разум и ум в чем отличие

Ум и разум – в чем разница простыми словами

Наверняка вы слышали выражение «Ум за разум зашел» – что означает: «утратить способность рационально мыслить и логически рассуждать». У некоторых людей это случается от самой этой пословицы, ведь непонятно в чем разница между умом и разумом.

Об этом сегодня и поговорим: разберем коротко, что это такое в психологии, и чем первое отличается от второго.

Что такое ум?

Ум – это способность думать, понимать и усваивать информацию. Согласно определению из психологического словаря, это «обобщенная характеристика познавательных возможностей человека».

Функция

Функция ума – определять и сообщать человеку, что нравится, а что не нравится. Например, нам не нравится принимать горькое лекарство или терпеть укол, но разум говорит, что это полезно, важно, нужно. И теперь давайте разберем последнее понятие подробнее.

Что такое разум?

разум и ум в чем отличие. foto12501 1. разум и ум в чем отличие фото. разум и ум в чем отличие-foto12501 1. картинка разум и ум в чем отличие. картинка foto12501 1.Homo sapiens, то есть «человек разумный» – так называется наш вид. Разумный – это тот, который умеет рассуждать, разумно мыслить.

Разум – это высший тип мыслительной активности, способность мыслить рационально и творчески. А также это способность мыслить широкими, абстрактными и духовными категориями.

Дословно термин можно перевести как «просветленный ум». А слышали ли вы выражение «игры разума»? Как думаете, что оно означает? Оно означает, что ваш ум захватил контроль над вами, обманывает вас.

Чтобы противостоять играм, нужно выключить автопилот и вернуть себе осознанность, контроль. То есть ваш разум дал сбой и уступил место уму.

Иногда разумность отождествляют с мудростью. А также психологи отмечают, что разум связан с волей человека.

Функция

Функция – определять, что хорошо и плохо, правильно и неправильно, полезно и неполезно. Проще говоря, он помогает человеку быть человеком, то есть быть гуманным, социальным.

Чем отличаются?

В чем отличие ума от разума? Это две психические структуры, но первая подчиняется второй. Говоря простыми словами, разум – это совесть, внутренняя мораль человека.

Ум – это знания человека, его опыт. Обе структуры тесно связаны друг с другом и со сферой чувств, но понятие разума все-таки шире. Он контролирует ум.

Разберем на примерах, какая разница между умом и разумом:

К тому же раньше они встречались, но расстались из-за того, что не видели совместного будущего (при этом влечение никуда не исчезало).

Еще и чувства нашептывают: «А вдруг врачи ошибаются, вдруг надежда еще есть». Но разум говорит, что единственное разумное, то есть правильное решение – усыпить животное, как и советуют медики.

В оригинальном выражении «ум за разум зашел» под умом понимали духовное, чувственное начало, а под разумом – способность рационально мыслить. То есть в оригинале это означает, что духовность уступает рациональному познанию мира. Сейчас же эта пословица понимается совершенно наоборот.

Ум, разум, сознание, рассудок, интеллект – в чем разница?

Вместе с понятиями «ум» и «разум» часто используются еще несколько терминов: интеллект, сознание, рассудок. Чем они отличаются, в чем между всем этим разница?

Давайте обозначим коротко отличия:

Таким образом, самое широкое понятие из всех этих – сознание.

Видео по теме статьи

Что такое ум и разум, подскажет видео:

Заключение

Теперь вы знаете, в чем разница между умом и разумом. Думаю, вы слышали подобное высказывание (надеюсь, не в свой адрес): «Вот ты, вроде, умный человек, а поступаешь как-то неразумно».

Это означает, что человек при всем своем опыте и знаниях принимает опрометчивые решения, часто поддается эмоциям, много ошибается, возможно, противоречит на деле своим же словам.

Если умный человек просто что-то знает, то разумный еще и знает, как разумно использовать свои знания. От природы все люди умные, то есть имеют способность к обучению (мы сейчас говорим о здоровом и нормативном развитии индивида). Однако не все люди становятся разумными, то есть мудрыми, нравственными, моральными.

Источник

Чем отличается ум от разума?

«Ум за разум зашел» — почему так говорят? Эту пословицу вспоминают, когда теряется способность мыслить и логически рассуждать. Существует ли на самом деле разница между умом и разумом, и в чем она заключается? Попробуем разобраться в значении понятий и найдем основные их различия.

разум и ум в чем отличие. shutterstock 1504305062. разум и ум в чем отличие фото. разум и ум в чем отличие-shutterstock 1504305062. картинка разум и ум в чем отличие. картинка shutterstock 1504305062.

Ум и его функция

Ум относится к способности думать и усваивать информацию. В психологии ум называют характеристикой познавательных возможностей человека. Его основной считается определение того, что нравится человеку, а что нет. Например, горькое лекарство или укол вряд ли кому понравятся, но разум при этом говорит о полезности процедуры.

Разум и его функция

В названии нашего вида упоминается слово «разумный», что означает способность человека рассуждать. Разум можно отнести к одному из типов мыслительной активности с применением абстрактных и духовных категорий. Другими словами, это просветленный ум. Часто разумность путают с мудростью, а специалисты в области психологии утверждают, что разум и воля человека взаимосвязаны.

