раздаточный материал для самостоятельных занятий по тренировке глотания артикуляционной гимнастике
Артикуляционная гимнастика: упражнения, эффективность, сферы применения
Артикуляционная гимнастика – эффективный и доступный способ улучшения дикции и подготовки к исправлению звукопроизношения. Он должен быть в профессиональном багаже любого логопеда. Познакомимся с этой методикой поближе и узнаем, как и где обучиться ее использованию в коррекции речевых нарушений.
Какое место занимает артикуляционная гимнастика в работе логопеда?
Артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений для выработки правильных положений и движений артикуляционных органов (губ, языка, мягкого нёба, щек, нижней челюсти). Ее проводят для решения ряда задач:
Артикуляционная гимнастика считается в логопедической практике базовой технологией, которую должен освоить каждый специалист. Она незаменима в процессе профилактики и коррекции звукопроизношения, развития четкой дикции у детей и взрослых. Ее используют для формирования и коррекции звукопроизношения при ринолалии, дислалии, дизартрии, а также для профилактики нарушений в произношении звуков. При коррекции афазии и алалии артикуляционная гимнастика также применяется, но не играет первостепенного значения.
Артикуляционная гимнастика выполняется не только на занятиях у логопеда. Ее можно включать в режимные моменты в детском саду и применять дома. Упражнения в этом случае выполняются под руководством воспитателя или родителей, которые прошли консультацию у специалиста.
Формы проведения артикуляционной гимнастики
Методику используют на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Обычно логопед показывает технику выполнения упражнения, а ребенок повторяет ее перед зеркалом под контролем специалиста.
Особенности использования артикуляционной гимнастики при коррекции разных речевых нарушений
Выбор упражнений и тактика их проведения зависят от типа речевой патологии, например:
Какие упражнения используются в артикуляционной гимнастике?
Упражнения для языка и других артикуляционных органов, которые применяются в логопедии для коррекции речевых нарушений у взрослых и детей, делятся на два типа:
Упражнения выполняются комплексами. Новые артикуляционные позы и движения вводятся только тогда, когда ребенок или взрослый хорошо освоили ранее пройденные и довели их до автоматизма.
Где логопеду научиться использовать артикуляционную гимнастику в своей работе?
АНО «НИИДПО» предлагает логопедам пройти дистанционные* курсы по популярным методикам коррекционной работы, включая и артикуляционную гимнастику. Все программы обучения разработаны экспертами-практиками, регулярно обновляются и дополняются. Для поступления вам не нужно сдавать экзамены и даже приезжать в Москву – все взаимодействие между вами, приемной комиссией и преподавателями осуществляется онлайн и по почте.
► Обучаясь у нас, вы получаете:
У нас есть две программы повышения квалификации по артикуляционной гимнастике. Предлагаем сравнить их, чтобы выбрать ту, которая подойдет именно вам.
Программа
Сроки обучения
Что вы узнаете
Роль артикуляционной гимнастики в коррекционной логопедической работе, в том числе в формировании четкой дикции.
Особенности использования артикуляционной гимнастики при разных нарушениях речи.
Использование традиционных и нетрадиционных форм проведения артикуляционной гимнастики.
Программа включает практикум с обратной связью от преподавателя – запись видеоролика с самостоятельным выполнением статических и динамических упражнений артикуляционной гимнастики.
Особенности нормального и патологического строения и функционирования артикуляционных органов.
Использование артикуляционной гимнастики в коррекции разных нарушений речи.
Улучшение дикции с использованием артикуляционной гимнастики.
Традиционные и нетрадиционные методики проведения артикуляционной гимнастики.
► По окончании курсов вы получите удостоверение о повышении квалификации установленного образца. Документ подтвердит работодателям и клиентам ваши компетенции в сфере проведения артикуляционной гимнастики.
Решили записаться на курсы для логопедов? Отправьте заявку или позвоните в приемную комиссию, чтобы получить подробную информацию по условиям зачисления и обучения.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
** Также программа включает два модуля, посвященных логопедическому массажу.
Артикуляционная гимнастика: как научиться говорить четко?
В основе красивой, правильной речи лежит отчетливое и уверенное произношение звуков. А за него, в свою очередь, отвечают артикуляционные органы: гортань, голосовые связки, язык, нёбо, губы.
Когда у ребенка или у взрослого возникают сложности с произношением тех или иных звуков, на помощь приходит артикуляционная гимнастика. Мышцы речевого аппарата укрепляются, и дефекты уходят.
Чаще всего такую гимнастику прописывают детям, которым необходимо развить артикуляционный аппарат. Но многие упражнения полезны и для взрослых. Если вы хотите обучиться ораторскому искусству, уверенно выступать на публике или просто развить красноречие, возьмите артикуляционную гимнастику на заметку!
Упражнений для красивой речи очень много, мы предлагаем начать с некоторых базовых. Для достижения хорошего результата выполняйте этот комплекс хотя бы 1 раз в день, а лучше 2-3 раза. На начальном этапе рекомендуется использовать зеркало.
Упражнение 1. «Окошко»
Улыбнитесь и широко откройте рот, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Расслабленный язык придвиньте вплотную к нижним зубам. Удерживайте позицию, обращая внимание на ровное положение языка.
Цель: активизировать круговую мышцу рта и подвижность верхней губы. Научиться опускать корень языка.
Упражнение 2. «Забор»
Максимально широко улыбнитесь, показав верхние и нижние зубы. Челюсти должны быть сомкнуты и находиться ровно друг напротив друга. Задержите положение.
Упражнение 3. «Трубочка»
Вытяните губы вперед, максимально плотно сомкнув. Задержите положение. Следите, чтобы не опускалась нижняя челюсть. После этого упражнения чередуйте «Трубочку» и «Забор» несколько раз.
Цель: выработать подвижность губ.
Упражнение 4. «Лопатка»
Улыбнитесь и откройте рот, положите широкий расслабленный кончик языка на нижнюю губу. Следите, чтобы язык лежал ровно. Чтобы «сделать» язык широким, можно слегка пошлепать его губами.
Цель: умение удерживать язык в распластанном положении.
Упражнение 5. «Иголочка»
Улыбнитесь и откройте рот. Напрягите язык и удерживайте его в узком положении между верхней и нижней челюстями. Постарайтесь не касаться языком зубов и не отклонять его в сторону. После статического упражнения чередуйте «Иголочку» и «Лопатку» несколько раз.
Цель: умение удерживать язык узким.
Упражнение 6. «Качели»
Из положения «Забор» откройте рот. Зафиксируйте нижнюю челюсть. Поочередно упирайтесь «широким» языком то в верхние резцы, то в нижние.
Цель: укрепление мышц языка, быстрая смена его положения, правильное произношение звуков: р, л, ш.
Статические упражнения выполняйте 10-15 секунд. Упражнения на повторения ребенку можно делать 5-7 раз, а взрослому побольше. Важна правильная техника!
При наличии серьезных дефектов речи рекомендуем обратиться к логопеду, чтобы подобрать индивидуальный комплекс упражнений.
Раздаточный материал для самостоятельных занятий по тренировке глотания артикуляционной гимнастике
Аннотация: Комплекс артикуляционных упражнений для исправления разных групп звуков для детей с различными нарушениями речи.
Статья:
Упражнение Звук “C”
При произнесении звука “С”:
губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,
зубы сближены до расстояния 1-2 мм,
кончик языка упирается в нижние резцы,
передняя часть спинки языка выгнута,
боковые края языка прижаты к коренным зубам,
вдоль языка по его средней линии образуется желобок,
между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель,
сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум,
голосовые складки разомкнуты – не производят голос.
При произнесении звука “Сь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.
Артикуляционная гимнастика. Звук С.
Название упражнения,
образ
Описание упражнения
“Улыбка”
Растянуть губы в улыбке.
“Заборчик”
Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.
“Желобок”
Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.
“Красим нижний заборчик”
“Непослушный язычок”
Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
“Приклеим язычок”
Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.
“Горка”
Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху
Упражнение Звук “З”
При произнесении звука “З”:
губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,
зубы сближены до расстояния 1-2 мм,
кончик языка упирается в нижние резцы,
передняя часть спинки языка выгнута,
боковые края языка прижаты к коренным зубам,
вдоль языка по его средней линии образуется желобок,
между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель,
сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум,
голосовые складки сомкнуты – производят голос.
При произнесении звука “Зь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.
Артикуляционная гимнастика. Звук З.
Название упражнения,
образ
Описание упражнения
“Улыбка”
Растянуть губы в улыбке.
“Заборчик”
Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.
“Желобок”
Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.
“Красим нижний заборчик”
“Непослушный язычок”
Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
“Приклеим язычок”
Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.
“Горка”
Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.
“Колокольчик”
Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.
Упражнение Звук “Ц”
При произнесении звука “Ц”:
положение губ нейтральное,
зубы сближены до расстояния 1-2 мм,
кончик языка упирается в нижние резцы,
передняя часть спинки языка выгнута,
боковые края языка прижаты к коренным зубам,
вдоль языка по его средней линии образуется желобок,
артикуляция в два этапа:
передняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку;
смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель,
сильная и короткая струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает короткий свистящий шум,
голосовые складки разомкнуты – голос не производят.
Артикуляционная гимнастика. Звук Ц.
Название упражнения,
образ
Описание упражнения
“Улыбка”
Растянуть губы в улыбке.
“Заборчик”
Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.
“Желобок”
Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.
“Красим нижний заборчик”
“Непослушный язычок”
Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
“Приклеим язычок”
Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.
“Горка”
Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.
“Киска сердится”
Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, выгибать вверх и вперед спинку языка до соприкосновения с альвеолами верхних зубов и опускать вниз.
Упражнение звук “Ш”
При произнесении звука “Ш”:
губы вытянуты вперед и округлены,
зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов,
средняя часть спинки языка прогибается,
задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу,
боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом,
голосовые складки разомкнуты – голос не производят.
Артикуляционная гимнастика. Звук Ш.
Название упражнения,
образ
Описание упражнения
“Дудочка”
С напряжением вытянуть вперед губы.
“Кружочек”
Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.
“Непослушный язычок”
Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
“Лопатка”
Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.
“Качели”
Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
“Болтушка”
Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.
“Чашечка”
Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.
“Красим верхний заборчик”
“Красим потолок”
Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.
Упражнение звук “Ж”
При произнесении звука “Ж”:
губы вытянуты вперед и округлены,
зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов,
средняя часть спинки языка прогибается,
задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу,
боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом,
голосовые складки сомкнуты – производят голос.
Артикуляционная гимнастика. Звук Ж.
Название упражнения,
образ
Описание упражнения
“Дудочка”
С напряжением вытянуть вперед губы.
“Кружочек”
Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.
“Непослушный язычок”
Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
“Лопатка”
Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.
“Качели”
Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
“Болтушка”
Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.
“Чашечка”
Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.
“Красим верхний заборчик”
“Красим потолок”
Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.
“Колокольчик”
Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.
Упражнение звук “Ч”
При произнесении звука “Ч”:
губы вытянуты вперед и округлены,
зубы сближены до расстояния 1-2 мм,
боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
кончик языка касается резцов,
средняя часть спинки языка выгнута по направлению к твердому небу,
весь язык несколько продвинут вперед,
артикуляция в два этапа:
средняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку;
смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель,
струя воздуха сильная и короткая,
голосовые складки разомкнуты – голос не производят.
Артикуляционная гимнастика. Звук Ч.
Название упражнения,
образ
Описание упражнения
“Дудочка”
С напряжением вытянуть вперед губы.
“Кружочек”
Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.
“Непослушный язычок”
Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
“Лопатка”
Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.
“Качели”
Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
“Болтушка”
Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.
“Чашечка”
Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.
“Красим верхний заборчик”
“Красим потолок”
Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.
“Грибок”
Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным
Упражнение звук “Щ”
При произнесении звука “Щ”:
губы вытянуты вперед и округлены,
зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
кончик языка поднят до уровня верхних зубов,
передняя часть спинки языка несколько прогибается,
средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу,
задняя часть спинки языка опущена и продвинута вперед,
боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
сильная струя воздуха проходит через две щели: между средней частью языка и твердым небом, и между кончиком языка и альвеолами верхних зубов,
голосовые складки разомкнуты – голос не производят.
Артикуляционная гимнастика. Звук Щ.
Название упражнения, образ
Описание упражнения
“Дудочка”
С напряжением вытянуть вперед губы.
“Кружочек”
Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.
“Непослушный язычок”
Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
“Лопатка”
Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.
“Качели”
Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
“Болтушка”
Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.
“Чашечка”
Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.
“Красим верхний заборчик”
“Красим потолок”
Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.
Упражнение звук “Л”
При произнесении звука “Л”:
положение губ нейтральное,
зубы сближены до расстояния 2-4 мм,
кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов,
спинка языка опущена,
задняя часть языка поднята по направлению к мягкому небу,
боковые края языка опущены,
слабая струя воздуха проходит по бокам языка,
голосовые складки сомкнуты – производят голос.
При произнесении звука “Ль” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимается немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед и опущена.
Артикуляционная гимнастика. Звук Л.
Название упражнения,
образ
Описание упражнения
“Окошко”
Открыть рот – “жарко”, закрыть рот – “холодно”.
“Качели”
Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
“Болтушка”
Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.
“Чашечка”
Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.
“Красим верхний заборчик”
“Красим потолок”
Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.
“Непослушный язычок”
Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
“Иголочка”
Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами).
“Колокольчик”
Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.
Упражнение звук “Р”
При произнесении звука “Р”:
положение губ нейтральное,
зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует,
спинка языка опущена,
задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу,
боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
сильная струя воздуха проходит посередине,
голосовые складки сомкнуты – производят голос.
При произнесении звука “Рь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимаются немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед.
Артикуляционная гимнастика. Звук Р.
Название упражнения, образ
Описание упражнения
“Окошко”
Открыть рот – “жарко”, закрыть рот – “холодно”.
“Качели”
Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
“Лошадка”
Открыть рот, производить цоканье (щелканье) языком, касаясь неба.
“Грибок”
Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам.
“Непослушный язычок”
Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
“Иголочка”
Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами).
“Красим верхний заборчик”
“Красим потолок”
Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.
“Молоточек”
Открыть рот, кончиком языка касаться альвеол верхних зубов.
“Пулемет”
Открыть рот, быстрыми движениями языка ударять твердым кончиком языка по альвеолам верхних зубов, произнося:
“Моторчик”
Выполняя упражнение “Пулемет”, проводить прямым указательным пальцем под языком справа – налево (взбалтывать язычок).
“Колокольчик”
Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.