рассказ предательская колбаса пришвин чему учит
Детский час
для детей и родителей
Отзыв о рассказе Пришвина «Предательская колбаса»
Главные герои рассказа Михаила Пришвина «Предательская колбаса» — собака по кличке Ярик и ее хозяин. Они жили в городе, где Ярик дружил с собакой по кличке Рябчик. Но потом хозяин вместе с Яриком переехал в лесной домик в шести верстах от города.
И в тот же день Ярик пропал. Хозяин весь день искал его, и уже собирался обращаться в городскую милицию. Но на следующее утро Ярика привели дети. Оказалось, что он убежал в гости к Рябчику.
Хозяин строго поговорил с собакой, и она поняла, что виновата. Но через неделю Ярик опять исчез. И вновь его привели дети, сказав, что Ярик был у Рябчика. Хозяин посадил непослушную собаку в подвал, а сам попросил детей, чтобы в следующий раз они не приводили Ярика, а просто не давали ему еды, чтобы Ярик вернулся домой сам.
Просидев сутки в подвале, Ярик вновь стал послушной собакой, неотлучно находясь при хозяине. Однако через две недели он опять исчез. Из города пришли дети и сказали, что Ярик у них. Хозяин Ярика попросил детей не кормить его собаку и стал ждать, когда Ярик сам вернется домой.
Он ждал весь следующий день. Ярик вернулся только с наступлением темноты. Чувствуя свою вину, пес незаметно прокрался в дом и спрятался под диваном. Тогда хозяин решил воспользоваться хитрой уловкой, чтобы Ярик сам показался ему на глаза.
В столе у хозяина лежала копченая колбаса, которой он часто угощал Ярика. Хозяин достал колбасу из стола и по комнате распространился аппетитный запах. Но пес ничем не выдавал своего присутствия.
Тогда хозяин бросил на пол шкурку от колбасы. Она исчезла так быстро, что даже не было заметно, как Ярик ее схватил. Хозяин решил во что бы то ни стало выманить непослушного пса из-под дивана. Он привязал кусочек колбасы к нитке и опустил вниз, туда, где прятался хитрый пес. Когда показался язык Ярика, хозяин поднял колбасу вверх.
Так он сумел выманить собаку из-под дивана. Потом, держа в руках предательскую колбасу, хозяин вышел во двор, а пес следовал за ним. Когда Ярик понял, куда ведет его хозяин, он улегся на землю. А хозяин открыл дверь подвала и вежливо попросил собаку пройти внутрь.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Пришвина «Предательская колбаса» заключается в том, что хитрость можно победить другой хитростью. Пес по кличке Ярик самовольно убежал от хозяина, а когда он вернулся, то решил спрятаться под диваном, чтобы избежать наказания. Но хозяин выманил пса из-под дивана с помощью кусочка колбасы и отвел его в подвал.
Рассказ Пришвина «Предательская колбаса» учит не идти на поводу у непослушных домашних животных, и всеми мерами воспитывать в них беспрекословное подчинение хозяевам.
Этот рассказ мне понравился тем, что хозяин целенаправленно воспитывал послушание у пса, но я с сомнением отношусь к тому факту, что животное следует держать в подвале. Все-таки надо было поискать другие способы приучения собаки к новому дому. Либо завести другого пса, а этого оставить рядом с Рябчиком. А чтобы ухаживал за ним кто-то из детей.
Какие пословицы подходят к рассказу Пришвина «Предательская колбаса»?
Каков хозяин, таковы у него и собаки.
Каждая хитрость прикрыта глупостью.
Собака — друг человека.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Урок литературного чтения в 4 классе «Пришвин. Предательская колбаса»
Конспект урока по литературному чтению. 4 класс
Тема: М.М. Пришвин. «Предательская колбаса»
Цели : расширять представления обучающихся о творчестве Пришвина, формировать тип правильной читательской самостоятельности.
формировать умение выявлять и анализировать авторскую позицию, оценивать поступки героев, самоопределяться в системе ценностей ; учить понимать эмоциональный тон произведения, определять его тему и идею;
развивать у детей навыки грамотного беглого выразительного чтения, связную речь, произвольное устойчивое внимание, воображение, навыки анализа и синтеза, интерес к книге-собеседнику, положительную внутреннюю учебную мотивацию;
воспитывать доброту к окружающей нас природе, коммуникативную культуру.
Оборудование : презентация, портрет М.М.Пришвина, выставка книг писателя.
Организационный момент. Психологический настрой.
«Это моё счастье – радоваться солнцу так сильно» М. М. Пришвин
— Может ли счастье человека заключаться в таких простых вещах? Почему? Мы еще вернемся к этому высказыванию. Я желаю вам, чтобы сегодня всех коснулся лучик этого прекрасного счастливого солнышка!
2. Проверка домашнего задания.
— Чтобы поднять настроение, я предлагаю вспомнить прекрасные стихи Ивана Алексеевича Бунина «На окне, серебряном от инея»
Работа в группах, определение чтеца. (Самооценивание по критериям).
Конкурс чтецов. Взаимоанализ (с опорой на алгоритм)
3. Введение в тему. Определение темы урока. Целеполагание.
— Сегодня мы продолжим разговор о природе и людях, которые создают о ней художественные произведения. Поэт М. Цуранов написал такое стихотворение о писателе, с чьим творчеством сегодня познакомимся.
Всю жизнь бродил он по лесам
Деревьев знал язык,
Птиц различал по голосам
Знакомый мне старик.
Всегда он ведал наперед
Средь сосен и дубрав,
Где слаще ягода растет
И где полно грибов.
Никто не мог так передать
И так о лесе рассказать
— Подсказк а: слайд (с произведениями).
— Сформулируйте тему урока. (слайд)
— Кто будет героем произведения? (слайд)
— Какие цели поставим перед собой?
(Сегодня на уроке будете учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы. Определять тему, идею произведения.)
… Много лет назад жил на свете удивительный человек, который умел видеть красоту в неприметных оврагах, неглубоких вертких речках, тонком кружеве весенних лесов, в нитях осенней паутины, повисших на кленовых листьях… этот человек- М. Пришвин. Он был страстным охотником, очень любил бродить по лесам, лугам, полям. А журавли посылали ему прощальную песню, еловая чаща расступалась перед ним, открывая свои тайны, одуванчики тянулись к нему навстречу своими желтыми ладошками. И всем им — солнцу, облакам, деревьям, травам и цветам он говорил: «Здравствуйте!».
— Что вы знаете о М.М. Пришвине? С какими его произведениями знакомы?
Прочитайте статью учебника о биографии писателя, составьте кластер «Кто такой Пришвин?»
— Что вас удивило в биографии Пришвина?
— В чем особенность его творчества, героев произведений?
– писатель
– путешественник
– фотограф
– охотник
– агроном
– сельский учитель
– военный журналист
– учёный природовед
– Продолжим знакомиться с произведениями этого замечательного писателя, учимся понимать его мысли, поступки, его отношение к природе. Постараемся тоже отыскать и открыть в природе прекрасные стороны души человека.
4. Чтение и работа над рассказом «Предательская колбаса».
— Прочитайте название рассказа. (“Предательская колбаса”) Подберём синонимы к прилагательному предательская. Что означают эти слова? Обратимся к словарю.
Преда́тельство — нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо.
предательски — имеет следующие синонимы:
– Как думаете, о чём рассказ? Какие эмоции вызывает название? (Опять чувствуется тонкий юмор автора)
Первичное чтение учителем с остановками.
– Почему излюбленная собачья закуска колбаса – называется таким отвратительным словом.
Проверка первичного чтения:
– Понравился ли произведение? Что понравилось?
— На какую тему прочитанное?
Выберите из вариантов ту, которая больше подходит:
Мир родной природы.
Человек и живая природа.
Мой четвероногий друг.
– Кто предложит своё название темы.
— Почему Пришвин так назвал свое произведение? Что здесь скрыто – ирония или тонкий юмор писателя?
В иронии смешное скрывается под маской серьезного и таит в себе чувство превосходства, а юмор открыт и добродушен!
4) Анализ произведения. Выборочное чтение.
— Какой жанр произведения? Аргументируйте, какие признаки рассказа?
(есть повествование, небольшой объём, мало героев, описывается один эпизод.)
– Куда пропадал Ярик? Чувствовал ли он себя виноватым? Докажите словами из текста.
— – Как расценил сам охотник и писатель Пришвин поступки своего воспитанника? (чтение отрывка со слов: “Я ничего не имел против…”
– Это не шуточное дело воспитывать собаку. Вы берёте в дом, заботитесь о ней, учите, воспитываете.
– Какими словами называет автор жизнь Ярика у него в доме? (зачитывается отрывок)
– Как понимаете значение слова “служба”? (обращение к словарю)
– Служба – обязательство. И важно не только по отношению к человеку, но и к собаке тоже.
– Перечитаем выразительно 1-й разговор хозяина с Яриком. Как надо читать? (строго, сурово) Что чувствуется под суровым голосом писателя? \(скорое прощение, любовь, забота, нежность)
– Подумайте, только ли нарушение служебного долга вызвали беспокойство автора. (Нет! В первую очередь – беспокойство за жизнь собаки!)
-Какие слова помогли почувствовать любовное отношение человека к собаке? (чтение 1-го диалога)
– Каким голосом разговаривал автор с Яриком?
– А результат? (прощал)
– Сколько раз прощал Ярику уход из дома писатель?
– Почему же Ярик нарушал каждый раз своё “обещание”? Почему я употребила слово “обещание”, ведь собака ничего не может обещать? (Опять мысленные диалоги. Опять Пришвин – переводчик.)
– Кто виноват, что Ярик нарушал обещание? \Как вел себя хозяин? (И хозяин отчасти. Срок визитов удлинялся в зависимости от наказания.)
– Перечитаем концовку рассказа. Что заставило улыбнуться в очередной раз? (Пришвин обращается к Ярику: “Пожалуйте, молодой человек!”)
– Какую мысль о взаимоотношении человека и животного утверждает избитая пословица. Кто помнит её? ( “Собака – друг человека”.)
– Можно ли считать её главной мыслью произведения? Докажите.
– Этот рассказ отличается таким же проникновением во внутренний мир человека и животного.
Работа в группах: составьте план рассказа.
– Перед нами ряд последовательных эпизодов о взаимоотношении человека и четвероного друга. Проследим.
1. Подружились с Рябчиком.
3. Через неделю снова незаконный визит.
4. Хватило на две недели.
6. «Пожалуйте, молодой человек!»
– Даже по заголовкам мы можем судить о выразительности рассказа, об отношении человека и его четвероного друга.
— Какое событие является завязкой повествования?
— Какой эпизод был самым важным, кульминационным?
– Какая самая большая? Почему? ( Главное для писателя показать, что явилось переломным, самым важным моментом в воспитании собаки. Действует не словом, а поступком. Здесь и переживание, и успокоение, что вернулся живой, и игра.)
– Особая теплота рассказа поражает нас и заражает таким же добрым отношением к животным.
– Подумайте, что если бы все, как автор, любили, тепло относились к своим четвероногим друзьям, так же разумно воспитывали? (высказывания детей о том, что не было бы бездомных, покалеченных, брошенных собак, кошек)
Итог. Рефлексия «Незаконченные предложения» (слайд)
— Почувствовали ли вы счастье писателя? В чем оно? Коснулось ли вас счастливое солнышко?
Подумайте, а что дальше может произойти? Придумайте продолжение истории.
Урок литературного чтения по произведениям М.М. Пришвина «Ярик», «Предательская колбаса»
Цели: продолжить знакомство с произведениями М.М.Пришвина, формировать тип правильной читательской самостоятельности.
Оборудование: портрет М.М.Пришвина, выставка книг писателя, магнитофон.
Ход урока
1. Введение в тему.
– Смотрим на портрет. Кто узнал? Назовите имя, отчество, фамилию писателя, автора рассказа “Ярик”. Что знаем о нём?
– писатель
– путешественник
– фотограф
– охотник
– агроном
– сельский учитель
– военный журналист
– учёный природовед
– А ещё…Слушаем стихотворение поэта–моряка Тихонова. ( читает учитель)
– Кто же ещё Пришвин?
– Волшебник, обладающий силой слова. Поистине волшебник мог увидеть, почувствовать, сказать: “Я стою и расту – я растение.
Я стою, и расту, и хожу – я животное.
Я стою, и расту, и хожу, и мыслю – я человек!”
– Продолжим знакомиться с произведениями этого замечательного писателя, учимся понимать его мысли, поступки, его отношение к природе.
2. Работа над рассказом “Ярик”.
– На какую тему этот рассказ? Выберите из вариантов предложенных тем ту, к которой, на ваш взгляд, подходит рассказ.
Мир родной природы.
Человек и живая природа.
Мой четвероногий друг.
– Кто предложит своё название темы.
– Какое название вам нравится больше?
– В каком названии темы передано отношение человека к природе? (мой друг)
Порадовался, загрустил, удивился, открыл для себя, изумился, огорчился
– Назовите особенности этой группы слов. (Глаголы, слова-названия действий, передающих состояние души человека)
– Какими из этих глаголов можно сказать о чувствах самого М.М.Пришвина как автора рассказа “Ярик” (подчёркиваю).
– Докажите чтением отрывка. Какого? (чтение 1 абзаца)
– Летний дождик для писателя – удовольствие.
– Так примечать всё вокруг, открывать для себя подчас неприметную красоту родной земли, может только любящий её человек, а рассказать об этом – талантливый писатель.
– Что вам подсказывает название рассказа “Ярик”? (отношение – любовно-ласковое)
– Кто из вас при чтении определил породу собаки? Что помогло определить? (содержание)
– Можно ли по одному этому рассказу что-либо узнать об охотничьих собаках? Что? (зачитывается отрывок)
– Само название – охотничья собака говорит о многом: это очень необходимое для человека существо, этой науке собаку обучают и наука даётся нелегко.
– Подтвердите примером. Найдите отрывок, где тетеревиная матка уводила опасность от детей.
– О чём забыл Ярик? (зачитать)
– Как видите, рассказ Пришвина познавательный, он говорит много о природе. Для нас интересны названия цветов; интересно узнать о выучке охотничьих собак – один из эпизодов прочитали.
– Но мне кажется, в рассказе есть очень интересный момент. Какой? Чем интересен рассказ? Подсказка на доске.
Он мне по-своему доложил…
Я понял – он говорил…
Я говорю Ярику глазами…
– О чём говорят эти слова?
– Пришвин как бы перевёл с языка природы на язык человеческий разговоры животного с человеком, мысли. И нам всё понятно.
– На что, в выписанных из текста выражениях, обратили внимание? (Я – ОН. Мы понимаем друг друга!)
– Да, это рассказ о взаимоотношениях человека и четвероногого.
– Как назовём героя рассказа? Кто он? (автор, писатель, человек, охотник, хозяин)
– А собака для него? (зачитывается отрывок из текста о Ярике)
гражданин
друг
брат
– Каким видится Ярик?
– Какая сильная собачья воля! На такое способен только друг!
– Каким словом называем такое отношение собаки к человеку? (верность, преданность)
– Людям бы поучиться!
– Вслушаемся в слово собака – безразлично-равнодушное, если одно слово.
– Необычное обращение. Вижу – улыбнулись. Пришвин не раз заставляет нас улыбнуться. Рассказ его и серьёзен, и мягок, и добр, да и жизнерадостен. По-хорошему радостно на душе за тепло от человеческого участия и теплоты в отношении к животному.
– Найдём строки рассказа, вызвавшие у нас это чувство.
– МЫ ПОНИМАЕМ ДРУГ ДРУГА БЕЗ СЛОВ!
– Итак, что же будем читать? (“разговоры”, диалоги, внутренние мысли)
3. Самостоятельная работа по группам.
1 группа – автор, Ярик
2 группа – тетеревиная семья, автор, Ярик
– Мы рядышком, мы слышим их. Зачитываем самые интересные.
4. Проверка самостоятельной работы.
Каждая группа зачитывает интересные “разговоры”.
Вывод о хозяине: уважает, любит, терпеливо учит
Вывод о собаке: предана, верна, имеет силу воли
– Можно ли рассказ читать по ролям? Почему? (нет, диалоги воображаемые)
– А если бы я предложила вам пересказать ребятам из параллельного класса содержание этого рассказа. Попробуйте мысленно. А теперь друг другу (работа в парах) Ну как?
– Этот рассказ пересказывать очень трудно, как стихотворение. Произведения о переживаемом, о чувствах, там, где много разговоров, пересказывать трудно. И не будем.
– Рассмотрите иллюстрацию к книге “Ярик”. Соотнесите с текстом.
– Чувствует ли художник текст! Откуда это видно? (поза собаки, желание автора научить)
– Художник сумел увидеть, почувствовать сцену и нам помог это увидеть. Художник Евгений Чарушин сам прекрасный писатель. Он недаром этот эпизод выбрал. В нём раскрывается психология животного. Оно близко, понятно нам по-человечески.
– Обратите внимание на концовку рассказа. (перечитали)
– Очень выразительная концовка. Чем? (Мы смеёмся! Представили Ярика и автора как двух неразлучных друзей, которые нам говорят: “ Вот как мы Вас одурачили, граждане!”)
– Рассказ о Ярике не окончен. Сегодня ещё одним маленьким рассказом дорисуем “портрет” человека и его друга.
5. Чтение и работа над рассказом “Предательская колбаса”.
Прочитайте название рассказа. (“Предательская колбаса”) Подберём родственные слова к прилагательному предательская. Что означают эти слова? Обратимся к словарю.
– Как думаете о чём рассказ? (Опять чувствуется тонкий юмор автора)
– Вот после чтения и скажите, почему излюбленная собачья закуска колбаса – называется таким отвратительным словом.
Чтение за диктором (аудиозапись)
– Понравился ли рассказ? Что понравилось? Как этот рассказ дополняет предыдущий? (дружба животных, ревнивое отношение хозяина, переживание)
– У меня создалось впечатление, что это, как бы продолжение той же истории. Как думаете, я права или нет?
– Этот рассказ отличается таким же проникновением во внутренний мир человека и животного.
– Какую мысль о взаимоотношении человека и животного утверждает избитая пословица. Кто помнит её? ( “Собака – друг человека”.)
– Можно ли считать её главной мыслью произведения? Докажите.
– Самые яркие эпизоды вам запомнились. Но мы не в беспорядке их вспомним, а в определённой последовательности.
– Кто догадался, почему?
– Что означает слово визит? (обращение к словарю)
– Даже по заголовкам мы можем судить о выразительности рассказа, об отношении человека и его четвероного друга.
– Из-за чего оказался виноват Ярик? А уходил почему? (перечитываем начало рассказа)
– Объясните значение слова “ верста”. (обращение к словарю)
– Как расценил сам охотник и писатель Пришвин поступки своего воспитанника? (чтение отрывка со слов: “Я ничего не имел против…”
– Это не шуточное дело воспитывать собаку. Вы берёте в дом, заботитесь о ней, учите, воспитываете.
– Какими словами называет автор жизнь Ярика у него в доме? (зачитывается отрывок)
– Как понимаете значение слова “служба”? (обращение к словарю)
– Служба – обязательство. И важно не только по отношению к человеку, но и к собаке тоже.
– Перечитаем выразительно 1-й разговор хозяина с Яриком. Как надо читать? (строго, сурово)
– Подумайте, только ли нарушение служебного долга вызвали беспокойство автора. (чтение 1-го диалога)
– Нет! В первую очередь – беспокойство за жизнь собаки!
– Каким голосом разговаривал автор с Яриком?
– А результат? (прощал)
– Сколько раз прощал Ярику уход из дома писатель?
– Почему же Ярик нарушал каждый раз своё “обещание”? Почему я употребила слово “обещание”, ведь собака ничего не может обещать? (Опять мысленные диалоги. Опять Пришвин – переводчик.)
– Кто виноват, что Ярик нарушал обещание? (И хозяин отчасти. Срок визитов удлинялся в зависимости от наказания.)
– Говорит строго, сурово. Собака чувствует строгость, но за суровым словом почувствовали что-то? Что? (Скорое прощение.)
– Обратите ещё раз внимание на план. Если бы я предложила разделить рассказ на части в соответствии с заголовками, одинаковы ли были бы части?
– Какая самая большая? Почему?
– Главное для писателя показать, что явилось переломным, самым важным моментом в воспитании собаки. Действует не словом, а поступком. Здесь и переживание, и успокоение, что вернулся живой, и игра.
Задание по группам: Проследим, что пишет автор о состоянии человека (1 группа), как раскрывается психология охотничьего пса (2 группа). Но мне бы хотелось, чтобы вы обращали внимание на авторские слова. Почему это важно?
Вывод: Язык произведений Пришвина выразителен!
Самостоятельное чтение 5 части до слов “… в ящик стола”
человек – беспокойство, тревога,
успокоение, любопытство, игра,
желание наказать, но тактично,
несущую службу собаку
собака – чувство вины, желание примириться с
хозяином, загладить вину
– Вернёмся ещё раз к названию рассказа. Почему назван рассказ так?
– Подумайте, кому из вас дам задание перечитать эпизод о Ярике и предательской колбасе, 1 группе или 2-ой? (Трудно определить. Всё переплелось, переживание человека и собаки.)
– 1 группа читает, а все подумали как этот эпизод позволяет почувствовать любовное отношение человека к собаке. (Рассуждения детей)
– Подумайте, как надо прочитать оставшуюся часть рассказа?
– Особая теплота рассказа поражает нас и заражает таким же добрым отношением к животным.
– Подумайте, что если бы все, как автор, любили, тепло относились к своим четвероногим друзьям, так же разумно воспитывали? (высказывания детей о том, что не было бы бездомных, покалеченных, брошенных собак, кошек)
– Перечитаем концовку рассказа. Что заставило улыбнуться в очередной раз? (Пришвин обращается к Ярику: “Пожалуйте, молодой человек!”)
Вначале я прочитала вам стихотворение, где Пришвин назван волшебником. А ещё он кто? Вернёмся к записи: писатель, охотник,…,…,…, искатель. Много знал и нам советовал: “…искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека… Природа – зеркало души человека”
Домашнее задание:
Подумайте, а что дальше может произойти? Читаем рассказы Пришвина о животных.
План-конспект по литературе на тему : «Авторская позиция и способы её выражения в рассказе Михаила Пришвина «Предательская колбаса».»
Фёдорова Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Красноярская СОШ №1»
Урок по литературе в 6 классе. Авторская позиция и способы её выражения в рассказе Михаила Пришвина «Предательская колбаса».
Деятельностная цель : продолжить знакомство с произведениями М. М. Пришвина, формировать тип правильной читательской самостоятельности.
Содержательная цель : формировать навыки чтения, организуя разные виды прочитывания, учить понимать эмоциональный тон произведения, формировать умения выявлять авторскую точку зрения и роль автора в произведении, развивать у детей речь, память, воображение, интерес к книге – собеседнику и их собственное мышление, воспитать доброту к окружающей нас природе, содействовать нравственному воспитанию учащихся.
Виды речевой и читательской деятельности
воспринимать на слух различные виды текстов;
уметь отвечать на вопросы «Почему автор дал своему произведению такое название?», «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступками литературных героев
различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя
аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героев, используя доступные оценочные средства;
осмыслять общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно пути достижения; находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари.
пользоваться простейшими формами самооценки и рефлексии на уроке;
осознавать, что значит быть ответственными и нести ответственность за свои поступки;
соблюдать правила работы в группе, проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
проявлять в высказываниях готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям.
Звонок голосистой птицей,
Опять пролетит поутру.
И мы начинаем учиться
Труду, вдохновенью, добру.
Активизация внимания. Создание эмоционального настроя на работу, вызов мотивации, интереса.
К уроку я подобрала 2 эпиграфа. Обратимся к ним.
Да, меньшие братья нам преданно служат от века.
Однако жестокого столько вокруг?
Мы часто твердим, что собака – друг человека,
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?
Миниатюра Эдуарда Асадова
Что хотел сказать художник, поместив собаку среди людей на передний край? Видимо, он хотел сказать, что люди любили собак ещё с глубокой древности, никогда их не покидали, даже в несчастье, даже на грани гибели народа.
«Белый Бим Чёрное ухо» Н.Г. Троепольского.
Основная часть урока. Определение темы урока. Постановка проблемы. Актуализация знаний.
1) Подружились с Рябчиком. (Дети соглашаются и приводят подтверждения из текста)
4) Гуманное наказание. Каким образом хозяин наказывает Ярика за очередной побег из дома? (зачитать отрывок ). «В этот раз я не стал с ним разговаривать и отправили в темный подвал темный подвал, а детей просил, чтобы в следующий раз они только известили меня, но не давали ему пищи. Мне хотелось сделать, чтобы он вернулся домой по доброй воле.
В тёмном подвале путешественник пробыл у меня сутки. Потом, как обыкновенно, я серьёзно поговорил с ним и простил…»
Гуманный (лат. человечный, милостивый, милосердный). Толковый словарь живого великорусского языка. В. Даль, стр.51.
Гуманный- направленный на благо других, человеколюбивый и отзывчивый. Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов и Н. Ю.Шведова, стр.149.
А как обычно наказывают животных за провинности?
6) Пожалуйте, молодой человек.
Введение в тему урока. Теория литературы. Составные части композиции.
У любого рассказа, как мы знаем, есть экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, заключение. Соотнесите все пункты плана с этими литературными терминами.
Завязка- 1 пункт плана.
Развитие действия- побеги и наказания- 2,3,4 пункты плана.
Развязка- мир между собакой и хозяином- 5,6 пункты плана.
Физкультминутка “Звериная зарядка”:
Раз – присядка. Присесть.
Два – прыжок. Подпрыгнуть.
Это заячья зарядка. “Ушки на макушке” – зайчики.
А лисята как проснутся, Потереть кулачком глаза.
Любят долго потянуться, Потянуться.
Обязательно зевнуть, Повороты туловища.
Рыжим хвостиком вильнуть. Движения бедрами вправо-влево.
А волчата спинку выгнуть Наклон вперед.
И легонечко подпрыгнуть. Прыжок вверх.
Ну а Мишка косолапый, Согнуть руки в локтях.
Широко расставив лапы, Ноги на ширине плеч.
То двумя, то всеми вместе Переступание с ноги на ногу.
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – Руки развести в стороны.
Начинает все сначала.
А теперь обратимся к особенностям данного рассказа.
Вид рассказа- анималитический рассказ – animal от англ. слова животное- рассказ о животных.
Идее рассказа подчинены средства выразительности, которые использует автор.
А) Очеловечивание. Найдите примеры из текста.
Б) Комический эффект- (от греч. комикос- весёлый, смешной)- эстетическая категория, отражающая несоответствие внутреннего и внешнего. Найдите пример в тексте.
«…Ярик тут, под диваном.
Теперь я отрезаю от колбасы круглый конец с носиком, привязываю нитку за носик и тихонечко спускаю вниз между коленками. Язык показался. Я потянул за нитку- язык скрылся. Переждав немного, спускаю опять- теперь показался нос, потом лапы. Больше нечего в прятки играть: я вижу его, и он меня видит. Поднимаю выше кусочек, Ярик поднимается на задние лапы.
-Пожалуйте, молодой человек. »
В) Сравнение- сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.
Г) Эпитет- от греч.- приложение, художественное определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления, на которое автор хочет обратить внимание и по поводу которого хочет выразить своё отношение. Примеры: предательская колбаса, шёлковый ветерок, хвостатый товарищ.
Д) Номинативная цепочка.Ярик-21 раз, он-13 раз, собака-1 раз, безобразный пёс-1 раз, черепаха- 1 раз, беглец- 1 раз, путешественник-1 раз, нечто рыжее- 1 раз, товарищ- 1 раз, молодой человек- 1 раз, брат-1 раз. Пояснение в слайде № 3.
Е) Интрига-(от лат. интрикаре- запутывать )- обострение сюжета, она служит целям раскрытия характеров персонажей через поступки. Пример: «Ярик подружился с молодым Рябчиком». Трудно догадаться сразу о ком идёт речь, что это собаки даже на ум не приходит сразу. Игра с читателем заключается в подборе редких кличек для собак. Почему М. Пришвин так их назвал? По какому признаку он дал им такие клички?
-Скорее всего по окраске. Ярик (золотистый рыжий ирландец)- значит яркий, а Рябчик по аналогии с Яриком от окраски птицы (рябчик), а так же из северного наречия пёстрый, крапчатый, чубарый, пятнистый. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.10, М.-2004г., 377стр.
Можно только догадываться каким был Рябчик (либо в мелких пежинках, либо тёмными пятнами по светлой шерсти; либо с примесью рыжей шерсти к серой или к чёрной и белой). Вариантов и комбинаций огромное множество. Таким образом, М. Пришвин тренирует фантазию и внимание своего юного читателя, чтобы он ничего не пропустил мимо. А в чём ещё можно увидеть игру?
-Название рассказа. «Предательская колбаса»- игра с читателем. Предательская колбаса ( средство примирения)- игра с Яриком.
Язык произведения. 1)задание по вариантам. Проследим, что пишет автор о состоянии человека (1 вариант), как раскрывается психология охотничьего пса (2 вариант). Но мне бы ещё хотелось, чтобы вы обратили внимание на слог автора.
Проверка самостоятельной работы над отрывком (слайд 4).
Особая теплота рассказа поражает нас и заряжает таким же добрым отношением к животным.
— Подумайте, что было бы если все люди, как автор, любили, тепло относились к своим четвероногим друзьям, так же разумно воспитывали? (высказывания учащихся о том, что не было бы бездомных, покалеченных, брошенных собак, кошек).
4 Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
5 Итог совместной работы. Вывод : мы знаем М.Пришвина и как охотника, и как писателя, и как волшебника, и как фотографа, и как агронома, и как сельского учителя, и как военного журналиста, а сегодня мы узнаём его с другой стороны: М. Пришвин- искатель. Именно ему принадлежит следующее высказывание: «…искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека… Природа- зеркало души человека». Рассказом «Предательская колбаса» М.М. Пришвин продемонстрировал, как можно найти подход к любому живому существу, стать другом, братом, оставаясь при этом человеком.