Основной функцией разума можно назвать разделение хорошего от плохого, полезного от неполезного, правильного от неправильного. Наличие разума позволяет людям быть гуманнее и человечнее.

Основные отличия

Ум и разум — это психические структуры, при этом вторая превосходит над первой. Разум отвечает за моральный облик человека, а ум — за знания и опыт. Несмотря на тесную связь, понятие разума гораздо шире.

Когда вы сталкиваетесь с человеком, который откровенно пытается вас обмануть, возникает желание высказать все свои эмоции, накричать на него и даже ударить. Однако разум останавливает вас, советует спокойно распрощаться с этим человеком и никогда больше не общаться.

Главное отличие ума от разума заключается в функции первого принимать информацию, а второго — рассуждать на эту тему. В связи с этим выражение «ум за разум зашел» воспринимается под другим углом. Ум относится к духовной материи, разум определяется способностью рационально мыслить. В итоге фраза означает, что духовность уступает рациональности. Хотя в современном мире пословица понимается ровно наоборот.

Сознание, рассудок, интеллект

А что означают эти понятия? Им также часто не могут дать верные определения. Смотрите:

Для того чтобы принимать правильные и эффективные решения, необходимо задействовать и ум, и разум, и сознание, и рассудок, и интеллект. Но решающее слово должно быть за разумом. Умный человек обладает знанием, а разумный может это знание выгодно использовать. От природы большая часть людей обладает умом и способностью к обучению, а вот разумными, мудрыми и нравственными становятся далеко не все.

Развивайте мышление любыми доступными способами, это необходимо для принятия разумных решений. Тренажеры Викиум развивают все когнитивные функции и мышление. Ежедневные тренировки быстро дадут ощутимый результат. Это полезная и очень эффективная нагрузка для мозга.

Источник

Ум и Разум человека. В чём их разница?

Толковые словари определяют Ум как способности человека к анализу, познаванию нового, умению воспользоваться новыми знаниями, вырабатывать на их основе личную точку зрения, делать выводы и принимать решения.

разум и ум в чем отличие. %D0%A0%D0%B0%D0%B7%D1%83%D0%BC %D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0 %D0%B8 %D1%83%D0%BC %D0%B2 %D1%87%D0%B5%D0%BC %D0%BE%D1%82%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%B51. разум и ум в чем отличие фото. разум и ум в чем отличие-%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D1%83%D0%BC %D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0 %D0%B8 %D1%83%D0%BC %D0%B2 %D1%87%D0%B5%D0%BC %D0%BE%D1%82%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%B51. картинка разум и ум в чем отличие. картинка %D0%A0%D0%B0%D0%B7%D1%83%D0%BC %D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0 %D0%B8 %D1%83%D0%BC %D0%B2 %D1%87%D0%B5%D0%BC %D0%BE%D1%82%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%B51.

Ум анализирует происходящие события и разграничивает важное и существенное от второстепенного и несущественного.

Разум человека это категория совсем другого свойства, эзотерического. Он предполагает способность мыслить отвлечённо, абстрактно, не связанно с конкретной жизненной ситуацией, от анализа накопленного опыта перейти к обобщению, и, как следствие, выработке концепций и формул, которые можно будет применять для управления жизнью и окружающей средой.

Направленность ума и разума

Роль человека в социуме, его место и значение, зависят от его умственного развития.

Поэтому ум, как идентификация личности, её сознания, направлен вовне, он передаёт в окружающую среду своё понимание, свою оценку и свою позицию.

Человек, получая внешнюю информацию, с помощью ума анализирует её, определяет своё положение в социуме и находит своё «я», отождествляясь с обществом или не соответствуя ему. В этом и проявляется так называемое «эго», как принцип самосознания и самовыражения.

Разум действует на другой частоте, идёт из глубин Души. Он не только сопоставляет, сравнивает, обрабатывает информацию, но и способен охватить как всю картину в целом, так и роли отдельных личностей. Он не отождествляет себя с увиденным и услышанным, он воспринимает отстранённо, как бы глядя сверху. Такое постижение ситуации называют ещё осознанием.

Давайте попытаемся и мы дать определения этим двум субстанциям:

Сила разума в человеке заключается в способности к творчеству, которая всегда давала жизнь новым изобретениям в области технологий, техники и т.д.

Задачи человеческого ума и разума

Ум незаменим в подробной, конкретной работе. Расчленить целое на части, разобрать и понять каждую из них, проанализировать и опираясь на прежний опыт вынести умозаключения.

Иногда, занимаясь такой углублённой работой, ум, зацикливаясь на этом процессе, взращивает непомерное эго, и желает контролировать всё и вся. При этом он не обладает способностью к глобальным выводам, охватить всю проблему целиком. Поэтому застревает в отдельных фрагментах, которые сам для своего же удобства и вычленил из целого. И, поскольку делать обобщения не способен, то в оценке ситуации всё время возвращается к прошлому, чаще всего печальному опыту. И все страхи, и опасения, выработанные в прошлом, закрепляются ещё раз.

Ум-эго держит человека в раз и навсегда выработанных понятиях, навязывая своё мнение и создавая ощущение собственного превосходства, а по сути гордыни, не давая человеку развиваться, и искать другие, более позитивные решения.

И когда человек способен вырваться из ограничений ума, повышать свои вибрации, подниматься от практического решения ситуации к обобщениям, контролировать свои мысли и направлять их в другую, пока неизвестную и поначалу пугающую сторону, то ему открывается дверь, ведущая к Разуму, который не руководит, не навязывает свою точку зрения, не оценивает, не призывает к прежнему опыту. Он − часть Сущности, существующей объективно.

В то время, как ум всегда настаивает на своей правоте, разум ведёт человека в мир непознанного и предоставляет человеку возможность найти и понять своё, новое понимание мира, отличное от того, которое было ему навязано.

Ум всё время направляет человека к достижению какой-то конкретной цели: построить карьеру, достичь богатства, быть первым. Таким образом он доказывает свою нужность и превосходство над другими. Поначалу человеку это кажется правильным путём развития. Ведь всё время в движении, в стремлении к новым вершинам! Но если следующий результат не достигается так же быстро, как предыдущий, появляется страх не достичь, не успеть, выпасть из обоймы, не быть успешным.

Человек находится в замкнутом круге, ставит всё более высокую планку, в силу каких-то причин срывается, истязает себя мыслями о недостижимом, снова пытается. В результате, в погоне за миражами изнуряет себя душевно и физически, счастья в общепринятом понимании так и не достигает, и приходит к душевному кризису.

Но если человек способен остановиться, сделать шаг в сторону и выйти из круга, погрузиться в свой глубокий внутренний мир и посмотреть на него не с позиций общества, в котором живёт, а с точки зрения Вечности, то он может приблизиться к Разуму. И вдруг откроется, что Разум не гонится за впереди бегущим и не стремится к достижению конкретных целей.

Разум человека, как энергия высокой частоты проникает в любую форму и соединяясь с соответствующей ей вибрацией раскрывает её внутреннее содержание. Мы интуитивно и с помощью ощущений и чувств можем приблизиться или даже войти в одно вибрационное поле с Разумом.

И тогда многое становится ясным и понятным. Когда понимаешь, что, живя в обществе и невольно проникаясь его ценностями, можно жить и отдельно от него, без ненужной суеты и борьбы за место под солнцем. Тогда всё происходящее будет течь в спокойном, удобном ритме и ощущение жизни поднимется на другой, более высокий уровень.

Исходя из этого, можно сделать небольшой вывод о двух видах отношений с реальностью

2. Разум человека функционирует на другой, более высокой энергетической частоте. Он получает необходимую информацию, идущая изнутри, из Души человека.

3. Разуму, который свободен от предвзятостей, оценок и зацепок за опыт, незачем навязывать свою точку зрения и что-то разделять. Он сливается с энергетикой конкретного обстоятельства и извлекает необходимую информацию, которая называется осознанием.

Источник

Понятия «Ум», «Разум», «Рассудок» в святоотеческой традиции

про­то­и­е­рей Вадим Леонов

Слова «ум», «разум» и «рас­су­док» очень часто упо­треб­ля­ются как сино­нимы, и во многих жиз­нен­ных ситу­а­циях такое сло­во­упо­треб­ле­ние ока­зы­ва­ется вполне при­ем­ле­мым, однако при более глу­бо­ком взгляде на чело­века их раз­ли­че­ние ока­зы­ва­ется важным, а в пра­во­слав­ной духов­ной тра­ди­ции – необ­хо­ди­мым. Нашей целью явля­ется общий обзор содер­жа­ния этого тер­ми­но­ло­ги­че­ского ряда в пра­во­слав­ной аске­ти­че­ской тра­ди­ции и предо­став­ле­ние его ува­жа­е­мым чита­те­лям для сопо­став­ле­ния и раз­мыш­ле­ния в кон­тек­сте жиз­нен­ного и про­фес­си­о­наль­ного опыта каж­дого чело­века.

Предыс­то­рия вопроса

Отме­тим сразу, что раз­ли­че­ние, по край­ней мере, разума и рас­судка имело место еще в дохри­сти­ан­скую эпоху как в древ­не­гре­че­ской фило­со­фии, так и в духов­ной лите­ра­туре Востока.

В антич­но­сти первым из мыс­ли­те­лей, кто уловил раз­но­тип­ность харак­тера мыш­ле­ния, был Герак­лит, кото­рый пока­зал, что один способ мыш­ле­ния поз­во­ляет видеть част­ное, а другой воз­вы­шает до целост­ного. Первое – это рас­суж­де­ние, оно менее совер­шенно, огра­ни­ченно, чело­век в этом случае не под­ни­ма­ется до все­об­щего. Разум же состоит в воз­мож­но­сти вос­при­нять при­роду целостно, в ее дви­же­нии и вза­и­мо­связи. Сократ и Платон счи­тали, что разум есть спо­соб­ность созер­цать сущее в поня­тиях, а рас­су­док доста­то­чен для обы­ден­ного при­ме­не­ния в прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти. Согласно Ари­сто­телю, более мудрым ока­зы­ва­ется не тот, кто дей­ствует непо­сред­ственно, а тот, кто вла­деет зна­нием в общей форме. Рас­су­док про­яв­ляет себя в част­ных науках, в какой-либо спе­ци­аль­ной обла­сти. Его функ­ция – состав­ле­ние суж­де­ний, фор­маль­ное отно­ше­ние к вещам. Разум же ори­ен­ти­ро­ван на сущее.

Святые отцы Церкви, многие из кото­рых были пре­крас­ными зна­то­ками антич­ного насле­дия, отча­сти вос­при­няли это учение от древ­не­гре­че­ских авто­ров, видя, что оно реально соот­вет­ствует онто­ло­гии чело­века. Однако, как и во многих других темах, вос­при­ня­тое знание было осмыс­лено ими в кон­тек­сте опыта жизни во Христе и напол­ни­лось более глу­бо­ким антро­по­ло­ги­че­ским содер­жа­нием, что и пред­став­ляет, на мой взгляд, нема­лую цен­ность. Ибо свя­то­оте­че­ское учение осно­вано не на абстракт­ном тео­ре­ти­зи­ро­ва­нии, а на реаль­ном опыте духов­ной жизни, и каждое поня­тие, каждое смыс­ло­вое раз­ли­че­ние выстра­дано соб­ствен­ной жизнью пра­во­слав­ных подвиж­ни­ков.

Общий взгляд. У святых отцов мы повсе­местно можем встре­тить раз­ли­че­ние ука­зан­ных двух типов высшей дея­тель­но­сти души – умной и рас­су­доч­ной. Но поскольку антро­по­ло­ги­че­ская тер­ми­но­ло­гия в свя­то­оте­че­ской тра­ди­ции нико­гда жестко не регла­мен­ти­ро­ва­лась, постольку и назва­ния их весьма раз­но­об­разны, напри­мер, они могут быть обо­зна­чены как «ум и разум», «ум и рас­су­док», «дух и душев­ность», «муд­рость и знание» и т.д.

Это раз­но­об­ра­зие тер­ми­но­ло­ги­че­ских пар может несколько дез­ори­ен­ти­ро­вать непод­го­тов­лен­ного чита­теля, но жела­ю­щим озна­ко­миться с хри­сти­ан­ской антро­по­ло­гией сле­дует пом­нить, что тер­ми­но­ло­гия в этой сфере не оформ­лена, поэтому пони­ма­ние свя­то­оте­че­ских тек­стов не должно быть бук­валь­ным, фор­маль­ным. Чтение и пони­ма­ние тво­ре­ний святых отцов – это особый вид духов­ной дея­тель­но­сти, кото­рый воз­мо­жен, только если чита­тель сам уко­ре­нён в Свя­щен­ном Пре­да­нии Пра­во­слав­ной церкви и имеет личный опыт жизни во Христе. Насколько этот опыт хри­сти­ан­ской жизни глубок, настолько и доступ­ными для чело­века ста­но­вятся тексты святых отцов. Об этом гово­рил еще апо­стол Павел: «Кто из чело­ве­ков знает, что в чело­веке, кроме духа чело­ве­че­ского, живу­щего в нем?… Душев­ный чело­век не при­ни­мает того, что от Духа Божия, потому что он почи­тает это безу­мием; и не может разу­меть, потому что о сем [надобно] судить духовно. Но духов­ный судит о всем, а о нем судить никто не может» ( 1Кор.2:11–15 ). Кстати, и в этих словах пер­во­вер­хов­ного апо­стола мы видим раз­ли­че­ние двух типов позна­ния – духов­ного и душев­ного, кото­рые не просто раз­ли­ча­ются, но и могут при­во­дить к про­ти­во­по­лож­ным выво­дам. В основе этого раз­ли­че­ния опять-таки лежат ука­зан­ные нами ранее поня­тия. Перей­дем к их более подроб­ному рас­смот­ре­нию.

Рас­су­док

Слова «рас­су­док», «рас­суж­де­ние» (διάνοια, λογική) часто встре­ча­ются в книгах Вет­хого и Нового Завета и обо­зна­чают душев­ную дея­тель­ность чело­века, в ходе кото­рой про­из­во­дится анализ собы­тий, лич­ного опыта и других фактов, чтобы сде­лать выводы, при­нять реше­ние. В этой дея­тель­но­сти чело­век опи­ра­ется на свои есте­ствен­ные силы. Если быть точнее и вспом­нить свя­то­оте­че­ское учение о трех силах души, то рас­су­док и рас­суж­де­ние – это про­яв­ле­ние высшей силы души – разум­ной.

Эта сила в свя­то­оте­че­ских тво­ре­ниях имеет несколько сино­ни­мич­ных наиме­но­ва­ний: рас­су­ди­тель­ная, мыс­ли­тель­ная, сло­вес­ная, позна­ва­тель­ная. Разум­ная сила – это не ум, хотя они и свя­заны между собой тес­ней­шим обра­зом. Из совре­мен­ных тер­ми­нов ближе всего к свя­то­оте­че­скому пони­ма­нию рас­судка термин «интел­лект» или «интел­лек­ту­аль­ная спо­соб­ность» как спо­соб­ность к ана­лизу, суж­де­ниям и заклю­че­ниям.

Разум­ная сила души служит целям при­спо­соб­ле­ния к окру­жа­ю­щему миру. Она еще назы­ва­ется у святых отцов «есте­ствен­ный» разум, а после гре­хо­па­де­ния – «плот­ской» разум. Он ана­ли­зи­рует, рас­суж­дает, мыслит, всту­пает в диалог, создает поня­тия и пред­став­ле­ния, но его суж­де­ния в основ­ном огра­ни­чены чув­ствен­ным миром. О сверх­чув­ствен­ном мире рас­су­док дога­ды­ва­ется или полу­чает веде­ние от ума: «Разум делает заклю­че­ния об умо­со­зер­ца­е­мых вещах, но не сам по себе, а свя­зав­шись с умом (νοῦς)» [9, с. 1029]. Согласно свя­тому Дио­ни­сию Аре­о­па­гиту, рас­су­док не спо­со­бен к еди­ному про­стому цель­ному знанию.

Поскольку после гре­хо­па­де­ния есте­ствен­ные силы чело­века повре­ди­лись, то повре­дился и рас­су­док, поэтому во всех своих само­сто­я­тель­ных постро­е­ниях он содер­жит ошибки. В Свя­щен­ном Писа­нии гово­рится, что здра­вый рас­су­док можно поте­рять: «Ибо они народ, поте­ряв­ший рас­су­док, и нет в них смысла» ( Втор. 32:28 ). Чело­век может настолько извра­тить свой рас­су­док, что может име­но­ваться без­рас­суд­ным ( Лев.5:4 ; 1Пар.21:8 ; Пс.106:17 ; Мф.7:26 и др.) или сде­лать свой рас­су­док лука­вым: «Вино­гра­дари, увидев его, рас­суж­дали между собою, говоря: это наслед­ник; пойдем, убьем его, и наслед­ство его будет наше» ( Лук.20:14 ; Мф.21:25–27 ; Мар.8:16–18 ). Здра­вый рас­су­док – это сокро­вище, кото­рое нужно добыть, сохра­нить здо­ро­вым и пре­умно­жить: «Сын мой! Храни здра­во­мыс­лие и рас­су­ди­тель­ность» ( Прит.3:21 ; Ср.: Прит.1:4 ; Прит.2:11 ). Пра­виль­ные рас­суж­де­ния могут при­бли­зить чело­века к позна­нию Бога: «Не будьте нерас­су­ди­тельны, но позна­вайте, что есть воля Божия» ( Еф.5:17 ; 2Кор.5:14 ). Дар бого­угод­ного рас­суж­де­ния явля­ется одним из высших даров для пра­во­слав­ного подвиж­ника. Изба­виться от оши­боч­но­сти в рас­суж­де­ниях чело­век может лишь тогда, когда имеет внут­рен­нее еди­не­ние с непо­вре­жден­ным источ­ни­ком Истины – Хри­стом.

Разум­ная сила души про­яв­ляет себя через мыш­ле­ние (διάνοια) и дей­ствует через мысль или, как гово­рили святые отцы, внут­рен­нее слово [5, 93]. Пре­по­доб­ный Нико­дим Свя­то­го­рец так харак­те­ри­зует внут­рен­нее слово: «Внут­рен­ний логос сердца есть то, чем мы раз­мыш­ляем, судим, состав­ляем труды, читаем тайно целые книги, без того, чтобы наши уста про­из­но­сили слова» [10, 40].

Поня­тие о мысли четко отли­ча­ется свя­тыми отцами от поня­тия «помысл» или «помыш­ле­ние» (λογισμός). Помысл – это непро­из­воль­ная мысль, побуж­да­ю­щая чело­века к дей­ствию. В отли­чие от мысли, кото­рая есть резуль­тат созна­тель­ной интел­лек­ту­аль­ной работы, помысл имеет раз­лич­ные неосо­зна­ва­е­мые чело­ве­ком при­чины появ­ле­ния. У людей после гре­хо­па­де­ния созна­ние запол­нено мно­же­ством помыс­лов. Люди пыта­ются разо­браться в них или осу­ще­ствить их. Эта внут­рен­няя работа тре­бует нема­лых душев­ных сил, но она не явля­ется прямым про­яв­ле­нием рас­судка или мыш­ле­нием по сути, ибо исход­ный мыс­лен­ный объект не порож­ден созна­тель­ной дея­тель­но­стью соб­ствен­ного разума. Чело­век тратит силы, чтобы разо­браться с тем, что ему «взбрело» в голову и, не поняв сути, но, найдя какое-то оправ­да­ние и воз­мож­ность, начи­нает осу­ществ­лять помысл. Очень часто голова чело­века может быть пере­пол­нена помыс­лами при полном отсут­ствии мыслей, что нашло свое выра­же­ние в народ­ной муд­ро­сти: «Бога­теть помыс­лами, не значит – бога­теть умом». Чистое рас­су­доч­ное мыш­ле­ние – явле­ние весьма редкое.

Свя­то­оте­че­ское учение о разум­ной силе души вклю­чает в себя не только рас­су­доч­ность, но и вооб­ра­же­ние и память. В поло­жи­тель­ном виде эта сила про­яв­ля­ется в виде знаний, обос­но­ван­ных мнений, пред­по­ло­же­ний, науч­ных теорий. В отри­ца­тель­ном виде – это идо­ло­по­клон­ство, рас­се­ян­ность мыслей, меч­та­тель­ность, фан­та­зии, празд­но­сло­вие, а также «неве­рие, ересь, небла­го­ра­зу­мие, хула, нераз­бор­чи­вость, небла­го­дар­ность и соиз­во­ле­ние на грехи, про­ис­хо­дя­щие от страст­ной силы в душе» [4, с. 389]. Пр. Ефрем Сирин так опи­сы­вает путь исце­ле­ния рас­судка: «К увра­че­ва­нию же и исце­ле­нию служат несо­мнен­ная вера в Бога, истин­ные, непо­гре­ши­тель­ные и пра­во­слав­ные дог­маты, посто­ян­ное изу­че­ние словес Духа, чистая молитва, непре­рыв­ное бла­го­да­ре­ние Богу» [там же].

По мысли святых отцов разум­ная сила души имеет особую связь с голо­вой чело­века, но голова или мозг – это не источ­ник, а инстру­мент данной силы.

Разум и ум

В свя­то­оте­че­ских тво­ре­ниях слово «ум» (νοῦς) часто исполь­зу­ется как сино­ним слова «дух» (πνεῦμα). Много таких отож­деств­ле­ний встре­ча­ется в тво­ре­ниях святых отцов, обли­чав­ших ересь Апол­ли­на­рия (IV в.). Почему это воз­можно? Ум, как гово­рится в Свя­щен­ном Писа­нии, есть око души ( Мф.6:22–23 ). Об этом же гово­рит и пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин: «Ум (νοῦς) при­над­ле­жит душе, не как что-либо другое, отлич­ное от нее самой, но как чистей­шая часть ее. Что глаз в теле, то и ум в душе» [5, с. 81].

Ум – это созер­ца­тель­ный орган. Он пред­на­зна­чен для созер­ца­ния и позна­ния Бога и сверх­чув­ствен­ного мира, для бого­об­ще­ния, т.е. для высшей духов­ной дея­тель­но­сти чело­века: «Уму свой­ственно пре­бы­вать в Боге, и о Нем умство­вать, равно как о Его про­мыш­ле­нии и о страш­ных судах Его» [1, с. 334]. Дру­гими сло­вами, он выпол­няет все то, что отно­сится к чело­ве­че­скому духу, прежде всего, соеди­няет чело­века с Богом, поэтому и воз­можна вза­и­мо­за­мена этих слов. Однако необ­хо­димо отме­тить, что в свя­то­оте­че­ской тра­ди­ции слово «дух» более емкое и вклю­чает в себя не только созер­ца­ние, но и поня­тие о духов­ной силе и едином духов­ном чув­стве.

В настав­ле­ниях пре­по­доб­ного Анто­ния Вели­кого подробно опи­сы­ва­ется бого­со­зер­ца­тель­ное пред­на­зна­че­ние ума: «Орган зрения телес­ного – глаза, орган зрения душев­ного – ум… Душа, не име­ю­щая бла­гого ума и доброй жизни, слепа… Глаз видит види­мое, а ум пости­гает неви­ди­мое. Бого­лю­би­вый ум есть свет души. У кого ум бого­лю­бив, тот про­све­щен серд­цем и зрит Бога умом своим» [2, с. 72–73].

Для подоб­ного созер­ца­ния необ­хо­димо без­мол­вие (silentium) во всем чело­ве­че­ском есте­стве, чтобы в чело­веке умолкли чув­ствен­ность, меч­та­тель­ность, мыш­ле­ние (!). В этом состо­я­нии ум не рас­суж­дает, но созер­цает. Созер­ца­ние – это основ­ная дея­тель­ность ума, бла­го­даря кото­рой он познает и Бога, и духов­ный мир, и твар­ное бытие. Созер­ца­ние – это не мыш­ле­ние, это вос­при­я­тие вещи и явле­ния в непо­сред­ствен­ном бытии, в их внут­рен­ней сущ­но­сти, а не в их физи­че­ских каче­ствах. Ум видит-созер­цает скры­тый духов­ный смысл, следы при­сут­ствия Бога, стре­мится узреть Боже­ствен­ные замыслы и идеи. Вза­и­мо­связь ума и созер­ца­ния выра­жена в гре­че­ском языке и эти­мо­ло­ги­че­ски, ибо ум – это νοῦς, а созер­ца­ние – это κοίταγμα. В гре­че­ском языке есть и другое, более выра­зи­тель­ное, слово, обо­зна­ча­ю­щее созер­ца­ние, – θεωρία.

Ум стре­мится про­явить себя через разум­ную силу души, обле­кает в мысли и слова свой опыт созер­ца­ния – это есте­ствен­ное стрем­ле­ние, но далеко не всегда осу­ще­стви­мое, осо­бенно если это каса­ется опыта созер­ца­ния духов­ного мира, поэтому апо­стол Павел сказал: «Знаю чело­века во Христе, кото­рый назад тому четыр­на­дцать лет вос­хи­щен был до тре­тьего неба. И знаю о таком чело­веке, что он был вос­хи­щен в рай и слышал неиз­ре­чен­ные слова, кото­рых чело­веку нельзя пере­ска­зать» ( 2Кор.12:2–4 ).

Если ум помра­чен грехом (а это свой­ственно всем людям после гре­хо­па­де­ния), то он не имеет ясного опыта созер­ца­ния. Помра­чен­ный ум опи­ра­ется не на созер­ца­ние, но на чув­ствен­ный опыт и рас­су­ди­тель­ность разум­ной силы души, т.е. рас­су­док. Ум, дела­ю­щий сущ­ност­ные утвер­жде­ния не на основе созер­ца­ния, а путем рас­суж­де­ний, ста­но­вится разу­мом (λόγος). После гре­хо­па­де­ния мыш­ле­ние стало глав­ной формой дея­тель­но­сти чело­ве­че­ского ума, т.е. ум про­яв­ляет себя как разум.

Свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский если гово­рит об уме, то его лока­ли­за­ция в какой-либо части тела отри­ца­ется: «Ум не при­вя­зан к какой-либо части тела, но равно при­кос­но­ве­нен ко всему телу, сооб­разно с при­ро­дою про­из­ведя дви­же­ние в под­ле­жа­щем его дей­ствию члене» [3, с. 35]. Эту мысль активно под­дер­жи­вал свя­ти­тель Лука (Войно-Ясе­нец­кий) [7, с. 110–126].

Раз­ли­че­ние ума, разума и рас­судка

Вот несколько при­ме­ров того, как раз­ли­чают эти поня­тия святые отцы.

Пре­по­доб­ный Максим Испо­вед­ник: «Ум ( νοῦς) есть орган муд­ро­сти, а разум (λόγος) – орган знания. Ум, дви­га­ясь, ищет при­чину существ, а логос, мно­го­об­разно осна­щен­ный, иссле­дует только каче­ства. Иска­ние есть первое дви­же­ние ума к при­чине, а иссле­до­ва­ние есть раз­ли­че­ние лого­сом той же при­чины через поня­тие. Ум харак­те­ри­зу­ется дви­же­нием, а логос – раз­ли­че­нием через поня­тие» [8, с. 1316].

Св. Кал­лист Ката­фи­гиот: «Одно дело созер­цать, другое – раз­мыш­лять. Ум сна­чала созер­цает, а потом раз­но­об­разно мыслит… Ум должен научиться мол­чать, должен ого­литься. Тогда он обре­тает чув­ство тай­ного, сверх­ра­зум­ного и боже­ствен­ного» [6, с. 885, 888].

Пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин: «Разум­ному суще­ству при­над­ле­жат две спо­соб­но­сти – созер­ца­тель­ная (παρατηρητικόν) и дея­тель­ная (πρακτικόν). Созер­ца­тель­ная спо­соб­ность пости­гает при­роду сущего, дея­тель­ная же обду­мы­вает поступки и опре­де­ляет для них пра­виль­ную меру. Созер­ца­тель­ную спо­соб­ность назы­вают умом (νοῦς), дея­тель­ную же – разу­мом (λογικό); созер­ца­тель­ную спо­соб­ность назы­вают также муд­ро­стью (σοφίαν), дея­тель­ную же – бла­го­ра­зу­мием (φρόνησην)» [5, с. 109].

Итак, обоб­щая ска­зан­ное, можно заклю­чить, что в свя­то­оте­че­ской тра­ди­ции широко рас­про­стра­нено четкое раз­ли­че­ние духовно-созер­ца­тель­ной и интел­лек­ту­ально-рас­су­доч­ной спо­соб­но­сти чело­века, что выра­зи­лось в упо­треб­ле­нии слов «ум» ( νοῦς), «разум» (λόγος) и «рас­су­док» (διάνοια). Это очень важное антро­по­ло­ги­че­ское раз­ли­че­ние, но в данном вопросе име­ется тер­ми­но­ло­ги­че­ская рас­плыв­ча­тость, кото­рую необ­хо­димо учи­ты­вать. В боль­шин­стве слу­чаев у святых отцов слово «рас­су­док» (διάνοια) обо­зна­чает спо­соб­ность рас­суж­дать, мыш­ле­ние, ука­зы­вает на разум­ную силу души. Слово «ум» ( νοῦς) чаще всего ука­зы­вает на дух или созер­ца­тель­ную спо­соб­ность чело­века. А слово «разум» (λόγος) может ассо­ци­и­ро­ваться и с одним, и с другим словом. Каково же его под­лин­ное зна­че­ние? Из при­ве­ден­ных сви­де­тельств видно, что сбли­же­ние, а порой и отож­деств­ле­ние у святых отцов слов «ум» и «разум» обу­слов­лено тем, что они отно­сятся к одной и той же части чело­ве­че­ской при­роды – духу, и их раз­ли­чие свя­зано со спо­со­бом реа­ли­за­ции ума. Если ум обра­щен к созер­ца­нию духов­ного мира и Бога, то он всегда име­ну­ется словом «ум» ( νοῦς), ибо в этом случае его дея­тель­ность прямо соот­вет­ствует боже­ствен­ному замыслу о нем, через эту дея­тель­ность чело­век обре­тает боже­ствен­ные откро­ве­ния и опре­де­лен­ное позна­ние сущ­но­стей твар­ного мира, что есть истин­ная муд­рость. Если же ум обра­ща­ется к рас­суж­де­ниям, постро­е­нию поня­тий, диа­ло­ги­зи­рует, то он име­ну­ется разу­мом и плодом его явля­ются знания о види­мом мире. Разум – это рас­суж­да­ю­щий ум.

Слово «рас­су­док» (διάνοια) ука­зы­вает на душев­ный аппа­рат мыш­ле­ния, спо­соб­ность созда­вать суж­де­ния, интел­лект, мыс­ли­тель­ную силу души. Если исполь­зо­вать три­хо­то­ми­че­скую схему опи­са­ния чело­ве­че­ской при­роды, то рас­су­док – это душев­ная кате­го­рия, в то время как ум отно­сится к высшей духов­ной части чело­века, разум же – это отвра­тив­шийся от созер­ца­ния ум, вза­и­мо­дей­ству­ю­щий с рас­суд­ком, опи­ра­ю­щийся на свои душев­ные силы и опыт. Поэтому в опре­де­лен­ном кон­тек­сте воз­можно отож­деств­ле­ние слов «разум» и «рас­су­док».

Поскольку после гре­хо­па­де­ния чело­ве­че­ский ум покрыт пеле­ной греха и не спо­со­бен созер­цать сверх­чув­ствен­ный мир, то он исполь­зу­ется чело­ве­ком только отча­сти в своей низшей функ­ции – как разум, т.е. как орудие ана­лиза и осмыс­ле­ния чув­ствен­ного опыта, а также для обле­че­ния этого опыта в слова.

Разум хотя и осно­вы­ва­ется на рас­судке, но им не огра­ни­чен и имеет в своем арсе­нале иные сред­ства и методы позна­ния: рефлек­сия, инту­и­ция, образ­ность, сим­волы, вооб­ра­же­ние и др. Все пере­чис­лен­ное – это реду­ци­ро­ван­ные свой­ства под­лин­ного ума ( νοῦς). В част­но­сти, инту­и­ция – это спон­танно про­яв­ля­ю­ща­яся созер­ца­тель­ная спо­соб­ность ума, поз­во­ля­ю­щая понять суть объ­екта или явле­ния без ана­ли­ти­че­ских рас­суж­де­ний. Однако в уме, помра­чен­ном грехом, эта спо­соб­ность обычно не обна­ру­жи­ва­ется или же про­яв­ля­ется крайне неожи­данно, чаще всего в экс­тре­маль­ных ситу­а­циях. Совре­мен­ный чело­век не может вла­деть этой спо­соб­но­стью посто­янно. Попытки акти­ви­зи­ро­вать эту сферу чело­века с помо­щью опре­де­лен­ных оккульт­ных мето­дик при­во­дят к повре­жде­нию созна­ния и тяже­лей­шим формам пре­ле­сти, о чем много гово­рят святые отцы, поэтому попытки искус­ственно раз­вить в себе инту­и­цию – это крайне опас­ный духов­ный экс­пе­ри­мент над собой. Созер­ца­тель­ная спо­соб­ность ума, про­явив­ша­яся в жизни святых людей, – это опре­де­лен­ный плод их духов­ной жизни, но не цель. Данная спо­соб­ность полу­чает свое пра­виль­ное рас­кры­тие только на пути бого­угод­ной жизни, по слову Гос­пода: «Ищите же прежде Цар­ства и правды Его, и это всё при­ло­жится вам» ( Мф.6:33 ).

Необ­хо­димо при­знать, что вопрос о раз­ли­че­нии в свя­то­оте­че­ском насле­дии «ума», «разума» и «рас­судка» весьма слож­ный и наши суж­де­ния носят лишь пред­ва­ри­тель­ный ори­ен­ти­ро­воч­ный харак­тер.

Лите­ра­тура

Леонов Вадим, прот. Поня­тия «Ум», «Разум», «Рас­су­док» в свя­то­оте­че­ской тра­ди­ции // Пси­хо­ло­ги­че­ская наука и обра­зо­ва­ние. Элек­трон­ный журнал. 2011. — № 3. — C. 1–9.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *