рассказ толстого лебеди чему учит
Толстой «Лебеди»: какая главная мысль, чему учит рассказ?
Какая главная мысль рассказа Льва Толстого «Лебеди»?
Чему учит рассказ Льва Толстого «Лебеди»?
В рассказе «Лебеди» автор Лев Толстой знакомит нас со стаей лебедей, совершающей сложный продолжительный перелет в далекие теплые края. Мы узнаем, что в лебединой стае процесс перелета разумно организован: сильные опытные лебеди летят в голове, а слабые молодые птицы замыкают летящую группу.
Среди молодых птиц был лебедь, которых совершенно выбился из сил, и не смог дальше продолжать перелет. Он опустился на воду и оказался в одиночестве, и оставалось ему лишь проводить печальным взглядом удаляющуюся стаю.
Лебедю требовался отдых и он задремал на воде, а рано утром его разбудили волны. Он почувствовал себя отдохнувшим и решил продолжить полет. Лебедь пронесся над водой и поднялся ввысь. Теперь все его мысли были направлены на то, чтобы догнать умчавшуюся вперед стаю.
Главная мысль рассказа заключается в том, что в экстремальной ситуации нельзя паниковать, нужно искать выход. А для достижения цели нужно активно действовать, проявлять упорство и собирать волю в кулак. Лебедь смог преодолеть себя, он собрался с силами и упрямо продолжил путь. Только так можно получить желаемое, а иногда, и выжить. Если бы лебедь поддался слабости, то наверняка с приходом зимы он бы погиб. Рассказ учит нас воспитывать в себе силу духа, настойчивость, стойкость и другие волевые качества.
В дальнейшем Гена стал ходить «на поиски металла» каждый вечер, он стал плохо учиться и его родители удивлялись, как можно заставлять детей каждый день собирать железо.
Мальчик заврался, но правда вышла наружу и родители отчитали Гену за ложь и плохую успеваемость. Он был наказан и больше на горку не ходил.
Главная мысль рассказа состоит в том, что нужно всегда говорить правду, даже если она не очень хорошая. Нельзя обижать близких людей ложью, поскольку можно нарушить доверие в семье. Да и чужим людям тоже врать нельзя, ведь правда все равно станет известна.
Рассказ учит нас быть честными и правдивыми, а также хорошо учиться и ответственно подходить к любому делу. Только тогда нас будут уважать окружающие, а родителям не будет за нас стыдно.
Примером такой морали стал гусь, которого автор признал умным за то, что он додумался размочить сухую корочку хлеба в луже, так как до этого она не была ему пригодна в пищу. Такое нестандартное для животного решение, возможно, спасло ему жизнь.
Главная героиня рассказа Чарушина «Кошка Маруська» конечно же эта самая кошка и есть. Ее очень плохо кормил хозяин, старый охотник, и кошка ушла из негостеприимного дома в лес. Пока было лето, она жила в лесу припеваючи, добычи было много и она поправилась, располнела. Но зимой мыши попрятались в снег, ловить их стало тяжело и кошка совсем оголодала. Озверела не хуже дикого зверя, а потому, когда под деревом, где она сидела в засаде, проходил ее бывший хозяин в заячьей шапке, она накинулась на него, чтобы отомстить за свою нелегкую жизнь.
Правда хозяин решил, что кошку привлекала шапка, пожалел ее и забрал домой.
Главная мысль рассказа «Кошка Маруська» в том, что если взял домой зверя, то будь добр как следует о нем заботиться, потому что человек ответственен за тех, кого приручает.
Этот рассказ учит нас ухаживать за домашними питомцами, заботиться о них, не допускать того, чтобы они стремились убежать в лес, потому что им плохо живется в доме.
В этом рассказе Георгия Скребицкого мы знакомимся с пятилетним мальчиком Юрой, который впервые узнает, что такое эхо.
Юра с матерью пошли за земляникой в лес и когда он увлекся игрой, то потерял из виду мать. Стал её кричать, но вместо этого слышал чей-то голос, повторявший его крики.
Мать мальчика не потерялась, она была недалеко за кустами и когда Юра ей рассказал, что слышит чей-то голос, мат стала ему объяснять, что это лесное эхо.
Юра сначала не поверил матери и решил, что этом является старичок, сидящий на мне, но им оказался дедушка Кузьма, которых пас скот.
Дедушка тогда и объяснил, что эти голоса – лесной голос, с которым можно разговаривать и его можно слушать, как ту мелодию, которую он играл на жалейке.
Этот рассказ о детском восприятии природы, доверчивости и желании все познать самому. Идея и главная мысль произведения в том, что взрослым нужно учиться правильно и доходчиво объяснять детям то, что им хочется знать, помня о их возрасте.
Рассказ «Кабан» Чарушина написан от первого лица. В нем автор-рассказчик говорит о том, как он рисовал животных в зоопарке. Он с восхищением описывает игры животных, которые действительно умеют развлекаться, когда рядом нет людей. У каждого животного автор подмечает какую-то забавную особенность, какую-то черту характера, присущую именно этому животному. И читать описание животных очень интересно.
Но вот автор замечает кабанов, которые шли прямо к нему. Автор испуган, он ищет спасения на ограждении вольера. Однако оказывается, что кабаны ручные и боялся автор зря.
Главная мысль этого рассказа в том, что животные очень милые и добрые, что они забавные, оригинальные, интересные и к ним не возможно относиться иначе чем с любовью.
Этот рассказ учит любить животных, уметь наблюдать за ними, учит быть ближе к природе.
Толстой Лебеди : какая главная мысль, чему учит рассказ?
В рассказе «Лебеди» автор Лев Толстой знакомит нас со стаей лебедей, совершающей сложный продолжительный перелет в далекие теплые края. Мы узнаем, что в лебединой стае процесс перелета разумно организован: сильные опытные лебеди летят в голове, а слабые молодые птицы замыкают летящую группу.
Среди молодых птиц был лебедь, которых совершенно выбился из сил, и не смог дальше продолжать перелет. Он опустился на воду и оказался в одиночестве, и оставалось ему лишь проводить печальным взглядом удаляющуюся стаю.
Лебедю требовался отдых и он задремал на воде, а рано утром его разбудили волны. Он почувствовал себя отдохнувшим и решил продолжить полет. Лебедь пронесся над водой и поднялся ввысь. Теперь все его мысли были направлены на то, чтобы догнать умчавшуюся вперед стаю.
Главная мысль рассказа заключается в том, что в экстремальной ситуации нельзя паниковать, нужно искать выход. А для достижения цели нужно активно действовать, проявлять упорство и собирать волю в кулак. Лебедь смог преодолеть себя, он собрался с силами и упрямо продолжил путь. Только так можно получить желаемое, а иногда, и выжить. Если бы лебедь поддался слабости, то наверняка с приходом зимы он бы погиб. Рассказ учит нас воспитывать в себе силу духа, настойчивость, стойкость и другие волевые качества.
Конспект ОД по речевому развитию «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди» в старшей группе детей с ЗПР
Кириллова Тамара
Конспект ОД по речевому развитию «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди» в старшей группе детей с ЗПР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков
Конспект ОД
по речевому развитию
«Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди»
в старшей группе детей с ЗПР
воспитатель: Кириллова Т. Н.
1. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшой рассказ.
Словарная работа: водоём, море всколыхнулось.
Ход ОД
1. Вступительное слово воспитателя.
В начале осени птицы собираются в стаи, потому что подошло время осенних перелётов. Наш разговор пойдёт сегодня о лебедях, красивых и крупных водоплавающих птицах, которые осенью тоже летят в тёплые края. Зимуют лебеди на побережье тёплых море и незамерзающих водоёмов.
Я прочитаю вам рассказ Л. Н. Толстого «Лебеди». Вы узнаете, как нелегко добираться птицам до тёплых краёв.
2. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди».
Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая, летели над водою.
На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду. Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее.
Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошёл книзу. Он ближе и ближе спустился к воде; а товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете.
Лебедь спустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его. Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья.
Когда они совсем скрылись из вида, лебедь загнул назад шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его.
Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звёзды стали бледнее. Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. Он поднимался выше и выше и полетел один над тёмными всколыхавшимися волнами.
3. Беседа по содержанию рассказа и форме прочитанного произведения (анализ рассказа).
— Что я прочла: рассказ, сказку, стихотворение? (Ответы детей: это рассказ).
— Кто главный герой рассказа? (Ответы детей: молодой лебедь).
— О чём говорится в этом рассказе? (Ответы детей: о перелёте лебедей из холодной стороны в тёплые земли).
— Сколько дней и ночей находились в пути лебеди? (Ответы детей: день и ночь, и другой день и другую ночь они летели, не отдыхая).
— В каком порядке летели лебеди? (Ответы детей: впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее).
— Кто летел позади всех? (Ответы детей: один молодой лебедь летел позади всех).
— Почему он летел позади всех? (Ответы детей: он устал).
— Что он сделал, когда силы покинули его? (Ответы детей: опустился на воду).
— Скажите, что сделал лебедь, когда очутился в воде? (Ответы детей: сложил крылья, загнул назад шею и закрыл глаза).
— Стадо лебедей продолжило свой путь или тоже опустилось на воду? (Ответы детей: стадо лебедей полетело дальше).
— Что сделал лебедь перед зарёй? (Ответы детей: вытянул шею, взмахнул крыльями и полетел).
4. Упражнение «Проговори вместе со мной фразу». Индивидуальные и хоровые повторения фраз.
Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли.
Они летели через море.
Лебеди летели день и ночь, и другой день и другую ночь, не отдыхая.
Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее.
Один молодой лебедь летел позади всех.
Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше.
Лебедь опустился на воду.
Он сложил крылья, загнул шею и закрыл глаза.
Перед зарёй молодой лебедь вытянул шею, взмахнул крыльями и полетел.
5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
6. Пересказ произведения детьми.
а). Так как текс сложен, к пересказу сначала вызвать детей с более развитой речью.
. б). Разделив текст рассказа на 3 части, вызвать к пересказу трёх более слабых детей.
Первая часть. Стадо лебедей летит в тёплые края.
Вторая часть. Молодой лебедь устал.
Третья часть. Перед зарёй лебедь взмахнул крыльями и полетел.
в). После пересказов привлекать детей к оценке рассказов товарищей.
7. Игра-драматизация текста рассказа.
Приглашаю вас в игру-драматизацию текста рассказа «Лебеди». Наденьте шапочки и превратитесь в прекрасных лебедей, совершающих трудный перелёт. Впереди стада полетят сильные лебеди, сзади – моложе и слабее, а самым последним – молодой лебедь. Летит наше стадо лебедей день и ночь, и другой день и другую ночь, не отдыхая, над водою. Устал молодой лебедь и опустился на воду. А лебеди продолжили свой полёт.
Утром, отдохнувший лебедь, вытянул шею, взмахнул крыльями и полетел.
— Какое впечатление у вас осталось от рассказа «Лебеди»?
— Какие чувства вы испытывали к молодому лебедю?
Я рада слышать ваши ответы, свидетельствующие о сочувствии и переживании за судьбу молодого лебедя.На ваш вопрос: «Догонит ли лебедь своё стадо?» мне бы хотелось сказать, что догонит. Давайте вместе надеяться, что догонит, что уставшие лебеди тоже где-то отдыхали, поэтому молодому лебедю удалось их догнать. А может он присоединился к другому стаду лебедей?
Что касается ваших пересказов, могу сказать, что каждый старался пересказать события рассказа последовательно и близко к тексту.
Конспект урока «Литературное чтение. Л.Н. Толстой «Лебеди», 3 Класс
МБОУ СОШ № 17 «Юнармеец» г. Мичуринск
Дубовицкая Галина Викторовна
Учитель начальных классов
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской В.Г. Горецкий «Литературное чтение»
Тема урока: Л. Толстой. Рассказ «Лебеди»
Цель и задачи урока:
продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого;
закрепление понятие художественного текста,
закрепление понятия научно – познавательного текста,
формирование навыков сравнительного анализа научно-познавательного и художественного текста,
наблюдение за языковыми средствами, развитие критического мышления,
развитие навыков чтения (понимание, осмысленность, память, внимание, воображение, выразительность),
создание условий для усвоения нравственных идей (об отношении к природе);
осмысление мира, как воплощение добра и зла, счастья и сострадания.
создание условий для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; находить в материале непонятные для себя, “темные” места, задуматься над их художественным значением;
создание условий для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
способствование развитию навыков исследования, фантазии, воображения, наблюдательности, умения давать полный связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, работать над развитием речи,
помощь учащимся в осознании ценности совместной деятельности,
воспитание нравственных ориентиров через оценочную деятельность, через эмоционально-чувственное восприятие образов и событий;
воспитание умений работать в группах, в парах, чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу.
Познавательные УУД : знать понятия научно – познавательный и художественный текст, уметь проводить сравнительный анализ литературных произведений, развивать умение сравнивать, анализировать прочитанное, развивать критическое мышление, формировать умение работать с разными источниками информации: рисунок, модель, кластер, учебник, словарь.
Коммуникативные УУД : повышать активность учащихся на уроках, уметь работать в группах, в парах, развивать умение осуществлять совместный поиск решения.
Регулятивные УУД : улучшать результат обучения, повышать навыки планирования и самоконтроля, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Личностные УУД : понимать и принимать нравственные ценности и идеи.
учебник «Литературное чтение», авт.: Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий, 3 класс;
рабочая тетрадь «Литературное чтение», 3 класс, компьютер,
мультимедийный проектор, слайдовая презентация,
репродукция с картины Рылова «В голубом просторе».
музыкальный фрагмент: П.И. Чайковский «Лебединое озеро».
Прозвенел звонок весёлый
Мы начать урок готовы
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Я вижу, что все вы готовы к уроку.
Покажите, с каким настроением вы пришли на урок?
Сны твои всегда безмолвны,
Ты скользишь, роняя волны.
-Начиная медленно, затем с ускорением;
— Начиная быстро, затем замедляя темп;
3.-Ребята, сегодня на уроке мы будем продолжать наше знакомство с творчеством великого русского писателя. (слайд 2)
На прошлом уроке мы познакомились с ним. Назовите имя этого великого русского писателя.
— Об этом человеке писал М.Горький. (слайд 3)
На фоне музыки чтение учителем: “Этот человек – великий писатель. Он всегда с нами. Через несколько лет, когда ты будешь постарше и сам начнешь читать его книги, ты, милый друг, с глубокой радостью почувствуешь, что он – бессмертен, он с тобой и вот дарит тебе часы наслаждения его искусством”.
Этот человек – гениальный художник, давший не только несравненные картины русской жизни, но и первоклассные произведения мировой литературы.
— Кто это? (слайд 4 с паузой Л.Н.Толстой.)
— Какого человека мы называем – гений?
— Гений – высшая творческая способность, исключительно талантливый.
— Таким был Л.Н.Толстой.
— Можете ли вы сказать с творчеством какого писателя мы будем продолжать знакомиться?
— Ребята, сегодня на уроке мы будем продолжать наше знакомство с творчеством великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.
— Какие цели поставим для себя?
— Познакомиться… (с рассказом Л.Толстого)
— Учиться правильно… (читать, находить в тексте слова)
— Проанализировать… (рассказ «Лебеди»)
— Учиться сотставлять план
— Что вы видите на экране?
– Это картина Рылова “В голубом просторе” 1918 год. (слайд 5)
– Кто является героями этой картины?
Попробуйте определить предмет нашего разговора.
Неповторимой красоты птицы. Есть что-то загадочное и завораживающее в том, как он величественно скользит по глади озера в ослепительно белом одеянии. Убьёшь эту птицу — и ещё одна загадка природы останется неразгаданной.
-Будем говорить о лебедях.
-К сожалению, не все люди умеют рассмотреть прекрасное вокруг себя. Многие известные писатели старались помочь нам узнать о жизни живого мира, научить видеть красоту природы, чтобы люди полюбили её, берегли её богатства.
-Сегодня мы коснёмся мира прекрасного в произведении Л.Толстого «Лебеди».
-О чём может быть произведение? Как могут развиваться события?
Со времён глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поёт перед своей гибелью. Бывает, что лебеди могут прожить в паре 20 и 30 лет. Вот как сильно привязаны они друг к другу, а так же к своему потомству. Благодаря этому они уже достойны уважения, могут служить примером для нас, людей.
– Кто читал рассказ Л.Н.Толстого «Лебеди» слайд 6
6. – Тогда послушайте аудиозапись. Щелчок по слайду
— беседа по содержанию, анализ произведения.
— Какие чувства вызвал рассказ?
— Был момент, где вы волновались?
— Что произвело на вас впечатление?
— Определите тип текста. Как его можно назвать? (Этот рассказ можно назвать описанием. Здесь описывается один день из жизни главного героя)
— Сколько дней птицам требуется для перелёта?
— Откуда узнали, что они летят долго?
-Какое слово повторяется в этом отрывке?
-Зачем автор использует этот приём? (повторением слова «летели» автор указывает на дальность пути.)
-Что узнали об особенностях полёта птиц? («впереди летели старые, сильные лебеди, сзади слабее»)
-Молодые учатся у старых жизни, законам перелёта.
-Какое слово в этом отрывке вызывает тревогу? (уморились)
-Почему один молодой лебедь опустился на воду?
-Как море приняло птицу?
-Закройте глаза. Представьте: синее ночное небо, усыпанное звёздами, синее море и одинокий белоснежный лебедь в лунном свете. Какие чувства вызывает эта картина? (вызывает тревогу одинокий лебедь, страшно, что ждёт его впереди?)
-Что вызывает особую тревогу? (лебедь слаб, одинок).
-Что произошло за ночь? Тяжело ли ему сейчас?(да, потому что он вздохнул, как человек. Ему тяжело лететь одному.)
6. Работа с текстом. Работа в группах. (Правила работы в группах)
— Сейчас мы будем читать текст, делить его на части и озаглавливать их уже из предложенных мною заглавий.
— С чего все начинается? (Чтение 1ой части)
– Как они совершают перелет?
– Как они себя чувствуют в это время?
– В какое время они летят?
– Как можно озаглавить эту часть? (Слайд 8)
Полет в теплые земли
– Какое событие происходит? (Чтение 2ой части)
– На что решился молодой лебедь?
– Что чувствовал лебедь?
– Какие звуки окружали лебедя?
– Когда это происходило?
– Что изменилось в поведении лебедя?
– Какие ещё происходят изменения?
– Как можно назвать эту часть? (Слайд 9)
– Чем заканчивается рассказ? (Чтение 3ей части)
– Как вы думаете, ребята, что преодолевал лебедь?
— Как можно озаглавить эту часть? (слайд 10)
— Прочитайте свой план рассказа.
8.Работа по развитию речи. Каждая пара ищет противоположности. Слайд 11
Найти и прочитать в тексте предложения, содержащие пары слов
(лебеди) в небе (вверху) – (внизу) вода (опасность)
Уморились – не остановились
Лебедь – стадо лебедей
Взмахнул – не мог (лететь)
Спускался – белелись (исчезали)
(лебедь) опускался – (море) всколыхнулось
Поднималось (море) – опускалось
9.- Как вы думаете, о чем этот рассказ? Зачем написал его Л. Н.Толстой?
— Чему учит нас этот рассказ?
(Лебедь, имея такие черты характера, превозмогая усталость, боль, одиночество, после отдыха из последних сил поднимаясь вновь в небо, ведёт бой за жизнь.)
Рассказ, в котором автор передаёт своё отношение к судьбе героя, вызывает у читателя сочувствие, переживает за судьбу героя, желает поддержать его в беде – художественный рассказ.
Понравилось ли вам, как закончился рассказ «Лебеди»?
-Как думаете, долетит ли лебедь?
10. Составить синквейн «Лебеди».
1. 1. Написать имя существительное по теме.
2. Два имени прилагательных
Какой?____сильные, молодые- слабые________________________
Что делает? летели, махали, уморились
Главная мысль всего рассказа: Лебедь превозмогая усталость, боль одиночества, после отдыха из последних сил подымается вновь в небо, ведет бой за жизнь.
5. Кто он?_______Герой____________________
Мы сегодня изучали рассказ Л.Н.Толстого «Лебеди» Для этого читали, слушали, отвечали на вопросы, сочиняли, анализировали, сравнивали т.е. выполняли всё, что задумали. Считаете ли вы, что мы напрасно работали?
— Как вы думаете, о чем этот рассказ? Зачем написал его Л. Н.Толстой?
— Чему учит нас этот рассказ?
– Как вы думаете, ребята, может ли быть продолжение рассказа?
Давайте подведём итог урока.
-Сколько учебных задач мы поставили в начале урока?
-Удалось ли их выполнить?
-Что нового и интересного узнали на уроке?
-Что в итоге каждый из вас получил?
— Хочу закончить наш урок строками из стихотворения К.Бальмонта
Лишь одного постичь мой ум не может:
Зачем Господь в борьбе нам не поможет.
Не снимет с нас тернового венца?
Зачем Он дал нам жгучее желанье –
Грешить, роптать и проклинать Творца?
-Оцените себя и своих товарищей
Нарисовать рисунок. К нему подобрать отрывок.