различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития

Проблема соотношения обучения и развития

различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития фото. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития фото. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития фото. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития фото. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития фото. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития фото. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

Одной из важнейших проблем педагогической психологии является проблема соотношения обучения и психического развития.

Рассматриваемая проблема является производной от общенаучной проблемы – проблемы соотношения биологического и социального в человеке или как проблемы генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека. Проблема генетических источников психологии и поведения человека является одной из важнейших в психологической и педагогической науках – от ее правильного решения зависит принципиальное решение вопроса о возможностях обучения и воспитания детей, человека вообще.

Как считает современная наука, напрямую воздействовать через обучение и воспитание на генетический аппарат практически невозможно и, следовательно, то, что дано генетически, перевоспитанию не подлежит. С другой стороны, обучение и воспитание сами по себе обладают огромными возможностями в плане психического развития индивида, даже если они не затрагивают собственно генотипа и не воздействуют на органические процессы.

В отечественной психологии эта проблема впервые была сформулирована Л.С. Выготским в начале 30-х гг. XX в. Он обосновал ведущую роль обучения в развитии, отметив, что обучение должно идти впереди развития, быть источником нового развития.

В основу активно разрабатываемой в отечественной возрастной и педагогической психологии концепции о соотношении обучения и умственного развития ребенка легло положение о зонах актуального развития (ЗАР) и зоне ближайшего развития (ЗБР). Эти уровни психического развития были выделены Л.С. Выготским.

Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и егозоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития.

Зона ближайшего развития – это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

Ученый считал, что ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. Она связана с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребенка. Зона ближайшего развития – следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.

Зона ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо, – писал Л.С. Выготский, – когда оно идет впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития – это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, на ЗБР, – это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения.

ЗБР дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка.

Определение актуального и потенциального уровней развития, а также ЗБР составляет то, что Л.С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой, в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. В этом аспекте зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей. В отечественной и зарубежной психологии проводятся исследования с целью разработки методик, позволяющих качественно описать и количественно оценить ЗБР.

различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. 640 1. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития фото. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития-640 1. картинка различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. картинка 640 1.

ЗБР может быть выявлена и при изучении личности ребенка, а не только его познавательных процессов. При этом выясняется разница между стихийно складывающимися в процессе социализации личностными характеристиками и теми сдвигами в развитии личности, которые происходят в результате направленных воспитательных воздействий. Оптимальные условия для выявления ЗБР личности создает интеграция ее в коллективе.

А.К. Маркова выделила основные «пласты» развития и их показатели в соответствии с уровнями психического развития. Среди основных «пластов» уровня актуального развития она выделила обученность, развитость и воспитанность,а в зоне ближайшего развития – обучаемость, развиваемость, воспитуемость.

Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка ЗБР, не психические процессы, которые начинают складываться у него в совместной работе со взрослыми, а затем функционируют в его деятельности. ЗБР помогает охарактеризовать возможности и перспективу развития. Ее определение имеет важное значение для диагностики психического развития.

В сфере обучения присутствует та или иная восприимчивость, чувствительность к усвоению знаний, способность к дальнейшему обучению, восприимчивость к обучающим воздействиям извне. Это явление принято называть обучаемостью.

Обучаемость в широком смысле слова – способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обученности.В этом случае она выступает как проявление общих способностей учащегося, отражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности.

Выражая общие способности, обучаемость выступает как общая возможность психического развития, достижения более обобщенных систем знаний, общих способов действий. Обучаемость характеризуется индивидуальными показателями скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Источник

Проблема соотношения обучения и психического развития в зарубежной и отечественной психологии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Связь между обучением и развитием человека — это одна из главных проблем педагогической психологии. Психическое развитие представляет собой процесс, который не прекращается до момента остановки самой жизни, а только изменяет направление, интенсивность, характер и качество.

Понятие и особенности развития и обучения

При рассмотрении категории развитие, важно отметить, что оно представляет собой сложное инволюционно-эволюционное движение поступательного характера. В его процессе происходят изменения прогрессивного, регрессивного интеллектуального, личностного, поведенческого, деятельностного характера. Такое определение было дано отечественными учеными Л.С. Выготским и Б.Г. Ананьевым.

Среди общих характеристик развития можно выделить:

Факторы, которые влияют на психическое развитие (В. С. Мухина), состоят в его предпосылках, условиях и связи развития и внутренней позиции ребенка.

Рассматривая основную цель любой системы образования в виде развития личности обучающегося, необходимо, в первую очередь, подчеркнуть одно из основных положений, принятых в современной педагогической психологии. В соответствии с ним, обучение считается не только условием, но и основным средством психического и личностного развития в целом.

Характер соотношения обучения и развития

Существенную проблему в психологии представляет вопрос о характере соотношения обучения и развития, при этом ответ на него является принципиально важным для педагогической психологии.

Принято множество точек зрения на решение вопроса об этом соотношении. Так, в соответствии с одной из них, обучение и представляет собой развитие (У. Джемс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка). При этом природа обучения всеми учеными может пониматься по-разному. Например, Ж. Пиаже считал, что «мышление ребенка с необходимостью должно проходить через известные этапы, вне зависимости от того, обучается ребенок или нет».

Готовые работы на аналогичную тему

Отечественная психология содержит положение о том, что обучение и воспитание имеют ведущее значение в психическом развитии ребенка (Выготский). Обучение по мнению автора теории может иметь в развитии отдаленные, а не только близкие последствия. Оно идет не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди, продвигая развитие дальше и вызывая в нем новообразования.

Рассмотренное положение не считается кардинальным для отечественной педагогической психологии. Оно присуще и для принявшей его когнитивной психологии Дж. Брунера (США). Он подчеркивал, что преподавание основ наук, даже на элементарном уровне, не должно слепым образом следовать естественному ходу познавательного детского развития. Преподавание может становиться даже ведущим фактором развития через предоставление учащемуся заманчивых и вполне осуществимых возможностей самому форсировать свое развитие.

Основополагающий тезис Л. С. Выготского гласит, что обучение и развитие должны находиться в единстве. При этом обучению необходимо опережать развитие, стимулировать его. Наряду с этим, оно само опирается на актуальное развитие.

Таким образом, обучению нужно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день развития ребенка. Такое положение может оказаться принципиальным для всей организации обучения в целом.

Авторы зарубежных и отечественных теорий рассматривали проблему развития, отвечая на несколько вопросов:

Обучение, реализованное по любому типу, должно учитывать все перечисленные аспекты в случае, если хочет добиться основных задач в виде личностного и психического развития обучающегося.

Проблема периодизации психического развития (Д. Б. Эльконин)

Д. Б. Эльконин опирался на опыт культурно-исторической психологии Л. С. Выготского. Им было предложено рассматривать каждую стадию развития через 4 критерия:

Автор теории рассматривал каждую стадию как состоящую из двух этапов. Он считал, что на первом из них происходят изменения мотивационно-потребностной сферы личности, а на втором – освоение операционально-технической области.

Эльконин открыл закон чередования, определяющий периодичность разных типов деятельности на каждой стадии. Так, за деятельностью одного типа, которая ориентирует субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и правилах взаимодействия в социуме, обязательно будет следовать деятельность другого типа. В последней будет происходить ориентация по способам употребления предметов. Каждый раз между данными видами ориентации могут проявиться противоречия.

Периоды и стадии развития ребенка по Эльконину выглядят следующим образом: раннее детство, детство, отрочество, ранняя юность.

Этап раннего детства включает 2 стадии — младенчество (начинается кризисом новорожденности, где происходит развитие мотивационно-потребностной сферы личности) и ранний возраст (его начало знаменует кризис первого года жизни, где преимущественно осваивается операционально-техническая сфера).

Этап детства открывает кризис 3 лет, который знаменует начало дошкольного возраста (освоение мотивационно-потребностной сферы). Вторая его стадия представлена кризисом 6-7 лет и младшим школьным возрастом, где также осваивается операционально-техническая сфера.

Этап отрочества автор теории разделил на стадию подросткового возраста (освоение мотивационно-потребностной сферы), началом которого может считаться кризис 11-12 лет, и стадию ранней юности (осваивается операционально-техническая сторона), которая связана с кризисом 15 лет.

По данным ученого кризисы 3 и 11 лет являются кризисами отношений. Вслед за ними наступают новые ориентации в человеческих отношениях. При этом кризисы, характерные для 1-го, 7-го года и 15 лет являются в большей степени кризисами мировоззрения. Они способны поменять ориентацию в мире вещей.

Источник

Проблема обучения и развития. Подход к проблеме соотношения обучения и развития в основных психологических школах

различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития фото. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития фото. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития фото. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития фото. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития фото. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития фото. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

Проблема обучения и развития всегда была и будет в центре исследований не только педагогической психологии, но и многих других областей психологической науки. Ее решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания.

С.Л. Рубинштейн писал, что «правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагогики. Каждая концепция обучения, которую сформулирует педагог, включает в себя (сознает он это или нет) определенную концепцию развития. Точно так же концепция психического развития, которую сформулирует психолог (сознает он это или нет), заключает в себе и определенную теорию обучения».

На различных исторических этапах ее решение менялось. Это обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок в понимании сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом процессе. Традиционная проблема соотношения обучения и развития, прежде всего познавательного, в настоящее время трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития личности, задав новые ракурсы реформирования системы образования. Смещение смысловых акцентов в этой проблеме объясняется рядом причин.

Первая состоит в том, что образование в демократическом обществе не может быть направлено лишь на формирование знаний и умений.

Вторая причина связана с процессами развития науки, обогащения и увеличения объема знаний, за которыми образовательные учреждения не успевают, поскольку нельзя постоянно увеличивать сроки общего и профессионального обучения. Оно должно быть направлено на формирование у обучающихся способов самостоятельного и непрерывного самообразования.

Третья причина обусловлена тем, что длительное время учет возрастных особенностей детей считался приоритетным и неизменным принципом обучения. Если это было действительно так, то никакое обучение не в состоянии было бы преодолеть ограниченные природой возможности того или иного возраста. Выявление соотношения обучения и развития личности позволяет устранить с помощью обучения кажущуюся ограниченность возрастных особенностей учащихся, расширить их возможности.

Четвертая причина связана:

· с признанием приоритета принципа развивающего образования;

· развитием теории личности, позволяющей более полно представить процессы личностных преобразований на различных этапах онтогенеза (В.Д. Шадриковым введено понятие «онтогенез личности»);

· осмыслением факторов, обусловливающих личностный рост и личностные изменения;

· созданием концепции развивающего обучения

§3. Основные подходы к решению проблемы соотношения

обучения и развития

Традиционно принято выделять несколько подходов к решению проблемы соотношения обучения и развития.

различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. 640 1. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития фото. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития-640 1. картинка различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. картинка 640 1.

Согласно первой точке зрения, высказанной известным швейцарским психологом Ж. Пиаже и развиваемой его школой, отрицается связь между обучением и развитием ребенка. Эта независимость выражается, в частности, в том, что мышление ребенка проходит через известные стадии, независимо от того, обучается он или не обучается. А относительность независимости этих процессов состоит в том, что для того, чтобы обучение стало возможным, развитие должно подготовить для этого соответствующую основу. Обучение в этом случае «идет в хвосте развития», оно как бы надстраивается над созреванием.

Таким образом, первая теория имеет своим основным положением идею о независимости детского развития от процессов обучения. Согласно этой теории, развитие должно совершить определенные законченные циклы, определенные функции должны созреть прежде, чем школа может приступить к обучению определенным знаниям и навыкам ребенка. Циклы развития всегда предшествуют циклам обучения. Обучение плетется в хвосте у развития, развитие всегда идет впереди обучения. Уже благодаря этому наперед исключается всякая возможность поставить вопрос о роли самого обучения в ходе развития и созревания тех функций, которые активизируются обучением. Их развитие и созревание являются скорее предпосылкой, чем результатом обучения. Обучение надстраивается над развитием, ничего не меняя в нем по существу.

Таким образом, вторая теория, согласно Л.С. Выготскому, придерживается той точки зрения, что обучение и есть развитие, что первое полностью сливается с детским развитием, когда каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии (при этом развитие сводится в основном к накоплению всевозможных привычек).

Третья теория пытается объединить первые две (К. Коффка). Она рассматривает само развитие как двойственный процесс: как созревание и как обучение. А отсюда следует, что созревание как-то влияет на обучение, а обучение, в свою очередь, влияет на созревание. При этом обучение понимается как процесс возникновения новых структур и усовершенствования старых, а поэтому обучение может идти не только вслед за развитием, но и впереди него, вызывая в нем новообразования.

В этой теории сделаны попытки преодолеть крайности двух первых путем простого их совмещения. С одной стороны, развитие мыслится как процесс, от обучения независимый. С другой стороны, само обучение, в котором ребенок приобретает новые формы поведения, рассматривается как тождественное развитию. Согласно третьей теории, развитие (созревание) подготавливает и делает возможным обучение, а последнее как бы стимулирует и продвигает вперед развитие (созревание).

Вместе с тем, согласно этой теории, как писал Л.С. Выготский, «развитие всегда оказывается более широким кругом, чем обучение. ». Ребенок научился производить какую-либо операцию. Тем самым он усвоил какой-то структурный принцип, сфера приложения которого шире, чем только операции того типа, на котором это принцип был усвоен. Следовательно, совершая шаг в обучении, ребенок продвигается в развитии на два шага, т.е. обучение и развитие не совпадают

Данная теория разводит процессы обучения и развития и вместе с тем устанавливает их взаимосвязь (развитие подготавливает обучение, а обучение стимулирует развитие).

Эти теории о соотношении обучения и развития, описанные Л.С. Выготским более семидесяти нет назад, в некоторой модификации существуют и в современной психологии, имея за собой соответствующее фактическое обоснование как экспериментального, так и практического характера. Каждая из них (особенно первая и третья) имеет своих сторонников, но по своему внутреннему смыслу эти теории делят их на два лагеря. К первому относятся те, кто не признает влияния обучения на развитие детей и отрицает саму возможность развивающего обучения (сторонники первой теории). Второй лагерь объединяет тех, кто признает наличие развивающего обучения независимо от того, как оно может быть истолковано (это сторонники второй и, главным образом, третьей теории).

Источник

Педагогическая психология: конспект лекций

различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. cover. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития фото. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития-cover. картинка различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. картинка cover.

В книге представлены основные проблемы педагогической психологии: психологические особенности процесса обучения и образовательной деятельности человека, психологические особенности педагогов и обучающихся, психологические особенности развития познавательных процессов обучающихся и развития их личности в процессе обучения и воспитания, проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя в организации учебно-воспитательного процесса. Предназначено для студентов вузов гуманитарных факультетов.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогическая психология: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ № 1. Основные принципы и закономерности взаимосвязи процессов обучения и развития психики человека

1. Соотношение обучения и развития

Педагогическая психология занимает определенное место между педагогикой и психологией, являясь сферой их совместного изучения взаимосвязей между обучением, воспитанием и развитием психики человека.

