разум и сознание различие
Разум и сознание различие
Многие люди, вставшие на путь осознанности, допускают одну и ту же ошибку, которая в значительной степени сказывается на их прогрессе. Они, ошибочно, ставят знак равенства между понятием «сознание» и понятием «разум». Эта ошибка является очень распространённой, она произрастает из непонимания того, что такое быть осознанным. Для большинства людей это означает – означает быть в сознании, или быть в адекватном состоянии. На практике это означает, что наши мысли и эмоции находятся в этот момент в некоем равновесии и позволяют нам ясно воспринимать происходящее. Мы способны сосредоточиться, анализировать происходящее и полностью себя контролировать. Т.е. наш разум способен нормально функционировать и решать поставленные задачи. Но в данном случае речь идет именно о мыслительном процессе, который является функцией разума.
Давай поймем в чем различие между разумом и сознанием
Итак, мы способны наблюдать да деятельностью собственного разума, осознавая ее, делая содержимое собственного разума видимым. Сознание способно направлять внимание. Внимание является проводником энергии сознания. Через энергию внимания сознание способно отождествляться с умом, эмоциями и телом, отдавая им свою энергию и становясь с ними одним целым. Парадокс заключается в том, что мы сами питаем энергией внимания собственные страхи, негативные мысли и эмоции. Отождествляясь с собственными негативными мыслями и эмоциями, мы сами становимся ими, наделяя их огромной властью над нами. Не понимая силы этой энергии и не умея ей управлять, мы направляем ее на саморазрушение, даже не осознавая этого.
Развитие осознанности заключается в овладении способностью управлять своим вниманием. Управляя своим вниманием мы учимся не давать его энергию просто так собственным мыслям и эмоциям, а учимся просто наблюдать за ними. Такое наблюдение гармонизирует состояние и тела, и эмоций, и разума. Оно дает нам понимание, что у нас всегда есть выбор, как реагировать на собственные мысли и эмоции, которые приходят и уходят в пространстве нашего осознанного внимания. Именно поэтому так важно уделять время для ежедневной медитации и других практик, развивающих осознанность.
Наш разум порой бывает переменчив и хаотичен. Именно поэтому важно учиться управлять своим вниманием и развивать в себе способность к пассивному созерцанию.
«Разум — это персонализация мозга»: британский нейрофизиолог — о природе сознания и о чувстве любви
— Что такое сознание с точки зрения нейронауки? Именно оно делает нас людьми? И есть ли сознание у животных? А когда мы видим сны, это тоже проявление нашего сознания?
— Я полагаю, что сознание имеет разную глубину и интенсивность — как лампа с регулятором яркости. Например, крыса обладает сознанием, но не таким, как кошка или собака. Они, в свою очередь, не могут обладать таким же сознанием, как приматы. Ещё пример: плод в утробе тоже сознателен, но не настолько, насколько доношенный ребёнок, и так далее. Сновидение — это тоже своеобразная форма сознания, но уже без участия информации от наших органов чувств.
Теория о различной интенсивности сознания — просто находка для науки. Ведь вполне можно сказать: «Давайте не будем воспринимать сознание как нечто магическое, а попробуем его измерить!»
— Однако сознание в представлении рядового человека — это нечто совершенно неосязаемое. О некоторых функциях мозга мы что-то знаем — где хранится память, как передаются сигналы. Но где физически в мозге прячется сознание?
— Вообще для многих учёных сознание — проблемный вопрос. Его ключевые черты субъективны. Я совершенно не знаю, что сейчас испытываете вы. Я не могу взломать ваше сознание, чтобы воспринимать мир так, как это делаете вы. Не нужно искать какие-то волшебные участки мозга. И когда вы говорите: «Где хранится память», — это не совсем корректно, потому что не существует каких-то специальных ячеек. Есть группы клеток мозга, которые работают вместе очень короткий промежуток времени.
Когда вы кидаете камень в пруд, то по воде расходятся круги. Подобные явления происходят в мозге, где диаметр кругов соответствует глубине сознания, а камень — это любой поступающий извне сильный чувственный импульс. Размер камня — количество связей и ассоциаций, которые вызывают объект или событие. Сила, с которой брошен камень — это сила ощущения.
Думаю, учёные могут начать исследовать сознание, но здесь надо признать, что наши возможности довольно скромные, и понимать, что причинно-следственных связей мы, вероятно, не установим. Я не могу вам сказать, как из электрических сигналов в клетках мозга и химических веществ рождается ощущение счастья. Как одно превращается в другое — загадка.
— Допустим, я решаю согнуть палец. Сигнал поступает мне в мозг, физическую работу выполняют мышцы. Где во всём этом мысль? Появляется ли она заранее? Или её место где-то в процессе?
— Учёный Бенджамин Либет (американский нейробиолог в области человеческого сознания, научный сотрудник физиологического факультета Калифорнийского университета в Сан-Франциско. — RT) однажды провёл эксперимент, и я его повторила. Итак, на голове у человека устанавливаются электроды, которые регистрируют активность мозга. Нужно нажимать на кнопку, когда захочется. Что любопытно: человек ещё не успел это сделать, а активность мозга уже изменилась. Получается, что изменения в мозге происходят заранее.
— Мозг решает раньше тебя.
— Да, и это интересно. Твой мозг — это ведь ты. Так что слова «он решил за тебя» подразумевают некий дуализм, а это неправильно. Я вижу в этом две стороны одной медали: что-то можно выражать либо с позиции мозга, либо с позиции собственных ощущений. И то, и другое правомерно, и не может происходить одновременно. Другой вопрос, что есть сама медаль?
— И всё же, если известно, за что отвечают лобная доля и оба полушария, почему мы не можем «увидеть» мысль?
— Потому что мозг работает не как совокупность маленьких мозгов. Да, его участки специализируются на разных вещах, но они работают подобно звучащим в оркестре инструментам или образующим блюдо ингредиентам. То есть не в отрыве друг от друга, а вместе и согласованно. Так, например, зрение обеспечивается примерно тридцатью различными участками мозга. Каждый участок многозадачен, как, к примеру, скрипка. Не нужно пытаться свести всё к какому-то одному гену, участку мозга или трансмиттеру, ведь при таком подходе что-нибудь непременно выпадает.
— То есть мысль мы не увидим, даже если создадим для этого какие-нибудь невероятные устройства?
— Можно наблюдать работу мозга с помощью его сканирования. Правда, на основе этих исследований часто делаются ошибочные выводы. Увидев светлые пятна в том или ином участке мозга, заключают, что там располагается отвечающий за что-то центр, но это не так.
— Многие люди скажут, что главное — душа и её мы никогда не увидим, поскольку она незрима.
— Давайте разберёмся с терминами. Мозг — это физический объект, нечто осязаемое. Разум в моём понимании — это персонализация мозга, благодаря которой он адаптируется к разным обстоятельствам. А ещё существует сознание, в котором есть подсознание и самосознание. Всё перечисленное является частью живого мозга, берёт в нём своё начало.
И есть бессмертная душа. Её я рассматриваю как что-то отдельное. Поэтому нужно чётко различать мозг, разум, сознание и душу. Каждый из этих терминов представляет собой интересную, заслуживающую обсуждения тему, но ставить между ними знак равенства не стоит.
— Про любовь и другие чувства говорят, что это всё гормоны — дофамин или серотонин. Можно ли объяснить, что такое любовь, изучив лишь её биологию?
— Это не объяснение, а описание. Это как сказать, что стул — предмет мебели. Когда влюбляешься, то можно увидеть всплеск дофамина или эндорфинов. Но объяснения субъективного чувства любви это видение не даст.
— В какой степени сегодня изучен человеческий мозг?
— Было такое мифическое существо — гидра. Отрубаешь ей голову — на этом месте вырастает семь новых. Так и с мозгом: чем больше узнаёшь, тем больше открывается неизвестного.
Разум и сознание
Разум и сознание, это сущности, существующие во взаимодействии или базовые формы человека, обеспечивающие в дальнейшем процесс творения разумом в сознании собственных форм. Создание базовых форм, позволяет разуму проявить себя для себя, иначе позволяет осознать себя как «я». При этом одновременно, созданная базовая форма сознания, осознается разумом как «не я». Рассмотрим более подробно процесс создания базовых форм разума и сознания (пространства).
В момент рождения ребенка, в его мозге только оболочка будущего разума и сознания, представляющая из себя копию (дубликат) оболочки разума и сознания матери. Пока оболочка еще никак не обозначена, поскольку обозначать еще некому, а значит, эта оболочка не существует для живого мозга, и массы других живых органов и систем тела ребенка, существование которых (жизнь) была обеспечена реализацией жесткой программы заложенной в ДНК. Но это оболочка есть. Другими словами, в этот момент имеется оболочка, с внешней стороной которой все другие существующие живые формы организма, а внутри хаос или ничто. Оболочка представляет собой границу между упорядоченностью живого организма и хаосом, границу между нечто и ничто. Оболочку разума можно представить в виде сферы, поскольку только сфера позволяет иметь наибольший объем охвата, при наименьшей площади охватывающей поверхности, то есть оптимальна с точки зрения и «расхода» материала, и «объема» охватываемого хаоса. Если мозг человека рассматривать как существующую живую форму внутри существующей живой формы черепа, то оболочка это граница между формой мозга и формой черепа. Возможно, это так называемое серое вещество. Иначе говоря, оболочка разума это одновременно: граница в виде сферы, разделяющая ничто внутри и нечто снаружи (форма мозга), и граница в виде сферы, разделяющая форму черепа и форму мозга. Причем, первая сфера внешней стороной охватывает и контактирует с формой мозга. Представить себе такую конструкцию в целом, в виде образа, совершенно невозможно, поскольку трехмерного пространства явно не хватает, а мыслить в пространстве с количеством измерений больше трех, человек не способен. Но, для дальнейших рассуждений указанное обстоятельство не имеет значения, поскольку для достижения поставленной в данной работе цели, достаточно представлять оболочку будущего разума и сознания в виде сферы охватывающей ничто, с внешней стороны которой нечто (мозг). А также иметь в виду, что внешняя сторона оболочки, контактирует со всей поверхностью мозга, охватывая его.
Отметим, что процесс создание матерью копии оболочки, не является творческим процессом, поскольку ничего принципиально нового в созданной оболочке нет. Созданная оболочка ничем не отличается от оболочки, существующей у матери в момент ее рождения. Процесс вынашивания и рождения ребенка, а в общем случае процесс размножения в природе, является ремеслом, а не творчеством. Надеюсь, женщины на меня не сильно обидятся за подобные слова.
Чтобы что-то произошло дальше с созданной матерью оболочкой, необходим какой-то толчок, какое-то воздействие на оболочку. Поскольку внутри оболочки ничто, то и никаких воздействий с этой стороны быть не может. Значит, воздействие должно быть с внешней стороны оболочки, со стороны соприкосновения с мозгом. И таким воздействием является ощущение из нечто, поступившее от уже работающих органов восприятия ощущений ребенка. Не будем гадать, какое ощущение самое первое у ребенка после рождения. Скорее всего, ощущение света, поскольку этот канал наиболее быстродействующий, но может быть и ощущение шлепка по попке, может быть и ощущение холода. По сути это и не важно. Это первое внешнее воздействие, подобно толчку или удару из нечто. В месте приложения толчка, от действия толчка, оболочка прогибается внутрь и уплотняет ничто.
Место уплотнения ничто становится первой точкой временности, было – не стало. Оболочка возвращается в прежнее положение и воздействует на окружающий ее мозг. Это воздействие воспринимается уже действующими в мозге другими формами, которые и формируют единственно доступную телу ребенка реакцию в нечто — крик.
Поскольку в месте толчка возникло уплотнение, то вокруг обязано одновременно возникнуть и разряжение, причем в той же самой точке временности. Другими словами, если брать точку временности в целом, то в ней одновременно существует, и уплотнение, и разряжение, давая в сумме ноль или состояние до воздействия толчка. После прекращения действия толчка, уплотнение приходит в движение по линии действия толчка, в сторону разряжения и по направлению к оболочке.
Сказанное выше, достаточно хорошо поясняет следующий пример. Представим себе толстый кусок мягкой резины. Если пальцем нажать на поверхность в любой точке, то поверхность прогнется, в месте нажатия резина уплотнится, а вокруг места нажатия расширится. Теперь уберем палец, уплотненная поверхность начнет разжиматься, а расширенная сжиматься. То есть, точка приложения нажатия придет в движение.
Аналогичный процесс происходит и на поверхности ничто охваченного оболочкой. Причем, движется не само ничто, поскольку там двигаться нечему, а уплотнение, как бы постоянно «догоняя» разряжение.
Точка уплотнения в ничто, это есть уже что, основная функция которого действовать в направлении разряжения, и это форма разума. Точка разряжения в ничто, тоже есть что, основная функция которого принимать уплотнение, и это форма пространства или сознание. Взаимодействие разума, пространства и движения в виде схемы показано на Рис. 1.
Рис. 1. Взаимодействие разума, пространства, движения
Разум порождает пространство, пространство порождает движение, а движение обеспечивает существование разума. Появление формы пространства, проявляет разум, который становится «я», а сама форма пространства становится для разума «не я».
Двигаясь по линии, в сторону разряжения, вслед за распрямляющейся оболочкой, разум отражается от распрямившейся оболочки, точка отражения становится точкой второй временности. Линия движения разума от первой точки временности к второй, является уже формой одномерного пространства. Количество движения, между точкой первой временности и текущей точкой движения разума по линии, или пройденное разумом расстояние, воспринимается движущимся разумом, как время. Разум находится в точке движения, а значит, для самого разума собственного движения нет. Для разума, движется первая точка временности, постоянно отодвигаясь в прошлое, а сам разум находится в настоящем. Таким образом, времени как такового не существует, есть постоянное движение, которое разум заменил на условный параметр время, ибо наблюдать движение самого себя разум не может. Движение разума в ничто абсолютно, поскольку вокруг нет ничего, что могло бы сделать движение разума относительным.
Отразившись от оболочки, движение разума — сознания продолжается, не смотря на отсутствие внешнего воздействия, поскольку нет сопротивления движению. Внутри оболочки ничто и сопротивляться просто нечему. Движение продолжается, но уже не по линии, которая закончилась во второй точке временности, а во все стороны от нее, как от центра, по поверхности ничто. Прямолинейное движение сопровождается постоянным колебанием разума – сознания. Разум постоянно действует в направлении сознания, а сознание постоянно принимает эти действия. Разум из точки становится линией окружности, а расширяющаяся плоскость окружности, плоскостью двухмерного пространства.
Поясним сказанное на примере. Представим поверхность воды в озере. Если бросить камень в воду, то в точке касания возникнет уплотнение воды, а вокруг уплотнения, разряжение. После того как камень утонет, в точке касания возникнет движение уплотнения, сначала по линии в верх, а затем, после отражения от атмосферы, во все стороны плоскости поверхности воды в виде волн, которые представляют собой чередующиеся уплотнения и разряжения. Если до броска камня, на поверхности воды не было ничего, то после броска появилась поверхность с движущимися во все стороны волнами. Из-за наличия сопротивления движению, движение волн на воде со временем прекратится. В ничто сопротивления движению нет, поэтому колебания и движение пары разум – сознание продолжается без затухания.
Расширение колеблющейся плоскости пространства, идет по всей внутренней поверхности сферы оболочки, каждое новое колебание первой точки временности рождает новою волну. Разум — сознание охватывает ничто полностью, образуя объем трехмерного пространства. Одновременно, окружность разума и сознания сходятся в точке, которая становится третьей точкой временности, и из которой возможно одно единственное направление движения колебаний, в направлении расширения объема сознания и разума. Разум — сознание начинают расширяться по четвертому измерению, которое разум осознает не как собственное движение, а как движение времени от первой точки временности. Представить образуемую форму в виде статического образа невозможно, поскольку разум человека мыслит только в трехмерном пространстве. Хотя, с позиции наблюдателя находящегося в четвертом измерении, полученная форма имеет некий, нам не ведомый, статический образ.
В точке третьей временности, заканчивается формирование двух базовых форм, разума и сознания, которые полностью охватили ничто внутри оболочки, причем форма сознания находится внутри формы разума. Можно сказать, что уплотнение (гребень волы) образовал базовую форму разума, а разряжение (впадина волны) базовую форму сознания. Разум всегда смотрит на сознание «сверху». Употребляя понятие базовая форма, как нечто статичное, надо помнить, что фактически статической формы не существует, есть постоянное движение волн уплотнение – разряжение, постоянное движение (расширение) объема разум — сознание в направлении четвертого измерения. Но для упрощения понимания рассматриваемых вопросов условно принимаем, что формы сознания и разума статичны, пространство трехмерно и не движется, а движется время.
Отныне все ощущения будут попадать в сознание, где разум будет реализовывать свои функции, в процессе создания собственных форм в трехмерном пространстве и во времени. Причем, разум постоянно находится в одном месте, в настоящем времени, а двигаться (течь) будет время. Точка первой временности, точка рождения разума и сознания, будет постоянно отдаляться от разума, уходить в прошлое.
Любая точка на поверхности сознания может получать информацию и любая точка на поверхности разума может информацию отдавать, причем как в сознание, так и в нечто. Разум принимает решение не только, куда отдавать команды, в сознание или к другим формам в нечто, но и принимает решение, пропустить ощущения в сознание или нет.
Интересно отметить, что базовая функция разума отдавать и базовая функция сознания получать, лежащие в основе человека в целом, поразительным образом совпадают с представлениями об основе человека, известными из древних источников, как мужское и женское начало, как Янь и Инь. На рис.2 показаны сформировавшиеся базовые формы разума и сознания, и их взаимодействие.
Рис. 2. Базовые формы разума и сознания
В процессе создания базовых форм разума и сознания выявились три характерные точки, точки первой, второй и третьей временностей. Рассмотрим, как эти точки внешне проявляются у ребенка и что они означают для него.
Первая точка временности, является началом жизни разума в одномерном пространстве и внешне, как уже упоминали выше, проявляется криком ребенка. Такое сознание способно получать ощущения, а разум способен формировать в сознании, на основе ощущений, только представления и отдавать команды в нечто молчать или кричать. Как не прискорбно, но в этот период разум ребенка линеен, очень несовершенен и подобен разуму червяка. Червяк ведь тоже не имеет зрения, не умеет говорить и поэтому вся его жизнь проходит в одномерном пространстве, а все ощущения воспринимаются его разумом, как представления было — стало.
Вторая точка временности, является продолжением жизни разума, но уже в двухмерном пространстве. Разум получает возможность различать в сознании две точки находящиеся на разных линиях: тут и там. Иначе говоря, ребенок начинает видеть. Форма двухмерного пространства позволяет разуму создавать в сознании, на основе поступающих ощущений из нечто, принципиально новые формы в виде образов. Разум ребенка становится более совершенным и подобным разуму любого животного обладающего зрением.
Третья точка временности, является продолжением жизни разума в трехмерном пространстве. Имея трехмерное пространство, разум получает возможность различать направления поступающих ощущений, находящихся выше или ниже плоскости тут – там в объеме сознания. Но, что бы это различие осознать и запомнить, разуму необходимо третью координату обозначить каким-либо словом. Иначе говоря, ребенок получает возможность начать говорить. С этого момента, разум ребенка начинает учиться творить принципиально новые формы, формы понятий. Сначала разум ребенка создает новые для себя понятия, дублируя понятия, передаваемые ему словами от родителей. Разум учиться осознавать, запоминать и использовать слова – новые для себя формы. Учитсяговорить. По своему качеству, разум ребенка становится более совершенным, чем у любого существующего животного, и не отличается от разума взрослого человека. Более того, в этом возрасте разум ребенка максимально творческий. Бесконечные вопросы «почему» и осознание ответов на них, по своей сути, являются творчеством разума ребенка, творением новых для него форм.
Создание более сложной формы в процессе творчества расширяет пространство, а расширенное пространство позволяет разуму создавать еще более сложные формы. Иначе говоря, за единицу времени, синхронизированного с другими людьми, разумом создаются все боле и более сложные формы. Но расширение пространства, есть увеличение амплитуды колебания, а значит увеличение скорости действия разума в пространстве или скорости мышления. У взрослого человека подобное увеличение скорости мышления субъективно ощущается, как ускорение течения времени. Именно этим объясняется ощущение медленного течения времени в детстве и очень быстрого в зрелом возрасте. На самом деле, время одно и то же, а увеличивается скорость мышления, как результат создания разумом все более и более сложных форм в сознании. Но скорость мышления может и уменьшаться, когда разум не создает новых, более сложных форм, что субъективно человеком ощущается, как замедление времени. Субъективно радостные часы или часы увлечения любимым делом, пролетают совершенно незаметно, сжимаясь до минут, в то время как состояние скуки или тоски растягивает часы до вечности.
Если от условно принятой статичности пространства вернуться к реальной картине, то скорость распространения колебаний разум – сознание в ничто или скорость расширения трехмерного пространства, остается постоянной, увеличивается амплитуда этих колебаний. Чем больше статической энергии ничто охватит сознание, тем больше этой энергии перейдет в кинетическую энергию разума, и тем глубже будет охват ничто в следующем процессе творчества. По мере творения разумом все более и более сложных форм, по мере совершенствования разума, его кинетическая энергия будет более и более возрастать.
Подводя некий итог вышесказанному, отметим. В результате первоначального толчка и последующего движения пары уплотнение – разряжение, возникла базовая форма разума или «я», базовая форма пространства (сознания) или «не я», и началось взаимодействие «я» с «не я» или бытие разума. Начался процесс творения разумом собственных форм, или жизнь разума.
Что такое разум или сознание, подсознание и сверхсознание?
В этой статье мы разберем, что такое разум и дадим некоторые характеристики его структурных уровней. Так мы начнем цикл статей о правилах работы нашего разума. В дальнейшем, мы рассмотрим каждый из его компонентов. Потом, научимся обращаться к скрытым шаблонам и программам, которые ограничивают нас. Эти знания приведут к более эффективному, быстрому и легкому решению повседневных задач, и позволят нам быстрее достигать наших целей.
Начнем с подробной характеристики подсознания. Мы выясним, что это такое, как оно работает, и что с ним делать. Тем не менее, очень важно изучить принципы функционирования сознания и сверхсознания. Именно они вместе с подсознанием образуют единый сосуд, работающий в постоянном сотрудничестве. Вот что такое наш разум!
Сознание
Неосознанная часть разума или подсознание
А если взглянуть на шокирующие события, то всплеск эмоциональной и физической энергии огромен. И не важно положительная это энергия или нет, но она должна быть «сильная». Следовательно, такое событие рассматривается подсознанием как «важное» и существенно влияет на его последующие действия.
Работа подсознания
Сверхсознание
Уточним, что сообщения из подсознания поддерживаются чувствами страха, беспокойства, нервозности, волнения или других негативных чувств. В то время, как информация из сверхсознания сопровождаются чувствами покоя, блаженства, ясности. Именно они дают ощущение безопасности, уверенности, что мы на правильном пути.
Коротко: что такое разум?
Связь между уровнями нашего разума
Итак, что такое разум, и как он работает в комплексе? Сознательная часть разума не имеет прямой связи со сверхсознанием. Она может сделать это только через подсознание, которое может с ним связываться через сообщения. Но чтобы это было возможно, подсознание должно быть очищено от негативных программ (убеждений, опыта). Только так оно сможет почувствовать себя в безопасности и увидеть преимущества общения со сверхсознанием.