с какого курса можно работать учителем в школе в 2021
Работать педагогом иногда можно и без образования
photographee.eu / Depositphotos.com |
Внесены поправки в Закон об образовании в части требований к педагогическим работникам. По общему правилу, установленному ст. 46 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Однако теперь Закон содержит несколько исключений из этого правила (Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 165-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ).
Предусмотрено, что лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допускаются к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам. А к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется работодателем. Порядок допуска указанных лиц к педагогической деятельности надлежит подготовить Минпросвещения России по согласованию с Минобрнауки России и Минтрудом России.
Кроме того, установлено, что предусмотренные законом требования к уровню образования не распространяются на тех педагогов, которые были приняты на работу еще до вступления в силу Закона об образовании, если их соответствие занимаемой должности было подтверждено аттестационной комиссией.
Отметим, что нынешний Закон об образовании вступил в силу с 1 сентября 2013 года. В действовавшем до этого момента законодательстве единых требований к уровню образования педагогов закреплено не было. Такие требования определялись в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. В ноябре 2018 года Конституционный Суд РФ указал на недопустимость увольнения педагогических работников, принятых на работу до вступления в силу действующего Закона об образовании, из-за отсутствия у них необходимого образования, если они успешно осуществляют профессиональную педагогическую деятельность и признаны аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Студенты получат возможность преподавать в школах
27 мая Государственная Дума приняла закон, разрешающий студентам преподавать в школах и вести детские кружки и факультативы.
«Вести уроки смогут студенты, обучающиеся по педагогическим специальностям, начиная с четвертого курса, успешно прошедшие промежуточную аттестацию, — сказал Вячеслав Володин
По словам Председателя ГД, принятое решение поможет отчасти восполнить кадровый дефицит, в том числе временный.
«В школах, — пояснил Вячеслав Володин, — особенно в сельской местности, учителей не хватает, в первую очередь предметников — по иностранным языкам и информатике. А бывают случаи, когда в середине года учитель увольняется или уходит в декретный отпуск. Подыскать замену в такой период сложно, а оставить класс без учителя нельзя».
«Важно, что условия допуска студентов к преподаванию, которые изначально Правительство предлагало определить в подзаконном акте, теперь зафиксированы нормами прямого действия», — уточнил он.
Вячеслав Володин также подчеркнул, что «ГД, приняв федеральный закон, досрочно реализовала поручение Президента РФ».
Что предложено в законе
В соответствии с законом, после его вступления в силу, обучать школьников по основным общеобразовательным программам смогут студенты, обучающиеся по специальности «Образование и педагогические науки» и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения.
В свою очередь, вести кружки или факультативы дополнительного образования смогут студенты профильных вузов, успешно отучившиеся два года. При этом вести факультативы они смогут лишь по направлению своей подготовки. «Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется работодателем», — подчеркивается в законе.
Студенты педагогических направлений подготовки получили право преподавать в школах
Кроме того, согласно закону по окончании двух курсов успешно прошедшие аттестацию студенты смогут вести занятия по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующим их специальностям и направлениям подготовки.
«Это отличная возможность, она открывает дорогу студентам к практическим занятиям, помогает им войти в профессию в наиболее комфортном режиме и в конечном счёте позволит привлекать всё больше и больше талантливой молодёжи в педагогическую среду. Я сам был педагогом и скажу, что, когда вы выходите из стен университета и сразу включаетесь в работу с детским коллективом с полноценным ежедневным расписанием, это требует очень серьёзной подготовки, в том числе и психологической. И такая возможность влиться в этот процесс постепенно, начиная с нескольких определённых занятий по своему предметному направлению под чутким руководством и наставничеством учителей с богатым педагогическим опытом, – это действительно помогает, – отметил Министр просвещения Сергей Кравцов. – Прежде всего, здесь возможно использовать потенциал талантливых студентов педагогических университетов».
Законодательные изменения нашли живой отклик в университетской среде.
«Безусловно, такие решения будут способствовать усилению практической подготовки студентов. Надо сказать, что в целом нынешнее содержание образования – это как раз и есть попытка соединить фундаментальную подготовку и практико-ориентированную направленность всего образовательного процесса. Поэтому, если студенты на втором или третьем курсе выбирают возможность работать в школе, это надо только приветствовать. И правовые решения, которые принимает сегодня государство, будут только способствовать углублению их профессиональной подготовки. Мы делаем всё и посредством наших стандартов, и посредством нашей внеучебной работы, чтобы студенты были подготовлены к работе в школе, с детьми, и были теми профессионалами, которые сегодня нужны стране», – рассказал ректор МПГУ Алексей Лубков.
