размах крыльев ангела на петропавловском соборе
Ангел на Петропавловской крепости
С высоты больше 122, 5 метров за Петербургом наблюдает его верный страх и покровитель: именно так воспринимают жители Северной столицы России фигуру ангела, который венчает собой шпиль грандиозной Петропавловской крепости. Этот позолоченный гигант кажется таким же великовозрастным, как и сам город. В действительности у него было довольно много предшественников: этот ангел, которого каждый петербуржец может видеть даже издалека, уже четвертый по счету. Первые три, увы, не выдержали тяжести времени, либо были вынуждены уступить моде сменившейся эпохи.
Третья фигура появилась на шпиле в 1778 году, и ее прочно прикрепили прямо к основанию креста, чтобы обезопасить от дальнейших проказ стихии. «Обновленный» ангел около семидесяти лет венчал собой шпиль Петропавловской крепости, чему весьма способствовало надежное крепление, но в середине девятнадцатого столетия правительство Петербурга захотело не просто установить нового ангела на прежнем месте, но и взамен деревянного шпиля построить металлический. А очередную фигуру крылатого петербургского стража же решили сделать золотой. Таким образом, на шпиле появился очередной ангел, и эта фигура уже больше ста пятидесяти лет парит над Петербургом. Четвертый по счету «сменщик» под изготовлен про проекту ЖурАвского и представляет собой настоящего гиганта высотой в три метра и с размахом крыльев почти в четыре. Благодаря достижениям инженерии сегодняшний ангел, которого снова сделали «летящим», был прочно установлен в основании шпиля и на протяжении уже полутора веков отлично справляется с капризами непредсказуемой питерской погоды.
Крылья над Санкт-Петербургом
Многие исторические эксперты утверждают, что первые крылья над Санкт-Петербургом появились при Екатерине II. В то время на шпиле Петропавловского собора зиждилась фигура ангела, изготовленная по проекту итальянца — Антонио Ринальди.
Первый ангел
На самом деле, ангел ведёт свою историю с возведения Петропавловки и Петербурга. Петропавловская крепость была заложена 27 мая 1703 года по совместному плану Петра I и французского инженера Ламбера. Эта дата является Днём рождения Санкт-Петербурга.
Строительство собора началось в том же году в День святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной Петропавловской крепости. Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 1 апреля 1704 года, а 14 мая здесь провели праздничную службу в честь победы фельдмаршала Б. П. Шереметева над шведскими судами на Чудском озере.
Каменный собор архитектора Д. Трезини был заложен на том же самом месте в День рождения Петра I — 30 мая 1712 года, а освятили его — 29 июня 1733 г. Когда Петропавловский собор был возведён, Пётр I увидел свою мечту осуществленной. Когда в конце 1724 года завершилось возведение 112-метрового золоченого шпиля, на его вершине под крестом парил ангел.
Проектируя модель ангела, Трезини взял за образец фигуру на башне ратуши в голландском городе Маастрихт, созданную в 1656—1660 годах по проекту архитектора П. Пост, и существенно ее видоизменил. Первая фигура ангела-хранителя Санкт-Петербурга на шпиле Петропавловского собора была выполнена голландским мастером Г. ван Болесом.
Второй ангел
После грозы 1756 года от удара молнии фигура ангела Трезини погибла. За восстановление колокольни взялись ведущие архитекторы середины XVIII столетия, однако Екатерина II все представленные проекты отвергла, повелев
делать оную точно так, какова прежняя была, понеже прочие планы не так красивы.
Поскольку первоначальные трезиниевские чертежи ангела оказались к этому времени уже утраченными, при восстановительных работах пользовались деревянной моделью, изготовленной мастером Ф. Экгартом. Новая фигура, воссозданная к лету 1774 года, сохраняла размер и силуэт первоначальной.
Третий ангел
В 1777 году, когда на город обрушился ураган, фигура ангела погнулась, а крылья отломились. В результате было принято решение уменьшить вес ангела и расположить его так, чтобы центр тяжести фигуры совпадал с осью шпиля. Новый ангел был спроектирован архитектором А. Ринальди и установлен на шпиль осенью 1778 года.
Ангел и флюгер
В 1829 году в результате шквалистого ветра фигура вновь была повреждена, а крест, на котором она держалась, накренился. Для ремонта требовалось возведение дорогостоящих лесов. Казенный крестьянин Пётр Телушкин из Ярославской губернии, отличавшийся огромной физической силой, мастер кровельного цеха, без применения лесов, с помощью веревок сумел починить флюгер и снова поставить крест и ангела на шпице Петропавловского собора в Санкт-Петербурге в октябре — ноябре 1830 г. Его имя навсегда вошло в историю Петропавловской крепости.
Четвёртый ангел
Фигура ангела была снята в 1857 году для замены деревянных конструкций шпиля на стальные. Выдающийся русский инженер Д. И. Журавский заменил деревянный каркас шпиля на металлический и увеличил высоту колокольни до 122,5 метра. В ходе работ выяснилось, что система крепления старого креста совершенно не подходит к новой конструкции, и это определило судьбу третьего ангела. В ноябре 1859 года новый, четвертый по счету ангел, созданный скульптором Р. К. Залеманом, занял место на вершине шпиля.
Ангел и война
В начале Великой Отечественной войны, чтобы уберечь от обстрелов, шпиль выкрасили маскировочной краской, а ангела накрыли мешковиной. Первый в XX веке реставрационный ремонт шпиля Петропавловского собора был проведен летом 1957 года во время запоздалого празднования 250-летия города. На фигуре ангела была заменена часть обшивки, но на полную реставрацию средств тогда не хватило.
Реставрация ангела
Прошло еще 30 лет: позолота стерлась, поворотный механизм проржавел, а каркас фигуры потерял 70% своих несущих способностей. В 1991 году ангел несколько лет был в мастерских на реставрации, где его отремонтировали и заново позолотили. Только в 1995 году фигуру ангела с помощью вертолета подняли на вершину шпиля. Еще одна реставрация ангела была проведена в канун празднования 300-летия Санкт-Петербурга — в 2003 году.
Размеры ангела
Ангел-хранитель
Получается, ангел парил над головами петербуржцев и укрывал их своими крыльями ещё со времён правления Петра Великого. Тогда же государь заставил ангела не только парить, но и вертеться. Ангел стал служить, совмещая одновременно 3 роли — декоративно-художественную, украшая шпиль, прикладную — метеорологическую, и защитную в качестве Хранителя Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург — единственная европейская столица, которая никогда — ни в один из своих периодов даже самой страшной истории, не была захвачена противником. Освященный ангел-хранитель, который крепко держит крест, служит символом того, что великий город на Неве храним самим Богом и никогда не будет оставлен Святыми.
Шпиль и ангел Петропавловской крепости
Ответ: Вместе с Ангелом 46 м, без Ангела – 40 м.
Благодаря этому шпилю Петропавловский собор долгое время считался самым высоким храмом в России – целых 122,5 метров, настоящий небоскреб! Шпиль установили на куполе храма в 1723 году. Из-за этого Петропавловский собор приобрел ни на что не похожий вид. Он похож на пронзающую небо иглу. Но первый шпиль был деревянным.
На стометровой высоте находится так называемое «яблоко». А над ним установили крест с фигурой Ангела. Автором скульптуры был Р. Залеман. Этот символ Петербурга – удивительный флюгер, который вращается вокруг стержня в самой фигуре. Высота Ангела – 3,2 метра, а размах его крыльев – почти 4 м.
История шпиля
Из-за сильных ветров и бурь шпиль несколько раз страдал – в 1756, 1777 и 1829 годах. Особенно пострадала фигура Ангела. Пришлось возводить леса и даже делать нового Ангела с крестом. А после бури 19 века простой кровельщик Петр Телушкин отремонтировал шпиль и ангела осенью 1830 года, поднявшись туда просто на веревках! В награду император разрешил ему пить бесплатно в любом трактире России.
В 50-е годы 19 века соорудили уже металлический шпиль, который позолотили. Кстати, на покрытие его драгоценным металлом пошло 8 килограмм настоящего золота высокой пробы. Золочение фигуры Ангела проводилось химиками под руководством академика Г. Струве.
Башня
На башню, ведущую к шпилю, можно подняться во время экскурсии. Она тоже очень интересная. С высоты 16 м начинается шахта часового механизма, ведущая вверх на 30 м. Раньше в этой шахте поднимались и опускались гири, и часы таким образом заводились.
Карильон
Выше шахты находится уникальный карильон. О нем стоит рассказать отдельно. В Западной Европе, особенно на севере – Бельгия, Голландия, север Франции – есть очень интересная архитектурная штука, карильоны. Это колокольни со множеством небольших колоколов. Только они украшают не церкви, а светские здания, в основном, ратуши. Так мэры и городские советы подчеркивали свою значимость.
И чем больше было колоколов на карильоне, чем больше мелодий они могли играть, тем «круче» считался город. В свое время Петр I, который был в Голландии, увлекся этой модой. Он купил первый карильон за баснословные деньги и установил его в Петропавловском соборе.
Но однажды ночью, во время бури 1756 года, в него ударила молния и полностью сожгла. Через 20 лет там установили новый карильон, которому повезло больше. Но в середине 19 века его разобрали из-за ветхости. Только в 1991 году, бельгийцы сделали новый карильон и подарили его Петербургу. Этот карильон состоит из 51 колокола, и на нем можно сыграть любую мелодию – от классики до джаза.
Колокольня
Карильон представляет собой одну из достопримечательностей башни Петропавловского собора. Выше, на высоте 42 метров, находится русская звонница, которая звучит только перезвоном. Там находится 27 колоколов, но их можно слышать только во время службы. Они были отлиты в 1905 году, а самый большой из них весит 5 тонн. Его поднимали на шпиль с помощью сложной системы веревок. Поэтому сейчас в башне Петропавловского собора находится уникальное собрание из 130 колоколов, как старинных, так и современных.
Часы-куранты
Экскурсантов водят только до уровня колокольни. А выше можно попасть, только получив особый пропуск. Там находятся знаменитые часы-куранты собора. Они очень сложные, и их можно смело назвать компьютером 18 века. Детали для них сделал в Голландии мастер Оорт Красс в 1760 году, а собрали уже в Питере. Интересно, что часы тогда не имели стрелки, а время обозначалось при помощи разных мелодий, которая менялась каждые 15 минут. Мелодии же исполнялись благодаря карильону.
В 50-е годы 20 века часы отреставрировали в Москве, деревянные детали заменили металлическими, и тогда же появилась на циферблате часовая стрелка. На них также установили электрические моторы. Правда, теперь мелодий стало меньше. Колокола, играющие музыку, висят на верхней площадке шпиля, на высоте 62 метров. Правда, теперь они играют только две мелодии – ежечасно «Коль славен Господь наш в Сионе» и в 6 и 12 «Боже царя храни».
Шпиль
Кирпичная башня заканчивается на высоте 72 метров, в помещении с окнами интересной формы. Из-за него оно носит название Фонарик. Туда ведет винтовая лестница. Дальше уже высится металлический шпиль, весом в 86 тонн. Но стержни, которые его поддерживают, чтобы он не упал, начинаются уже от уровня часов.
Винтовая лестница продолжается и внутри металлического шпиля до высоты 92 метров. А еще 8 метров идет прямая лестница, потому что шпиль становится слишком узким. Выше ста метров находится площадка и люк, откуда можно выбраться к Ангелу. На такой высоте шпиль уже раскачивается, но он рассчитан на порывы очень сильного ветра, так что можно не переживать.
Музеи Петропавловской Крепости
Сама крепость – это часть огромного Музея истории Санкт-Петербурга. Но на ее территории можно посмотреть несколько совершенно уникальных и интересных музеев. Чтобы посмотреть их все, не хватит и целого дня, а то и нескольких.
Здесь, к примеру, есть выставка истории крепости. По чертежам, макетам и археологическим находками можно представить себе, как выглядела крепость раньше, и как ее строили.
Очень красивый Музей старого Петербурга, где выставлены фарфоровые сервизы императорского завода с видами Северной Пальмиры, как называли Питер.
Специальная выставка для детей называется «Улица времени». Она интерактивная, с макетом пристани и торговых кораблей, которые причаливали к ней в петровские времена. Можно даже подержать в руках некоторые товары.
А Комендантский дом с историей жизни дореволюционного Петербурга! Есть даже Музей пыток, хотя он на любителя. Одним словом, на все это нужно выделить время, чтобы погулять и осмотреть все обстоятельно, не «галопом по Европам». Но самые интересные, на мой взгляд, музеи – это истории денег, космонавтики и керамики.
Музей истории денег
Этот музей находится прямо за Петропавловским собором. Его можно посетить самостоятельно или с экскурсией. Последний вариант гораздо интереснее. Но имейте в виду – если вы хотите послушать экскурсию, то вместе с билетом вам выдадут наклейку, которая должна быть на видном месте. Иначе гид вас не допустит. Экскурсия длится приблизительно час.
В музее можно узнать историю денег как она есть – от первых монет до кредитных карт. Ведь мы часто держим деньги в руках, и даже не задумываемся, как они появились. Оформление музея – потрясающее. Он очень современный, непохожий на привычные экспозиции. Смотреть и слушать необычайно интересно. Сам музей состоит из двух зданий, так что не пропустите второе.
В экспозиции даже есть пятикилограммовые золотая и серебряная монеты, которые можно подержать в руках. После экскурсии туристов отпускают просто бродить по музею и разглядывать монеты. Если они слишком мелкие, то на стендах есть интерактивный экран, где их можно рассматривать в увеличенном виде.
На втором этаже проводятся разные викторины, к примеру, как отличить фальшивую банкноту от подлинной. Можно даже поучаствовать в мастер-классе монетного двора и напечатать собственные деньги. Ну, и посмотреть на интересные инсталляции, к примеру, башню из миллиона рублей монетами.
Музей космонавтики спб петропавловская крепость
Этот музей просто необычайный для такого старинного места. Правда, первые два зала могут разочаровать обычного посетителя – там, в основном демонстрируются документы. Но если пойти дальше, то увидите скафандры, ракетную технику и двигатели (от самых первых до современных), а также разделы, посвященные космонавтам.
Но главное отличие этого музея от подобных экспозиций, посвященных космонавтике, это внимание к обычному быту, в котором живут покорители космоса. Вы увидите столовую, еду для космонавтов и даже туалет! И в этом музее дают подержать в руках экспонаты. Это железный метеорит, очень тяжелый.
А если вы посмотрите в интерактивный экран, то увидите, как проходит повседневная жизнь в космосе. Здесь будет очень интересно детям, да и прочих посетителей он не оставит равнодушными. Ведь часто мы не имеем ни малейшего представления о том, как люди живут на космических станциях.
Музей керамики
Это один из новых музеев Петропавловской крепости. Называется он «Керамарх», потому что посвящен не простой керамике, а архитектурной. То есть, здесь выставлена резная декоративная плитка, художественная облицовка печей, старинные кирпичи, черепица, камины отличной сохранности, удивительной красоты изразцы и даже целые фрагменты фасадов зданий. Экспонаты собраны как из частных коллекций, так и из фондов крупных музеев.
В «Керамархе» можно посмотреть, как развивался интерьер российских зданий, в том числе домов знатных и богатых людей, а также церквей и мечетей, начиная с 18 века. Музей небольшой, но интерактивный. Некоторые печи и камины можно открывать, а изразцы трогать руками. Он нравится детям. А взрослые ценят грамотные и понятные тексты, которые на пальцах объяснят, чем одна архитектурная деталь отличается от другой. Материал в музее подан превосходно.
Экспозиция музея помогает обычным людям постичь секреты керамического декора и учит отличать керамические архитектурные детали от гипсовых или металлических, хотя они бывают очень похожи. Музей устраивает мастер-классы для детей, где их обучают обминать глину, делать плитки со сказочными птицами, львиные маски и многое другое.
Бастионы Петропавловской Крепости
Известно, что Петропавловская крепость, была построена по плану, который создавал лично Петр I, для войны со шведами. Она обнесена толстыми крепостными стенами или куртинами, построенными как можно ближе к берегу, чтобы десант врага не смог высадиться. Кроме того, по всем правилам военного искусства, в крепости построили шесть выдвинутых бастионов.
Там стояли пушки, а расположение бастионов увеличивало зону обстрела артиллерии таким образом, чтобы противник не мог приблизиться. Бастионы были пятиугольной формы, высотой 12 метров, а их стены с узкими амбразурами – толщиной до 6 метров. На то время они считались практически неприступными. Вначале их строили из земли и дерева, но после 1709 года они все были уже из камня.
Всего в Петропавловской крепости построили шесть бастионов. Пять из них курировали сподвижники императора, а шестой – сам Петр. Поэтому они названы в честь тех государственных деятелей, которые отвечали за их строительство – Головкин, Зотов, Трубецкой, Нарышкин и Меньшиков. А бастион, возведением которого руководил Петр, соответственно, назывался Государев.
Самым известным бастионом стал Трубецкой, но вовсе не из-за особой конструкции или участия в военных действиях, а потому что в нем стала располагаться тюрьма для заключенных Тайной канцелярии.
Тюрьма Трубецкого бастиона
Все бастионы строились таким образом, что были соединены между собой подземными ходами. Кроме того, там находились казематы, где должны были жить солдаты. Но казематы Трубецкого бастиона уже при жизни Петра использовались как застенки. Здесь держали сына императора, Алексея Петровича, и убили его там же.
Но именно как тюрьма для политзаключенных, «русская Бастилия», Трубецкой бастион стал использоваться после восстания декабристов. Тогда казематы были переоборудованы в одиночные камеры, а за декабристами пришел черед и других узников.
В 70-е годы 19 века Трубецкой бастион был перестроен в настоящую тюрьму. Это была главная следственная тюрьма России. Она состояла из двух этажей и повторяла пятиугольную форму бастиона. Заключенные здесь сидели только в одиночных камерах в условиях полной изоляции. Им не разрешалось иметь книг, устраивать свидания с родными переписываться, и так далее. Поэтому некоторые заключенные сходили с ума или совершали самоубийство.
В тюрьме Трубецкого бастиона сидели и народовольцы, и эсеры, и брат Ленина, и писатель Максим Горький, и Троцкий. После революции и до 1924 года она продолжала быть застенками, только уже для противников новой власти. Чекисты бросали сюда членов династии Романовых, работников Временного правительства, юнкеров, защищавших Зимний дворец. А во время «красного террора» заключенных выводили к Головкиному бастиону и расстреливали.
Нарышкин бастион
Этот бастион, названный в честь одного из сподвижников Петра, находится в центре крепости со стороны Невы. Поэтому там стоит пушка, которая стреляет во время различных городских праздников, еще с 18 века. Отсюда открывается потрясающий вид на дворцы Петербурга.
Недаром императрица Анна Иоанновна любила любоваться панорамой Петербурга именно с этого бастиона. Поэтому для удобства государыни здесь построили специальную Флагшточную башню. Это был смотровой павильон с панорамными окнами. Внутри него находилась комната, где императрица пила кофе и любовалась своей столицей.
Теперь по Нарышкиному бастиону проходит пешеходный маршрут «Невская панорама». А видами, восхищавшими императрицу, могут любоваться обычные туристы со всего мира.