русская песня шмелев чему учит
Шмелев «Русская песня» читательский дневник: краткое содержание, главные герои и главная мысль.
Автор: Иван Сергеевич Шмелев
Краткое содержание
1. Главный герой мальчик, нетерпеливо ожидающий прихода летних дней.
2. Главными признаками начала весны он считал открытый сундук и маляра, меняющего рамы.
3. Однажды вместе с другом он решил подшутить над маляром и выкрасил его ноги в красной краске.
4. Маляр проснулся и разозлился на мальчиков, но затем вспомнил о своем сыне и простил непутевых.
5. Они подружились и маляр пел им песни, которые знал и помнил с детства.
6. Эти песни навсегда отложились в памяти автора.
Читайте по теме:
Главные герои
1. Рассказчик. Мужчина вспоминает свое детство и то, как он встал на путь познания русской песни. В них автор видит нечто большее чем просто набор букв и звуков.
2. Васька. Друг детства главного героя. Вместе они устраивали смешные проказы.
3. Маляр. Рабочий человек с доброй душой. Знает много песен, отражающих суть жизни русского человека.
Главная мысль
В русской песне заключена душа всего русского народа, она такая же трепетная, местами тяжелая, но ласковая и добрая.
Чему учит
В произведении поднимаются темы любви к своему родному краю, к людям, что окружают, к своему дому. Автор очень трепетно описывает характер русского человека, сравнивает его с песней, ищет глубинный смысл. Тема раскрытия русской души очень глубокая, она заставляет читателя задуматься, самому поразмышлять и в конце прийти к иногда неожиданным выводам.
Отзыв
Произведение очень легко читается, оно наполнено светом и радостью. Ожидание лета вначале произведения настраивает читателей на игривый лад. Вместе с мальчиками хочется быстрее бежать к окну и ждать прихода того самого маляра, что приведет в дом лето.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса.
«Русская песня», анализ рассказа Шмелева
Иван Сергеевич Шмелев сперва принял Февральскую революцию и даже поехал в Сибирь, чтобы встретить политических каторжан. Впрочем, вскоре он разочаровался в ее идеалах. К Октябрьской революции писатель с самого начала относился негативно. В июне 1918 года Шмелев вместе с семьей поселился в Крыму. В 1921 году большевики, ранее занявшие полуостров, расстреляли его 25-летнего сына Сергея, офицера царской армии.
Шмелев покинул Советскую Россию в 1922 году. Сначала писатель отправился в Берлин, потом приехал в Париж. Французская столица стала для него новым домом до конца жизни. Находясь вдали от родной страны, Шмелев, как он сам признавался, писал «…только о России, о русском человеке, о его душе и сердце…». Это относится и к рассказу «Русская песня», датированному 1926 годом. В нем на первый план вышли картины «старого житья». Писатель с явной теплотой вспоминал прежнюю патриархальную Россию, навсегда потерянную. Вернуться на родину Шмелев смог только через много лет после смерти. В 2000-х годах прах писателя и его супруги перевезли в Россию и похоронили на территории некрополя Донского монастыря в Москве.
Персонажи
Изначально маляр казался страшным главному герою. В том, что мальчик боялся его, нет ничего удивительного. Рыжий маляр говорит мрачно, покачиваясь, сердито глядит исподлобья. Стамески он вытаскивает с таким видом, будто хочет зарезать. Пятки его покрыты серой и твердой кожей. Перед читателями возникает образ сурового русского мужика-работяги. Ближе к финалу рассказа выясняется, что у маляра добрая душа. Он не стал сурово наказывать мальчишек за шалость – лишь немного «оттрепал Ваську». Оказалось, у него самого в деревне растет сын. После этого случая ребятишки подружились с маляром. Маляр в данном случае – олицетворение всего русского народа. Под грубым одеянием у него скрывается нежная и в то же время суровая душа. Нежность и суровость – два качества, присущих всему русскому – душе, природе, песне, слову.
Роль русской песни в рассказе
Рассказ не зря назван «Русская песня». Она играет в произведении важнейшую роль. Это подтверждает последний абзац. Узнав русскую песню, герой меняется. С ее помощью он познает русскую душу, русскую природу, русское слово. Кроме того, главный герой взрослеет. Если раньше ему был знаком только мир светлого и беззаботного детства, то благодаря русской песне он знакомится с новым для него миром – миром «тоски и раздолья».
Особенности языка и средства художественной выразительности
Творчество Шмелева, в том числе и рассказ «Русская песня», отличает особенный язык. Недаром Куприн писал об Иване Сергеевиче: «Последний и единственный из русских писателей, у которого можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка». Язык Шмелева прост и народен, лаконичен, в произведениях нет лишних или случайных слов. Как отмечал философ Иван Александрович Ильин: «Рассказ Шмелева всегда неразвлеченно плывет в главном русле и ведет главную линию; этой линии служит каждое слово, каждый перерыв, каждая пауза. И чем сильнее драматическая или трагическая напряженность рассказа, тем большее значение приобретает каждая деталь текста».
Говоря об особенном языке «Русской песни», нельзя не упомянуть средства художественной выразительности, нередко встречающиеся в произведении. Среди них – олицетворения (слово «пришло и ласково легло в душу»), метафоры (песня как «мир тоски и раздолья»), эпитеты (нежная и суровая душа народа), инверсии («почувствовал я силу и красоту народного слова русского»).
Иван Шмелев — Русская песня:
Краткое содержание
Рассказчик вспоминает, как в детстве с нетерпением ждал лета. Приметой этого был приход «страшного» рыжего маляра. Выставляя рамы в окнах (впуская весну), он громко пел «В темном лесе». Однажды он заснул, а мальчик с приятелем Васькой выкрасил ему пятки и ногти краской. Проснувшись и вляпавшись в краску, сердитый маляр поймал испуганного Ваську, но вскоре остыл: «Такой же у меня растет в деревне» (сын).
И стал ребятам другом. От него мальчик услышал русские народные песни, тоскливые, щемящие, раздольные. В них ему открылась «душа родного народа», мир русской природы, красота, ласка и сила народного слова. Он и взрослым не устает познавать «крепость и сладость» русской песни.
Читательский дневник по рассказу «Русская песня» Шмелева
Сюжет
Мальчик-рассказчик с приятелем Васькой из озорства мажет краской ноги спящего маляра, выставлявшего весной рамы в окнах дома. Проснувшись, тот недолго сердится: ведь у самого такой же сорванец-сын в деревне. Он дружит с ребятами, поет им песни. Автор вырос, но до сих пор восхищается красотой, печалью, глубиной русской песни, в которой звучит душа народа.
Отзыв
В рассказе чувствуется ностальгия автора по России на чужбине. Описана шалость мальчишек, но главной темой стала русская песня, знакомство мальчика с душой родного народа, своим краем, природой его, людьми. Автор восхищается меткими, глубокими, красивыми словами песен, рожденных в среде простого народа.
В рассказе у маляра нет имени, он просто человек из народа, каких много. Он сам как герой русской песни. Труженик, оторван от дома, скучает по сыну, с виду суровый, сердитый, но добрый, жалостливый, отходчивый, искренний. Рассказ учит любить родной край, свой народ, язык и культуру, быть благодарным, чутким, творческим, чувствовать красоту, сочувствовать простым людям, уважать чужой труд.