с какого момента надо учить детей общаться какая роль в этом процессе принадлежит взрослому
Общение малышей со сверстниками
Чем раньше вступает ребенок в общение с другими детьми, тем лучше это сказывается на его развитии и умении адаптироваться к обществу. Неумение малыша налаживать контакты со сверстниками существенно затрудняет привыкание его к новым социальным условиям.
Как ребенок научится ладить со сверстниками в детстве, так и будет поддерживать отношения с родными в семье, со знакомыми, с сослуживцами на работе. Взрослый должен помогать детям в налаживании контактов друг с другом.
Правильно организованное общение:
♦ обогащает детей впечатлениями;
♦ является источником разнообразных эмоций;
♦ учит сопереживать, радоваться, сердиться, стоять за свои права;
♦ помогает преодолеть робость;
♦ способствует становлению личности;
♦ формирует представление о другом человеке — ровеснике;
♦ начинает развивать способность понимать других людей;
♦ подготавливает к последующему общению со сверстниками.
Общение со сверстниками также имеет свой онтогенез. М. И. Лисиной выделены несколько его этапов.
1. Эмоционально-практическое общение (2–4 года) основано на подражании, совместной деятельности, ярких эмоциях. Основные средства общения на этом этапе — локомоции и экспрессивные движения. В сверстнике дети этого возраста обычно видят самих себя, а его индивидуальных особенностей не замечают. Наблюдения за 12-месячными младенцами показывают, что никто из них практически не обращает внимания на других детей. В 18 месяцев эпизоды сотрудничества случайны, но уже есть, а в два года практически все дети способны к сотрудничеству.
2. Ситуативно-деловое общение (4–6 лет). В этот период наблюдается расцвет ролевой игры, и внимание ребенка начинают привлекать сверстники. Главное содержание общения — деловое сотрудничество, начинают проявляться конкурентное начало и соревновательность.
3. Внеситуативно-деловое (6–7 лет). На этом этапе становится возможным «чистое» общение, когда дети могут разговаривать без действий. Начинают проявляться сопереживание, бескорыстная помощь, которая знаменует собой начало появления дружбы.
В школьном возрасте социальная ситуация развития ребенка вращается вокруг учебной деятельности, поэтому круг значимых взрослых расширяется за счет включения в него учителей. Дружба со сверстниками во многом определена отношением со стороны учителя.
В подростковом возрасте ситуация радикально меняется: резко возрастает авторитет группы ровесников, а мнение старших надолго отходит на второй план.
Зрелое общение взрослых людей характеризуется децентрацией (способностью принять позицию другого, не сливаясь с ней), ответственностью, личностным отношением к собеседнику и уважением его индивидуальности. Зрелое общение свободно от объектных манипулятивных тенденций и является условием и проявлением способности человека к личному росту и самоактуализации (Э. Фромм). Возрастные трансформации характера общения детей между собой, его особенности представлены ниже (табл. 7.3).
Таблица 7.3
Изменение общения детей со сверстниками с возрастом
Общаясь на равных, дети:
♦ стремятся заинтересовать собой;
♦ изобретают разные способы привлечения к себе внимания;
♦ демонстрируют друг другу свои умения;
♦ чутко отзываются на любое действие сверстника;
♦ стремятся сравнить действия другого со своими — сверстник в этом смысле выступает как своеобразное зеркало, в котором малыш видит свое отражение.
Поэтому общение является мощным средством развития самосознания и формирования правильного представления о себе.
Ситуация. Аня, увидев у подружки колготки с яркой заплаткой в виде яблока, разорвала свои и попросила маму зашить их так же.
? Что же произошло?
Решение. Эта ситуация характеризует то, как малыши стремятся проявить интерес к другому ребенку и как хотят вызвать у него интерес своей персоной.
? С какого момента надо учить детей общаться?
Обычно это надо делать тогда, когда ребенок начнет проявлять интерес к другим детям. При этом необходимо учесть, что внимание к сверстнику часто сочетается с отношением к нему как к интересному объекту. Дети предпочитают общаться с теми, кто лучше их понимает (рис. 7.6).
Вопрос. Как влияет развитие речи ребенка на характер общения со сверстниками?
Ответ. Правильно говорящий, умеющий играть малыш обычно хорошо понимает своего ровесника и быстрее вступает с ним в контакт.
Задание. Понаблюдайте за процессом адаптации ребенка к новым условиям в группе. Обратите внимание:
♦ на действия малыша с игрушкой, на их длительность, разнообразие, на сосредоточенность ребенка на игре;
♦ на реакцию его после предложения взрослого поиграть, на характер этой реакции;
♦ исследует ли он новые игрушки и как проявляется при этом его интерес;
♦ обращается ли за помощью к кому-либо при неудаче.
Задание. Понаблюдайте, испытывает ли малыш потребность в общении со сверстниками. Проанализируйте особенности его поведения по плану.
1. Внимание и интерес к сверстнику, как он рассматривает сверстника, его лицо, фигуру, действия и т. д.
2. Эмоциональное отношение к сверстнику, отмечается ли проявление удовольствия от встречи и контакта, насколько глубоко ребенок сосредоточен на том, что делает сверстник.
3. Желание и умение ребенка отвечать на адресованные ему действия, чувствительность к инициативе сверстника.
Задание. Понаблюдайте за поведением детей в ситуации ссоры:
♦ из-за желания сесть ближе к воспитательнице;
♦ из-за чего-то другого.
Вопрос. С какого момента надо учить детей общаться? Какая роль в этом процессе принадлежит взрослому?
Ответ. Детей нужно учить общаться с тех пор, как начнет проявляться интерес друг к другу. Внимание ребенка к другим детям обычно совмещается с отношением его к сверстникам как к интересным объектам. Главная роль в этом процессе принадлежит взрослому.
Ситуация. Два малыша 3 лет радостно общаются друг с другом.
? Как могут повести себя дети, если взрослый поместит между ними игрушку (например, машинку)? Дайте психологическое обоснование своему ответу.
Решение. Общение в данной ситуации прекратится, поскольку игрушка выступит в роли яблока раздора, нарушит гармонию взаимоотношений. Появление игрушки провоцирует ситуацию борьбы между детьми за привлекательную вещь.
Ситуация. В исследованиях Л. Н. Галигузовой, Е. О. Смирновой детям 1,5 лет показывали разные изображения. В первом случае на экране появлялась улыбающаяся женщина, потом — игрушки, животные, а в заключение — лицо смеющегося маленького ребенка.
? Спрогнозируйте реакцию детей на эти три группы картинок.
Какие изображения будут для ребенка предпочтительными?
Решение. На все картинки дети живо реагируют. Они радостно улыбаются, смеются, называют то, что видят. Это неудивительно, ведь взрослый человек является центральной фигурой в жизни ребенка, да и игрушки всегда вызывают у него живой интерес.
Дети в возрасте 1-3 лет предпочитают разглядывать людей, а среди людей особое внимание вызывает сверстник. Такая притягательность объясняется тем, что малыш видит в нем самого себя: разглядывая лицо, мимику, одежду ровесника, малыш как бы видит себя со стороны. Даже годовалые малыши, еще не умея выразить словами свое отношение к сверстнику, внимательно разглядывают его изображение.
Ситуация. Дети 2-3 лет, общаясь друг с другом, часто ссорятся, жалуются друг на друга.
? Каковы возможные причины ссор?
Определите предполагаемую тактику поведения взрослого.
Решение. Детские ссоры могут возникать в связи с тем, что:
♦ дети в данном возрасте еще не знают правил общения друг с другом;
♦ они не умеют выразить свое состояние словами;
♦ они не могут ждать, когда другой ребенок удовлетворит свои потребности.
Чтобы свести к минимуму риск возникновения спорных ситуаций, должно быть достаточное количество одинаковых игрушек. Расположить эти игрушки необходимо так, чтобы дети смогли их видеть. Также желательно, чтобы, играя, дети не мешали друг другу. Важно приучать ребенка выражать свои мысли словами, показывать ему примеры совместных действий. Если кто-то из малышей плачет, то следует привлечь к нему внимание всех детей, выразить сочувствие на словах и действиями, успокоить малыша легким поглаживанием, пошептать ему на ушко ласковые слова, привлечь его внимание к другим игрушкам.
Ситуация. Иногда в группе бывают дети, которые кусаются, бьют других, то есть явно выражают агрессивность. Подобное поведение проявляется в отношении как взрослых, так и детей, игрушек.
? Объясните возможные причины подобного поведения, дополнив причины, указанные в решении предыдущей ситуации.
Решение. Помимо указанных в ответе на предыдущую задачу причин, необходимо обратить особое внимание на то, что агрессивность ребенка может быть связана и с фрустрирующими моментами, и как результат подражания агрессивным действиям своих родителей или его старших братьев, сестер.
Ситуация. Многие родители считают, что недостатки детского произношения исправляются практикой и заставляют детей по 100 раз в день твердить: «Наташа — каша» или распевать: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку!».
? Правильны ли действия родителей?
Решение. «Это абсолютно неправильно!» — предостерегает логопед Л. Г. Киктенко. Она считает, что родители могут сами помочь ребенку:
♦ если малыш одни согласные звуки меняет на другие (допустим, вместо «Ш» у него получается «С», вместо «Л» — «В»);
♦ когда правильный звук в речи ребенка изредка все-таки появляется, но пропадает в сочетании с другими согласными;
♦ если он путает твердые и мягкие согласные, например смягчает согласные «Л», «Т» там, где это не требуется, либо, наоборот, не умеет произносить их мягко;
♦ если тот заменяет звонкие согласные на глухие («Д» на «Т», «Б» на «П», «В» на «Ф»).
Следует обратиться к логопеду, если малыш:
♦ высовывает язык во время речи, говорит «смазанно», спотыкаясь;
♦ неправильно произносит многие звуки.
1 Киктенко Л. Г. Обучение в игре с помощью логопедической сказки // Здоровье, 1999. — № 10. — С. 75.
Развитие навыков общения у детей раннего возраста
Елена Васюхно
Развитие навыков общения у детей раннего возраста
Тема: «Формирование навыков общения у детей раннего возраста».
Ранний возраст-«возраст нераскрытых резервов», особо важный этап в становлении человека. Как подчеркивал Л. С. Выготский, ранний возраст «сенситивен во всем». Именно в этот период развитие ребенка во многом зависит от социальных условий жизни. Формируется фундамент будущей личности,происходят важнейшие новообразования: ребенок овладевает такими человеческими качествами, как прямохождение и речь, складываются первичная направленность личности, половая идентификация. У ребенка появляется самосознание, малыш становится личностью. Впечатления этого возрастного периода оставляют неизгладимый след в сознании человека и часто являются причиной многих комплексов и проблем, сопровождающих его на протяжении дальнейшей жизни. Разговорная речь – средство общения, но не только. Это и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, осознания своих переживаний и своего «Я» в целом.
В новых требованиях к дошкольному образованию общение детей со сверстниками и взрослыми представлено в образовательных областях «Коммуникация», «Социализация».
Для детей 2-3 лет программой определена следующая задача, связанная с развитием общения: приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; практическое овладение воспитанниками нормами речи.Предполагаемые результаты выражены в сформированности интегративных качеств: «эмоционально отзывчивый» «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения».
В процессе организации общения следует выполнять правила и применять приемы,способствующие установлению взаимопонимания: следить за интонацией и ее соответствием смыслу речи, при произнесении слов обращать внимание на их окончания.
В этот период развивается «деловое сотрудничество». К 2 годам ребенок начинает испытывать потребность в оценке своего участия в «общем деле». Разумеется, в оценке положительной, но именно за дело. Как взрослый должен удовлетворять потребность ребенка в общении? Как развивать общение по поводу предметов? При правильных методах воспитания непосредственное общение, характерное для младенчества, вскоре уступает место общению по поводу игрушек, предметов, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый как бы вводит его в окружающий мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнять действие, направляя его движения. Он учит поведению и обращению с вещами, каждый раз озвучивая словом эти действия.
Во время умывания взрослый должен озвучивать этот процесс так, чтобы вызвать у ребенка положительные эмоции.Например: «Моем ручки водичкой тепленькой, она журчит, льется, мыло пенится, ручки будут чистые…». А поскольку это происходит регулярно, словарный запас расширяется, а эмоционально окрашенная речь воспитывает положительное отношение к водным процедурам.
Надо располагать игрушки предметы, выше уровня досягаемости, но в поле зрения ребенка. Это будет побуждать его обращаться с просьбой к взрослому. Игрушки позволяют ребенку исследовать мир, развивать и проявлять свои творческие способности, выражать чувства, учат общаться и познавать себя. Игрушка-средство развития общения. С ребенком 2-3 лет можно разыгрывать сюжеты с машинками, кубиками, куклами, конструкторами. Любое прочитанное стихотворение несложно превратить в игру-драматизацию с игрушками. Предлагая ребенку игрушку, нужно сразу представить, как ребенок будет с ней действовать, о чем разговаривать. Воспитатель, показывая действия с игрушкой, должен обращаться к ребенку, разговаривать с ним, смотреть ему в глаза, поддерживать и поощрять его правильные, самостоятельные действия. Такие совместные игры с предметами и представляют собой деловое общение (сотрудничество) ребенка со взрослым. Одно из требований к игрушке состоит в том, чтобы она могла стать предметом действия ребенка и средством общения.
