разумов молибога осмотр места происшествия

ОМП Разумов, Молибога. Молибога Н. П. Осмотр места происшествия

4.6.5. ОПИСАНИЕ В ПРОТОКОЛЕ ОСМОТРА

Обнаруженные на месте происшествия следы перчаток, ко­торые подлежат изъятию, должны быть подробно описаны в про­токоле осмотра. При этом необходимо указать:

— место обнаружения следов;

— название объекта, на котором они находятся;

— расположение следов на объекте;

— свойства поверхности, на которой обнаружены следы;

— вид следов (объемные, поверхностные, окрашенные, мало­видимые;)

— наличие в следах признаков внешнего строения материала перчаток;

— наличие и расположение в следах отобразившихся особенно­стей строения следообразующей поверхности перчаток;

— способ фиксации и изъятия следов;

— способ упаковки объектов со следами.

— Описывая признаки, отобразившиеся в следах перчаток, особенно тщательно надо отражать рисунок переплетения или при­знаки рельефа следообразующего объекта, наличие и разновидно­сти швов, величину стежков в швах, наличие и расположение сле­дов штопки, предметов фурнитуры, а также явные дефекты.

Пример описания следов перчаток в протоколе осмотра:

“. При визуальном изучении на просвет осколков стекла, находящихся на земле под окном, расположенном с северной стороны здания, на осколке раз­мером 15X21X18X36 см обнаружена группа из 4 маловидимых поверхностных следов, по внешнему виду напоминающих следы рук. Следы расположены вдоль стороны длиной 21 см и находятся от края на расстоянии 11, 24, 30 и 16 мм. Следы имеют овальную форму размером 20×25 мм каждый; в них отобразился рисунок, по внешнему виду напоминающий след ткани. Рисунок состоит из про­дольных полос шириной 2 мм, отстоящих друг от друга на расстоянии 1 мм. Полосы состоят из уголков с длиной стороны 2 мм, образующих рисунок в елочку. В центре правого следа отобразился дефект в виде слияния двух по­лос. Взаиморасположение следов соответствует следам указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца перчатки левой руки.

При изучении поверхности следов с помощью 30-кратного портативного микроскопа “Микко” в них обнаружены волокна серого цвета.

Следы сфотографированы на просвет масштабным способом с помощью фотоаппарата “Зенит-Е” с удлинительными кольцами № 1 и 3 и осветителя “Свет-1000”. Осколок стекла упакован в картонную коробку, которая перевя­зана шпагатом и опечатана. На коробке сделана надпись: “Осколок стекла со следами перчаток, обнаруженный 30.03.1992 г. при осмотре места кражи из дома гр-ки И.): проставлены подписи следователя и понятых”.

На местах происшествий встречаются следы, которые об­разуются самыми различными частями одежды человека:

— следы верхней одежды (брюк, пиджаков, курток, плащей и т. д.);

— следы нижней одежды (чулок, носков, трусов и т. д.);

— следы верха и низа обуви;

— следы прочих предметов одежды и туалета (платков, шар­фов, ремней и т. д.).

Следы перчаток и низа обуви, которые имеют наибольшее кри­миналистическое значение, уже подробно рассмотрены. Другие следы одежды встречаются реже и не всегда могут успешно ис­пользоваться при расследовании преступлений, так как с трудом • поддаются идентификации. Тем не менее практика, теоретические разработки свидетельствуют о том, что эти следы также могут давать хорошие результаты как при розыске, так и для изобличе­ния виновных.

Следообразующими объектами в предметах одежды обычно яв­ляются материалы, используемые при их изготовлении: ткань, три­котаж, кожевенные и пленочные материалы. Они образуют следы, вид которых уже в основном рассмотрен в предыдущем разделе (рис. 40—42).

В зависимости от свойств поверхности объектов и следообра-зующих предметов одежды образующиеся следы могут быть объем­ными и поверхностными, видимыми, маловидимыми и невидимы­ми, динамическими и статическими.

Механизм образования следов одежды нередко обусловлен двумя одновременно протекающими процессами, в результате чего в них отображается два и более объектов. Так, в следе ноги, на которой надет носок, одновременно могут отобразиться как ана­томические свойства ступни (форма, размеры и взаиморасположе­ние частей подошвы ноги), так и свойства ткани (рельеф, плот­ность и др.). Аналогично в объемном следе колена отображаются не только его признаки, но и признаки ткани брюк.

Для того чтобы образовались объемные следы одежды, как правило, необходимо, чтобы следовоспринимающий объект был более пластичным, чем материал одежды. Четкие объемные сле­ды могут образоваться на свежеокрашенной поверхности, на мас­ле, высохшей оконной замазке, на снегу, на мягком и влажном, грунте. Известны случаи образования рельефных следов одежды на твердых поверхностях. Так, на деталях транспортных средств, в результате скольжения по ним (с плотным контактом) одежды при наезде на человека следы могут сформироваться либо за счет смещения частиц вещества, покрывающего поверхность детали (например, грязь, пыль на номерном знаке), либо за счет механи­ческого повреждения слоя краски автомобиля и т. п.

Необходимо подчеркнуть, что на транспортных средствах не­редко остаются следы ткани и трикотажа (одежды потерпевшего) в виде отпечатков на поверхности лакокрасочного покрытия. В та­ких отпечатках (статических) отображаются не только особенно­сти крепления нитей, но и форма, размеры, структура машинных (ручных) швов, петель, пуговиц и т. п. На поверхности следов-одежды, а нередко и в поверхностном слое ЛКП, остаются впрессованными микрочастицы текстильных волокон.

Поверхностные следы одежды могут быть образованы как за счет наслоения частиц вещества с одежды на следовоспринимаю-щую поверхность, ‘так и за счет отслоения вещества ее следовое-принимающей поверхности.

Невидимые и маловидимые следы образуются за счет наличия в материале одежды жира, загрязнений, которые покрывают ПС’-322

верхность одежды во время носки, а также потовых выделений
человека и увлажнений из атмосферы. Кроме этого, технология
изготовления пряжи и ткани предполагает содержание жира до
3,5 % их веса, а в состав некоторых нитей вводят также мыло,
глицерин и многие другие вещества, которые могут образовывать
следы наслоения. Но обычно одних этих составляющих недоста­
точно для получения четких следов, которые образуются в основ­
ном за счет загрязнений на поверхности одежды (хорошие следы
образуются при контакте с рабочей одеждой или одеждой, кото­
рая долго не стиралась).

Окрашенные поверхностные следы обычно образуются в тех случаях, когда детали одежды окрашены каким-либо красящим веществом (краской, кровью, порошками). На пыльной поверх­ности часто встречаются следы отслоения материала одежды.

Следы верхней одежды обычно можно обнаружить на местах происшествий, связанных с изнасилованиями, кражами с подкопа­ми и проломами потолков, убийствами, сопровождавшимися борь­бой на открытой местности, и т. д. Как правило, отображаются следующие участки одежды:

— на брюках — участки коленей и верхней части задней по­ловинки, ремень;

— на пиджаках и куртках — участки локтя и верхней области плеча, низа рукавов (иногда вместе с пуговицами); :

В зимнее время на мягком, влажном снегу могут отобразиться участки спинки пальто, часть головного убора и другие места. При совершении краж с выбиванием двери на ее поверхности могут быть отображены следы верхней одежды на участке плеча. Эти же следы находят на стенах, в дверных проемах. При проникновении в помещение через окно на подоконнике можно обнаружить следы ткани брюк. В процессе осмотра мест происшествий в связи с кражами из автотранспортных средств (например, лобовых сте­кол) на поверхности кузова находят следы брюк, рукавов пиджа-, ков и других предметов и деталей одежды. 1 Особенно тщательно ведется поиск следов одежды, если обстоятельства дела и обста­новка места происшествия свидетельствуют о том, что между по­терпевшим и преступником происходила борьба.

При автотранспортных происшествиях, в частности наездах на людей, на деталях автомашин также нередко остаются следы верх­ней одежды пострадавшего:

— следы отслоения на пыльных деталях бампера, капота или крыла автомашины;

— следы скольжения в виде трасс и царапин на краске дета-

лей автомашины от пуговиц, ремней и других жестких предметов

К- следам нижней одежды относятся следы чулок и носков, а также трусов, маек и других предметов. Наиболее часто — обычно на: местах убийств, изнасилований, некоторых видов краж — встре­чаются следы носков и чулок, которые образуются в следующих

-.’ —- когда преступник передвигался по территории места проис­шествия без обуви;

— если он надевал носки или чулки на руки — чтобы не остав­лять следов рук; —— если преступник надевал их на обувь, чтобы не оставлять

следов; своей обуви.

К следам других предметов одежды и туалета относятся следы носовых платков, пряжек ремней, значков, колец и других украше­ний,- пуговиц, часов, расчесок и т. д. Подобного рода следы встре­чаются на грунте и на запыленных поверхностях различных объ­ектов. Следы ткани носового платка могут быть обнаружены так-же.на предметах, которые преступник через него касался руками. Для обнаружения, фиксации и изъятия следов одежды может быть рекомендован довольно широкий арсенал средств из числа

предназначенных для работы со следами рук и перчаток. Для вы* явления поверхностных следов одежды можно использовать по­рошки, жидкие и парообразные реактивы. Так, на крашеном ‘по-лу, линолеуме или чистом паркете с помощью магнитных порош­ков хорошо выявляются следы чулок или носков.

При выборе средств копирования поверхностных следов одеж­ды следует избегать использования медицинского лейкопластыря или прошкуренной резины, так как крупная структура этих средств исказит рельеф рисунка одежды. В этих целях удобно использо­вать дактилопленку, липкую ленту, полимерные материалы.

Наилучшие результаты при изготовлении моделей объемных следов одежды достигаются при использовании пасты “К” с на­полнителем. Изготовленные таким образом слепки дают позитив­ное представление об оставившем след участке одежды. Следует отметить, что мельчайшие детали следообразующего объекта раз­личаются в слепке более отчетливо, чем в самом следе.

Одним из обязательных условий при фотографировании следов одежды является использование масштабной линейки — это дает возможность определить материал одежды и конкретную ее де­таль.

Работая со следами одежды — так же, как и со следами перча­ток,— необходимо учитывать, что в них могут содержаться микро­объекты. Волокна ткани, частицы краски, крови и других веществ обнаруживаются как в объемных, так и в поверхностных следах

одежды. Следует отметить, что чем плотнее контакт одежды с объектом, тем больше микрочастиц на этот объект переходит. Так, при автодорожном происшествии в следах одежды на передних частях автомобиля могут остаться ее волокна и отдельные нитки.

Обнаруженные следы следует подвергнуть детальному исследо­ванию; при наличии микрочастиц наиболее крупные из них осто­рожно переносят с поверхности следа в пробирку или полиэтиле­новый пакет. Чтобы сохранить волокна, изымать их нужно вме­сте с объектом-следоносителем. В качестве упаковочного материа­ла для таких следов лучше всего подходит полиэтиленовая плен­ка. Мешковина, другие тканевые или трикотажные изделия для этих целей не годятся, так как волокна упаковочного материала могут перейти на следы.

Другие вопросы, связанные с обнаружением, фиксацией, про­цессуальным закреплением, фотографированием, описанием в про­токоле, изъятием и упаковкой следов одежды решаются по ана­логии со следами рук и перчаток.

Пример описания следов одежды в протоколе:

“. При осмотре участка местности, указанного потерпевшей гр-кой К-, в 15 м от опоры линии электропередачи и! 21 м от края асфальтированной доро­ги обнаружен участок с примятой травой и неотчетливыми следами обуви. На участке, свободном от травы, на влажном грунте обнаружены два вдавленных следа сферической формы. Один из них имеет диаметр 10,5 см и глубину 2,5 см; второй след, расположенный от первого на расстоянии 18 см, имеет диаметр 8 и глубину 1,5 см. Вся поверхность следов состоит из параллельных бороздок и валиков, образованных, вероятно, основой ткани. Осмотром следов с помощью лупы 5* в следе диаметром 10,5 см обнаружены два волокна го­лубого цвета длиной 5 мм. Эти волокна перенесены в пробирку и изъяты. Во втором следе также обнаружены волокна длиной 0,5—1 мм.

В 40 см от указанных следов в направлении дороги обнаружены вдавлен­ные следы двух пуговиц диаметром по 12 мм. Расстояние между центрами сле­дов пуговиц равно 18 мм. В этих следах отобразились нитки, судя по кото-«рым пуговицы были пришиты продольными стежками. Все следы сфотографи-• розаны масштабным способом фотоаппаратом “Зенит-Е” и лампой-вспышкой

4.8. СЛЕДЫ ОРУДИЙ ВЗЛОМА

Значительное число преступлений сопровождается взло­мом преград, препятствующих доступу к ценностям. Под взломом подразумевается действие, выражающееся в повреждении, полном или частичном разрушении преграды (запирающего устройства, строительной конструкции помещения, специального хранилища), обеспечивающее возможность проникновения в помещение или хранилище.

Преодоление преграды не всегда сопровождается ее разруше­нием, хотя определенные следы при этом и имеются. Например, лри использовании подобранного ключа или отмычки воздействие этих предметов связано с обычным функционированием запираю­щего устройства.

Кроме следов орудий взлома на месте происшествия могут быть обнаружены следы инструментов, преступное применение которых не связано с непосредственным производством взлома (следы плоскогубцев на электропроводе при краже из магазина, следы ножа на уплотнительной резинке при краже стекол с ав­томобиля и др.).

Обнаруженные в ходе осмотра места происшествия следы ору­дий взлома ‘ имеют большое значение для розыска: и изобличения виновных, уяснения механизма взлома.

В зависимости от природы воздействия в следах орудий взло­ма отображаются признаки и особенности внешнего строения кон­тактировавшей с преградой поверхности предмета, с помощью которого производился взлом. Это позволяет в большинстве слу­чаев определить групповую принадлежность использованного пред­мета, а при наличии в таких следах особенностей внешнего строе-

1 Здесь и далее для удобства описания под следами взлома подразумева­ется также следы инструментов и других предметов, используемых для преодо-

Источник

ОМП Разумов, Молибога. Молибога Н. П. Осмотр места происшествия

4.9.2. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ

4,9.2.1. СЛЕДЫ, ОБРАЗУЮЩИЕСЯ

ПРИ ГАЗОКИСЛОРОДНОЙ РЕЗКЕ

: Характер следов на кромках разрезаемого металла опреде­ляется квалификацией резчика, видом используемого инструмента (резак или сварочная горелка), составом газокислородной смеси, а также конструктивными особенностями взломанного металличе­ского хранилища (засыпной сейф или металлический ящик).

Применение газового резака характеризуется следующими при­знаками:

— на торцевой поверхности чередуются зоны с валиками и бо­роздками. Однако в случае взлома резаком стенок засыпного сей­фа подобные следы могут быть выражены нечетко, что является результатом взаимодействия кислородной струи и тугоплавкой за­сыпки сейфа;

— следы, образованные резаком на торце металла, характери­зуются ограниченными выступами, промежутки между соседней

парой которых соответствуют диаметру режущей газопламенной струи и обычно имеют чистую металлическую поверхность;

— ширина реза составляет 3—7 мм и определяется номером внутреннего мундштука резака и квалификацией сварщика;

— по обе стороны реза наблюдаются широкие полосы (цветов побежалости) шириной 10—35 мм;

— верхние кромки резов острые и оплавлений практически не имеют;

— на нижней кромке реза могут присутствовать незначитель­ные наплавы металла и шлака;

— на лицевой и оборотной сторонах разрезанного листа брызг (капель) металла обычно не наблюдается. Однако, если преступ­ник имеет недостаточный опыт или режется стальной лист, под ко­торым находится тугоплавкая засыпка, то брызги шлака могут присутствовать на лицевой стороне листа.

Резание сварочной горелкой, которая в целом для этого не
предназначена, возможно двумя способами — они и определяют)
особенности образующихся следов. ;

— на торцевой поверхности реза чередуются зоны с валиками, и бороздками;

— верхние кромки реза оплавлены, но наплывы шлака отсут­ствуют;

— на нижней кромке реза присутствуют обильные наслоения шлака;

— на нижней кромке реза возможно наличие следов механиче­ского разделения разрезаемых частей, так как части металла при этом способе резки на отдельных участках могут свариваться.

В качестве горючего газа при кислородной резке обычно ис­пользуется ацетилен или пропан-бутан. Для использования ацети­лена характерно наличие сильной законченности по периметру ре-за: Кроме того, поскольку температура пламени при сгорании аце­тилена в смеси с технически чистым кислородом достигает 3200° С (примерно на 1000° С больше, чем у пропан-кислородной смеси), то верхняя кромка реза при резке ацетиленом обычно несколько сглажена (оплавлена), тогда как при использовании пропан-кис­лородной смеси она острая.

При использовании керосинореза (бензинореза) следы на кром­ках разрезанного металла имеют большое сходство с образован­ными газосварочным аппаратом. Версия о применении для взлома керосинореза может быть выдвинута лишь при на’личии в поме­щении пятен керосина, его запаха.

Если линия разреза значительно искривлена, ширина реза силь­но меняется по его периметру, имеются не прорезанные до конца участки, поверхность разреза не перпендикулярна к плоскости раз­резаемого металла, имеются следы многократного затухания газо­пламенной струи, резак по периметру реза перемещался неравно­мерно, шероховатость поверхности реза значительна, а верхняя его кромка сильно скруглена — то можно предположить, что пре­ступник не обладает достаточными профессиональными навыками.

4.9.2.2. СЛЕДЫ, ОБРАЗУЮЩИЕСЯ

ПРИ ЭЛЕКТРОДУГОВОИ РЕЗКЕ

Для взлома металлических хранилищ электросварочная ап­паратура используется реже, чем аппаратура газокислородной рез­ки.При резке электросварочным аппаратом на металле возника­ют признаки, по которым непосредственно на месте происшествия можно установить, что использовался именно этот вид аппара­туры;

— ширина разреза не менее 6—7 мм или значительно больше (на ширину разреза влияют сила тока, диаметр электрода, а так­же квалификация лица, производящего, резку);

— на обеих сторонах разрезанной поверхности стального листа обязательно имеются отложения копоти шириной до 100 мм;

— на лицевой стороне разрезанной поверхности наблюдаются брызги расплавленных частиц металла в виде капель;

— по обе стороны реза отмечаются ореолы цветов побежалости шириной 5—10 мм;

— на оборотной стороне разрезаемой поверхности имеются по­теки расплавленного металла;

— верхняя кромка реза сильно оплавлена;

— в начале реза имеются электрометки.

Квалификация лица, взломавшего металлическое хранилище с помощью электросварочного аппарата, определяется, как и в слу­чаях применения газосварочного оборудования.

4.9.3. ОСМОТР, ФИКСАЦИЯ И ИЗЪЯТИЕ СЛЕДОВ ТЕРМИЧЕСКОЙ РЕЗКИ

Если установлен факт использования для взлома преград аппаратуры термической резки металла, на месте происшествия ведется поиск следов как на самих объектах взлома, так и на иных близлежащих объектах. Поскольку следы, находящиеся на пери­ферийных объектах, с большей степенью вероятности могут под­вергнуться уничтожению, то после общего обзора места кражи необходимо сразу же принять меры к их обнаружению и фикса­ции.

При использовании для взлома металлических хранилищ аппа­ратуры газокислородной резки на месте происшествия могут быть найдены:

— кусочки карбида кальция, карбидная пыль или ил, а также продукты его разложения (гашеная известь с запахом ацетиле­на) ;

— бидоны или иные емкости для воды;

— термические повреждения покрытия пола;

— следы «кольцевых опор ацетиленового генератора или газо­вых баллонов;

— газосварочный аппарат или отдельные его узлы. Может ощущаться запах ацетилена, который в закрытом поме­щении сохраняется в течение нескольких часов.

— пятна и брызги керосина (бензина) на объекте взлома и окружающих предметах;

— пустые или заполненные емкости с керосином, бензином ли­бо их смесями;

— куски обгоревшей пакли (ветоши), использованной для за­пуска керосинореза.

В помещении может ощущаться запах керосина (бензина).

В случае использования аппаратуры для электродуговой резки на месте происшествия могут остаться:

— огарки электродов (целые электроды);

— следы колес тележки сварочного трансформатора;

— следы подключения посторонних мощных потребителей на электрощитке или других элементах электропроводки.

Помещение может быть загазовано аэрозолями, выделившимися в процессе электродуговой резки.

При осмотре места происшествия серьезное внимание должно-быть уделено поиску аппаратуры термической резки. Если пре­ступный замысел реализован, преступники часто не забирают с со­бой оборудование, а оставляют его на месте взлома или прячут на прилегающей территории. Поэтому нужно провести активные поисковые мероприятия, обследовать колодцы, овраги, кустарни­ки, водоемы и другие места. При. необходимости используются по­исковая техника, тралы и т. д.

Все обнаруженные следы должны быть зафиксированы фото­съемкой по правилам судебной фотографии. Следы, предметы за­печатлевают относительно объектов обстановки места происшест­вия и во взаимосвязи между собой. После описания в протоколе следы и предметы изымаются. Изъятию подлежат все перечислен­ные объекты и следы, которые несут информацию о примененной аппаратуре.

С вдавленных следов оборудования изготавливают гипсовые слепки, следы ЛВЖ герметически упаковывают в, стеклянную по­суду; отдельно упаковывают частицы краски, капли и брызги ме

талла, куски карбида кальция, спички и т. д. Рекомендуется изъ­ять присутствующий в помещении запах. Для этого можно при­менить методы консервации запаха (подробно рассматриваются в специальной главе) или сделать это простым способом: из стек­лянного сосуда, заполненного водой в месте наибольшей концент­рации газов, содержимое выливается в другой сосуд и герметиче­ски упаковывается. Это обеспечивает аабор пробы воздуха из по­мещения.

После того как следы, обнаруженные на периферии, надлежа­щим образом зафиксированы и изъяты, следует приступить к изу­чению следов термической резки непосредственно на металличе­ских хранилищах и взломанных преградах. Вначале производится их фотосъемка. При этом должны быть запечатлены: местонахож­дение взломанного хранилища; его форма и характерные особен­ности; имеющиеся повреждения, их локализация и форма; количе­ство запорных устройств и их состояние; необходимо детально за­фиксировать следы термической резки и механических орудий взлома.

Изучение следов термической резки производится путем фикса­ции признаков, которые характеризуют тип примененной аппара­туры, ее технические характеристики: скорость резания, номер внутреннего мундштука, емкость баллонов, тип газа, а также уро-. вень профессионализма резчика. В ходе изучения следов резки производится измерение толщины металлического листа, средней ширины реза, диаметра входного отверстия, общей длины линии реза и др.

Предметы со следами термической резки изымаются целиком (дверцы сейфа, вырезанные из него пластины). Если сделать это невозможно (тяжелый засыпной сейф) или нецелесообразно, сле­дует разобрать или вырезать (например, с помощью автогена) части предметов со следами термической резки, сделав соответст­вующие пометки на хранилище и вырезанных частях. Способ изъя­тия следов указывается в протоколе осмотра.

4.9.4. ОПИСАНИЕ СЛЕДОВ ТЕРМИЧЕСКОЙ РЕЗКИ

В ПРОТОКОЛЕ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ

При составлении протокола осмотра фиксации подлежат признаки, которые содержат информацию, позволяющую ответить на следующие вопросы (в рамках предварительного исследования или при проведении экспертизы):

— какая аппаратура применялась для резки металлического хранилища?

— какое минимальное время потребовалось для взлома хра­нилища?

— каковы технические характеристики и параметры применен­ного аппарата термической резки?

— какой горючий газ применялся в аппарате, использованном для взлома хранилища?

— какова квалификация лица, осуществившего взлом, в об­ласти термической резки металла?

— каковы индивидуальные особенности проведения термиче­ской резки?

В этих целях при осмотре взломанного хранилища в протоколе необходимо отразить следующие признаки:

— толщину разрезанного стального листа;

— среднюю ширину реза. Если вырезана пластина, ее нужно поставить на место и измерить ширину реза;

— диаметр входного отверстия на металлическом листе, обра­зованного подогревающим пламенем резака;

— общую длину реза, измеренную по всему периметру линии разрезания металла;

— состояние торцевой поверхности реза, наличие валиков, бо­роздок, наплывов металла и шлака, их расположение;

— наличие полос по периметру линии реза (цветов побежалос­ти), их цвет, ширину и расположение;

— наличие и степень законченности, ее расположение;

— состояние краев реза (острые, оплавленные);

— наличие брызг металла, их расположение;

— наличие следов механического разделения разрезаемых час­тей;

— наличие электрометок в начале реза;

— наличие в помещении специфического запаха.

Сопутствующие следы взлома, произведенного с использовани­ем термической резки (следы ГСМ, краски, следы газовых балло-нов.кусочки карбида, банки из-под воды, куски электродов, про­вода и т. д.), фиксируются в протоколе осмотра по правилам, пре­дусмотренным для этих видов следов, которые описаны в соответ­ствующих разделах пособия.

Пример описания следов термической резки в протоколе ос­мотра:

“. Металлический шкаф размером 120X50X40 см имеет два отделения. В дверце верхнего отделения (размер дверцы — 35X55 см) имеется отверстие

4.10. СЛЕДЫ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

При»расследовании целого ряда преступлений возникает необходимость установить автотранспортное средство, побывавшее на месте происшествия. Прежде всего это необходимо для раскры­тия дорожно-транспортных происшествий, с мест которых води­тели скрылись, а также иных преступлений, связанных с исполь­зованием автомототранспортного средства. Часто решение этих вопросов имеет большое значение при расследовании убийств (на­пример, если труп вывозился на автомашине), крупных краж, раз­бойных нападений, изнасилований и т. д. Поиски следов автотран­спорта должны быть организованы во всех случаях, когда харак­тер совершенного преступления или обстановка на месте проис­шествия дают основание предполагать, что преступники использо­вали транспортное средство. На это, в частности, может указывать большое количество похищенных ценностей, которые нельзя унес­ти в руках, применение громоздкого оборудования для взлома (ап­паратура термической резки), наличие свидетельских показаний

Одним из важнейших источников информации об автотранс­портном средстве являются следы, оставленные на месте происше­ствия. Под следами транспортных средств в широком смысле пони­маются:

— следы, отображающие внешнее строение отдельных частей транспортного средства (например, следы шин, выступающих час-

— части, составляющие с транспортным средством единое це-.лое и отделившиеся от него (например, осколки фарного рассей-вателя, кусочки краски);

— вещества, используемые при эксплуатации транспортных средств (например, смазочные материалы, тормозная жидкость);

— вещества, связанные с эксплуатацией транспорта: почвен­ные и иные загрязнения, части перевозимого груза;

— следы, отображающие техническое состояние некоторых ме­ханизмов и агрегатов.

Криминалистическое значение следов транспортных средств оп­ределяется данными, которые могут быть установлены в резуль­тате их осмотра и экспертного исследования. По этим следам, в. частности, можно установить:

— групповую принадлежность транспортного средства (его вид,, марку, модель);

— тождество транспортного средства или отдельной его части, (например, шины);

— какие повреждения возникли на транспортном средстве в. результате происшествия (например, разрушение фарного рассеи-ватедя);

— наличие неисправностей некоторых механизмов (так, по сле­дам торможения можно сделать вывод о неодновременном дейст­вии колесных тормозов);

— отдельные обстоятельства происшествия (например, направ­ление движения транспортного средства).

Изучение следов на месте происшествия и дальнейшее их ис­следование иногда помогают установить и другие факты, напри­мер вид перевозившегося груза, какие вещества могли попасть на транспортное средство с места происшествия и т. д.

4.10.1. ВИДЫ СЛЕДОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Чаще всего на местах происшествий обнаруживают следы колес (шин) транспортных средств, которые содержат важную ро­зыскную и доказательственную информацию.

Различают объемные и поверхностные следы колес.

Объемные следы образуются на мягком грунте, снегу и других аналогичных поверхностях вследствие их деформации. В сравни­тельно глубоких следах отображается не только беговая дорожка шины, но и ее боковина. Чтобы правильно определить ширину бе­говой дорожки шины, измерение нужно производить по дну следа.

Поверхностные следы образуются на твердом дорожном покры­тии или на предметах, которые переехало колесо. Они, в свою очередь, делятся на следы наслоения и отслоения. Поверхностные следы наслоения могут быть позитивными, если они образованы

частицами, находившимися на выступах протектора, или негатив­ными — когда на дорожное покрытие наслоились частицы, нахо­дившиеся в углублениях протектора. Следы отслоения образуются, •если выступы протектора соприкасаются с дорожным покрытием, снимают с него часть пыли, снега или другие вещества и таким образом воспроизводится рисунок протектора.

В зависимости от состояния колес в момент следообразования различают следы качения и следы скольжения. Следы скольжения образуются при полной блокировке колес в процессе торможения или их пробуксовке, а следы качения — при обычном движении.

С учетом того, движется транспортное средство или находится в состоянии покоя, выделяют две группы следов: следы, образо­вавшиеся во время стоянки (остановки) транспортного средства, и следы, возникшие в процессе его движения.

Информационная ценность названных групп следов различна. На стоянке могут быть обнаружены следы всех колес; они отли­чаются от следов, возникших при движении: объемные — более глубокие; поверхностные, окрашенные — интенсивнее по степени отложения следообразующего вещества. Следы первой группы со­держат больше информации о ходовой части, чем те, которые об­разуются при движении. По ним можно определить количество осей, установить количество колес на средних осях.

Следы второй группы образуются при прямолинейном и кри­волинейном движении (при повороте и развороте). При криволи­нейном движении следы передних колес, как правило, сохраняют­ся, что позволяет выявить признаки всех шин и установить обе колеи. По следам разворота с применением заднего хода можно определить базу транспортного средства.

Следы шин являются источником информации о признаках транспортных средств, среди которых выделяются две основные группы:

— технические характеристики транспортного средства и его шин, а также другие признаки, на основании которых устанавлива­ется групповая принадлежность этих объектов;

— признаки, которые индивидуализируют шины и могут быть использованы для идентификации.

Признаки, позволяющие идентифицировать конкретную шину, возникают в процессе производства, эксплуатации и ремонта шин. Они представляют собой различные повреждения и дефекты на бе­говой дорожке шины, в частности трещины и выкрошенности ре­зины на выступающих элементах рисунка протектора; участки без эельефного’ рисунка, образовавшиеся в результате отслоения или износа резины; заплаты, дефекты производства и др.

Чтобы определить тип и модель автомототранспортного сред­ства по следам колес, необходимо установить: количество колес; модель шин; колею передних и задних колес; базу.

Ширина беговой дорожки шины определяется путем измере­ния ширины следа. Чтобы результаты измерения наиболее точно соответствовали ширине беговой дорожки, выбирается участок сле­да, где последняя полностью отобразилась. Измерения проводятся по перпендикуляру к продольной оси следа. В объемном следе гра­ницами отображения беговой дорожки являются следы вертикаль­ных стенок шины. В поверхностных следах границами дорожки яв­ляются крайние точки отобразившихся элементов рисунка протек­тора. При этом для установления полноты отображения беговой части шины обращают внимание на симметричность отображения рисунка протектора, количество и размеры отобразившихся эле­ментов.

Симметричность рисунка протектора означает, что на каждой половине беговой дорожки расположено равное количество состав­ляющих элементов ‘, аналогичных по форме и размерам. Поэтому при изучении следа необходимо определять,количество отобразив­шихся в нем продольных рядов выступов и канавок рисунка про­тектора и исходя из этого судить о полноте следа. Следует учиты­вать, что вдоль боковых границ протектора шин большинства мо­делей с универсальным рисунком расположены изолированные вы­ступы. Наличие отпечатков этих выступов по краям следа свиде­тельствует о том, что ширина беговой дорожки шины отобрази­лась в следе полностью.

О полноте следа в определенной степени можно судить по его ширине, учитывая при этом, что ширина беговой дорожки шин для легковых автомобилей и легких грузовиков колеблется от 92 до 160 мм, а для грузовых автомобилей — от 140 до 590 мм.

При осмотре места происшествия необходимо также устанав­ливать, достаточно ли было вещества для окрашивания беговой дорожки по всей ее ширине, в частности, образовался ли след пос­ле переезда большой лужи или небольшого масляного пятна. Для определения полноты отображения беговой дорожки надо учиты­вать и величину следовоспринимающего объекта (например, рука-

1 Некоторые современные модели шин имеют переменный шаг рисунка, улучшает сцепление с дорогой и снижает износ протектора.

ва одежды пострадавшего), и положение следа на нем (в средней части или у края объекта).

Если в следе качения устанавливается чередующееся отобра­жение какой-либо индивидуальной особенности (повреждение ши­ны, след камня и т. д.), то необходимо определить наружный диа­метр колес с шиной. Для этого измеряют расстояние между се­рединами двух последовательных отображений индивидуальной особенности. Наружный диаметр шины определяется по формуле

длина окрз^жности шины

; при вычислениях следует учесть

возможные отклонения от истинного размера, обусловленные из­менением давления в шинах, степенью загрузки транспортного’ средства, характером дорожного покрытия.

Кроме рассмотренных технических характеристик шины могут иметь и другие признаки, в частности сдвиг элементов рисунка протектора, шины противоскольжения, степень изношенности ри­сунка протектора, наличие веществ, унесенных с места происше­ствия, броские дефекты беговой дорожки.

Сдвиг (смещение) элементов рисунка — это несовпадение их на двух частях протектора, которые разделены продольной сре­динной линией. На наличие шипов указывают вмятины (кружки) в следе качения или полосы (царапины) в следе скольжения. Сте­пень изношенности шин оценивают по наличию или отсутствию-в следах отображений выпрессовок’ и всех границ выступов, рас­положенных в средней части беговой дорожки.

В объемных следах степень изношенности определяется по глу­бине отобразившихся элементов рисунка протектора.

По следам шин можно судить о таком временном, но весьма существенном признаке, как наличие веществ, унесенных с места-происшествия. Ими могут быть частицы крови, мозгового вещест­ва, древесины, цементного оградительного столбика и других объ­ектов, с которыми контактировала шина.

Все эти признаки можно обнаружить при осмотре следов и использовать для розыска транспортного средства, поскольку они позволяют выделить более узкую группу шин определенной мо­дели.

Для установления модели автотранспортного средства важное значение имеет правильное определение колеи.

Колея автотранспортного средства — это расстояние между

1 Выпрессовки— это круглые выступы диаметром до 2 мм или тонкие по­лосы (“гребешки”), которые образуются в результате выдавливания резины из прессформы.

средними линиями беговых дорожек шин одинарных колес или между средними линиями спаренных колес.

При изучении на месте происшествия следов колес этот приз­нак ходовой части транспортного средства достаточно часто под­дается точному определению; из всех» рассматриваемых признаков он имеет наибольшее информативное значение для розыска кон­кретной модели автотранспортного средства. Однако любые не­точности при проведении измерений, неумение это делать могут

Рис. 46. Определение колеи транспортного средства:

АБ — колеса; ВГ — ширина следа колеса; К — колея,

измеренная по следам двухскатных колес

привести к тому, что вся поисковая работа будет направлена по ложному пути, что на практике иногда и происходит.

Для правильного определения колеи замеряют одно из следую­щих расстояний:

— между соответствующими средними линиями следов;

— между одноименными (левыми или правыми) боковыми гра­нями следов беговых дорожек шин одинарных колес;

— между средними линиями отпечатков беговых дорожек шин спаренных колес (рис. 46).

Измерение расстояния между средними линиями беговых до­рожек одинарных следов, как правило, не является точным, и оно производится лишь при наличии в рисунке протектора выраженной срединной линии. В остальных случаях измерения надо произво­дить по одноименным элементам или односторонн’им боковым гра­ням беговых дорожек шин.

Ввиду того, что при движении автомобиля колея передних ко­лес перекрывается следами задних колес, для ее измерения выби­рают участок криволинейного движения на повороте или месте

разумов молибога осмотр места происшествия. 5222 html 43bb565c. разумов молибога осмотр места происшествия фото. разумов молибога осмотр места происшествия-5222 html 43bb565c. картинка разумов молибога осмотр места происшествия. картинка 5222 html 43bb565c.

Рис. 47. Определение базы и колеи автомобиля по следам разворота с приме­нением заднего хода: Лп — колея передних колес; Лз — колея задних колес;

Б — база автомобиля

разворота с применением заднего хода (рис. 47). Измерение про­изводят строго по перпендикуляру к осевым линиям следов. При этом колею передних колес измеряют на участке выхода из пово-.рота (объезда) на прямую, где она меньше подвергается искаже­нию.

База транспортного средства — это расстояние между его передней и задней осями. У трехосных транспортных средств ба­зой считают расстояние между передней и средней, а также меж­ду задней и средней осями. В справочниках эта база обозначается двумя числами, соединенными знаком “ + ”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *