разминка для ума 4 класс
Конспект развивающего занятия для учащихся 3-4 класса на тему «Разминка для ума»
Конспект развивающего занятия для учащихся 3-4 класса на тему «Разминка для ума»
Цель: развитие творческих способностей
Задачи: развить творческие способности, внимание, память
научить быстро и творчески мыслить
1.Позитивный настрой «Концентрация на свет»
2.Разминка «Как это называется»
-Птичий домик? (Скворечник)
-Птица, приносящая детей? (Аист)
-Яхта капитана Врунгеля? («Беда»)
-Домик для собаки? (Конура)
— Будущий цветок? (Бутон)
— В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота)
-В каком глаголе 100 отрицаний? (Стонет)
— Сорока летит, а собака на хвосте сидит. Возможно ли это? (Возможно, если они делают это каждый сам по себе)
-У Магомета было 10 овец. Все, кроме девяти, сдохли. Сколько овец осталось? (9)
-Трое играли в шашки. Всего сыграли 3 партии. Сколько партий сыграл каждый? (Каждый сыграл по две партии)
Цель: тренировка памяти, концентрации внимания
Впишите в клетки, пользуясь подсказкой-загадкой, слова так, чтобы они вместе с буквами, стоящими рядом, образовали новые слова
— Ужасная отметка, которую боятся все школьники
— Он ползет наоборот, задом наперед, все под водой хватает клешней.
-Это дикая родственница пчелы
Ходом шахматного коня, не повторяя ходы, прочтите русскую пословицу. Начало пословицы выделено.
Проанализируйте закономерность и поставьте вместо знака вопроса нужное число
Посмотрите внимательно на следующие слова:
ВЗГЛЯД, СПЕКТР, СФИНКС, ВЗГРЕТЬ
Чем они похожи друг на друга?
Напишите все возможные варианты трехзначных чисел, сумма цифр в которых равна двум. Сколько их?
4. Заключительная минута урока
— Дорогие ребята! Надеюсь, вам понравилось наше занятие, и вы смогли на нем узнать возможности своих творческих способностей.
Спасибо вам за урок! До новых встреч!
Курс повышения квалификации
Нейропсихология детского возраста
Курс профессиональной переподготовки
Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-955545
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Попова предложила изменить школьную программу по биологии
Время чтения: 1 минута
В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет
Время чтения: 1 минута
Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Программа по курсу «Зарядка для ума» 4 класс
на заседании методического Директор МБОУ СОШ №4
объединения учителей ____________В.Н.Игнатов
от №_____ от ________.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№4
ИМЕНИ Л.А. СМЫК Г.ЛИПЕЦКА
для 4 А класса на 2020-2021 учебный год
учителя начальных классов
Чулюковой Натальи Валерьевны
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по курсу «Зарядка для ума».
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по математике, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Цели и задачи обучения курса «Зарядка для ума»
Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,
в) формирование картины мира.
Основные задачи, которые решает этот курс:
знакомство детей с основными геометрическими понятиями,
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
сформировать умение учиться.
формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,
обучать различным приемам работы с бумагой,
применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,
развитие мелкой моторики рук и глазомера,
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,
выявить и развить математические и творческие способности.
воспитание интереса к предмету «Геометрия»,
расширение коммуникативных способностей детей,
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Общая характеристика курса «Зарядка для ума»
Программа курса «Зарядка для ума» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения. Данный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Содержание курса «Зарядка для ума» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Место учебного предмета в учебном плане
На курс «Зарядка для ума» в 4 классе по учебному плану отводится 28 часа (1 час в неделю).
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком и программой на 28 часов.
Планируемые результаты курса «Зарядка для ума».
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
— преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
— ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
— проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
— выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
— анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
— составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции;
— выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
— осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
— Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
— Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Создание объёмных фигур из бумаги: цилиндр, куб, конус, четырёхугольная пирамида, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида.
Вводное занятие «Математика – царица наук» (1 ч)
Определение интересов, склонностей учащихся.
Различные системы счисления (3 ч )
Греческая и римская нумерация. Индийская и арабская система счисления. Древнерусская система счисления. Эти удивительные числа.
Числовые головоломки (4 ч)
Числовые ребусы. Галерея числовых диковинок. Решение старинных задач. Задачи «Как сосчитать». Фокусы без обмана. Знакомство с числовыми мозаиками. Составление и решение числовых мозаик. Арифметическая викторина.
Геометрические фигуры (5 ч)
Треугольник, задачи с треугольниками. Четырехугольники. Геометрические головоломки. Знакомство с пространственными фигурами. Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. КВН «Занимательная геометрия».
Логические задачи (3 ч)
Задачи на взвешивание, переливание, перекладывание. Задачи на сравнение и на равновесие. Задачи с многовариантными решениями.
Признаки умножения и делимости (4 ч )
Признаки умножения. Признаки делимости на 2,3,5,9. Признаки делимости на 4,6,8 Конкурс «Газета любознательных».
Решение занимательных задач (3 ч)
Старинные задачи. Решение шутливых задач. Задачи от противного. Задачи на движение по реке. Задачки со сказочным сюжетом. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
Гимнастика ума (5 ч. )
Комбинаторные задачи. Решение и составление задач со спичками. Головоломки со спичками. Знакомство с принципом Дирихле. Круги Эйлера. Решение задач. Магический квадрат. Знакомьтесь: Пифагор! Заключительное занятие «Математическая викторина».
Формы организации деятельности обучающихся.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
— индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
— фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
— групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
— коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
В работе с детьми нами будут использованы следующие методы:
Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований могут, кроме учителя, становиться дети.
Развивающие занятия для учащихся 4–5-х классов: «Тренировка для ума»
Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывать определенные навыки и умения, привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества необходимы ребенку, чтобы добиться успеха в жизни.
Предлагаемые занятия должны способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей учащихся, повысить мотивацию достижения успеха.
Программа состоит из 10 занятий длительностью один учебный час. При желании возможно удлинение времени отдельного занятия и сокращение их общего числа. Желательно проводить занятия в помещении, где можно было бы быстро организовать учебное пространство – переставлять стулья и столы, освобождать место для подвижных психологических упражнений.
Структура занятия: разминка (5 мин.), беседа и упражнения (30 мин.), рефлексия и домашнее задание (9 мин.).
Занятие 1. Занятие 2. Занятие 3. Занятие 4. Занятие 5. Занятие 6. Занятие 7. Занятие 8. Занятие 9. Занятие 10. | Тренировка ума. Зарядка ума. Чистка ума. Разминка для ума. Ясность ума. Беглость ума. Гибкость ума. Яркость мысли. Стройность мысли. Сила ума. |
Занятие 1. Тренировка ума.
Задачи: Создание положительной мотивации к заданиям. Развитие внимания (переключение). Развитие мышления и отработка умений описывать предметы по их признакам.
1. Установление доверительных отношений в группе.
Упражнение “ Колпак мой треугольный”:
Колпак мой треугольный.
Треугольный мой колпак.
А если не треугольный,
То это не мой колпак.
Скороговорка проговаривается. Затем слова постепенно заменяются жестами
2. Игра “Прочисти мозги” (создание хорошего настроения, единства).
Инструкция: Все ненадолго встаньте и немного потянитесь. Прямо сейчас мы все совершим особый ритуал. Этот ритуал поможет удалить всю пыль, которая накопилась в глубинах нашего ума. Вытянитесь вверх, как будто вы хотите достать до потолка, потянитесь во все стороны, раскинув руки как можно шире, и напрягите все свои мышцы! Теперь встаньте так, чтобы ваши ступни находились на некотором расстоянии друг от друга, и держите руки примерно в 20 сантиметрах от ушей. Представьте себе, что вы держите в руках золотую нить, которая входит в одно ухо, проходит сквозь голову и выходит из другого уха. У вас это получилось! Теперь начинайте тянуть нить туда– сюда, от одного уха к другому. Оглянитесь вокруг и смотрите, как мы делаем то же самое. Теперь давайте делать это в одном и том же ритме. Готовы? Раз– два, раз– два! Влево – вправо, влево – вправо! Знаете, кто вы сейчас? Вы – умственные трубочисты. Вы прочистили содержимое ваших голов, так что огонь вашего познания может гореть ярким светом, и вы снова готовы к новым открытиям.
Беседа. “Для чего человек мыслит?”
Детям задается этот вопрос. Они на него отвечают, ответы сводятся к результату: “Чтобы решать проблемы”. А для того, чтобы лучше мыслить, показать хорошие результаты в учебе, необходима тренировка ума. Тренировка для ума – это упражнения, с помощью которых вы научитесь четко, ясно и осознанно мыслить, решать задачи, рассуждать. Для того, чтобы получить хороший результат надо соблюдать ряд условий:
– иметь желание;
– посещать все занятия;
–активно выполнять все задания.
Задание 1. Тест – шутка “ Примени свое мышление”.
Задание 2. “Закончи рисунок”.
Задание 3. Игра “Письменные инструкции”.
Инструкция: Каждый из вас получит сейчас лист с инструкцией. Внимательно прочтите и точно выполните каждое положение инструкции (10–15 минут).
Теперь вы можете потренироваться в придумывании инструкций. Разбейтесь на пары, напишите каждый свою инструкцию, обменяйтесь ими и выполняйте ее. Нарисуйте картину именно так, как предписано инструкцией.
Задание 4. “ Исключение пятого лишнего”.
Даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Найдите это пятое слово.
Задание 5. В каждой строчке этого задания написаны три слова. Между первым и вторым словом существует какая – то связь. Определите ее. Рядом с третьим словом даны еще пять слов в скобках. Из этих пяти нужно выбрать только одно, которое будет относиться к слову без пары точно так же, первое слово ко второму.
Гимнастика для ума занятие Анаграммы
МОУ «Красненская средняя общеобразовательная школа имени М.И.Светличной»
Занятие внеурочной деятельности «ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА»
Учитель начальных классов Попова Л.Н.
Организовать деятельность обучающихся адекватно использовать речевые средства языка, способствовать составлять и распознавать анаграммы, умение задавать вопросы, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.
Цель личностного развития обучающихся
Содействовать формированию УУД (мотивированное участие в интеллектуальных конкурсах, навыки сотрудничества в различных ситуациях) и исследовательской культуры (формирование умений связанных с учебно лингвистическим исследованием).
ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, рабочая тетрадь, толковый словарь В. И. Даля, словарь синонимов и антонимов М. Р. Львова, задания для работы в группах.
Методы и приёмы: игровой, метод исследования.
Улыбнулись друг другу.
Настрой обучающихся на предстоящее занятие
Диагностика жизненного и познавательного опыта обучающихся по теме занятия
— С какой целью мы сегодня собрались?
Чтобы творить, поэту многого не нужно:
Немного тишины, и чтобы жили дружно.
И чтоб вокруг никто его не беспокоил,
И, может быть, обед ему, чтоб приготовил.
— Скажите, пожалуйста, как называется наше занятие? «Гимнастика для ума»
— Для чего нам нужна гимнастика для ума? Как вы понимаете.
Тогда сделаем гимнастику, проведем разминку.
Какие знаменательные даты в этом году празднует наша страна? (70 –летие Победы ВОВ, год литературы)
Как вы думаете почему наше занятие я начала словами о поэте?
Что мы называем шарадами? (слова в которых каждый слог – самостоятельное словечко, сложив их мы получаем новое слово).
Что такое омонимы? (слова, которые пишутся одинаково, но означают разные вещи).
Кто помним, что такое омографы? (слова, в которых значение зависит от ударения).
Всё ли мы вспомнили? Что же ещё забыли?
Приставки – фокусницы? (приставка определяет новое значение слова)
Разлибуки? (слова, различающиеся друг от друга одной буквой)
Логогрифы? (слова получаются если спереди или сзади убрать или добавить одну букву)
С чем вы любите работать больше?
Ориентирование в пространстве языка и речи
Обеспечение восприятия обучающихся нового учебного материала
1) Сообщение темы и целей занятия.
Учитель: Ребята, а сегодня на нашем занятии мы познакомимся с таким языковым понятием, как АНАГРАММА.
Давайте сформулируем цели занятия. (ответы детей)
Р.Т. с 45 1,3 и 4 задание. (ответы первой пары)
3) Работа с разлибуками.
Осознанное усвоение обучающихся нового учебного материала и первоначальное развитие практических умений
Самоконтроль и коррекция знаний и способов действий
4) Беседа: Вспоминаем какие языковые понятия нам уже известны?
5) Сейчас я вам предлагаю поиграть.
Для этого нам нужно разделится на 3 группы.
(работа в группах) – каждый ребёнок получает кружок с цифрами 1, 2,3.
3 – мои помощники, эксперты, те кто будет мне помогать и оценивать работу группы.
Учитель: Первое командам нужно придумать название и девиз. Далее конкурсы.
1.Поменяйте буквы местами, чтобы получились новые слова.
2.Замени одним глаголом.
4.Соедини стрелками пары слов.
6.Подобрать синонимы и антонимы.
Осмысление выполненной работы
Анализ и оценка достижения цели занятия
Давайте вернёмся к четверостишию, которым я начала наше занятие.
Чтобы творить, поэту многого не нужно:
Немного тишины, и чтобы жили дружно.
И чтоб вокруг никто его не беспокоил,
И, может быть, обед ему, чтоб приготовил.
Вы были творцами на этом занятии?
В вашей команде было тихо, дружно, это вам помогало?
Что же нового вы сегодня узнали?
Самоутверждение детей в успешности
Самооценка собственной деятельности и оценка сотрудничества
Давайте завершим нашу работу, начиная словами:
Меня больше всего понравилось …
Сегодня я с собой возьму … это мне поможет …
Проектирование детьми собственной деятельности
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-177860
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.