рассказ рейс ласточки чему учит
Конспект урока внеклассного чтения во 2 классе
Конспект открытого урока внеклассного чтения Рейс Ласточки.
Учитель МБОУ СШ№3 города Котово, Волгоградской области,
Яковенко Ольга Сергеевна.
I. Организационный момент:
Видеоролик о войне.
II. Вступительное слово учителя. (Учитель читает наизусть).
Грозное, страшное слово – война.
В жизни страшней не найти.
Жжёт, убивает, рушит она
Кажется, свет навсегда погас,
Солнце в глубокой мгле…
Гитлер фашистам отдал приказ –
Враг на нашей земле.
Он города, деревни, поля
Топчет и жжёт подряд.
В ранах, в пожарах наша земля,
Пули над ней летят.
Но защитить Отчизну свою
Встал, поднялся народ.
Враг на Москву не пройдёт.
(Эти строки принадлежат М.Познанской «Валя Котик »).
— Сегодня необычный урок чтения. Наш урок посвящен великой дате, великому сражению, которое произошло на Волгоградской земле в годы Великой войны.
-Назовите это сражение. (Сталинградская битва)
-Сколько продолжалась битва? (200 дней и ночей)
— Когда началась Сталинградская битва? (17 июля 1942)
— Когда же закончилась Сталинградская битва? (2 февраля 1943 года)
— В этом году отмечалось 75-летие Победы в Сталинградской битве.
— И сегодняшний урок мы посвятим произведению о героях Сталинградской битвы.
— Когда мы читаем произведения о войне, какие чувства мы испытываем? Как относимся к героям?
— Где же находят отклик у нас в произведения о войне (в нашем сердце)
-И тема нашего урока звучит так : «Война в наших сердцах.»
— Мы познакомимся с произведением Владимира Осиповича Богомолова.
— Ребята, что вам хотелось бы узнать об этом писателе?
— Юра, Глеб и Даша подготовили рассказ о Владимире Богомолове.(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Владимир Осипович Богомолов (03.07. 1926 — 30.12.2003) — русский советский писатель. Родился в крестьянской семье в деревне Кирилловка Московской области. В начале Великой Отечественной войны добровольцем пошел на фронт. Был воспитанником полка, может быть, его черты можно узнать в герое его первой повести «Иван». В 1941 году получил первое офицерское звание. Был ранен, награжден. Прошел путь от рядового до командира взвода разведки, далее исполнял обязанности командира роты, был офицером разведки полка. Служил в армии до 1952 года.
Долгое время Владимир Богомолов не писал произведения, но л ишь в 1974 Богомолов опубликовал новое произведение — роман «В августе сорок четвертого. », по мотивам произведения снят фильм. Писатель ушел из жизни в 2003 году от болезни.
— Мы познакомимся с рассказом Рейс Ласточка.
— Как вы думаете, почему такое название?
-Что означает слово рейс? (передвижение транспортного средства по определённому маршруту.) НА ДОСКЕ!
— При чём же здесь ласточка? Предположите.
— Обратите внимание на такие слова, может они вам подскажут.
Буксир- обширная категория судов, предназначенных для буксировки других судов и плавучих сооружений.
ОБЪЯСНИТЬ ЗНАЧЕНИЕ КАЖДОГО СЛОВА.
-Появились ли у вас еще догадки?
— Для того, чтобы проверить оправдаются ли наши предположения. Я предлагаю прочитать его.
-Понравился ли вам рассказ?
-Какие чувства он у вас вызвал?
-Итак, подтвердились ли наши предположения?
— Что же такое ласточка? (пароходишко)
-Почему бойцы баржи сказали, что название не подходит пароходу ? (шум от него такой, что уши затыкай, а скорость, как у черепахи. Старый, тихоходный)
— Сколько же человек было в команде Ласточки ? ( капитан Василий Иванович Крайнов, механик и его дочь Ирина)
— Что же произошло, когда Ласточка потянула баржу? (закружили в воздухе фашистские бомбардировщики)
— Что произошло с баржей? (загорелась палуба)
— Что находилось на палубе? (ящики со снарядами)
-Какая главная задача стояла перед бойцами ? (сохранить боеприпасы и доставить их на берег)
-Выполнили ли эту задачу? (да)
-В чем героический этот поступок? ( Бойцы Ласточки оказались сильнее огня, сохранили боеприпасы, которые были так важны для нашей армии)
— Таких рейсов, было столько, что и не счесть. Героические рейсы.
— Читая этот рассказ, хочется задать вопрос: Как поступил бы ты, если бы оказался на месте героев в военных событиях тех лет?
— Вопрос сложный и требует размышления, но вы попробуете ответить на него со своей командой.
— Это не единственное задание, я для вас приготовила кейсы с вопросами и заданиями.
— Для этого подойдите и возьмите карточку со своим именем и рассядьтесь по цветам в группы.
-Вам предстоит найти ответы на эти вопросы. Наградой за каждый ответ на вопрос будет ключевое слово или фраза, которая приведет к главной мысли этого рассказа.
— А последнее задание творческое, подумайте над главным вопросом, а как бы вы поступили, если бы были на месте этих героев?
— Я желаю вам успехов в работе, соблюдайте правила работы в группе.
Какая была проблема в транспортировке груза, с которой сталкивались моряки?( команда «Ласточки»)
Какие черты характера вам особенно понравились? (оказалась)
Рассмотрите характеристику Ласточки и ответьте на вопросы:
Кто был судовладелец при постройке?
Где построили пароход?
В обороде какого города принил он участие? ( сильнее огня)
Порт приписки : Волгоград (Сталинград, Царицын);
Судовладелец: купец Силин (изначально),
Назначение: буксирные операции по Вятке ;
Место постройки : Завод Шилова, Кострома, Российская Империя;
Год постройки : 1874;
Место базирования : Волгоградский затон;
Примечание: судно принимало участие в обороне Царицына и Сталинграда.
.
КОМАНДА ЛАСТОЧКИ ОКАЗАЛАСЬ СИЛЬНЕЕ ОГНЯ!
-Как вы понимаете эту фразу!(сильнее врага)
-Молодцы! Вы справились с заданием!
— А что же мы ответим на главный вопрос? Как бы вы поступили?
— Война для нашего народа была Великой и Великой была Победа. А как вы знаете именно благодаря победе в Сталинградской битве и произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне.
Не щадя себя
в огне войны,
Не жалея сил
во имя Родины,
Люди героической
страны
Были
настоящими
героями.
-Ребята, я благодарю вас за урок, надеюсь он вам понравился. Я думаю, что события и героев войны мы не забудем и они останутся в нашем сердце. А мы с вами обязательно продолжим чтение произведений о войне. До новых встреч!
21.04.20 7 класс Родная литература
Тема урока : В.О. Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки».
Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.
1. Чтение рассказа.
Днем и ночью висели над Волгой вражеские бомбардировщики. Они гонялись не
только за буксирами, самоходками, но и за рыбацкими лодками, за маленькими
плотиками — на них иногда переправляли раненых. Но речники города и
военные моряки Волжской флотилии несмотря ни на что доставляли грузы.
Однажды был такой случай. Вызывают на командный пункт сержанта
Смирнова и дают задание: добраться до того берега и передать начальнику
тыла армии, что ночь еще у центральной переправы войска продержатся, а
утром отражать атаки противника будет нечем. Нужно срочно доставить
Кое-как добрался сержант до начальника тыла, передал приказ командарма
Быстро нагрузили бойцы большую баржу и стали ждать баркас.
Ждут и думают: «Подойдет мощный буксир, подцепит баржу и быстренько
через Волгу перебросит».
Глядят бойцы — плюхает старый пароходишко, и назван-то он как-то
неподходяще — «Ласточка». Шум от него такой, что уши затыкай, а скорость,
как у черепахи. «Ну, думают, — на таком и до середины реки не добраться».
Но командир баржи постарался успокоить бойцов:
— Не глядите, что пароходишко тихоходный. Он таких барж, как наша, не одну
Подходит «Ласточка» к барже. Смотрят бойцы, а команды-то на ней всего три
человека: капитан, механик и девушка.Не успел пароходик к барже подойти,
девушка, дочь механика Григорьева — Ирина, ловко зацепила крюк троса и
— Давайте несколько человек на баркас, помогать будете от фашистов
Сержант Смирнов и двое бойцов прыгнули на палубу, и «Ласточка» потащила
Только вышли на плес — закружили в воздухе немецкие самолеты-разведчики,
над переправой повисли на парашютах ракеты.
Стало вокруг светло как днем.
За разведчиками налетели бомбардировщики и начали пикировать то на баржу,
Бойцы из винтовок бьют по самолетам, бомбардировщики чуть не задевают
крыльями трубы, мачты баркаса. Справа и слева по бортам столбы воды от
«Неужели всё. Попали?!» Смотрят — баржа двигается к берегу.
Капитан « Ласточки», Василий Иванович Крайнов, старый волгарь, знай рулевое
колесо вправо-влево крутит, маневрирует — уводит баркас от прямых
попаданий. И всё — вперед, к берегу.
Заметили пароходик и баржу немецкие минометчики и тоже начали
Мины с воем пролетают, шмякаются в воду, свистят осколки.
Одна мина попала на баржу.
Начался пожар. Пламя побежало по палубе.
Что делать? Перерубить трос? Огонь вот-вот подберется к ящикам со
снарядами. Но капитан баркаса круто повернул штурвал, и. «Ласточка» пошла
на сближение с горящей баржей.
Кое-как причалили к высокому борту, схватили багры, огнетушители, ведра с
песком — и на баржу.
Первой — Ирина, за ней бойцы. Засыпают огонь на палубе. Сбивают его с
ящиков. И никто не думает, что каждую минуту любой ящик может взорваться.
Бойцы сбросили шинели, бушлаты, накрывают ими языки пламени. Огонь
обжигает руки, лица. Душно. Дым. Дышать трудно.
Но бойцы и команда «Ласточки» оказались сильнее огня. Боеприпасы были
спасены и доставлены на берег.
I. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.
— Сегодня необычный урок чтения. Наш урок посвящен великой дате, великому сражению, которое произошло на Волгоградской земле в годы Великой войны.
-Назовите это сражение. (Сталинградская битва)
-Сколько продолжалась битва? (200 дней и ночей)
— Когда началась Сталинградская битва? (17 июля 1942)
— Когда же закончилась Сталинградская битва? (2 февраля 1943 года)
— И сегодняшний урок мы посвятим произведению о героях Сталинградской битвы.
— Когда мы читаем произведения о войне, какие чувства мы испытываем? Как относимся к героям?
— Где же находят отклик у нас в произведения о войне (в нашем сердце)
-И тема нашего урока звучит так : «Война в наших сердцах.»
2. Биография писателя.
Владимир Осипович Богомолов (03.07. 1926 — 30.12.2003) — русский советский писатель. Родился в крестьянской семье в деревне Кирилловка Московской области. В начале Великой Отечественной войны добровольцем пошел на фронт. Был воспитанником полка, может быть, его черты можно узнать в герое его первой повести «Иван». В 1941году получил первое офицерское звание. Был ранен, награжден. Прошел путь от рядового до командира взвода разведки, далее исполнял обязанности командира роты, был офицером разведки полка. Служил в армии до 1952 года.
Долгое время Владимир Богомолов не писал произведения, но лишь в 1974 Богомолов опубликовал новое произведение — роман «В августе сорок четвертого. », по мотивам произведения снят фильм. Писатель ушел из жизни в 2003 году от болезни.
— Мы познакомимся с рассказом Рейс Ласточка.
— Как вы думаете, почему такое название?
-Что означает слово рейс? (передвижение транспортного средства по определённому маршруту.)
— При чём же здесь ласточка?
Буксир-обширная категория судов, предназначенных для буксировки других судов и плавучих сооружений.
3. Анализ рассказа.
-Какие чувства он у вас вызвал?
— Что же такое «Ласточка»? (пароходишко)
-Почему бойцы баржи сказали, что название не подходит пароходу? (шум от него такой, что уши затыкай, а скорость,как у черепахи. Старый, тихоходный)
— Сколько человек было в команде Ласточки? ( капитан Василий Иванович Крайнов, механик и его дочь Ирина)
— Что произошло, когда Ласточка потянула баржу? (закружили в воздухе фашистские бомбардировщики)
— Что произошло с баржей? (загорелась палуба)
— Что находилось на палубе? (ящики со снарядами)
-Какая главная задача стояла перед бойцами? (сохранить боеприпасы и доставить их на берег)
-Выполнили ли эту задачу? (да)
-В чем героический этот поступок? ( Бойцы Ласточки оказались сильнее огня, сохранили боеприпасы, которые были так важны для нашей армии)
— Таких рейсов, было столько, что и не счесть. Героические рейсы.
— Читая этот рассказ, хочется задать вопрос: Как поступил бы ты, если бы оказался на месте героев в военных событиях тех лет?
— Какая была проблема в транспортировке груза, с которой сталкивались моряки?( команда «Ласточки»)
Какие черты характера героев вам особенно понравились? (оказалась)
4. Рассмотрите характеристику «Ласточки» и ответьте на вопросы:
Кто был судовладелец при постройке?
Где построили пароход?
В обороне какого города принимал он участие? (сильнее огня)
Характеристики буксирного парохода «Ласточка» (Речная справочная книжка)
Порт приписки: Волгоград (Сталинград, Царицын);
Судовладелец: купец Силин (изначально),
Назначение: буксирные операции по Вятке ;
Место постройки: Завод Шилова, Кострома, Российская Империя;
Год постройки: 1874;
Место базирования: Волгоградский затон;
Примечание: судно принимало участие в обороне Царицына и Сталинграда.
КОМАНДА «ЛАСТОЧКИ» ОКАЗАЛАСЬ СИЛЬНЕЕ ОГНЯ!
-Как вы понимаете эту фразу! (сильнее врага)
— А что же мы ответим на главный вопрос? Как бы вы поступили?
-Война для нашего народа была Великой и Великой была Победа. А как вы знаете именно благодаря победе в Сталинградской битве и произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне. Фашисты наконец-то стали отступать.
— События и героев войны мы не забудем и они останутся в нашем сердце. А мы с вами обязательно продолжим чтение произведений о войне.
Задание: Ю.Я. Яковлев. Прочитать рассказ – притчу «Семья Пешеходовых».
Рассказ рейс ласточки чему учит
Мы читаем 🙂 запись закреплена
Владимир Богомолов. Рейс «Ласточки»
Днем и ночью висели над Волгой вражеские бомбардировщики.
Они гонялись не только за буксирами, самоходками, но и за рыбацкими лодками, за маленькими плотиками — на них иногда переправляли раненых.
Но речники города и военные моряки Волжской флотилии несмотря ни на что доставляли грузы.
Однажды был такой случай.
Вызывают на командный пункт сержанта Смирнова и дают задание: добраться до того берега и передать начальнику тыла армии, что ночь еще у центральной переправы войска продержатся, а утром отражать атаки противника будет нечем. Нужно срочно доставить боеприпасы.
Кое-как добрался сержант до начальника тыла, передал приказ командарма генерала Чуйкова.
Быстро нагрузили бойцы большую баржу и стали ждать баркас.
Ждут и думают: «Подойдет мощный буксир, подцепит баржу и быстренько через Волгу перебросит».
Глядят бойцы — плюхает старый пароходишко, и назван-то он как-то неподходяще — «Ласточка». Шум от него такой, что уши затыкай, а скорость, как у черепахи. «Ну, думают, — на таком и до середины реки не добраться».
Но командир баржи постарался успокоить бойцов:
Подходит «Ласточка» к барже. Смотрят бойцы, а команды-то на ней всего три человека: капитан, механик и девушка.
Не успел пароходик к барже подойти, девушка, дочь механика Григорьева — Ирина, ловко зацепила крюк троса и кричит:
— Давайте несколько человек на баркас, помогать будете от фашистов отбиваться!
Сержант Смирнов и двое бойцов прыгнули на палубу, и «Ласточка» потащила баржу.
Только вышли на плес — закружили в воздухе немецкие самолеты-разведчики, над переправой повисли на парашютах ракеты.
Стало вокруг светло как днем.
За разведчиками налетели бомбардировщики и начали пикировать то на баржу, то на баркас.
Капитан « Ласточки», Василий Иванович Крайнов, старый волгарь, знай рулевое колесо вправо-влево крутит, маневрирует — уводит баркас от прямых попаданий. И всё — вперед, к берегу.
Заметили пароходик и баржу немецкие минометчики и тоже начали обстреливать.
Мины с воем пролетают, шмякаются в воду, свистят осколки.
Одна мина попала на баржу.
Начался пожар. Пламя побежало по палубе.
Что делать? Перерубить трос? Огонь вот-вот подберется к ящикам со снарядами. Но капитан баркаса круто повернул штурвал, и. «Ласточка» пошла на сближение с горящей баржей.
Кое-как причалили к высокому борту, схватили багры, огнетушители, ведра с песком — и на баржу.
Первой — Ирина, за ней бойцы. Засыпают огонь на палубе. Сбивают его с ящиков. И никто не думает, что каждую минуту любой ящик может взорваться.
Бойцы сбросили шинели, бушлаты, накрывают ими языки пламени. Огонь обжигает руки, лица. Душно. Дым. Дышать трудно.
Но бойцы и команда «Ласточки» оказались сильнее огня. Боеприпасы были спасены и доставлены на берег.
Таких рейсов у всех баркасов и катеров Волжской флотилии было столько, что не счесть. Героические рейсы.
Скоро в городе на Волге, там где была центральная переправа, поставят памятник всем речникам-героям.
#Богомолов_рейс_Ласточки#
Владимир Богомолов — Рейс «Ласточки»
Днем и ночью висели над Волгой вражеские бомбардировщики.
Они гонялись не только за буксирами, самоходками, но и за рыбацкими лодками, за маленькими плотиками — на них иногда переправляли раненых.
Но речники города и военные моряки Волжской флотилии несмотря ни на что доставляли грузы.
Однажды был такой случай…
Вызывают на командный пункт сержанта Смирнова и дают задание: добраться до того берега и передать начальнику тыла армии, что ночь еще у центральной переправы войска продержатся, а утром отражать атаки противника будет нечем. Нужно срочно доставить боеприпасы.
Кое-как добрался сержант до начальника тыла, передал приказ командарма генерала Чуйкова.
Быстро нагрузили бойцы большую баржу и стали ждать баркас.
Ждут и думают: «Подойдет мощный буксир, подцепит баржу и быстренько через Волгу перебросит».
Глядят бойцы — плюхает старый пароходишко, и назван-то он как-то неподходяще — «Ласточка». Шум от него такой, что уши затыкай, а скорость, как у черепахи. «Ну, думают, — на таком и до середины реки не добраться».
Но командир баржи постарался успокоить бойцов:
Подходит «Ласточка» к барже. Смотрят бойцы, а команды-то на ней всего три человека: капитан, механик и девушка.
Не успел пароходик к барже подойти, девушка, дочь механика Григорьева — Ирина, ловко зацепила крюк троса и кричит:
— Давайте несколько человек на баркас, помогать будете от фашистов отбиваться!
Сержант Смирнов и двое бойцов прыгнули на палубу, и «Ласточка» потащила баржу.
Только вышли на плес — закружили в воздухе немецкие самолеты-разведчики, над переправой повисли на парашютах ракеты.
Стало вокруг светло как днем.
За разведчиками налетели бомбардировщики и начали пикировать то на баржу, то на баркас.
Капитан « Ласточки», Василий Иванович Крайнов, старый волгарь, знай рулевое колесо вправо-влево крутит, маневрирует — уводит баркас от прямых попаданий. И всё — вперед, к берегу.
Заметили пароходик и баржу немецкие минометчики и тоже начали обстреливать.
Мины с воем пролетают, шмякаются в воду, свистят осколки.
Одна мина попала на баржу.
Начался пожар. Пламя побежало по палубе.
Что делать? Перерубить трос? Огонь вот-вот подберется к ящикам со снарядами. Но капитан баркаса круто повернул штурвал, и… «Ласточка» пошла на сближение с горящей баржей.
Кое-как причалили к высокому борту, схватили багры, огнетушители, ведра с песком — и на баржу.
Первой — Ирина, за ней бойцы. Засыпают огонь на палубе. Сбивают его с ящиков. И никто не думает, что каждую минуту любой ящик может взорваться.
Бойцы сбросили шинели, бушлаты, накрывают ими языки пламени. Огонь обжигает руки, лица. Душно. Дым. Дышать трудно.
Но бойцы и команда «Ласточки» оказались сильнее огня. Боеприпасы были спасены и доставлены на берег.
Таких рейсов у всех баркасов и катеров Волжской флотилии было столько, что не счесть. Героические рейсы.
Скоро в городе на Волге, там где была центральная переправа, поставят памятник всем речникам-героям.
Богомолов В.М. – Рейс “Ласточки”
Июл 16
Богомолов В.М. – Рейс “Ласточки”
Владимир Богомолов
Рейс «Ласточки»
Днем и ночью висели над Волгой вражеские бомбардировщики.
Они гонялись не только за буксирами, самоходками, но и за рыбацкими лодками, за маленькими плотиками — на них иногда переправляли раненых.
Но речники города и военные моряки Волжской флотилии несмотря ни на что доставляли грузы.
Однажды был такой случай.
Вызывают на командный пункт сержанта Смирнова и дают задание: добраться до того берега и передать начальнику тыла армии, что ночь еще у центральной переправы войска продержатся, а утром отражать атаки противника будет нечем. Нужно срочно доставить боеприпасы.
Кое-как добрался сержант до начальника тыла, передал приказ командарма генерала Чуйкова.
Быстро нагрузили бойцы большую баржу и стали ждать баркас.
Ждут и думают: «Подойдет мощный буксир, подцепит баржу и быстренько через Волгу перебросит».
Глядят бойцы — плюхает старый пароходишко, и назван-то он как-то неподходяще — «Ласточка». Шум от него такой, что уши затыкай, а скорость, как у черепахи. «Ну, думают, — на таком и до середины реки не добраться».
Но командир баржи постарался успокоить бойцов:
Подходит «Ласточка» к барже. Смотрят бойцы, а команды-то на ней всего три человека: капитан, механик и девушка.
Не успел пароходик к барже подойти, девушка, дочь механика Григорьева — Ирина, ловко зацепила крюк троса и кричит:
— Давайте несколько человек на баркас, помогать будете от фашистов отбиваться!
Сержант Смирнов и двое бойцов прыгнули на палубу, и «Ласточка» потащила баржу.
Только вышли на плес — закружили в воздухе немецкие самолеты-разведчики, над переправой повисли на парашютах ракеты.
Стало вокруг светло как днем.
За разведчиками налетели бомбардировщики и начали пикировать то на баржу, то на баркас.
Капитан « Ласточки», Василий Иванович Крайнов, старый волгарь, знай рулевое колесо вправо-влево крутит, маневрирует — уводит баркас от прямых попаданий. И всё — вперед, к берегу.
Заметили пароходик и баржу немецкие минометчики и тоже начали обстреливать.
Мины с воем пролетают, шмякаются в воду, свистят осколки.
Одна мина попала на баржу.
Начался пожар. Пламя побежало по палубе.
Что делать? Перерубить трос? Огонь вот-вот подберется к ящикам со снарядами. Но капитан баркаса круто повернул штурвал, и. «Ласточка» пошла на сближение с горящей баржей.
Кое-как причалили к высокому борту, схватили багры, огнетушители, ведра с песком — и на баржу.
Первой — Ирина, за ней бойцы. Засыпают огонь на палубе. Сбивают его с ящиков. И никто не думает, что каждую минуту любой ящик может взорваться.
Бойцы сбросили шинели, бушлаты, накрывают ими языки пламени. Огонь обжигает руки, лица. Душно. Дым. Дышать трудно.
Но бойцы и команда «Ласточки» оказались сильнее огня. Боеприпасы были спасены и доставлены на берег.
Таких рейсов у всех баркасов и катеров Волжской флотилии было столько, что не счесть. Героические рейсы.
Скоро в городе на Волге, там где была центральная переправа, поставят памятник всем речникам-героям.