ребенок отказывается общаться учиться играть такое поведение характерно для реакции
Консультация для воспитателей «Причины и типы неконструктивного поведения детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей
«Причины и типы неконструктивного поведения детей дошкольного возраста»
педагог-психолог: Недлина Е. Н.
Начиная со старшего дошкольного возраста, у ребенка формируется определенный поведенческий репертуар, в котором обязательно присутствуют «любимые» поведенческие реакции и поступки.
Большинство детей постепенно накапливают опыт произвольного поведения.
1. Ребенок понимает, почему и для чего выполняют те или иные действия, поступают так, а не иначе.
2. Дети сами активно стремятся соблюдать нормы и правила поведения, причем как можно лучше, не ожидая наказаний, проявляя инициативу и творчество.
3. Дети умеют не только выбирать правильное поведение, но и придерживаться его до конца, не смотря на трудности, а также в ситуациях, когда отсутствует контроль со стороны взрослых и ли сверстников.
Если ребенок постоянно реализует произвольное поведение,значит у него сформированы важные качества личности: выдержанность, внутренняя организованность, ответственность, готовность и привычка подчиняться собственным целям (самодисциплина) и общественным установкам (законам, нормам, принципам, правилам поведения).
Нередко как «произвольное» определяют поведение исключительно послушных детей. «Слепое» послушание лишено важных характеристик произвольного поведения- осмысленности, инициативности. Дети с таким «удобным», т. е. с конформным поведением нуждаются в коррекционной работе.
Другим детям приобретение опыта произвольности дается с трудом и сопровождается различными нарушениями поведения. В таких случаях поведение дошкольников характеризуется как отклоняюшееся, неконструктивное.
Две группы неконструктивного поведения дошкольников:
1. Нарушения поведенияребенка определяются особенностями нейродинамических свойств ребенка: нестабильность психических процессов, психомоторная заторможенность или, наоборот, психомоторная расторможенность (обнаруживается при импульсивном) поведении. Оно характеризуется эмоциональной неустойчивостью, легким переходом от повышенной активности к пассивности и, наоборот.
2. Нарушения поведения являются следствием неадекватного (часто защитного) реагирования ребенка на те или иные затруднения жизни или на неудовлетворяющий стиль общения ребенка со взрослыми и сверстниками.
Поведение таких детей отличается не решительностью, пассивностью или, наоборот, негативизмом, упрямством, агрессией. Кажется, что дети с таким поведением знают и умеют вести себя как надо, но не желают, и будто бы специально нарушают дисциплину. Однако это впечатление ошибочно. Ребенок в действительности не в состоянии справиться со своими переживаниями. Наличие у ребенка отрицательных эмоций и аффектов неизбежно ведет к срывам поведения, является поводом для возникновения конфликтов со сверстниками и взрослыми.
Предупреждение нарушений поведения в этой группе довольно легко осуществляется в тех случаях, когда воспитатели и родители обращают внимание уже на первые проявления такого поведения. Важно быстро реагировать на конфликты и недоразумения. Это объясняется тем, что раз, возникнув, эти конфликты и недоразумения сразу становятся причиной появления неконструктивных отношений и отрицательных эмоций, которые углубляются и развиваются уже сами по себе.
Нередко плохое поведение ребенка спровоцировано не тем, что он специально хотел нарушить дисциплину, а от безделья и скуки, в недостаточно насышенной различными видами деятельности (игровой, трудовой, спортивной и т. д.) воспитательной среде.
Нарушение поведения также появляется у детей из-за незнания правил поведения.
Предупреждение и исправление такого поведения возможно, если целенаправленно формировать у ребенка познавательную активность, включая его в разнообразные виды деятельности, конкретизировать правила поведения ребенка в соответствии с условиями детского сада, семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению этих правил.
Причины и типы неконструктивного поведения детей дошкольного возраста
Поведение, обусловленное нейродинамическими особенностями ребенка
Импульсивное поведение детей.
Ребенок быстро и непосредственно реагирует и также быстро раскаивается в своих действиях. Ребенком движет желание удовлетворить свои потребности. Конкретная цель при этом не ставится, сознание не концентрируется на достигнутом результате.
Ребенок отличается невероятной двигательной активностью, повышенной отвлекаемостью, невнимательностью. Он постоянно совершает беспокойные движения кистями и стопами;
Сидя на стуле корчится, извивается; с трудом дожидается своей очереди во время игры, занятии, в других ситуациях; на вопросы часто отвечает не задумываясь; с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр; не может играть тихо и спокойно; часто вмешивается в игры и занятия других детей; совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях.
Ребенок отличается недостаточно четкой пространственной координацией движений. Ребенок как бы «не вписывается» в пространство (задевает предметы, натыкается на углы). У таких детей «живая» мимика, подвижные глаза, быстрая речь, они часто находятся вне ситуации.
Такой ребенок легко переносит наказания, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится.
Это самый шумный ребенок в детском сообществе. Дети плохо адаптируютяся к школе.
Причины:
Особенности поведения этих детей свидетельствует о недостаточно сформированных у них регуляторных механизмах психики, прежде всего самоконтроля как важнейшего звена в становлении произвольного поведения.
Эффективным средством коррекции импульсивного поведения старших дошкольников является игра. В частности, игры с правилами и длительные игры со сверстниками. В играх этим детям потребуется сдерживать свои непосредственные побуждения, подчиняться игровым правилам, учитывать интересы других.
Поведение, связанное с обучением и развитием, стилем взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, особенностями семейного воспитания.
Конформное поведение.
Среди старших дошкольников достаточно много «тихонь», которые готовы со всем соглашаться. Такое поведение детей чаще устраивает взрослых, чем пугает и настораживает. Дети-тихони идут на поводу у своих сверстников, не имея своей точки зрения.
Если конформное поведение закрепляется, то оно приводит к искажению его личностного развития.
Дети с комформным поведением имеют проблемы в общении, в межличностных отношениях. Наиболее типичные из них – это избирательность контактов и боязнь публичных выступлений.
Причины:
Личностные особенности не являются его врожденными качествами. Они формируются тогда, когда ребенок испытывает недостаток поддержки и поощрения, когда его часто наказывают за неудачи, ставят в заведомо невыигрышные условия сравнения и соревнования со сверстниками. Особую роль играет авторитарный или гиперопекающий стиль воспитания.
Необходимо создать условия, которые позволят ребенку понять и поверить, что его активность дает зримый и приятный ему самому результат. Для этого нужно выбрать для ребенка увлекательное занятие. Самым эффективным средством освобождения ребенка от комформного поведения являются игры – драматизации.
Демонстративное поведение.
Детское кривляние. Ребенок кривляется только в присутствии взрослого, и только тогда, когда на него обращают внимание. Кривляется, когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведения.
Ребенок как бы говорит: «Я делаю то, что вам не нравиться. Я –плохой».
Причины:
Это единственный способ привлечь к себе внимание.
Это происходит тогда, когда родители практически не общаются с ребенком, или общаются в ситуации, когда ребенок плохо себя ведет. Демонстративное поведение распространено в семьях, группах с авторитарным стилем воспитания.
Каприз – это часто повторяющаяся слезливость, необоснованные выходки с целью самоутвердится. Капризы сопровождаются активным проявлением недовольства и раздражительности.
Эффективным способом для коррекции поведения является игра. Взрослый в игре может специально создать такие условия, чтобы ребенок максимально ярко проявил демонстративность. Такие заострения негативных черт одновременно и способ самовыражение ребенка, и, что важно,- один из способов самосознания.
Протестное поведение.
3 формы протестного поведения: негативизм, упрямство, строптивость. В возрасте от 2до 3 лет такое поведение свидетельствует о нормальном формировании личности.
Негативизм-такое поведение ребенка, когда он не хочет делать только потому, что его попросили. Типичные проявления-слезы, грубость, дерзость, отчужденность, обидчивость.
Причина: у ребенка накапливается эмоционально отрицательное отношение к требованиям взрослых. Негативизм чаще результат неправильного воспитания, следствие протеста ребенка против насилия, совершаемого взрослым. Не надо смешивать негативизм с проявлением настойчивости (стремление ребенка к цели).
Упрямство – такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем –либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал.
Причины:
1. Следствие неразрешимого конфликта взрослых.
2. Часто упрямство определяется как «дух противоречия», следствие длительно действующих эмоциональных конфликтов, стрессов, которые не могут быть разрешены ребенком самостоятельно.
Строптивость – направлена против норм воспитания, против навязываемого ребенку образа жизни. Такие дети чаще инициируют конфликты. Склонны решать конфликтные ситуации криками, обзыванием, дракой.
Помочь ребенку осознать, какие из его внутренних тенденций вошли в противоречия, привести уровень притязаний в соответствие с индивидуальными возможностями; восстановить пошатнувшуюся самооценку. В этом помогут коллективные игры, которые учат идти на компромисс, договариваться.
Агрессивное поведение.
Агрессивным называют целенаправленное разрушительное поведение.
Агрессивные действия ребенка могут выступать в качестве средства достижения значимой цели; как способ психологической разрядки; замещение неудовлетворенной потребности; как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.
Физическая агрессия ребенка выражается в драках с другими детьми, в разрушении вещей и предметов.
Дети склонные к вербальной агрессии – оскорбляют, дразнят, обзывают, ругаются.
Причины:
1. Агрессивное поведение возникает из-за разнообразных учебных трудностей.
3. Дисгармонические отношения родителей, агрессивное поведение по отношению к другим людям.
Ребенку с агрессивным поведением необходимо специальное внимание, т. к. порой он даже не догадывается о том, какими добрыми могут быть человеческие отношения.
Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения детей
1. Игры с правилами
В них четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок вынужден подчиняться этим требованиям, т. е. не нарушать правила, если он желает играть и не хочет разрушить игру.
Наиболее сильное «испытание» для импульсивного, нетерпеливого ребенка. Выполняет ребенок правила игры или нарушает – это сразу же замечают другие игроки, что создает наилучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил.
3. Игры – драматизации.
Особенно эффективны для конформных детей. Ребенок первоначально преодолевает присущие ему неуверенность, трусость, а приобретает самостоятельность, уверенность, инициативность.
4. Коллективные дидактические игры.
Эффективны для детей с протестным поведением. Отличием коллективной игры для детей с протестным поведением заключается в том, что эта игра должна быть дидактической, а не сюжетно-ролевой. В ней приоритетной задачей является развитие у играющих навыков сотрудничества.
5. Сюжетно-ролевая игра.
Преимущественно применяется в коррекции демонстративного поведения. Сюжетно-ролевая игра является активной формой экспериментального поведения, обладает мощным социализирующим эффектом. На первый план для детей выступает не столько функциональное исполнение роли, сколько ее личностные характеристики.
6. Психотехнические освобождающие игры. Режиссерские игры.
Направлены на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка, на осознание своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности.
В режиссерской игре ребенок распределяет все роли между игрушками, а на себя берет функцию режиссера.
Универсальное средство коррекции недостатков личностного развития и неконструктивного поведения.
Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями «Познание». «Здоровье», «Физическая.
Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.
Ребенок отказывается общаться учиться играть такое поведение характерно для реакции
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Нормальное поведение ребенка характеризуется его активным, эмоционально-положительным отношением к окружающему.
Статья:
Нормальное поведение ребенка характеризуется его активным, эмоционально-положительным отношением к окружающему. Ребенок живо интересуется всем, что происходит вокруг, охотно вступает в общение с взрослыми, с увлечением играет самостоятельно или с другими детьми, спокойно, без капризов выполняет требования взрослых: моет руки, одевается и раздевается, ложится спать и т. д.
Нельзя требовать от ребенка, особенно раннего возраста, чтобы его поведение было оптимальным. Незрелость его мозга и несовершенство функций приводят к определенной неустойчивости поведения. Для ребенка раннего возраста она естественна. Так, будучи увлечен игрой, ребенок может не сразу ответить на предложение воспитателя идти есть или спать. Он может заплакать, если у него забирают игрушку или уводят от детей, с которыми он играл. Когда ребенок утомлен, он может заплакать от незначительного порицания или неудачи в каком-либо занятии. Но такие реакции кратковременны, непостоянны, и причину их возникновения всегда легко объяснить.
Формы неадекватного поведения
Поведение ребенка можно считать неадекватным в том случае, если он часто и необоснованно находится в отрицательном эмоциональном состоянии и его реакции препятствуют оптимальному удовлетворению его собственных органических и психологических потребностей либо мешают нормальной жизни окружающих детей и взрослых.
К неадекватным реакциям относятся:
упрямство, т. е. отказ подчиниться обоснованным требованиям взрослых. Например, ребенок категорически отказывается идти есть или спать, хотя он голоден и хочет спать; мыть руки, которые испачкал, надеть пальто, хотя ему холодно и т. д.;
капризы, проявляющиеся в том, что ребенок выражает какое-либо желание, а при попытке его удовлетворить от него отказывается. Например, просит куклу, когда получает ее, говорит: «Не хочу куклу!»;
немотивированный плач, возникающий у малыша от самой незначительной причины. Например, другой ребенок, проходя мимо, задел его или воспитатель не сразу завязал ему шнурки и т. д.;
отказ от контактов с воспитателем, когда никакие попытки вовлечь ребенка в разговор, вызвать к себе положительное отношение не имеют успеха;
отказ от контакта с другими детьми, когда ребенок стремится быть отдельно от детей, играет только один, в стороне от них, плачет, когда к нему подходят дети, отворачивается от них, не разговаривает с детьми, не хочет участвовать в групповых играх и занятиях вместе с другими детьми;
двигательная расторможенность — ребенок очень подвижен, не может сосредоточиться на какой-либо деятельности, быстро переходит от одного предмета к другому, не способен к устойчивому вниманию на^ занятиях и в играх, мешает играть другим детям; агрессивен — толкает и бьет других, кричит, отнимает игрушки, кусает детей вначале с целью отнять игрушку, а затем выражает этим свое возбужденное состояние; ломает и бросает игрушки.
Причины возникновения неадекватного поведения
Ребенок может иметь некоторые врожденные предпосылки для так называемой детской нервности. Он может унаследовать от родителей предрасположенность к слабому или возбудимому типу нервной деятельности, а значит, ее неустойчивость, приводящую к нервности.
Различают врожденное предрасположение к нервности, которое возникает у плода до рождения под влиянием неблагоприятных условий внутриутробного развития. Такие условия создаются, если мать во время беременности перенесла тяжелое заболевание или нервное потрясение, плохо питалась, употребляла алкогольные напитки, курила. Способствуют этому также токсикозы второй половины беременности, так как при этом плод получает недостаточно кислорода. В последние месяцы беременности наиболее активно развиваются функции головного мозга, в это время клетки центральной нервной системы особенно чувствительны к кислородной недостаточности. При таких неблагоприятных факторах признаки нервности проявляются уже в первые дни после рождения ребенка: он много кричит, часто просыпается. Любое неблагополучие сказывается на быстро развивающемся мозге ребенка. Это в первую очередь родовая травма, заболевания периода новорожденное™ и в первые месяцы жизни, а в более старшем возрасте — длительно текущие заболевания, неправильное питание, несоблюдение правильных возрастных режимов, особенно недостаточный дневной сон.
Очень рано, с первых месяцев жизни, начинают сказываться социальные причины. Уже в возрасте 1 года возможны проявления последствий неправильного воспитания.
В первом полугодии жизни ребенка формируются взаимоотношения в системе «мать — дитя». Всякие нарушения в этой системе сказываются на развитии малыша, особенно на уравновешенности его психики. Во втором полугодии идет бурный процесс становления общения с членами семьи. В этом возрасте число психогенных так называемых стрессовых факторов возрастает. Ребенок замечает и по-своему переживает все происходящее вокруг. Чем старше он становится, тем больше факторов социальной среды влияет на его поведение.
К значительному напряжению нервной системы и развитию нервности может привести шумная обстановка, семейные ссоры. Ребенок начинает замечать несправедливое к себе отношение, резкое или нервозное, быстрый переход от чрезмерной строгости к ласкам, частые запреты, подавление инициативы.
В условиях дошкольного учреждения неадекватное поведение проявляется в первую очередь при привыкании ребенка к новым условиям жизни.
Методы ликвидации неадекватных форм поведения и их профилактика
Чем раньше попытаться избавить ребенка от проявлений неадекватного поведения, тем более успешны будут результаты. Однако для этого необходимо соблюдать определенные условия: прежде всего — посоветоваться с врачом и выяснить, каково состояние здоровья ребенка; найти контакт с родителями и вместе с ними бороться за нормализацию психического состояния ребенка; помнить, что различные фермы неправильного поведения ребенка требуют различного подхода к нему. Так, при проявлениях капризов и упрямства надо обеспечить спокойное, доброжелательное отношение к малышу, действовать методом отвлечения и не поощрять неправомерные требования, но и не прибегать к наказаниям. Лучше перестать на некоторое время контактировать с ребенком. Без соответствующей реакции взрослого ему становится неинтересно капризничать или упрямиться. Тогда надо подойти к нему и попробовать вовлечь его в какую-либо деятельность или игру, сохраняя спокойное и доброжелательное отношение к ребенку. Правильные воспитательные подходы в семье и в дошкольном учреждении приводят к желаемому результату.
При плаксивости целесообразно отвлечь ребенка, приласкать, вовлечь его в общую игру с детьми, дать поручения, чтобы он выполнил их самостоятельно.
Большое значение для профилактики нарушений поведения имеет единство действий персонала дошкольного учреждения и родителей ребенка.
Двигательную расторможенность можно снять, включив ребенка в занятия, связанные с целенаправленной деятельностью, которая должна осуществляться при положительном эмоциональном отношении малыша, его заинтересованности. Следует чередовать периоды двигательной активности с периодами концентрации внимания, стремясь к увеличению устойчивости деятельности ребенка.
Если ребенок настроен агрессивно, в первую очередь следует выяснить причины такого состояния: обстановку в семье, состояние здоровья, его нервной системы. Внимательно следить за поведением малыша, не допускать ситуаций, способствующих проявлению агрессии. Иногда целесообразно перевести такого ребенка в группу более старших детей. Ребенка с проявлениями агрессии следует постоянно держать в поле зрения, занимать индивидуальной игрой, давать интересные для него поручения, следить, чтобы он был занят игрой или целенаправленной деятельностью.
Профилактика неадекватного поведения заключается в создании для ребенка оптимальных условий развития, обеспечении достаточной, но не чрезмерной физической и психической активности, полноценного общения со взрослыми, правильной организации коллективных игр, систематического пребывания на свежем воздухе, закаливающих процедур, чередования активности и отдыха, смены различных видов деятельности. Воспитательная работа должна включать индивидуальный подход к детям. Так, у нерешительных детей надо пробуждать активность, стимулировать их самостоятельную деятельность, давая задания возрастающей трудности.
Неврозы у детей
Воспитание ребенка без учета его индивидуальных особенностей, насильственное навязывание ему поведения, не соответствующего его потребностям, игнорирование его как личности, частые психотравмирующие ситуации приводят к стойким проявлениям нервности, которые, уже выходя за рамки форм неадекватного поведения, закрепляются как патологическое состояние — неврозы.
Формы неврозов
Различают несколько форм неврозов, основные из них — истерический невроз, неврастения, невроз навязчивых состояний. Каждая из этих форм имеет различные проявления.
Истерический невроз у детей раннего и дошкольного возраста выражается чаще всего в виде так называемых припадков: при этом детиесли им в чем-то отказывают, падают на пол, изгибаются, стучат ногами, кричат. Как только ребенок получает желаемое, припадок прекращается. Такие явления чаще всего бывают в семье, особенно при общении с матерью; при посторонних они возникают реже. Припадок может сопровождаться рвотой нервного характера, недержанием мочи и т. д. Истерические неврозы чаще возникают при эгоцентрическом воспитании и проявляются в конфликтных ситуациях.
Неврастения имеет очень много разнообразных проявлений. В ее основе лежит низкий уровень работоспособности клеток центральной нервной системы (так называемая раздражительная слабость). Ребенок легко утомляется, он раздражителен, плаксив, капризен. Одно из наиболее ранних и специфичных проявлений неврастении — нарушение сна. Невротические расстройства сна проявляются уже в первые месяцы жизни: сон поверхностный, беспокойный, ребенок «мечется» в постели. В более старшем возрасте дети часто разговаривают во сне. У дошкольников нередко наблюдаются ночные с т р а х и. К проявлениям неврастении относится и э н у р е з (ночное недержание мочи). Это частый симптом неврастении. Как правило, 90,7% здоровых детей к 3 годам полностью контролируют мочеиспускание.
При энурезе большое значение имеет неправильный подход взрослого по отношению к такому ребенку. Ребенка нельзя ругать или стыдить. Ночью не стоит высаживать ребенка на горшок, если он не проявляет признаков беспокойства. Лучше ограничить питье за 2—3 часа до сна, дать съесть небольшой кусочек хлеба с солью. Такого ребенка рекомендуется систематически закаливать, проводить другие оздоровительные процедуры. В дошкольном возрасте таким детям иногда проводят и специальное лечение.
Заиканиеу детей возникает также в результате функционального нарушения высшей нервной деятельности. Заикание начинает выявляться обычно в возрасте 2,5—4 лет, хотя наблюдаются случаи и более раннего его проявления (1—3 года). Эта разница зависит от причин, его вызывающих. Острые психотравмирую-щие факторы, при которых эмоциональный стресс связан с инстинктом самосохранения (испуг, падение с высоты), могут дать очень ранние проявления заикания. У детей возбудимых, рано начавших говорить, говорящих много и быстро, заикание может возникнуть в результате еще не полностью сформированных речедви-гательных механизмов. Иногда заикание возникает как следствие переутомления в результате избытка информации (бесконтрольный просмотр телевизионных передач, чтение большого количества книг и т. д.). Заикание достаточно часто приводит к эмоционально-волевым нарушениям. У таких детей в более- старшем возрасте отмечается мнительность, повышенная ранимость.
Невроз навязчивых состояний. У детей раннего и дошкольного возраста наблюдается в основном 2 вида этой патологии — навязчивые страхи и навязчивые движения. Последние формируются обычно у детей 4—6 лет и старше, но некоторые элементы навязчивых движений могут проявиться и раньше — с 2 до 4 лет. В возникновении страхов доминирует запугивание детей взрослыми. Внезапный испуг может привести к навязчивому страху. Так, ребенок, испуганный неожиданным громким гудком поезда, начинает панически бояться поезда, испугать ребенка может внезапно выбежавшая собака и вызвать у него стойкий страх перед животными.
Навязчивые движения чаще всего выражаются в выдергивании волос. Это возникает как первичная невротическая реакция на отрыв ребенка от матери в возрасте 3—5 лет, чаще всего при госпитализации, поступлении в группу с круглосуточным пребыванием детей или при поездке к родственникам в другой населенный пункт.
Лечение и профилактика неврозов
При наличии признаков невроза ребенок должен быть направлен к врачу-специалисту. В ряде случаев применяется медикаментозное лечение. Дети с тяжелыми проявлениями невроза, как правило, не посещают дошкольное учреждение до выздоровления. В том случае, когда лечение проводится амбулаторно, ребенок продолжает посещать дошкольное учреждение. Это бывает при легких формах невроза. Тогда назначенные лекарственные препараты дает ребенку старшая медицинская сестра, а воспитатель должен в зависимости от формы невроза обеспечить индивидуальный подход к ребенку, не фиксировать внимание на особенностях его поведения, активно вовлекать его в разнообразную деятельность. Так, дети с легкими формами заикания могут быть избавлены от него с помощью педагогических воздействий. На первых этапах следует резко уменьшить нагрузку на психику ребенка; обеспечить продленный сон и пребывание на свежем воздухе; не фиксировать внимание ребенка на его заикании; говорить медленно и немного; декламировать стихи, петь простые песенки; предоставить ребенку возможность больше играть игрушками, строительным материалом, вовлекать его в подвижные игры, игры с любимыми предметами.
Эти мероприятия дают хорошие результаты, особенно если заикание носит функциональный характер (активная речевая деятельность при повышенной возбудимости ребенка). Если заикание сформировалось и воспитательные воздействия не помогают, лечение проводится у логопеда и психоневролога.
После рождения ребенка профилактика включает в первую очередь создание условий для оптимального физического и нервно-психического развития и обеспечения соответствующего уровня здоровья, а также такую организацию бодрствования, которая отвечает возрастным потребностям. Большое значение имеет спокойная обстановка в семье, ровное ласковое отношение взрослых, правильный воспитательный подход к ребенку, с учетом его индивидуальных особенностей.
Очень важно вовремя заметить начальные формы неадекватного поведения ребенка и не дать им перерасти в неврозы.