развивать ум рецензия запереться
Яблони на Марсе: как развить собственный и мировой интеллект
Об экспертах:
Что такое интеллект
Интеллект определяет, насколько следующая задача, которую вы едва-едва, но все же способны решить, отличается от предыдущей. В мировых масштабах все точно так же — насколько новая задача, встающая перед человечеством, сложнее предыдущей?
Хорошая новость в том, что проблем, которые в принципе невозможно решить, очень мало. Не верите — взгляните на основы ТРИЗ или достижения авиакосмической отрасли.
Есть и другая новость — существует класс проблем, которые сложно свести к техническим системам. Эти проблемы возникают из-за людей, которые не могут скоординироваться, регулярно принимают плохие решения, или просто сложного и запутанного общества. Чтобы решить такие проблемы, не отдельные люди, а человечество в целом должно стать намного умнее.
За последние десятилетия люди продвинулись в решении сложных задач, но колоссальный разрыв между ведущими учеными и обывателями в понимании того, как устроен мир, существует до сих пор. При этом с учеными тоже не все так просто: великолепный специалист в узкой области может иметь неразвитые взгляды в других сферах знания. Например, есть исследователи, пишущие о вреде вакцин; политики, практикующие магию; лингвисты, верящие, что пандемия SARS-CoV-2 — всемирный заговор. У этой проблемы есть как минимум две причины: недостаточно широкий кругозор и когнитивные искажения.
Недостаточно широкий кругозор. Начиная с XIX века, высшее образование становилось все более доступным. Согласно программному документу ЮНЕСКО, в период с 2000 по 2014 годы число студентов вузов по всему миру удвоилось — со 100 до 207 млн. Сумма человеческих знаний многократно возросла и продолжает расти, но очень немногие университеты научились загружать в среднестатистического студента совсем другие объемы информации. При этом согласно эффекту Флинна, интеллект студентов начал падать после 2000-х годов. Получается, что людей с высшим образованием больше, а научно-технического прогресса — меньше.
Когнитивные искажения. «Систематическая ошибка подтверждения» — когнитивное искажение, когда люди ищут то, что подтверждает их взгляды. Люди обычно игнорируют свидетельства, которые могли бы опровергнуть их точку зрения. О научном подтверждении задумываются единицы.
Более фундаментальное и даже классическое образование здесь уже не поможет, хотя преподавание логики частично закроет основные дыры. Необходим качественный переход от бытового к углубленному пониманию рациональности, к другому уровню интеллекта.
Почему нет единой концепции
Проблему-задачу повышения мирового интеллекта заметили уже давно, и сразу стали предлагать варианты ее решения. Например, развивать soft skills, hard skills, выбрать конкретный навык и обучить ему все человечество. Но дело не в скиллах и компетенциях. Задача — не только обучить человека навыкам, но и сделать так, чтобы эти навыки активизировались в нужные моменты. Помогали и прибавляли уверенности перед задачами, которые его никто не учил решать.
Неудачи неудивительны: развитие настолько фундаментальных функций мышления трудно оценивать.
Мы пользуемся подходом, который в черновом варианте выглядит так:
Как развивать собственный интеллект
Чтобы продвинуться ближе к настоящему, осознанному повышению мирового интеллекта, каждый из нас может заняться исследованием и развитием собственных интеллектуальных навыков. Вот, что можно сделать уже сейчас.
1. Заботиться о себе и своем состоянии, чтобы быть продуктивным. Невероятно, но этот пункт пропускают подавляющее большинство людей, особенно тех, кто работает в сложных областях.
Каждый раз, засиживаясь над интересной задачей до утра, помните, что вы не всегда сможете выжимать из своего тела и разума ресурсы, которым нужно восстановиться. Причем чем дальше, тем менее доступной будет эта опция: здоровье не резиновое, хронический стресс — штука вредная.
Что делать. Если сильно любите работать, подойдите к организации отдыха с такой же прагматичной точки зрения, как и другим задачам. Отдых — это не просто смена деятельности. Его можно разделить на три компонента:
Чаще всего за отдых мы принимаем сериалы, соцсети, компьютерные игры. Они относится именно к антистрессу, но для качественного отдыха выделяйте достаточно времени на расслабление и восстановление. Если после тяжелого дня вы часами листаете соцсети, остановитесь на минутку и прислушайтесь к себе. Очень может быть, что на самом деле вам нужно принять ванну и поспать.
2. Подбирать задачу под состояние. Если верно оценивать свое состояние и решать подходящие задачи в данный момент, вы решите больше задачи и повысите качество жизни.
Что делать. Научитесь понимать, какого внутреннего состояния требует задача. Попробуйте присмотреться к себе: можете ли вы честно оценить свое состояние? Другими словами, если вы скажете себе, что устали и хотите заняться чем-то несложным, то поверите самому себе? Если вы представляете, на что способны в каждый конкретный момент времени, сможете выбрать подходящие задачи под свое состояние. Например, написание кода или проверка чисел в отчете требуют сосредоточенности, генерация идей на этапе мозгового штурма лучше получаются в более диффузном состоянии. Результат — заметно возросшая эффективность и колоссальная экономия времени, сил и нервов.
Чтобы этому научиться, практикуйте логирование — отслеживайте свои состояния, фиксируйте задачи, делайте предположения о том, какого состояния требует конкретная задача. Оценивайте результаты и записывайте все это хотя бы два-три месяца.
Отследить состояние поможет «Квадрант эмоций»:
Развивать ум рецензия запереться
В детстве я часто представляла себя писателем: раскладывала вокруг чистые листы бумаги, принимала позу мыслителя и ждала, когда на меня снизойдет вдохновение. Мне так хотелось написать «хоть что-нибудь», но листы оставались пустыми, потому что я не знала, с чего начать.
Может быть, ваш ребёнок такой же? Мечтает красиво излагать мысли на бумаге, но не может сделать первый шаг? Предложите ему попробовать себя в роли литературного критика и писать отзывы на любимые книги — рецензии. Марта Райцес в своей книге «Читательский дневник» дает несколько рекомендаций по поводу того, как это делается. Покажите их вашему ребенку, чтобы он вспомнил про эти советы, когда вновь загорится желанием писать. Тем более что времени на каникулах полным-полно. А я попробую показать на примере собственной рецензии.
«Критичный зверек»
Представим, что рецензия — это зверек. У него обязательно должна быть голова и туловище, как у текста должен быть зачин и основная часть. Без них рецензия просто не сможет существовать. Она не обойдется и без хвостика — заключения. Иначе зверек будет выглядеть незавершенно.
Лап у рецензии может быть две, шесть или одна, совсем без них она будет медленно доходить до читателя.
Анатомия рецензии
«Волшебство на полке».
Предложите ребенку попробовать написать рецензию на его любимую книгу. — Источник
Недавно я прочитала книгу «Гарри Поттер и философский камень». Здесь я расскажу, почему она мне понравилась и зачем ее стоит прочесть.
Книгу написала английская писательница Джоан Роулинг в жанре фэнтези. Это такой литературный жанр, когда события происходят в выдуманном мире.
В первой книге про Гарри Поттера мы только знакомимся с волшебным миром и школой чародейства и волшебства Хогвартс. У Гарри появляются первые друзья и первые враги. Ему предстоит преодолеть несколько испытаний и в одиночку сразиться с главным злодеем — прислужником Волан-де-Морта.
Интересно было следить за повествованием? Оно затягивало? Какие были скучные моменты? Ты мог угадать, что будет дальше? Или действие в книге непредсказуемо?
Подарите ребенку блокнот, где он будет делать наброски своих текстов или выписывать рецензии на чистовик. — Источник
Я была в восторге, когда первый раз читала её! В самом начале была интрига, но потом действия немного затянулись. Когда рассказывается, как Гарри жил с Дурслями, мне было его очень жаль. А ещё скорее хотелось, чтобы он уехал оттуда, так как в мире без волшебников почти ничего интересного не происходило.
Всё, что потом было в Хогвартсе, — настоящая сказка! Чем больше читаешь, тем большое самой хочется учиться на Гриффиндоре: колдовать палочкой, летать на метле и пить вкусный чай у Хагрида. А хитрость с философским камнем и волшебным зеркалом — самый неожиданный эпизод в книге.
О чём книга? Волнует ли тебя это? Занимает ли это умы современников? Или это что-то не слишком значимое для тебя, твоих друзей, города, страны, мира?
Сначала кажется, что «Гарри Поттер» — просто сказка о волшебниках. Но это не совсем так. Эта история про взросление, про дружбу, про таких же подростков, как я. Например, я узнавала себя в Гермионе, когда она слишком много умничала, в Роне — когда он очень боялся чего-то, и в Гарри — когда он решался на храбрый поступок.
Если не получается написать вступление, попробуйте начать с того, что точно знаете, а к зачину вернетесь позже. — Источник
Ещё эта книга о том, что нужно верить в себя и быть верным себе. Когда философский камень оказался в руках Гарри, он мог отдать его Волан-де-Морту и воскресить своих родителей. Но для него важнее была судьба учеников школы и торжествующая справедливость, чем собственное счастье.
Верится ли, что есть такие существа? Или они совсем не похожи на настоящих? Ведут себя логично? Говорят убедительно? Какие чувства вызывают персонажи у тебя?
В мире Гарри Поттера много необычных существ: гоблины, великаны, тролли, драконы. Даже есть трехголовый пес! Они встречаются и в других подобных книгах и ведут себя практически также. Из героев мне больше всех нравится профессор Дамблдор. Он очень добрый и мудрый, мне бы хотелось иметь такого дедушку, как он.
Красивый ли? Хочется ли выписывать цитаты? Использует ли автор устаревшие слова, выдумывает ли новые, заимствует ли из других языков?
Красиво оформлять рецензию не возбраняется. Оживите ваш текст с помощью разноцветных ручек, стикеров и наклеек. — Источник
Мне очень нравится, какие придуманы названия заклинаний. Теперь, когда я открываю дверь, то всегда говорю — Алохомора. А когда делаю уборку в комнате, то проговариваю Вингардиум Левиоса, чтобы все вещи сами легли по местам. А ещё я узнала, что имя Волан-де-Морт с французского переводится как «полет смерти»!
Согласен ли ты с автором? Что тебе из его рассуждений близко, а что нет? Что будет, если все согласятся с писателем? А если, наоборот, никто не будет так думать?
Здесь практически нет автора, но я точно знаю, что она заботится о Гарри, как мама, и сопереживает ему.
Ты читал похожие книги? А в чём сходство и различия? Есть в этом тексте что-то, что ты больше ни под одной обложкой не встречал?
Рецензию можно дополнять и цитатами из книги. Они будут подтверждать ход твоих мыслей. — Источник
Совсем похожих книг я не читала, но атмосфера, которая царила у учеников в Хогвартсе, напомнила мне книгу «Дом, в котором…». Там тоже много детей, только действие происходит не в школе, а в интернате. Ребята там непростые и своенравные, не похожи на учеников Хогвартса. Но те и другие ценят дружбу, любят повеселиться и хотят, чтобы их любили.
Книга хорошая? Книга посредственная? Книга достойна похвал?
Я бы ещё тысячу раз перечитала эту книгу! Советую всем, кто хоть немного верит в чудеса. А тем, кто не верит — советую ещё больше. Прочтете и обязательно поверите.
Следуй этим простым правилам, и у тебя получится свой собственный «критичный зверек».
Рецензия любит «выползать» на страницы журналов и интернет-блогов. Есть люди, у которых много-много рецензий. Часто они зарабатывают тем, что показывают свои рецензии публике. Может, и ты сделаешь «разведение» рецензий своей профессией. Тогда тебя гордо будут называть журналистом или литературным критиком.
Главное, не нужно ничего из себя вымучивать. Советуйте ребенку писать рецензию так, как если бы он вслух делился впечатлениями от прочитанного с вами или со своими друзьями: легко и увлекательно. С каждым новым текстом его навык письма будет только улучшаться, а там уже покорение новых журналистских жанров не за горами.
9 способов расширить границы мышления, которые ты установил сам
То, как ты воспринимаешь реальность, всего лишь следствие твоих границ мышления, которые ты когда-то установил и с тех пор стараешься не нарушать. Если ты не видишь новые возможности или постоянно испытываешь скуку и раздражение, то в твоих силах изменить это, начав смотреть на мир под другим углом.
Узко мыслят в основном те люди, которые не добиваются успеха. Они слабо контролируют свое внимание и концентрацию, а также действуют в большей мере машинально, не вдумываясь в процесс. Если же ты хочешь полностью раскрыть свой потенциал и самореализоваться, воспользуйся несколькими способами, которые помогут тебе расширить мышление.
1. Замени фразу «не могу» более честной «не хочу»
Ты можешь часто говорить «не могу», оправдывая свое бездействие, лень или страх. Но в большинстве случаев честнее будет сказать, что ты чего-то не хочешь. Ведь если у тебя есть желание, ты будешь искать возможности, а не причины отложить активные действия на потом» или вовсе отказаться от воплощения задуманного.
Когда ты будешь максимально честен по отношению к самому себе, ты начнешь называть вещи своими именами. Ты поймешь, что для тебя нет ничего невозможного, и это осознание даст тебе толчок к изменению своего мышления и взгляда на мир.
2. Не отказывайся от «невыполнимой» идеи, пока не попробуешь
Невыполнимых идей не существует — есть только те задумки, которые будут сложны в воплощении. Тебя могут пугать эти самые трудности, возможные перемены в жизни, личная ответственность и т. д. Именно поэтому ты будешь всячески отговаривать себя от работы над поставленной целью.
Но попробуй для разнообразия не отказываться от невыполнимых идей сразу. Для начала составь план действий, оцени обстановку, подумай, есть ли у тебя необходимые знания и навыки, и если их нет — восполни эти пробелы. Успех приходит не к умным и осторожным, а к находчивым, уверенным в себе и нацеленным на результат. Когда ты прекратишь делить свои идеи на те, что реально воплотить в жизнь, и те, что для тебя находятся за гранью возможного, ты избавишься от узкого мышления.
3. Ставь под сомнения свои убеждения
Порой для того, чтобы вывести свою жизнь на новый уровень, тебе не нужна новая работа, другое окружение или больше свободного времени. Тебе необходимо всего лишь пересмотреть свои ограничивающие убеждения и расширить мышление.
Если ты часто употребляешь фразы вроде «У меня слишком много работы — придется потратить на нее свои выходные», «Это не моя вина — это произошло из-за…», «У меня нет другого выбора» и так далее, то именно ты причина твоего дискомфорта. Когда ты следуешь одному и тому же убеждению несколько раз, останови себя и попробуй удостовериться в том, что оно действительно верно. Для этого подвергни его сомнению, спроси себя: «Я действительно не могу принять другое решение, которое принесет мне больше пользы?»
Может оказаться, что ты с легкостью освобождаешь свои выходные, если не откладываешь мелкие рабочие задачи на потом, за пару минут устраняешь последствия своей ошибки, не тратя время и силы на то, чтобы отрицать свою вину, и выбираешь наиболее удачное решение там, где раньше видел тупик и безысходность.
4. Ищи плюсы в любой ситуации
Привычка искать плюсы везде и во всём может кардинально изменить твой взгляд на окружающий мир. Научившись концентрироваться на позитиве, ты будешь сохранять самообладание и искать новые возможности там, где большинство людей впадает в уныние. К примеру, если тебя уволят, ты начнешь искать работу, которая удовлетворяла бы тебя больше в материальном или духовном плане.
Сначала тебе будет тяжело находить положительные моменты в ситуациях, которые явно приносят тебе только раздражение. Но спустя некоторое время твое мышление перестроится, и твой мозг будет делать это автоматически. Избавившись от негативного взгляда на мир, ты станешь более объективно оценивать события и формировать осознанную реакцию на них.
5. Выходи из зоны комфорта
Скорее всего, ты, как и большинство людей, предпочитаешь делать только то, что тебе удобно, привычно и понятно. Это помогает оставаться в зоне комфорта, избегая сильных эмоций, перемен и неопределенности. Однако это лишает тебя большого количества возможностей сделать свою жизнь лучше.
Брось себе вызов, выйди из зоны комфорта. Начни с малого — попробуй что-то новое, перебори свой страх, расширь свой круг интересов. Составь список своих самых смелых желаний и заставляй себя реализовывать их несмотря на страхи и сомнения. Чем чаще ты будешь проживать новый опыт, тем шире начнешь мыслить.
6. Принимай во внимание всю информацию
Ты часто можешь принимать во внимание только ту информацию, которая подкрепляет твои предубеждения, при этом игнорируя факты, противоречащие твоему мнению. Избавься от этой привычки — при принятии решения или при обдумывании проблемы старайся не упускать деталей, рассматривая всю имеющуюся в твоем распоряжении информацию. Это поможет тебе иметь более полную картину событий.
7. Старайся больше читать
Необязательно книги — ты можешь начинать свой день с чтения новостной ленты или небольших историй в социальных сетях, можешь уделять по полчаса на изучение различных статей или рассказов. А если и на это у тебя не хватает времени и сил, то попробуй слушать аудиокниги или подкасты по пути на работу. Чтение — это один из самых простых и интересных способов стать более осведомленным, а также развить воображение, чуткость и критическое мышление.
8. Знакомься и общайся с новыми людьми
Для твоего развития важны социальные связи с разными людьми и компаниями. Особенно значимо общение с теми, кто имеет отличные от твоих интересы, взгляды на жизнь, идеи и убеждения. Контакт с такими людьми может бросить вызов твоему образу мышления и расширить установленные тобой границы. Необязательно заводить дружеские отношения с теми, у кого так мало общего с тобой. Главное — дать себе шанс взглянуть на мир иначе.
9. Практикуй осознанность
Осознанность — это полезная практика для того, кто хочет сосуществовать в гармонии с самим собой, при этом не ограничивая свое мышление. Для того чтобы начать осознанно воспринимать окружающий мир, ты должен задействовать все органы чувств, а также отслеживать свои реакции на те или иные события, слова или решения.
Для начала попробуй сократить количество действий, доведенных до автоматизма, — старайся больше думать, концентрировать свое внимание на процессе, которым ты занят, ставить под сомнения свои действия и решения и т. д. Это простое упражнение поможет тебе освободиться от установленных тобой же границ в мышлении и использовать свой потенциал на все 100 %.
Пример сочинения 1
Сегодня мы все чаще слышим тревожный вопрос «Чем опасен технический прогресс?». Совершенно очевидно, что вне этого явления человеческая цивилизация существовать не может. Однако и у этого необходимого процесса есть изнаночная сторона. Стремясь «догнать и перегнать», многие промышленники забывают об экологии, ученые — о безопасности, потребители — о чувстве меры. Поэтому в 21 веке на повестке дня проблемы загрязнения окружающей среды, формирования ложных ценностей потребления и другие актуальные вопросы, ставшие следствием технического прогресса. Разберем некоторые примеры, доказывающие опасность бурного развития технологий.
Вспомним повесть А.П. Чехова «Степь». Уже в первой главе мы видим, что в маленьком провинциальном городе «в дыму около крыш двигались люди и лошади, покрытые красной пылью…». Это описание локального экологического бедствия. Кирпичные заводы создают невыносимый смог, который затягивает небо и осыпается на людей россыпями пыли. Они же вынуждены дышать этим и наживать болезни. Несмотря на производственную развитость городка, в нем нет даже гимназии для детей. Егор едет в дальнюю дорогу, чтобы получить хотя бы среднее образование. А это значит, что его малая родина является всего лишь полигоном для производства, который никак не развивается, хоть и терпит соседство с крупным промышленным предприятием. И интересы местных жителей, и окружающая среда приносятся в жертву этим кирпичным заводам, а что взамен? В городе, видимо, нет иной работы для молодежи, кроме перепродажи шерсти, и та находится под контролем у крупного дельца Варламова, к которому едет дядя Егора. Нет там и социальной инфраструктуры. Увы, технический прогресс имеет негативные экологические и социальные последствия для этого города: место становится непригодным для жизни, люди его покидают, оставляя за собой изувеченную экосистему.
Аналогичную ситуацию мы видим в рассказе А.П. Чехова «Крыжовник». Николай Иванович всю жизнь мечтал о покупке усадьбы с фруктовым садом, речкой и другими природными радостями. Его грела мысль об уюте на лоне красивого пейзажа. Ценой невероятных лишений и даже подлости герой купил себе барский дом, смог даже завести прислугу. Только вот результат стараний оказался далеким от ожиданий. Так Иван Иванович, брат новоиспеченного барина, описывает ту самую речку возле имения: «Вода в ней цветом как кофе, потому что по одну сторону имения кирпичный завод, а по другую — костопальный». Вот такая «идиллия»! Николай Иванович даже судился с этими предприятиями, ведь жить по соседству было крайне не комфортно. Но десятки людей, живших там же, терпели это, иного варианта не было. Технический прогресс очень часто приводит к тому, что его результаты ставятся выше человека, ради которого он создается. Что будет с теми, кто проживает в такой экологически неблагополучной среде? В этом последствии и состоит опасность развития технологий.
Таким образом, в погоне за прогрессом мы часто забываем о главном — том, ради чего он делается. Люди ценятся меньше, чем промышленные показатели. Окружающая среда тоже становится жертвой производственного развития. Однако завод можно построить за год, а последствия его работы могут напоминать о себе столетиями. Поэтому крайне важно следить за тем, чтобы прогресс не был самоцелью, а все-таки служил нуждам людей.
Пример сочинения 2
Почему технологии развиваются, а общество нет?
Иными словами, человек слабеет, если постоянно не тренирует тело и разум. И пример этому можно найти в романе-антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир».
Если со стороны посмотреть на общество Мирового Государства, то оно кажется вполне благополучным и счастливым. Несколько граммов сомы решают все проблемы жителей, выращенных в бутылях. Альфы, беты, гаммы, дельты и эпсилоны строго разделены и не имеют представления ни о чем, кроме своих узких обязанностей, поэтому попадая в условия обычной жизни, как произошло, например, с Линдой, совершенно беспомощны: не умеют делать, не знают, как обращаться с детьми. Сытая предопределенная жизнь разнежила обывателей эры стабильности. И в этом случае общество деградировало именно из-за чрезмерного развития технологий.
Подобную ситуацию можно увидеть и в романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Цивилизация, представленная в данном произведении, поглощена созерцанием телевизионных стен и гонками на скоростных автомобилях. Их жизнь пестра и громка. Однако за пеленой звуков и красок жители новой Америки не замечают, что совершенно разучились самостоятельно мыслить, полагаясь во всем на мнение правительства, что в конце концов закончилось гибелью общества. И в этом случае причина развития технологий состояла в потребности «оглушить» жителей, сделав их послушными рабами, что, без сомнения, повлекло за собой неизбежную деградацию общества.
Таким образом, научно-технический прогресс необходим, но тенденция к угасанию физических и мыслительных способностей человека тем выше, чем активнее мы перекладываем на машины
Пример сочинения 3
Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? Очевидно, что технологии – это своеобразный вызов, который человек бросает окружающей среде. Об этом ещё говорил Базаров, указывая на то, что природа – это мастерская, а человек в ней является работником. Однако последствия бурного развития цивилизации вследствие улучшения технической стороны мира может повлечь за собой как положительные, так и отрицательные последствия. В зависимости от этого будет выставлен статус: «спасение» или «трагедия». Чтобы доказать свою точку зрения, хочу обратиться к читательскому опыту.
В рассказе Д. Киза «Цветы для Элджерона» мы видим, как был брошен вызов природе со стороны человека. Люди не захотели смиряться с теми биологическими данными, которые даны индивиду. Они решили повысить интеллект молодого человека с лёгкой умственной отсталостью.
Привело ли это к трагическим последствиям? Отчасти. Эффект был недолговечен, однако главный герой успел разочароваться в своём окружении. Чарли понял, что зачастую люди смеялись над ним. Это привело к обострению чувства гордости, даже некоторому высокомерию. Было ли в этом спасение? Мне кажется, если бы Чарли дали время, если бы изменения происходили постепенно… Возможно, даже не достигли столь высокого уровня. Ведь не зря его близкая подруга указывала, что Чарли стал очень умён, но его эмоциональный интеллект ещё недостаточно развит из-за отсутствия должного опыта. При этих обстоятельствах всё могло закончиться совершенно иначе. Герой был бы счастлив, он совершал бы научные открытия, построил бы доверительные отношения с достойными людьми. Однако ему просто не хватило времени.
Другим примером является роман Дж. Оруэлла «1984». Это тот самый случай, когда технологии идут во вред всему человечеству и личности в частности. Чего стоят одни только камеры в каждой комнате. Большой брат следит за всеми, заставляет повиноваться: жить по одному графику, верить в то, что скажут. Полное уничтожение критического мышления и индивидуализма. Люди постепенно превращались в механизмы: никаких чувств, кроме тех, которые продиктует предводитель. Никаких лишних мыслей, кроме тех, которыми зомбируют газеты. А в них люди специально отбирают и изменяют информацию так, как удобно государству. Такое развитие цивилизации губительно воздействует на нравственные нормы, превращает людей в безмолвные детали машины, лишает их самобытности.
Таким образом, цивилизации и технологии могут рассматриваться в различных случаях по-разному. Иногда это спасение (например, избавление людей от страшных болезней с помощью вакцины или новых технологий, выявляющих проблему на ранних стадиях), в других ситуациях это становится трагедией (взрыв АЭС в Чернобыле, утечка дизельного топлива в Норильске). Но, наверно, всегда это некий вызов – справится ли человек с последствиями, не навредит ли природе и улучшит ли жизнь себе.
Пример сочинения 4
Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
Современный человек больше не представляет себя без интернета, соцсетей, бытовой техники и других благ цивилизации. У большинства людей жизнь достаточно комфортная и спокойная. Поэтому у нас есть время и возможность порассуждать, как на поколение влияют эти технические открытия? Куда они ведут? Этот вопрос часто поднимают современные писатели.
В быстром ритме жизни нельзя забывать о главном – о душе, благополучии не только своем, но и окружающих. Современная цивилизация отличается высокой степенью развития, однако большие возможности приносят большую ответственность. Задача каждого из нас – сохранить мир и себя в этом мире. Важно применять полученные блага в целях созидания, а не разрушения.
Пример сочинения 5
Наука и технологии непрерывно развиваются, они позволяют человеку жить комфортнее, получать высокотехнологичную медицинскую помощь, на вредных предприятиях всё больше использовать автоматизированный труд. Получается, развитие технологий – спасение для человечества? Или всё не так однозначно?
Развитие интернета позволило получить доступ практически к любой информации в кратчайшие сроки. Нет необходимости идти в библиотеку и искать ответ на вопрос в многочисленных книгах. Или для написания реферата проводить часы в читальных залах. Но многочисленные сайты, игры способны затягивать в свою, «виртуальную» реальность.
Другим примером неоднозначного пути развития цивилизации является изучение ядерной физики, что несомненно большой прорыв в технологиях и науке. Но последствия применения не в мирных целях ужасают. Всем известна судьба японских городов Хиросима и Нагасаки.
Развитие технологий несомненно правильный путь развития цивилизации. Однако, одного только научного прогресса недостаточно. Необходимо также не упускать и развитие культуры, не забывать думать о последствиях открытий, их применения. Если об этом помнить, технологии не станут трагедией, а приведут к более комфортной и высокотехнологичной жизни.