Она изучает в первую очередь процесс учения, его характеристики, структуру, закономерности протекания этого процесса, а также возрастные и индивидуальные особенности обучения и условия, обладающие наибольшим эффектом развития подрастающих поколений. Педагогическая психология изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, а также исследует индивидуальные различия в протекании этих процессов, закономерности формирования у обучающихся активного творческого мышления, развития психики человека, формирования психических новообразований в процессе обучения и развития.

Процесс формирования и изменения внутренних качеств человека называют развитием. Выделяют несколько аспектов развития: физическое развитие, которое проявляется в изменениях пропорций тела человека, его роста, веса, в прибавлении силы; физиологическое развитие — проявляется в изменениях функций различных систем и органов человека; психическое развитие — выражается в усложнении психических процессов и способностей — чувств, ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, в усложнении таких психических образований, как способности и мотивы деятельности, потребности и интересы, ценностные ориентации. Постепенное вхождение человека в различные виды отношений — экономические, правовые, общественные, производственные — называется социальным развитием. Человек становится членом общества, усваивая все эти виды отношений и в них — свои функции. Духовное развитие является венцом развития человека и означает, что человек осмыслил свое предназначение в жизни, свою ответственность перед настоящим и будущим поколениями, к нему пришло понимание сложности мироздания, появилась потребность в постоянном нравственном совершенствовании. Ответственность человека за свое развитие — психическое, физическое и социальное, ответственность за свою жизнь и жизнь других людей может быть показателем духовного развития человека.

Личность человека развивается в течение всей его жизни. Психическое, социальное и физическое развитие личности происходит под воздействием внутренних, внешних, природных, социальных, неуправляемых и управляемых факторов.

Развитие происходит индивидуально под влиянием общества, окружающего человека, образцов поведения и ценностей, присущих данному обществу. Установки и нормы формируются в ходе индивидуальной и групповой деятельности. Индивидуальная предметная деятельность как процесс, несущий в себе противоречия, ведет индивида к развитию его высших психических функций. Нельзя сказать, что воспитание вторично по отношению к развитию, их отношения намного сложнее. Развитие происходит в процессе воспитания, уровень развития влияет на воспитание, меняя его. Более совершенное воспитание ускоряет темп развития человека. Таким образом, воспитание и развитие взаимно обеспечивают друг друга на протяжении всей жизни человека.

Связь между развитием и обучением ребенка — одна из центральных проблем педагогической психологии. При рассмотрении данной проблемы важно отметить, что:

1) «само развитие — это сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, деятельностные, поведенческие изменения в самом человеке» (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев);

2) развитие не прекращается в течение всей жизни человека. Могут изменяться его интенсивность и направление. Общими характеристиками развития являются «прогресс (регресс), необратимость, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения» (Л. И. Анциферова).

Каждая психологическая концепция старается выявить в первую очередь законы развития ребенка. Одной из первых теорий является концепция рекапитуляции американского психолога С. Холла, в которой он выдвигает версию, что в своем развитии каждый ребенок повторяет в кратком виде развитие всего человеческого рода. Так, например, даже развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества. Вскоре стало понятно, насколько несостоятельна эта теория. Но исследования учеников С. Холла Л. Термена и А. Гезелла повлияли на развитие детской психологии. Они разработали систему диагностики развития психики детей от рождения до юношества. А. Гезелл проанализировал соотношение между научением и развитием с использованием близнецового метода, а также разработал метод продольного лонгитюдного исследования детей и подростков. А. Гезелл сводил развитие к простому увеличению, приросту поведения, не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой. Он заметил, что чем меньше возраст ребенка, тем быстрее меняется его поведение, т. е. изменения и развитие происходят быстрее в молодом возрасте. Л. Термен ввел понятие коэффициента интеллектуальности и пытался доказать, что он остается постоянным на протяжении жизни.

Основоположник теории конвергенции В. Штерн считал, что и наследственная одаренность, и окружающая среда определяют законы детского развития, что на развитие оказывают влияние внешние условия, окружающие человека, и его внутренние задатки, способности, наследственные качества. В. Штерн был сторонником концепции рекапитуляции, считал, что развитие психики ребенка повторяет историю развития человечества и культуры. Споры о том, какой из факторов — наследственность или среда — имеет решающее значение, не прекратились до сих пор и перенеслись в экспериментальную сферу. Например, по мнению английского психолога Х. Айзенка, на 80 % интеллектуального развития человека накладывает отпечаток наследственность, остальные 20 % интеллектуального развития определены влиянием окружающей среды. Четыре модели влияния окружающей среды и приобретенного ранее опыта на развитие модели поведения детей предложил американский психолог И. Вулвилл.

1. В первые месяцы жизни ребенок беспомощен и находится под влиянием окружающей среды, поэтому первая модель называется «больничная койка».

2. Вторая модель«луна-парк»: ребенок выбирает те развлечения, которые он хочет испытать, но он не может изменить их последующее влияние на себя.

3. В рамках третьей модели внешние стимулы не оказывают влияния, и человек совершает свой определенный путь независимо от других, по своей «плавательной» дорожке. Модель называется «соревнование пловцов». В ней среда выступает как поддерживающий контекст поведения человека.

4. Четвертая модель — «теннисный матч»: осуществляется постоянное взаимодействие между влиянием среды и человеком подобно тому, как теннисист приспосабливается к действиям своего противника и в то же время влияет на поведение другого игрока способом отражения.

Существенным является вопрос о характере соотношения обучения и развития. Существуют разные точки зрения на решение этого вопроса:

1) обучение и есть развитие — У. Джеймс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка, хотя природа научения понимается всеми по-разному.

2) только внешние условия становления являются обучением, т. е. «обучение идет в хвосте развития» — В. Штерн.

3) «мышление ребенка с необходимостью проходит все фазы и стадии развития независимо от того, обучается ребенок или нет», т. е. развитие не зависит от обучения — Ж. Пиаже.

4) «обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования», — Л. С. Выготский, Дж. Брунер, т. е., опережая развитие, обучение стимулирует его, опираясь, несмотря на это, на актуальное развитие, опираясь на будущее состояние развития ребенка. Противоречия между уже достигнутым уровнем становления способностей человека, его знаний и полученных навыков действий, а также мотивами и способами связи с внешней средой являются движущей силой его психического развития.

Такое понимание движущих сил психического развития было сформулировано Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным.

В русле понимания отечественной психологией психического развития как внутренне противоречивого, связанного с возникновением психических и личностных новообразований процесса Л. С. Выготский вслед за П. П. Блонским рассматривает определенные эпохи, стадии, фазы в общей схеме переломов, или кризисов, развития. При этом в качестве критериев их разграничения, по Л. С. Выготскому, выступают характеризующие сущность каждого возраста новообразования. А само психическое развитие трактуется им как прогрессивное качественное изменение личности, в ходе которого с разной динамикой формируются возрастные новообразования. «Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде; его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период».

Развитие может протекать медленно, плавно или бурно, стремительно. По определению Л. С. Выготского, оно может носить революционный, иногда катастрофический характер. Резкие сдвиги, обострение противоречий, повороты в развитии могут принимать «форму острого кризиса». В психологии известны шесть кризисных периодов, по Л. С. Выготскому: кризис новорожденности отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста. Кризис одного года — от младенчества к раннему детству. Кризис 3 лет — от раннего детства к дошкольному возрасту. Кризис 7 лет является соединительным звеном между дошкольными годами и школьным возрастом. Наконец кризис 13 лет совпадает с переломом развития при переходе от школьного к пубертатному (пубертатность — возмужание, половая зрелость) возрасту. Кризис 17 лет — переход к юности.

В целом для педагогической психологии и для определения типичного для каждой ступени обучения психологического портрета обучающегося имеет большое значение положение Д. Б. Эльконина о том, что в течение критического периода появляется соответствующее ему новообразование, которое впоследствии, т. е. в стабильном периоде, является линией генерального развития. Еще Л. С. Выготский указал, что педагогическая система может не успевать за этими изменениями и в результате могут возникнуть такие эффекты, как неуспеваемость ученика, его трудновоспитуемость, некоторые причины которых скрываются непосредственно в динамике возрастного становления.

Л. С. Выготский ввел такое важное для педагогической психологии понятие, как «социальная ситуация развития», которая определяет содержание, формирование центральной линии развития, связанной с основными новообразованиями. Социальная ситуация развития — это своеобразная система отношений ребенка и социальной среды. Изменение этой системы определяет также основной закон динамики возрастов, согласно которому движущие силы развития ребенка в любом возрасте неизбежно приведут к разрушению и отрицанию самой основы развития всего возраста, определяя с внутренней необходимостью аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, более высокой возрастной ступени развития. Л. С. Выготский при этом постоянно подчеркивает, что психическое развитие — это целостное развитие всей личности.

Определение социальной ситуации развития как отношения ребенка к социальной действительности само по себе достаточно емкое и включает в себя средство реализации этого отношения — деятельность. Согласно А. Н. Леонтьеву некоторые виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, а другие виды деятельности имеют меньшее значение. Одни из них играют главную, ведущую роль, а другие — менее важную, подчиненную роль на данном этапе развития.

Так же как и целостное развитие человека, психическое развитие ребенка происходит одновременно по линиям:

1) интеллектуальное развитие, т. е. становление познавательной сферы, развитие механизмов познания;

2) развитие мотивов и их соотношений, становление целей, освоение средств и способов деятельности, т. е. развитие содержания деятельности ребенка и его психологической структуры;

3) развитие самооценки и самосознания, взаимодействий с социальной средой, становления направленности личности и ценностных ориентаций, т. е. целостное развитие личности.

Стороны психического развития ребенка можно представить немного иначе, а именно как становление:

1) способов деятельности и знаний;

2) психологических механизмов их применения;

3) личности, включающей в себя деятельность ребенка.

Одной из сторон развития психики является языковое развитие, которое происходит вровень со становлением личности и интеллекта.

2. Роль отдельных факторов в психическом развитии человека

Развитие психики человека непрерывно в течение жизни. Изменения в психике легче всего проследить, сравнивая уровни развития психики старика, взрослого, школьника и младенца. Развитие организма от момента образования зародыша до его смерти называется онтогенезом. Много веков существует загадка появления сознания, творческих взлетов, эмоциональных переживаний, сложности внутреннего мира человека, который во время рождения беспомощен и хрупок.

Проблема психического развития — одна из центральных в психологии, ее фундамент, теоретический и практический, — зависит от ответа на вопрос о том, как возникает психика и что определяет ее развитие. Взгляды на природу психики противоположны. Одни ученые отдают предпочтение среде как источнику психического развития и отрицают важность роли биологических, врожденных факторов в психическом развитии человека. Иные считают, что природа — идеальный творец, психика детей с рождения обладает всем необходимым, надо лишь не мешать естественному ходу развития, довериться природе.

Современная психология развития отказалась от противопоставления биологических и средовых (культурных и социальных) факторов развития в пользу понимания необходимой важности и тех и других факторов в психическом развитии человека. Задачу раскрытия представления о единстве биологических и социальных факторов развития человека решает психогенетика. Получены существенные данные о роли генетических и средовых факторов в развитии интеллекта человека при аутизме и алкоголизме. Интенсивно исследуется темперамент человека и его личность. Два вопроса психологии развития адресованы генетическим исследованиям: «Как генетические факторы распределены на разных возрастных отрезках?» и «Изменяется ли наследуемость в процессе развития?» При оценке эффектов наследуемости важно представление о возрастании либо уменьшении значения роли наследственности в процессе жизненного цикла. Большинство специалистов, занимающихся проблемой развития, считает, что с увеличением возраста человека роль его наследственности становится менее важной в его жизни. В течение жизни у человека идет процесс накопления жизненных событий, работы, образования и другого жизненного опыта. Эти данные подтверждают, что влияние окружающей среды в течение жизни сводит к минимуму влияние наследственности на образ жизни человека. Исследования подтверждают, что, например, когнитивные способности человека меняются в зависимости от влияния среды его проживания. Это выяснилось при лонгитюдном (прослеживающем развитие одних и тех же людей на протяжении длительного времени) исследовании приемных детей от младенческого до подросткового возраста. По результатам исследования общих когнитивных способностей (интеллекта) выяснилось, что у приемных детей с возрастом увеличиваются различия между ними и их биологическими родителями. Если у младенцев увеличение составляет 0,18, у десятилетних детей — 0,2, то у подростков оно уже равняется 0,3. При этом различия между приемными родителями и приемными детьми равнялись нулю. Эти данные показывают, что семейная среда не так важна для общей когнитивной способности.

Различие между монозиготными и дизиготными близнецами особенно сильно увеличивается во взрослом возрасте. Исследование выросших раздельно монозиготных близнецов показало, что наследственность имеет значение в пяти исследованиях на 75 %. Исследование близнецов в Швеции показало значение роли наследуемости на 80 %. Это означает, что различие между людьми в их интеллектуальном развитии на 80 % обусловлено действием генов.

Для того чтобы понять природу становления психики, столь же важны факты, подтверждающие уменьшение влияния среды на развитие.

Мировая литература по близнецам указывает, что влияние общей среды на развитие интеллекта становится незначительным во взрослом возрасте, тогда как ее вклад в индивидуальные различия в детстве оценивается на уровне 25 %.

Ответ на вопрос о постоянстве величины генетических эффектов в процессе развития анализируется в области психогенетики при помощи лонгитюдных исследований. Исследования психогенетиков определили неравномерное распределение влияния среды и генетических факторов человека в продолжение его жизни, а также в разных аспектах развития. Полученные в настоящее время сведения показывают, что существует два переходных периода генетических влияний на развитие когнитивных способностей. Первый — это период перехода от младенческого возраста к раннему детству. Второй период — от раннего детства к младшему школьному возрасту. Эти два периода являются важнейшими применительно ко всем известным теориям когнитивного развития. Сведения, полученные психогенетикой и психологией развития, говорят о том, что развитие человека определено как генетическими факторами, так и факторами среды. Именно активизация всех генетических программ позволяет наследственности влиять на развитие интеллекта. Но для полной реализации генетического потенциала человека средовые факторы должны не мешать, а способствовать его развитию. Тогда результат будет максимальным.

Ч. Уадингтон использовал как метафору процесса развития понятие «эпигенетический ландшафт» для того, чтобы полнее можно было представить, как происходит взаимодействие природных и средовых факторов. На рисунке темный шар обозначал развивающийся организм, расположенный среди холмов и впадин, вдоль которых он может катиться, следуя возможным путям развития. Движение катящегося с горы шара все время ограничивается ландшафтом. Шар в любой момент может попасть в труднопреодолимую глубокую впадину, и произойти это может по воле случая. На эпигенетическом ландшафте критические периоды развития обозначены как расстояния между впадинами, в которых процесс развития обретает некоторые конкретные формы в зависимости от установленных факторов среды и времени. Развитие между основными изменениями показывают впадины, соединенные переходом между ними. А склоны впадин показывают скорость развития: если впадина мелкая, то она показывает устойчивое состояние процесса развития, а крутые впадины отражают периоды быстрых изменений и переходы от одного способа организации к другому. Влияние среды в зонах переходов может иметь более серьезные последствия, но те же самые события могут и не иметь последствий в других точках эпигенетического ландшафта.

Эпигенетический ландшафт показывает нам один из важнейших принципов развития, который называется принципом завершающего равенства. Он заключается в том, что один и тот же результат развития может быть достигнут разными путями, и объясняет, почему развитие одного человека протекает быстрее, чем другого. В настоящий момент в психологии имеется много сведений и научных данных о человеческом развитии. Одним из основных является вопрос, можно ли представить ход развития в виде непрерывных изменений, свершающихся с человеком постепенно, или этот процесс является скачкообразным (постадийным). Здесь понятие «стадия» используется специфически и подразумевает сущностные изменения в характеристиках индивида, которые реорганизуют его поведение. Американский психолог Дж. Флевелл предлагает нам следующие критерии стадий развития:

1) стадии выделяются на основе качественных изменений. Они связаны не столько с возможностью делать что-то лучше или больше, сколько с тем, чтобы делать это по-другому. Например, сначала ребенок начинает передвигаться, ползая по полу, а потом начинает ходить. Это качественно иной тип локомоции, поэтому данный аспект моторного развития является одной из характеристик стадии развития;

2) при переходе к другой стадии возникают различные изменения отдельных аспектов поведения ребенка. Например, когда дети учатся говорить, это предполагает понимание символического значения слов. Но в то же время они начинают использовать в игре символические свойства объектов, воображая, что кубик — это машина, кукла — это человек. То есть освоение символических функций на данной стадии становится более распространенным;

3) переходы между стадиями обычно происходят очень быстро. Хорошим примером этого является стремительное увеличение размеров тела подростка. Похожая быстрая реорганизация наблюдается и в других областях. Когда ребенок изучает родной язык, то сначала происходит освоение первых двадцати слов, после этого экспотенциально растет количество выученных слов.

Психологи З. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский принимают концепцию стадийного развития, но при этом они далеко не во всем согласны друг с другом. Тем не менее все они признают, что стадийность развития не исключает, а скорее предполагает непрерывность этого процесса. Кроме того, именно непрерывность процесса развития обеспечивает преемственность на различных стадиях этого процесса.

3. Периодизации психического развития

Развитие человека индивидуально. В его онтогенезе реализуются как общие закономерности развития представителя человечества, так и индивидуальные особенности развития каждого человека в отдельности.

Процесс развития человека заключает в себе универсальные, а также индивидуальные закономерности становления психики в целом и психических способностей в отдельности. Развитие зависит от вариаций генетических программ, а также среды и обстоятельств, в которых оно происходит.

Одной из закономерностей развития человека является его цикличность.

Периодизация развития психики — это структурирование общих закономерностей цикла человеческой жизни.

Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года и даже месяца жизни человека имеет разное значение, которое определяется прежде всего тем, какое место этот временной диапазон занимает в цикле развития. Так, отставание в интеллектуальном развитии на шесть месяцев для двухлетнего ребенка является очень серьезным показателем неблагополучия, тогда как такое же по времени отставание для ребенка шести лет рассматривается как некоторое снижение темпа развития, а у ребенка 16 лет вообще считается незначительным.

Вторая особенность развития состоит в его гетерохронности. Гетерохронность развития означает его неравномерность. Эта неравномерность развития касается отдельных аспектов индивидуального человеческого развития, равно как и целых психических процессов. Так, например, процессы восприятия характеризуются ранними сроками развития, тогда как развитие эстетического восприятия человека происходит в зрелые периоды его жизни.

Формирование самосознания человека происходит в процессе всей жизни, но дифференциальное осознание себя как члена общества характерно для юношеского возраста.

В индивидуальном порядке гетерохронность проявляется несовпадением физического и психологического, а также хронологического возрастов, в котором могут также наблюдаться неравномерности умственного, социально-психологического и эмоционального аспектов развития. Например, когда взрослый человек, который достаточно развит в интеллектуальном отношении, начинает вести себя как подросток, т. е. неадекватно своему уровню развития.

С неравномерностью развития вплотную связаны такие понятия, как критический и сензитивный периоды развития.

Сензитивный период — это наиболее благоприятный диапазон времени развития, когда индивид наиболее чувствителен к изменению какой-либо функции, развитию какой-либо его способности.

Например, сензитивным периодом в развитии речи является возраст от девяти месяцев до двух лет. На самом деле функция речи развивалась и до, и после этого возраста, но именно в этот временной период речь развивается более интенсивно. В это время ребенку требуется дополнительный опыт речевого общения. Взрослые должны поддерживать и стимулировать его желание выражать свои чувства с помощью речи.

Во всех человеческих культурах сензитивный период развития речи наступает в одно и то же время развития ребенка. Определенный диапазон развития человека, когда та или иная способность или определенная функция может реализоваться именно в этот период времени, называется критическим периодом.

Критические периоды в человеческом развитии очень редки. Они встречаются в период пренатального развития или на самых ранних этапах развития младенца. Если какая-либо способность или та или иная функция человека не была реализована во время критического периода, то она может быть безвозвратно потеряна.

Приведем такой пример критического периода, как развитие бинокулярного зрения у детей младенческого возраста. Например, если у ребенка имеются врожденные дефекты, такие как катаракта или косоглазие, то их необходимо определить и исправить, так как в период от тринадцатинедельного до двухлетнего возраста у ребенка формируется стереоскопическое зрение. При неисправлении дефектов или повреждений в данный период стереоскопическое зрение у него будет неразвито, а компенсация данного нарушения в более позднем возрасте уже невозможна.

Единого мнения о критических периодах человеческого развития не существует. Л. С. Выготский считал, что психическое развитие ребенка имеет стабильные и кризисные этапы, при этом кризисными этапами он называл «повороты» в развитии психики человека, которые вызывают появление так называемых новообразований, т. е. новых образований в психике. Развитие речи приводит к тому, что мышление становится речевым, а речь — интеллектуальной у детей уже двухлетнего возраста. Но понимание Л. С. Выготским кризисных этапов больше подходит под определение сензитивных периодов.

У людей с древних времен была потребность в определении закономерностей в развитии человека в течение жизненного цикла.

Можно привести для примера некоторые периодизации развития человека, известные с древности и до нашего времени.

Молодость — до 20 лет. Возраст для вступления в брак — до 30 лет. Возраст выполнения общественных обязанностей — до 40 лет. Познание собственных заблуждений — до 50 лет. Последний период творческой жизни — до 60 лет. Желанный возраст — до 70 лет. Старость — от 70 лет.

Классификация возрастов жизни по Пифагору

Период становления — 0—20 лет (весна). Молодой человек — 20–40 лет (лето). Человек в расцвете сил — 40–60 лет (осень). Старый и угасающий человек — 60–80 лет (зима).

Классификация возрастов жизни по Гиппократу

Первый период — 0–7 лет. Второй период — 7—14 лет. Третий период — 14–21 год. Четвертый период — 21–28 лет. Пятый период — 28–35 лет. Шестой период — 35–42 года. Седьмой период — 42–49 лет. Восьмой период — 49–56 лет. Девятый период — 56–63 года. Десятый период — 63–70 лет.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогическая психология: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Смотрите также

различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. cover 167. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития фото. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития-cover 167. картинка различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. картинка cover 167.

различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. cover 167. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития фото. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития-cover 167. картинка различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. картинка cover 167.

Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия

различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. cover 167. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития фото. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития-cover 167. картинка различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. картинка cover 167.

Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии

Наталья Борякова, 2008

различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. cover 167. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития фото. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития-cover 167. картинка различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. картинка cover 167.

На стороне ребенка

Франсуаза Дольто, 1985

различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. cover 167. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития фото. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития-cover 167. картинка различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. картинка cover 167.

Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход

различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. cover 167. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития фото. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития-cover 167. картинка различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. картинка cover 167.

Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Часть 1: учебник для вузов

Коллектив авторов, 2014

различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. cover 167. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития фото. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития-cover 167. картинка различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. картинка cover 167.

Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом

различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. cover 167. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития фото. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития-cover 167. картинка различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. картинка cover 167.

В. М. Холмогорова, 2009

различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. cover 167. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития фото. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития-cover 167. картинка различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. картинка cover 167.

Практическая психология для мальчиков

различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. cover 167. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития фото. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития-cover 167. картинка различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. картинка cover 167.

Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников

Марина Ростиславовна Битянова, 2009

различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. cover 167. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития фото. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития-cover 167. картинка различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. картинка cover 167.

Агрессивность детей и подростков

различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. cover 167. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития фото. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития-cover 167. картинка различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. картинка cover 167.

Общие основы педагогики

различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. cover 167. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития фото. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития-cover 167. картинка различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. картинка cover 167.

Онтогенез речевой деятельности. Курс лекций

Вадим Петрович Глухов, 2017

различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. cover 167. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития фото. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития-cover 167. картинка различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. картинка cover 167.

Психология детей c задержкой психического развития

О. В. Защиринская, 2019

различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. cover 167. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития фото. различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития-cover 167. картинка различные точки зрения на проблему соотношения обучения и психического развития. картинка cover 167.

Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *