разница между дополнительным профессиональным образованием и профессиональным обучением
Дополнительное образование и дополнительное профессиональное образование – в чём различие?
Любая компания, когда принимает решение об осуществлении образовательной деятельности, сталкивается с такой проблемой: какой именно вид образовательных услуг она оказывает? Что такое, вообще, виды образовательных услуг и уровни образования? Ведь для получения лицензии необходимо четко осознавать разницу в этих понятиях, поскольку в самой лицензии будет указано, какую именно образовательную деятельность вы осуществляете.
В первую очередь необходимо выделить, что входит в систему образования в Российской Федерации, на какие виды подразделяется образование:
Общее образование.
Профессиональное образование.
Дополнительное образование.
Профессиональное обучение.
Наиболее популярным уровнем образования, где действует большое количество обучающих компаний, является дополнительное образование и профессиональное обучение. В первую очередь это обусловлено многообразием возможных образовательных программ, которые можно реализовывать.
Однако, как определить к какому виду образования относиться именно Ваша деятельность? Здесь необходимо обратился к Федеральному закону от 29.12.2012 год № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Закон закрепляет деление общего и профессионального образования на уровни, а дополнительное образование подразделяет на подвиды.
Особенностью профессионального обучения является то, что существует отдельный перечень, который закрепляет конкретные специальности и должности, по которым может проводиться профессиональное обучение. Обязательным условием осуществления профессионального обучения является проведение квалификационного экзамена или итоговой аттестации.
Особенностью дополнительного образования является то, что существует дополнительное профессиональное образование и дополнительное образование детей и взрослых. Поскольку в самой лицензии указывается непосредственно подвид дополнительного образования, то необходимо понять, какая разница существует между дополнительным образованием взрослых и дополнительным профессиональным образованием.
Главным отличием является тот факт, что дополнительное образование взрослых и детей осуществляется по общеобразовательным программам, в то время как дополнительное профессиональное обучение осуществляется в рамках повышения квалификации или переподготовки людей, уже обладающих определенной специальностью.
Например, если Ваша организация проводит курсы или тренинги по обучению иностранному языку, то это будет дополнительное образование взрослых и детей. А в случае, если Ваша организация проводит курсы повышения квалификации менеджеров, по управлению персоналом, то это будет дополнительное профессиональное образование.
Стоит обратить внимание, что содержание образовательных программ, в сфере дополнительного образования, определяется непосредственно самой организацией, которая будет их реализовывать. Исключение составляет требование учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, при реализации программ дополнительного профессионального образования.
Если Вы хотите получить лицензию на осуществление образовательной деятельности, но не хотите тратить время на сбор и подготовку необходимых документов, то Вам стоит обратиться за помощью к квалифицированным юристам, занимающимся вопросами лицензирования. Если Вы чувствуете в себе силы и желание самостоятельно получить лицензию, но есть всего пара вопросов о том, как и с чего лучше начать, то наша компания готова проконсультировать по всем интересующим Вас вопросам.
Профессиональное обучение, его отличия от средне-специального, способы получения
Для смены профессии или повышения компетенций может понадобиться дополнительное профессиональное обучение. Этот вид учебы связан с практической деятельностью, поэтому желательно его проходить в очной или очно-заочной форме.
При этом базовый уровень подготовки специалиста не меняется. Его профильное образование остается прежним. Например, на предприятие пришло новой оборудование, с которым нужно уметь работать. Руководство принимает решение отправить на учебу и стажировку несколько сотрудников, чтобы те, в свою очередь, обучили остальных.
Что такое профессиональное обучение
Во втором случае дополнительное профессиональное обучение получает человек, у которого уже есть специальность, но знаний, умений, практики недостаточно для выполнения каких-либо заданий. Он поступает на курсы, идет на стажировку или осваивает новые знания через Интернет, при этом он остается специалистом со средним, высшим или средним специальным образованием.
Краткосрочные программы переквалификации или повышения квалификации не повышают уровень базового образования.
Программа профессионального обучения может быть разработана в рамках любой профессии или даже при отсутствии таковой. Например, выпускники школ могут пройти короткие курсы для овладения профессиональными навыками столяра, токаря, бухгалтера, программиста. Они научатся выполнять определенные действия, но останутся при этом специалистами без диплома. Максимум, что могут дать такие программы – сертификат или свидетельство об окончании обучения на курсах.
Кому нужно профессиональное обучение
Технологии развиваются в быстром темпе, постоянно создается нечто новое в рамках каждой профессии, поэтому дополнительное периодическое профессиональное образование может понадобиться любому специалисту:
В экономически развитых странах есть программы непрерывного обучения специалистов. В их рамках человек любой профессии может раз в год подавать заявление для повышения квалификации, которая оплачивается государством или предприятием. Это позволяет постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки практической работы.
Профессиональная переподготовка – это тоже вид профессионального обучения, при котором человек с дипломом среднего специального или высшего образования имеет право получить другую профессию, затратив на это меньше времени, чем потребовалось бы для окончания вуза. Здесь играет роль мотивация – дополнительный заработок, смена места работы по определенным причинам. В этом случае слушатель учебных программ получает только самые необходимые теоретические знания и практические навыки, которые пригодятся для работы.
Диплом о присвоении квалификации не выдается, только свидетельство о прохождении профпереподготовки, дающее право работать по новой профессии. В интересах слушателя хорошо усвоить материал и сдать экзамены. Как сложится в дальнейшем его карьера – зависит от него самого.
Повышение квалификации в рамках профессии также можно отнести к профессиональному обучению. В этом случае человек не меняет профессию полностью, но нарабатывает новые навыки. Например, для работы на более высокой должности, с новым оборудованием. Часто данным видом обучения пользуются юристы, имеющие диплом о высшем образовании, но которые хотят сменить направление деятельности – с гражданского права на уголовное или хозяйственное, на адвокатскую деятельность или нотариальные услуги.
Люди, имеющие высшее или среднее специальное медицинское образование, могут получить дополнительную профессию фармацевта и открыть собственную аптеку. Врач-физиолог может пройти курсы для получения специальности техника по обслуживанию медицинской аппаратуры и получать больше зарплату, работая на двух должностях.
Кто может поступать
На профессиональное обучение принимаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане различного возраста, в том числе:
Вступительных испытаний на программы профессионального обучения не предусмотрено.
Где можно получить профобразование
Дистанционное профессиональное обучение без отрыва от основной работы можно получить в компании ЕЦВДО, которая предлагает краткосрочные и долгосрочные программы профессиональной подготовки и повышения квалификации.
Дистанционное образование дает возможность:
Очные курсы профессионального обучения можно найти в своем городе или областном центре, где проводится переподготовка специалистов. Туда можно записаться по направлению из центра занятости, в зависимости от того, какие профессии актуальны на рынке услуг.
Есть множество очно-заочных краткосрочных или долгосрочных курсов, которые нужно посещать вечером после работы. Это позволяет не терять источник дохода и одновременно работать в направлении смены профессии.
Как поступить
Чтобы пройти профессиональное обучение, необходимо знать свою цель – получить новую профессию, повысить квалификацию, или овладеть минимальными навыками для работы, чем чаще всего пользуются выпускники школ.
Условия поступления в каждом случае будут разные. Это зависит от первоначального уровня образования – школа, колледж, вуз. Например, для переподготовки в рамках юриспруденции необходимо иметь оконченное высшее образование в области права и предоставить копию диплома перед зачислением. Профессиональную переподготовку на базе высшего образования могут проходить люди, уже имеющие диплом бакалавра или магистра.
Для работы на каком-либо предприятии – заводе, фабрике – обычно предлагают курсы не более 1-2 месяцев с практической составляющей учебы. Чаще всего такие курсы организовываются на базе того же предприятия, а преподают квалифицированные мастера. Одновременно человек может понемногу начинать работать и получать зарплату.
Регулирование профобучения на законодательном уровне
Профессиональное обучение регулируется законодательством, в частности, ст. 73 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации».
В статье дано обозначение организации профессионального образования и четко указано, какие организации имеют право осуществлять образовательную деятельность.
Что такое программы профессионального обучения
Программа представляет собой комплекс нормативно- методических документов, разработанных по определенным стандартам, в соответствии с квалификационными требованиями для исполнения должностных обязанностей.
На сегодняшний день в нашей стране действуют свыше 180 профессиональных стандартов, утвержденных приказами Минтруда Российской Федерации.
Результат обучения: что получает слушатель
Приобретение необходимых компетенций, соответствующих должности, пополнение и обновление знаний, получение разряда/категории/класса – гарантированный результат изучения программ профобразования.
Свидетельство о профессиональной подготовке – документ, подтверждающий новую квалификацию работника. Его он получает после окончания курсов.
«Об образованиии в Российской Федерации»
Рнформационный портал РїРѕ внедрению эффективных организационно-управленческих Рё финансово-экономических механизмов, структурных Рё нормативных изменений, новаций
Вы здесь
Согласно ст. 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.
Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.
Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.
Федеральный закон не предъявляет никаких требований к уровню образования, которое должно быть у лица, обучающегося по программам профессионального обучения. При реализации программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих необходимо только, чтобы у данного лица уже была хотя бы одна профессия рабочего или должность служащего.
Согласно ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Таким образом, данные программы отличаются по своей направленности и содержанию, так и по контингенту обучающихся. Следует отметить, что законодательство не содержит минимально допустимого срока освоения программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих, в отличие от минимально допустимого срока освоения программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки (не менее 16 и менее 250 часов соответственно, п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499).
Чем отличается дополнительное профессиональное образование от дополнительного образования?
Чем отличается дополнительное профессиональное образование от дополнительного образования?
Человек развивается, получает знания и совершенствуется на протяжении всей своей жизни. В этом ему помогают дополнительное образование (ДО) и дополнительное профессиональное образование (ДПО). Многие люди считают, что ДПО и ДО – тождественные понятия, но это ошибочное мнение. В данной статье мы рассмотрим, что такое ДПО и дополнительное образование, их сходства и отличия.
Что такое ДПО?
Дополнительное профессиональное образование – это вид образования, задачей которого является приобретение конкретных профессиональных знаний и умений или усовершенствование уже имеющихся навыков. Пройти обучение по программам дополнительного профессионального образования можно только при условии, что человек уже имеет среднее или высшее профильное образование. Существует два вида ДПО:
Сегодня существует огромное количество учебных центров дополнительного профессионального образования, большинство из которых реализует дистанционный формат обучения. Благодаря этому получать знания можно без отрыва от основной работы. Главными особенностями ДПО является сравнительно низкая цена образовательных программ и короткий срок обучения. Так, минимальная продолжительность курса профессиональной переподготовки составляет всего 250 академических часов.
Дополнительное образование: на кого рассчитано, особенности
Дополнительное образование – это обучение, которое направлено на всестороннее развитие человека и расширение кругозора. При этом дополнительное образование рассчитано как на детей, так и на взрослых. Обучение, как правило, проходит в свободное от учебы или работы время.
На данный момент функционирует огромное количество учреждений, которые предоставляют услуги в сфере дополнительного образования. Это могут быть различные спортивные школы, центры туризма, школы искусств и т.д. Дополнительное образование детей может также реализовываться и на базе школы (например, различные факультативы, творческие лаборатории и т.п.).
Для детей дополнительное образование играет важную роль в процессе становления их личности и социализации, взрослым же позволяет удовлетворять их социокультурные потребности.
Сходства и различия ДПО и дополнительного образования
ДПО и дополнительное образование взрослых и детей являются подвидами общего дополнительного образования. Поэтому они имеют свои сходства и различия. К сходствам между ДПО и дополнительным образованием относят:
Различий между ДПО и дополнительным образованием можно выделить гораздо больше, чем сходств. Главным отличием является то, что получить дополнительное профессиональное образование можно только лишь взрослым гражданам, в то время как дополнительное образование доступно и для детей. Существуют и другие различия, например:
Какие есть различия между повышением квалификации и переподготовкой
1. Сведения о каких видах дополнительного образования нужно вносить в трудовую книжку и личную карточку.
Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (п. 5 ст. 76 Закона 273-ФЗ).
Согласно пп. «б» п. 9 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» (далее «Правила») в трудовую книжку при ее оформлении на основании документов об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки) вносятся, в частности:
Все записи о квалификации вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя не позднее недельного срока (п. 10 Правил).
Также в трудовую книжку по месту работы вносятся сведения о дополнительном образовании с указанием соответствующих документов: о времени обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров (пп. «б» п. 21 Правил).
В п. 3.1. Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69 (далее «Инструкция») приводится порядок внесения этих записей.
Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, предусмотренным соответствующими квалификационными справочниками.
Изменения и дополнения, внесенные в установленном порядке в квалификационные справочники, штатное расписание организации, доводятся до сведения работников, после чего в их трудовые книжки на основании приказа (распоряжения) или иного решения работодателя вносятся соответствующие изменения и дополнения.
Если работнику в период работы присваивается новый разряд (класс, категория и т.п.), то об этом в установленном порядке производится соответствующая запись.
Установление работнику второй и последующей профессии, специальности или иной квалификации отмечается в трудовой книжке с указанием разрядов, классов или иных категорий этих профессий, специальностей или уровней квалификации.
Например, слесарю-ремонтнику была установлена вторая профессия «Электрогазосварщик» с присвоением 3 разряда. В этом случае в трудовой книжке в графе 1 раздела «Сведения о работе» ставится порядковый номер записи, в графе 2 указывается дата установления второй профессии, в графе 3 делается запись: «Установлена вторая профессия «Электрогазосварщик» с присвоением 3 разряда», в графе 4 указывается соответствующее удостоверение, его номер и дата.
Личная карточка работника (унифицированная форма Т-2, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты») При поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, заполняются работником кадровой службы на основании документа об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний.
Раздел X личной карточки работника «Дополнительные сведения» заполняется для полноты учета сведений о сотрудниках, обучающихся в учебных заведениях и др.
Если во время работы в организации сотрудник повышал квалификацию (от 16 ак.ч. – п. 12 Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», далее «Приказ №499»), то заполняется раздел V личной карточки работника.
Если во время работы в организации сотрудник прошел обучение по профессиональной переподготовке (свыше 250 ак. ч. – п. 12 Приказа №499), то заполняется раздел VI личной карточки работника.
2. Какие документы подтверждают повышение квалификации и переподготовку.
При освоении дополнительных профессиональных программ профессиональной подготовки возможен зачет учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), освоенных в процессе предшествующего обучения по основным профессиональным образовательным программам и/или дополнительным профессиональным программам, порядок которого определяется организацией самостоятельно.
Обучение завершается итоговой аттестацией в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (п. 14 ст. 76 Закона 273-ФЗ).
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным из организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией.
Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации.
Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью и (или) выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования.
Документ о квалификации выдается на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается организацией.
При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и/или высшего образования удостоверение о повышении квалификации и/или диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации (п.16 ст. 76 Закона 273-ФЗ).
3. Что такое стажировка.
Согласно п. 12 ст. 76 Закона 273-ФЗ дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим законом, а также полностью или частично в форме стажировки.
Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использовании при исполнении своих должностных обязанностей (п. 13 Приказа №499).
Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержание дополнительных профессиональных программ.
Сроки стажировки определяются организацией самостоятельно исходя из целей обучения.
Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.
Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности, как:
По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.
4. Какие есть формы и способы повышения квалификации сотрудников.
Формы и сроки повышения квалификации определяются образовательной программой и/или договором об образовании (п. 13 ст. 76 Закона 273-ФЗ).
Содержание программы повышения квалификации должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ о государственной службе (п. 8 Приказа №499).
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ (п. 17 Приказа №499):
Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
Если работник направляется на обучение с отрывом от производства, то в табеле учета рабочего времени проставляется код «ПК» или «ПМ» (повышение квалификации с отрывом от работы в другой местности).
5. Как часто нужно проводить повышение квалификации работников, в каких формах и как организовать обучение сотрудников
Согласно ст. 197 ТК РФ работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование. Это право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.
Необходимость подготовки работников и дополнительного профессионального образования определяет работодатель (ст. 196 ТК РФ).
Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
В некоторых случаях работодатель обязан проводить дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности, например:
Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Процедура направления работника на обучение представлена в схеме 5:
Если обучение происходит за счет работодателя, то в договор об обучении можно включить условие о возмещении затрат в случае увольнения работника без уважительных причин до истечения срока, установленного в договоре (ст. 249 ТК РФ). Работник обязуется возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени (см. пример 5, п. 2.2.6 договора об обучении).