разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма

Вопрос 4. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы (Декарт, Прохаска), его развитие в трудах Сеченова, Павлова, Анохина.

разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма фото. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма фото. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма фото. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма фото. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма фото. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма фото. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

Рефлекс – это закономерная реакция организма в ответ на раздраже­ние рецепторов, которая осуществляется рефлекторной дугой при участии центральной нервной системы. Это приспособительная реакция организма в ответ на изменение внутренней или окружающей среды. Рефлекторные реакции обеспечивают целостность организма и постоянство его внутрен­ней среды, рефлекторная дуга является основной единицей интегративной рефлекторной активности.

Условный рефлекс лежит в основе высшей нервной деятельности че­ловека и животных. Он всегда включается как существенный компонент в самых сложных проявлениях поведения. Однако не все формы поведения живого организма можно объяснить с точки зрения рефлекторной теории, которая раскрывает лишь механизмы действия. Рефлекторный принцип не дает ответа на вопрос о целесообразности поведения человека и животных, не учитывает результата действия.

Поэтому на протяжении последних десятилетий на основании рефлек­торных представлений сформировалось понятие относительно ведущей роли потребностей как движущей силы поведения человека и животных. Наличие потребностей является необходимой предпосылкой любой дея­тельности. Деятельность организма приобретает определенную направлен­ность лишь при наличии цели, которая отвечает данной потребности. Каж­дому поведенческому акту предшествуют потребности, которые возникли в процессе филогенетического развития под влиянием условий окружающей среды. Именно поэтому поведение живого организма определяется не столь­ко реакцией на внешние воздействия, сколько необходимостью реализации намеченной программы, плана, направленных на удовлетворение той или иной потребности человека или животного.

разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. 640 1. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма фото. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма-640 1. картинка разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. картинка 640 1.

Источник

Основатель рефлекторной теории Рене Декарт. Основные принципы рефлекторной теории

В статье поговорим об основателе рефлекторной теории. Принято считать, что её создателями являются сразу несколько человек, но это совсем не так. Дело в том, что определённую лепту вносили многие ученые, но мы сегодня рассмотрим конкретный вклад Рене Декарта. Также подробно узнаем о положениях его теории и познакомимся с биографией самого ученого.

Немного о теме

Имя Рене Декарта связывают с очень важным и сложным периодом развития психологической науки. Изложения ученого послужили созданию новой концепции, которая позволила по-иному посмотреть на мир психологических проблем. Психика стала рассматриваться как внутренний мир человека, который полностью поддается самонаблюдению, однако при этом является абсолютно самостоятельной субстанцией, отдельной от внешнего мира.

Суть всего учения Декарта состоит как раз в том, чтобы доказать полную противоположность понятий материального и духовного миров. Ученый ввел в обиход понятие рефлекса, не называя его, и этим дал толчок тому, что люди и животные стали рассматриваться с естественно-научной и психологической стороны, с учетом их взаимосвязи.

разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. 2066416. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма фото. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма-2066416. картинка разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. картинка 2066416.

Об авторе

А теперь узнаем немного об основателе рефлекторной теории. Декарт появился на свет в 1596 году во Франции. От родителей он получил небольшое, но все же существенное состояние, которое позволило ему не беспокоится о своём пропитании и полностью посвятить себя наукам. В иезуитском колледже он получил достойное гуманитарное и математическое образование. Позже отлично проявил себя при изучении психологии, философии и физики.

Из-за слабого здоровья директор колледжа разрешил молодому человеку пропускать утренние службы. Благодаря этому у учёного выработалась привычка, которую он сохранил на всю жизнь – оставаться в постели почти до полудня. При этом утренние часы для мыслителя были наиболее продуктивными.

разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. 2066415. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма фото. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма-2066415. картинка разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. картинка 2066415.

После обучения

После того, как Рене Декарт закончил свое обучение, он поспешил в Париж, где поддался развлечениям юности. Однако вся эта поверхностная суета очень быстро утомила молодого человека, мысли которого уходили очень далеко от настоящего дня. Именно поэтому очень скоро он стал вести более уединенный и спокойный образ жизни, чтобы посвящать свободное время изучению математики.

Интересные события

Надо сказать, что развитие рефлекторной теории напрямую было связано с событиями из жизни самого ученого. Практически всё, о чём он говорил, так или иначе, находило проявление в его собственной жизни. Его всегда интересовало, как можно на практике применить все теоретические познания, поэтому он не унывал и регулярно проводил самые разнообразные опыты.

Известно, что мужчина пытался найти способ, чтобы предотвратить поседение волос. Также занимался опытами с креслом-качалкой. Позже основатель рефлекторной теории рассказывал о своем сне, который стал для него настоящим откровением. Это произошло во время его службы в армии. Он находился в большом баварском доме, который отапливался мощной печью. Мужчина задремал, ему привиделся удивительный сон. Он якобы увидел духа истины, обвиняющего его в лености. Дух сказал, что жизненная задача ученого в том, чтобы доказать принципы математики и их полезность при изучении природы. Таким образом, Декарту предполагалась серьёзная миссия.

разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. 2066414. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма фото. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма-2066414. картинка разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. картинка 2066414.

Посвящение себя одному делу

После этого сна ученый дослужил какое-то время и вернулся в Париж, но молодежная жизнь ему снова надоела, и он решил уединиться для занятий математикой. Рене продал имение своего отца и приобрёл небольшой домик в Голландии. Кстати, всего за 20 лет Декарт сменил порядка 24 домов, а всё из-за того, что он стремился к полному одиночеству. При этом он побывал в 13 городах, а свой адрес проживания тщательно скрывал от самых близких друзей, с которыми регулярно переписывался.

Он ужасно не любил нежданных гостей и бестолковые посиделки. При покупке нового дома всегда учитывал два основных момента – чтобы рядом был католический собор, и чтобы поблизости был расположен университет.

Декарт: рефлекторная теория

Многие сравнивают эти два открытия, и надо сказать, что вклад Декарта куда значительнее, так как он касался не какой-либо функции организма, а самого процесса взаимодействия живых существ между собой.

разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. 2066413. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма фото. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма-2066413. картинка разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. картинка 2066413.

Красивая метафора

Свое открытие основатель рефлекторной теории сделал именно благодаря вышеупомянутому открытию Гарвея. Дело в том, что взаимодействие живых существ Декарт представлял в виде реакции нервных «машин» друг на друга. Он создал такую ассоциацию нервной системы, которая походила на кровеносную систему.

Сердце представляло собой мозг, от которого отходят различные «трубки», то есть кровеносные сосуды. Ими передаются нервные импульсы, которые и предоставляют человеку информацию внешнего мира. При этом по движению крови в сосудах, то есть по передаче нервного импульса к нервной системе, можно судить о живом существе и многих его особенностях.

Основные положения

Рефлекторная теория и физиология оказались очень связаны, ведь знание о душе и её свойствах, как позже стало понятно, во многом опиралось на новые открытие физики, особенно в области оптики. Исследования Ибн аль-Хайсама и Р. Бэкона показали, насколько сфера ощущений зависит не только от души, но и от законов физики. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что основатель рефлекторной теории создавал своё открытие на основе современных знаний о физике и механике. Обособленное понимание души исчезло, но появилось четкое понимание его неотделимости от физиологии.

разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. 2066412. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма фото. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма-2066412. картинка разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. картинка 2066412.

Первой причиной двигательного акта Декарт считал определённый нервный импульс, причина которого лежит вне его самого. Таким образом, тело получает сигнал от внешнего мира, который передаётся по нервным волокнам в мозг. При этом ученый не отрицал диспозиции органов и даже признавал её базовой необходимостью.

Несмотря на то, что признавалась фиксируемая системы нервов и мышц, всё же она была подвержена изменениям. Декарт считал, что с каждым новым импульсом нервные «нити» не приобретают свою старую форму, а растягиваются и меняют свою конфигурацию.

А что после?

Последователи Декарта, исследующие примеры условных рефлексов, уже не сомневались в том, что объяснять деятельность души, то есть нервной системы, понятиями каких-то невидимых сил, также бессмысленно, как объяснять работу механических сил действием сверхсил.

Рене сформировал методологическое правило, которое заключается в том, что то, что человек испытывает, применимо только к нему самому и непосредственно к его телу. Это означает, что каждый может чувствовать и видеть всю картину мира по-своему, и во многом она опирается на физиологию, то есть на то, каким образом происходит передача и трактовка импульсов нервной системой.

разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. 2070483. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма фото. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма-2070483. картинка разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. картинка 2070483.

Моделирование поведения

Придя к своим выводам, ученый понял, что поведением человека можно управлять, его можно моделировать. Созданию рефлексов поддаются почти все системы организма. Декарт выделил, что только речь и интеллект могут не поддаваться моделированию. Таким образом, исследователь попытался объяснить процесс обучаемости, поэтому его считают одним из предшественников ассоцианизма.

Декарт полагал, что важность этих знаний состоит в том, что они дают возможность человеку контролировать свои страсти. Ведь если можно научить этому животных, у которых есть мозг, но нет разума, то тем более этому поддаются люди, которые могут сами себя программировать и менять свои установки.

разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. 2066411. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма фото. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма-2066411. картинка разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. картинка 2066411.

Сеченов

Ниже мы рассмотрим принципы рефлекторной теории Сеченова и Павлова. Воззрения И. Сеченов сформировались к середине прошлого века. Он изучал работу головного мозга и пришел к выводу, что нервная деятельность провоцируется не душой, а факторами внешней среды. Ученый сумел показать, что психика является не чем-то изначальным и заданным, а лишь свойством головного мозга, которое можно сознательно менять.

Иван Павлов

Взгляды И. Павлова формировались под воздействием И. Сеченова. Мужчина долгое время изучал работу головного мозга, а позже стал открывателем условных рефлексов. Деятельность мозга рассматривал как результат функциональности коры. Благодаря проведению ряда опытов над людьми и животными, сумел показать, что основа любых психических процессов – это рефлексы. Исследования ученого позволили позже создать классификацию людей по характеру, а ведь изначально это была классификация по типу деятельности нервной системы. И. Павлов выдел неуравновешенный тип, уравновешенный тип с активными нервными процессами, уравновешенный тип с малой активностью нервных процессов и слабый тип, у которого возбудительные и тормозящие процессы были одинаково слабы. Исходя из этого знания, каждый человек теперь может определить свои сильные и слабые стороны, научиться управлять своими реакциями и, таким образом, решительно поменять всю свою жизнь.

Кстати, все современные теории о привлечении Вселенной для исполнения желаний, силе позитивного мышления и т. д. основываются, как вы уже догадались, именно на рефлексах.

Однозначно ответить на вопрос о том, кто является основателем рефлекторной теории, практически невозможно. Заложил её основы, несомненно, Декарт, но дальнейшее развитие происходило благодаря ряду выдающихся ученых.

Источник

Развитие учения о рефлексе. Функциональные системы организма (П.К.Анохин)

Физиологические методы исследований

2) Фистульный методоснован на введении в полый орган (желудок, желчный пузырь, кишечник) металлической или пластмассовой трубки и закреплении ее на коже. При помощи этого метода определяют секреторную функцию органов.

Метод наложения лигатур и аностомозов

Метод раздражения и перерезок

7) Метод регистрации функций –позволяют регистрировать электрические процессы, не изменяя текущей деятельности изучаемых органов и без повреждения покровных тканей – например, электрокардиография, электромиография, электроэнцефалография (регистрация электрической активности сердца, мышц и мозга)

Рефлекторный принцип деятельности ЦНС. Рефлекторная дуга.

Рефлекторная дуга (нервная дуга) — путь, проходимый нервными импульсами при осуществлении рефлекса.

Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая с помощью нервной системы.

Итак, основной принцип работы нервной системы – рефлекторный. В ответ на раздражение возникает согласованное рефлекторное изменение деятельности многих органов и систем органов.

Рефлекторная дуга соматического рефлекса

2. Афферентное волокно

4. Эфферентное волокно

разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. image002. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма фото. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма-image002. картинка разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. картинка image002.

Рефлекторная дуга Вегетативного рефлекса

2. Афферентное волокно

4. Эфферентное волокно

5. Вегетативный гангрий

Классификация рефлексов

1) По срокам появления рефлексов в онтогенезе:

· Безусловные рефлексы (врожденные)

· Условные рефлексы (приобретенные)

2) В зависимости от числа синопсов входящих в дугу рефлекса:

· Моносинаптические (простые рефлексы)

3) По биологическому значению:

· Экстероцептивные (слух, зрение)

· Интероцептивные (в органах)

· Проприоцептивные ( в мышцах, связках)

5) По лаколизации рефлекторной дуги:

· Центральные рефлексы (проходят через ЦНС)

· Периферические (не проходят через ЦНС) –вегетативные рефлексы.

Постулаты рефлекторной теории

· В формировании любой формы рефлекторной деятельности, ведущая роль принадлежит внешним стимулам.

· Возбуждение по рефлекторной дуге распространяется поступательно от пункта к пункту, от рецепторов к эффекторам.

· Любой рефлекс заканчивается действием и только действием – мышечным сокращением, секреторным ответом, биоэлектрической реакцией.

· Спинальные рефлексы характеризуются постоянством: они проявляются всегда при действии адекватного раздражителя на соответствующие рецепторы.

Развитие учения о рефлексе. Функциональные системы организма (П.К.Анохин).

Для объяснения механизмов саморегуляции русский физиолог академик П.К.Анохин предложил концепцию «функциональной системы».

Основные этапы работы функциональной системы:

1. Афферентный синтез (обстановочная афферентация, мотивация, память, пусковой синтез)

2. Принятие решения

3. Формирование программы действия

4. Формирование акцептора результата действия.

5. Действие и его результат

6. Сличение параметров результата с их моделью в акцепторе результата действия.

Развитие учения о рефлексе

Рене Декарт (1596-1650).Предположил, что при воздействии внешнего раздражителя (ожог пламенем свечи) происходит натягивание нервов, открываются клапаны в желудочках головного мозга, из них выходит животный дух, который по артериям достигает мышц, и происходит движение. Несмотря на механизм, в гипотезе присутствовали все основные звенья рефлекторной дуги, принцип детерминизма.

Иржи Прохаска (1749-1820).Ввел термин «рефлекс», в процессе исследования периферической части рефлекторной дуги показал, что это нервы.

И.М. Сеченов (1829-1905).Основоположник рефлекторной теории. Первый доказал материальность процессов обеспечения рефлекторной реакции. Написал книгу «Рефлексы головного мозга», в которой изложил основные положения рефлекторной теории; обосновал ведущую роль рефлекторного принципа в деятельности ЦНС. Открыл процесс торможения в ЦНС.

И.П. Павлов ( 1849-1936).Распространил рефлекторную теорию Сеченова на ВНД человека и животных. Изучал условнорефлекторную деятельность.

Чарльз С. Шерингтон ( 1856-1952).Исследуя рефлекторную деятельность. Обнаружил существование биологической обратной связи и ввел термин «Рефлекторное кольцо». Описал ряд свойств нервных центров.

П.К. Анохин (1898-1974).Разработал теорию функциональных систем. Согласно этой теории сложная деятельность организма обеспечивается не отдельными рефлекторными реакциями и не их суммой, а сложной функциональной системой, объединяющей разные структуры ЦНС, эндокринное звено регуляции, механизмы памяти и другие психические функции.

разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. image004. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма фото. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма-image004. картинка разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. картинка image004.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 2030 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Развитие концепции рефлекса. Нервизм и нервный центр

Основные положения рефлекторного принципа деятельности ЦНС разрабатывались на протяжении двух с половиной веков. Можно выделить пять этапов развития этой концепции.

Первый этап – формирование в XVII в. основ понимания рефлекторного принципа деятельности ЦНС французским естествоиспытателем и математиком Р. Декартом, который считал, что все вещи и явления можно объяснить естественнонаучным путем. Эта исходная позиция позволила Р. Декарту сформулировать два важных положения рефлекторной теории: 1) деятельность организма при внешнем воздействии является отраженной (впоследствии ее стали называть рефлекторной, от лат. reflexus – отраженный); 2) ответная реакция на раздражение осуществляется при помощи нервной системы. По Р. Декарту, нервы – это трубочки, по которым с огромной скоростью движутся животные духи, материальные частицы неизвестной природы, по нервам они попадают в мышцу и мышца раздувается (сокращается).

Второй этап – экспериментальное обоснование материалистических представлений о рефлексе (XVII –XIX вв.). В частности, было установлено, что рефлекторная реакция может осуществляться на одном метамере лягушки (сегмент спинного мозга, связанный с «кусочком тела»). Важный вклад в развитие представлений о рефлекторной деятельности нервной системы внес И. Прохаска, который исходил из признания единства организма и окружающей среды, ведущей роли нервной системы в регуляции функций организма. Он ввел в физиологию понятие «рефлекс», закон силы (увеличение силы стимула увеличивает силу рефлекторной реакции организма, стимулы имеются не только внешние, но и внутренние), впервые дал описание классической рефлекторной дуги. В этот период установлена роль задних (чувствительных) и передних (двигательных) корешков спинного мозга (закон Белла –Мажанди). Весьма активно сегментарные рефлексы изучал Ч. Шеррингтон, он описал принцип реципрокной иннервации (афферентная иннервация) мышц-антагонистов, ввел понятие «синапс», принцип общего нервного пути, понятие об интегративной деятельности нервной системы.

Третий этап – утверждение материалистических представлений о психической деятельности (И. М. Сеченов, 60-е годы XIX в). Наблюдая за развитием детей, И.М. Сеченов пришел к заключению, что в основе формирования психической деятельности лежит принцип рефлекса. Это положение ученый выразил следующей фразой: «Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». Таким образом, И. М. Сеченов стал на путь детерминизма в вопросах психической деятельности человека. При изучении рефлексов он обосновал приспособительный характер изменчивости рефлекса, открыл торможение рефлексов (центральное торможение – 1863), суммацию возбуждения в ЦНС (1868).

Нервизм– это концепция, признающая ведущую роль нервной системы в регуляции функций всех органов и тканей организма – физиологический нервизм. Концепция нервизма прошла весьма длинный исторический путь своего развития. Почву для этой концепции подготовил Р. Декарт (1596–1650), выдвинувший идею о рефлекторном принципе деятельности нервной системы. Ф. Гофман (1660 – 1742) сформулировал гипотезу о влиянии нервов на «все перемены в здоровом и больном состоянии». Согласно У. Куллену (1710 – 1790), все процессы в здоровом и больном организме регулирует «нервный принцип», который проявляет свое действие через головной мозг при посредстве нервов – проводников нервной деятельности. По мнению Е.О. Мухина (1766 – 1850), «все человеческое тело вообще можно, отвлекаясь, рассматривать как построенное из нервов, ибо остальные части тела, видимо, существуют вследствие нервов как управляющих их способностями».

Большой вклад в развитие концепции нервизма внесли И.М. Сеченов (1829–1905) и С. П. Боткин (1832–1889). По теории С. П. Боткина, организм – это целостная система, деятельность которой направляется и регулируется нервной системой. Он рассматривал различные заболевания как следствие нарушения нормальных нервных соотношений – клинический нервизм. Нарушение «регуляторных нервных аппаратов» может явиться причиной ряда болезней человека, что убедительно подтверждено клиническими наблюдениями.

Выдающаяся роль в развитии концепции физиологического нервизма принадлежит И.П. Павлову (1849 – 1936). Ученый обосновал представление о трофическом влиянии нервной системы на органы и ткани, сформулировал принципы рефлекторной теории, доказал важную роль нервной системы в регуляции секреции желез желудочно-кишечного тракта, открыл условные рефлексы и с их помощью разработал основы учения о высшей нервной деятельности.

Нервный центр– это совокупность нейронов, расположенных на различных уровнях ЦНС, достаточных для приспособительной регуляции функции органа согласно потребностям организма. Например, нейроны дыхательного центра располагаются и в спинном мозге, и в продолговатом мозге, и в мосту. Однако среди нескольких групп клеток, расположенных на различных уровнях ЦНС, обычно имеется главная часть центра. Главная часть дыхательного центра находится в продолговатом мозге и включает инспираторные и экспираторные нейроны.

Нервный центр реализует свое влияние на эффекторы либо непосредственно с помощью эфферентных импульсов соматической и вегетативной нервной системы, либо с помощью активации выработки соответствующих гормонов. Кроме нервной регуляции в организме существует гуморальный и миогенный механизмы регуляции. Гуморальный механизм регуляции функций органов и тканей организма осуществляется с помощью гормонов, медиаторов, метаболитов и тканевых гормонов.

Параллельно с развитием понятия рефлекс формировалось представление о высшей нервной деятельности (ВНД).

Источник

Рефлекторный принцип регуляции (Р. Декарт, Г. Прохаска), его развитие в трудах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, П.К. Анохина

разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма фото. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма фото. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма фото. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма фото. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма фото. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма фото. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

Основной формой деятельности ЦНС является рефлекс. Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая при участии ЦНС. Впервые понятие о рефлексе как ответной реакции (отражении) на раздражения органов чувств было сформулировано французским ученым Рене Декартом (XVII в.). Это представление было развито чешским физиологом И.Прохаской (XVIII в.) и другими исследователями. Дальнейшее углубление учения о рефлекторной деятельности ЦНС связано с именами отечественных физиологов И.М.Сеченова и И.П.Павлова. В книге «Рефлексы головного мозга» И.М.Сеченов показал, что рефлексы являются не только реакциями отдельных органов, а представляют собой целостные акты, определяющие поведение. И.М.Сеченов выдвинул идею о рефлекторной природе всех процессов (сознательных и бессознательных), происходящих в головном мозге, включая психические. Но в то время не существовало методов объективной оценки деятельности мозга, которые могли бы подтвердить это предположение. Такой метод был разработан И.П.Павловым — метод условных рефлексов, с помощью которого он расширил рефлекторную теорию, показав, что наиболее сложные и совершенные формы поведения осуществляются на основе условнорефлекторной деятельности.

Рефлексы можно классифицировать по различным показателям:

1. По биологическому значению рефлексы подразделяются на:ориентировочные;

3. По расположению рецепторов они делятся на:

экстерорецептивные (вызываемые раздражением рецепторов, расположенных на внешней поверхности тела);

интерорецептивные (вызываемые раздражением рецепторов внутренних органов и сосудов);

проприорецептивные (возникающие при раздражении рецепторов, находящихся в мышцах, сухожилиях и связках).

4. В зависимости от органов, которые участвуют в формировании ответной реакции, Р. м.б.:

двигательными (локомоторными);секреторными; сосудистыми.

5. В зависимости от того, какие отделы мозга необходимы для осуществления данного рефлекса, различают:

1)спинальные рефлексы, для которых достаточно нейронов спинного мозга;2) бульбарные (возникают при участии продолговатого мозга);3)мезэнцефальные (возникают при участии нейронов среднего мозга); 4)диэнцефальные (возникают при участии нейронов промежуточного мозга);5)кортикальные (для них необходимы нейроны коры головного мозга).

Следует отметить, что в большинстве рефлекторных актов участвуют как высший отдел ЦНС (кора головного мозга), так и низшие отделы одновременно.

6. Рефлексы можно также разделить на: 1)безусловные (врожденные);2)условные (приобретенные в процессе индивидуальной жизни).

7. Структурной основой рефлекса, его материальным субстратом является рефлекторная дуга — нейронная цепь, по которой проходит нервный импульс от рецептора к исполнительному органу (мышце, железе).

В состав рефлекторной дуги входят: 1)воспринимающий раздражение рецептор; 2)чувствительное (афферентное) волокно (аксон чувствительного нейрона), по которому возбуждение передается в ЦНС; 3)нервный центр, в который входят один или несколько вставочных нейронов; 4)эфферентное нервное волокно (аксон эфферентного нейрона), по которому возбуждение направляется к органу.

В рефлекторной реакции всегда участвуют афферентные нейроны, передающие импульсы от рецепторов (например, проприорецепторов) исполнительного органа в ЦНС. С помощью обратной афферентации происходит коррекция ответной реакции нервными центрами, регулирующими данную функцию. Поэтому понятие «рефлекторная дута» заменяется в настоящее время представлением о рефлекторном кольце, поскольку в функциональном отношении дуга замкнута и на периферии, и в центре беспрерывно циркулирующими во время работы органа нервными сигналами.

Простейшая рефлекторная дуга (моносинаптическая) состоит из двух нейронов: чувствительного и двигательного. Примером такого рефлекса является коленный рефлекс. Большинство рефлексов включают один или несколько последовательно связанных вставочных нейронов и называются полисинаптическими.

Наиболее элементарной полисинаптической дугой является трехнейронная рефлекторная дута, состоящая из чувствительного, вставочного и эфферентного нейронов. В осуществлении пищевых, дыхательных, сосудодвигательных рефлексов участвуют нейроны, расположенные на разных уровнях — в спинном, продолговатом, среднем и промежуточном мозге, в коре головного мозга.

разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. 640 1. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма фото. разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма-640 1. картинка разработал учение о рефлекторном принципе деятельности организма. картинка 640 1.

Рефлексы возникают под влиянием специфических для них раздражителей, действующих на их рецептивное поле. Рецептивным полем рефлекса называется участок тела, содержащий рецепторы, раздражение которых всегда вызывает данную рефлекторную реакцию. Так, рефлекс сужения зрачка возникает при освещении сетчатки глаза, разгибание голени наступает при нанесении легкого удара по сухожилию ниже колена и т. д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *