развитие деятельности учения на разных этапах онтогенеза
Психология преподавания и учения на разных этапах онтогенеза
Психология преподования и учения на разных этапах онтогенеза
Просмотр содержимого документа
«Психология преподавания и учения на разных этапах онтогенеза»
Психология преподавания и учения на разных этапах онтогенеза
Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Любое психолого-педагогическое исследование предполагает разработку общепринятых методологических предпосылок, к которым относятся проблема, тема, объект и предмет изучения, цель, задачи, гипотеза, основные результаты. Свое непосредственное закрепление они находят в программе исследования, как правило, имеющей два раздела – методологический и процедурный. Первый включает обоснование актуальности темы, формулировку проблемы, основных понятий, определение объекта и предмета, целей и задач, предварительный системный анализ объекта познания и выдвижение рабочей гипотезы. Во втором раскрывается стратегический план исследования, а также план и основные процедуры сбора и анализа первичных данных. Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо психолого-педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал или данные, характеризующие особенности его протекания. Для того чтобы внимание исследователя не рассеивалось и фиксировалось, прежде всего, на особо интересующих его сторонах рассматриваемого явления, заранее разрабатывается программа, выделяются объекты наблюдения, предусматриваются способы регистрации определенных моментов. Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется изучение, и невключенное – «со стороны», открытое и скрытое, сплошное и выборочное. Методы опроса – беседа, интервью, анкетирование. Беседа применяется с целью получения необходимой информации непосредственно от участников тех или иных педагогических событий. Она проводится по заранее намеченному плану с акцентом на вопросы, требующие выяснения, в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, когда результаты беседы определенным образом фиксируются (письменно или на магнитофон). Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью письменных ответов самих участников событий по форме, предложенной исследователем. Это позволяет значительно расширить опрашиваемую аудиторию и получить ответы в строго фиксируемой самим автором форме. Результативность методов опроса во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. Ценный исследовательский материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, рабочих тетрадей и др. При этом необходимо разработать систему критериев, по которым и подлежит оценивать проявляющиеся в этих работах качества учебного процесса. Изучение школьной документации (классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) позволяет исследователю получить некоторые объективные показатели педагогического процесса, характеризующие реальную практику обучения и воспитания. Психолого-педагогический эксперимент – исследовательская деятельность, которая предполагает искусственное введение в реальный педагогический процесс некоторых факторов, способных изменить его психологические качества и осуществить последующую проверку и сравнительную оценку полученных результатов. В этом случае исследователь разрабатывает способ активного воздействия на педагогический процесс и условия его протекания и обеспечивает его внедрение в одном из элементов объекта исследования (экспериментальной группе). Полученные в экспериментальной группе психологические результаты сопоставляются с аналогичными показателями тех элементов объекта исследования, в которых это воздействие не применялось, – контрольной группы. Сравнительный анализ результатов позволяет уточнить представление о характере связи между исследуемыми факторами, о степени устойчивости получаемых результатов, об уровне эффективности предлагаемых нововведений. Эксперимент, проводимый в условиях реального педагогического процесса, получил название естественного эксперимента. Основным его условием является проведение без нарушения нормального хода учебного процесса, когда есть достаточно оснований полагать, что проверяемое нововведение может способствовать повышению эффективности обучения и воспитания или хотя бы не вызовет нежелательных последствий. Если для проведения экспериментальных действий требуется особо тщательное наблюдение за ходом и результатами, допускается перемещение участников в искусственные, специально создаваемые исследователем условия (например, в поме-щение со специальным оборудованием). Такой эксперимент получил название лабораторного. В отечественной педагогической психологии широкое распространение получил форми-рующий эксперимент – метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого с заранее заданной системой итоговых показателей. Именно поэтому формирующий эксперимент широко используется при изучении условий, принципов, путей формирования личности ребенка; при этом психологические исследования связаны с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса. Тестирование как исследовательский метод предполагает использование специальных психодиагностических средств – тестов (стандартизированных заданий, предназначенных для измерения в сопоставимых величинах индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений и навыков). Тесты представляют собой модельные ситуации, с их помощью выяв-ляются реакции, свойственные индивиду, которые считаются совокупностью показателей иссле-дуемого признака. Анализирование посредством тестов, как правило, ограничено во времени и характеризуется наличием нормативных критериев оценки результатов. Относительная простота процедуры тестирования не исключает сложной обработки данных (часто в количественных показателях с применением математических методов). В педагогической психологии использу-ются все типы существующих тестов, однако наиболее часто востребованы тесты достижений. Они предназначены для определения эффективности программ и процесса обучения и обычно да-ют конечную оценку достижений индивида по завершении обучения. Содержание этих тестов мо-жет быть соотнесено в определенных областях с образовательными стандартами, поэтому их рас-сматривают как средство объективной оценки и инструмент корригирования учебных программ. Математические и статистические методы в педагогической психологии применяются для обработки данных, полученных эмпирическими методами, а также для установления количест-венных зависимостей между изучаемыми явлениями. Наиболее распространенные математические методы – регистрация, ранжирование и шкалирование. Регистрация – метод выявления определенного качества у каждого члена исследуемой группы и общего подсчета, у кого данное качество имеется или отсутствует. Например, это может быть количество успевающих и неуспевающих в выборке, посещавших занятия без пропуска и допускавших пропуски и т.п. Ранжирование (или метод ранговой оценки) предполагает расположение собранных данных в определенной последовательности, обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей, и соответственно определение места в этом ряду каждого из исследуемых. Например, составление списка учащихся в зависимости от количества допущенных в контрольной работе ошибок, числа пропущенных занятий и т.п. Шкалирование как количественный метод исследования дает возможность ввести цифровые показатели в оценку отдельных сторон психолого-педагогической реальности. С этой целью испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны указать степень или форму оценки, выбранную из числа предложенных вариантов. Например, вопрос о занятии спортом может содержать следующие варианты ответов: а) увлекаюсь; б) занимаюсь регулярно; в) занимаюсь нерегулярно; г) не занимаюсь никаким видом спорта. Теоретический анализ – это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Изучая отдельные факты, группируя, систематизируя их, исследователь определяет в них общее и особенное, устанавливает общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, помогающим объединить разнородные явления и факты в целостную картину. Индуктивные и дедуктивные методы – это логические методы обобщения данных, полученных эмпирическим путем. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный – от общего суждения к частному выводу. Экспериментальная педагогика – направление в психологии и педагогике, ставившее целью всестороннее исследование ребенка и обоснование педагогической теории экспериментальным путем. Педагогическая психология выделилась как область психологического знания и основа теоретической и практической педагогики. В то же время все больше стало сомнений в том, что психология вообще не может помочь в решении педагогических задач. Беспомощность педагогической психологии объяснялась установкой на непосредственное приложение данных, полученных в общей психологии, к педагогической практике и отсутствием методов изучения ребенка, адекватных задачам педагогики. Предмет психологии обучения – развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения. На уровне субъектности доминирующей формой проявления потребности, побуждающей и определяющей выбор направления деятельности, ее предмета, ради которого она осуществляется, является мотив. Совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее, представляет собой процесс мотивации его поведения. Мотивация – побуж-дения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Существуют раз-личные формы мотивов – одни из них носят побудительный характер, другие – притягательный. К первым относят установки, влечения, желания, к последним – интересы, мечты, идеалы, убеждения. В своей совокупности потребности, интересы, желания, мечты, идеалы, убеждения составляют направленность личности, выступающую в качестве интегративного внутреннего фактора мотивации поведения и деятельности человека. Между различными побуждениями человеческой деятельности устанавливается иерархия мотивов. Осознание своих мотивов приводит человека к постановке задачи или к выявлению цели. Цель – это представляемый результат деятельности; процесс определения и постановки цели – результат целеполагания. Среди интеллектуально-побуждающих мотивов особое место занимают познавательные интересы и потребности. Учебный интерес – эмоциональное переживание познавательной потребности, обеспечивающее направленность личности на осознание целей учебной деятельности. Он может быть широким, планирующим, результативным, процессуально-содержательным, учебно-познавательным; высший уровень – преобразующий интерес. Принято различать уровни познавательного интереса и соответственно им определять пути создания условий их формирования. Низший – элементарный уровень – выражается во внимании к конкретным фактам, знаниям-описаниям, действиям по образцу. Следующий уровень – интерес к зависимостям, причинно-следственным связям, к их самостоятельному установлению. Высший – интерес к глубоким теоретическим проблемам, творческой деятельности по освоению знаний. Сформированность высшего уровня познавательного интереса дает основание говорить о наличии познавательной потребности. Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного процесса. Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативу. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Преодоление трудностей в учебной деятельности – важнейшее условие возникновения интереса к ней. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро пропадает. Устойчивость учебной мотивации определяется как способность поддерживать требуемый уровень психической активности при широком варьировании факторов, действующих на человека. Исследователи рассматривают ее в комплексе с такими характеристиками учебной мотивации, как сила, осознанность, действенность, сформированность смыслообразующего мотива деятельности, ориентация на процесс. В основе мотивационной сферы лежат смысл учения, его значимость для школьника. Смысл учения – это внутренне пристрастное отношение школьника к учению, «прикладывание» школьником учения к себе, к своему личному опыту и к своей жизни. Смысл учения для каждого школьника опирается на систему идеалов, ценностей, которые он усваивает из своего окружения (общества в целом, семьи, школы). Смысл учения – сложное личностное образование, включающее в себя осознание ребенком объективной значимости учения и понимание субъективной значимости учения для себя. Психологические наблюдения показывают, что при наличии смысла учения у школьников возрастает успешность учебной деятельности, легче усваивается учебный материал. Усвоение (в педагогической психологии) – механизм (путь) формирования человеком инди-видуального опыта через приобретение совокупности знаний, обобщенных способов деятельности, нравственных норм и опыта творческой деятельности. По определению С.Л. Рубинштейна, усвоение знаний – центральная часть процесса обучения. Оно никак не сводится к памяти или к прочности запоминания. В него включаются восприятие материала, его осмысление, его запоминание и то овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперируя.
Развитие деятельности учения на разных этапах онтогенеза
ЛЕКЦИЯ № 3. Структура, функционирование и условия развития деятельности учения и взаимодействий между участниками образовательного процесса на разных этапах онтогенеза
1. Структура и функционирование деятельности учения
Учение является деятельностью там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные умения, знания, навыки.
Исходным моментом в учении является потребностно-мотивационный аспект. Познавательная потребность является, с одной стороны, предпосылкой учебной деятельности, с другой – ее результатом – сформированным мотивом. Учебная деятельность рассматривается при этом с точки зрения формирования познавательной мотивации. Процесс учения в условиях его правильной организации может стать условием изменения структуры мотивационно-потребностной сферы личности.
Второй аспект, который характеризует учебную деятельность, связан с рассмотрением ее составляющих структурных компонентов.
Предмет изменений в учебной деятельности – это сам человек, осуществляющий эту деятельность.
Процесс учения характеризуется как целостная система и реальный процесс решения задач, стоящих перед субъектом этой деятельности.
В учебной деятельности выделяются ее предмет, средства, способы, продукт, результат действия и структура.
Предмет (или содержание) учебной деятельности включает в себя усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам ученик.
Средствами учебной деятельности являются:
1) интеллектуальные мыслительные действия – анализ, синтез, обобщение, классификация и т. д.;
2) языковые знаковые средства, в форме которых усваивается знание;
3) фоновые исходные знания.
Способы учебной деятельности бывают репродуктивными, проблемно-творческими, исследовательско-познавательными, с помощью перехода от внешних предметных действий к внутренним умственным.
Продуктом учебной деятельности являются структурированные знания, умение решать научные и профессиональные задачи, такие внутренние новообразования, как формирование теоретического мышления, накопление индивидуального опыта через усвоение общественно-исторического опыта человечества.
Результатом учебной деятельности может быть потребность продолжать учение, интерес к нему, получение удовлетворения от своей деятельности или, наоборот, нежелание учиться, отрицательное отношение к школе, избегание учебы, непосещение занятий, уход из учебного заведения.
Внешняя структура учебной деятельности включает в себя:
1) учебную мотивацию;
2) учебную ситуацию, которая включает в себя учебную задачу и ее решение с помощью учебных действий;
3) контроль педагога;
Учебные задачи включают в себя:
1) цель и требования задачи;
2) исходные условия предмета задачи: отношения между объектами;
3) модель требуемого состояния предмета задачи;
4) оператор задачи, т. е. совокупность действий, которые необходимо произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее решение.
Действия и операции:
1) общие – логические приемы и психологические умения; специфические – предметные действия;
2) действия целеполагания;
3) действия программирования;
4) действия планирования;
5) исполнительные действия: вербальные, материальные и практические, мыслительно-логические, перцептивные, мнемические, репродуктивные, продуктивные, преобразующие, исследовательские, исследовательско-воспроизводящие;
6) действия контроля (самоконтроля);
7) действия оценки (самооценки);
Статическая модель учения включает в себя:
1) систему мотивов – установки, интересы, ценностные ориентации, мировоззрение;
2) систему целей – овладение знаниями, умениями, видами деятельности;
3) процесс – конкретные виды деятельности;
4) условия и средства: субъективные – обученность, здоровье, уровень интеллектуально-психического развития; объективные – источники информации, педагог, технические средства обучения;
5) результат – развитие, воспитание, образование.
Функциональная модель учения включает в себя систему мотивов, условия и средства, принятие требований педагога, постановку целей учения, выбор значимых условий, разработку программы ориентировочных, исполнительных и контрольных действий, реализацию программы, контроль результатов действий, принятие норм и критериев оценки, оценивание результатов учебных действий, принятие решения о коррекции.
В учебной деятельности объединяются не только ее познавательные функции, такие как восприятие, внимание, память, воображение, мышление, но и потребности, воля, мотивы и эмоции.
Учебная деятельность характеризуется тем, что она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач. В учебной деятельности осваиваются общие способы действий и научные понятия, общие способы действия предваряют решение задач, происходит восхождение от общего к частному. Учебная деятельность приводит к изменениям в самом обучающемся. В зависимости от результатов собственных действий происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося.
В процессе освоения учебной деятельности человек воспроизводит саму способность учиться, которая возникла на определенном этапе развития общества.
Учение является деятельностью, когда оно удовлетворяет познавательную потребность. В этом случае знания, на овладение которыми направлено учение, являются мотивом к познавательной деятельности и одновременно – целью деятельности учения. Если человек учится ради удовлетворения какой-либо другой потребности, то учение уже не является деятельностью, так как овладение знаниями служит в этом случае лишь промежуточной целью. Учение становится действием, реализующим другую деятельность.
Учение независимо от потребности – специфической для него или нет – реализуется действием или цепью действий. Одна и та же деятельность реализуется при помощи различных действий, как и одно и то же действие реализует разные деятельности. Таким образом, действие имеет относительную самостоятельность.
Выполнение учебной деятельности имеет целью усвоение социального опыта и этим отличается от других видов ведущей деятельности. Учебная деятельность направлена на самого обучаемого как на субъект в плане совершенствования, развития, формирования его личности с помощью целенаправленного присвоения общественного опыта в процессе теоретической и практической деятельности.
Деятельность учения своеобразна тем, что не пополняет богатства общества. Также она своеобразна своей потребностью – учение направлено на удовлетворение познавательной потребности.
Учебная деятельность носит общественный характер, так как по содержанию направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством, а также общественно значима и общественно оцениваема, соответствует общественно выработанным формам общения и протекает в специальных общественных учреждениях. Учебная деятельность характеризуется субъективностью, активностью, предметностью, целенаправленностью и осознанностью. Деятельность учения – это самоизменение и саморазвитие человека. Предмет деятельности учения – исходный образ мира – в ходе познавательных действий корректируется, обогащается и уточняется. Психологическое содержание – это усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, в процессе которых происходит развитие ученика.
Структура деятельности учения состоит из основных компонентов: мотивации, учебных задач, заданных в различной форме в определенных ситуациях, учебных действий, контроля, переходящего в самоконтроль, оценки, переходящей в самооценку.
Мотивация является первым обязательным компонентом деятельности учения и бывает внешней или внутренней. Мотивация всегда является внутренней характеристикой личности как субъекта деятельности. При этом эффективность учебного процесса напрямую связана с тем, какие мотивы образуют смысл для обучающихся.
Внешние мотивы не связаны с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью. В этом случае учение служит учащемуся средством достижения других целей. К внешним мотивам относятся награда, наказание, требование, угроза, материальная выгода, давление группы и т. п. К внутренним мотивам относятся те, которые побуждают к учению как к своей цели, – интерес к знаниям, стремление повысить профессиональный и культурный уровень, потребность в новой информации.
Целью учебной деятельности является получение знаний. Для ученика учение может отвечать познавательной потребности, которая выступает мотивом учения, двигателем учебной деятельности, а может служить и средством достижения других целей. В таком случае мотивом, позволяющим выполнять учебную деятельность, является эта другая цель.
Деятельность учеников внешне схожа, а внутренне – различна, потому что определена разными мотивами. Когда речь идет о путях повышения эффективности учебной деятельности, характер учебных мотивов является решающим.
Учебная задача является вторым по счету, но главным по сути компонентом учебной деятельности. Она предлагается ученику в виде определенного учебного задания с существенной для решения и результата формулировкой или в виде определенной учебной ситуации, совокупностью которых представлен учебный процесс.
С. Л. Рубинштейн соотносил понятие задачи с понятием действия, считал, что произвольное действие человека – это осуществление цели, и прежде чем действовать, необходимо осознать цель, для которой действие предпринимается. При этом недостаточно одного осознания цели, чтобы ее достичь, необходимо учесть условия, в которых должно совершиться действие. Соотношение цели и условий определяет задачу, которая должна быть разрешена действием. Сознательное действие человека – это более или менее сознательное решение задачи.
Учебной задачей является определенное учебное задание, которое имеет четкую цель. А. Н. Леонтьев определил, что задача – это цель, заданная в определенных условиях. Д. Б. Эльконин отмечал, что основное отличие учебной задачи в том, что ее результат и цель состоят в изменении самого субъекта, а не в изменении предметов, с которыми он действует.
Вся учебная деятельность представляется системой учебных задач. Задачи даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия – предметные, контрольные и вспомогательные, такие как обобщение, анализ, выписывание, схематизация, подчеркивание и т. п.
В структуру задачи обязательно входят два компонента: предмет задачи в исходном состоянии и модель требуемого состояния предмета задачи. Состав задачи как данное и искомое, известное и неизвестное представляется в форме исходного их состояния и модели потребного будущего как результата разрешения отношения между компонентами состава задачи.
Задача рассматривается как сложная система информации о каком-либо явлении, процессе или объекте, в котором лишь часть сведений четко определена, а остальные неизвестны. Она может быть найдена лишь на основе решения задачи или сведений, сформулированных таким способом, что между отдельными понятиями и положениями имеются несогласованность, противоречие, требующие поиска новых знаний, доказательства, согласования, преобразования.
Любая задача состоит из нескольких частей:
1) предметная область – класс фиксированных обозначенных объектов, о которых идет речь;
2) отношения, которые связывают эти объекты;
3) требование задачи – указание о цели решения задачи, то, что необходимо установить в ходе решения;
4) оператор задачи – совокупность тех действий или операций, которые необходимо произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее решение.
Способом решения задачи называется любая процедура, которая при ее осуществлении решателем может обеспечить решение данной задачи. При решении задачи одним способом целью обучающегося является нахождение правильного ответа. Решая задачу несколькими способами, решающий стоит перед выбором наиболее краткого и экономичного решения, что требует актуализации многих теоретических знаний, известных способов и приемов, а также создания новых для данной ситуации.
Средства решения бывают материальными (инструменты), материализованными (тексты, формулы, схемы) и идеальными (применяемые знания). Идеальные средства в вербальной форме в учебной задаче являются ведущими.
Выполнение учебной деятельности возможно только на основе осуществления учебных действий и операций. Все учебные действия делятся на два класса: общие и специфические. Общие используются при работе с разными знаниями (умение планировать деятельность, умение контролировать выполнение деятельности, приемы логического мышления), а специфические отражают особенности изучаемого предмета и используются в пределах данной области.
Виды умений в учебном процессе функционируют во взаимосвязи друг с другом. Познавательная деятельность – это система определенных действий и применяемых знаний. Познавательную деятельность следует формировать в строго определенном порядке, учитывая содержание действий, из которых она складывается.
Умение учиться состоит из познавательных действий, которые ранее необходимо было приобрести, после чего они используются как средства усвоения новых действий. Усвоенные познавательные действия могут быть использованы не только в качестве средств усвоения, но и для трудовой деятельности, при открытии новых явлений.