Правильно организованное общение:
-обогащает детей впечатлениями;
-является источником разнообразных эмоций;
-учит сопереживать, радоваться, сердиться, отстаивать свои права и т. д. ;
-помогает преодолеть робость;
-способствует становлению личности;
-формирует представление о другом человеке (ровеснике);
-начинает развиваться способность понимать других людей;
-подготавливает к последующему общению со сверстниками.
С какого момента надо учить детей общаться со сверстниками? Обычно с тех пор, как начнет проявляться интерес друг к другу. Необходимо учесть, что внимание к сверстнику часто сочетается с отношением к нему как к интересному объекту. Дети предпочитают общаться с теми, кто лучше их понимает.
Воспитатель при этом:
— помогает ребенку увидеть в сверстнике что-то интересное;
— организует совместные игры детей, одобряет их действия, связанные с эпизодами общения;
— учит доброжелательному выразительному взгляду;
— называть сверстника по имени и т. д.
Дети 2-3 лет часто ссорятся, жалуются друг на друга.Возможными причинами детских ссор могут быть следующие:
— дети в данном возрасте еще не знают правил общения друг с другом;
— не умеют выразить свое состояние словами;
— не могут ждать, когда другой ребенок удовлетворит свои потребности.
Для развития полноценного общения в детском саду О. М. Ельцова, А. Н. Терехова предлагают такую форму работы с детьми,как игровые обучающие ситуации:
В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения. («Устроим кукле комнату», «Построим гараж для машины», «Накроем на стол»).
Ситуация-упражнение, когда ребенок не только слушающий и наблюдающий, но и активно действующий. Включаясь в ситуации-упражнения, дети не только тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, но и учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками.
1. Общение взрослого с ребенком во всех сферах и видах деятельности и как следствие- доверие малыша к взрослому и готовность с ним говорить.
2. Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками и детьми разного возраста.
3.Высокая культура взрослых: педагогов, родителей, близких людей и др.
4. Содействие развитию речевого аппарата.
5. Обеспечение взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
6. Проведение игр, упражнений для формирования навыков общения.
7. Предоставление детям в достаточном количестве игрушек, книг, картинок и др.
Физкультурно–оздоровительные мероприятия на 2013–2014 учебный год ОСЕНЬ СентябрьМладший возраст «В гостях у осени» Старший возраст «Игры которые мы любим» ОктябрьМладший возраст «Мой веселый звонкий мяч».
Проект «В гостях у лета» Цель: развитие свободной творческой личности ребёнка. Задачи развития: • обеспечение психологического благополучия, создание радостного,.
Как научить ребёнка общаться со сверстниками
В школе дети учатся не только наукам, но и общению: дружить и договариваться, искать компромиссы и настаивать на своём, сближаться и строить границы. Однако не всем эта наука даётся легко. И если с алгеброй и биологией ребёнку поможет учитель, то роль наставника в общении лежит на родителях. В этой статье мы расскажем, как научить ребёнка знакомиться и дружить со сверстниками.
Елена Петрусенко
Практикующий социальный психолог. Работает со школьниками с 2007 года.
Как понять, что у ребёнка проблемы с общением
Может казаться, что у школьника всё хорошо: нормальные оценки, учителя не жалуются на поведение, одноклассники не обижают. И в то же время ребёнок несчастлив. Возможно, дело в том, что у него не получается завести себе друзей. Вот несколько признаков, по которым это легко понять:
Почему возникают проблемы с общением
Старшее поколение часто винит в этом гаджеты. На самом деле дети чаще всего используют смартфоны и планшеты как раз для общения: обсуждают видео в ТикТоке, делятся контентом, дискутируют в соцсетях.
И всё же бывают случаи, когда ребёнок предпочитает виртуальное общение потому, что в реальности ему трудно найти друзей. Происходить это может по разным причинам.
Причина 1. Застенчивость
Излишняя робость и нерешительность не позволяют ребёнку подойти и заговорить с другими детьми, поучаствовать в игре или ответить у доски.
Решение: Чтобы свободно сходиться с людьми, нужно преодолеть стеснительность. Для этого у ребёнка не должно быть проблем с самооценкой. Избежать их можно, если относиться к ребёнку внимательно, давать больше самостоятельности, регулярно замечать его успехи, а критиковать только по делу и конструктивно.
Поощряйте стремление ребёнка к общению, хвалите за смелость. И никогда не осуждайте его личные качества, только сам поступок. Одну и ту же информацию можно подать по-разному. Сравните: «Ты не сказал «спасибо», какой невоспитанный, мне за тебя стыдно!» или «А почему ты “спасибо” не сказал? Застеснялся? Не надо стесняться, а то можно подумать, будто ты плохо воспитан. Но это ведь не так, правда?». Второй вариант не навредит самооценке ребёнка.
Причина 2: Отношение в семье
«Молчи, когда взрослые разговаривают!» — ребёнок, который постоянно слышит такое, никогда не научиться общаться.
Решение: Разговаривайте с ребёнком на разные темы, интересуйтесь его мнением, просите рассказать об увиденном на прогулке или в кино. Ребёнку, с которым много общаются дома, будет проще разговаривать со сверстниками. А если его участие в каком-то разговоре нежелательно, объясните это мягко: «Мы обязательно всё обсудим с тобой после, но сейчас нам нужно поговорить отдельно».
Если вы поддерживаете добрые отношения с окружающими, приглашаете в гости друзей, заботливы и внимательны к близким — у вашего ребёнка сложатся правильные представления о том, как общаться с другими людьми. Прекрасные примеры дружбы можно найти в литературе и кино. Обсуждайте отношения героев и их поступки — правильно ли они поступают в тот или иной момент, и что бы сделал ребёнок на их месте.
Причина 3. Отсутствие навыков общения
Другие дети сторонятся ребёнка, который не умеет вести себя в обществе: дерётся, отбирает вещи, кричит и не слушает других.
Решение: Такое поведение — повод задуматься, не копирует ли он кто-то из близких или из телевизора. В любом случае необходимо научить ребёнка общаться со сверстниками. Расскажите о правилах, которые надо соблюдать, чтобы другие дети хотели дружить с ним:
Эмпатия поможет ребёнку понять, что чувствуют другие, а эмоциональный интеллект позволит разобраться в собственных чувствах. Помогите ребёнку развить эти качества — они незаменимы для цивилизованного общения.
Причина 4. Неудачный опыт
Ребёнок попытался завязать новые знакомства, но столкнулся с грубостью или сам по неосторожности повёл себя нехорошо. Теперь он обижен, зол и отказывается общаться с другими детьми.
Решение: Подобные проблемы ребёнок должен научиться решать сам, но на первых порах ему понадобится помощь. Подробно обсудите произошедшее. Пусть он поймёт, что обида и гнев не помогут исправить положение. Объясните, кто, где и почему был неправ, и как избежать повторения ситуации.
Позволять ребёнку учиться на своих ошибках — не значит оставлять наедине с проблемой.
Причина 5. Неумение постоять за себя
Часто детей воспитывают с мыслью, что нужно быть послушным и добрым со всеми. Бывают ситуации, когда это может обернуться против ребёнка. Например, он не может противостоять агрессии других детей и ведётся на их подначки. В результате ребёнок разочаровывается в общении и предпочитает одиночество.
Решение: Ребёнок должен быть готов к тому, что не все дети будут относиться к нему хорошо. Оградить сына или дочь от всех неприятностей не получится, но можно научить правильно на них реагировать.
Научите ребёнка говорить «нет» в ситуациях, когда нарушают его границы или предлагают поучаствовать в сомнительных делах. Объясните, что на обзывательства лучше реагировать с юмором — это часто обескураживает обидчиков. И никогда не лезть в драку первым, но защищаться, если другого выхода нет.
Причина 6. Отсутствие круга общения
Никто из одноклассников не разделяет интересов ребёнка, или ему самому неинтересно общаться с ними.
Решение: Помогите ребёнку найти друзей в другом месте. Посещайте центры детского развития, театральные студии, секции и кружки — ребёнок лучше сойдётся с детьми, которые любят то же, что и он.
Держите дома игры, в которые можно играть компанией и приглашайте в гости детей, знакомьтесь с их родителями.
Главное — подбирайте круг общения ненавязчиво. Если ребёнку не хочется общаться с каким-нибудь мальчиком или девочкой — он имеет на это право.
Причина 7. Интроверсия
У ребёнка интровертивный тип личности: в шумных компаниях ему тревожно и некомфортно.
Решение: Интроверсия — это не проблема. Людям с таким характером приятно быть наедине с собой, они привыкли полагаться на себя и не нуждаются в постоянном общении. Если ваш ребёнок интроверт, не стоит заставлять его общаться с другими детьми — таким образом вы можете травмировать его психику.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно