разум ищет в окружающем мире затем связав

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ

Федеральное ГОСУДАРСТВЕННОЕ автономное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ № 12

Основы философии

Практикум по основам философии

Для студентов всех специальностей

Очного отделения

Методическое ПОСобие для выполнения практических работ

Поклонский Андрей Анатольевич, преподаватель факультета среднего профессионального образования ГУАП. Основы философии. Практикум по основам философии для студентов всех специальностей заочного отделения. Методическое пособие для выполнения практических работ.

Данная работа содержит тестовые задания для закрепления знаний, полученных при изучении материалов учебных пособий. Некоторые задания содержат дополнительную информацию, расширяющую кругозор учащихся. С помощью заданий практикума студенты смогут систематизировать полученные теоретические знания, сформулировать собственное суждение по различным вопросам.

Тесты практикума по предмету «Основы философии» рассчитаны на более прочное усвоение, повторение и закрепление знаний, полученных при изучении материалов учебных пособий. Некоторые задания содержат дополнительную информацию, расширяющую кругозор учащихся. С помощью заданий практикума студенты смогут систематизировать полученные теоретические знания, сформулировать собственное суждение по различным вопросам.

Тесты включают в себя различные типы заданий:

1) на установление соответствия между понятием и определением или связей между двумя рядами понятий

2) на восполнение недостающих признаков понятий, а также пропущенных элементов схем и высказываний

3) на исправление ошибок в определениях

4) на исправление логических и исторических ошибок в высказываниях

5) на заполнение таблиц

6) на определение авторов текстов и философских школ (направлений) по приведённым отрывкам

7) на осмысление высказываний мыслителей

8) на составление схем по философской проблематике на основе предложенных понятий

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ

ЗАДАНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ СВЯЗЕЙ

Установите связи между двумя рядами понятий:

а) наука б) религия в) мифология

1) надежда 2) доказательность 3) образность

а) единичное б) общее в) всеобщее

1) наука 2) философия 3) искусство

а) физика б) логика в) этика

1) мышление 2) природа 3) счастье

Образец таблицы для выполнения задания:

ЗАДАНИЯ НА ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОПУЩЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

Вставьте пропущенные слова:

1. Разум ищет в окружающем мире …., затем, связав его с движением, приходит к понятию первой…, которая называется…

2. Из мифологии философия заимствует проблему…, из религии понятие …, из науки учение о четырёх видах…

3. В состав философии входят следующие разделы: учение о …, которое древние греки называли физикой, учение о познании или … и учение о правильной жизни или …

Вставьте пропущенные понятия:

3. … = … + система ценностей + …

Вставьте пропущенные слова:

1. … понятия – совокупность суждений об объекте, отражаемом понятием

2. … понятия – совокупность объектов, отражаемых понятием

3. В состав элементарного суждения входят понятие-субъект и понятие-…

Вставьте пропущенные понятия:

1. Формальная логика: из двух противоположных суждений об одном и том же объекте одно обязательно будет ложным. Диалектическая логика: оба противоположных суждения об одном и том же объекте являются …

2. Религия даёт …, но не даёт …, а наука наоборот – даёт …, но не даёт …

3. Мифология древних народов синтезировала элементы религии, морали и …

ЗАДАНИЯ НА ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК В ОПРЕДЕЛЕНИЯХ

Переформулируйте определения так, чтобы они оказались истинными:

1. Философия – наука о всеобщем, опирающаяся на данные наблюдений и экспериментов

2. Мудрость – это дедуктивное обобщение житейского опыта

3. Мифология – это форма общественного сознания, основанная на разуме

ЗАДАНИЯ НА ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК В ВЫСКАЗЫВАНИЯХ

Переформулируйте высказывания так, чтобы они оказались истинными:

1. Каждый доксограф считал своим долгом написать учебник по истории философии.

2. Древние мудрецы тщательно обосновывали каждое из своих мнений.

3. Слово «философия» можно перевести на русский язык словосочетанием «любовь к истине»

ЗАДАНИЯ НА ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ

Вставьте пропущенные в таблице понятия:

ФизикаБытиеСубстанция
ЛогикаИстина
Человек
ПервопричинаОнтология
СубъектГносеология
СмыслЖизнь
МифологияОбраз
МудростьАфоризмы
УмозаключениеУчения

ЗАДАНИЯ НА СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ

1. Составьте схему определения объекта, метода и предмета философии с использованием понятий «мироздание», «умозрение» и «всеобщее»

2. Составьте схему определения мифологии как формы общественного сознания с использованием понятий «синтез», «образ» и «мировоззрение»

3. Составьте схему структуры философского знания с использованием понятий «бытие», «гносеология» и «ценности»

Источник

Разум ищет в окружающем мире затем связав

4. Особенности социального познания. Социальное прогнозирование.

5. Развитие знаний о человеке.

1. Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция

Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле, под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания, соответственно, является либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Также объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание. Самопознание представляет собой и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку. Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией. Рефлексия представляет собой не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (т. е. связанные с познанием) представления.

Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (или сенситивным) познанием (от нем. sensitiv — воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются:

а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные и т. д.;

б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. Являясь необходимым этапом процесса познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с вниманием и обычно имеет определенную эмоциональную окраску;

в) представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств. Представление не имеет непосредственной связи с отражаемым предметом и является продуктом памяти (т. е. способности человека воспроизводить образы предметов, в данный момент на него не действующих). Различают память иконическую (зре-ниe) и эхоническую (слух). По времени удерживаемой в мозгу информации память подразделяется на долговременную и кратковременную. Долговременная память обеспечивает продолжительное (часы, годы, а иногда и десятилетия) удержание знаний, умений, навыков и характеризуется огромным объемом сохраняемой информации. Основным механизмом ввода данных в долговременную память и их фиксации, как правило, является повторение, которое осуществляется на уровне памяти кратковременной. Крат ковр еменная память, в свою очередь, обеспечивает оперативное удержание и преобразование данных, непосредственно поступающих от органов чувств.

Роль чувственного познания действительности в обеспечении всего процесса познания велика и проявляется в том, что:

1) органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;

2) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;

3) потеря даже части органов чувств затрудняет, осложняет процесс познания, хотя и не исключает его (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств, способностью индивида концентрировать свое внимание и т. п.);

4) органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым и до-статочным для того, чтобы познать объекты материального и духовного мира с многих сторон.

Однако сенситивное познание имеет и некоторые существенные недостатки, важнейшим из которых является известная физиологическая ограниченность органов чувств человека: многие объективно существующие предметы (например, атомы) не могут непосредственно отражаться в органах чувств. Чувственная картина мира необходима, но она недостаточна для глубокого, всестороннего познания мира. Поэтому второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio — разум).

На этом этапе познания, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений. Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения.

Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Один и тот же объект может выступать и в форме чувственного представления, и в форме понятия. По степени общности понятия могут быть менее общими, более общими и предельно общими. В научном познании также выделяют понятия частнонаучные, общенаучные и всеобщие, т. е. философские. По отношению к действительности (по глубине ее отражения, осмыслению и направленности) ученые-философы выделяют четыре класса понятий:

1) понятия, отражающие общее в предметах;

2) понятия, охватывающие существенные признаки предметов;

3) понятия, раскрывающие смысл и значение предметов;

Источник

Разум ищет в окружающем мире затем связав

Данное положение сродни с рассуждениями Коперника, который, по словам Канта, после того, «когда оказалось, что его гипотеза о вращении всех звезд вокруг наблюдателя недостаточно хорошо объясняет движение небесных тел, попытался установить, не достигнет ли он большего успеха, если предположить, что движется наблюдатель, а звезды находятся в состоянии покоя»[817].

Аналогичным «переворотом» Кант попытался решить проблему оснований истинности естествознания. Если бы наши созерцания должны были согласовываться со свойствами предметов, то тогда не понятно, каким образом можно было бы знать что-либо a priori об этих свойствах. И наоборот, если предметы как объекты чувств согласуются с нашей способностью к созерцанию, то мы вполне представляем себе возможность априорного знания. Образно говоря, подобно тому, как Коперник заставил наблюдателя вращаться вокруг звезд, Кант заставил вещи вращаться вокруг разума, пытаясь приспособить, «подогнать» их к нему. Этим философ утвердил идею об активной роли наблюдателя, исследователя и теоретика, которые не должны оставаться пассивными созерцателями, ожидающими, что природа навязывает им свои законы. Напротив, мы, созерцатели, навязываем нашим чувствам, ощущениям порядок и законы нашего рассудка, исследователь должен брать природу «измором», силой, чтобы увидеть ее в свете своих сомнений, предположений, идей. «Естествоиспытатели поняли, — пишет Кант, — что разум видит только то, что сам создает по собственному плану, что он с принципами своих суждений должен идти впереди согласно постоянным законам и заставлять природу отвечать на его вопросы, а не тащиться у нее словно на поводу… До сих пор считали, что всякие наши знания должны сообразоваться с предметами… предметы должны сообразоваться с нашим познанием»[818], И далее: «мы a priori познаем о вещах лишь то, что вложено в них нами самими»[819]. Стало быть, мы можем иметь достоверное априорное знание лишь в том случае, если приписываем вещи только то, что необходимо следует из вложенного в нее нами самими сообразно нашему понятию. Эта мысль лучше согласуется с требованием возможности априорного знания о вещах, которое должно установить нечто о них раньше, чем они нам даны.

Таким образом, рассудок оказывается у Канта источником всеобщего порядка природы, так как он подводит все явления под свои собственные законы и только этим a priori осуществляет опыт, в силу чего всё, что познается на опыте, необходимо подчинено законам, категориям рассудка. Сами по себе категории есть не знания, а только формы мышления, содержащие в себе логическую способность a priori объединять воедино многообразное, данное в созерцании. Посредством них из созерцаний порождаются знания. При этом мы имеем дело не с природой вещей самих по себе, а с природой как предметом возможного опыта.

8.2.2.3. Критическая (трансцендентальная) метафизика И. Канта

Предложенный Кантом новый, «переворотный», по своей сути, способ мышления, открыл метафизике путь к науке. Главному трансцендентальному вопросу: Как возможна метафизика, или Возможна ли метафизика как всеобщая и необходимая наука? Кант посвящает второй отдел «Трансцендентальной логики»«Трансцендентальная диалектика». Утвердительный ответ на поставленный вопрос, по мнению философа, может быть только при одном условии: если метафизика будет рассматриваться как не догматическая, т. е. метафизика вещей (примером ее может служить традиционная метафизика Г. Лейбница и Хр. Вольфа), а критическая, трансцендентальная, т. е. метафизика знания. Особенность этой метафизики состоит в том, что она имеет дело с чистыми понятиями разума, предмет которых не может быть дан в опыте, в тенденции они устремлены на познание вещей в себе. Такие понятия Кант именует трансцендентальными идеями. Они лежат в природе разума так же, как категории — в природе рассудка. И если рассудок — способность давать правила для единения многообразия чувственных созерцаний, способность создавать единство явлений посредством правил, то разум — способность давать сами принципы познания, способность создавать единство правил рассудка по принципам. Следовательно, разум никогда не направлен прямо на опыт или на какую-нибудь вещь, а всегда направлен на рассудок, чтобы с помощью априорных понятий придать единство его многообразным знаниям, привести его в полное согласие с самим собой.

Источник

Человек

Человек — часть природы, её живого мира. Как и другие живые существа, он дышит, питается, растёт, развивается, у него рождаются дети. А поэтому людям, как и животным, необходимы воздух, вода, пища, тепло.

И всё же человек отличается от животных. Отличие это огромно. Человек — разумное существо. Да, среди животных немало сообразительных, например водные жители — дельфины или наши четвероногие друзья— собаки. Но только человек обладает настоящим разумом.

Благодаря этому люди создали особый мир — современные города, дороги, фабрики и заводы, автомобили и самолёты, телефоны, телевизоры. компьютеры. Люди пишут книги, создают скульптуры, картины, музыку. Они изучают природу, раскрывают всё новые и новые её тайны.

разум ищет в окружающем мире затем связав. 10. разум ищет в окружающем мире затем связав фото. разум ищет в окружающем мире затем связав-10. картинка разум ищет в окружающем мире затем связав. картинка 10.

Где же «помещается» у человека разум, где он «живёт»? В головном мозге. Головной мозг есть и у животных, но у человека он особенно развит. [an error occurred while processing this directive]

Все картины, которые рисует мозг, отражают наши знания об окружающем мире. Добавьте к ним переживания человека (радость, восторг, сочувствие, сожаление и др.), особенности его характера, человеческие качества (доброту, отзывчивость, уважение к чужому мнению), и вы поймёте, как сложен внутренний мир каждого из нас. Не случайно великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский говорил: «Сложен всякий человек и глубок, как море. »

разум ищет в окружающем мире затем связав. 11. разум ищет в окружающем мире затем связав фото. разум ищет в окружающем мире затем связав-11. картинка разум ищет в окружающем мире затем связав. картинка 11.

Внутренний мир человека называют душевной жизнью. Его изучает наука психология (от греческих слов «психе» — душа, «логос» — наука).

В течение всей своей жизни человек познаёт мир. Познание начинается с работы наших органов чувств (глаз, ушей и др.), которые посылают в головной мозг информацию об окружающем. Благодаря этому мы видим предметы, слышим звуки, чувствуем запахи. Так происходит восприятие человеком окружающего мира.

Сохранить полученную информацию нам помогает память. Её можно сравнить с кладовой. Благодаря памяти человек накапливает в своём мозгу знания об окружающем и при необходимости может воспользоваться ими. Когда учитель говорит тебе «вспомни», он просит «достать» что-нибудь нужное из памяти.

Но человек не только запоминает разные сведения об окружающем мире. Он их обдумывает: сравнивает, классифицирует, устанавливает связи между предметами, явлениями, делает выводы. Всё это называется мышлением. Вот простой пример работы мышления: посмотрев в окно и увидев прохожих в тёплой одежде, мы понимаем, что на улице холодно, хотя сами, находясь в тёплом помещении, холода не ощущаем.

разум ищет в окружающем мире затем связав. 13. разум ищет в окружающем мире затем связав фото. разум ищет в окружающем мире затем связав-13. картинка разум ищет в окружающем мире затем связав. картинка 13.

С мышлением тесно связано ещё одно удивительное свойство человека — способность представлять себе то, чего нет перед ним. Эта способность называется воображением. Разглядывая глобус, мы с помощью воображения путешествуем по планете. Читая книгу, мы представляем себе героев и их поступки. С помощью воображения мы можем путешествовать в прошлое и будущее.

Без воображения невозможно творчество, то есть создание чего-то нового, чего ещё не было. Например, нельзя сочинить рассказ или сказку, нельзя ничего нарисовать, смастерить, ведь мы должны заранее представить себе то, что хотим создать. Без воображения человек вообще не мог бы трудиться, потому что ему всегда нужно заранее представлять себе результат труда.

разум ищет в окружающем мире затем связав. 14. разум ищет в окружающем мире затем связав фото. разум ищет в окружающем мире затем связав-14. картинка разум ищет в окружающем мире затем связав. картинка 14.

В. М. Васнецов. Ковёр-самолёт

Человек — часть природы, её живого мира. От других живых существ его отличает разум; человек — разумное существо. Это связано с особым развитием его головного мозга. Человек познаёт мир с помощью восприятия, памяти, мышления, воображения.

На следующем уроке

Узнаем, что такое общество, из каких составных частей оно складывается. Научимся определять место человека в окружающем мире.

Вспомни, что такое семья. Как зовут членов твоей семьи? Какие народы России ты знаешь? Какие страны мира тебе известны?

Наши проекты

Богатства, отданные людям

Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский написал книгу «Сердце отдаю детям». Всю свою жизнь, до последних дней, он посвятил воспитанию своих учеников. Василий Александрович стремился вырастить их добрыми, честными, справедливыми, а если говорить одним словом — человечными.

разум ищет в окружающем мире затем связав. 16. разум ищет в окружающем мире затем связав фото. разум ищет в окружающем мире затем связав-16. картинка разум ищет в окружающем мире затем связав. картинка 16.

Многие люди, наделённые, как и В. А. Сухомлинский, богатым внутренним миром, щедро отдают эти богатства людям.

Это проявляется в их поступках в семье, в общении с друзьями, в профессиональной работе, в благородном служении Отечеству, в великих подвигах, которые они совершают.

разум ищет в окружающем мире затем связав. 17. разум ищет в окружающем мире затем связав фото. разум ищет в окружающем мире затем связав-17. картинка разум ищет в окружающем мире затем связав. картинка 17.

Мемориально-педагогический музей В. А. Сухомлинского в школе, где он работал

Источник

Книга (бытия?). Размышления о природе разума. Часть I

разум ищет в окружающем мире затем связав. . разум ищет в окружающем мире затем связав фото. разум ищет в окружающем мире затем связав-. картинка разум ищет в окружающем мире затем связав. картинка . • Что такое разум, сознание.
• Чем отличается познание от осознания?
• Сознание, самосознание — одно и то же?
• Мысль — что такое мысль?
• Творчество, воображение — что-то загадочное, присущее человеку, или…
• Как устроен разум.
• Мотивация, целеполагание — зачем вообще что-то делать.

Искусственный интеллект — Святой Грааль любого человека, связавшего свою жизнь с ИТ. Венец развития любой автоматизации, программирования, конструирования механизмов — вершина всего. Однако, до сих пор вопрос «Что же такое сознание, интеллект?» остается открытым. Я не понимаю, как огромное количество людей может заниматься предметом, для которого не существует определения, но я действительно не нашел такой концепции, которая удовлетворила бы меня. И мне пришлось придумать ее самому.

Disclaimer: Данный опус не претендует на революцию в парадигме ИИ, или откровение свыше, это просто результат размышлений на данную тему и в какой-то степени самоанализа. Так же я не имею каких-то сколько-нибудь серьезных практических результатов, так что текст более философский, нежели технический.

UPD: Пока готовил статью, наткнулся на несколько очень близких концепций (вот, например, и даже на хабре). С одной стороны — немного обидно, что заново «переоткрыл велосипед». С другой — не так страшно выносить свои мысли на суд общественности, когда они уже не только мои!

Основная теория

Я не буду ходить вокруг да около, и давать длинных лирических отступлений вида «как я пришел к этому» (хотя, возможно и стоило бы). Я начну сразу с главного: формулировки.

Разум — это способность существа строить полную, адекватную и непротиворечивую модель реальности.

Конечно в чистом виде такое определение дает больше вопросов, чем ответов: как строить, где, что, собственно, значит «полную» и «непротиворечивую»? Да и сама «реальность, данная нам в ощущении«(с) Ленин — предмет множества философских диспутов. Однако начало положено — у нас есть определение разума. Будем разворачивать, дополнять и расширять концепцию.

Я не зря привел знаменитую цитату про реальность: для того, чтобы строить модель чего бы то ни было надо это что-то «ощущать». Надо быть существом, т.е. существовать и иметь способы восприятия, каналы ввода данных, сенсоры — вот это вот все. Т.е. наш гипотетический ИИ существует в определенном мире и с этим миром взаимодействует. Главная мысль этого параграфа — глупо ожидать осмысленного разговора о футболе с ИИ, если все, с чем он взаимодействует — индексированная база знаний, вроде Википедии! Впрочем, эта мысль не нова: еще первые эксперименты с детерминированным и понятным миром были весьма впечатляющими. А это 50 лет назад, между прочим!

Начнем с модели. Которая полная, адекватная и непротиворечивая. Определение из Википедии на данном этапе нам вполне подойдет: Модель — это система, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе. Ее принципиальное устройство не столь важно, хоть некоторые соображения на этот счет у меня есть. Важно, что на основании имеющихся входных данных (того самого «ощущения от реальности») разум формирует некое абстрактное представление о том, «как оно все на самом деле».

Критически важным является полнота этой модели. Важно понимать, что это именно все: любое знание определенным образом вписано в глобальную всеобщую модель реальности, или несознаваемо. Вернее, можно сказать, что именно в этом тонкое различие между просто знанием (информацией) и осознанием (однозначным размещением внутри модели). Вы можете заучить текст на китайском, можете по данным вам паттернам, найти соответствующий кусок… Да что там — вас, при желании можно научить еще и не таким фокусам — китайцы будут в шоке! Но все это не имеет отношения к интеллектуальной деятельности первого типа.

Кстати вопрос: насколько полно можно описать окружающий мир, имея вот эти вот концепции (объекты, пространство, время, движение, начало и конец) и только их? 😉

С появлением понятий цвета и формы — растет число объектов модели. Другие органы чувств дают поле для формирования ассоциативных связей. А встроенная безусловные рефлексы формируют оценочную функцию: одни предпосылки формируют модель, которая в будущем имеют реальность, оцениваемую позитивно (вкусно, тепло, приятно), другие — пугают (в прошлый раз было плохо). Опять же безусловные механизмы заставляют позитивно реагировать на «хорошую» реальность (улыбаемся, радуемся) и негативно на плохую (орем!).

И тут появляется обратная связь. Или, возможно, она появляется раньше, когда безусловные рефлексы работают по программе «слежение за объектом» и позволяют не выпускать объект из поля зрения как можно дольше… Это критически важный момент: разум не только пассивно строит модель реальности, но и является сам активным началом в ней!

Важный фактор уточнения модели — способность делать гипотезы и возможность их проверить. Основа проверки — активное восприятие мира. В отличие от простого восприятия (созерцания) проверка некоторых предположения требует целенаправленного получения информации. Это процесс познания. Вы задаете миру вопрос — он отвечает… Так или иначе.

Важно понимать, что все, что делает разум — строит модель. Непротиворечивую внутри себя и адекватную реальности.

Адекватную — значит соответствующую реальности. Если входящие данные не укладываются в модель, значит модель требует пересмотра. Но иногда это требует слишком серьезной переработки и временно одни части модели могут конфликтовать с другими, т.е. вызывать противоречия. Однако в большинстве случаев в последствии такого рода нестыковки будут провоцировать новый виток размышлений — это срабатывает механизм устранения противоречий. Т.е. стремление к полноте, адекватности и непротиворечивости модели — это базовые функции, на которых строится разум.

Изменение модели, уточнение ее — суть мыслительная деятельность. Детализация модели в случае необходимости и наоборот — обобщение, если это возможно. Пример: яблоко и мячик примерно одной формы/цвета и до определенного момента опознаются как один концепт. Однако яблоко можно есть, а мяч не съедобный — значит это разные объекты и нужно ввести в модель параметр, позволяющий их различать при классификации (тактильные различия, нюансы формы, возможно- запах). С другой стороны — яблоко и банан имеют весьма различный внешние атрибуты, но очевидно должны быть способы найти обобщающий их фактор, т.к. к ним применим ряд общих процессов (употребление в пищу).

Если у вас возникла мысль, не важно — вызванная ассоциацией, внешним воздействием, внутренним триггером на устранение противоречий, то это:

Но менять можно не только модель. Разум является частью мира и является активным началом в мире. А значит может инициировать/участвовать процессах, которые приведут мир в соответствие с моделью. Т.е. сначала есть модель мира, где условно «все хорошо» и в этой модели для достижения нужного состояния системы разум предпринимает определенные шаги. Действуя согласно модели и имея достаточно адекватную модель разум получит соответствие. Это действие и мотивация к действию.

Если мы говорим о полной модели мира — она должна включать в себя самого моделирующего. Осознание собственных возможностей познать и изменить мир плюс оценка разных вариантов модели как позитивных, либо негативных — мотивация и побуждение к действию.

Включение себя в итоговую модель – есть самосознание, иначе — осознание себя.

Модель не статична. Она обязательно существует во времени, с четким моментом «сейчас» и как следствие — прошлым и будущим. Причинно-следственная связь, восприятие скорее процессов, нежели объектов — так же важный критерий «полноты» модели. На тему процессного восприятия нужно отдельную статью делать, если это интересно сообществу. 😉 Сразу скажу, что если этот текст показался сырым и тяжеловесным — там все еще хуже!

Мысли вслух

Размышления на тему, пришедшие в голову позже, или те, что я не смог вписать в основной текст. Типа сцены после титров! ))

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *