрослых. Кстати, это не имеет никакого отношения к стилю музыки: дети могут петь в любом стиле – от поп-музыки и мюзиклов до классики. Репертуар всегда должен подбираться индивидуально, чтобы он совпадал и со вкусами, и с возможностями ребенка. Некоторые детские голоса очень неподатливы, и становятся более чувствительными только после подростковой перемены голоса (внимание! Это касается как мальчиков, так и девочек). В это время лучше ничего не навязывать и не пытаться как-то изменить голос, лучше позволить природе идти своим путем.

Когда родители просят меня принять ребенка, я всегда приглашаю их на индивидуальную встречу. Если ребенок способен сосредоточиться на полчаса, то, скорее всего, он готов к урокам. Многим детям из начальной школы довольно трудно концентрироваться на это время. Но, опять же, все дети разные. Мне приходилось встречаться и с очень сосредоточенными шестилетними детьми, и с десятилетними, которых приходилось отсылать домой просто потому, что они еще не готовы учиться.

В группе или с репетитором?

Что касается групповых или частных занятий, то нет никаких преимуществ одного варианта перед другим. Однако обязательно следите за тем, чтобы преподаватель подходил к каждому ребенку индивидуально и ни в коем случае не навязывал какие-то песни, которые ребенку не нравятся. Это самое важное в раннем обучении – он должен получать удовольствие от процесса и замечать улучшения, что очень трудно делать, работая с неприятным для него материалом.

О том, как выбрать правильный микрофон для своего ребенка читайте здесь.

Источник

Начинайте с колыбели. Часть I

Когда начинать музыкальное воспитание ребенка. Как организовать слушание музыки?

с какого возраста учить ребенка пению. 3202. с какого возраста учить ребенка пению фото. с какого возраста учить ребенка пению-3202. картинка с какого возраста учить ребенка пению. картинка 3202.Анатолий Зак детский психолог, автор книг для родителей

с какого возраста учить ребенка пению. 3208. с какого возраста учить ребенка пению фото. с какого возраста учить ребенка пению-3208. картинка с какого возраста учить ребенка пению. картинка 3208.Лев Мадорский преподаватель музыкальной школы, автор книг о музыкальном воспитании детей

Многих родителей не удовлетворяет, если мы так неопределённо, словами, вынесенными в заголовок, отвечаем на их вполне конкретный вопрос «Когда начинать музыкальное воспитание?». И тогда мы приводим афористично-ёмкий ответ на тот же вопрос известного венгерского педагога и композитора Залтана Кодаи: «За девять месяцев до рождения ребёнка. А ещё лучше — за девять месяцев до рождения его матери»

Чем раньше, тем лучше

Это не просто красивый афоризм. Именно так дело и обстоит. Просим извинить, если подобным ответом несколько нарушили ваше душевное спокойствие. Ведь многие привыкли считать, что воспитание ребёнка, в том числе музыкальное, надо начинать значительно позже. А до трёх-четырёх растёт здоровеньким, и слава Богу. Новейшие психолого-педагогические исследования показали, что время, упущенное для воспитания в дошкольном возрасте, трудно восполнить. Особенно необратимые последствия имеет потеря первых лет. От момента рождения до 4-х.

Известный сторонник раннего активного развития детей Масаре Ибука (Япония), отстаивающий именно такую точку зрения, в своей книге «После трёх уже поздно» в качестве доказательства приводит примеры детей (только в Индии известно несколько подобных случаев), которые были в младенческом возрасте похищены волками, а в три-четыре года найдены и возвращены к человеческой жизни. Несмотря на все попытки учёных (история Тарзана — прекрасная сказка), эти дети не смогли подняться с животного уровня развития. Они не смогли научиться не только читать или считать, но даже членораздельно говорить.

Это, впрочем, не означает, что мы полностью согласны с максимализмом Масаре Ибука или его современного российского последователя Павла Тюленева, тоже утверждающего, что «после трёх поздно». Думаем, что всё обстоит не так драматично. Есть масса примеров, когда дети, ранним музыкальным воспитанием которых никто не занимался, впоследствии становились не только большими любителями музыки, но и профессиональными музыкантами. В том числе музыкантами высокого уровня. Кстати, вопрос о соотношении генетической предрасположенности и окружающей среды трактуется по-разному и до сих пор остаётся открытым.

И всё-таки многое говорит в пользу того, что ранний период в жизни ребёнка необычайно важен, что у детей до трёх-четырёх лет огромный жизненный потенциал. Их сознание — чистый лист. Оно не имеет стереотипных представлений и активно впитывает всё новое. Познаёт окружающий мир. Именно в это время клетки головного мозга усиленно развиваются. Дети до 4-х лет готовы учиться, хотят учиться, получают от учёбы удовольствие. Несомненно, что этот возрастной феномен необходимо использовать.

Масаре Ибука рассказывает об эксперименте, проведённом в Японии в центре раннего развития, который он возглавлял. Одной группе детей в возрасте 1-2 лет давали постоянно, но небольшими порциями, слушать классическую музыку (случайно выбор пал на музыку Бетховена), а другим не давали. Дети в «бетховенской» группе оказались более понятливыми и эмоционально восприимчивыми.

Что получается? То, чему дети постарше, как и взрослые, учатся годами, медленно и трудно, крошечные карапузы овладевают легко и играючи. Яркий пример — изучение иностранных языков. В семидесятые годы у авторов в Москве был знакомый афроамериканец. Его пятилетняя дочка свободно говорила на четырёх языках — русском, английском, французском и испанском, хотя ни одному из языков специально не училась. Просто папа говорил с ней по-английски, мама — по-русски, жившая с ними бабушка — по-французски, и, что особенно удивительно, другая бабушка на испанском. Удивительно потому, что эта испаноговорящая бабушка приходила к внучке только два раза в неделю на несколько часов. Сказанное выше в полной мере относится и к музыкальному воспитанию.

Первый год. Звуковое окружение

Итак, у вас в семье большая радость — родился ребёнок. Сынок или дочка. Как правильно создать музыкальную среду его обитания? Как развить в этом возрасте музыкальные способности? Как пройти между Сциллой насильственного навязывания своих представлений и Харибдой полного невмешательства?

С самого рождения младенец попадет в мир звуков. Это голоса близких, поскрипывание кроватки, звон погремушек, шум машин за окном и множество других самых разнообразных звуков — сердитых, нежных, резких, громких, взрослых, детских. Младенец вслушивается в мир звуков и старается его понять. Уже в два-три месяца у него появляется некоторое эмоциональное восприятие звукового окружения. Малыш поворачивает в сторону звуков голову, фиксирует глазами источник звука, а с 7-8 месяцев пытается имитировать то, что слышит — гулит, произносит отдельные звуки, иногда даже напевает. Ребёнок начинает понимать, что и звуки, которые издаёт он сам, вызывают реакцию окружающих.

К этому времени малыш, не улавливая ещё смысла слов, тонко чувствует интонацию, мелодику человеческой речи. На ласковый тон — улыбается, тянется ручками. Скажите то же самое сердито — пугается, плачет. Постарайтесь по возможности огородить его от звуков громких, диссонирующих, чересчур резких. Неокрепшей нервной системе малыша противопоказаны резкие звуковые эффекты. Услышав громкие звуки, например, шум дрели за стеной или, что ещё хуже, ссоры родителей, карапуз морщится, сердится, иногда плачет. Если подобных звуков много и они повторяются регулярно, ребёнок становится нервным, возбудимым, плохо кушает и спит. Мелодичные, тихие и нежные звуки, напротив, действуют на него успокаивающе, доставляют удовольствие. Поэтому важно создать вокруг малыша звуковое окружение, насыщенное такими звуками. Уместны колокольчики, погремушки, музыкальные игрушки. В том числе такие, которые висят над кроваткой и до которых он сам может дотянуться. Особенно благотворное влияние на раннее музыкальное развитие ребёнка оказывает пение матери.

С пением матери связаны первые важные музыкальные впечатления. Веками матери пели у колыбели ребёнка самые нежные, самые задушевные песни. И первые воспоминания о пении матери или няни (вспомните, какие добрые слова пишет Пушкин об Арине Родионовне) у многих из нас связаны с ощущениями счастья, любви, нежности.

Сегодня песня, в том числе у колыбели, уходит из семейной жизни. Некоторые стесняются своего голоса. Другие считают, что это ни к чему, когда есть такое огромное количество звучащей и поющей техники и что петь малышу несовременно. У многих в нашей суматошной жизни голова забита другим, и им не до песен. А жаль. Если хотите, чтобы ваши сын или дочка полюбили музыку, чаще пойте им. Пение мамы, пение других близких людей — самый лучший добиться того, чтобы ребёнок с рождения реагировал на музыку как на что-то приятное и радостное.

Знаем семью, в которой родители, заметив, что 11-месячный ребёнок пытается имитировать интонации их голоса и пения, стали разыгрывать дома целые оперные сцены, обращаясь к карапузу с импровизированными напевными речитативами.

— Вставай, маленький, любимый Сашенька, — напевали они утром на разные мотивы.- Как тебе спалось, сыночек? Давай будем одеваться. А где же наша рубашечка? И т.д. и т.п.

Результаты оказались поразительными. К двум годам Саша очень любил петь, а к трём распевал многие детские песенки: «Ёлочку», «Крокодил Гена», «Мы едем, едем, едем. » и др. Добавим, что примеров, когда певческий контакт родителей и детей помогал музыкальному развитию ребёнка, в нашей практике довольно много.

Иногда папа или мама спрашивают: «А как быть, если у меня нет слуха, и я пою фальшиво?» У педагогов на этот счёт нет единого мнения. Американский психолог, специалист по раннему воспитанию Глен Доман, например, считает, что в этом случае петь ребёнку нежелательно, так как музыкальный слух ребёнка может испортиться. На наш взгляд, главное в пении родителей — не точное интонирование, а эмоциональный контакт, музыкальная направленность общения, любовь к пению. А также, повторимся ещё раз, личный пример. Остаётся добавить: представление, что если у родителей нет слуха, то и у ребёнка не будет, не имеет под собой достаточных оснований.

Когда музыка звучит с первых дней

Из огромного мира звуков особенно влекут малыша музыкальные звуки. Выдающийся русский физиолог В. М. Бехтерев считал, что для развития музыкальности надо давать младенцу слушать музыку с первых дней жизни. Но как определить подходит ли данная музыка вашему ребёнку? Бехтерев предложил способ простой и надёжный: «Маленькие дети живо реагируют на музыку. Одни произведения вызывают плач и раздражение. Другие — радостные эмоции и успокоение. Этими внешними реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных произведений».

Музыка и движение

Музыка и эмоции тесно связаны. Уже в три-четыре месяца малыш не только прислушивается к музыке, но и воспринимает её эмоционально. При звуках колыбельной лежит тихо, спокойно. Под живую, весёлую музыку улыбается, радуется. Весёлая музыка побуждает самых маленьких к разнообразному проявлению активности: возгласы, подпевание, движения плясового характера. Такую активность надо всячески поддерживать. Вы доставите большое удовольствие крошечному, ещё не умеющему сидеть ребёнку, если возьмёте его за кисти рук и под весёлую музыку будете совершать разнообразные движения. Всё это не только способствует улучшению его настроения, развивает двигательную активность, но и создаёт важную эмоциональную связь: музыка — это радость и удовольствие.

Так музыка постепенно входит в жизнь ребёнка. Он уже затихает и внимательно смотрит на источник звука, который собираются включить родители. Он ждет музыку.

Опыт семьи Алферовых

Интересный пример раннего слушания музыки, описанный в педагогической литературе, опыт семьи Алферовых. И папа, и мама любили музыку, но не имели музыкального образования. Грише давали слушать музыку Баха (выбор композитора был случайным) начиная с одного месяца. Мальчику нравилось слушать: он поворачивал головку на звук музыки, улыбался. Уже с четырёх месяцев проявилась избирательная способность малыша. У него появились свои любимые произведения — скрипичные концерты Баха и Вивальди. Любопытно, что Грише нравились не все концерты Вивальди, а только некоторые. Родители уходили в другую комнату, занимались своими делами и узнавали об окончании звучания музыки по плачу младенца.

Опыт семьи Алферовых исключительно успешен. В девять месяцев Гриша с удовольствием слушал песни, пытался напевать. В год он уже чисто пел несколько простых детских песенок. К четырём годам песенный репертуар Гриши значителен. В нём как детские, так и взрослые песни. Он любит слушать и классическую музыку. Среди его любимых композиторов — Бах, Вивальди, Мусоргский, Гайдн. Мы не считаем Гришу вундеркиндом. Потому что знаем немало примеров, когда правильно организованное раннее слушание музыки, подкреплённое заинтересованностью родителей, способствовало активному развитию музыкального слуха, памяти, эмоциональной восприимчивости.

Итак, мы определились, какую музыку давать слушать малышу и всё ближе подбираемся к следующему вопросу.

Как слушание музыки организовать?

Без ответа на него все предыдущие рассуждения теряют смысл. Вот несколько основных правил.

— Музыка, даже самая замечательная, не должна звучать постоянно. В этом случае она не только перестаёт восприниматься как удовольствие и радость, но перестаёт восприниматься вообще.

— Музыка не должна звучать слишком громко.

— Не надо давать слушать музыку ребёнку, если по каким-то причинам он к этому не расположен. Вы это почувствуете по реакции малыша.

Сначала длительность слушания музыки не должна превышать 2-3 минут по 3-4 раза в день. Постепенно к 9-12 месяцам это время можно увеличить до 15-20 минут. К году, а, иногда и раньше ребёнок будет сам показывать на источник музыки и просить его включить. К этому возрасту его реакция на музыку (нравится/не нравится) станет более определённой.

И здесь нам поможет игра.

Игра первая. Малышу уже два-три месяца. В это время малыш начинает улавливать связь между звуком и его источником. Вы звоните в колокольчик или стучите в погремушку, которые находятся в поле зрения ребёнка. Потом отводите источник звука в сторону, чтобы малыш его видел. Он тянется взглядом и радуется, что обнаружил звучащие предметы снова.

Игра вторая. В пять-шесть месяцев, когда малыш начинает ползать, вы прячетесь с колокольчиком в руках и звоните. Малыш по звуку находит вас. Постепенно вы можете прятаться всё дальше и дальше.

Игра третья. В этом же возрасте в виде игры можно построить и слушание музыки. Вы включаете источник звука, ставите его на пол и слушаете секунд 20-30. Потом накрываете его легкой тканью и говорите маленькому слушателю: «Где музыка? Нет музыки?» Ребёнок с удовольствием принимает игру и, радуясь, что ситуация ему ясна, ползёт к источнику звука и снимает покрывало. Потом возвращается обратно и ждёт, пока вы снова включите музыку. После такого «подвижного момента» малыш слушает музыку с новым интересом.

От 1 до 4. Музыкальные игрушки.

Мы согласны с Никитиными, что «один год — стартовая площадка для запуска всех возможностей ребёнка». Это именно тот возраст, когда определяется дальнейшее развитие малыша. Почему? Во-первых, с этого возраста он начинает не ползать, а ходить. И поэтому видит окружающий мир значительно лучше и полнее. Во-вторых, кроха начинает говорить. Речевое общение с близкими даёт значительный толчок его развитию. И, наконец, в-третьих, после года малыш может брать в руки предметы и изучать их. Важную роль в этом возрасте приобретают музыкальные игрушки.

Таких игрушек (поющие куклы, детские компьютеры, машинки, проигрывающие мелодии и др.) сейчас выпускается огромное количество. И о них не надо забывать, когда вы создаёте для ребёнка, по выражению Марии Монтессори, «культурное пространство». Какими правилами необходимо руководствоваться, обеспечивая малыша звучащими игрушками?

Лев Мадорский,
преподаватель музыкальной школы
Анатолий Зак, детский психолог

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *