раздельное обучение мальчиков и девочек за и против
Половой вброс: почему традиция однополого образования — профанация
Раздельные классы для мальчиков и девочек есть почти в тысяче школ по России. Пользу от них, как и вред, оспорить сложно. В отличие от псевдоисторических выкладок, к которым апеллируют сторонники однополого обучения. Подробности — в материале «Известий».
Больше всего школ с отдельными классами для мальчиков и девочек в Республике Коми — почти 500. Но есть они и в других регионах, в том числе несколько в Москве. Дети в такие классы попадают по желанию родителей, и есть возможность выбрать смешанные. Но если в московском гиперцентре № 2065, куда на самом деле входят пять школ, раздельно-параллельные классы скорее факультатив, то в московской школе-лаборатории № 760 им. А.П. Маресьева идея разделения детей по полу проходит через все обучение. Например, в средних классах мальчики проходят посвящение в богатырей земли российской, а девочки — в невестушек.
Раздельно-параллельное образование здесь — часть методики «здоровьесберегающего и развивающего обучения» академика Российской академии творческой педагогики (это общественная организация) Владимира Базарного. На нее школа перешла больше 20 лет назад. Она также предполагает, что дети попеременно сидят за партами и стоят за конторками и пишут перьевыми ручками в начальных классах.
Информационно-генетический хаос
Однополые классы, по мнению Базарного, помогают сохранить психологический комфорт и сформировать «правильные установки» у детей. Если кратко сформулировать теоретические выкладки педагога, девочки развиваются быстрее мальчиков, поэтому оказываются лидерами в классе и подавляют мальчиков. В результате мальчики, пытаясь равняться на девочек, перенимают их черты и становятся женоподобными. А девочки, оказываясь в несвойственной для себя роли лидеров, — мужеподобными. И все бы ничего, если бы это не влияло на здоровье.
Так, «лидерство в воле и духе девочек», по мнению ученого, «сопровождается гормонально-эндокринными перестройками и, как следствие, информационно-генетическим хаосом на фоне появления новых (ранее сугубо «мужских») заболеваний». Объясняется такая перестройка тем, что «любое воображение сопровождается духовно-эмоциональным переживанием. В свою очередь, эмоциональное переживание — это активизация тех либо иных гормонов. А гормоны, как известно, вещества прямого генетического действия по раскрепощению тех либо иных программ».
В подтверждение своих слов Базарный цитирует специалистов РАЕН (вероятно, имеется в виду Российская академия естественных наук, общественная организация, не имеющая отношения к Российской академии наук). По их данным, «за пять лет среди молодых мужчин качество, количество и эффективность мужского детородного семени ухудшилось в три раза». Ссылок на исследование автор, к сожалению, не предоставляет. Но вопросы вызывает и сам выбор временного промежутка. Раздельное образование, которое практиковалось в подавляющем большинстве учебных заведений в Российской империи, было повсеместно отменено в 1918 году. Сценарии, которые предстояло реализовать во взрослой жизни мальчикам и девочкам, кардинально отличались в царское время. Коммунизм же предстояло строить всем вне зависимости от пола.
Однополые классы вернули в 1943 году в областных, краевых и республиканских центрах, а также в некоторых крупных промышленных городах. Однако в 1954 году вновь отменили. Так что, по логике Базарного, качество, количество и эффективность семени должно было ухудшаться в городах России во все время существования СССР — с 11-летним перерывом. А в сельской местности и без него — там раздельные классы и не вводили.
Воспитание надынстинктивных чувств
Совместное образование, по мнению Базарного, не только формирует женоподобных мужчин и мужеподобных женщин. Оно ведет к нравственному упадку школьников. Занятия, на которых мальчики сидят вместе с девочками, приводят к вредным привычкам, бандитизму и даже суициду.
Владимир Базарный, автор методики здоровьесберегающего и развивающего обучения
Смешанное бесполое обучение (а фактически воспитание) — это размывание того, что людей делает людьми: ощущения святости и таинства надынстинктивного романтического чувства любви в межполовых отношениях. В итоге: легкость падения молодых людей в удовлетворение инстинктивных страстей. И мы видим, как мальчики и девочки вместе курят, матерятся, пьют, организовывают совместные банды, утешаются инстинктами, а после такой жизни все чаще добровольно из нее уходят
Любопытно, что, как пишет культуролог Галина Гончарова, и введение, и ликвидацию раздельного обучения в СССР мотивировали стремлением укрепить дисциплину учащихся и регламентировать половую жизнь.
3 очень спорных аргумента за раздельное обучение мальчиков и девочек
На волне «возврата к традиционным ценностям» в России то и дело предлагают ввести раздельное обучение девочек и мальчиков в школах. А некоторые школы даже идут на такой эксперимент. Потому что так (якобы) повысится успеваемость. Надежда Макоева разобралась, какие аргументы приводят сторонники раздельного обучения.
В Российской империи гендерную сегрегацию практиковали почти все учебные заведения. Потому что перед выпускниками и выпускницами стояли разные задачи в зависимости от их пола.
В новом порядке, установленном после 1917 года, пол стал второстепенным фактором: строить коммунизм предстояло всем без исключения. С 1918 года ввели обязательное смешанное обучение, которое с небольшим перерывом в годы Великой Отечественной таковым и оставалось всю историю СССР и продолжило традицию обучения и уже в современной России.
В начале 90-х появились первые экспериментальные школы с раздельными классами для мальчиков и девочек. Сегодня в России таких несколько сотен из 40 тысяч школ. Каждый год к эксперименту присоединяется всё больше школ. Сейчас в России есть два вида школ с раздельным обучением: традиционные (кадетские и религиозные) и экспериментальные.
1. Если разделить мальчиков и девочек — повысится успеваемость
Сторонники раздельного обучения придерживаются мнения, что учить одним и тем же вещам мальчиков и девочек следует по-разному. Потому у них разное устройство мозга и восприятие информации. Ключевым постулатом обычно становится утверждение, что у мальчиков и девочек разные нейробиологические характеристики. Это очень спорно, потому что очередные недавние исследования мужского и женского головного мозга показали, что мозг мужчины и женщины на самом деле очень похож, и разницу нельзя трактовать как половой диморфизм. Для каждой области, по которой у мужчин и женщин есть различия, есть и совпадения.
Остальные аргументы сторонников раздельного обучения обычно укладываются в такой список:
Нейро- и психолингвист, доктор биологических и филологических наук Татьяна Черниговская в своей лекции «Как научить мозг учиться» говорит о том, что мужской и женский мозг всё же отличаются — не в сторону «лучше-хуже», а просто они разные. Поэтому условия обучения, вплоть до температуры в помещении, для мальчиков и девочек должны быть разными.
Мальчики лучше учатся в более низких температурах, им нужно пространство, движение, соревновательность и постоянное одобрение. Девочкам нужно много цвета, для них важны доверительные отношения с учителями и контролируемый риск — то есть умеренно-опасные условия, которые чему-то учат, но не вгоняют в стреcc.
Американская психологическая ассоциация опубликовала результаты анализа 184 исследований, в котором участвовали 1,6 миллиона учеников из 21 страны мира. Согласно ним, в школах в раздельным обучением ничуть образование не лучше, чем в смешанных.
Классы с раздельным обучением формируются, как правило, с согласия родителей. Под их же давлением могут расформировываться — как, например, произошло в гимназии-интернате № 664 в Санкт-Петербурге. Гимназия возвращается сейчас к смешанному обучению. По словам директора, родители не хотят и дальше разделять детей, несмотря на положительную динамику образовательного процесса.
«У нас сейчас две площадки: на одной обучаются мальчики, на другой девочки, чьи результаты мы отслеживали начиная с первого класса — сейчас они заканчивают восьмой класс. Те девочки, которые учатся отдельно, показывают очень хорошие результаты. Впрочем, как и мальчики. Успеваемость в смешанных классах несколько ниже».
Елена Кадина, директор школы № 664 в Санкт-Петербурге
2. У них будет меньше проблем со здоровьем — психологических и физических
В некоторых школах России популярна методика «здоровьесберегающего образования», разработанная педагогом-новатором Владимиром Базарным. В борьбе с такими распространёнными последствиями традиционного школьного образования, как близорукость и сколиоз, Базарный предлагает использовать в классах специальную мебель, тренажёры для глаз, массажёры… и раздельное обучение мальчиков и девочек. Последнее — для психологического комфорта детей и формирования «правильных установок».
«Фраза „ведёшь себя как девчонка“ всегда ранит меня в самое сердце»
По мнению Базарного, «физиологические, психологические и социально — ролевые типы мальчиков и девочек имеют качественные различия, выполняющие в биогенетическом, эмоционально — смысловом, духовно-волевом и социальном плане разные жизнеутверждающие стратегии».
Он считает, что при смешанном обучении мальчики оказываются под влиянием учителей-женщин и более развитых девочек-одноклассниц, которые занимают доминирующую позицию и «навязывают мальчикам своё сугубо женское эмоциональное воззрение на мир смыслов и ценностей жизни». Из-за этого «мальчикам приходится мучительно ломать дух мужского воображения, ломать мужские стереотипы и выстраивать женские». В свою очередь, «лидерство в воле и духе девочек оказалось для них развитием по мужскому типу. Это сопровождается гормонально-эндокринными перестройками и, как следствие, информационно-генетическим хаосом на фоне появления новых (ранее сугубо „мужских“) заболеваний».
Да, с такими антинаучными взглядами у методики Базарного немало последователей по всей стране. Его взгляды созвучны с бестселлером 1873 года «Пол в образовании или Справедливый шанс для девочек», в котором академик Эдвард Кларк заявлял, что если бы девочкам пришлось во время менструации так же интенсивно учиться, как и мальчикам, их репродуктивные органы получили бы непоправимые увечья.
Психологический климат в однополом классе — тоже вопрос спорный.
«Я училась в женской гимназии. Это был ужас ужасный… Из-за отсутствия мальчиков девочки начинали искать врага внутри коллектива: заговоры, интриги, дружба против кого-то — настоящий террариум».
3. Мальчики не будут отвлекаться на девочек, а ещё их научат «традиционным ценностям»
Школьный предмет «Нравственные основы семейной жизни» уже факультативно преподают, а «семьеведение» дорабатывается. Да, в некоторых школа серьёзно подходят к воспитанию «мужественности» и «женственности».
Вот, к примеру, что пишут в разделе об учебно-воспитательном процессе школы № 9 города Балашова в Подмосковье: «Важнейшей задачей сегодняшнего дня является воспитание мужества в мальчиках, привитие идеалов добра, красоты, целомудрия девочкам».
А школа № 14 в Екатеринбург опубликовала монументальный документ «Программа развития. Гендерный подход в воспитании и обучении учащихся основной школы на 2018–2021 годы». Вот цитата из него: «…. в детях необходимо воспитывать ориентацию на семью, её ценности. В мальчиках — развивать типично мужские качества характера: самостоятельность, стойкость, активность, независимость. У девочек необходимо формировать типично женские черты: мягкость, заботливость, хозяйственность».
Даже в самых обычных смешанных школах всегда существовало разделение на уроках «Труда»: мальчики там сколачивали скворечники и что-то строгали, девочки должны были учиться «домоводству» — то есть шить и готовить, выбор никто не предоставлял. А ведь столярное ремесло, автодело или программирование — интересные и полезные навыки и для девочек тоже.
Считается, что при раздельном обучении мальчики и девочки меньше отвлекаются от учёбы на противоположный пол. Но гормоны отключить невозможно. Поэтому объект для романтического увлечения так или иначе найдётся. Живая иллюстрация к этому — исследование английских учёных, которые отмечают, что среди выпускников мужских школ существует больший процент разводов, нежели у тех, кто ходил в общую школу.
«Я учился в классе, где были только мальчики. У нас была очень сильная школа, каждый год кто-то из параллели участвовал в международной олимпиаде по химии, физике или математике. Моё мнение, что раздельное обучение положительно сказывается на успеваемости. Но отрицательно сказывается на понимании как общаться с противоположным полом. Мне этого навыка в жизни не хватает, и я считаю, что в этом вина именно раздельного обучения».
В конечном итоге всё упирается в вопрос отношения к школе в целом. Для одних родителей (и их детей) школа нужна в первую очередь для учёбы, для других — это опыт социализации. Если в вопросах успеваемости половой состав класса большой роли не играет, то в социализации раздельное обучение — большой минус.
Даже без гендерного разделения школа — искусственная конструкция: никогда больше, кроме школы и армии, в жизни людям не приходится находиться только в окружении сверстников. Постоянно быть в окружении сверстников своего пола — совсем надуманная среда, далёкая от жизни.
Поэтому гендерный подход в обучении смотрится сильно устаревшим в контексте современных образовательных трендов, когда обучение становится персонализированным в зависимости от особенностей и потребностей каждого отдельного ученика. Безо всякой привязки к полу.
Образование
Раздельное обучение: За и против
Казалось бы, раздельное обучение – это дело давно минувших дней, когда дворянских детей обучали в закрытых гимназиях и институтах благородных девиц. Но педагоги и психологи постоянно возвращаются к обсуждению вопроса, как мальчикам и девочкам все-таки лучше учиться: вместе или по отдельности. Более того, в России, да и других странах, появляются экспериментальные школы и классы, практикующие раздельное обучение. В институтах принцип «раздельного обучения» часто складывается стихийно: девушки в основном поступают на гуманитарные факультеты, молодые люди – на технические. То есть формально разделения нет, но на практике оно порой складывается. Давайте попытаемся разобраться, есть ли у этой идеи практический смысл.
История вопроса
До Революции в городских школах девушек и юношей обучали раздельно. Но надо понимать, что это было обусловлено в первую очередь неравноправным положением мужчин и женщин в обществе. Если мальчиков готовили к продолжению учебы и службе, то барышень воспитывали как будущих мам, хозяек, светских львиц – в общем, дам, приятных во всех отношениях. Естественно, набор дисциплин, качество и количество информации в мужских гимназиях и институтах благородных девиц был совершенно разным. Понятно, что сегодня такое разделение невозможно, да и совершенно не нужно.
После Революции мужчины и женщины получили равный доступ к образованию, вот обучение и стало совместным. Хотя во время войны мальчишек и девчонок снова разделили. Это было связано с тем, что ребят готовили к роли защитников Отечества: в их обучении физкультура и начальная военная подготовка занимали важное место. Впрочем, спустя десять лет этот эксперимент свернули, и мальчишки с девчонками снова сели за одни парты.
За
И все же у идеи раздельного обучения и сегодня находится много сторонников. Они говорят о том, что мальчики и девочки усваивают знания несколько по-разному, и, следовательно, при разном подходе способны учиться более эффективно.
К примеру, девочки быстрее развиваются, к тому же они прилежней, поэтому в начальных классах учатся лучше. Их чаще хвалят и спрашивают на уроках. В такой ситуации мальчишки, оказавшиеся в категории отстающих, теряют интерес к учебе.
При раздельном обучении можно выстроить работу таким образом, чтобы заинтересовать всех учеников. Например, в «мальчуковых» классах делать упор на соревнование и исследовательскую деятельность, а в «девчачьих» – спокойно и последовательно переходить от теории к практике. Мужчинам в обучении важна новизна, а женщинам – повторение материала. Кроме того, у девочек в массе своей лучше развит слух, так что громкий голос учителя они воспринимают, как крик. А мальчишки, когда учитель говорит тихо, теряют интерес и отвлекаются.
В старших классах часто складывается, что одни предметы больше интересны ребятам, а другие девчонкам. Так на уроках литературы в основном отвечают барышни, пока одноклассники-парни отсиживаются на задних партах. На физике и информатике – обратная ситуация. В раздельных классах и тем и другим не за кем прятаться.
Еще один аспект – социальный. Учителя, преподающие в «однополых» классах, уверяют, что при такой системе ученики не стесняются отвечать у доски или задавать вопросы, когда чего-то не поняли. Мол, при совместном обучении многие слишком бояться опозориться перед противоположным полом.
Сторонники раздельного обучения приводят доказательства своей правоты. Согласно исследованиям, в России ученики таких классов имеют более высокие оценки, выпускники в среднем выше своих сверстников и чаще поступают в вузы. К подобным выводам пришли и в Америке. В Англии исследование показало, что у женщин, закончивших школы с раздельным обучением, карьера сложилась успешнее, чем у их сверстниц из смешанных школ. А вот для мужчин, согласно тому же исследованию, в раздельном обучении плюсов никаких – зарабатывать больше сверстников они не стали, зато количество разводов в их семьях значительно выше.
Против
Но противников у такой системы значительно больше, чем сторонников. Результаты исследований они подвергают сомнению. И вот почему: сегодня раздельное обучение практикуется только в некоторых частных и специализированных школах. А успехи детей в спецшколах всегда в среднем выше, чем в общеобразовательных учреждениях. Так что дело тут, возможно, вовсе не в раздельном обучении.
Кроме того, гендерные различия в образовании не так уж сильны. У каждого ребенка свои психологические особенности, и не все дети подходят под стереотипные характеристики «мальчишек» и «девчонок».
При совместном обучении мальчики и девочки учат друг друга разному подходу к материалу, помогают друг другу подтягивать свои слабые стороны. Ведь эффективность обучения человека зависит и от того, кто его окружает. Скажем, если девочки всем классом не понимают математику, а мальчики спят на уроках литературы, эффективным такое обучение не будет, ведь низкий уровень знаний всеми принимается за норму. Такую ситуацию часто можно наблюдать в математических и гуманитарных классах.
Психологи говорят еще и о том, что совместное обучение важно для социальной адаптации детей. Если с ранних лет девочек отделять от мальчиков, в будущем у них могут возникнуть проблемы в общении друг с другом.
На практике получается, что раздельное обучение в одних школах способствует укреплению гендерных стереотипов, а в других – их разрушению. В первом случае мальчиков идеологически воспитывают как богатырей и защитников, а девочек – как будущих жен и матерей. При этом в каждом из классов делается упор на те предметы, которые больше соответствуют способностям тех и других. Во втором – в «однополых» классах детям пытаются помочь как раз с теми предметами, которые у них не так хорошо получаются. Скажем, девочки при отсутствии конкуренции с мальчиками лучше успевают в технических науках и в результате чаще поступают в соответствующие вузы.
А как, по-вашему, раздельное обучение в современном мире имеет смысл? Во время обучения вы замечали, что девушки и молодые люди усваивают материал несколько по-разному?
Кстати.
Сторонники раздельного обучения жалуются, что с определенного возраста девушки начинают уделять больше внимания своей внешности, чем учебе. А, по-моему, желание понравиться однокурсникам только мотивирует на учебные успехи.
Le Teint Touche Eclat Тональная основа с эффектом сияния, Yves Saint Laurent
Ercin 6 Couleurs Fall 2015 Тени для век, Guerlain
High Impact Lip Colour Помада интенсивного цвета, Clinique
Мальчики – налево, девочки – направо: минусы и плюсы раздельного обучения
На первый взгляд, в этой петербургской школе все как обычно: на перемене первоклашки бегают и играют, старшеклассники листают учебники и общаются. Но лишь до того момента, как прозвенит звонок. После этого мальчики и девочки расходятся по разным классам.
Этот эксперимент начался в школе еще в 1993 году, когда сначала ввели раздельное обучение в начальных классах, а затем, увидев положительные результаты, расширили по 9-й класс. По мнению учителя начальных классов Елены Слобожаниновой, успех объясняется разным развитием мальчиков и девочек. Например, мальчикам больше по душе командный подход, а девочкам – индивидуальный. По-разному воспринимается и усваивается материал.
СЛОБОЖАНИНОВА : Совершенно разный подход к донесению материала: девочки воспринимают материал небольшими порциями. Нужно прорабатывать каждую деталь этого материала. Мальчишки воспринимают сразу много. Им нужен большой темп работы, нужно все время удивлять, нужно, чтобы на каждом уроке было какое-то открытие – тогда они включаются в процесс быстро.
По мнению ученых, речь идет не о том, что кто-то умнее, а о том, как устроен мужской и женский мозг. В школе эксперимент считают успешным. Разделение по гендерному признаку положительно сказывается и на дисциплине, и на успеваемости. Девочки не думают о том, как произвести впечатление на мальчиков, а те не задирают сверстниц, проявляя таким образом свое внимание, и не стараются казаться друг перед другом лучше за счет более слабых. По мнению директора школы Юрия Старикова, речь идет не о раздельном обучении, а об образовании “с учетом гендерных особенностей”.
СТАРИКОВ : К первому классу девочки на полтора года “старше” мальчиков по биологическому возрасту. У девочек лучше развит вербальный аппарат. Они лучше говорят, у них лучше развита мелкая моторика. Поэтому они более успешно усваивают уроки. Мальчики отстают в этом. И мальчики остаются мальчиками – они хотят себя проявить. И они проявляют любыми другими способами, чтобы обратить на себя внимание.
Впрочем, на переменах и на внеклассных занятиях ребята находятся вместе. Хореография, эстетическое воспитание, кружки и секции, а также обучение в старших профильных классах – гуманитарных, технических и естественно-научных – полностью смешанное.
Однако у подобной системы есть и критики. По их мнению, в раздельном обучении может быть свое разумное зерно, но ученые судят о работе мозга по косвенным признакам. И при любой интеллектуальной деятельности ребенка активно включаются оба полушария. То есть половые различия не определяют способность к обучению и не оказывают решающего влияния на развитие детей. Речь идет исключительно об индивидуальных способностях конкретного ребенка. По словам директора Царскосельской гимназии искусств Юрия Сидорова, для полноценного развития личности необходим опыт. И прежде всего – опыт общения и работы на уроках и с мальчиками, и с девочками.
СИДОРОВ : Чтобы формировалась личность, не надо ее ограничивать, не надо ее «обкладывать» какими-то условностями. В том числе и раздельным обучением. Пусть человек начинает формироваться в том обществе, в котором он будет жить.
В “мужские” и “женские” классы дети изначально попадают по желанию родителей. В школе есть и смешанные классы, поэтому жесткого разделения по полу, как это было в 40-х годах в СССР, нет. От системы “женских” и “мужских” школ в Советском Союзе отказались в 1954 году, хотя долгое время она считалась правильной. Кстати, сами дети, взрослея, иногда сетуют на то, что учатся исключительно в “мужском” или “женском” классе:
УЧЕНИЦА : Когда ты учишься только с девочками, ты потом не можешь найти общий язык с мальчиками.
УЧЕНИК 1 : Мне сложно с ними найти общий язык, мне не нравится то, что им нравится, и не знаю, на какие темы с ними разговаривать. Я даже стесняюсь, что ли…
УЧЕНИК 2 : Очень скучно без девочек жить! А женщины придают больше радости, красоты!
По мнению педагогов, задача школы – не только дать ребенку определенные знания, но и помочь ему адаптироваться в обществе, в том числе научить его общению с представителями противоположного пола. А во взрослой жизни мужчины и женщины живут и работают рядом – вне зависимости от развития полушарий головного мозга и уровня абстрактного мышления. Поэтому женские гимназии и мужские лицеи могут и должны создаваться, но только вместе с привычными общеобразовательными школами, где учат мальчиков и девочек вместе.
Популярное
Грязный след «зелёной» энергетики
МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВ: Есть такой аспект, о нем за пределами экспертного сообщества мало кто говорит, – это грязный след «зелёной» энергетики. В каких масштабах для того чтобы «зелёная» энергетика существовала, нужно увеличивать производство металлов – лития, никеля, меди? Всё это производство абсолютно, при нынешних технологиях и при всех известных технологиях, связано с огромным углеродным выбросом.
Украинская элита умеет только делить и отнимать
РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: У Украины есть два варианта – либо долго и упорно перестраиваться и возвращаться к тому, с чего начинали, то есть к кооперации с Россией, либо дальше прозябать… Украинские политики умеют только делить и отнимать, добавлять и приумножать они не в состоянии, это не их специальность.
Принцип работы украинских политиков – от плохого к худшему
РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: Хороших вариантов для Украины сейчас нет. Эти «талантливые» ребята за последние годы смогли начисто отрезать возможность любого хорошего варианта, даже просто не очень плохого. Я уже говорил, что украинские политики работают от плохого к худшему – каждый следующий президент хуже предыдущего, если вы хотите понять, какое решение примет украинский политик, включая президента, придумайте наихудший вариант.