«Это правильные и давно ожидаемые поправки. Во-первых, работа студента в образовательном учреждении повышает качество подготовки будущих специалистов. Выпускники, обладающие практическим опытом, у работодателей в приоритете. Во-вторых, право преподавать позволяет старшекурсникам иметь дополнительный доход, который в том числе может быть направлен и на оплату обучения. Кроме того, для нас важно, чтобы студенты работали по своей будущей специальности, а не занимались деятельностью, не имеющей ничего общего со школой. В-третьих, безусловно, очень важно дать возможность студентам легально работать с точки зрения решения кадровых проблем в отрасли образования. Очень часто в образовательных организациях небольшая нагрузка, которая не устраивает опытного педагога, а для студента такое трудоустройство, наоборот, важно, потому что ему приходится отдавать львиную долю времени учёбе. Приход студентов на подработку в организации образования, конечно, позволит смягчить кадровые проблемы отрасли. Но главное – привнесёт в школы энергию молодых специалистов, которые только недавно окунулись в новые технологии образовательного процесса и постоянно общаются, консультируются с преподавателями в высшей школе. Такое взаимодействие позволит построить мостик оперативной трансляции актуальной профессиональной информации из стен вузов в образовательные организации страны», – отметил ректор Новосибирского государственного педагогического университета Алексей Герасев.
По мнению ректора Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова Игоря Петрищева, появление студентов даст позитивный опыт и самим школам: «Важно, что этим наша система образования открывает двери для молодых людей, которые лучше понимают современных подростков, находятся с ними на одной «цифровой» волне. Уверен, что и педагогическим вузам придётся учитывать новые возможности при реализации своих образовательных программ. Эти программы, с одной стороны, должны носить практико-ориентированный характер, а с другой – учитывать индивидуальные запросы студента, работающего в конкретной школе».
«Новый закон легализировал уже существующую в разных вариантах практику, которая была жизненно необходима. Есть основания полагать, что принятие законопроекта позволит восполнить в школах кадровые запросы. Студенты, в свою очередь, получат возможность раннего входа в профессию и возможность в период учёбы искать оплачиваемую работу по своему профилю. Кроме того, ещё во время обучения будущие педагоги смогут оценить правильность профессионального выбора. Также очевидно, что допуск к преподаванию студентов позволит развивать наставничество в школах. А это – одна из задач национального проекта «Образование», – отметила ректор Липецкого государственного педагогического университета Нина Федина.
Преподавание в начальных классах без высшего педобразования
Имеет ли право человек, окончивший юридический институт, преподавать без высшего педагогического образования в начальных классах? Должен ли он пройти дополнительное обучение?
Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – Профстандарт), утвержденному приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н, к образованию учителя предъявляются следующие требования: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
В письме Минпросвещения России от 28.03.2019 N ТС-817/08 отмечается, что требование профстандарта о наличии высшего образования или среднего профессионального образования в области, соответствующей преподаваемому предмету, является достаточным основанием для осуществления образовательной деятельности в должности «учитель» как для работающих учителей, так и для работников, которые будут приняты на эту должность. Условие о получении этой категорией лиц дополнительного профессионального образования является избыточным и не соответствует требованиям профстандарта.
Вместе с тем требование о получении дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации предусмотрено в отношении лиц, не имеющих высшего образования или среднего профессионального образования по направлению «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету.
Таким образом, лицо, не имеющее педагогического образования, вправе преподавать, если его основное образование относится к области, соответствующей преподаваемому предмету, либо при наличии дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации.
Отличники для образования: студентам разрешили вести уроки в школах
Ждут успешных
Согласно утвержденному Минпросвещения порядку, первый фильтр для преподавания в школах выглядит так: к педагогической деятельности допустят только тех студентов вузов, которые успешно прошли промежуточную аттестацию как минимум за три года обучения по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки». Можно преподавать и с третьего курса, но только в дополнительных кружках и секциях по направлению своей подготовки при условии успешной сдачи аттестаций за два года. И это касается учащихся любых вузов. Так, студент технического вуза сможет вести, к примеру, кружок робототехники уже с третьего курса.
Успешные кандидаты, подавшие полный пакет документов, должны будут пройти обязательное собеседование с работодателем. По его итогам и решат, подходит студент для этой работы или ему еще рановато учить других.
К слову, на студентов, претендующих на должность учителя, распространяются те же требования, что и к дипломированным педагогам. Например, к преподаванию не допустят людей с темным прошлым, то есть имеющих судимость.
Как отмечал ранее спикер Госдумы Вячеслав Володин, закон позволит отчасти восполнить кадровый дефицит, в том числе временный.
«В школах, — отмечал спикер нижней палаты парламента, — особенно в сельской местности, учителей не хватает, в первую очередь предметников — по иностранным языкам и информатике. А бывают случаи, когда в середине года учитель увольняется или уходит в декретный отпуск. Подыскать замену в такой период сложно, а оставить класс без учителя нельзя».
Очередей не будет
По данным «Общероссийского народного фронта», в прошлом году половина опрошенных учителей (опрос проводился среди более 3 тыс. педагогов из 83 регионов) заявили о дефиците предметников. Чаще всего говорят о нехватке преподавателей математики (34%), иностранного (32%) и русского языков (25%), учителей начальных классов (24%) и физики (18%). 36% респондентов отметили, что не хватает одного-трех педагогов; 10,6% опрошенных говорили о дефиците четырех-шести учителей; 0,4% заявили, что требуется до 10 человек. Говорили о нехватке педагогов как в селах (54%), так и в городах (50%).
«Перевод на дистанционное обучение из-за угрозы распространения коронавируса еще больше увеличит нагрузку на учителей, так что решение привлечь к преподаванию студентов абсолютно правильное», — отмечал в интервью «Парламентской газете» первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. По его словам, вряд ли стоит ожидать массового прихода старшекурсников в школы, на это решатся только самые подготовленные.
Учитель русского языка и права, сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий в беседе с «Известиями» отмечает, что закон школе на благо.
«В нашей ситуации, когда учителей резко не хватает даже в крупных городах, когда учительство очень быстро стареет, разумеется, надо дать возможность тем единицам, которые хотят поработать в школе. Даже если придут всего 100 человек, это всёравно полезно: может быть, 15 из них останутся в школе», — говорит Всеволод Луховицкий. По словам эксперта, «было бы еще разумнее разрешить преподавать не только студентам педагогических вузов, а вообще студенту любого вуза, окончившему хотя бы третий курс».
«Ожидаю ли я массового прихода студента в школу? Нет. Потому что значительная часть студентов, обучающихся в педагогических университетах, с самого начала поступает в них совсем не для того, чтобы работать в школе, а просто для того, чтобы получить высшее образование, — говорит эксперт. — Так было всегда. В 1974 году, когда я поступил в педагогический институт, большая часть моих однокурсников с первого курса говорила: да никогда в жизни мы в школу работать не пойдем!»
Не верит в массовый приток по всем школам России и заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург, хотя в беседе с «Известиями» эксперт отмечает, что в школе студенты «закаляются и наряду с теоретическими знаниями получают очень важные компетенции, необходимые для работы с современными детьми». При этом закалку заслуженный учитель РФ упоминает не просто так. Приводит данные:
«Исследования академика Сопкина показали, что «выжигание» в профессии учитель в 2,5 раза выше, чем в МВД, где имеют дело с преступниками. Поэтому не каждый может работать», — замечает Евгений Ямбург.
В паре с наставником
Есть и другая проблема: как и в школе преподавать, и учебу в вузе не запустить? По словам Всеволода Луховицкого, в работе в сельской школе совместить и то и другое будет трудно.
«В очень многих пединститутах не бакалавриат и магистратура, а специалитет, то есть учатся пять лет. Предположим, человек отучился три года, он пойдет преподавать в школу, но понятно, что он одновременно будет учиться. И каким образом он это совместит в селе? — рассуждает эксперт. — Понятно, что это подойдет для крупных городов, крупных педагогических университетов. Я думаю, что студенты, которые пойдут работать в школы, будут ориентироваться не на то, чтобы брать большую нагрузку, работать в полной мере. Они пойдут в школы, чтобы, с одной стороны, попробовать что это такое (и это очень полезно), а с другой стороны, заработать немного денег. Хотя понятно, что эта подработка по сравнению с любой другой, которой может заниматься студент, ничтожна».