развитие мозга с помощью игр
Еду в метро и эволюционирую: 15 мобильных игр для тренировки мозга
В 21 веке одним из важнейших качеств человека являются его разносторонние знания, а также умение логически мыслить и быстро принимать решения, которые требует от него современное общество. Залогом эффективной работы мозга являются его регулярные тренировки, такие как посещение уроков в различных учебных заведениях, изучение научных статей в интернете, решение головоломок на вашем телефоне, и даже продумывание пути из дома в магазин — помогут вашему мозгу немного напрячься и подумать. В этой подборке я собрал приложения, которые помогут немного «прокачать» разные стороны вашего мышления, а во второй ее части можно найти игры, которые предлагают многопользовательские режимы.
Содержание
Одиночные игры — сам с собой или против бота
Судоку
Судоку — это классика головоломок. Очень интересная игра, где придется подумать, особенно на высоких уровнях сложности. Сама игра довольно проста в освоении и с ней способен справится даже ребенок. Так, вам необходимо добиться на игровом поле такого набора цифр от 1 до 9, чтобы в девяти маленьких квадратиках, на которые поделен большой квадрат, они не повторялись ровно также, как и не повторялись по вертикали и горизонтали. Судоку от Easybrain выделяется из огромного количества своих конкурентов минималистичным приятным интерфейсом, ежедневными заданиями, статистикой ваших игр, а также шестью различными уровнями сложности.
Lumosity
Lumosity — это хорошо проработанный сборник головоломок для тренировки различных мыслительных процессов, таких как память, внимательность и быстроту принимаемых решений. Все игры поделены на 7 категорий:
Также, дабы вы не забывали тренироваться, Lumosity предложит создать дни, когда оно будет присылать вам уведомления с предложением пройти парочку заданий. Как утверждает разработчик, все головоломки были разработаны в содействии с более чем 40 исследователями из университетов со всего мира. Единственный нюанс приложения — это тот факт, что оно полностью на английском языке, однако интуитивный интерфейс и очевидная цель каждой головоломки спускает на нет эту проблему
📲 Скачать Lumosity в Google Play.
NeuroNation
Очень хорошо проработанный сборник множества, на первый взгляд, легких задач. Однако, при их решении оказывается, что все не так просто, как кажется. Важной особенностью NeuroNation является подробная статистика, составленная по вашим решениям задач. Разработчик отмечает, что его приложение оказывает положительный эффект на развитие мозга, что подтверждается недавними исследованиями Свободного университета Берлина.
📲 Скачать NeuroNation в Google Play.
1010! color
1010! color — это отличная головоломка, которая не торопит вас таймерами или «срочными заданиями», вы вольны думать над игровым процессом столько, сколько посчитаете нужным. Задача одна — собрать как можно больше очков, расставляя фигуры, состоящие из множества разноцветных квадратов, на игровом поле. Так, при совмещении 3-х и более квадратов одного цвета, они исчезнут и принесут вам несколько очков в общий счет. Игра развивает немаловажную особенность нашего мозга — пространственное восприятие и планирование своих действий наперед.
📲 Скачать 1010! color в Google Play.
CogniFit
CogniFit — это большой сборник логических игр и задач. Задания включают в себя игры на логику и интеллект, развитие памяти, головоломки, ребусы, обучающие игры и так далее. После каждой задачи приводится статистика решения такого же задания игроками со всего мира. Любопытной особенностью приложения является тот факт, что вы скачиваете те игры, в которые хотите поиграть, не забивая память телефона ненужными мегабайтами.
📲 Скачать CogniFit в Google Play.
Brain Out
Brain Out представляет из себя еще один сборник интересных логических задачек, выделяясь от остальных очень приятной визуальной картинкой — весь интерфейс изображен в едином рисованном стиле. Каждая головоломка — это некий набор картинок и текстовое задание к ним, но не забывайте, что оно не всегда прямо указывает на решение. Игру сложно назвать очень тяжелой, однако для решения некоторых уровней придется применить всю мощь вашего логического мышления. Именно эту важную функцию нашего мозга и стремиться развить это приложение.
📲 Скачать Brain Out в Google Play.
Слова из Слова
Слова из Слова — это очень интересная лингвистическая головоломка, в которой вам необходимо из букв предложенного слова составлять новые слова. Важной особенностью этой игры является возможность посмотреть словарное определение каждого найденного слова. Так, играя в такую незамысловатую игру, можно сильно улучшить свой словарный запас.
📲 Скачать Слова из Слова в Google Play.
Мех. Коробка
Механическая коробка — это классика головоломок-квестов. Не просто так в магазине приложений существует большое количество игр, который копируют стиль и некоторые задачи именно из «коробки». Каждый уровень представляет собой уникальную задачу, над которой нужно именно подумать, так как методом «тыка» большинство уровней пройти не удастся. Единственный недостаток этой игры заключается в том, что она имеет ограниченное количество уровней, которые перепроходить смысла нет, так как решение от прохождения к прохождению не изменяется.
📲 Скачать Мех. Коробку в Google Play.
📲 Скачать Мех. Коробку 2 в Google Play.
MathRiddles
MathRiddles — это сборник 100 уникальных математических головоломок. Стоит отметить, что первые уровни предлагают максимально типовые задачи по типу «2+2*2», однако уже к 7-й задаче вам придется думать, ведь с каждым новым уровнем сложность увеличивается. Важно также понимать, что математические головоломки крайне положительно сказываются на многих способностях нашего мозга. Как утверждает разработчик, решение подобных задач способно задействовать оба полушария мозга, что может оказать положительное влияние на эффективность его работы в будущем.
📲 Скачать MathRiddles в Google Play.
Nonograms Katana
Nonograms Katana или японский кроссворд — это очень занимательные головоломки, которые пришли к нам из Японии. Геймплей представляет из себя некую смесь из судоку и кроссворда, однако вместо слов вам придется отгадывать рисунки. Игровое поле содержит в себе некую область рисования и по ее краям область с цифрами, каждая из которых обозначает, сколько клеток на линии с этой цифрой нужно закрасить. Так, шаг за шагом у вас будет заполняться основное поле, и в итоге получится загаданный рисунок. Сложность игры возрастает с увеличением «разрешения» рисунка, а если вам и этого окажется недостаточно, тогда разработчик может вам предложить дополнительные уровни, где нужно не просто закрашивать клетки, но еще и раскрашивать их, также следуя цифрам.
📲 Скачать Nonograms Katana в Google Play.
Игры против реальных игроков — по интернету или на одном устройстве
MinesweeperGo
Сапер — это замечательная классическая головоломка, которая не нуждается в представлении. MinesweeperGo предоставляет своим пользователям возможность посоревноваться с игроками со всего мира в решении знаменитых «полей с минами» на скорость. Также программа обладает системой рекордов и предоставляет возможность просмотра статистики ваших решений.
📲 Скачать MinesweeperGo в Google Play.
Dots online
Та самая игра из нашего детства, только вместо тетрадки и ручки — ваш телефон. Главная особенность «Точек онлайн» состоит в возможности играть с людьми со всего мира благодаря функции мультиплеера. Цель игры заключается в последовательном закрашивании точек противника, расставляя вокруг них свои точки. Приложение выполнено в стиле скевоморфизма. Так, игровое поле напоминает лист бумаги, а точки выглядят, будто их только что нарисовали ручкой.
📲 Скачать Dots online в Google Play.
Шахматы
Шахматы — это великая игра, зародившаяся в далеком VI веке, которая представляет из себя поле на 64 клетки и 32 фигурами. Самой популярной «мобильной» версией шахмат является приложение от сайта chess.com. Она имеет в себе продвинутую систему настройки сложности ботов для одиночной игры и рейтинговую систему, статистику, разбор вашей игры на ошибки в мультиплеере, а в случае если вы не умеете играть в шахматы, программа может предложить множество уроков о разных фазах и стилях игры. Шахматы способны развить огромное количество ваших умственных способностей, таких как концентрация, критическое и абстрактное мышление, решение проблем и так далее.
Эрудит
Эрудит — это классическая лингвистическая игра, напоминающая кроссворд. Задача состоит в составлении слова из предложенных букв так, чтобы они пересеклись со словом, составленным ранее по горизонтали, либо же по вертикали. Эрудит от студии AK Games предоставляет игрокам качественный мультиплеер, а также огромный банк слов. Эта игра позволит не только обогатить свой лексикон, но и «прокачать» стратегические навыки и быстроту подбора подходящих слов в разговоре. Также, как и в «Слова из слов», вы можете посмотреть словарное определение каждого из составленных слов.
Trivia Crack
Trivia Crack — это самая популярная викторина в Google Play. В одной игре сочетается огромное количество вопросов на самые разные темы, начиная от истории и заканчивая химией. Также она может похвастаться большой пользовательской базой, поэтому проблем с поиском соперников не будет. Стоит отметить, что Trivia Crack имеет множество разных ивентов и таких фишек, как «прокачка» своего питомца, множество различных режимов игры, а также ежедневные испытания.
