рассказ вечером аверченко чему учит рассказ

Анализ «Вечером» Аверченко

рассказ вечером аверченко чему учит рассказ. analiz vecherom averchenko 50452. рассказ вечером аверченко чему учит рассказ фото. рассказ вечером аверченко чему учит рассказ-analiz vecherom averchenko 50452. картинка рассказ вечером аверченко чему учит рассказ. картинка analiz vecherom averchenko 50452.

Всего получено оценок: 56.

Всего получено оценок: 56.

Раннее творчество Аркадия Тимофеевича Аверченко характеризуется добрым юмором, беззаботностью, искренней любовью к жизни. В центре внимания писателя – дети и их удивительная непосредственность и жизнелюбие. Одним из произведений на тему детства стал рассказ Аверченко «Вечером», в котором отразились два мира – взрослый и детский. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения, который будет полезен при подготовке к уроку литературы в 7 классе.

рассказ вечером аверченко чему учит рассказ. ilina galina. рассказ вечером аверченко чему учит рассказ фото. рассказ вечером аверченко чему учит рассказ-ilina galina. картинка рассказ вечером аверченко чему учит рассказ. картинка ilina galina.

Краткий анализ

Год написания – 1909 год.

История создания – Одна из любимых тем писателя – дети, большие и маленькие, шаловливые и послушные. Им он посвятил немало произведений, среди которых оказался и рассказ «Вечером». Автор посвятил его племяннице Лиде Терентьевой.

Тема – Взаимоотношения взрослых и детей.

Композиция – Для композиции рассказа «Вечером» характерны такие приёмы, как антитеза и композиционное отражение. Завязка (знакомство с главными героями), развитие событий (общение Лиды с дядей), кульминация (огорчение Лиды из-за того, что она не смогла отыскать дяде «страшную» невесту), завязка (дальнейшее изучение Лидой окружающего мира).

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

Аркадия Аверченко не зря прозвали «королём русского смеха» – его дореволюционные произведения проникнуты добрым юмором, лёгкой иронией и сатирой.

Любимой темой раннего творчества писателя были дети. В посвящённых им рассказах как нельзя лучше раскрывались взгляды Аверченко на жизнь, его представления о том, какими должны быть отношения между взрослыми и детьми.

Писателю удавалось удивительно тонко подмечать всю многогранность детской души, её наивность, доверчивость, непосредственность. В своих детских рассказах он пытался донести ту простую истину, согласно которой дети, словно губка, впитывают и копируют поведение окружающих взрослых. Именно поэтому произведения Аверченко предназначались не только для детей, но в первую очередь для взрослых. В мягкой юмористической форме писатель давал понять всю важность правильного примера детям и самого бережного к ним отношения.

Именно к таким произведениям относится и рассказ «Вечером», написанный в 1909 году и опубликованный в седьмом номере литературного журнала «Сатирикон».

Свой рассказ Аркадий Тимофеевич посвятил любимой племяннице Лидочке Терентьевой.

Главная тема произведения – взаимоотношения взрослых и детей, которые раскрываются сквозь призму общения центральных персонажей, маленькой девочки Лидочки и её дяди.

Главные герои представляют собой собирательные образы: дядя является воплощением всех взрослых, а Лидочка – детей. Девочка – сосредоточение детской непосредственности, очарования и жизнелюбия, а дядя выбрал для себя рациональный и серьёзный тон в общении с племянницей. Но, несмотря на несхожесть, они без особого труда находят общий язык и явно довольны обществом друг друга.

Общение Лидочки с дядей является отражением всех тех проблем, с которыми сталкиваются взрослые и дети на протяжении многих поколений. Дядя намеренно показан автором чрезмерно серьёзным и важным. Он уже давно забыл, что такое детская непринуждённость и открытость, он утратил лёгкость в общении и то искреннее и непосредственное восприятие жизни, какое бывает только в детстве.

Лидочка, которая с непрестанным удивлением открывает для себя окружающий мир, не перестаёт мучить дядю самыми разнообразными вопросами. Поначалу мужчина привычно отвечает ей сухим «взрослым» языком с непонятной девочке терминологией. Однако вскоре он принимает правила игры ребёнка и рассказывает ей шутливую историю про мальчика, который вместо яблока по ошибке съел лягушку.

Таким образом Аверченко показывает, что жизнь удивительно многогранна и может стать гораздо ярче и интереснее, если взглянуть на неё глазами ребёнка. Если взрослые хотя бы иногда будут снимать маску чопорности, надменности и излишней серьёзности, они смогут лучше понимать детей, их потребности. Только тогда общение между взрослыми и детьми будет приносить взаимную радость и удовольствие.

Своим рассказом писатель хочет в очередной раз напомнить читателям прописную истину – взаимопонимание возможно только в том случае, если прилагать для этого усилия и стараться принимать сторону своего оппонента, неважно, ребенок это или человек с иным социальным положением, жизненным опытом или образованием.

Композиция

Анализируя рассказ «Вечером», следует отметить, что композиция его построена по принципу антитезы – противопоставления двух миров – мира ребёнка и мира взрослого. На их тесном взаимодействии и построен весь рассказ.

Также в произведении автор использует так называемое «композиционное отражение» – повторение ребёнком всех действий взрослого. Этим Аверченко хочет показать, насколько сильно желание малыша во всём походить на взрослого, которого он считает авторитетом. То, чему учат невольно взрослые, моментально перенимается детьми, вплоть до мельчайших деталей в поведении, разговоре, проявлении эмоций.

Главные герои рассказа – взрослый серьёзный мужчина, рассказчик, и его маленькая племянница Лида. В основном на их диалогах и построен рассказ. Он включает в себя завязку (знакомство с дядей и его племянницей Лидой), развитие событий (общение дяди и Лиды, ответы на её вопросы), кульминация (плач Лиды из-за того, что она не может найти дяде «страшную» невесту), снова завязка (дальнейшее изучение Лидой окружающего мира).

Произведение «Вечером» написано в жанре рассказа, поскольку обладает всеми характерными для этого жанра чертами: краткостью, одной сюжетной линией, небольшим количеством действующих лиц.

Направление, которому принадлежит рассказ – реализм, поскольку все герои абсолютно жизненны, как и их взаимоотношения.

Источник

Анализ рассказа А. Т. Аверченко «Вечером»

Автор: Guru · Опубликовано 16.05.2021 · Обновлено 31.05.2021

Аркадий Тимофеевич Аверченко знаменит своими неповторимыми произведениями о детях. Все его творчество, а особенно раннее, пронизано теплыми жизнеутверждающими нотами, добрым юмором и веселой беззаботностью. Главные герои у Аверченко – неизменно дети, увлекающие своей простотой мироощущения и жизнелюбия, доброты и непосредственности. Рассказ «Вечером» — также о детях, здесь писатель показывает два удивительно разных мира – взрослый и детский. Данный анализ будет полезен как учащимся, так и всем любителям качественной художественной литературы.

История создания

Излюбленной темой творчества Аркадия Тимофеевича всегда были дети. Именно через них автор доносит до читателей свои взгляды на жизнь, касающиеся сложных взаимоотношений взрослых и детей. Будучи хорошим психологом, он удивительно тонко умел передать всю красоту и непосредственность детской души. Все его «детские» рассказы объединены общим смыслом, заключенным в стремлении донести до читателя чрезвычайно простую и в то же время необычайно важную мысль о том, что дети – наше точное отражение.

И как бы мы их не воспитывали и чему бы не учили, они все равно будут смотреть на нас и наше поведение. Потому, произведения Аркадия Аверченко, несмотря на то, что они едва ли не все – о детях, важны прежде всего для взрослых. Это своеобразный пример, учащий нас воспитывать в первую очередь самих себя, чтобы дети, глядя на нас, перенимали лишь положительные качества.

Рассказ «Вечером» написан в 1909 году, и практически сразу был представлен на суд читающей публике в журнале «Сатирикон». В 1916 году автор издал сборник «О маленьких – для больших. Рассказы о детях», куда включил также и рассказ «Вечером». Сборник начинался с послания Аверченко к своим читателям, сообщая о предназначении его лишь тем, кто искренне любит детей. Предисловие к самому рассказу «Вечером» гласит, что данное произведение Аверченко посвятил своей любимой племяннице Лидочке Терентьевой, которая, по всей видимости, и явилась прототипом главной героини.

Сложную тему затрагивает писатель в данном рассказе – тему непростых взаимоотношений двух поколений – отцов и детей. В произведении присутствуют два основных действующих персонажа – дядя и племянница, через общение которых автор и раскрывает свою тему.

Дядя и его маленькая племянница Лидочка в рассказе задуманы автором как собирательные образы. Дядя – взрослый и состоявшийся мужчина, мудрый, серьезный, и в то же время веселый. Он является олицетворением всех взрослых. Именно таким хочет видеть Аверченко старшее поколение и в реальной жизни. Лидочка – это все дети в целом. Она – воплощение простоты и наивности, потрясающего жизнелюбия и неукротимого стремления к знаниям. И такие, на первый взгляд, совершенно разные люди, в рассказе с легкостью находят общий язык.

Продолжающийся в течение всего повествования диалог между Лидочкой и дядей, отражает широкий круг проблем, которые необходимо преодолевать разным поколениям на протяжении всей жизни. Намеренно изобразив своего героя излишне серьезным и важным, писатель предлагает нам со стороны увидеть самих себя. Ведь мы, как и герой рассказа, уже давно позабыли, что такое свобода и беззаботность, простота и открытость. Мы уже давно утратили легкость и искреннее, непосредственное отношение к жизни, свойственное лишь детям.

Поначалу диалог между поколениями строился сложно. Ведь на бесконечные Лидочкины вопросы дядя отвечал «по-взрослому» — сухо и непонятно. Но, видя упорство девочки в познании окружающего мира, мужчина идет на уступки и пытается поговорить с ребенком на ее языке. Такой его поступок чрезвычайно нравоучителен для всех взрослых, ведь в конечном итоге, такой подход пойдет всем на пользу.

Аверченко учит нас смотреть на жизнь глазами детей, еще не успевшими устать и озлобиться. Он предлагает взрослым увидеть и прочувствовать всю многогранность нашей жизни, ведь она так удивительна и интересна. Став на время детьми, мы можем лучше понять подрастающее поколение, чем существенно облегчим свою жизнь и взаимоотношения. В этом нравоучительный смысл данного рассказа.

Композиция

Композиция рассказа построена на основании противопоставления двух миров – детей и взрослых, особенностях их взаимоотношений. Данный прием принято называть антитезой. Еще одной значительной деталью композиционного строения рассказа «Вечером» является наличие «композиционного отражения». Этот прием избран автором с целью наглядного изображения точного копирования всех действий взрослых маленькими детьми.

Такое «отражение» поведения мы наблюдаем на протяжении всего произведения. И такое поведение детей вполне понятно и объяснимо, ведь взрослые для малышей всегда были неким незыблемым авторитетом. От нас подрастающее поколение возьмет все, что видит, несмотря на то, чему мы их будем учить – и манеры и проявление эмоций, и даже – мельчайшие детали в разговоре. Аверченко все это очень хорошо понимал и передал накопленные знания через свое творчество читателю, создав множество произведений, раскрывающих такие важные элементы детской сущности.

Композиция рассказа «Вечером» в целом содержит все традиционные компоненты, характерные для любого произведения. Завязкой здесь будет знакомство читателя с главными героями рассказа – девочкой Лидой и ее дядей. Развитие событий представлено диалогом между действующими лицами, как представителями разных поколений, продолжающимся на протяжении всего текста, а конкретно – ответами мужчины на непрекращающийся поток вопросов со стороны любознательного ребенка. Кульминация – переживания Лиды, ее рыдания по поводу того, что ей не под силу помочь найти для своего дяди «страшную» невесту. Дальнейшее изучение девочкой окружающего мира и новая вереница вопросов заканчивает произведение, представляя собой завязку.

Жанр, направление

Небольшой объем, несколько действующих лиц и наличие всего одной сюжетной линии с полной уверенностью позволяет определить жанр данного произведения как рассказ. Реальные действующие лица, а также их взаимоотношения и правдиво описываемые жизненные ситуации говорят о том, что перед нами произведение, относящееся к реалистическому направлению.

Источник

Урок по родной (русской) литературе на тему: А.Аверченко. «Вечером». Характеристика раннего творчества писателя. Два мира в рассказе. Сатирические произведения. Сатира. Юмор».(7 класс)

рассказ вечером аверченко чему учит рассказ. 0e88 00098467 491b1f44. рассказ вечером аверченко чему учит рассказ фото. рассказ вечером аверченко чему учит рассказ-0e88 00098467 491b1f44. картинка рассказ вечером аверченко чему учит рассказ. картинка 0e88 00098467 491b1f44.

Тема: А.Аверченко. «Вечером». Характеристика раннего творчества писателя. Два мира в рассказе. Сатирические произведения. Сатира. Юмор.

Цель: вспомнить определения комического в литературе: юмор, ирония, гротеск, сатира, гипербола, сарказм, гипербола. Определить отличия между юмором и сатирой. Охарактеризовать особенности русской сатирической мысли на примере произведения А. Аверченко «Вечером».

II . Литературоведческий диктант ( Дается определение, а варианты ответа- в произвольном порядке. Учащиеся вписывают ответы )

Особый вид комического, изображение героев в смешном виде. Смех веселый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков.

Особый вид комического, осмеяние, насмешка. Отрицательный смысл скрыт за внешней положительной формой высказывания.

Особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом, карикатурном виде.

Особый вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии, когда негодование высказывается вполне открыто.

Литературный прием, соединение реального и фантастического, создающее абсурдные ситуации, комические несоответствия.

Стилистическая фигура, состоящая в явно преувеличенном выражении мысли.

III . Подготовка к восприятию ( ответы учащихся ).

— Сегодня мы с вами поговорим об одном из рассказов А.Аверченко «Вечером». В конце урока вы должны ответить на вопрос: рассказ «Вечером» юмористический или сатирический, а для этого ответьте на несколько вопросов.

1.Почему во все времена в обществе ценятся люди с чувством юмора?

2.Что привлекает к ним людей?

3.Какую цель преследуют люди с чувством юмора, когда они острят?

4.А что может быть обратной стороной этой медали?

5. Как же, за счет чего писатели достигают своей цели, чтобы мы улыбнулись?

Раннее творчество Аркадия Тимофеевича Аверченко характеризуется добрым юмором, беззаботностью, искренней любовью к жизни. Одна из любимых тем писателя – дети, большие и маленькие, шаловливые и послушные, с удивительной непосредственностью и жизнелюбием. Им он посвятил немало произведений, среди которых оказался и рассказ «Вечером», написанный в 1909 году. Его автор посвятил племяннице Лиде Терентьевой.

— Вспомните произведения о взаимоотношениях взрослых и детей (ответы учащихся).

2.Кто является главными героями рассказа, расскажите о них ( ответы учащихся ).

3. Какие открытия успевает Лидочка сделать за вечер? Какие новые загадки появляются на этом пути открытий?

4.Как соотнесены в рассказе обыденная реальность и сказочная фантастика? Чему отдает предпочтение каждый из героев?

5. Вспомните эпизоды (сказка про жабу и сказка про курицу, поиск «жениха» и «невесты» на картинках). (эпизоды позволяют узнать, насколько взрослые язвительны, способны притворяться, скрывать свои истинные чувства, но это не значит, что он не любит девочку, не замечает ее голубых глаз, сияющих, как звездочки). Что они позволяют узнать о героях и их отношениях? (А.Аверченко посвящает рассказ Лиде Терентьевой, племяннице, дочери сестры Марии. Аверченко во вступлении к сборнику написал, что его книга для тех, кто любит детей: «для вас эта книга, потому что большая любовь к детям водила рукой автора»).

6.Почему рассказ имеет такое название?

VI . Подведение итогов урока

— Какова позиция автора? Чему учит этот рассказ?

(Таким образом, Аверченко показывает, что жизнь удивительно многогранна, и может стать гораздо ярче и интереснее, если взглянуть на нее глазами ребенка. Если взрослые, хотя бы иногда, будут снимать маску чопорности, надменности и излишней серьезности, они смогут лучше понимать своих детей, их потребности. Только тогда общение между взрослыми и детьми будет приносить взаимную радость и удовольствие.

Своим рассказом писатель хочет в очередной раз напомнить читателям прописную истину – взаимопонимание возможно только в том случае, если прилагать для этого усилия и стараться принимать сторону своего оппонента, неважно, ребенок это или человек с иным социальным положением, жизненным опытом или образованием).

-А теперь возвращаемся к вопросу: рассказ «Вечером» юмористический или сатирический. Свой ответ аргументируйте. (ответы учащихся)

VII . Домашнее задание : читать рассказы Тэффи «Свои и чужие», М.Зощенко «История болезни».

Источник

«Вечером» анализ произведения Аверченко – жанр, чему учит рассказ

рассказ вечером аверченко чему учит рассказ. e3cc40d8093b8d46f417accce1de0536. рассказ вечером аверченко чему учит рассказ фото. рассказ вечером аверченко чему учит рассказ-e3cc40d8093b8d46f417accce1de0536. картинка рассказ вечером аверченко чему учит рассказ. картинка e3cc40d8093b8d46f417accce1de0536.

Раннее творчество Аркадия Тимофеевича Аверченко характеризуется добрым юмором, беззаботностью, искренней любовью к жизни. В центре внимания писателя были дети и их удивительная непосредственность и жизнелюбие. Одним из произведений на тему детства стал рассказ Аверченко «Вечером», в котором отобразились два мира – взрослый и детский. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения, который будет полезен при подготовке к уроку по литературе в 7 классе.

рассказ вечером аверченко чему учит рассказ. 1f297b4ae21ec5b9623048f7c6b40907. рассказ вечером аверченко чему учит рассказ фото. рассказ вечером аверченко чему учит рассказ-1f297b4ae21ec5b9623048f7c6b40907. картинка рассказ вечером аверченко чему учит рассказ. картинка 1f297b4ae21ec5b9623048f7c6b40907.

Краткий анализ

Год написания – 1909 год.

История создания – Одна из любимых тем писателя – дети, большие и маленькие, шаловливые и послушные. Им он посвятил немало произведений, среди которых оказался и рассказ «Вечером». Его автор посвятил племяннице Лиде Терентьевой.

Тема – Взаимоотношения взрослых и детей.

Композиция – Для композиции рассказа «Вечером» характерны такие приемы как антитеза и композиционное отражение. Завязка (знакомство с главными героями), развитие событий (общение Лиды с дядей), кульминация (сильное расстройство Лиды из-за того, что она не смогла отыскать дяде «страшную» невесту), завязка (дальнейшее изучение Лидой окружающего мира).

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

Аркадия Тимофеевича не зря прозвали «королем русского смеха» – его дореволюционные произведения проникнуты добрым юмором, легкой иронией и сатирой.

Пожалуй, самой любимой темой писателя были дети. В посвященных им рассказах как нельзя лучше раскрывались взгляды Аверченко на жизнь, его представления о том, какими должны быть отношения между взрослыми и детьми.

Писателю удавалось удивительно тонко подмечать всю многогранность детской души, ее наивность, доверчивость, непосредственность. В своих детских рассказах он пытался донести ту простую истину, согласно которой дети, словно губка, впитывают и полностью копируют поведение окружающих их взрослых. Именно поэтому произведения Аверченко предназначались не только для детей, но, в первую очередь, для взрослых. В мягкой юмористической форме писатель давал понять всю важность правильного примера детям и самого бережного отношения к ним отношения.

Именно к таким тематическим произведениям относится и рассказ «Вечером», написанный в 1909 году и опубликованный в седьмом номере литературного журнала «Сатирикон».

Впоследствии Аверченко включил его в свой сборник «О маленьких – для больших. Рассказы о детях» (1916 год). Во вступлении к сборнику он написал, что его книга предназначена только тем, кто искренне любит детей.

Свой рассказ Аркадий Тимофеевич посвятил любимой племяннице Лидочке Терентьевой.

Главная тема произведения – взаимоотношения взрослых и детей, которые раскрываются сквозь призму общения центральных персонажей, маленькой девочки Лидочки и ее дяди.

Главные герои представляют собой собирательный образ: дядя является воплощением всех взрослых, а Лидочка – детей. Девочка представляет собой сосредоточение детской непосредственности, очарования и жизнелюбия, в то время как дядя представляет собой рациональное серьезное начало. Но, несмотря на явную несхожесть, они без особого труда находят общий язык.

Общение Лидочки с дядей является отражением всех тех проблем, с которыми вынуждены сталкиваться взрослые и дети на протяжении многих поколений. Дядя намеренно показан автором чрезмерно серьезным и важным. Он уже давно позабыл, что такое детская непринужденность и открытость, он утратил легкость и то искреннее и непосредственное восприятие жизни, какое бывает только в детстве.

Лидочка, которая с непрестанным удивлением открывает для себя окружающий мир, не перестает мучить дядю самыми разнообразными вопросами. Поначалу мужчина привычно отвечает ей сухим «взрослым» языком, с непонятной девочке терминологией. Однако вскоре он принимает правила игры ребенка и рассказывает ей шутливую историю про мальчика, который вместо яблока по ошибке съел лягушку.

Таким образом Аверченко показывает, что жизнь удивительно многогранна, и может стать гораздо ярче и интереснее, если взглянуть на нее глазами ребенка. Если взрослые, хотя бы иногда, будут снимать маску чопорности, надменности и излишней серьезности, они смогут лучше понимать своих детей, их потребности. Только тогда общение между взрослыми и детьми будет приносить взаимную радость и удовольствие.

Своим рассказом писатель хочет в очередной раз напомнить читателям прописную истину – взаимопонимание возможно только в том случае, если прилагать для этого усилия и стараться принимать сторону своего оппонента, неважно, ребенок это или человек с иным социальным положением, жизненным опытом или образованием.

Композиция

При проведении в рассказе «Вечером» анализа, следует отметить, что композиция рассказа построена по принципу антитезы – противопоставлении двух миров – мира ребенка и мира взрослого. На их тесном и непрестанном взаимодействии и построен весь рассказ.

Также в произведении автор использует так называемое «композиционное отражение» – повторение ребенком всех действий взрослого. Этим Аверченко хочет показать, насколько сильно желание малышей во всем походить на взрослых, которых они считают авторитетами. То, чему учат невольно взрослые, все моментально перенимается детьми, вплоть до мельчайших деталей в поведении, разговоре, проявлении эмоций.

Главные герои рассказа – взрослый серьезный мужчина, рассказчик, и его маленькая племянница по имени Лида. Рассказ включает в себя завязку (знакомство с дядей и его племянницей Лидой), развитие событий (общение дяди и Лиды, ответы на ее бесконечные вопросы), кульминация (плач Лиды из-за того, что она не может найти дяде «страшную» невесту), завязка (дальнейшее изучение Лидой окружающего мира).

Произведение «Вечером» написано в жанре рассказа, поскольку обладает всеми характерными для этого жанра чертами: краткостью, одной сюжетной линией, небольшим количеством действующих лиц.

Направление, которому принадлежит рассказ – реализм, поскольку все герои абсолютно реальны, равно как и их взаимоотношения.

Источник

Анализ и содержание произведения Аркадия Аверченко «Вечером»

Автор рассказа сидит у себя в рабочем кабинете и изучает историю революции, произошедшей во Франции. Он внимателен и сосредоточен. Но, вдруг кто-то начинает его отвлекать от чтения с помощью различных уловок. Сперва его тянут за пиджак, затем трогают за спину. В результате ему подсовывают игрушечную деревянную корову. Читающий не выдерживает и оборачивается. Привлечь внимание дяди пыталась маленькая племянница Лидочка.

Дядя терпеливо спрашивает, что она хочет. Девочка же допытывается у взрослого человека о том, что он читает. Она ничего не понимает из объяснений своего дяди и все время задаёт один вопрос: «Зачем?»

Потом девочка признаётся, что ей очень хочется послушать сказку и посмотреть иллюстрации в книге. Дядя уговаривает малышку на то, чтобы она сама рассказала что-нибудь. Лида вспоминает сказку о Красной Шапочке.

Дядя рассказывает смешную историю о мальчике и отце, которые собирали яблоки. Мальчик интересовался у отца, есть ли ножки у яблока. Папа ответил ребёнку отрицательно. Мальчик понял, что съел лягушку. Лидочка была в восторге от такого рассказа. Она придумала такую же историю, но с грушами и курицей.

Рассказ показывает нам на особенности общения взрослых людей и детей.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Краткий анализ

Год написания – 1909 год.
История создания – Одна из любимых тем писателя – дети, большие и маленькие, шаловливые и послушные. Им он посвятил немало произведений, среди которых оказался и рассказ «Вечером». Его автор посвятил племяннице Лиде Терентьевой.

Тема – Взаимоотношения взрослых и детей.

Композиция – Для композиции рассказа «Вечером» характерны такие приемы как антитеза и композиционное отражение. Завязка (знакомство с главными героями), развитие событий (общение Лиды с дядей), кульминация (сильное расстройство Лиды из-за того, что она не смогла отыскать дяде «страшную» невесту), завязка (дальнейшее изучение Лидой окружающего мира).

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

Краткое содержание

На то, чтобы изучить краткое содержание «Вечером» Аверченко, понадобится несколько минут. Произведение начинается с того, что главный герой читает историческую книгу, в которой рассказывается о жирондистах и французской революции. Неожиданно кто-то тянет его за пиджак. Затем показывается игрушечная зверушка. Это девочка Лидочка пытается привлечь внимание дяди.

Развитие сюжета

Герой говорит, что читает о тактике жирондистов. Девочка молчит, и тогда дядя решает внести ясность, добавляя, что это нужно для расширения кругозора. Лида продолжает задавать вопросы, а затем просит, чтобы дядя рассказал ей сказку. В ответ следует встречное предложение. Девочка отвечает, что дядька «надоел» ей со сказками, однако начинает снисходительно рассказывать о Красной Шапочке. Здесь видно, что ребёнок говорит теми словами, которые ранее слышал от взрослых.

рассказ вечером аверченко чему учит рассказ. lazy placeholder. рассказ вечером аверченко чему учит рассказ фото. рассказ вечером аверченко чему учит рассказ-lazy placeholder. картинка рассказ вечером аверченко чему учит рассказ. картинка lazy placeholder.

Пока Лида рассказывает сказку, слушатель то и дело перебивает её, вставляя реплики и задавая «взрослые» вопросы, например:

После таких расспросов Лидочка говорит, что ей стыдно, и «страдальчески закусывает губу». Тогда дядя сам выступает в роли рассказчика, но теперь уже девочка перебивает его, копируя поведение взрослого.

Любимый родственник рассказывает смешную историю о мальчике, который сидел под деревом, пока отец рвал яблоки. Вдруг мальчик спросил отца, имеют ли яблоки лапки. Отец ответил отрицательно, и тогда ребёнок сказал, что, значит, он съел жабу.

Потрясённая девочка уходит, давая дядьке возможность спокойно почитать, но через 20 минут возвращается с сияющими глазами. Лидочка рассказывает сказку с аналогичным сюжетом, только в ней отличаются герои и детали. Вместо мальчика и папы — девочка и мама, и маленькая героиня приняла не жабу за яблоко, а курицу за грушу. Дядя упрекает девочку в плагиате, но она не соглашается, говоря, что сама придумала историю.

Кульминация и развязка

Автор показывает малышке картинку, где изображён Вий, и говорит, что это её жених. Лидочка в ответ хочет найти герою невесту, но у неё не получается. Огорчённая девочка плачет, но дядя только пожимает плечами и не пытается её успокоить.

Через некоторое время взрослый видит, что Лида уже нашла интересное занятие. Она смотрит сквозь отверстие замочного ключа, приближая и отдаляя его. Ребёнок удивлён тем, что если придвинуть предмет близко к глазам, можно увидеть очень много. Если отодвинуть отверстие, дядя уже не помещается в него целиком. Этой сценке автор посвятил несколько абзацев, складывается впечатление, что для Лидочки открытие, сделанное ею самостоятельно, не уступает по важности диалогам с дядей.

Так многогранно показаны любопытство и стремление к познанию, внутренний мир ребёнка и его непосредственность.

История создания

Аркадия Тимофеевича не зря прозвали «королем русского смеха» – его дореволюционные произведения проникнуты добрым юмором, легкой иронией и сатирой.

Пожалуй, самой любимой темой писателя были дети. В посвященных им рассказах как нельзя лучше раскрывались взгляды Аверченко на жизнь, его представления о том, какими должны быть отношения между взрослыми и детьми.

Писателю удавалось удивительно тонко подмечать всю многогранность детской души, ее наивность, доверчивость, непосредственность. В своих детских рассказах он пытался донести ту простую истину, согласно которой дети, словно губка, впитывают и полностью копируют поведение окружающих их взрослых. Именно поэтому произведения Аверченко предназначались не только для детей, но, в первую очередь, для взрослых. В мягкой юмористической форме писатель давал понять всю важность правильного примера детям и самого бережного отношения к ним отношения.

Именно к таким тематическим произведениям относится и рассказ «Вечером», написанный в 1909 году и опубликованный в седьмом номере литературного журнала «Сатирикон».

Впоследствии Аверченко включил его в свой сборник «О маленьких – для больших. Рассказы о детях» (1916 год). Во вступлении к сборнику он написал, что его книга предназначена только тем, кто искренне любит детей.

Свой рассказ Аркадий Тимофеевич посвятил любимой племяннице Лидочке Терентьевой.

Аркадий Тимофеевич Аверченко. Биографическая справка

Первый рассказ Аркадия Аверченко «Уменье жить» был опубликован в харьковском журнале «Одуванчик» в 1902 г. В октябре 1903 г. в Харькове в газете «Южный край» был опубликован его рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь».

Серьезной заявкой литератора явился рассказ «Праведник», опубликованный в Санкт-Петербурге в «Журнале для всех» в 1904 г.

В период революционных событий 1905-1907 гг. Аверченко обнаруживает публицистический талант, широко публикуя в периодических изданиях очерки, фельетоны и юморески.

В 1906 г. он стал редактором сатирического журнала «Штык», быстро запрещенного цензурой. После закрытия этого журнала возглавил журнал «Меч», тоже вскоре закрытый.

В 1907 г. Аркадий Аверченко переехал в Петербург и начал работать секретарем редакции сатирического журнала «Стрекоза». Через год он предложил реорганизовать издание и с 1 апреля 1908 г. «Стрекозу» сменил новый еженедельник «Сатирикон». За время работы Аверченко в «Сатириконе» этот журнал стал необычайно популярен, редкий номер издания обходился без рассказа или юморески Аверченко. По мотивам его рассказов ставились пьесы во многих театрах страны.

В 1910 г. вышли три книги Аверченко, сделавшие его известным всей читающей России: «Веселые устрицы», «Рассказы (юмористические)», книга 1, «Зайчики на стене», книга 2.

В 1910-1912 гг. Аверченко неоднократно совершал путешествия по Европе со своими друзьями — художниками Радаковым и Ремизовым, о которых рассказал в вышедшей в 1912 г. книге «Экспедиция сатириконцев в Западную Европу».

В том же году вышли книги «Круги по воде» и «Рассказы для выздоравливающих», утвердившие за Аверченко звание «короля смеха». Позже появились произведения «О хороших в сущности людях» (1914), «Сорные травы» (1914 — под псевдонимом Фома Опискин), «Чудеса в решете» (1915), «Позолоченные пилюли» (1916), «Синее с золотом» (1917).

Аверченко писал также многочисленные театральные рецензии под псевдонимами А-е, Волк, Фома Опискин, Медуза-Горгона, Фальстаф и др.

В 1913 г. редакция «Сатирикона» раскололась, и «аверченковским» журналом стал «Новый Сатирикон».

Аверченко и весь коллектив журнала заняли отрицательную позицию по отношению к cоветской власти. Февральскую революцию Аверченко приветствовал, но Октябрьскую не принял.

В августе 1918 г. «Новый Сатирикон» был запрещен. Осенью 1918 г. писатель уехал на белогвардейский юг, там он сотрудничал в газетах «Приазовский край» и «Юг», выступал с чтением своих рассказов.

В начале апреля 1919 г. он приехал в Севастополь. Здесь вместе с писателем Анатолием Каменским Аверченко заведовал литературной частью театра-кабаре «Дом артиста», созданного в Севастополе в сентябре 1919 г. Одной из первых постановок театра стала новая пьеса Аверченко «Лекарство от глупости», в которой автор выступал и в качестве актера. В начале 1920 г. севастопольский театр «Ренессанс» поставил пьесу Аверченко «Игра со смертью».

В апреле 1920 г. в Севастополе открылся театр «Гнездо перелетных птиц», в котором писателя-юмориста принимали всегда с радостью. Он гастролировал с театром по Крыму, побывав с концертами в Балаклаве, Евпатории и Симферополе.

В октябре 1920 г. Аверченко отбыл в Константинополь (Стамбул) с одним из последних врангелевских транспортов, успев перед отъездом издать сборник рассказов и фельетонов «Нечистая сила».

В Константинополе в то время находилось огромное количество русских беженцев. Аверченко совмещал творческую деятельность с организаторской: создал эстрадный театр «Гнездо перелетных птиц», сам возглавлял труппу (этот театр, вместе с кабаре Александра Вертинского «Черная роза», был самым известным в эмигрантской среде). Аверченко совершил несколько гастрольных поездок по Европе, а затем эмигрировал через Константинополь за рубеж.

В 1921 г. в Париже был опубликован сборник памфлетов Аверченко «Дюжина ножей в спину революции», за ним последовал сборник «Дюжина портретов в формате будуар».

13 апреля 1922 г. Аверченко переехал в Софию, затем в Белград, однако ни в одном из этих городов надолго не остался. 17 июня 1922 г. он переехал на постоянное место жительства в Прагу.

Чехии Аверченко сразу приобрёл популярность; его творческие вечера пользовались шумным успехом, а многие рассказы были переведены на чешский. Работая в известной газете Prager Presse, Аркадий Аверченко написал много рассказов, в которых чувствовалась ностальгия и огромная тоска по родине, один из которых — рассказ «Трагедия русского писателя».

В Праге он успел написать и опубликовать сборники рассказов «Дети», «Смешное в страшном», «Записки Простодушного. Я в Европе», «Отдых на крапиве», пьесу «Игра со смертью» и др.

В 1924 г. Аркадий Аверченко перенес операцию по удалению глаза, после которой долго не мог оправиться; вскоре резко стала прогрессировать болезнь сердца.

28 января 1925 г. его в почти бессознательном состоянии положили в клинику при Пражской городской больнице с диагнозом «ослабление сердечной мышцы, расширение аорты и склероз почек». Спасти его не смогли, и утром 12 марта 1925 года он умер.

Похоронен Аверченко на Ольшанском кладбище в Праге.

Последней работой писателя стал юмористический роман «Шутка мецената», написанный в Сопоте в 1923 г. а изданный в 1925 г. уже после его смерти.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Главная тема произведения – взаимоотношения взрослых и детей, которые раскрываются сквозь призму общения центральных персонажей, маленькой девочки Лидочки и ее дяди.

Главные герои представляют собой собирательный образ: дядя является воплощением всех взрослых, а Лидочка – детей. Девочка представляет собой сосредоточение детской непосредственности, очарования и жизнелюбия, в то время как дядя представляет собой рациональное серьезное начало. Но, несмотря на явную несхожесть, они без особого труда находят общий язык.

Общение Лидочки с дядей является отражением всех тех проблем, с которыми вынуждены сталкиваться взрослые и дети на протяжении многих поколений. Дядя намеренно показан автором чрезмерно серьезным и важным. Он уже давно позабыл, что такое детская непринужденность и открытость, он утратил легкость и то искреннее и непосредственное восприятие жизни, какое бывает только в детстве.

Лидочка, которая с непрестанным удивлением открывает для себя окружающий мир, не перестает мучить дядю самыми разнообразными вопросами. Поначалу мужчина привычно отвечает ей сухим «взрослым» языком, с непонятной девочке терминологией. Однако вскоре он принимает правила игры ребенка и рассказывает ей шутливую историю про мальчика, который вместо яблока по ошибке съел лягушку.

Таким образом Аверченко показывает, что жизнь удивительно многогранна, и может стать гораздо ярче и интереснее, если взглянуть на нее глазами ребенка. Если взрослые, хотя бы иногда, будут снимать маску чопорности, надменности и излишней серьезности, они смогут лучше понимать своих детей, их потребности. Только тогда общение между взрослыми и детьми будет приносить взаимную радость и удовольствие.

Своим рассказом писатель хочет в очередной раз напомнить читателям прописную истину – взаимопонимание возможно только в том случае, если прилагать для этого усилия и стараться принимать сторону своего оппонента, неважно, ребенок это или человек с иным социальным положением, жизненным опытом или образованием.

Тема произведения

Лаконичный рассказ посвящён взаимоотношениям детей и взрослых. На протяжении всего произведения дядя и племянница ведут диалог, который иногда прерывается, потому что девочка уходит заниматься своими делами. Автор воплотил в главных героях собирательные образы. Таких детей, как Лидочка, очень много. Взрослые тоже часто бывают похожими на центрального персонажа. Черты, присущие девочке:

Дядя совсем не такой. Он старается быть искренним, но при этом не желает, чтобы племянница отвлекала его от серьёзного дела. В характере взрослого героя преобладают рациональность и прагматичность. Однако персонажи непринуждённо общаются и понимают друг друга.

Основная тема — поиск языка, на котором могли бы говорить взрослые и дети. Сначала дядя отвечает племяннице сложными фразами, употребляя термины, непонятные Лидочке. Затем язык становится проще. Лидочка, в свою очередь, старается приблизить свою речь к дядиной, но ей это не очень хорошо удаётся. Девочка хочет казаться взрослее, однако детская непосредственность никуда не девается, а лишь приобретает другие формы.

Вопросы малышки следуют один за другим, и постепенно игра, в которую играют герои, обретает правила. C начала дядя рассказывает Лидочке сказку, а потом она делится историей, которую придумала сама. Таким образом девочка учится понимать юмор.

Мир, увиденный детскими глазами, бывает ярче и интереснее, чем тот, что открывается уставшему взору взрослого. Это и хочет донести Аркадий Тимофеевич. Мужчинам и женщинам средних лет иногда стоит отбросить излишнюю серьёзность и напускную чопорность, чтобы находить с подрастающим поколением общий язык.

Более глубокая мысль заключается в том, что два человека смогут получать удовольствие от общения только в том случае, если оба будут делать шаги навстречу. Это касается не только детей, но и взрослых, имеющих различия в жизненном опыте, социальном статусе и образовании.

Композиция

При проведении в рассказе «Вечером» анализа, следует отметить, что композиция рассказа построена по принципу антитезы – противопоставлении двух миров – мира ребенка и мира взрослого. На их тесном и непрестанном взаимодействии и построен весь рассказ.

Также в произведении автор использует так называемое «композиционное отражение» – повторение ребенком всех действий взрослого. Этим Аверченко хочет показать, насколько сильно желание малышей во всем походить на взрослых, которых они считают авторитетами. То, чему учат невольно взрослые, все моментально перенимается детьми, вплоть до мельчайших деталей в поведении, разговоре, проявлении эмоций.

Главные герои рассказа – взрослый серьезный мужчина, рассказчик, и его маленькая племянница по имени Лида. Рассказ включает в себя завязку (знакомство с дядей и его племянницей Лидой), развитие событий (общение дяди и Лиды, ответы на ее бесконечные вопросы), кульминация (плач Лиды из-за того, что она не может найти дяде «страшную» невесту), завязка (дальнейшее изучение Лидой окружающего мира).

Об авторе

рассказ вечером аверченко чему учит рассказ. lazy placeholder. рассказ вечером аверченко чему учит рассказ фото. рассказ вечером аверченко чему учит рассказ-lazy placeholder. картинка рассказ вечером аверченко чему учит рассказ. картинка lazy placeholder.

Аркадий Аверченко – довольно известный русский писатель, драматург, сатирик и журналист, живший и работавший в конце 19 — начале 20 веков. Наиболее известен своими юмористическими рассказами и повестями.

Был редактором «Сатирикона» и собрал под своим началом лучшим фельетонистов, юмористов и сатириков. Стиль самого писателя часто сравнивали с ранними работами Чехова. А с 1912 года собратья по перу провозгласили его королем смеха. В это время приходит к Аверченко настоящая слава, его пересказывают, цитируют, о нем говорят.

Но после революции писателю пришлось эмигрировать. Последние годы своей жизни он провел в Праге, где и скончался в 1925 году.

Развязка

Подходит к концу рассказ Аверченко «Вечером» (краткое содержание). Наш герой не может отказать просьбе племянницы рассказать сказку, так как у нее сияют глаза и губки смешно «топырятся». И он разрешает ей «излить свою наболевшую душу».

Лидочка рассказывает про девочку, которую мама однажды взяла в сад. Героиня сказки съела грушу, а потом спрашивает у мамы, есть ли у груши лапки. И когда та ответила, что нет, она сказала, что съела курицу.

Герой с изумлением восклицает, что это его сказка, только вместо мальчика девочка, а вместо яблока груша. Но Лида в восторге отвечает, что это ее история и что она совершенно другая. Дядя в шутку обвиняет племянницу в плагиате и призывает стыдиться.

рассказ вечером аверченко чему учит рассказ. lazy placeholder. рассказ вечером аверченко чему учит рассказ фото. рассказ вечером аверченко чему учит рассказ-lazy placeholder. картинка рассказ вечером аверченко чему учит рассказ. картинка lazy placeholder.

Тогда девочка решает сменить тему и просит показать картинки. Герой соглашается и обещает найти в журнале жениха девочке. Он выбирает изображения Вия и указывает на него. Лида в обиде забирает журнал и начинает разыскивать для дяди невесту.

Она долго листает журнал, потом подзывает дядю и неуверенно показывает на старую иву. Герой просит поискать получше и найти женщину пострашнее. Девочка вновь листает журнал, а затем слышится ее тонкий плач. Дяди спрашивает, что с ней. Тогда Лидочка, уже вголос рыдая, говорит, что не может найти ему страшную невесту.

Герой пожимает плечами и возвращается к чтению. Через какое-то время он оборачивается и видит, что девочка уже увлечена новым развлечением – она рассматривает его в старый ключ. Ей удивительно, почему, если смотреть через его отверстие близко, дядя видится весь, а если отвести ключ подальше, то только его часть.

Так оканчивается произведение Аверченко «Вечером». Краткое содержание, представленное здесь, дает возможность составить впечатление о задумке автора. Однако настоящее удовольствие от рассказа можно получить, лишь прочитав его в оригинале.

Анализ №3

ема детства занимает значительное место в творчестве писателя Аркадия Аверченко. Рассказ «Вечером» является замечательной иллюстрацией взаимоотношений взрослого и ребенка, заставляя читателя задуматься о том, как прекрасен мир детства своей чистотой, непосредственностью и совершенно непостижимой логикой. И если бы не было этого постоянного вторжения малышей в суровый обыденный мир взрослых, жизнь вчерашних детей была бы совершенно постылой и невыносимой в своем занудстве.

Герои рассказа – автор и его племянница Лидочка. Мужчина занят серьезным, как ему кажется, делом, чтением исторической книги, поэтому он не хочет отвлекаться на всякие глупости, с которыми к нему пристает девочка. Он игнорирует хитрости шалуньи и сдается только перед ее прямым вопросом: «Что ты делаешь, дядя?»

Взрослому вопрос кажется глупым, потому что ответ на него очевиден, и поэтому он отвечает на него не менее глупо. Он читает о тактике жирондистов для пополнения знаниями своего серого вещества из коробочки, именуемой головой. Но то, что утомляет взрослого, совершенно не раздражает ребенка, и Лидочка, не понимая ни слова из дядиной речи, но чувствуя, что от нее хотят отделаться, готова бесконечно задавать свои «зачем». Мужчина, не обладающий такой великолепной выдержкой, сдается, отвлекается, наконец, от французской истории и интересуется, зачем Лидочка пришла. Как истинная женщина, племянница кокетливо отвечает, что хочет посмотреть картинки в журналах и послушать сказку. То, с каким простодушием и непосредственностью произносятся эти слова, умиляет автора. На секунду он понимает, что любая «История революции» бледнеет перед красотой и чистотой пары любопытных детских глаз. Снисходительно-ласково он предлагает милой кокетке придумать сказку самой, и когда та, целуя, карабкается к нему на колени и спрашивает, знает ли он историю про Красную Шапочку, дядя удивленно приподнимает бровь: «Ну, конечно, нет!» А племянница, совершенно по-взрослому сетуя: «Ох, и надоел ты мне, дядька, расскажи да расскажи», начинает свою историю.

Сказка начата и не закончена, новая рассказана дядей, придумана еще одна Лидочкой, на страницах гоголевского «Вия» найден страшный жених для девочки и совершенно нет ни одной страшной невесты для вредного дядьки ни в одной детской книжке, а неугомонная племянница по-прежнему свежа, любопытна, ни сколько не расстроена и продолжает отвлекать автора от важного дела. Разглядывая читающего мужчину через дверной ключ, Лидочка смотрит на него безмятежными голубыми глазами, а читатель задумывается, когда же взрослые теряют эту простоту общения с миром и возможность по-настоящему чувствовать жизнь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *