с какого месяца можно учить щенка командам
Как дрессировать щенка
Желание ласкать, баловать и просто любить маленького песика вполне естественно и более приятно, нежели стремление заниматься его воспитанием. Почему? Потому что сначала этот маленький живой и такой беззащитный комочек попросту жалко. Непонятно — как и чему его можно научить в таком нежном возрасте. Вот подрастет…
Самая большая ошибка начинающих владельцев — ждать, когда собачка подрастет. Это случится гораздо быстрее, чем вы думаете, и к тому времени подросший щенок начнет дрессировать уже вас, ведь возраст собаки не сопоставим с возрастом человека. Поэтому мы должны знать, как растет и развивается наш питомец.
Развивать хорошее поведение и послушание нужно с раннего возраста. Дрессировку щенка следует начинать как можно раньше, потому что в раннем возрасте у собак наилучшим образом проявляются способности к обучению. Ваш питомец с раннего возраста должен усвоить основные правила поведения как дома, так и на улице. Наравне с дрессировкой важно обеспечить корректную социализацию и адаптацию. Это все поможет вашему щенку стать уверенной в себе и уравновешенной взрослой собакой и избежать нервозности, которая может привести к деструктивному поведению.
Дрессировка щенка. Первые шаги
2-3-месячный питомец вполне готов усваивать информацию на уровне 4-5-летнего ребенка. Дрессировка щенка — процесс, необходимый с первых дней пребывания в домашних условиях. Пусть это будут самые простые команды, например: «Место», «Лежать», «Нельзя», «Фу», «Ко мне». К 6 месяцам собака уже освоит их, и на прогулке вам останется только закрепить полученный результат.
Возраст 6-месячного щенка примерно равнозначен возрасту 10-летнего ребенка. Продолжается активное исследование окружающего мира. Он уже более уверен в себе, и ему по силам более сложные задания, например «Стоять» или «Ждать». Щенку трудно оставаться неподвижным долгое время, усложняйте задания постепенно, начиная с короткой выдержки. Постепенно можно учить щенка апортировке. И, конечно, все занятия нужно проводить в форме игры, обязательно делая перерывы и не переутомляя питомца. Ведь в таком юном возрасте его нервная система крайне чувствительна.
Занятия надо чередовать с игрой с другими собаками, общением с людьми и прогулками в разных незнакомых местах. Это позволяет социализировать его и приучает к послушанию в разных условиях и незнакомых местах.
С 6 до 10 месяцев щенок превращается в молодую собаку. У него уже поменялись зубы. Он физически окреп, а половое созревание вынуждает его определиться со статусом в вашей семье. Вот тут и пригодится то, что вы кропотливо закладывали в его юную голову с первых дней жизни в вашем доме.
Главная задача — объяснить молодой собаке, что именно вы хотите от нее, какое поведение считаете допустимым в определенных условиях, какое не допустимо ни при каких обстоятельствах. Все члены семьи, включая самых маленьких и пожилых, должны придерживаться тех же установленных правил. Если хозяин сумел правильно расставить приоритеты, будет последователен в требованиях, не унижая собаку, не обращаясь с ней грубо, то собака вырастет послушной, даже если с ней не проходили специальные курсы дрессировки.
Важно помнить, что собака консервативна, она любит предсказуемость, ей легче жить в условиях установленных и нерушимых правил.
Приучение щенка к туалету
Когда вы привезете щенка домой, он, скорее всего, еще не будет полностью приучен к туалету, поэтому в первые недели его жизни у вас могут случаться «конфузы».
Щенки, выращенные в хороших условиях, четко понимают границы своего обитания и быстро выбирают место для своих нужд, обычно в удалении от места сна, куда можно положить пеленку до полного приучения к улице.
Есть ряд приемов, которые помогут избежать такой ситуации:
Выводите щенка часто — после каждого кормления и после сна, а также перед ночным сном и утром, как только встаете сами, чтобы он привык к такому графику. Поначалу каждый раз выводите его в одно и то же место, чтобы он узнавал свой запах.
Если вы заметите, что он кружится или нюхает пол в помещении, это явный признак того, что ему нужно в туалет. В случае «конфуза» не ругайте щенка, но продезинфицируйте это место, чтобы устранить запах. Однако не убирайте, пока он находится в комнате, чтобы избежать повышенного интереса с его стороны, и не пользуйтесь средствами на основе хлора.
Как научить собаку слушаться: советы кинологов и секреты дрессировки
С какого возраста можно дрессировать щенка?
«Самые простые команды можно давать щенку с младенческого возраста. Во время первых тренировок важно не сколько вы будете заниматься, а как — вы устанавливаете правила. Это самые простые упражнения: например, небольшая выдержка перед тем, как собака получит игрушку. Важно не перегружать малыша, первые тренировки должны быть очень короткими.
Следует различать воспитание и дрессировку. Воспитание — витальный навык, залог комфортной жизни с собакой. Она может не знать команд, но при этом быть идеальным компаньоном.
Если вы взяли собаку из приюта, правила будут немного отличаться. Причем зависит это не от возраста собаки, а от условий, в которых она вросла. Если она когда-то жила в доме, и ее выбросили — это одно. Если она выросла на улицах — это совершенно другой случай. Если это щенок с фобиями или просто подрощенный щенок из приюта — снова потребуется совершенно другой подход. В зависимости от бэкграунда собаки, мы сначала ее адаптируем к новым условиям, и только потом предлагаем дополнительные усложнения жизни. Это правило будет общим для щеночка от заводчиков и для беспородной собаки из приюта.
Если собака в стрессе, она перегружена, она не сможет воспринимать новую информацию. Сначала помогите ей адаптироваться к новой жизни, а потом занимайтесь дрессировкой. Когда собака начинает себя чувствовать себя комфортно, можно начинать ее воспитывать — учить правилам взаимодействия с миром. Только после этого мы вводим дрессировку — поведение по команд». — Марина Амбражейчик, кинолог, зоопсихолог.
Как дрессировать щенка — основные правила
«Методов дрессировки несколько и их можно совмещать. Важно выбрать то, что подходит собаке и хозяину. «Механикой» называют более быстрый и более грубый метод дрессировки — так готовили служебных собак в Советском Союзе. Этот способ предполагает, что собаке показывают, что от нее нужно, с помощью рук, ног и натягивания поводка. Это не значит, что собаку бьют, но со стороны это выглядит не очень привлекательно — и этот метод запрещен в некоторых странах ЕС как негуманный. Но российские инструкторы не рекомендуют механику при самостоятельной дрессировке не из-за жестокости, а потому что хозяева часто используют ее неправильно — например, натягивают повод в неподходящий момент, закрепляя нежелательное поведение». — Мария Гербер, кинолог и тренер собак.
Когда можно начинать дрессировку щенка?
Новоиспеченные владельцы щенков часто задаются вопросами: когда уже можно воспитывать и дрессировать малыша, с чего начинать и т.д. Если вкратце: начинать заниматься с щенком следует с первых дней его появления в доме. Вам нужно постоянно направлять его действия в желательное русло, чтобы он не научился плохим с вашей точки зрения вещам.
Начиная с 7-недельного возраста вы уже можете обучать щеночка:
Правильно кушать. Что я под этим подразумеваю: щенок должен понимать, что источник ценного для него ресурса – вы, и что он будет получать еду только за хорошее поведение. То есть если малыш скачет, лает или иным образом перевозбуждается, вы ни в коем случае не ставите перед ним миску с кормом. Дожидайтесь, пока он успокоится (в идеале – сядет), и тогда кормите. Подробнее об этой технике – по ссылке.
Ходить в туалет в положенное место. Про приучение к пеленке у меня на канале также есть отдельная подробная статья. Скажу лишь, что для успеха вам нужно научиться распознавать, когда малыш хочет в туалет, и относить его в такие моменты на пеленку. Ругать за промахи и тыкать носом в лужу категорически нельзя. В 2 – 3 месяца щенок еще просто не способен терпеть.
Маркеры плохого и хорошего поведения. «Нет» или «Фу», произнесенные строго, дают щенку понять, что вам не нравится его текущее поведение, и ему следует его прекратить. «Да» или «Хорошо», сказанные ласково, напротив, поощряют его действия.
Приучение к клетке/вольеру. Это не тюрьма, куда щеночка отправляют за плохое поведение. А его укрытие, где он может спрятаться и отдохнуть. Или вы можете отдохнуть от пристального контроля за щенком, поместив его в вольер, где он не сможет навредить ни себе, ни вещам в доме. Про то, как научить, чтобы щенок не плакал в клетке, тоже писала подробный пост. Кстати, вольер – неотъемлемый помощник приучения к пеленке.
Начиная с 8 недель:
Не кусаться. Не стоит шлепать и ругать щенка за то, что, играя, он кусает вас за руки, но обязательно нужно дать ему понять, что такое поведение неприемлемо. Если вкратце, сообщайте, что вам больно, например, вскрикивая «Ой!», и прекращайте игру (ненадолго). Развернуто по этой теме можно почитать здесь.
Не прыгать на людей. Замрите и не шевелитесь, если щенок на вас прыгает, пытаясь получить внимание. (Отрицательное внимание – тоже внимание и тоже желательно!) Как только он успокоится, похвалите, погладьте или поиграйте.
Выпускать предмет из пасти по команде. Лучше начинать учить этой команде в игре с игрушкой, чем дожидаться, пока щенок подберет и начнет жевать что-то запрещенное. В этом методе вы сами разыгрываете собачку игрушкой, а затем резко обездвиживаете ее и хвалите малыша за то, что он ее в этот момент выпускает. (Про эту технику также была отдельная статья).
Приучение к манипуляциям. Вам нужно научить щенка спокойно стоять или лежать, пока вы его расчесываете, стрижете когти, проверяете уши и зубы. Лучшие помощники в обучении – регулярность занятий и положительное подкрепление. Имитируйте свои действия (или грумера/ветеринара) по уходу и осмотру и хвалите за спокойную реакцию. 3 – 5 минут ежедневно – вполне реально для занятого человека, и по итогу вы получите собаку, которую не нужно связывать или держать впятером, чтобы подстричь когти.
Уважать других питомцев. Если в доме есть другие собаки, коты или прочая живность, щенок должен усвоить, что их нельзя жевать, гонять по дому и в целом, как-либо им докучать, а также проявлять агрессию или ревность.
Начиная с 10 недель:
Ходить на поводке. Первый этап – добиться того, чтобы щенок спокойно относился к волочащемуся за ним поводку и не пытался его грызть. Затем работайте над тем, чтобы собачка не тянула поводок и не слонялась из стороны в сторону. Для этого прекращайте движение при натянутом поводке. Дожидайтесь, пока поводок провиснет, а щеночек обернется на вас, и продолжайте движение в темпе щенка, обязательно хваля его за провисший поводок. Также регулярно меняйте направление движения, чтобы щенок учился следить за вами.
Ждать разрешения выйти перед открытой дверью/воротами. Не позволяйте малышу самостоятельно выбегать из дома или двора. Научиться усаживаться перед дверью и ожидать вашего сигнала. О технике, с помощью которой этому можно обучить, можно почитать по ссылке.
Бежать к вам, когда вы его зовете. Эта команда должны быть у щенка самой любимой, поэтому вы должны создать сильную мотивацию мчаться к вам со всех ног, услышав ваш зов. Как это сделать, рассказываю здесь.
Вести себя тихо. Предупреждать вас лаем об опасности – нормально. Но облаивать соседей, прохожих за окном или выть, когда вас нет дома – нежелательное поведение, над профилактикой которого вы можете начать работать уже в щенячьем возрасте.
Начиная с 12 недель:
Концентрироваться на хозяине. Учите команде «Глазки» – когда щенок смотрит вам в глаза.
Сидеть. Сначала научите садиться по команде, а потом работайте над выдержкой и выполнением навыка на расстоянии от вас.
Идти на место. Научите ложиться на свое место и оставаться там, пока вы не позволите сойти. Это упражнение не только полезно в быту, но еще и учит спокойствию, самоконтролю и расслабляться физически и умственно.
Дальше ориентируйтесь на своего щенка. Как и люди, одни собаки способны дольше концентрироваться и быстро схватывают новую информацию. Другим – требуется чуть больше времени.
Несложным трюкам вроде подавать лапу или вращаться вокруг себя запросто можно обучить четырехмесячного щенка. С физически сложно выполнимы действиями вроде прыжков и хождения на задних лапах лучше повременить до того, пока у собачки не сформируется скелет, то есть где-то после года – двух в зависимости от породы.
Не ожидайте, что щенок будет приходить в восторг от ваших занятий и запросто все выполнять. Нет, он будет отвлекаться и быстро терять интерес. Поэтому соблюдайте простые правила:
Воспитание щенка – принципы, методы, распространённые ошибки
Воспитание щенка – принципы, методы, распространённые ошибки.
Воспитание щенка начинается с рождения.
Принеся щенка домой, вам придётся заменить молочную маму, обеспечив самому воспитание щенка. Вам нужно чётко определить правила общежития в вашей семье. И следовать им очень-очень последовательно. С самого начала нужно объяснить щенку, что ему можно, а что нельзя. Для малыша 1,5-2 мес. возраста остаются привычными те методы, которыми пользовалась мать. Вместо вылизывания, вы примените оглаживание, добавите к этому голосовое общение и похвалу. Если нужно не поощрить, а наоборот, одёрнуть – нужно это тоже сделать голосом. Просто меняется интонация с ласковой на строгую, чуть громче. Если эффект не достигнут – также можно встряхнуть щенка за загривок. Осторожно, но чувствительно.
Воспитание щенка в новом доме.
Лишение матери, братьев, сестёр для малыша будет настоящим шоком. И вам нужно будет заменить их всех вместе взятых – одному и сразу. Это непросто.
В первую ночь не стоит заменять тепло мамы своей постелью. Конечно, даже самый удобный и мягкий коврик её тоже не заменит. Но вот тут нужно проявить твёрдость. Коврик можно временно придвинуть к месту своего сна – в пределах вытянутой руки. Под бок щенку в первую ночь можно подложить тёплую грелку.
После первых прививок щенок должен начать прогулки. Это будет означать приучение его к правильному туалету, к поводку и ошейнику. О методиках этого есть отдельные статьи. Следует также с самого раннего возраста приучать щенка к ощупыванию, осмотру зубов, находясь на руках хозяина. К 3 месяцам осмотр зубов не должен вызывать проблем.
Воспитание щенка и начальная дрессировка.
Кроме того, воспитание щенка включит в себя приучение к кличке и к основным командам. Это будет основа для будущей дрессировки собаки. Первым командам вы будете учить питомца сами. Начать следует с клички. Когда щенок к ней привыкнет, начать осваивать «ко мне» (вначале дома, а потом и на прогулках) и «фу» (или «нельзя»), «сидеть». Самые важные. Ими вы и будете оперировать в процессе будущего воспитания. К команде «место» тоже приучают с первых дней, относя туда щенка, давая при этом ему лакомство, игрушки, поощряя голосом и постепенно добиваясь, чтобы он спал там постоянно.
К кличке и команде «ко мне» следует приучать щенка, используя кормление и игру. Позднее можно приучить щенка подходить и садиться у левой ноги при помощи лакомства и поводка при выполнении команды «ко мне». Если нет уверенности в правильности обучения командам, лучше проконсультироваться у специалиста, как всё выполнить, не рискуя наделать ошибок.
Помните: дрессировка собак требует налаживания только позитивного контакта.
Примеры ошибок:
Категорически недопустимо наказывать щенка, подошедшего к вам по вашей команде! Даже если он как следует набедокурил перед этим. Хотите ЗАСЛУЖЕННО наказать – не поленитесь подойти сами.
На «месте» щенка не наказывают. Это его убежище, как бы он ни провинился в ваших глазах. Там он должен быть в полной безопасности.
Щенок не должен наказываться поводком или ошейником.
Приучая не брать угощение у чужих, недопустимо просить кого-то предложить щенку лакомство, а вместо этого ударить его. Это РЕБЁНОК! Такие методы применимы только к взрослым собакам! Можно лишь попросить отпихнуть щенка и спрятать предложенное угощение.
Грубейшей ошибкой станет подзыв щенка с лакомством, но, когда щенок подошёл – не дать ему вкусняшку. Так можно перечеркнуть недели упорных дрессировок.
Команда «фу» или «нельзя» произносится резким отчётливым суровым голосом. Команда «ко мне» — наоборот, ласково! Повторюсь: если ваш питомец что-то натворил – не нужно подзывать его к себе этой командой. Потому что, подойдя по команде, он должен получить от вас поощрение. А ни в коем случае не наказание за проступок. Это ОЧЕНЬ важный момент, который нельзя нарушить даже единожды.
Воспитание щенка для защитно-караульной службы.
Здесь есть ряд особенностей в воспитании. Нужно учесть те особенности породы, которые закреплены путём селекции. Это агрессия к другим чужим собакам. Это непримиримая защита членов семьи на прогулке. Для охранных пород – защита и охрана дома и своей территории. У охотничьих пород заложенная в них межвидовая агрессия тоже может доставить проблемы. Нельзя таких собак начать наказывать за то, что в них специально заложено. Вообще, при выборе породы своей собаки, нужно максимально познакомиться с особенностями данной породы. И решить, подходит ли это лично вам. Ошибки в таких вопросах, как правило, очень дорого стоят.
Воспитание у щенка недоверия к посторонним.
В возрасте до 6-8 месяцев даже у заведомо агрессивных пород щенки не проявляют злобы или агрессии, это появляется позже и воспитывать такие качества раньше времени нельзя. Иначе можно получить трусливую собаку или неуправляемо злобную. Воспитание щенка предполагает в этом возрасте делать упор на смелость. Подрастающий питомец должен усвоить, что ему нет повода бояться ни собак, ни людей, быть к ним безразличным. Следует стараться как уберечь его от возможных врагов, так и развивать в нём уверенность. Если пёс излишне ласков, посторонних следует попросить оттолкнуть его, не подзывать и не ласкать его самим. Если у питомца проявляются элементы агрессии – нужно сдерживать его в таких проявлениях, одёрнуть, но не наказывать. Поощрять можно лишь явную и очевидную охрану хозяина.
Следует жёстко пресекать любые проявления агрессии на хозяина и членов семьи. Только-только показал зубы – немедленно чувствительный шлепок по морде. Хозяин должен свободно брать пищу из миски во время кормления. В случае протестных агрессивных проявлений (рычание, ощеривание зубов) щенок немедленно лишается пищи до следующего кормления. Да ещё слегка дать по мордашке. Не «погладить», а именно чувствительно шлёпнуть.
Нельзя натравливать щенка на других животных или чужих собак. Злобу у щенка нельзя начинать развивать раньше, чем будет полностью освоен курс общего послушания.
Бихевиористическое воспитание щенка.
Ряд зоопсихологов придерживается методик воспитания без использования наказаний, отрицая полностью их необходимость. Воззрения спорные. Они имеют ряд своих доводов, сторонников. В каких-то случаях это может действительно работать. Но не во всех. Такие специалисты рекомендуют придерживаться ряда правил. Суть их – не наказывать, не одёргивать, не повышать голоса. Воспитание щенка должно обеспечиваться только на поощрении, на играх, лакомстве, игрушках, общении. Эта тенденция стала модной и получила ряд сторонников. Только вот результаты часто плачевные.
Понятие поведенческой модели.
Для этого есть понятия критерия, формирования и цели. Цель – та модель поведения, которую вы хотите достигнуть. Формирование – это процесс создания этой поведенческой модели. Критерии – это те признаки, по которым вы сможете судить, на какой стадии этого процесса вы находитесь. Каждый сеанс тренировки должен сопровождаться подкреплением – отрицательным или положительным. Их рациональное сочетание называется вариативным подкреплением.
Принципы воспитания.
Психофизиологические моменты воспитания щенка.
# Воспитание щенка на примере кане-корсо.
Воспитание щенка и отрицательное подкрепление.
Воспитание щенка сопровождается не только поощрениями. Для многих владельцев свойственно отругать собаку по поводу и без повода. Но эти методы, хоть и нужны, тоже работают не всегда. Поэтому есть ряд причин, почему это может не работать.
Как нельзя ругать щенка.
Собака не понимает смысла вашей произвольной речи. Ей доступно понимание отдельных слов, некоторых знакомых фраз, ряда выученных команд. А из вашей эмоциональной тирады до неё дойдёт только смысл гневной интонации. Поэтому она не поймёт, О ЧЁМ вы ей «лаете». Часто можно добиться реакции испуга. Если уж ругать – то короткими отрывистыми фразами, знакомыми собаке. Собственно, крик должен быть явлением исключительным.
Когда нельзя ругать щенка.
Частая несвоевременность ругани. Особенно, если вы пришли домой и обнаружили результаты проступка вашего щенка. Крик, ругань – щенок не поймёт, за что. Его эмоцией будет радость при встрече хозяина – он же в ответ обругает. Собака, конечно, опустит хвост и глаза, пригнёт лапы, всем видом показывая знаки примирения и подчинения. Но вовсе не признания какой-то вины! Ваш гнев в её глазах в любом случае окажется незаслуженным. И уж конечно же, не оградит вас в будущем от повторения тех же проступков. Если уж ругать – то только когда вы застигнете собаку прямо на месте преступления, причём незамедлительно.
За что нельзя ругать и наказывать.
Несоответствие наказания (ругани) поведенческим моментам. Если собака прыгает на гостя или лает на шум за дверью, к примеру. Разве гневный крик исправит её поведение? Да никогда в жизни. Воспитание щенка и ругань, как правило, несовместимы. Можно временно подавить какой-то жест, всего лишь. Ведь нужно понять, почему собака так поступает. К примеру, охранять жилище или радоваться гостям – это же естественные проявления. Можно ли ругать собаку за такие вещи? Ни в коем случае. Результатом вскоре будет, что пёс вообще перестанет реагировать на ваш окрик. При этом все ваши недовольства так и останутся нереализованными.
Гнев может увеличить страх.
Для кого-то ваш гнев, как с гуся вода. Но есть и более тонкие собачьи натуры. Таким щенкам вы реально рискуете нанести психотравму. Таким питомцам порой достаточно сердитого взгляда. Вызванная же реакция страха не будет иметь никакого воспитательного эффекта. Только будет портить психику собаки при повторении такого воздействия раз за разом. Такие собаки вместо изменения поведения будут предпочитать полное бездействие, опасаясь очередного выговора.
Ругань может поощрять вредные привычки.
Если жест, с которым вы хотите бороться криком, вызван страхом – вы рискуете только всё усугубить, вызвав ещё больший страх. Если вы решаете наорать на лающую за окно собаку – ваш крик может быть воспринят неадекватно. Как присоединение к лаю собаки, выражение солидарности с ней. Результат будет полностью противоположен вашему желанию.
Таким образом, ругань и крик – это вообще «НЕ ТЕ» методы. Воспитание щенка требует большого терпения. Да и вообще – любое отрицательное подкрепление должно очень соответствовать проступку. Этим нельзя злоупотреблять. И всегда реагировать не на проявления, а искать их причины, и думать, как их изменить.
И ещё важно: недопустимо наказание спустя некоторое время после проступка – ТОЛЬК СРАЗУ ЖЕ. Иначе малыш просто не поймёт, за что – и это будет уже не наказанием, а незаслуженной обидой, и не будет иметь никакого воспитательного воздействия. Упустили время – не наказывайте, даже голосом, как бы ни хотелось.
Воспитание щенка и положительное подкрепление.
Что такое избалованная собака.
Чаще всего так называют собак со сформированными вредными привычками. Например, отсутствие послушания, избыточная разборчивость в пище, попрошайки, облаивание прохожих. Но чаще всего это те собаки, которых неправильно наказывали: несвоевременно, непоследовательно. Пример: собака грызёт обувь. Раз утащила, два погрызла – хозяин терпит. Тапочки покусала – ладно, переживём. Но вот добралась до выходных туфель… Всё. Восстановлению не подлежат. И тут терпение лопнуло. Наказание может быть даже жестоким! Знакомый сценарий? Примерно понятна цепь поступков и реагирования на них? ДО ТУФЕЛЬ что делал хозяин? Изо всех сил баловал собаку. Дал понять, что это МОЖНО. И в итоге – за что же было наказывать? Щенку не понять, почему раньше было можно, а теперь нет. Он не увидит разницы между новыми туфлями и старыми тапками. И те, и другие ПАХНУТ ЛЮБИМЫМ ХОЗЯИНОМ! А любимый хозяин его почему-то подошвой да по морде…. Вот пример непоследовательности, несвоевременности, и даже ещё и неадекватности наказания. В итоге поведение щенка может только ухудшиться.
Как не избаловать собаку.
То есть как не создать предпосылок для возникновения проблем с поведением.
От собаки, живущей в ненормальных условиях, нельзя ожидать и нормального поведения.
Примеры провоцирования «плохих» поступков.
Часто мы сами провоцируем собак на такое поведение, которое и пытаемся при этом исправить. Не осознавая свои ошибки. Воспитание щенка превращается в нечто противоположное.
Вывод:
Воспитание щенка – задача нелёгкая и требующая ряда навыков и терпения. Чем раньше оно начинается, тем лучше эффект. От его успеха зависит вся последующая дрессировка щенка. Ну и конечно, пренебрегать помощью специалиста тоже никак нельзя. Ведь испортить щенка очень просто, а вот исправлять – в разы сложнее.