Тренажёры для мозга
Тренировка мозга для улучшения Памяти, Внимания, Мышления и личной продуктивности онлайн в игровой форме.
Зачем это нужно?
Наши тренажёры для мозга помогут молодым людям добиться больших успехов в работе и учёбе. Для взрослых – это отличный способ противостоять ухудшению памяти и умственной работоспособности с возрастом. С помощью тренировки мозга Вы сможете:
Как это работает?
Битрейника будет ежедневно формировать для Вас план занятий, состоящий из 5 тренажёров. Время тренировки составляет порядка 15 минут. С помощью индикаторов и графиков Вы будете наблюдать, как растут Ваши способности с течением времени.
Для повышения мотивации Вы сможете участвовать в соревнованиях с другими пользователями.
Почему это работает?
Тренажёры созданы таким образом, чтобы максимально задействовать определённые мыслительные функции. В процессе занятий образовываются новые связи между нейронами (синаптические связи). Это происходит благодаря нейропластичности – способности мозга к восстановлению, реорганизации, созданию новых нейронных связей под воздействием поступающей информации.
Каким будет результат?
Согласно нашей статистики, уже через две недели занятий происходит рост основных показателей когнитивных функций в среднем на 20%. Многие отмечают заметное улучшение памяти и способности концентрировать внимание, что позволяет решать текущие задачи легче и эффективнее.
Скорость реакции на изменение обстоятельств
Навык устного счета
Увеличен навык запоминания фактов
54 года, руководитель
Я работаю начальником отдела. Время от времени мне приходится решать сложные задачи, отстаивая свое мнение в споре с другими руководителями. Раньше, когда возникала такая необходимость, я тщательно готовился, продумывая свои аргументы, пытался просчитать варианты. Позанимавшись на тренажёроах, я заметил, что скорость мышления у меня значительно возросла, и это помогает мне быстро извлекать из памяти нужную информацию и находить веские и логичные агрументы в словесном противостоянии.
Ум при занятиях на тренажёрах становится более цепким, получается мгновенно «мобилизоваться». А раньше мне проще было отказаться от борьбы. Для меня это – новые ощущения. Кстати, недавно, делая покупку, подсказала продавцу, сколько он мне должен дать сдачи. Услышала удивленное: «А Вы хорошо считаете!». Для меня это – невероятная похвала. Тем приятнее теперь подсчитывать сдачу, а ведь не так давно я бы не поверила, что такое возможно. Одной проблемой меньше!
22 года, предприниматель
Такого нигде нет!
Битрейника меняет устоявшиеся представления о тренировке мозга, превращая её из однообразного утомительного процесса в увлекательную игру!
Мы придумали различные состязания с использованием тренажёров: «Турниры», «Пиратский набег», «Фаворит» и «Игорный клуб», добавили магию, валюту, титулы и другие элементы для того, чтобы получить настоящую развивающую ролевую игру, в которой Вы «прокачиваете» не компьютерного персонажа, а самого себя.
Сколько это стоит?
Вы можете тренироваться на Битрейнике совершенно бесплатно. В этом случае Вам будет доступно не менее 7 тренажёров и 5 упражнений ежедневно, и во многих случаях этого вполне достаточно.
Приобретение абонемента снимает все ограничения. Мы стремимся сделать наши тренажёры доступными каждому, поэтому один день занятий по абонементу обойдётся Вам дешевле, чем поездка общественным транспортом.
На заметку игроману: чему нас могут научить компьютерные игры
Как сообщает издание Knowable Magazine, некоторые типы видеоигр могут улучшить работу мозга при выполнении узкого набора задач. Ряд исследований также показал их эффективность при освоении второго языка, изучении математики и естественных наук. Это потенциально хорошая новость для учеников и студентов, а также для миллионов людей, которые любят играть или не могут перестать это делать.
Последнее явление, кстати, давняя причина для беспокойства родителей, врачей и педагогов. Более половины россиян (58%) считают, что видеоигры приносят больше вреда, чем пользы (по данным ВЦИОМ на 15 августа 2019 года), отмечая при этом негативное влияние на психику и проявления агрессивного поведения. Также 54% граждан плохо относятся к увлечению играми близких.
По разным оценкам, в мире насчитывается более 2,3 млрд геймеров (по данным за 2018 год), а два года назад Всемирная организация здравоохранения в конце концов решила включить зависимость от онлайн- и видеоигр в список заболеваний (мкб-11 вступит в силу с 2022 года).
Люди (и не только молодежь) проводят много времени за играми, и это факт, в связи с которым встает задача превратить это увлечение во что-то более продуктивное, чем простое развлечение и вымещение негативных эмоций.
Что почитать/посмотреть по теме:
Первые исследования влияния игр на улучшение функций мозга
Изначально данные о том, что это возможно, были получены на основании тестирования шутеров. То, что часто критикуемые «стрелялки» могут принести пользу, заметил студент Шон Грин, изучавший психологию в Рочестерском университете. Он дал пройти тест на визуальное внимание своим друзьям, которые показали поразительные результаты. Сперва Грин и его научный руководитель Дафна Бавельер списали это на какую-то ошибку, так как, когда Бавельер сама прошла тестирование, ее результат был обычным. Разница между участниками эксперимента заключалась в том, что все друзья Грина посвящали более 10 часов в неделю игре в шутер Team Fortress Classic.
Затем Грин и Бавельер провели другой эксперимент, разделив группу «игровых новичков» на две команды. Первая проводила за шутером по одному часу в день в течение 10 дней, вторая столько же времени проходила пространственную головоломку «Тетрис».
Тесты показали, что участники первой группы лучше фокусировали внимание на интересующих объектах на визуально загруженном фоне, а также могли одновременно отслеживать до пяти движущихся предметов. Во время других исследований стало известно, что «Тетрис», в свою очередь, улучшает способности к пространственному мышлению и визуальному представлению двухмерных объектов.
Бавельер, ныне когнитивный исследователь в Женевском университете, отмечает, что любители «экшн-игр» лучше «лавируют» между распределенным вниманием (способностью мозга реагировать на стимулы одновременно) и фокусированным вниманием (способностью концентрироваться на целевом стимуле). «Это называется контролем внимания, способностью гибко переключаться по мере необходимости», — говорит она. Переключению между задачами способствует также игра в All You Can ET — специальный когнитивный тренажер, в котором игроки должны своевременно обеспечивать инопланетян определенной едой и напитками.
Полезные ссылки для более глубокого понимания темы:
Подводные камни в вопросе внедрения игр в учебный процесс
Грин, ныне психолог в Висконсинском университете в Мадисоне, отмечает, что игры могут помочь в подготовке специалистов, чья работа связана с повышенным визуальным вниманием — например, хирургов, правоохранителей или военных. Последнее, кстати, подтверждается даже на весьма высоком уровне. «Способность быстро усваивать информацию, реагировать и координировать действия, оставаясь при этом спокойным в условиях давления, часто является признаком людей, которые хорошо играют», — заявил телеканалу «Би-би-си» представитель британских ВВС.
Но при этом Грин также признает, что преимущества многочасовой игры в условный Call of Duty могут в реальной жизни быть ограничены: если время на видеоигры вытесняет время на остальные задачи, другие навыки могут со временем пострадать.
Важно также то, что полученные в экспериментах результаты очень специфичны и справедливы только в рамках поставленной задачи: то есть «шутеры» не улучшают пространственное мышление, как в случае с «Тетрисом», а он, наоборот, не улучшает визуальное внимание. В свою очередь, педагог и психолог Ричард Майер и вовсе заявляет, что, исследуя эту тему в течение длительного срока, не нашел убедительных доказательств, что так называемые игры для тренировки мозга действительно помогли существенно улучшить память, внимание или скорость принятия решений.
Другой спорный вопрос: как применять (и стоит ли применять) видеоигры на уроках? В нем исследователи также не всегда сходятся во мнении: так, по мнению Бавельер, компьютерные игры, повышающие способности мозга, можно интегрировать в школьные занятия, чтобы добавить «ложку меда» в сложные предметы и скучные программы. Хотя «шутеры», вероятно, не подойдут для этого: конечно, их вряд ли можно будет предложить ученикам начальных классов.
Шон Грин, в свою очередь, отмечает сложность и большую стоимость создания игр. Качественные, эффективные и убедительные игры могут стоить столько же, сколько обойдется создание какого-нибудь блокбастера, отметил психолог.
Максимальное вовлечение — преимущество игр, которое нужно использовать
И все же перспективы внедрения видеоигр в классах воодушевляют, несмотря на недостаток исследований о каких-либо преимуществах этого метода обучения по сравнению с существующими. Даже если предположить, что «тренажеры для мозга» переоценены, нельзя отбрасывать тот факт, что игры действительно сильно затягивают и вовлекают в процесс.
«Самая главная особенность игр — это их мотивационная сила, — говорит Майер. — И мы хотим использовать это». Ученые-исследователи функций мозга, специалисты в области образования и разработчики игр должны более тесно взаимодействовать друг с другом, чтобы создавать захватывающие игры, которые помогут отточить когнитивные навыки и развлечься. Как добавляет Бавельер, детский мозг способен запомнить сотни покемонов и их способности. Представьте, если они с таким же энтузиазмом приступят к изучению звезд на небе!
Писатель Грег Топпо в своей книге «Игра верит в тебя: как видеоигра может сделать наших детей умнее» (The Game Believes in You: How Digital Play Can Make Our Kids Smarter) соглашается: игры могут помочь скорректировать вовлеченность учащихся, оживить уроки, а также позволяют адаптировать их согласно потребностям каждого конкретного класса. С помощью игр можно также награждать учеников за постоянную практику, настойчивость и нестандартные решения.
Кроме того, игры могут помочь в «прокачке» «мягких навыков» (soft skills). «Есть много мягких навыков, которые геймеры могут использовать в профессиональной жизни: это командная работа, решение проблем и стратегическое планирование», — отметил региональный директор компании Hays Recruitment Райан Гарднер. Правда, если играть в игры, не задумываясь о навыках, которые можно из них извлечь и далее использовать, вряд ли получится использовать свое увлечение в будущем улучшении карьерных перспектив.
Компьютерные игры и киберспортивное образование: первые шаги в России
На данный момент онлайн- и видеоигры предлагают использовать (или, что реже — уже используют) как часть учебных занятий и в качестве самостоятельных уроков. Так, в июне 2019 года Минпросвещения России предложило внедрить в пятилетний период в школах и колледжах компьютерные игры и мобильные приложения в качестве средств обучения.
Летом также звучали идеи о выделении отдельных занятий по киберспортивным и другим играм. В августе эксперты АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) советовали включить в факультативы для школьников Dota 2, Hearthstone, Dota Underlords, FIFA 19, World of Tanks, Minecraft и CodinGame. Критериями отбора были популярность, обновляемость игр, их соответствие отечественным требованиям к киберспорту и возрастная маркировка 14+. Кроме этого, выбранные игры, по мнению экспертов ИРИ, должны развить у учеников навыки командной игры, стратегического мышления, логики и скорости реакции, а также раскрыть их креативный потенциал. В Минпросвещения от идеи включить такие предметы в школьную программу отказались: по мнению ведомства, они могут привести к переутомлению учащихся. Вместо этого школам было предложено вводить уроки по киберспорту на свое усмотрение.
Как заработать на киберспорте
Не так давно мысль о том, что на жизнь можно зарабатывать игрой, выглядела нереальной. Сейчас же некоторые игроки в состоянии материально поддерживать свою семью и видят в этом хорошие карьерные возможности.
При этом обучиться на киберспортсмена россиянам сейчас не так-то просто: это образовательное направление только начинает набирать обороты, тогда как в ЕС, США и некоторых скандинавских странах подобные учебные заведения функционируют уже давно. Поучиться можно с помощью онлайн-сервисов, обучающих игровым навыкам, онлайн-курсов, кибер-школ, нескольких вузовских программ (такие есть, в частности, у ВШЭ и Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма). Также киберспортивный факультет есть в университете «Синергия». В целом, за массовое развитие киберспорта в России отвечает ФКС РФ, основанная в 2000 году.
По словам директора первой московской школы с классами интеллектуальных видов спорта Елена Авдеева, навыки, полученные с помощью компьютерных игр, помогут ребенку в любой профессии. «Более того, киберспорт и новые технологии открывают дорогу к профессиям будущего: архитектор умного дома, оператор беспилотника, киберспортивный журналист, кибертренер, специалист по поиску уязвимостей, художник виртуальной реальности, разработчик нейронных сетей, киберспортсмен и так далее», — отмечала она ранее в разговоре с «Вечерней Москвой».
Что еще почитать/посмотреть/послушать по теме:
Однако при введении новых киберспортивных направлений и внедрении видеоигр в классах возникает ряд непростых задач: во-первых, пока не до конца сформировано представление, как именно преподавать новые дисциплины и эффективно использовать игровые возможности на уроках. Во-вторых, не совсем ясно, как минимизировать риски, связанные с долгим пребыванием у компьютера: это проблемы со зрением, избыточным весом, осанкой, социальным, оффлайн-взаимодействием, возможная компьютерная зависимость. Несмотря на это, у онлайн- и видеоигр хорошие перспективы более прочно закрепиться в образовательном процессе, и, возможно, совсем скоро родители не будут ругать своих детей за долгое пребывание за компьютером, а начнут принимать участие в этих играх и помогать извлекать из процесса максимум пользы.