разрешается ли обучение управлению механическим транспортным средством в индивидуальном порядке
Разрешается ли обучение управлению механическим транспортным средством в индивидуальном порядке
ПДД РФ, 21. Учебная езда
21.1. Обучение первоначальным навыкам управления транспортным средством должно проводиться на закрытых площадках или автодромах.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2019 N 1734)
(см. текст в предыдущей редакции)
21.2. Учебная езда на дорогах допускается только с обучающим вождению.
(п. 21.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2019 N 1734)
(см. текст в предыдущей редакции)
21.3. При обучении управлению транспортным средством на дорогах обучающий вождению должен находиться на сиденье, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления этим транспортным средством, иметь при себе документ на право обучения управлению транспортным средством данной категории или подкатегории, а также водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.
(п. 21.3 в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2019 N 1734)
(см. текст в предыдущей редакции)
21.4. К учебной езде на дорогах допускаются обучающиеся вождению, достигшие возраста:
(п. 21.4 в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2019 N 1734)
(см. текст в предыдущей редакции)
21.5. Механическое транспортное средство, на котором проводится обучение, должно быть оборудовано в соответствии с пунктом 5 Основных положений и иметь опознавательные знаки «Учебное транспортное средство».
(п. 21.5 в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
(см. текст в предыдущей редакции)
21.6. Запрещается учебная езда на дорогах, перечень которых объявляется в установленном порядке.
Приложение. Разъяснения об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий
Разъяснения
об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий
Вопрос 1. Федеральным законом N 196-ФЗ установлено 16 категорий и подкатегорий транспортных средств. Приказом N 1408 утверждено 28 примерных программ. Чем вызвана необходимость такого количества примерных программ?
Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступивший в действие 5 ноября 2013 г., установил новый перечень категорий и подкатегорий транспортных средств. В соответствии с новой редакцией статьи 25 Федерального закона N 196-ФЗ был существенно расширен перечень типов транспортных средств, который включает 10 основных категорий и 6 подкатегорий транспортных средств.
Введение подкатегорий обусловлено новыми требованиями Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 г., с поправками принятыми 28 сентября 2004 г. в г. Вене, и направлено на облегчение процесса обучения и получения водительских удостоверений. Например, желающим управлять грузовиками с небольшой грузоподъемностью и автобусами вместимостью менее 16 посадочных мест не обязательно будет проходить курс обучения для управления большегрузными автомобилями и многоместными автобусами. Желающие также могут освоить вождение автомобиля с автоматической трансмиссией.
В целях реализации Федерального закона N 196-ФЗ приказом N 1408 утверждены 28 примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий:
1) 16 примерных программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий: «А», «В», «С», «D», «BE», «СЕ», «DE», «Tm», «Tb», «M», «A1», «B1», «C1», «D1», «С1E», «D1E»;
2) 10 примерных программ переподготовки водителей транспортных средств: с категории «В» на категорию «С», с категории «В» на подкатегорию «С1», с категории «В» на категорию «D», с категории «В» на подкатегорию «D1», с категории «С» на категорию «В», с категории «С» на категорию «D», с категории «С» на подкатегорию «D1», с категории «D» на категорию «В», с категории «D» на категорию «С», с категории «D» на подкатегорию «С1»;
3) 2 примерные программы повышения квалификации водителей транспортных средств категорий «М», «А», подкатегорий «A1», «B1» с автоматической трансмиссией, категорий «В», «С», «D», подкатегорий «B1», «C1», «D1» с автоматической трансмиссией.
Программы повышения квалификации позволят водителям, которые имеют специальную отметку в водительском удостоверении о праве управления транспортным средством с автоматической трансмиссией, обучиться управлению транспортным средством с механической трансмиссией. Программы очень короткие и включают только обучение вождению транспортного средства: 10 часов для мототранспорта и 16 часов для автотранспорта.
Вопрос 2. В чем принципиальное отличие Примерных программ, утвержденных приказом N 1408 от тех, которые были утверждены приказом N 636?
В Примерных программах содержание образования разделено на циклы: базовый (изучается один раз при получении любой категории или подкатегории и перезачитывается при обучении на любую другую категорию); специальный, необходимый для подготовки водителей транспортных средств определенной категории или подкатегории; профессиональный цикл, обеспечивающий освоение основ профессии водителя (изучается при обучении на те категории и подкатегории транспортных средств, которые могут осуществлять перевозку пассажиров и грузов).
При этом последовательность изучения разделов и тем учебных предметов базового, специального и профессионального циклов определяется автошколами.
Особое внимание в Примерных программах уделено вопросам психологии водителя, поэтому в базовый цикл введен новый предмет «Психофизиологические основы деятельности водителя». В процессе освоения данного предмета обучающиеся смогут освоить навыки саморегуляции и профилактики конфликтов.
В учебном предмете «Основы управления транспортным средством» впервые предложено изучение принципов экологичного и экономичного управления транспортным средством, а также таких вопросов, как обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения, детская пассажирская безопасность.
Количество часов по предмету «Первая помощь» сокращено. Это связано с уменьшением перечня состояний, при которых оказывается первая помощь и перечня мероприятий по оказанию первой помощи, которые утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 477н.
Примерными программами предусмотрены различные учебные планы для обучения вождению на транспортных средствах с механической трансмиссией и на транспортных средствах с автоматической трансмиссией.
В Примерных программах увеличено количество часов практических занятий.
Длительность теоретических занятий измеряется в академических часах, а длительность практических занятий по обучению вождению в астрономических часах.
Впервые предусмотрена возможность проведения занятий в условиях дорожного движения в темное время суток, в условиях недостаточной видимости.
Разработка учебных маршрутов по вождению возложена на руководителей автошкол. Можно предусмотреть маршруты с разной интенсивностью, включая сложные участки, кроме тех, где учебная езда запрещена правилами дорожного движения.
В учебный предмет «Вождение транспортных средств» включена тема «Движение с прицепом», на которую отведено 6 часов. Обучение движению с прицепом проводится по желанию обучающегося. Для выполнения задания используется прицеп, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.
Кроме изменения содержания учебных предметов, новым является то, что Примерные программы содержат планируемые результаты освоения программы, систему оценки результатов освоения программы, условия реализации программы (организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические, материально-технические) и учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию Примерной программы.
Впервые введены формулы для определения пропускной способности учебных кабинетов и необходимого количества транспортных средств в автошколе.
Вопрос 3. Нужно ли будет педагогическим работникам автошкол проходить повышение квалификации?
Примерные программы содержат требования к кадровым условиям их реализации. Так, педагогические работники, реализующие программу профессионального обучения водителей транспортных средств, в том числе преподаватели учебных предметов, мастера производственного обучения, должны удовлетворять квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям и (или) профессиональным стандартам. Преподаватели и мастера производственного обучения вождению в автошколе должны иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы. Также у мастеров производственного обучения должно быть удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.
Вопрос 4. Действительно ли все кандидаты в водители после обучения в автошколе получат навыки профессионалов?
Федеральным законом N 196-ФЗ подготовка водителей отнесена к профессиональному обучению. В свою очередь, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что профессиональное обучение в образовательной организации заканчивается квалификационным экзаменом, что подтверждается свидетельством о профессии водителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 196-ФЗ к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие соответствующего возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами и прошедшие профессиональное обучение.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к программам профессионального обучения относятся программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
Из этого следует, что результатом обучения является присвоение новой профессии или повышение квалификации работника по уже имеющейся профессии. Следует отметить, что данный подход, относящийся к водителям транспортных средств различных категорий, присутствует давно. Начиная с 1993 года, в Российской Федерации действуют программы обучения, не устанавливающие различия в обучении водителей, работающих по найму и не имеющих право работать по найму. Отсутствует и отметка в водительском удостоверении, запрещающая работать по найму.
Включение учебных предметов профессионального цикла в Примерные программы обучения предполагает введение обучающегося в автомобильную профессию посредством изучения общих положений транспортного законодательства, основ организации грузовых и пассажирских перевозок, а также методов оптимизации перевозочного процесса и снижения вредного влияния на окружающую среду.
Данный подход соотносится с международным опытом и соответствующими нормативными правовыми документами.
Получение дополнительных практических профессиональных навыков Примерными программами не предусмотрено. Практические навыки, необходимые для профессиональной деятельности в качестве водителя могут быть приобретены при прохождении профессионального отбора в автопредприятиях, при стажировке водителя перед допуском к самостоятельной работе.
Вопрос 5. Можно ли осуществлять образовательную деятельность по реализации программ профессионального обучения водителей транспортных средств без заключения Госавтоинспекции о соответствии материально-технической базы установленным требованиям и согласования программ с Госавтоинспекцией?
В связи с этим для осуществления образовательной деятельности по реализации Примерных программ, утвержденных приказом N 1408, необходимо наличие заключения Госавтоинспекции о соответствии материально-технической базы, установленной требованиями, и программ, согласованных с Госавтоинспекцией.
Вопрос 6. Кем устанавливается процедура согласования с Госавтоинспекцией программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также получения заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям?
Порядок согласования с Госавтоинспекцией программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также получения заключения о соответствии учебно- материальной базы установленным требованиям устанавливается Госавтоинспекцией.
Вопрос 7. Как привести учебно-материальную базу в соответствие с требованиями программ?
Условия реализации Примерных программ предусматривают раздел «Материально-технические условия реализации Примерной программы». Данный раздел содержит перечень учебного оборудования (технических средств обучения и учебно-наглядных пособий по предметам), требования к учебным транспортным средствам и закрытым площадкам (автодромам) для первоначального обучения вождению.
Для приведения учебно-материальной базы в соответствие с Примерными программами, необходимо обеспечить выполнение требований, установленных в разделе V приказа N 1408 «Условия реализации примерной программы».
Вопрос 8. Необходимо ли иметь в автошколе прицеп?
Необходимо. В автошколе должны быть созданы условия для предоставления обучающемуся возможности обучения вождению с прицепом, поскольку Примерной программой предусмотрено обучение вождению транспортного средства с прицепом по желанию обучающегося. Наличие прицепа является также одним из требований к учебно-материальной базе, установленной Примерными программами.
Вопрос 9. Необходимо ли иметь в автошколе аппаратно-программный комплекс тестирования и развития психофизиологических качеств водителя и тренажер?
Необходимость применения аппаратно-программного комплекса тестирования и развития психофизиологических качеств водителя определяется автошколой. В качестве тренажера может использоваться учебное транспортное средство.
Вопрос 10. Когда автошколы должны начать работать по Примерным программам, утвержденным приказом N 1408?
Автошколы должны начать обучение по Примерным программам с момента вступления в силу приказа N 1408.
Вопрос 11. Каким образом будут завершать обучение в автошколе обучающиеся, которые начали обучение до момента вступления в действие приказа N 1408?
Обучающиеся, которые начали обучение до момента вступления в действие приказа N 1408, завершают обучение в соответствии с программами, утвержденными приказом N 636.
С момента вступления в силу приказа N 1408 обучение должно производиться в соответствии с Примерными программами.
Вопрос 12. Какие требования предъявляются к документам, которые выдаются по итогам освоения программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий?
В соответствии с разделом VI Примерных программ по результатам квалификационного экзамена выдается свидетельство о профессии водителя. Минобрнауки России подготовлены и направлены в автошколы Методические рекомендации по разработке, заполнению, учету и хранению бланков свидетельств о профессии водителя.
Вопрос 13. Необходимо ли будет переоформлять лицензию на осуществление образовательной деятельности в связи с вступлением в действие Примерных программ?
В связи с вступлением в действие Примерных программ переоформление лицензии не предусмотрено. В соответствии с частью 9 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности переоформляются до 1 января 2016 года.
Автошколы могут осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации водителей транспортных средств, если в лицензии содержится такой вид образования, как профессиональное обучение.
Вопрос 14. Какие преимущества дают Примерные программы, утвержденные приказом N 1408?
Введение в действие Примерных программ позволит гражданам страны реализовать свои права на получение новых категорий и подкатегорий, установленных Федеральным законом N 196-ФЗ.
Примерные программы предоставляют возможность обучения и, соответственно, получения водительского удостоверения на право управления транспортными средствами как с механической трансмиссией, так и с автоматической трансмиссией.
Примерные программы обучения на категорию «М» позволяют подросткам освоить навыки безопасного управления мопедами, скутерами и стать полноправными участниками дорожного движения.
Программы повышения квалификации позволяют водителям, которые имеют специальную отметку в водительском удостоверении о праве управления транспортным средством с автоматической трансмиссией, достаточно быстро обучиться и получить право на управление транспортным средством с механической трансмиссией.
Преимуществом для автошкол является то, что базовый цикл имеет единое содержание во всех Примерных программах подготовки на категории и подкатегории (за исключением программ подготовки на категории BE, CE, DE, и подкатегории, в которых базовый цикл отсутствует). Это обеспечивает возможность одновременно проводить занятия с обучающимися, независимо от того, на какую категорию или подкатегорию они пришли обучаться.
Для тех обучающихся, которые по собственной инициативе желают повторно изучить базовый цикл при обучении на другую категорию, такая возможность Примерными программами предусмотрена.
Объем времени, отводимый Примерными программами на обучение приемам вождения автомобилем увеличен за счет того, что один час практических занятий обучения вождению рассматривается как астрономический.
В Примерные программы включены темы, предусматривающие обучение приемам экономичного, безопасного и эффективного управления транспортным средством.
Директор департамента
государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО
Госавтоинспекция Владивостока разъясняет правила организации учебной езды
Во Владивостоке в рамках проведения профилактической операции «Учебный автомобиль» сотрудники Госавтоинспекции привлекли к ответственности водителя и девушку, находившуюся за рулем учебного автомобиля, за нарушения Правил дорожного движения.
Так, в районе дома 97Б на улице Днепровская, сотрудники технического отдела ГИБДД УМВД России по городу Владивостоку для проверки документов остановили учебный автомобиль Тойота Приус. За рулем была молодая девушка. Инструктор находился рядом на пассажирском сидении. При проверке документов у ученицы не оказалось при себе карточки вождения.
При выяснении обстоятельств сотрудники полиции установили, что жительница Владивостока, 2000 года рождения, перед сдачей экзамена в ГИБДД решила дополнительно потренироваться вождению. В Интернете на сайте объявлений нашла инструктора, который за оплату оказывал услуги по обучению вождению.
Владелец учебной автомашины, мужчина 1964 года рождения, при себе не имел документов на право обучения вождению, а также договора-соглашения на оказание услуг автошколе, в которой обучается девушка.
За нарушение ст. 12.7 КоАП РФ водитель привлечен к административной ответственности за передачу управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством. Административное наказание – штраф в размере тридцати тысяч рублей.
Ученице грозит штраф в 5 тысяч рублей за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления.
Госавтоинспекция напоминает, что учебная езда осуществляется только в светлое время суток с учетом нормальной видимости.
Автомобиль, на котором производится обучение, обязательно должен быть оснащен специальным знаком «учебный автомобиль». Установка автомобильного оборудования должна производиться по требованиям ГОСТ Р 55887-2013.
Инструктор должен иметь дублирующие педали. Обязательно наличие видеорегистратора. В транспортном средстве должно быть установлено зеркало заднего вида. Во время начала и завершения занятия инструктор обязан заполнять путевой лист.
У инструктора обязательно: наличие водительского удостоверения категории обучающегося. Стаж вождения более трех лет. Отсутствие факта изъятия водительского удостоверения за последние три года;
Важно! Во время учебной езды инструктор обязательно должен иметь при себе водительское удостоверение и документ на право обучения вождению (согласно пункту 21.3 ПДД РФ).
Обучаемому необходимо: достижение 16-летнего возраста; в момент вождения иметь при себе справку о допуске к управлению транспортным средством.
Пресс – служба ОГИБДД УМВД России по г. Владивостоку
Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 297-ФЗ «О самоходных машинах и других видах техники»
Принят Государственной Думой 16 июня 2021 года
Одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы деятельности в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, в том числе деятельности, связанной с допуском к эксплуатации самоходных машин и других видов техники, запрещением эксплуатации такой техники, государственной регистрацией и государственным учетом самоходных машин и других видов техники, техническим осмотром такой техники и региональным государственным контролем (надзором) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники.
Положения настоящего Федерального закона не распространяются на наземные самоходные устройства категорий «L», «М», «N» на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенные для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них, на прицепы (полуприцепы) к ним и транспортные средства, самоходные машины, военную, специальную и другие виды техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, опытные (испытательные) образцы вооружения, военной и специальной техники, в том числе относящиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами к продукции военного назначения, и на специальную аэропортовую технику, предназначенную для обслуживания воздушных судов и эксплуатационного содержания аэродромов.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
Статья 2. Правовое регулирование деятельности в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники
Законодательство о самоходных машинах и других видах техники основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации, а также на актах, составляющих право Евразийского экономического союза, и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Полномочия Правительства Российской Федерации в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники
К полномочиям Правительства Российской Федерации в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники относятся:
1) определение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники;
2) обеспечение проведения единой государственной политики в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники;
3) утверждение перечня требований к техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, изготовленных и допущенных к эксплуатации до вступления в силу технических регламентов Таможенного союза, регулирующих вопросы безопасности самоходных машин и других видов техники;
4) утверждение правил допуска к управлению самоходными машинами, в том числе порядка проведения экзаменов, условий допуска к экзаменам, состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам контроля и условий их применения, и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), временных удостоверений на право управления самоходными машинами;
5) утверждение порядка государственной регистрации самоходных машин и других видов техники;
7) утверждение положения о федеральной государственной информационной системе учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним и порядка ведения этой системы;
8) утверждение правил проведения технического осмотра самоходных машин и других видов техники;
9) утверждение требований к оборудованию и оснащенности образовательного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, претендующих на получение свидетельства о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для подготовки трактористов, машинистов и водителей самоходных машин;
10) установление общих требований к организации и осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники;
11) утверждение перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация самоходных машин и других видов техники;
12) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Статья 4. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники
К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, относятся:
1) выработка и реализация государственной политики и нормативноправовое регулирование в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники;
2) утверждение порядка выдачи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, свидетельства о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для подготовки трактористов, машинистов и водителей самоходных машин;
3) разработка и утверждение типовых программ профессионального обучения трактористов, машинистов и водителей самоходных машин, в соответствии с которыми организацией, осуществляющей образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения;
4) утверждение образцов форменной одежды, знаков различия и отличия должностных лиц органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, порядка ношения ими форменной одежды;
5) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Статья 5. Полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники
1. К полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации относятся:
1) определение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники;
2) утверждение порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники;
3) иные установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами полномочия.
2. К полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, относятся:
1) осуществление государственной регистрации самоходных машин и других видов техники;
2) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники;
3) выдача паспортов самоходных машин и других видов техники и их дубликатов, а также бланков указанных паспортов, действующих в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза;
4) прием экзаменов на право управления самоходными машинами и выдача подтверждающих право на управление самоходными машинами удостоверений, предусмотренных частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона;
5) проведение технического осмотра самоходных машин и других видов техники;
6) запрещение эксплуатации самоходных машин и других видов техники в соответствии с порядком организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники;
7) выдача организациям, осуществляющим образовательную деятельность, свидетельства о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для подготовки трактористов, машинистов и водителей самоходных машин;
8) осуществление производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;
9) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Глава 2. Государственная регистрация и государственный учет самоходных машин и других видов техники
Статья 6. Государственная регистрация самоходных машин и других видов техники
1. Государственная регистрация самоходных машин и других видов техники осуществляется в целях их государственного учета и допуска их к эксплуатации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
2. Государственную регистрацию самоходных машин и других видов техники осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники.
3. Государственная регистрация самоходных машин и других видов техники осуществляется на имя собственника (за исключением лица, не достигшего возраста 16 лет либо признанного недееспособным), или лица, владеющего самоходной машиной и другими видами техники на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо на основании договора лизинга, или одного из родителей, усыновителя либо опекуна (попечителя) лица, не достигшего возраста 16 лет и являющегося собственником самоходной машины и других видов техники, или опекуна недееспособного гражданина, являющегося собственником самоходной машины и других видов техники.
4. Государственная регистрация самоходных машин и других видов техники осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
5. По результатам государственной регистрации самоходной машины и других видов техники выдается свидетельство о государственной регистрации самоходной машины и других видов техники, а также государственный регистрационный знак. Форма указанного свидетельства устанавливается Правительством Российской Федерации.
6. Внесение данных во ФГИС УСМТ или их направление во ФГИС УСМТ с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия при осуществлении государственной регистрации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники.
Статья 7. Государственный учет самоходных машин и других видов техники
1. Государственный учет самоходных машин и других видов техники, принадлежащих юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным.
2. Государственному учету в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, подлежат:
1) самоходные машины и другие виды техники, на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники);
2) самоходные машины и другие виды техники, на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники) и которые в целом или в качестве основных компонентов в виде кузова, рамы или шасси используются для создания другой машины, перегоняются, перевозятся к конечным производителям или вывозятся из Российской Федерации;
3) самоходные машины и другие виды техники, являющиеся опытными (испытательными) образцами, предназначенными для прохождения испытаний, связанных с движением по автомобильным дорогам общего пользования.
3. Требования части 2 настоящей статьи не распространяются на самоходные машины и другие виды техники, являющиеся товарами, реализуемыми юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность.
Статья 8. Система государственного учета самоходных машин и других видов техники
1. Государственный учет самоходных машин и других видов техники осуществляется с использованием реестров ФГИС УСМТ, оператором которой является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники.
2. ФГИС УСМТ представляет собой совокупность реестров, содержащих информацию о зарегистрированных тракторах, самоходных машинах и прицепах к ним, об их техническом состоянии и владельцах, о выданных удостоверениях тракториста-машиниста (тракториста), временных удостоверениях на право управления самоходными машинами, а также обеспечивающие обработку такой информации информационные технологии и технические средства.
3. Ведение реестров ФГИС УСМТ и предоставление информации, содержащейся в этих реестрах, иным лицам и органам государственной власти, участвующим в предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций, включая контрольные (надзорные) функции, должны осуществляться с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления указанных услуг и исполнения указанных функций в электронной форме.
4. ФГИС УСМТ содержит следующую информацию, состав которой определяется положением о ФГИС УСМТ:
1) сведения о государственном учете самоходных машин и прицепов к ним;
2) регистрационные данные самоходных машин и прицепов к ним;
3) сведения о государственной регистрации самоходных машин и прицепов к ним;
4) информация о собственниках самоходных машин и прицепов к ним;
5) сведения о лицах, допущенных к управлению самоходными машинами;
6) информация о выданных удостоверениях тракториста-машиниста (тракториста);
7) сведения о техническом осмотре самоходных машин и прицепов к ним;
8) данные о временных удостоверениях на право управления самоходными машинами.
5. В обязательном порядке из ФГИС УСМТ предоставляются:
1) сведения о государственной регистрации самоходных машин и прицепов к ним;
2) сведения о техническом осмотре самоходных машин и прицепов к ним;
3) информация о собственниках самоходных машин и прицепов к ним;
4) сведения о лицах, допущенных к управлению самоходными машинами;
5) информация о выданных удостоверениях тракториста-машиниста (тракториста).
6. Положение о федеральной государственной информационной системе учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним определяет состав сведений, размещаемых во ФГИС УСМТ, круг лиц, которым будет предоставляться информация из реестров данной системы, порядок ведения данной системы, порядок доступа к информации, содержащейся во ФГИС УСМТ, и утверждается Правительством Российской Федерации.
7. Защита сведений, содержащихся во ФГИС УСМТ, и обработка персональных данных во ФГИС УСМТ осуществляется оператором данной системы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 9. Паспорта самоходных машин и других видов техники
1. Паспорта самоходных машин и других видов техники оформляются и выдаются (электронные паспорта самоходных машин и других видов техники оформляются) в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Глава 3. Техническое состояние и эксплуатация самоходных машин и других видов техники
Статья 10. Основные требования к техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и других видов техники
1. Техническое состояние самоходных машин и других видов техники должно обеспечивать их безопасную эксплуатацию.
2. Перечень требований к техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, изготовленных и допущенных к эксплуатации до вступления в силу технических регламентов Таможенного союза, регулирующих вопросы безопасности самоходных машин и других видов техники, утверждается Правительством Российской Федерации.
3. Обязанность по поддержанию в технически исправном состоянии самоходных машин и других видов техники, находящихся в эксплуатации, возлагается на владельцев самоходных машин и других видов техники либо на лиц, эксплуатирующих самоходные машины и другие виды техники.
4. Владельцы самоходных машин и других видов техники в случаях, установленных Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», должны осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности. Постановка на государственный учет самоходных машин и других видов техники, владельцы которых не исполнили указанную обязанность, не проводится. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев самоходных машин и других видов техники осуществляется только при условии проведения технического осмотра такой техники, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Статья 11. Техническое обслуживание и ремонт самоходных машин и других видов техники
1. Техническое обслуживание и ремонт самоходных машин и других видов техники в целях их содержания в исправном состоянии должны обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию такой техники.
2. Нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта самоходных машин и других видов техники устанавливаются заводами-изготовителями с учетом условий их эксплуатации.
3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту самоходных машин и других видов техники, обязаны обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами.
Статья 12. Технический осмотр самоходных машин и других видов техники
Находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации самоходные машины и другие виды техники подлежат техническому осмотру в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
Статья 13. Запрещение эксплуатации самоходных машин и других видов техники
1. Запрещается эксплуатация самоходных машин и других видов техники при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
2. Запрещается эксплуатация самоходных машин и других видов техники, владельцами которых не исполнена обязанность по страхованию своей гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Запрещается эксплуатация самоходных машин и других видов техники, не поставленных на государственный учет, а также эксплуатация самоходных машин и других видов техники гражданами, не имеющими при себе удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) или временного удостоверения на право управления самоходными машинами соответствующей категории, свидетельства о регистрации самоходной машины и других видов техники, свидетельства о прохождении технического осмотра.
4. Запрещение эксплуатации самоходных машин и других видов техники осуществляется решением должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, принимаемым по результатам контрольно-надзорных мероприятий в соответствии с порядком организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники.
Статья 14. Медицинское обеспечение безопасной эксплуатации самоходных машин и других видов техники
1. К отношениям, связанным с осуществлением медицинского обеспечения безопасной эксплуатации самоходных машин и других видов техники, применяются положения Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
2. Форма медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у трактористов, машинистов и водителей самоходных машин (кандидатов в трактористы, машинисты и водители самоходных машин) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению самоходными машинами устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Статья 15. Основные положения, касающиеся допуска к управлению самоходными машинами
1. Допуск к управлению самоходными машинами осуществляется в соответствии с установленными категориями самоходных машин:
3. Удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) выдается лицу, прошедшему соответствующее профессиональное обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность, имеющей свидетельство о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для подготовки трактористов, машинистов и водителей самоходных машин, и сдавшему экзамен на право управления самоходными машинами. Удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) выдается на десять лет.
4. Временное удостоверение на право управления самоходными машинами выдается на два месяца лицу, которое было направлено организацией, осуществляющей образовательную деятельность, имеющей свидетельство о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для подготовки трактористов, машинистов и водителей самоходных машин, для прохождения производственной практики в целях обеспечения безопасной эксплуатации самоходных машин в период прохождения практики.
5. Внесение сведений о выданном удостоверении тракториста-машиниста (тракториста) во ФГИС УСМТ или их направление во ФГИС УСМТ с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники.
6. Типовые программы профессионального обучения трактористов, машинистов и водителей самоходных машин, в соответствии с которыми организацией, осуществляющей образовательную деятельность, имеющей свидетельство о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для подготовки трактористов, машинистов и водителей самоходных машин, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения, подготавливаются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники.
7. Порядок выдачи организации, осуществляющей образовательную деятельность, свидетельства о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для подготовки трактористов, машинистов и водителей самоходных машин устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники.
8. Управление самоходными машинами на территории Российской Федерации на основании удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), предусмотренного настоящей статьей, осуществляется лицами, постоянно или временно проживающими либо временно пребывающими на территории Российской Федерации, независимо от наличия у них гражданства Российской Федерации.
10. Не допускается управление самоходными машинами на основании иностранного национального удостоверения при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением самоходными машинами, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Статья 16. Основания прекращения действия права на управление самоходными машинами
1. Основаниями прекращения действия права на управление самоходными машинами являются:
1) истечение срока действия удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), временного удостоверения на право управления самоходными машинами;
2) выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению самоходными машинами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик;
3) лишение права на управление транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Возврат удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) или временного удостоверения на право управления самоходными машинами после утраты оснований прекращения действия права на управление самоходными машинами осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Глава 4. Региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники и ответственность за нарушение требований законодательства о самоходных машинах и других видах техники
Статья 17. Региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники
1. Региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники является видом регионального государственного контроля (надзора) и осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
2. Предметами регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники являются:
1) соблюдение юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями, а также физическими лицами требований:
а) установленных Правительством Российской Федерации, к техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и других видов техники;
б) установленных актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а также нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, к порядку выдачи и оформления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися изготовителями самоходных машин и других видов техники, паспортов самоходных машин и других видов техники, а также к порядку оформления электронных паспортов самоходных машин и других видов техники;
в) утвержденных актами Президента Российской Федерации, в отношении мобилизационной готовности самоходных машин и других видов техники, предоставляемых Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, а также к создаваемым на военное время специальным формированиям в части их наличия и готовности к работе;
2) соблюдение физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, требований, установленных Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», к страхованию гражданской ответственности владельцев самоходных машин и других видов техники.
3. Организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
4. Общие требования к организации и осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, запрещению эксплуатации самоходных машин и других видов техники устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Глава 5. Заключительные положения
Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации В. Путин