с какого года дети будут учиться 12 лет в россии
ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
В качестве эксперимента.
О необходимости добавления еще одного года к общему сроку школьного образования заявили за круглым столом на заседании комитета Госдумы по образованию и науке, которое состоялось 20 апреля 2021 года
С докладом о необходимости введения дополнительного учебного года выступила Надежда Княгинина — научный сотрудник лаборатории образовательного права НИУ ВШЭ.
Исследования, проведенные на эту тему в разных институтах, показывают целесообразность такого шага. В частности, в рамках исследования ВШЭ выяснилось, что из 803 опрошенных школьников из 14 субъектов Федерации 72 процента заявили, что чувствуют себя уставшими из-за уроков и домашних заданий. Больше всего устают ученики 10-11 классов, таких оказалось 85 процентов.
История вопроса
Двенадцатилетнее школьное обучение существует во многих странах. Мировой опыт организации школьного образования предусматривает двенадцати-тринадцатилетнее образование. Именно столько проводят за партой ученики многих стран мира — США, Канады, Великобритании, Франции, Испании, Японии, Польши и др.
Сейчас на такую систему перешли более 150 государств, в том числе и из бывшего СССР — страны Балтии, Молдова, Украина, Беларусь, Узбекистан, Казахстан.
В большинстве случаев лишний год прибавляется к базовой школе, она заканчивается не в 9-м, а в 10-м классе. Но есть варианты, когда начальная школа растягивается на 5-6 лет.
В 11-м классе выпускники практически перестают учиться. Все время они тратят на подготовку к ЕГЭ. В тех странах, где дети в школе проводят 12 лет, последний год перед окончанием разбивается на две части. В одном полугодии ученики проходят новый материал, в другом — готовятся к экзаменам.
Есть и другая модель — в некоторых странах в старшей школе активно изучается иностранный язык. Как правило, английский.
В качестве примера школы, где дети учатся 13 лет, можно привести Китай.
Схема образования в Китае
Перспективы введения двенадцатилетнего образования в России
Вопрос об увеличении срока обучения в российских школах периодически поднимался в нашем образовательном сообществе.
Основной аргумент сторонников увеличения сроков обучения — тотальная перегрузка школьников. Несмотря на общую нехватку часов, вводятся дополнительные предметы, которые преподают в ущерб более важным предметам, тем самым усугубляя ситуацию.
Кроме того, введение двенадцатилетки позволит детям больше времени уделять внешкольному образованию — занятиям музыкой, спортом, другому саморазвитию.
Последнее серьезное обсуждение этого вопроса было около 3-х лет назад. Тогда решение о переходе на двенадцатилетнее образование принято не было. Не последнюю роль в этом сыграл финансовый фактор. Дело в том, что дополнительный год обучения — это большие финансовые затраты для государства.
Однако с тех пор многое изменилось.
В первую очередь экстремальные условия пандемии коронавируса, выявившие слабые места нашей образовательной системы, а именно — отсутствие необходимой в таких случаях «подушки безопасности» в виде резервных учебных часов, которые можно было бы использовать для изучения упущенного материала.
В этом году школьники подходят к экзаменам с большими пропусками очных занятий в школе. Несмотря на организованное дистанционное обучение, знания большинства школьников заметно уступают знаниям, показанным учениками в предыдущие годы.
И в этом одна из проблем 11-летки — в случае непредвиденных ситуаций «нагнать» пропущенный материал уже невозможно из-за недостатка учебных часов.
Массовое задействование репетиторов стало обычном явлением в большинстве российских семей. В противном случае знаний, полученных в школе, будет недостаточно для успешной сдачи экзаменов. Из-за нехватки учебных часов все больше материалов вынуждены разбирать с репетиторами. Такова сегодняшняя реальность.
Это еще один признак серьезного сбоя в работе нашей образовательной системы.
Вопрос о введении в России двенадцатилетнего образования давно назрел. Современные условия жизни и образования не позволяют уложиться в отведенные для школы 11 лет. Систему надо менять. Недавняя попытка перевести все школы на шестидневный режим обучения вызвала большое количество негативных откликов, и от этой идеи тихо отказались.
В реальности существует только два варианта исправления ситуации: уменьшение количества второстепенных предметов при сохранении 11 лет обучения или увеличение срока обучения в школе до 12 лет.
12-летнее школьное образование в России
Как известно, во многих странах, например, в Великобритании, Франции, Польше, Испании, Японии школьники обучаются в течение 12 лет. Такая система школьного образования считается весьма эффективной, и на нее перешли уже более 150 стран. Как правило, дополнительный год прибавляется к базовому образованию. Таким образом, выпускными становятся не 9 и 11, а 10 и 12 классы. Редко встречаются программы с увеличением на один год начальной школы.
Идея введения 12-летнего школьного образования в России имеет как своих сторонников, так и противников. Разумеется, важнейшим аргументом за введение дополнительного учебного года является сохранение здоровья школьников, ведь увеличение учебной нагрузки в школе приводит к переутомлению детей. Те, кто являются приверженцами нововведения, уверены, что при существующей системе обучения дети не успевают справиться со школьной программой, а дополнительный год позволит разгрузить школьников.
Еще одним аргументом в пользу введения 12-летней системы обучения является улучшение качества преподавания, возможность индивидуального подхода. В последние годы в выпускных классах наблюдается тенденция к натаскиванию к ЕГЭ. Нововведение в школах позволит выпускникам более тщательно готовиться к экзаменам, поскольку для этого будет специально отводиться второе полугодие.
Также сторонники перехода на новую систему обучения говорят о повышении конкурентоспособности российских выпускников на мировом рынке труда и смягчению отрицательных последствий демографического спада.
Немало и противников 12-летней системы обучения в школах. По их мнению, нагрузка на учащихся не является высокой и распределяется эффективно. Директор Новосибирского учебно-научного центра НГУ утверждает, что в западных странах дополнительный год вводится с той целью, чтобы дети могли дольше оставаться под присмотром родителей и учителей. Огромным минусом введения 12-летнего образования, как утверждают его противники, является то, что государству придется выделить на это большую сумму из бюджета.
К аргументам против введения 12-летнего школьного образования в России относится также нехватка зданий для обучения увеличившегося количества школьников, неготовность педагогического сообщества к решению этой проблемы, необходимость создания нормативно-правового и программно-методического обеспечения, а также необходимость перестройки всей системы повышения квалификации работников.
Переход на 12-летнее школьное образование в России. Перспективы идеи, аргументы за и против
Каждый учебный год и дети, и родители жалуются на все возрастающую школьную нагрузку. Чем ближе к выпускному классу, тем более высокими становятся нагрузки, учеба занимает все время, и дети не справляются с заданными темпами. В связи с этим недавно прозвучало предложение – перевести российских школьников на 12-летнее обучение.
📚 Переход на 12-летнее школьное обучение в России
В конце апреля 2021 года на заседании комитета Госдумы по образованию и науке выдвинули предложение – ввести в школе 12-й класс, то есть увеличить срок обучения с 11 до 12 лет.
Чем это обусловлено
По мнению участников, выступивших с инициативой перехода на 12-летнее обучение, в нынешней образовательной системе гораздо больше внимания уделяется бюрократии, общешкольным рейтингам и результатам, нежели самочувствию и пожеланиям детей и их родителей.
В частности, современные школьники много времени тратят на дополнительные занятия – кружки и секции, которые проходят как в стенах школы, так и вне ее. Из-за разнообразности внешкольных занятий, где так же важен результат (например, если ребенок занимается спортом), на школу уже остается меньше времени и сил.
Вторая проблема – это ЕГЭ. Не секрет, что в 11-м классе дети практически перестают учиться. Вместо традиционной школьной программы большую часть времени они посвящают подготовке к экзаменам. В результате из-за такого режима у детей получаются слишком насыщенные, избыточные домашние задания, начинаются перегрузки.
Общая нехватка школьных часов усугубляется тем, что в наших школах вводятся дополнительные предметы, которые начинают преподаваться в ущерб более важным предметам.
👩🎓 Положительные и отрицательные моменты новой формы обучения
Разберемся с положительными и отрицательными моментами новой формы обучения.
Аргументы «за»
Вот какие аргументы выдвигают те, кто предлагает перейти на 12-летнюю форму обучения:
Аргументы «против»
Но есть и противники «двенадцатилетки». Вот что утверждают они:
В Госдуме объяснили, почему российские школьники не будут учиться 12 лет
Депутат Госдумы Василий Власов предложил ввести в школах 12-й класс и увеличить летние школьные каникулы на один месяц. С этим предложением член фракции ЛДПР обратился к министру образования и науки России Ольге Васильевой. Однако в профильном думском комитете считают, что эта инициатива не будет одобрена.
По мнению Василия Власова, в 12-м классе необходимо помочь школьникам с профориентацией, чтобы, выбирая вуз, в который они пойдут учиться после школы, они были уверены, что в дальнейшем захотят работать по полученной специальности. А введение четырехмесячных летних каникул компенсирует введение 12-го года обучения, считает Василий Власов.
Первый заместитель председателя думского комитета по образованию и науке Олег Смолин в беседе с корреспондентом Федерального агентства новостей напомнил, что вопрос введения 12-летнего среднего образование в России поднимался еще в конце 90-х — начале 2000-х, когда министром образования был Владимир Филиппов.
«Во многих странах мира дети учатся в школе 12 лет, где-то даже 13. Но в ходе бурных дискуссий выяснилось, что большинство российского образовательного сообщества против того, чтобы увеличивать обучение в школе на год, поскольку 11 лет вполне достаточно. Поэтому предлагаемая министром Филипповым реформа была отвергнута, и сегодня в школах вряд ли захотят вводить 12-й класс», — объяснил депутат.
По мнению Олега Смолина, куда важнее решить проблему перегруженности школьной программы.
«Дети не успевают осваивать школьную программу, — считает парламентарий. — Надо, чтобы школьников не пытались нагружать всем. В школьной программе есть материал, без которого спокойно можно обойтись. И не хватает, на мой взгляд, того, что нагружало бы правое полушарие мозга, развивало воображение, творческие способности. А что касается профориентации, то упор на нее вполне можно делать в 9-10-11 классах, а не в 12-м, как предлагает Василий Власов».
Первый зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке напомнил, что, по данным Минобрнауки РФ, до половины учащихся уже в 9-м классе знают, кем хотят работать, но после 10-го класса четверть из этих ребят меняют свои предпочтения.
«Не думаю, что ситуация изменится в 12-м классе. А что касается увеличения летних школьных каникул на один месяц, то это и вовсе излишне, поскольку в России дети и так отдыхают дольше, чем их сверстники из других стран. И потом им довольно сложно втянуться в учебу. После четырех месяцев отдыха будет еще сложнее», — уверен Олег Смолин.
В Госдуме прокомментировали идею перехода к 12-летнему обучению в школах
МОСКВА, 13 авг — РИА Новости. Переход к 12-летнему обучению в школах может привести к понижению уровня образования в России, считает зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин (КПРФ).
«Очень многие страны, действительно, перешли на двенадцатилетку. Я не думаю, что мы должны следовать этому примеру, поскольку, что касается профориентации, то сроки обучения к ней, на мой взгляд, не имеют практически никакого отношения Я не исключаю, что если речь пойдет о введении 12-летнего образования, то обязательными останутся только десять лет, а следующие два станут так называемым «предуниверсариумом», в этом случае образование в стране окажется не для всех», — сказал Смолин РИА Новости.
По мнению политика, в таком случае уровень образования в стране может не повыситься, а даже понизиться, так как для многих сократится количество лет обучения.
Смолин считает, что 11-летнего пребывания в школе вполне достаточно, если разгрузить программу от необязательных тем и вернуться от концентрического принципа изучения некоторых предметов к линейному. «То есть не будем изучать историю дважды, сначала с пятого по девятый, а потом в 10-м и 11-м (классах) отдельно, а будем изучать один раз», — заключил он.
Ранее депутат Госдумы Василий Власов (ЛДПР) заявил РИА Новости, что планирует провести в осеннюю сессию круглый стол, на который пригласит экспертов для обсуждения идеи 12-летнего обучения в российских школах, предполагающего больший акцент на профориентации школьников. Депутат напомнил, что в декабре он направил письмо в Минобрнауки, в котором предложил ввести в школах 12-летнее обучение. Позже, по словам политика, на его запрос из ведомства ответили, что считают в настоящее время с учетом действующих образовательных программ оптимальным 11-летнее обучение.