разрешен ли гипноз в исламе
НЛП И ГИПНОЗ
Какова взаимосвязь между личностью мусульманина и «наукой» нейро-лингвистического программирования (НЛП)? Имеет ли эта новая наука какое-либо отрицательное или положительное влияние на нашу личность?
Нейро-лингвистическое программирование, по словам тех, кто верит в это, представляет собой совокупность путей и методов, которые основаны на психологических принципах, направленных на решение некоторых психологических проблем и помогают людям добиться большего успеха в их жизни. По мнению основателей НЛП, тот, кто начинает хорошо разбираться в методах этой «школы психологии», не будут нуждаться в помощи кого-либо еще. Следовательно, это может быть средством поведенческой терапии, основой которой является помощь самому себе и разработка четкого плана для достижения успеха. НЛП использует психологические методы, чтобы стабилизировать эффективное поведение человека и попытаться упразднить его старые убеждения, которые диагностируются, как препятствие для развития индивида. Именно поэтому НЛП называют программированием, так как оно перепрограммирует разум.
Однако в действительности, после изучения этой новой науки, ее основных принципов и ее основ и того, к чему это приводит, мы понимаем, что НЛП берет корни из философии и некоторых верованиий, что «промывает» мозги мусульман, внедрением этих извращренных идей, а это явно идет вразрез с чистым вероубеждением.
Современные ученые опубликовали много фатв относительно НЛП. Некоторые видные специалисты в области психологии и психиатрии также предостерегают от этого программирования и выдвинули на первый план его негативные последствия и опасность, которую оно представляет для религиозной приверженности и личности мусульманина.
Разрешено ли мусульманам использовать гипнотерапию? Утверждают, что она помогает
людям во многих аспектах, например таких, как устранение людских страхов, фобий, а также обретении
доверия к людям и уверенности в жизни в целом.
Наши современные ученые постановили, что вопрос о гипнотерапии связан с прибеганием к помощи джиннов, и основываясь на этом, мы должны обратить внимание на следующие два момента:
«Аль-Ляджна ад-Даима лиль-Ифта’ 1/74. Сильсиля аль-Фатава аш-Шарийа»
Можно ли верить в гипноз и использовать его?
Вопрос:
Скажите пожалуйста, можно ли верить в гипноз и использовать его?
Ответ:
Этот мир устроен Всевышним по причинно-следственным законам. Существуют явления, причины которых очевидны, но есть явления, причин которых мы не видим, к ним относятся такие вещи как магия или гипноз. Фокусники и гипнотизеры с помощью своих умений внушают людям, что они умеют совершать чудеса. Однако есть большая разница между чудесами, которые совершали пророки и их последователи и действиями волшебства. Первый вид чудес совершают праведные и богобоязненные люди, которые не придают значения мирским благам. Магией или гипнозом, наоборот, часто пользуются неверующие и недобросовестные люди, которые привязаны к этому миру и его благам.
Второй момент. Чудеса пророков – это действие Аллаха, которые были проявлены в руках пророков и их последователей, чтобы таким образом показать величие и достоинство Пророков и призвать людей следовать их пути. Всевышний говорит о таком чуде:
«Не ты (о, Пророк) бросил (горсть песка в сторону многобожников), когда бросал, но Аллах (Сам) бросил (сделав так, что песок попал в глаза, ноздри и горло каждого многобожника)» (8, 17).
Напротив, действия волшебства и гипноза обычно совершаются, чтобы произвести впечатление на людей и получить какую-то выгоду, как это делали чародеи, выступавшие против Мусы (алейхи ссалям), когда потребовали от фараона вознаграждения за свои действия (7, 113-114). Ведь гипнозом обычно называют определенное умение внушать людям определенные мысли, слова или действия.
Что же касается запретности\дозволенности гипноза, то на это можно сказать следующее:
Если это умение используется, чтобы внушить людям или заставить их сделать что-то запретное или произнести слова неверия, тогда эта практика будет запретна. Если же она ничего подобного не содержит, напротив, ей пользуются с благими целями – к примеру, чтобы помочь человеку избавиться от плохих мыслей, депрессии, вредных привычек, то она будет дозволена.
А Аллах знает лучше.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Сунна как прототип НЛП
В конце 1960-х – начале 1970-х молодой студент-лингвист Калифорнийского университета в Санта-Крус Ричард Бэндлер совместно с профессором этого же университета Джоном Гриндером сумели смоделировать технику Вирджинии Сатир, самого известного семейного психотерапевта в мире.
Талантливый математик и программист Бэндлер смог с удивительной точностью идентифицировать знаменитые «семь паттернов» Сатир и обнаружил, что может получать те же результаты, что и она. К его новым знаниям Гриндер добавил свои обширные познания в трансформационной грамматике[1], позаимствовав из неё понятие глубинной и поверхностных структур.
В дальнейшем к Гриндеру и Бэндлеру присоединился социальный учёный и кибернетик Грегори Бейтсон. Так на глазах всего мира рождалось новое ответвление в психотерапии, ставшее известным в дальнейшем под аббревиатурой НЛП (нейролингвистическое программирование).
Несмотря на то, что НЛП имело и имеет немало критиков, подвергающих сомнению саму методологию этой дисциплины, стоит признать, что многие её аспекты все-таки работают! В основу НЛП на тот момент легла техника копирования (вербального и невербального) поведения авторства трёх психотерапевтов: Фрица Пёрлза (гештальт-терапия), Вирджинии Сатир (семейная терапия) и Милтона Эриксона (эриксоновский гипноз).
Основываясь на лексических шаблонах и сигналах тела, которые были собраны во время наблюдений, трио учёных-НЛПеров заявило, что субъективную реальность человека определяют восприятие, убеждения и поведение. Из вышесказанного следует, что каждый из нас способен трансформировать свои убеждения и изменять поведение.
Выработанную на основе этих наблюдений технику создатели НЛП описали как «терапевтическую магию», а само НЛП – как «исследование структуры субъективного опыта». Эта методология зиждется на идее, что любое поведение (будь то конструктивное или деструктивное) имеет определённую структуру, которую возможно перенять (предварительно разбив её на отдельные компоненты).
Бэндлер настолько точно сымпровизировал мимику, жесты и поведение Марино, что присяжные не смогли определить истинного убийцу. В итоге оба потенциальных обвиняемых были освобождены.
Несмотря на всё это, а также то, что уже к концу 80-х Бэндлер и Гриндер неожиданно разошлись во взглядах, НЛП произвело в интеллектуальной Вселенной человечества эффект разорвавшегося снаряда. Сотни тысяч людей абсолютно разных профессий (политики, учителя и священники) стали внедрять основные принципы «нлперских» коммуникаций в свою работу и добиваться практических результатов.
Однако мало кто задумывался над тем, что принцип «моделирования поведения» впервые начал практиковаться первыми мусульманами ещё в начале VII века в Западной Аравии. Тут может возникнуть логичный вопрос: «К чему ты клонишь? При чём тут вообще Аравия, Ислам и мусульмане?».
Прямой посыл
В священном Коране говорится:
قُلْ إِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَحِيم
(смысл): «Скажи (о Мухаммад!): «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный»». (сура «Али Имран»: 31)
Как-то Ричард Бэндлер, решив поэкспериментировать, начал копировать манеру поведения самого Милтона Эриксона[2]. Для этого он даже отпустил бороду и начал курить. К удивлению, многих, в итоге это сработало, так как его моделирование в области лечения по технике Эриксона начало давать реальные плоды.
Что из это следует? А то, что копируя с детальной точностью (мимика, жестикуляция, речевые шаблоны и т.д.) поведение определённого человека, мы начинаем приобретать его образ и привычки. В результате это помогает достичь успеха в его сфере намного быстрее и качественнее.
Теперь перенесёмся в сердце Аравийского полуострова и окунёмся в жизнь Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и его сподвижников. Именно асхабы (да будет доволен ими Аллах) начали первыми имитировать поведение лучшего из людей, стараясь не упускать даже мелочей.
Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), целуя Хаджар аль-асвад (Черный камень), говорил: «Я бы не целовал тебя, если бы не видел, как тебя целует Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)».
Другой случай произошёл с Муавией ибн Курратом (да будет доволен им Аллах). В тот момент, когда он обещал Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) принять Ислам, он заметил, что пуговицы халата Пророка (мир ему и благословение) были расстегнуты. После этого ни Муавию, ни его сына никогда не видели с застёгнутыми на халате пуговицами ни летом, ни зимой.
От Муджахида (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Мы были в поездке вместе с сыном ‘Умара ибн Хаттаба Абдуллахом (да будет доволен ими обоими Аллах). Когда мы дошли до одного места, Абдуллах обернулся в сторону. Один из нас спросил его, почему он так поступил, на что он ответил: «Я видел, как на этом месте Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обернулся в сторону, поэтому я тоже повторяю его действие«». (Имам Ахмад)
Всё тот же Абдуллах (да будет доволен им Аллах) при поездке из Мекки в Медину в середине пути ложился спать под одним деревом, говоря, что видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спал именно под этим деревом. (Баззар)
Довод Ислама имам Аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Для исполнившего каждую Сунну в Раю есть специальное место и степень вознаграждения. А кто оставит Сунну Пророка (мир ему и благословение Аллаха) на этом свете без внимания, будучи убеждённым, что так можно поступать, тому в Раю покажут степень и достоинства тех, кто следовал Сунне, и скажут: «Тебе можно и не дарить эту степень«».
Именно поэтому в достоверном хадисе, переданном Хакимом от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
أبي هريرة رضي الله عنه: إِنِّي قَدْ تَرَكْتُ فِيكُمْ شَيْئَيْنِ لَنْ تَضِلُّوا بَعْدَهُمَا : كِتَابَ اللَّهِ وَسُنَّتِي
«Я оставляю среди вас две ценные вещи. Если будете придерживаться их, никогда не впадёте в заблуждение: это Книга Аллаха и моя Сунна». (Хаким)
Однако Сунна как образ жизни была действительна не только для асхабов. Табиины и саляфы, а за ними и представители каждого следующего поколения мусульман старались скрупулёзно и дотошно изучать жизнь Пророка (мир ему и благословение Аллаха) с тем, чтобы «дублировать» модель его поведения с невероятной педантичностью.
Это неудивительно, учитывая, что Сам Всевышний неоднократно призывает нас к этому:
وَاتَّبِعْ سَبِيلَ مَنْ أَنَابَ إِلَيَّ
«Следуй по пути тех, кто обратился (с поклонением и благими деяниями) ко Мне». (Сура «Лукман», аят 15)
Человек – существо биосоциальное, а значит менталитет общества, в котором мы живём, может передаться и нам. Многообразие взглядов, присущих современному Homo Sapiens, далеко от принципов, изложенных в Священном Коране. Тут возникает вопрос: «Может ли что-то сравниться с заветами Творца?».
Порой мы принимаем чьи-то сбитые ориентиры за чистую монету лишь потому, что это сулит сиюминутный успех и фантомные перспективы. Однако рано или поздно всё ложное имеет свойство рушиться, как карточный домик. За примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить фанатичность коммунистических идеологов, пытавшихся построить Рай на фундаменте социализма, а в итоге разваливших одну из самых мощных держав мира.
Абу аль-Хасан Варрак (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Кто избрал другой путь, кроме следования Пророку (мир ему и благословение Аллаха), тот заблуждается, но ему самому кажется, что он на правильном пути».
В этой связи следование за лучшим из людей (мир ему и благословение Аллаха) создаёт наиболее оптимальную платформу для личностных трансформаций путем углублённого изучения его Сиры. Пример жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)– это набор лучших паттернов[3] и алгоритмов. Думаю, именно эти паттерны способны смоделировать наше поведение наилучшим образом, благодаря чему путь к довольству Господа миров окажется наиболее коротким.
В переданном от Бухари и Муслима хадисе говорится: «Представьте себе человека, который однажды ночью разжёг костёр. Когда этот огонь осветил всё вокруг, на его свет собрались комары и другие мелкие насекомые, которые устремились в пламя костра. Этот человек пытается не подпускать насекомых к огню, а они всё бросаются в огонь. Так же и я отдёргиваю людей за пояс, хочу спасти их от огня Ада, они же пытаются высвободиться из моих рук и вновь бросаются в огонь».
Пусть Всевышний поможет всем нам совершать самые важные изменения в своей жизни, следуя принципам Сунны и Шариата.
До новых встреч, друзья мои!
Камаль Магомедов
[1] Трансформационная грамматика – одна из теорий описания естественного языка, основанная на мнении, что весь диапазон предложений любого языка возможно описать путём осуществления определённых трансформаций над неким набором базовых предложений.
[2] Милтон Эриксон – выдающийся американский психиатр и один из самых известных психотерапевтов двадцатого века. Специализировался на медицинском гипнозе. Получил мировое признание как крупнейший психотерапевт-практик.
[3] Паттерн – устойчивая модель поведения живых индивидуумов.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Разрешено ли нам использовать гипнотерапию?
Вопрос
Будущи мусульманами,разрешено ли нам использовать гипнотерапию? Она претендует на то,чтобы помогать людям во многих случаях,например в устранении людских страхов,фобий,а также вселяет уверенность в людей о обычной жизни (дает людям уверенность в повседневной жизни)
Ответ
Наши современные ученые вывели правила что понятие гипнозатерапии не обходится без помоши джиннов, и основывается на том что мы должны отмечать для себя следуюшие два пункта:
1)- Не разрешено искать помоши джиннов что бы стораться выявить то что нельзя увидеть, обращаясь к ним, стараясь угодить им или использовать другой метод, тк-как это является ширком, одним из видов поклонения, а АЛЛАХ учил своих рабов поклоняться только Ему и говорить «Ты один кому мы поклоняемся и Ты один к кому мы оброщаемся за помошью (во всём)». [Аль-Фатихьа 1:5- интерпритация значения]. И было доказано, что Пророк ( да благословит его Аллах и приветствует) сказал ибн-Аббасу,»если ты просишь то проси у Аллаха, если ишешь помошь то проси помошь у Аллаха» (аль-Тирмизи 2516).
2)- Гипнотизм-это что-то вроде предсказыванея будущего или магии, когда как гипнотизеры используют джиннов что бы влиять на предмет а за тем говорить через них, дают им силу влиять на вещи средствами контроля над их способностями.Это происходит,если джинн душевно расположен к гипнотезеру и слушается его в обмен на те вещи, которыми гипнотезер его приманивает. Таким образом,джинн заставляет подчиняться предмет желаниям гипнотезера,чтобы он делал какие то вещи или говорил через предмет с помощью джина. Следовательно,использование гипноза,как средства для нахождения украденных вещей или потерянного предмета или же как средства изличения болезней или еще чего-нибудь,не позволительно. Так как это является ширком,по причинам упомянутым выше,и так как подразумевает обращение к чему то еще помимо Аллаха,и выходит за рамки простых вещей,которые Аллах создал для своих созданий и дозволил пользоваться ими.
Al-Lajnah al-Daa’imah li’l-Iftaa’, 1/74. Silsilat al-Fataawa al-Shar’iyyah
Разрешен ли гипноз в исламе
Трениро́вка, тре́нинг (англ. training от train «обучать, воспитывать») — это метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок. Тренинг — форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. На сегодняшний день он считается самым популярным способом самосовершенствования.
В целом всё прекрасно. Люди должны хорошо владеть некоторыми навыками в определённых сферах, таких как, например, руководство, ведение бизнеса. Знать, как грамотно влиять на людей для достижения благих результатов. Тренинги, направленные на улучшение профессиональных качеств или на установление внутреннего стержня человека (по сути, лечение), который, в силу каких-либо неблагоприятных моральных условий жизни, потерял его, — дело полезное и нужное в обществе. Однако, у всего есть своё место. Это к тому, что совершенно не понятно, зачем слово «тренинг» стало встречаться в религиозной концепции, тогда как религия Аллаха лучше любой другой земной науки отвечает на все духовные и материальные запросы людей.
Например, на тренингах для женщин звучат такие слова: «Вы чувствуете себя уставшей, что муж не замечает вас. » — это подтверждение проблемы, с которой пришёл человек. Далее тренер-коуч говорит: «Вы — женщина, в вас заложена огромная энергия. Именно от вас зависит ваше счастье. Сделайте всё, чтобы быть счастливой, начните любить себя. » — это бодрящие слова, внушающие женщине уверенность.
Далее коуч-мусульманин непременно напоминает религиозную истину: «Ведь именно для этого вас создал Аллах — чтобы служить супругу, цвести для него!» Собственно, добавление религиозного окраса и позволяет назвать тренинг «исламским» для привлечения на него мусульман, которые, на самом деле, вовсе в нём не нуждаются. Поговорив за чашкой чая с мудрой матерью, бабушкой или даже с набожной сестрой по вере, женщина получит гораздо больший духовный заряд. А чтобы мужчина не доводил супругу до отчаяния, нет нужды посещать платные тренинги. Достаточно соблюдать религию, которая точно так же призывает уделять должное внимание домочадцам. Если же человек ленится работать над собой ради довольства Аллаха, то не искренней будет его вера, когда он добьётся этого ради своего нафса, вдохновившись не верой, а тренингом. Ведь известно, что на тренингах всё преподносится так, как нравится именно нафсу — приправляясь современным ароматом дуньи (мирского), заставляющий предвкушать светлую мирскую жизнь. Поэтому немало верующих сегодня буквально фанатеют от психологии, становятся зависимыми от неё. Больше стремятся на тренинги, где получают моральное удовольствие, нежели воспитывают в себе богобоязненность, уединяясь в поклонении, что несомненно труднее и скучнее для эго, но полезнее!
Психология, именно в таком контексте является суррогатом религии — заменяет путь Корана и Сунны по совершенствованию души (тасаввуф) на психологические методы. Но это подобает тем, кто далёк от Всевышнего и не знает как справиться с бунтами своего нафса. Ведь психологи обретают особую популярность именно там, где люди отдалены от Бога. В следствии чего испытывают духовное беспокойство, теряют смысл жизни. Это, в свою очередь, влечёт за собой суициды, различные физические и моральные преступления, сокрушающие душу и тянущие в бездну безнадёжности. Тогда как богопослушный образ жизни, полный веры милует человека, освобождая от этой безнадёжности, путём искреннего покаяния перед истинным освободителем — Аллахом Субханаху ва Та’аля.
Известно, что слово «психология» буквально означает «изучение души». А Всевышний говорит: «Они спрашивают тебя о душе. Скажи: «Сущность души – одна из тайн Всевышнего, о которой знает только Он. И ваши знания по сравнению с Его знаниями ничтожны» (Коран, 17:85). Значит, изучение души в принципе невозможно. А то, чем занимаются психологи, опираясь на наблюдения за процессами и закономерностями психической деятельности, — это лишь обучение человека культуре потворствования желаниям своего нафса. И начинается это, как правило, со своего «я». Отсюда и известная фраза психологов «Полюбите Себя».
В Исламе же, наоборот, эго подавляется, остаётся лишь Истина. И когда человек обнаруживает её в своём сердце, в нём раскрывается великая цель — любовь к Создателю. Исчезают все проблемы, потому что исчезают желания нафса. Как говорил имам Газали: «Любовь к мирскому — основа всех ошибок». Это правда. Душа не сможет насытиться и успокоиться мирским. Получив одно, ему нужно другое, третье и всё равно это не удовлетворит её. Она находит смысл и покой, только воссоединившись с Создателем.
Разница между духовными наставниками в Исламе и психологами как раз заключается в том, что первые видят болезни нафса, его хитрые уловки в стремлении к мирскому и помогают избавиться от этого «рабства». А вторые, наоборот, помогают его стремлениям, приукрашивают их, называя это «естественной нуждой человека». С точки зрения Исламской морали, очевидно, что психология, хотя и специализируется на изучении души, на самом деле совсем не знает о её подводных камнях. Поэтому она не является компетентной для того, чтобы существовать в религиозной концепции и должна исполнять свои функции, оставаясь в нише здравоохранения.
О том, что психология и в христианстве, и в исламе является новшеством говорят сами психологи. Во времена СССР она строилась исключительно на атеистических воззрениях. Теперь же её пытаются адаптировать под религиозные убеждения. Хотя в одной передаче психолог-мусульманка лично утверждала, что глубоко религиозный человек, действительно, не должен иметь душевных проблем. Значит, здоровому верующему достаточна его религия. А если не достаточна, значит, либо что-то не так с его верой, либо он идёт на поводу своего нафса, не желая усердствовать на пути Аллаха, по причине чего, не может обрести удовлетворения.
Ислам не нуждается в дополнении в лице психологии. Наша религия самодостаточна. Просто сегодня верующие мало отдают себя дополнительным поклонениях и зикрам, оставляют борьбу с нафсом. А если говорить о людях, страдающих психическими расстройствами, то в Исламе нет запрета на лечение болезней. Более того, среди мусульман были и выдающиеся лекари в сфере психиатрии. Это имеет место быть. Но совершенно нет необходимости внедрять в религию психологию. Достаточно, если она будет самостоятельно существовать в секторе здравоохранения, как, например, стоматология, не именуясь исламской психологией.
Следовательно, понятие «исламский тренинг» так же не является уместным. В случае, когда у верующих мужчин и женщин возникает необходимость в помощи психолога для того, чтобы, например, разобраться в семейных отношениях, то нет ничего предосудительного, если воспользоваться его услугами.
Однако, нужно понимать и то, что такая нужда семейных пар появилась так же по причине отдаления людей от Бога. Когда они, в годы атеизма, стали вести светский образ жизни. К этому прибавилась демократия в не лучшем её проявлении. Рухнули семейные, традиционные и национальные ценности, которые были построены на религиозных убеждениях. Распространились распущенность, безнравственность. Женщины и мужчины перестали соблюдать адабы и права друг друга, начались беспорядки в семьях. Западные ценности воспитали в людях изнеженность. Кстати, та же психология и продвигает эти ценности, твердя о неком равноправии, ломающем природную психику мужчин и женщин.
Если верующий психически здоров, верит сердцем, а не только на словах, если он правильно следует этому пути, то ему не грозят душевные кризисы. И вот почему:
1. Он верит в Аллаха и принимает любое испытание со спокойствием: «Сколь удивительно положение верующего! Воистину, любое его дело для него благо, и не дано это никому, кроме верующего. Если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. Если же его постигает несчастье, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим, 2999).
2. Он не заходит на грешные тропинки, сбиваясь с пути, а поэтому, ему не приходится пожинать плоды грехов. Если же такое случается, он спешит к покаянию и очищению: «Скажи (Мухаммад): «О рабы Аллаха, которые притеснили самих себя (неверием, многобожием, грехами), не теряйте надежду на милость Аллаха. Поистине, Аллах прощает все грехи (тем, кто покаялся в своих грехах, и тем, кто от неверия придёт в Ислам), ибо Он Прощающий и Милостивый» (Сура «аз-Зумар», 53 аят).
3. Он достигает той степени, когда его совершенно ничего не беспокоит относительно себя. Для него важно лишь довольство Аллаха: «Ля иляха илляллах» — «Нет божества (в том числе мирское, нафс), кроме Аллаха». Это состояние замечательно демонстрирует Хаджар — супруга пророка Ибрагима (алейхиссалям). Она, будучи в страшном положении, которое не сможет представить ни одна современная женщина — в пустыне, с новорождённым Исмаилом на руках, в одиночестве, без средств к существованию сказала Ибрагиму: «Если ты оставляешь нас здесь по велению Аллаха, то я полагаюсь на Него и я довольна Им. Он Милостивый, не оставит нас!» Эти слова полны веры. Она не сетовала на супруга, не жаловалась. Никаких душевных кризисов. Только вера. Единобожие.
Полное понимание этого возможно лишь усердным поклонением, а не психологическими установками. Религия имеет свою систему воспитания. Это не покупается и не продаётся, а приобретается у духовных наставников — учёных, достигших глубокого понимания религии и высоких степеней перед Аллахом, что возможно лишь поклонением в любви к Всевышнему.
А что может получить мусульманин, кроме препятствий на пути к Нему на так называемых «исламских тренингах» у коучей, которые сами далеки от высокой, здоровой духовности? Да ещё за немалые деньги. Ведь они призывают к мирскому благополучию, личностному росту и прочему через мирское, путём взращивания своего «я», тогда как раб должен устремиться не к нафсу, а к Господу. Благодать же этого состояния сама приведёт человека к гармонии, чувству удовлетворения, уверенности и к счастью: «Не падайте же духом, не печальтесь, ибо вы выше других, если веруете» (Коран, 3:139).
Воистину, ни один великий сподвижник Пророка ﷺ не стремился к этим вещам, не был озабочен «личностным ростом». И не было этого в последующих поколениях до сегодняшних дней. Однако, их следование своей религии — усердное поклонение как мужчин, так и женщин воспитало в них наилучшие качества, превращая даже бездомных бедняков в неповторимых личностей.
И об этом слова сподвижника Умара бин Хаттаба:
نحن قومٌ أعزَّنا اللهُ بالإسلام مهما ابتغينا العزةَ بغيره أذلَّنَا الله
«Мы – люди, которых Аллах возвеличил посредством Ислама. И если мы будем искать величие в чём-то другом, то Аллах унизит нас».
А Имам аш-Шафии говорил: «Нет величия у того, кто не приобрёл его благодаря богобоязненности».
Не следует же заменять духовность и духовных наставников на эти дешёвые трюки шайтана (попытки подмены религии), который в очередной раз создал путь, дабы отвлечь верующих от познания Великого Творца.