размер мозга у страуса
Мозг страуса: вся правда о его размерах
Солдаты Древнего Рима после возвращения из военных походов рассказывали местным жителям байки о странных птицах, которых встречали в дальних странах. По причине недостатка образования, бурного воображения и обычного желания увлечь случайных слушателей, солдаты разбавляли правду вымыслом. Но их можно оправдать тем, что в местах проживания страусов бывали соответствующие погодные условия, способствующие обману зрения.
Небольшой размер мозга
Вам будет интересно: Петропавловск-Камчатский: вулканы, которые не спят
Человек зачастую пренебрежительно относился к этой птице, считая самым глупым божественным созданием. Ученые подтверждают это мнение, приводя в доказательство Библию и результаты исследований, где черным по белому написано, что размеры глаз страуса больше, чем его мозг.
Не в последнюю очередь, благодаря размеру мозга у страуса, он стремится съесть все, что сможет достать, при любом количестве свидетелей. Но благодаря бурной человеческой фантазии такие свидетели любят приукрашивать действительность. Для примера можно вспомнить людей, живших 2000 лет назад. Они клялись, что страус ест абсолютно все. Если пищи не хватило, эти птицы захаживают в гости к кузнецам, готовым угостить их пылающим железом прямо с наковальни. Страус глотает железо и практически моментально выпускает из прямой кишки, отдавая таким же горячим, как и раньше. Но пищеварительные соки делают свое дело, и железо немного теряет в весе и начинает звенеть от удара об пол.
Само собой, это обман. Никакого горячего железа в желудке страуса даже чисто теоретически не могло быть. Но вместо него можно увидеть камни и мелкие изделия из металла. У этой птицы особенное пищеварение, которому необходима помощь в обработке пищи. Поэтому внутри мозга страуса заложена природная информация о подходящих для этой цели камнях. А металл там оказывается по причине обычного любопытства птицы при виде сверкающего предмета. Для ежедневного рациона он выбирает совершенно другие продукты. В этот список входят растения, насекомые, маленькие животные и ящерицы.
Сопоставление мозга и глаз
Наука доказала биологически странное строение черепа страуса. Эта странность проявляется в том, что мозг страуса меньше глаза. Но справедливости ради стоит отметить, как этот вес превышает не один, а оба глаза. Масса птичьего мозга находится на отметке между 40 и 60 граммами, и этот показатель могут обойти только два глаза, которые по совместительству являются самыми большими органами зрения из всех земных созданий, живущих на этой планете.
Кроме физиологических параметров и размера мозга страуса, эта птица имеет много других особенностей. И все же, наверное, самой примечательной чертой являются глаза. Их обрамляют пушистые ресницы, защищающие от мусора в порывах ветра. Чтобы защитить себя от хищников, страусы развили в себе великолепную остроту зрения. Помимо этого, клювы самцов в период размножения приобретают красный оттенок.
Популярная теория о жизни этих птиц
Многие люди считают мозг страуса настолько примитивным, что в моменты сильного стресса эта птица не убегает, а прячет голову в песок. Это миф. Раскаленный воздух саванны создает мелькающую иллюзию двигающегося песка. Это способствует впечатлению, как будто птица не просто положила голову на песок, а засунула ее внутрь него.
Современные исследования фауны доказали, что страусы ищут на поверхности земли мелкий гравий, который можно проглотить и улучшить свой процесс пищеварения. Если они недавно убегали от хищника, то в состоянии усталости могут положить голову на песок, пытаясь отдохнуть и набраться сил. Поэтому, в независимости от размеров мозга страуса, в нем заложены все необходимые природные инстинкты. Они позволяют птице вести полноценный образ жизни без наличия особенных проблесков ума.
Размер мозга у страуса
За неимением возможности нынешним летом отправиться в экзотические страны, можно посетить страусиную ферму. Благо в Подмосковье таких несколько. В регионах они также появились на многих туристических маршрутах и привлекают путешественников всех возрастов. Интеллектом страусы обделены, но его от них и не требуют, зато они умеют наслаждаться жизнью каждую минуту. И в этом им точно нет равных.
«Берегите мобильные телефоны — склюют», — предупреждает экскурсовод. И точно, сквозь ограду тут же просовывается морда с влажными глазами навыкате. Как говорят заводчики, любопытство — главная черта страусов. Их хлебом не корми, дай что-нибудь поисследовать, а если удастся, то и склевать.
Тем более что хлебом их и не кормят, противопоказано. Вообще подбор кормов — самая большая проблема содержания страусов в неволе. В природе они питаются листьями, плодами, семенами, не брезгуют мелкими грызунами и насекомыми. Для лучшего переваривания пищи, из-за отсутствия зубов, страусы глотают небольшие камешки и все, что попадет в клюв.
В искусственных условиях здоровье птиц напрямую зависит от сбалансированности рациона. При недостатке протеина не будет быстрого роста, а если мало кальция, от большого веса будут ломаться ноги и т. д. Поэтому важно, чтобы содержание витаминов, минеральных веществ и клетчатки, поддерживающей пищеварительную систему в рабочем состоянии, было оптимальным. Многие заводчики специально заказывают на заводе комбикормов нужные пропорции. Разумеется, меню молодняка существенно отличается от того, что едят взрослые птицы. Так, любимое лакомство страусов — клевер и люцерна (обычно их подсевают на участке), но птенцам до четырехмесячного возраста клетчатку специалисты вообще не рекомендуют.
Чтобы спокойно плодиться и размножаться, этим экзотическим птицам достаточно открытого загона, где можно было бы свободно побегать. В закрытом помещении норма для одного животного примерно 5 кв. метров. Причем птиц разного возраста целесообразно держать отдельно, чтобы мелких не затоптали.
В природе вне брачного сезона страусы живут небольшими стаями, а когда приходит пора создавать семьи, разделяются на более мелкие группы. Типичная страусиная семья — самец и четыре-пять самок с птенцами. В период ухаживаний, соревнуясь за даму сердца, кавалеры проявляют чудеса творчества и эквилибристики. Трубят, набирая полный зоб воздуха, пританцовывают, призывно машут крыльями — в общем, делают все возможное, чтобы привлечь внимание.
Что касается интеллекта, с этим у страусов полная беда, дрессировке они не поддаются. Мозг птицы весит всего лишь 40 граммов, в то время как один глаз — 60 граммов. Страусоводы рассказывают, что можно рубашку другую надеть, и все — для птицы ты новый человек. У них очень короткая память. Причем у любого из видов.
На фермах обычно содержат африканских страусов, нанду (родина — Южная Америка, поэтому их часто называют американскими), и эму (австралийских страусов). Все они довольно неприхотливы и спокойно переносят российские морозы. Между прочим, в среднем страусиная семья может приносить до 2 млн рублей в год, поэтому этот бизнес набирает популярность в нашей стране. В самых разных регионах уже есть небольшие фермы, которые открыли пенсионеры и в шутку называют свое увлечение прибавкой к пенсии. Одна птица дает ежегодно до 40 яиц, которые в среднем стоят 1 тысячу рублей, страусиные перья расходятся по 50 и 100 рублей за штуку, плюс билет для туристов, желающих посмотреть экзотику, — 100-300 руб-лей. Так что на хлеб с маслом хватает, если только приноровиться ухаживать за этой диковинной птицей.
Интересные факты
Вес страусиного яйца — около одного килограмма, это примерно 20 куриных и 100 перепелиных яиц.
Самый большой страус в мире при росте 2,5 метра весил 150 кг.
Крылья страусы используют только во время брачных игр. У них даже нет водоотталкивающего покрытия, поэтому перья намокают в дождь.
Страусы считаются самыми быстрыми двуногими сухопутными созданиями — развивают скорость до 97 км/ч.
При хорошем уходе живут до 40-50 лет, а долгожители — до 70-90.
Когда мозг меньше, чем глаз или самое тупое животное в мире
Знакомьтесь, его зовут. впрочем, не важно как его зовут. Даже если бы у него было имя, он не отзывался бы на него и не реагировал. Ибо нечем. Он патологически туп.
Наверное, когда Бог создавал животных, страусов он создал либо в пьяном угаре, либо это был какой-то неудавшийся эксперимент. Иначе как объяснить, что этим животным был выделен мозг размером меньше собственного глаза, а фраза «Не родись красивой» применима к ним без каких-либо вариаций. Откуда возьмется у страусов счастье, если ни красоты, ни мозгов. Печаль!
2. Помните Евровидение и бородатую женщину?
Она не первая такая в мире.
Страусиные женщины тоже все сплошь бородатые
3. А это красавец-мужчина.
5. На самом деле, это не мозг маленький у страусов.
Это у них просто глаза большие.
А рты еще больше. И они вечно хотят есть.
7. При помощи капусты страус превращается в белку из Ледникового Периода.
8. Кокетливый женский взгляд
9. Две голодный девушки и мачо
10. Гламурные леди жить не могут без капусты
11. Кстати, обратили внимание, что она не лишера привлекательности?
У нее есть есть не только борода, но и огромные ресницы.
Кстати, на это ферме нам сказали, что мех с ресниц страуса ценится больше, чем норка.
А у вас есть шуба из ресниц страуса?
Зачем страус прячет голову в песок?
Эта легенда берет начало еще со времен римской империи, и до сих пор популярна во многих странах, в том числе и России. В работах ученого Плиния-старшего (сочинение Всемирная География в четырех томах) говорилось: «страусы представляют, что когда они засовывают голову и шею в землю, всё их тело кажется сокрытым». С тех пор и пошло метафорическое выражение «закапывать голову в песок».
На самом деле, свою голову страусы в землю не закапывают, хотя в некоторых случаях страуса можно наблюдать склонивших голову к земле. Так они глотают песок и гальку для того, чтобы эти элементы помогли измельчению жесткой еды в желудке.
Также страусы просто роняют голову на землю после продолжительной погони за ними, когда у них уже не остается сил ни бежать ни даже держать голову поднятой.
Известно, что самка страуса, сидящая на гнезде, в случае опасности распластывает по земле шею и голову, стремясь стать незаметной на фоне окружающей саванны. Точно так же страусы спят – голова лежит на песке. Но если к такой затаившейся птице приблизиться, она мгновенно вскакивает и убегает. Кстати, страусы развивают скорость до 70 км/ч, что позволяет им скрыться от преследования хищника.
Глаза у страха велики, а у страуса вообще больше, чем его мозг, но голову в песок от страха он действительно не прячет. Во-первых, потому, что обладает прекрасным зрением, то есть вовремя замечает опасность, и умеет бегать. Носится эта птичка, учуяв опасность, со скоростью 60–70 км/ч, причём как в сапогах-скороходах: каждый шаг 3,5–4 м. Умеет обескуражить догоняющего противника, резко и без притормаживания поменяв направление бега – знаете, как в рекламе «Ниссан»: «Не пытайтесь повторить!». Да у страусов даже месячные детишки могут развить скорость до 50 км/ч!
Опять же, не забывайте об оптическом эффекте, который часто случается в дрожащем воздухе над горячей саванной: на большом расстоянии тонкая шея стоящего или бегущего страуса вполне могла «исчезать» для наблюдателя. Опустим теории насчёт того, что страус очищает песком голову от вредных насекомых или что так он завлекает партнёра. Более реалистично выглядит предположение, что к земле страусы наклоняются в поисках пропитания (а они едят побеги, цветы, плоды, иногда и саранчу, рептилий) или подбирая с земли мелкие камешки и всякую твёрдую мелочь
Кстати, устоялось оно давно и на многих языках (Kopf in den Sand stecken по-немецки, stick your head in the sand по-английски и т. д.). А выражения, у которых отросли крылья много веков назад, продолжают упрямо порхать в настоящем, не заботясь о правдивости оперения.
Из этого мифа родилось отличное выражение, которое указывает человеку на его ошибочное и неправильное отношение к проблемам и их решению. «Страусиное поведение» — это неверный способ борьбы с неприятностями, при котором человек не видит их в упор, продолжая жить «в розовых очках». Нужно не прятать голову в песок, а четко видеть проблемы и точно находить их решение. И чем быстрее взглянуть в лицо проблемам, тем быстрее вы увидите их ясное решение.
Глаза у страуса больше, чем мозг
Глаза самой большой птицы на планете Земля больше, чем ее мозг. Этот удивительный факт полностью подтвержден объективными данными. Так, ученые выяснили, что средняя масса мозга страусов равна 42,1 г, а глаза – 47,6 г. А учитывая, что глаза два, то их общая средняя масса равна 95,2 г, что более чем в два раза больше, чем вес его мозга.
Подобное удивительное и невероятное сочетание страус получил в ходе эволюции. Дело в том, что страусу для выживания необходимо отличное зрения – ведь он должен видеть и потенциальную пищу, и врагов, которые могут подкрасться, пока он занят охотой. Поэтому в течение многих столетий выживали и оставляли потомство те страусы, у которых глаза обладали наибольшей зоркостью и полем зрения. В результате сформировались современные птицы, у которых огромные глаза, позволяющие им видеть далеко и широко вокруг себя.
А головной мозг страуса не имеет коры, вследствие чего у птицы есть только инстинкты. Для обеспечения же работы инстинктов и поддержания нормального функционирования жизненно-важных органов достаточно очень маленького объема мозга, который и имеется у страуса.
То есть, в процессе эволюции страус получил огромные глаза, необходимые ему для выживания, и маленький мозг, которого достаточно для обеспечения функционирования жизненно-важных органов и, соответственно, поддержания жизни, выведения потомства и реализации других инстинктов.
Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!
Немного о страусах
Глаза самой большой птицы на планете Земля больше, чем ее мозг. Этот удивительный факт полностью подтвержден объективными данными. Так, ученые выяснили, что средняя масса мозга страусов равна 42,1 г, а глаза – 47,6 г. А учитывая, что глаза два, то их общая средняя масса равна 95,2 г, что более чем в два раза больше, чем вес его мозга.
Подобное удивительное и невероятное сочетание страус получил в ходе эволюции. Дело в том, что страусу для выживания необходимо отличное зрения – ведь он должен видеть и потенциальную пищу, и врагов, которые могут подкрасться, пока он занят охотой. Поэтому в течение многих столетий выживали и оставляли потомство те страусы, у которых глаза обладали наибольшей зоркостью и полем зрения. В результате сформировались современные птицы, у которых огромные глаза, позволяющие им видеть далеко и широко вокруг себя.
А головной мозг страуса не имеет коры, вследствие чего у птицы есть только инстинкты. Для обеспечения же работы инстинктов и поддержания нормального функционирования жизненно-важных органов достаточно очень маленького объема мозга, который и имеется у страуса.
То есть, в процессе эволюции страус получил огромные глаза, необходимые ему для выживания, и маленький мозг, которого достаточно для обеспечения функционирования жизненно-важных органов и, соответственно, поддержания жизни, выведения потомства и реализации других инстинктов.
теперь можно использовать фразу что у кого-то соотношение массы мозга к массе глаз меньше чем у страуса
эммм. С каких это пор об объеме судят по массе? Не думаю, что у глаза и мозга одинаковая плотность.
у меня есть пару знакомых у которых глаза реально тяжелее мозга
Разрабатываем рацион для древнего человека
Какие-то боги совещаются.
О том, чем лучше питаться древним человекам (и в принципе человекам); чем они теоретически могут питаться и почему именно всеядность вообще.
А также о том, например, зачем варить и жарить пищу, что будет, если питаться только растениями и какое отношение питание имеет к развитию мозга и речи. И все такое.
Правдива ли история про английских лучников, средний палец и происхождение выражения f#ck you?
В соцсетях можно встретить забавную историю о том, что происхождение известного жеста и не менее распространённого ругательства берёт начало от битвы при Азенкуре, состоявшейся в 1415 году. Мы проверили, так ли это на самом деле.
(Спойлер для ЛЛ: неправда)
Современные учёные придерживаются мнения, что демонстрация среднего пальца приобрела своё символическое значение задолго до Столетней войны. По словам антрополога Десмонда Морриса, «это один из самых древних из известных нам жестов». Специалист уверен, что он происходит из первобытных времён, а его символика довольно проста: средний палец — пенис, сжатые пальцы — тестикулы.
Использование подобного жеста можно встретить уже в античные времена. Так, в сочинениях Диогена Лаэртского упоминается история, связанная с Диогеном Синопским — якобы тот указал на Демосфена именно средним пальцем со словами:
«Вот вам правитель афинского народа». Там же описан другой эпизод: «Большинство людей, говорил он (Диоген Синопский. — Прим. ред.), отстоит от сумасшествия на один только палец: если человек будет вытягивать средний палец, его сочтут сумасшедшим, а если указательный, то не сочтут».
Жест сохранился и в Древнем Риме. Например, в эпиграмме Марциала говорится:
«Смейся, Секстилий, над теми, кто называет тебя педерастом, и показывай им средний палец».
В другой его эпиграмме рассказывается о старике, который хвастается отменным здоровьем и демонстрирует врачам «неприличный» палец. Использование этого жеста в Древнем Риме описывает и американский исследователь Энтони Корбелл.
Но вернемся к Столетней войне. Современные историки, занимающиеся этим историческим периодом, не согласны с популярной в интернете байкой. Энн Карри, профессор Университета Саутгемптона и бывший вице-президент Королевского исторического общества, посвятила целую книгу битве при Азенкуре. В ней исследовательница пишет:
«Ни в одной хронике или историческом сочинении XVI века нет сообщений о том, что английские лучники показывали какие-либо жесты французам после битвы, чтобы продемонстрировать тем, что у них всё ещё есть пальцы. Нет никаких доказательств тому, что при захвате лучника тем или иным способом противник отрезал ему пальцы».
Схожую оценку даёт и американский историк Джон Киган.
Возможный первоисточник популярной легенды — хроника XV века, написанная французом Жаном де Вавреном. В ней говорится, что в своей речи перед битвой английский король Генрих V якобы заявил:
«Французы хвастались, что они отрежут по три пальца с правой руки всех попавших в плен лучников, чтобы впоследствии ни один воин или конь не был убит с помощью их луков».
Подлинность этого утверждения весьма сомнительна — присутствие французского хрониста при выступлении английского короля в условиях войны представляется маловероятным.
Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте. Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов.
Аудиоверсии проверок в виде подкастов c «Коммерсантъ FM» доступны в Simplecast, «Яндекс.Подкасты», Apple Podcasts, «ЛитРес», Soundstream.
Что было после скифов и хунну, перед Тюркским каганатом на территории Тувы
Период после скифов и хунну, до Тюркского каганата, именуемый «гунно-сарматским», в историографии Центральной Азии, довольно интересен, потому как культуры этой эпохи отличаются как от предыдущей «скифской», так и от последующей «тюркской». Хронологически этот период попадает между II веком до н. э. и V веком н. э. и может также именоваться как «хунну-сяньбийское» время. Чтобы было проще представить этот период и осознать его важность в глобальной истории, то как раз примерно в это время происходило чередование и смешение людей с различными западными и восточными генетическими, и антропологическими профилями. И вполне возможно, что также происходила замена языков, преимущественно в сторону тюркских.
Среди нескольких культурных традиций на просторах Центральной Азии, после улуг-хемской культуры, переходной от скифского периода, заметно выделяется кокэльская культура на территории Тувы с I века н.э.
Данный обзор как раз и посвящен работе, опубликованной в этом году, с результатами полевых исследований 2018-2019 гг. южной периферии раннескифского кургана Туннуг-1, тувинской «Долины царей» IX в. до н. э., где были сосредоточены значительно более поздние объекты кокэльской культуры II-IV вв. н. э., представители которой повторно использовали это место уже в своих ритуальных целях.
При этом сразу хочу выразить благодарность руководителю раскопок и одному из авторов описываемой научной работы – научному сотруднику отдела охранной археологии Института истории материальной культуры РАН – Тимуру Рашитовичу Садыкову, не только за помощь в написание обзора, но и в целом за его работу, благодаря которой мы узнаём много нового и интересного, тем самым заполняя пробелы в наших знаниях. Также хотелось поблагодарить всех участников экспедиций и раскопок за вклад в наше представление о прошлом.
Кокэльская культура, общие сведения
Кокэльская культура не демонстрирует очевидной связи с материальной культурой хунну и на данный момент не обнаружено археологических участков со смесью предметов из этих культур, за исключением тех мест, где погребения кокэльской культуры, как бы внедрены в более древние объекты хунну, что довольно характерно для могильников Тувы, которые редко состоят из памятников одного периода.
Территория распространения кокэльских памятников пока ограничивается территорией современной Республики Тыва, севернее хребта Танну-Ола. С севера и запада кокэльская культура граничит с таштыкской в Минусинской котловине Хакасии, которая пришла на смену тагарской и с булан-кобинской культурой Горного Алтая, сменившей пазырыкскую.
Погребения кокэльской культуры в основном представлены одиночными захоронениями, покрытыми насыпями без чётких контуров, которые из-за плотности расположения могут образовывать некие аморфные структуры с более чем сотней захоронений. Подобные комплексы характерны для Западной Тувы и были изучены на могильнике Кокэль и в ходе предварительных разведок. Людей хоронили преимущественно в деревянных гробах (реже без них) внутри узких ям, каменные ящики встречаются реже, в отличие от постскифских погребений улуг-хемского типа.
Засыпали ямы не только грунтом, но и камнями. Ориентация тел хаотична, хотя и с неким преобладанием положения головой на северо-запад, а ногами на юго-восток, лёжа на спине в вытянутом положении. Кокэльские курганы разнятся по форме и могут быть как круглыми, так и полуовальными или аморфными. Причём более крупные курганы не планировались изначально, а являются результатом постепенного накопления захоронений, что отличает их от других более ранних степных культур с централизованными погребениями. Однако помимо возведения своих курганов, кокэльские захоронения могут быть внедрены в более древние.
Большинство кокэльских захоронений в различных количествах содержат керамику, иногда в форме котлов, изготовленную без применения гончарного круга, по форме и орнаменту которой, обычно, и относят памятники к кокэльской культуре, а также однолезвийные железные ножи, пряжки и поминальную или сопроводительную мясную пищу.
Могильник Кокэль также примечателен тем, что ранее только с этого участка были доступны некоторые антропологические данные по 380 захороненным из разных курганов. Анализ скелетов показал, что большинство погребенных были в возрасте от 20 до 50 лет, причём две трети были мужчинами, некоторые из которых умерли от травм в ходе конфликтов. Причины малого количества женщин неясны, предыдущие исследователи предполагали предвзятое к ним отношение, вплоть до искусственного сокращения их числа. По мнению предыдущих авторов, объединенные антропологические и археологические данные из могильника Кокэль указывают на социальное разделение по полу и возрасту. Такие особенности, как глубина могил и распределение золотых предметов, могут быть маркерами социального статуса. К примеру, неглубокие захоронения в основном включают останки подростков и взрослых женщин, а глубокие, более 2 метров, почти всегда содержат останки взрослых мужчин. Причём в погребениях мужчин в возрасте от 40 до 60 лет чаще встречались золотые изделия.
Что касается морфологии черепов кокэльцев, то антропологический анализ, проведенный Алексеевым В. П. и Гохманом И. И., указывает на значительное смешение монголоидного и европеоидного населения, что характерно для так называемого южно-сибирского антропологического типа, как у киргизов, казахов и некоторых хакасов, в отличие от более европеоидного населения региона скифского времени. Кстати, если учитывать некую близость кокэльской культуры к таштыкской, не только в территориальном плане, их облик можно представить по сохранившимся погребальным маскам таштыкцев.
Поминальники или надсосудные насыпи, предназначение которых лежит в плоскости представлений о загробном мире — это один из наиболее часто встречающихся типов археологических объектов кокэльской культуры, которые представляют собой каменные насыпи преимущественно над одним керамическим сосудом. Размеры насыпей могут быть, как до 3 м в диаметре, так и более крупные, как у погребений. При этом под одной насыпью могут располагаться и сосуды, и погребения. Помимо этого, в некоторых случаях в одном кургане можно найти несколько отдельно расположенных сосудов
Хотя насыпи над сосудами обычно встречаются вместе с курганами, известны участки, состоящие только из ритуальных объектов, без кокэльских погребений.
В большинстве случаев, что характерно для Тувы, погребения и поминальники кокэльской культуры расположены в непосредственной близости от более старых курганов, например, раннего железного века, а в некоторых случаях и внедрены в них.
Под курганами и надсосудными насыпями часто фиксируются следы костров, зола и фрагментированная кокэльская керамика, что предполагает некие ритуальные действия, связанные с огнем.
В 2014-2015 годах Тимуром Садыковым была раскопана укрепленная сезонная стоянка Катылыг 5. Другое место — Чыварлыг 1 известно из обследований и может быть ориентировочно отнесено к тому же периоду времени. Стоит отметить, что не все типы керамики, которые были найдены в погребениях, обнаружены в поселениях. Это касается сосудов в форме котлов, которые до сих пор не были найдены в контексте поселений, и вполне возможно, что этот тип сосудов изготавливался специально для захоронений.
Необычный тип сосуда асимметричной формы, встречающийся исключительно в поселениях, уникален для Внутренней Азии и еще не связан с определенной целью.
Катылыг 5 продемонстрировал, что население, связанное с этой материальной культурой, вело полукочевой образ жизни относительно небольшими группами. По оценкам, в поселении площадью около 4200 м2 могло размещаться до 30 жителей. Судя по костям животных, состав стад был относительно близок к тому, что можно наблюдать сегодня среди тувинских скотоводов. А по самым скромным подсчётам, для существования семьи из четырех человек при старом комплексном тувинском хозяйстве нужно было иметь около 4-5 коров, примерно 60 голов овец и 2-3 лошади. Хотя содержали не только перечисленных животных. А рацион дополняли охотой на кабанов, зайцев и оленей.
Кстати в комментариях напишите, кто слышал о делении домашних животных у кочевников степной части Тувы на так называемый «скот с холодным дыханием» (как козы и коровы) и «горячим» (как овцы и лошади)? Особенно было бы интересно почитать комментарии тувинцев.
В настоящее время территория древнего поселения Катылыг 5 используется в качестве летнего пастбища. При раскопках также не было обнаружено никаких следов значительных жилищ, что может свидетельствовать об использовании легких конструкций, которые не обеспечивают необходимой защиты в суровые зимы.
Стоит отметить, что радиоуглеродные даты для кокэльских захоронений у кургана Туннуг-1 совпадают с таковыми для укрепленного поселения Катылыг 5 и попадают в диапазон со II по IV век н. э.
Подчеркну, что это возраст кокэльских памятников, а сам курган датирован IX веке до н. э.
Раннескифский курган Туннуг-1 расположен, на территории современной Республики Тыва, в так называемой «Долине царей» в пойме рек Туннуг и Уюк с сезонными затоплениями, и по времени относится к «аржанскому» горизонту раннескифской культуры, при этом немного древнее кургана Аржаан-1, поэтому в более ранней научной литературе можно встретить рядом с названием Туннуг-1 и название Аржаан-0.
В ходе довольно трудоёмких раскопок южной периферии этого кургана, были изучены структуры, относящиеся к кокэльской археологической культуре, включающие один большой курган и несколько отдельных, а также ритуальные объекты.
Курган кокэльской культуры можно стратиграфически разделить на 18 археологических структур, которые возводились постепенно, что и привело к увеличению размеров насыпи.
Археологические структуры, в свою очередь, состоят из объектов, которые обычно представляют собой ямы с одним или несколькими захоронениями. Помимо этого, были обнаружены отдельные скелеты, погребенные в каменном слое кургана без ям или какого-либо другого структурного разделения. Людей хоронили как с погребальным инвентарём, так и без него.
Всего были обнаружены останки 67 человек, из них 20 были захоронены в центральной яме (объект №17 на графике), которая, вероятно, представляла собой групповое захоронение, нарушенное более поздней деятельностью людей.
Среди захороненных преобладают дети от 3 до 12 лет и молодые люди от 19 до 34 лет. Среди взрослых, мужчины составляют большинство 63,2 %, что аналогично пропорциям в могильнике Кокэль, в то время как распределение по возрасту немного отличается.
Большое количество мужчин из погребений имеют предсмертные травмы, которые наводят на мысль о том, что они погибли в ходе боёв, набегов, казней или ритуальных практик.
Это может быть одной из причин дисбаланса между мужчинами и женщинами в захоронениях.
А чтобы продемонстрировать изменчивость кокэльской материальной культуры, авторы исследования приводят подробные описания 3-х объектов.
Объект 46 представляет собой каменную насыпь диаметром 3 м, состоящую из 2-3 каменных слоев, с погребальной ямой не в центре кургана. Между камнями были найдены фрагменты керамики того же типа, что и сосуд у изголовья погребённого. Непосредственно над самим скелетом располагались крупные камни, что является одной из характерных черт кокэльских погребений, хотя часто засыпка погребальных ям состоит только из камней.
Погребальная яма размером 2,0 х 0,7 м находилась на глубине полуметра от уровня дневной поверхности, т.е. той поверхности, откуда собственно и начинали обустройство захоронения. Лежащему на спине, головой на северо-запад, похороненному мужчине на момент смерти было около 40–50 лет.
Это захоронение двух мужчин 30-40 лет в отдельных деревянных гробах, лежащих на спине и головами на северо-запад, покрытых скоплением камней, в яме глубиной 1,1 м и размером 2,0 х 2,5 м. На наличие разных гробов указывают около 20 заклёпок, равномерно расположенных над одним из скелетов и остатки дерева возле другого. Заклёпки использовались для крепления ткани к крышке гроба – обычай, широко распространенный со времен хунну. Отпечатки ткани на обратной стороне заклепок подтверждают это. На участке раскопок эта традиция наблюдается в единичном случае. А частичное наложение костей стоп, вероятно, связано с разложением дерева, за которым последовали переменные процессы промерзания и оттаивания, которые стали причиной смещения частей тела. Скобообразная застёжка и крючок для колчана, скорее всего, были из погребения, изображенного слева на иллюстрации. При этом, хотя крючки для колчанов с поперечным стержнем широко распространены в погребениях как кокэльской, так и других культур из соседних регионов, изделия в форме скобок встречаются довольно редко. На момент написания статьи, была известна только одна подобная находка из погребения постпазырыкской булан-кобинской культуры Алтая, где похожий предмет также был найден рядом с крючком для колчана. Функциональное назначение этих предметов пока не выяснено, но, похоже, это части колчанов. Помимо этого, погребальный инвентарь из этого же погребения состоял из шести железных наконечников стрел в районе левого бедра, железных и керамических сосудов справа у головы, железного ножа с кольцевой рукоятью в правой руке, ножей у ног, двух пряжек у пояса, крючка меньшего размера у колен и круглой железной пластины с отверстием справа от головы.
Погребальный инвентарь захороненного по соседству состоял из трех железных наконечников стрел также в районе левого бедра, скобообразной застёжки и крючка для колчана, как и у соседа, а также двух пряжек, трех железных ножей и нескольких фрагментов керамики справа возле головы.
Два ножа расположены по разные стороны ног, третий с кольцевым навершием был найден под изогнутой в локте левой рукой. Пара небольших железных пряжек была впервые найдена в погребениях кокэльской культуры. Они могут происходить от более крупных железных пряжек с фиксированным язычком, которые были широко распространены со времен хунну.
Помимо этого, в области рёбер слева, был ещё один наконечник стрелы, отличающийся от трёхлопастных у бедра.
Это погребение взрослой женщины в возрасте 25-30 лет, которая была похоронена в деревянном гробу в вытянутом положении и головой на запад.
Само захоронение нарушено криогенными или мерзлотными процессами, что привело смещению элементов скелета. В её погребальном инвентаре зарегистрировано 82 предмета, из них 65 были золотыми и, скорее всего, представляют собой элементы головного убора.
Помимо золотых предметов, остальная часть погребального инвентаря плохо сохранилась и фрагментирована. Миниатюрный железный сосуд в форме котелка был найден слева возле головы, также были найдены фрагмента двух железных ножей и еще два фрагмента были обнаружены во время просеивания и промывки отвала. Остальные железные предметы фрагментированы, но, судя по положению, это могли быть плохо сохранившиеся пряжки. Помимо этого, между челюстями захороненной была обнаружена спираль из золотой фольги.
Такие находки редки, хотя похожие элементы были задокументированы в могильнике Кокэль. Они, по-видимому, присутствуют как в женских, так и в мужских захоронениях. Изделие напоминает украшения груди или шеи, однако её расположение в районе челюсти вызывает вопросы. Может это ремешок для подбородка, как у некоторых культур восточной части степного евразийского пояса. Хотя вполне возможно и то, что спирали из золотой фольги не были повседневными и, по-видимому, выполняли какую-то функцию в погребальном ритуале.
Также были найдены ромбовидные серьги, не имеющие точных аналогов в регионе, но технологически они похожи на серьги, найденные при раскопках могильника Кокэль и погребений булан-кобинской культуры Алтая.
Более мелкие золотые изделия расположены в трех группах вокруг головы, что позволяет предположить, что они, вероятно, были частью головного убора.
А единственным бронзовым артефактом (№684) из погребения, возможно, был фрагментом китайского бронзового зеркала империи Хань, аналогичные части китайских зеркал известны из могильника Кокэль.
Археологические данные из Тувы первых веков нашей эры не указывают на заметную социальную организацию и присутствие элит. Изученные захоронения довольно однородные и различия между ними незначительные, а также не найдено никаких археологических объектов, которые были бы созданы для конкретного человека с высоким статусом. А золотые изделия в погребениях отдельных людей, как к примеру, из захоронения женщины, описанного выше, по-видимому, стоит рассматривать как личные украшения, а не как признак статуса, поскольку общая обстановка могилы не демонстрирует отличительных особенностей в ритуале. Люди с золотыми изделиями были похоронены с той же керамикой и железными предметами, а также на тех же участках и в ямах такого же размера, что и люди без золота.
Захоронения элит известны из раннего железного века, периода хунну и тюркских каганатов, но на данный момент ни одно из погребений со II по IV век не демонстрирует погребальных обычаев характерных для элит. Заметное отсутствие таких захоронений может указывать на отсутствие централизованной власти или её контроля. А высокая доля насильственных смертей, может расцениваться как наличие мелкомасштабных конфликтов. Многочисленные следы ранений на некоторых скелетах, по-видимому, указывают на беспорядочные набеги, а их распределение по телу показывает, что люди сражались как пешком, так и верхом. Частые находки наконечников стрел в разных областях скелетов, помимо добавленных в колчанах рядом с захороненными, дополняют эти наблюдения. Всего в результате раскопок было найдено девять наконечников стрел из разных захоронений, которые могли нанести серьезные повреждения.
Примечательно, что эти наконечники стрел часто типологически отличаются от тех, что были найдены в колчанах из погребального инвентаря рядом с умершими. Причём эти наконечники довольно разнообразны, что противоречит идее о боестолкновениях с хорошо организованными вооруженными группами.
Предварительные зооархеологические данные из Катылыга 5 показывают, что экономика была основана на отгонном животноводстве, вероятно, без межрегиональной мобильности.
В археологических записях преобладает местная продукция, в частности керамика и изделия из железа. В северо-западной части городища Катылыг 5 зафиксированы остатки около десятка железоделательных горнов, т.е. прямые доказательства местного производства металла.
В настоящее время анализ источников глины, которая использовалась для изготовления сосудов в погребениях ещё проводится, но в целом находок, которые могли бы свидетельствовать о дальних контактах, практически нет. Даже части бронзового зеркала династии Хань не могут однозначно свидетельствовать о прямом импорте.
Раскопки периферии кургана Туннуг-1, выявили предметы, ранее не известные в таком виде на других кокэльских участках. Необычные железные элементы для крепления колчанов и пряжки могут быть дополнительными аргументами в пользу местных традиций небольших племен.
С упадком хуннской империи социальные группы Тувы, вероятно, вернулись к мелкомасштабной племенной организации и связи на больших расстояниях больше не поддерживались. А в археологических записях того времени отсутствуют престижные предметы, которые можно было бы однозначно идентифицировать как импорт.
Крах надрегиональных контактов и властных структур в виде так называемых “сверхсложных вождеств”, вероятно, привел к значительному сокращению торговли и, возможно, к экономическому спаду. При этом растущая раздробленность и скопление местных материальных сборок отражает упадок центральной власти.
О социальных или политических событиях во времена после хунну известно лишь в самых общих чертах.
В то время как письменные источники рисуют относительно подробную картину восточных степей во времена конфликта между династией Хань и хунну, период времени, в течение которого появляется кокэльская материальная культура, в письменных источниках не представлен и его следует рассматривать как дописьменный. Потому как даже во времена империи Хунну, китайские источники в основном умалчивают о дальних её рубежах. При этом стоит отметить, что несмотря на четкое хронологическое разделение, материальная культура хунну, всё же является отдалённой предшественницей кокэльской и с археологической точки зрения, кокэльская археологическая культура всё же более тесно связана с культурой хунну, чем с более поздней тюркской.
Реконструкция социальной и политической истории в степном поясе остается спорной, но территория Тувы, по-видимому, время от времени входила в состав империи Хунну или, по крайней мере, включала обычаи, типичные для более крупного комплекса этой материальной культуры, что отражено в немногочисленных археологических памятниках хунну в регионе, хотя и со значительной долей местного культурного влияния.
Благодаря новым данным, представление об археологических материалах и связанной с ними социально-экономической ситуации в Туве в первые века н. э. значительно изменилось. Первоначальное представление о том, что кокэльская культура возникла благодаря наложению материальной культуры хунну на местный постскифский субстрат, больше не выдерживает критики. Радиоуглеродное датирование позволило подтвердить предлагаемое сокращение широкого временного интервала существования кокэльской культуры с семи столетий до относительно короткого промежутка времени между I и IV веками н. э., тем самым выявив значительный хронологический разрыв в истории Тувы со II в. до н. э. по I в. н. э. Общества, связанные с кокэльской материальной культурой, скорее всего, представляли собой небольшие племенные объединения, сосредоточенные вокруг больших семей. При этом в погребальных обрядах не прослеживается никакой ярко выраженной социальной иерархии. А отсутствие импортированных товаров и локализация археологического материала говорит об ограниченной географической протяженности этих групп, вдали от торговых сетей и престижных товаров. Тем не менее конкуренция за местные ресурсы была ожесточенной, о чём свидетельствует наличие скелетных травм. А стало быть, набеги и межплеменные конфликты играли важную роль в жизни этих групп.
Ситуация резко меняется в VI в. с экспансией тюрок в составе Тюркского каганата, когда вновь появляются бронзовые и престижные товары, надрегиональная материальная культура, а также контакты на большие расстояния.
А в целом работа демонстрирует как археологи и другие учёные по крупицам собирают информацию о жизни людей в прошлом. И это только часть той, возможной информации, которую можно извлечь из полученных материалов. Мы конечно же будем ждать генетических и, возможно, изотопных анализов.
Источник:
Sadykov T, Caspari G, Blochin J, Lösch S, Kapinus Y, Milella M (2021) The Kokel of Southern Siberia: New data on a post-Xiongnu material culture. PLoS ONE 16(7): e0254545. doi.org/10.1371/journal.pone.0254545
Клеточное
Пройдусь по Цитоплазменной, сверну на Вакуольную,
И на Митохондрической я постою в тени.
Мембранная, Ворсистая и Гольджи-Рибосомная
Как будто к эволюции ведут меня они!
В последние дни весь интернет в этой картинке. Пишут, что на ней — самое подробное на сегодня изображение человеческой клетки (ну, какой-то из них). Рендерили всем Гарвардом на основе криоэлектронной микроскопии.
Вообще картинке, кажется, уже даже не один год. Я нашел страничку на сайте какой-то лаборатории в Массачусетсе, где можно посмотреть несколько интерактивных «клеточных пейзажей».
Выбираете там нужный пейзаж, кликаете на картинку и во всплывающем окне будет интерактив — наводите курсор и будет показано цветом и подписано, что вы сейчас видите. Ужасно залипательно.
P.S. Картинка не моя, а дурацкий стих мой — тег «моё».
Комната рабов
В доме, засыпанном почти две тысячи лет назад пеплом Везувия, опять нашли нечто необычное.
Чивита Джулиана — пригородная вилла к северу от Помпей, которая, как и весь город, в 79 году нашей эры оказалась погребена под слоем пепла при извержении вулкана. Скорее всего, первыми ее «исследовали» итальянские черные копатели (tombaroli) не позднее середины прошлого века. Археологи начали работать на вилле в 2017 году. В начале 2021-го они обнаружили там прекрасно сохранившуюся церемониальную колесницу и конюшню с останками трех лошадей.
И вот всего в нескольких шагах от места, где нашли колесницу, расчистили помещение площадью около 16 квадратных метров, которое, по предположению специалистов, служило жилищем для рабов, ухаживавших за лошадьми и транспортным средством. В комнате стоят три деревянные кровати, причем длина их регулируется (можно удлинять дополнительными досками). Длина двух — примерно 1,7 метра, а третьей — 1,4 метра: возможно, на ней спал ребенок или подросток. Лежанки (поверх досок, функциональный аналог матраса) сделаны из веревок, на которые клали тканевые одеяла: их отпечатки в породе сохранились в достаточной мере, чтобы сделать слепки.
На одной из кроватей нашли дышло повозки — либо брошенное случайно, в панике, либо предназначенное для починки. В деревянном ящике обнаружили металлические и текстильные артефакты — скорее всего, части упряжи лошадей. Под кроватями хранили личные вещи, причем некоторые — в амфорах. Также в комнате были керамические кувшины и сосуд, обозначенный археологами как «камерный горшок», вероятно, служивший в качестве туалетного. Комната освещалась небольшим окном в верхней части и не имела отделки стен.
Скорее всего, в комнате жила семья рабов (судя по маленькой кровати), но, кроме этого, помещение явно служило кладовой. Амфорами и другими предметами заняты все углы: жить там вряд ли было комфортно, но для археологов такое количество находок высокой сохранности — большая удача. Повседневная жизнь рабов обычно остается в тени: их помещения редко содержали в хорошем состоянии, да и никто не хранил их вещи.
«Это окно в реальность людей, которые редко появляются в исторических источниках, написанных почти исключительно мужчинами, принадлежащими к элите, — заявил Габриэль Цухтригель (Gabriel Zuchtriegel), директор Археологического парка Помпей. — Это тот случай, когда археология помогает нам открыть часть Древнего мира, о которой мы мало знаем, но которая чрезвычайно важна. Поражает узость и убогость этой комнаты, представляющей собой нечто среднее между общежитием и кладовой… Это, безусловно, одно из самых захватывающих открытий в моей жизни как археолога, даже без наличия больших «сокровищ»: настоящее сокровище — человеческий опыт, в этом случае — опыт слабейших в древнем обществе».
Вопрос о месте рабов в Древнем мире до сих пор чрезвычайно далек от разрешения. Согласно одним источникам, на одного свободного в Античности приходилось до 20 рабов, согласно другим — рабы были сравнительно редки. Еще меньше конкретных данных об их быте и жилищных условиях. В норме помещения для них не рассматривали как нечто ценное, часто сносили, поэтому их редко исследуют археологи. Помпеи, где вулканический пепел законсервировал все, дают уникальную «мгновенную фотографию» античной жизни, позволяющую частично восполнить этот пробел.
Надо отметить, что на раскопках в Чивита Джулиана специалисты из Археологического парка Помпей работают в сотрудничестве с прокуратурой города Торре-Аннунциата, а курирует работу непосредственно главный прокурор. Дело в том, что виллу на протяжении многих лет систематически грабили. Исследователи полагают, что часть археологического наследия даже в свежераскопанной комнате рабов тоже уже утрачена — точнее, украдена мародерами. В целом ущерб, нанесенный черными копателями вилле, на сегодня оценивают почти в два миллиона евро (2,3 миллиона долларов).
Больше, чем на Куликовом поле? Археологи рассказали о находках в Судбищах
МОСКВА, 9 ноя — РИА Новости. Судбищенская битва — один из драматичных и наиболее важных эпизодов в борьбе Русского государства с Великой степью. В начале этого года археологи нашли место сражения, которое, по их словам, имеет беспрецедентную насыщенность артефактами. Онлайн-конференция, посвященная итогам первого этапа раскопок, состоялась в мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня».
Обнаружение места Судбищенской битвы — одно из крупнейших достижений отечественной археологии, уверены эксперты. С апреля 2021 года по настоящий момент сделано более 2200 находок. По мнению ученых, есть вероятность, что своим «обилием» этот археологический памятник затмит даже Куликово поле.
«Именно благодаря археологии в наши дни возможны выдающиеся исторические открытия. Несомненно, то, что уже найдено, и то, что будет обнаружено, даст большой материал для того, чтобы ученые скорректировали имеющиеся представления о ходе этого сражения», — заявил председатель Правления Российского исторического общества Константин Могилевский.
Старт масштабным поискам дали многочисленные находки, сделанные членами клуба дайверов «Диво» весной 2021 года на дне реки Гоголь. Десятки объектов, среди которых наконечники стрел и элементы конской упряжи, как выяснили ученые, были вынесены в реку из одного из близлежащих оврагов.
Детально обследовав его, археологи поняли, что обнаружили место крупного сражения середины XVI века. Прекрасную сохранность находок обеспечило то, что значительная часть поля битвы пришлась на территории, не задействованные в сельском хозяйстве.
«Поля больших сражений Средневековья и раннего Нового времени очень редко дают обильные находки. В большинстве случаев картина обратная — характер боевых действий и последующая история не позволяли предметам аккумулироваться. В Судбищах картина обратная», — рассказал академик РАН, директор Института археологии РАН Николай Макаров.
Сражение, по мнению историков, имело большое значение в борьбе Московского царства за влияние в степи и северном Причерноморье. Битва произошла 24-25 июня 1555 года между русскими войсками, защищавшими дорогу на Тулу, и втрое превосходящими силами Крымского ханства. После двухдневной сечи крымчаки повернули домой, так и не разбив русских.
В том, что это именно Судбищенская битва, эксперты не сомневаются, однако научный анализ артефактов и самого поля потребует еще годы тщательный работы. Уже сейчас реставраторы, оружиеведы и другие специалисты изучают находки — свинцовые пули, наконечники стрел и копий, монеты, украшения, детали клинков, доспехов, конской сбруи и многое другое.
«Мы находим материальные подтверждения тех скудных письменных источников, которые рассказывают о ходе сражения. Например, находка нескольких свинцовых ядер подтверждает упоминания о том, что русские войска подверглись артиллерийскому обстрелу», — отметил директор Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Владимир Гриценко.
Грандиозный успех археологов, достигнутый всего за полгода исследований, по их словам, стал возможен, во многом, благодаря двум факторам — огромному опыту изучения полей битв, накопленному специалистами музея-заповедника «Куликово поле», и широкому использованию новейших технологий.
Так, воздушное лазерное сканирование с помощью «Лидара» позволило с большой точностью воссоздать детали древнего рельефа. На основе этих данных и расположения находок ученые создадут полномасштабную цифровую модель сражения, которая поможет лучше понять его ход.
«Лично я жду с нетерпением того, что, если на месте битвы есть захоронение павших воинов, упомянутых в летописи, мы сможем попытаться восстановить облик тех людей, кто тогда сражались и погибали», — подчеркнул мажоритарный акционер концерна «Калашников» Алан Лушников.
В настоящее время ученые совместно с правительством Орловской области и волонтерами из числа местных жителей активно работают над сохранением поля битвы в неприкосновенности — по словам экспертов, «черные копатели» представляют огромную угрозу для российской археологии вообще и для изучения Судбищенской битвы в частности.
Исследования проводятся при поддержке фонда «Таволга» и концерна «Калашников». Подтвержденная площадь нового археологического памятника уже превысила два квадратных километра и, как полагают специалисты, увеличится еще минимум втрое. Планы по увековечиванию битвы и созданию посвященного ей музейного комплекса активно обсуждаются учеными и Правительством.
Сеченов против религиозно–мистического представления о человеке и его деятельности. Книга
Иван Михайлович Сеченов (1829–1905) – физиолог, естествоиспытатель, доктор медицины, профессор, почетный член Императорской Академии наук, лауреат XXXII Демидовской премии. И сразу же его книга(аудиокнига), с хорошей озвучкой:
Книга «Рефлексы головного мозга» И. М. Сеченова появилась в разгар острой борьбы церкви с распространением идей материализма, атеизма и социализма в естествознании и философии | Всего-то 10 часов.
Первоначально этот научно-популярный психофизиологический трактат назывался «Попытки свести способ происхождения психических явлений на физиологическую основу» и планировался к публикации в журнале «Современник». В связи с последовавшим запретом, название, которое слишком явно указывало на вытекающие из статьи выводы, пришлось изменить на «Рефлексы головного мозга», и в 1864 году статью было дозволено опубликовать в малоизвестном издании «Медицинский вестник». Направленный против устоявшегося религиозно-мистического представления о человеке и его деятельности, труд Сеченова был встречен как вызов официальному мировоззрению, основанному на христианской религии, получил широкий резонанс в общественных кругах и вызвал полемику о сущности психической деятельности.
Знаменитый физиолог Иван Сеченов был почти нигилистом: дружил с оппозиционерами, конфликтовал с властями и, конечно же, резал лягушек.
В 1866 году «Рефлексы» были изданы в виде отдельной книги. Её низкая стоимость, на которой настаивал сам автор, и популярное изложение делало её доступной для более широкого круга читателей, чего особо опасалась цензура и боялось правительство. Весь тираж книги в 3 тысячи экземпляров был отпечатан, представлен в цензуру и арестован. Цензор отмечал:
«Эта материалистическая книга отвергла свободную волю и бессмертие души, не согласна ни с христианским, ни с уголовно-юридическим воззрением и ведет положительно к развращению нравов… Книга Сеченова вредна, как изложение самых крайних материалистических теорий».
В течение года шли переговоры между министерствами внутренних дел и юстиции об уничтожении книги и предании автора суду по статье 1001 Уложения о наказаниях, карающей авторов сочинений, которые «имеют целью развращение нравов и явно противны нравственности и благопристойности».
Несмотря на крайне резкую оценку книги защитниками православия, министру юстиции князю С. Н. Урусову удалось убедить министра внутренних дел П. А. Валуева не затевать гласный уголовный процесс против её автора и издателя, чтобы не привлекать лишнего внимания общества к книге Сеченова. Арест был снят, а в 1871 году в Санкт-Петербурге вышло второе издание. Тем не менее, еще в 1894 году книга числилась в списках запрещенных для хранения в библиотеках.
В книге научно-популярно излагается учение Сеченова, связанное с его выдающимся научным открытием, предопределившим пути развития физиологии нервной системы и создания научной психологии. Явление центрального торможения, влияние нервных центров головного мозга на задержку двигательной активности организма, было открыто Сеченовым в 1863 году. Этот феномен был положен в основу учения о взаимоотношении организма и среды, дал физиологическое обоснование психической деятельности, как нервного механизма, обусловливающего способность человека противостоять внешним влияниям.
Сеченов описывает рефлекторную природу деятельности человека и показывает, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами. Заключительные страницы «Рефлексов», логически вытекающие из всего содержания книги, примечательны тем, что в 1877 году были фактически подтверждены известным наблюдением А. фон Штрюмпеля над пациентом с потерей почти всех чувств.
По выражению И. П. Павлова(автор условных рефлексов и ученик Сеченова), это была «поистине для того времени чрезвычайная попытка… представить себе наш субъективный мир чисто физиологически». По мнению академика П. К. Анохина, этот труд Сеченова стал «…одновременно и глубоким научным произведением, и политической проповедью, звавшей к новой материалистической культуре».
Жми ^, если ты устойчивая к анибиотикам бактерия
О современной физике в одном абзаце
Больше околонаучного на канале https://t.me/everScience
О ЯДОВИТОЙ ЛАПШЕ НА УШИ
Пришла пора опубликовать здесь свою заметку, писанную в 2010 году или раньше. Потому что актуальности она не утратила.
Илья Ильф при полной поддержке Евгения Петрова не церемонился со скудоумными соотечественниками. Достаточно вспомнить Эллочку Щукину, которую он сравнивал по уровню развития с людоедами племени мумбо-юмбо, или её подругу Фиму Собак, знавшую богатое слово гомосексуализм. Была в записных книжках Ильфа и шутка про человека такого некультурного, что бактерия ему снилась в виде большой собаки.
Это я к тому, что на днях многочисленные интернет-леди сделали перепост одного и того же текста с проникновенным заголовком «Для всех, кто дорожит здоровьем близких. ».
Привожу его полностью, с авторской орфографией и пунктуацией.
1. Никакой пластиковой посуды в микроволновых печках.
2. Никаких пластиковых бутылок с водой в морозильных камерах.
3. Никаких пластиковых упаковок в микроволновых печах.
Эта информация была опубликована в газете, выпускаемой больницей им. Джона Хопкинса (Johns Hopkins Hospital), а также распространена Медицинским центром Walter Reed Army.
Диоксин вызывает раковые заболевания, особенно рак груди.
Диоксин является высоко ядовитым веществом для клеток человеческого организма.
Не замораживайте пластиковые бутылки с водой, так как это приводит к освобождению дииоксина, входящего в состав пластика.
Особое внимание следует уделить недопустимости использования пластиковой посуды для нагревания пищи в микроволновках. Особо это касается жирной пищи. Сочетание жира, высокой температуры и пластика вызывает освобождение диоксина и его проникновения в пищу, а, соответственно, в конечном счете, в клетки человеческого организма.
Вместо пластика, медики рекомендуют для подогрева пищи использовать стеклянную или керамическую посуду. Результат будет тот же, но без диоксина в пище!
Поэтому продукты быстрого приготовления, такие как растворимые супы, каши и т.д. вначале необходимо переложить из пластиковой упаковки в стеклянную посуду, а затем лишь ставить в микроволновку или любую другую печь.
Также недопустимо использование пластиковых крышек, покрытий во время приготовления пищи в микроволновой печи. Это также опасно, как и использовать пластиковую посуду. Высокая температура приводит к тому, что диоксин практически «растаивает и стекает» с такой крышки в пищу. Намного безопаснее использовать бумажные салфетки.
Конец пространной цитаты…
…которая представляет собой классический образец белиберды, рассчитанной на впечатлительного идиота – или идиотку, да простят меня дамы. Потому что образ диоксина, «освободившегося» из пищевой посуды благодаря «сочетанию жира, высокой температуры и пластика», или диоксина, который «растаивает и стекает» в пищу – это штука посильнее «Фауста» Гёте, как сказал бы один Отец Народов. И очень напоминает ту самую бактерию в виде большой собаки.
Фрэнк Заппа язвил: современная журналистика – это когда тот, кто не умеет писать, берёт интервью у того, кто не умеет говорить, для того, кто не умеет читать. Я бы добавил, что зачастую разговор идёт на тему, в которой ни бельмеса не смыслят все трое.
Пожалуй, в процитированной статейке верно лишь одно: диоксины (их много разных) действительно представляют смертельную опасность. Кроме рака, они вызывают многие болезни, а ядовиты примерно в тысячу раз сильнее, чем боевые отравляющие вещества.
Но вот незадача: в состав любого диоксина входит хлор. Которого нет и быть не может в полиэтилене, состоящем только из углерода с водородом – это проходят в средней школе.
Хлор есть в ПВХ – поливинилхлориде, из которого не посуду делают, а лепят, например, дешёвую напольную плитку. Если такую плитку сжигать (не нагревать в микроволновке, а именно сжигать!), в самом деле можно получить диоксин. И если отбеливать хлором целлюлозную пульпу – тоже. И если производить гербициды хлорфенольного ряда… Но какое, интересно, отношение это имеет к кулинарии?
Есть соблазн поглумиться над каждой строчкой безграмотных авторов, у которых одинаково плохо и с русским языком, и с физикой-химией. Им для начала не худо бы усвоить, что термическая деформация – это физический процесс, а горение – химический. При окислении появляются новые вещества, а при плавлении – нет.
Есть соблазн, и всё же я не стану тратить время. Ограничусь предложением «для всех, кто дорожит здоровьем близких»: если выуживаете в сети заметки на жизненно важную тему – не почтите за труд освежить в памяти школьную программу, наведите пару справок, ведь интернет как раз под рукой!
И не спешите верить всему, что публикуют доброхоты-двоечники. Особенно если они пугают вас подслушанным где-то непонятным словечком диоксин и ссылаются на американскую клинику имени Хопкинса. Очень может быть, что это как раз пациенты клиники резвятся в отсутствие санитаров.