рассказ питомцы зоопарка чему учит

Вера Чаплина «Питомцы зоопарка»: чему учит рассказ?

Вера Чаплина. Питомцы зоопарка. Чему учит рассказ.

рассказ питомцы зоопарка чему учит. . рассказ питомцы зоопарка чему учит фото. рассказ питомцы зоопарка чему учит-. картинка рассказ питомцы зоопарка чему учит. картинка .

рассказ питомцы зоопарка чему учит. answer avatar. рассказ питомцы зоопарка чему учит фото. рассказ питомцы зоопарка чему учит-answer avatar. картинка рассказ питомцы зоопарка чему учит. картинка answer avatar.

Наверно нужно пояснить, что Вера Чаплина проработала в зоопарке г. Москвы и собственно свои наблюдения о находившихся там животных отразила в своих произведениях, которые составили целый цикл рассказов о разных животных.

Сцены, которые описывает автор, повествуют о повадках животных, об правильном с ними отношении и воспитании.

В рассказе «Мои питомцы», главными персонажами являются детеныши львицы, рыси, обезьяны, выдры, волчицы и др. Автор в правдивой, где-то в документальной форме рассказывает как удается воспитывать такое «разношёрстое» племя.

Этот рассказ учит тому, что животных нужно любить. Только лаской и добротой можно добиться хороших результатов в воспитании животных, в том числе и диких. Животные идут на контакт с человеком, только тогда, когда не видят угрозы и чувствуют душевное к им отношение.

рассказ питомцы зоопарка чему учит. muy3RYf7YNFX3dTMl0wbkgFG3saQZImR. рассказ питомцы зоопарка чему учит фото. рассказ питомцы зоопарка чему учит-muy3RYf7YNFX3dTMl0wbkgFG3saQZImR. картинка рассказ питомцы зоопарка чему учит. картинка muy3RYf7YNFX3dTMl0wbkgFG3saQZImR.

рассказ питомцы зоопарка чему учит. answer avatar. рассказ питомцы зоопарка чему учит фото. рассказ питомцы зоопарка чему учит-answer avatar. картинка рассказ питомцы зоопарка чему учит. картинка answer avatar.

К гуманитарным дисциплинам относится философия, история, экономика, право, искусствоведение, иностранный язык, литература и др.

В профессиональном гуманитарном образовании, обучающиеся получают уже профессию в той или иной гуманитарной области, как то журналистика, искусствоведение, театральное, философическое, музыкальное и мн.др.

рассказ питомцы зоопарка чему учит. fOVdfChn7zWQvHrHmPH4tciqhbBXZwA4. рассказ питомцы зоопарка чему учит фото. рассказ питомцы зоопарка чему учит-fOVdfChn7zWQvHrHmPH4tciqhbBXZwA4. картинка рассказ питомцы зоопарка чему учит. картинка fOVdfChn7zWQvHrHmPH4tciqhbBXZwA4.

рассказ питомцы зоопарка чему учит. answer avatar. рассказ питомцы зоопарка чему учит фото. рассказ питомцы зоопарка чему учит-answer avatar. картинка рассказ питомцы зоопарка чему учит. картинка answer avatar.

рассказ питомцы зоопарка чему учит. answer avatar. рассказ питомцы зоопарка чему учит фото. рассказ питомцы зоопарка чему учит-answer avatar. картинка рассказ питомцы зоопарка чему учит. картинка answer avatar.

Лень двигает технический прогресс. Одним из ярких подтверждений этому является изобретение гаджетов для лодырей, которые посещали школу, но не учились в ней.

Есть «умные» авторучки, часы и даже очки с видеокамерой. Даже придумана шпионская плата с видеокаиерой, встроенная в пуговицу.

Но беда в том, что все эти технические приспособления требуют привязки к мобильному телефону, кроме часов.

Организаторы ЕГЭ всячески противодействуют списываниям: выпускники проходят через металлоискатель, сдают телефоны до конца экзамена и находятся под наблюдением видеокамер.

Тем, кто всё-таки решится обойти запреты, стоит помнить, что в лучшем случае вам грозит удаление с экзамена без права пересдачи в этом году.

К тому же подобные действия подпадают под Уголовный Кодекс РФ:

Источник

Конспект НОД «Животные в неволе. В. Чаплина «Питомцы зоопарка»».

рассказ питомцы зоопарка чему учит. 1a0de4b83f78da216b3738e7adce0aaa. рассказ питомцы зоопарка чему учит фото. рассказ питомцы зоопарка чему учит-1a0de4b83f78da216b3738e7adce0aaa. картинка рассказ питомцы зоопарка чему учит. картинка 1a0de4b83f78da216b3738e7adce0aaa. Юлия Стенякина
Конспект НОД «Животные в неволе. В. Чаплина «Питомцы зоопарка»».

Конспект НОД (непосредственно образовательной деятельности) в подготовительной группе по образовательной области «Художественная литература»

Тема: Животные в неволе. В. Чаплина «Питомцы зоопарка».

Форма проведения НОД: чтение и обсуждение

Программа:Программа: «Из детства в отрочество» Т. Н. Доронова и др. (основные положения). – М. : Просвещение, 2007.

«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду».О. С. Ушакова. М. : Сфера, 2002 г.

«Учимся рассуждать». Программа развития речи-рассуждения детей дошкольного возраста. Л. Г. Шадрина, Т. И. Штапакова, В. А. Маненькова. Тольятти, 2005г.

«Тризёнок в доме» Программа для родителей по развитию ребёнка-дошкольника на основе ТРИЗ-РТВ в условиях семьи. Железнова С. В. Тольятти, 2002г.

Классификация: НОД основана на деятельностном принципе — активное участие каждого ребенка в коммуникативном взаимодействии педагога и детей.

Интеграция образовательных областей:

«Познание»: Расширить представление детей о природоведческой литературе.

«Коммуникация»: Развивать у детей связную речь, закреплять навыки доказательной речи.

«Чтение художественной литературы»: Продолжать развивать у дошкольников интерес к художественной и познавательной литературе.

«Социализация»: Показать детям по-настоящему искреннее, заботливое, любовное отношение человека к животным.

«Музыка»: Воспитывать слушательскую культуру (культуру восприятия музыки).

«Безопасность»: Расширять, уточнять и систематизировать представления о некоторых видах опасных ситуаций в природе.

«Здоровье»: Воспитывать ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни; развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей, общества в целом.

Цель НОД: Формирование целостной картины мира, развитие литературной речи.

Познакомить детей с новым писательским именем и новым разделом «Животные в неволе».

Продолжать совершенствовать умение правильно формулировать вопросы и грамотно отвечать на них. Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения.

Аргументированно излагать свою точку зрения.

Воспитывать интерес к художественной литературе.

Форма организации: Групповая (подгрупповая)

Необходимое оборудование и материалы: Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» рассказ «Кинули, портрет автора Валентины Чаплиной ;выставка книг о животных, иллюстрации с изображением диких животных, запись голосов диких животных на CD-диске; морфтаблица; иллюстрации животных ; карточки с запретительными и разрешительными знаками.

Чтение художественной литературы: «Как слон спас хозяина от тигра» Б. С. Житкова, «Что случилось с крокодилом» М. Москвина, «Заяц и ёж» Бр. Гримм, «Как я был обезьянкой» Я. Сегель, С.Маршака: «Зоосад. Слон. Зебры. Лебедёнок. Жираф. Верблюд. Пингвин. Белые медведи. Совята. Тигрёнок. Страусенок. Эскимосская собака. Обезьяна. Где обедал воробей?» (из цикла «Детки в клетке») и заучивание их наизусть,«Как зебра потеряла полоски»,

Заучивание стихотворений: «Дикие животные»,«Верблюжьи колючки», «Животные»

• Прослушивание аудиозаписи «Маугли» Кипплинга.

• Сочинение сказки на тему «Как ёжик зайца выручил», «День рождения зайца»

• Чтение и заучивание поговорок, пословиц о животных.

• Придумывание и отгадывание загадок о животных.

Беседы: «Звери в лесу», «Животные жарких стран: Африка, Австралия, Южная Америка», «Животные Азии», «Животныеполярных районов Земли: Арктика, Антарктика».

• Рассматривание и изучение энциклопедий о животных.

• Показ детям презентаций про животныхразных мест обитания: «Животные саванны», …

• Совместно с детьми пополнить количество карточек с запретительными и разрешительными знаками, расширяя спектр действий с ними.

Работа с родителями:

• Беседы с детьми о континентах, о природных зонах Земли и о животных разных стран.

• Сочинение сказок на тему «Приключение лесного жителя»

• Изготовление книжек –малышек и составление рассказов по ним «Обитатели Европы», «Обитатели Азии», «Обитатели Южной Америки», «Обитатели Северной Америки», «Обитатели Австралии», «Обитатели Африки», «Обитатели Арктики», «Обитатели Антарктики».

Адресат: дети 6-7 лет

Современные образовательные технологии: ТРИЗ, здоровьеразвивающие технологии (элементы дыхательной гимнастики, элементы сказкотерапии.

Подробный конспект НОД (непосредственной образовательной деятельности)

Инициация: Дети садятся полукругом возле выставки книг.

В. : Ребята, я хочу пригласить вас в познавательный мир книг о животных. А сейчас давайте вспомним стихотворения С. Маршака «Детки в клетке».

Вхождение или погружение в тему:

Дети выходят по одному, читают стихотворения С. Маршака «Детки в клетке» и ставят на полочку изображение животного, о котором стихотворение.

Д. :- О животных.

Д. :- Дикие животные живут в лесу, а домашние рядом с человеком.

Д/и «Кто как защищается?» (морфанализ) (по ТРИЗ)

Цель: устанавливать способы защиты животных от холода, жары, засухи во внешнем строении, образе жизни, способе питания; устанавливать причинно-следственные связи; между природными условиями, строением тела, повадками; аргументировано излагать свою точку зрения.

Воспитатель, расчертив морфтаблицу, в которой по горизонтали идут способы защиты от холода (или жары, а по вертикали разновидности животных, предлагает ребёнку крестиком выделить клетку напротив того животного, которого он узнал.

свойства Толстый мех Толстый слой жира Зимняя

Формирование ожиданий воспитанников:

Рассказ воспитателя о писательнице В. Чаплиной, знакомство с её творчеством.

3)Обсуждение после прочитанного рассказа.

В. :- Рассказ из какой книги мы с вами прочитали? Кто написал эту книгу?

Д. :- Книга называется «Питомцы зоопарка», которую написала В. Чаплина.

В. :- С кем изображена писательница?

Д. :- Его зовут Кинули.

В. :- Что мы о нем знаем?

В. :- Что случилось в трамвае? В аптеке?

4)Физкультминутка с элементами дыхательной гимнастики

(дети выполняют движения по тексту).

И при том вздохнули

Воздух сильно мы вдыхаем

При наклонах выдох дружный

Но колени гнуть не нужно.

Чтобы руки не устали,

Мы на пояс их поставим.

Прыгаем как мячики

Девочки и мальчики

Д/и «Знаток правил» (по методу зрительной символической аналогии, а так же по функциональному подходу)

Цель: упражнять детей в умении пользоваться зрительными моделями-символами обозначать некое запретительное действие; упражнять в дифференциации моделей-символов по сферам действия и назначению знака.

В. :-Играя в эту игру, мы с вами закрепим правила поведения с животными

в лесу, на пляже, в огороде, в зоопарке, на у лице и т. д.

Воспитатель предлагает детям выбрать картинку понравившегося животного (домашнего или дикого) и правильно подобрать к нему знаки-символы по назначению (запретительные, разрешительные). При этом ребенок должен объяснить свой выбор полным ответом.

6)Воспитатель предлагает детям прослушать на СD-диске запись голосов диких животных.

— Ребята, а как бы вам хотелось помочь животным зоопарка?

Поездка в зоопарк. Непосредственно-образовательная деятельность. Средняя группа ГОУ ЦРР Детский сад 2366 Конспект непосредственно- образовательной интегрированной деятельности «Поездка в зоопарк» Образовательные.

Источник

Отзывы на книгу « Питомцы зоопарка »

Немного из этой книги мне еще читала мама в детстве. Это была еще ее книжка, ее детства, правда, в данном издании намного больше рассказиков о животных. Да, это о животных, в основном, о зверятах, детенышах диких животных, так или иначе попавших в зоопарк. Действие разворачивается в довоенные, военные и сразу послевоенные годы. Многих из этих зверят, совсем захудалых и слабеньких, работники зоопарка забирали к себе домой на вскармливание и выращивание. Удивляла и цепляла за живое увлеченность сотрудников зоопарка, их работа и бескорыстная забота о своих питомцах. Мне, похоже, не хватает подобного коллектива на работе. До такой степени, что я подумывала сегодня «а не забросить ли все в пень и не пойти ли работать в зоопарк?»)

Как-то раз в детстве прямо под нашими окнами (а жили мы на первом этаже) кто-то из соседей выкинул книжный шкаф. Книги разобрали быстро – читать в нашем доме любили. Взяла себе книжку и я – старую, с оторванным корешком – этой книгой оказалась «Питомцы зоопарка» Веры Чаплиной.

«Помню, сколько нового и интересного узнала я в Зоопарке: какими рождаются барсучата, соболята, дикобразы, как растёт весь этот молодняк, как изменяются повадки животных… И каких только у меня не было звериных малышей, начиная от маленького, чуть больше напёрстка, бельчонка и кончая львятами, тигрятами, росомахами! А как обрадовалась я, когда в 1933 году меня назначили заведующей молодняком Зоопарка!
Это было очень трудным делом. Можно было достать книгу, где написано, как выкормить телёнка, но как выкормить детёныша росомахи или рысёнка, не написано нигде. Приходилось нередко учиться на своих же ошибках».

Самая знаменитая героиня книги – львенок Кинули, которую Чаплина вырастила с младенчества. Про эту львицу был снят научно-популярный фильмов, два диафильма, а несколько рассказов, впоследствии объединенных в повесть, разошлись огромными тиражами.
Рассказы Чаплиной надолго поселились в моем сердце – и веселые, и грустные и до невозможности трогательные. Книга пропитана чистой бескорыстной любовью сотрудников зоопарка к своим питомцам. Невольное восхищение и огромное уважение испытала я к этим людям, которые часто брали больных животных к себе домой, кормили, выхаживали, заботились о них. Сердце щемило каждый раз, когда я читала про преданность зверей к своим благодетелям.

«…Прошло четыре года. И вот однажды я узнала, что в Зоопарк привезли для киносъёмки зверей из цирка, и пошла их посмотреть.
Одни животные находились в транспортных клетках, другие были помещены в свободное здание, где зимою находились животные. Около транспортных клеток стояла женщина.
– Что, нашими зверьми интересуетесь? – спросила она, а узнав, что я сотрудница Зоопарка, добавила: – У нас ещё гепард есть, только он после болезни ослеп. Вот и держим его отдельно. В доме сидит. Хотите, покажу?
Гепард! Неужели Люкс? Я быстро вошла в помещение. Там в одной из клеток лежал и ел мясо гепард. До этого мне казалось, что если я увижу Люкса, то обязательно узнаю. А вот теперь стояла и мучительно думала – он это или не он. Видно, за четыре года в моей памяти стёрлось «лицо» зверя, и сколько я ни вглядывалась, вспомнить его не могла.
– Скажите, – наконец обратилась я к служительнице, – его зовут Люкс?
– Каем зовут, – охотно ответила служительница.
Кай! Значит, не он. Я хотела уже отойти, но тут вдруг заметила, что гепард перестал есть и как-то напряжённо прислушивается. Потом нервно и резко мяукнул и замолчал, глядя куда-то мимо меня. Я обернулась. Сзади никого не было.
– Что это он так смотрит? – спросила я.
– Да кто его знает. Слепой, а словно зрячий на вас уставился.
Действительно, слепой зверь определённо «смотрел» на меня. Но почему? Неужели…
– Люкс! Люкс! – позвала я.
Гепард вскочил и бросился к решётке.
– Не Люкс, а Кай, – поправила меня служительница.
Но я уже знаю, что это Люкс, и открываю дверь клетки.
– Осторожно! Что вы… укусит. – кричит служительница.
Но я не слушаю. Не успеваю сделать и нескольких шагов, как гепард уже тычется слепой мордой, стараясь нащупать мои руки. Но вот нашёл, прижался всей головой и замер. Молчит изумлённая служительница. Молчу и я. Да и что говорить!
Так через четыре года разлуки, с другой кличкой и ослепший, узнал меня зверь».

Книжка очень добрая, несмотря на грустные моменты. Настоятельно рекомендую родителям, которые ищут, что почитать своим детям. Поверьте, истории не оставят вас равнодушными.

Источник

рассказ питомцы зоопарка чему учит. answer avatar. рассказ питомцы зоопарка чему учит фото. рассказ питомцы зоопарка чему учит-answer avatar. картинка рассказ питомцы зоопарка чему учит. картинка answer avatar.

Главные герои произведения «Питомцы зоопарка» В. Чаплиной животные. В первой главе животные, которые жили у Веры, а во второй главе животные, которые жили в зоопарке.

Произведение написано так, как есть, не приукрашено для детей, а именно так, как и бывает в жизни, чтобы читатель понимал, что у животных свои повадки, тем более живущих в неволе.

Книга учит относится к животным с любовью и терпением.

рассказ питомцы зоопарка чему учит. uMGrFEA1VILAWdXyEQ9smpLR8UIejQTB. рассказ питомцы зоопарка чему учит фото. рассказ питомцы зоопарка чему учит-uMGrFEA1VILAWdXyEQ9smpLR8UIejQTB. картинка рассказ питомцы зоопарка чему учит. картинка uMGrFEA1VILAWdXyEQ9smpLR8UIejQTB.

рассказ питомцы зоопарка чему учит. answer avatar. рассказ питомцы зоопарка чему учит фото. рассказ питомцы зоопарка чему учит-answer avatar. картинка рассказ питомцы зоопарка чему учит. картинка answer avatar.

Очень интересная и замечательная сказка.

Медведь, а в действительности заколдованный принц, также является главным героем. Приходил к девочкам домой каждый день. В последствии женился на Беляночке.

рассказ питомцы зоопарка чему учит. gNc8vl1TOaBdqMVFFHdIFlBhvTMZvho6. рассказ питомцы зоопарка чему учит фото. рассказ питомцы зоопарка чему учит-gNc8vl1TOaBdqMVFFHdIFlBhvTMZvho6. картинка рассказ питомцы зоопарка чему учит. картинка gNc8vl1TOaBdqMVFFHdIFlBhvTMZvho6.

Здесь (нажмите) можете найти подходящие к сказке пословицы, чему учимся.

рассказ питомцы зоопарка чему учит. answer avatar. рассказ питомцы зоопарка чему учит фото. рассказ питомцы зоопарка чему учит-answer avatar. картинка рассказ питомцы зоопарка чему учит. картинка answer avatar.

Рассказ «Свидание» был написан Тургеневым в 1879 году.

Рассмотрим главных героев:

Виктор совершенно не имеет хороших манер, общается с людьми очень груб.

Какая главная мысль рассказа?

Охотник наблюдает за сценой и видит то насколько пренебрижительно относится Виктор к Акулине, а она в свою очередь испытывает к нему самые светлые чувства.

Виктор же растаптывает все ее чувства, чем очень сильно ранил ее сердце.

В конце девушка не услышав от Виктора ни единого хорошего слова убежала и выронила цветы, которые были у неё в руках с самого начала.

Охотник потом сохранил у себя эти цветы, думая о девушках, которые тратят время на ненужных людей. В этом и заключается смысл, что не стоит тратить время на низких людей.

рассказ питомцы зоопарка чему учит. answer avatar. рассказ питомцы зоопарка чему учит фото. рассказ питомцы зоопарка чему учит-answer avatar. картинка рассказ питомцы зоопарка чему учит. картинка answer avatar.

«Остров сокровищ» на мой взгляд, одно из лучших произведений Стивенсона.

В данном произведении есть положительные герои, но также и отрицательные.

Какая главная мысль в «Острове Сокровищ»?

Как и во многих произведениях автор пытается показать, что добро всегда сильнее и побеждает зло.

Человек должен быть сильным (морально), храбрым, идти к своей цели наперекор судьбе. Стивенсон показывает, что если ты сильный духом человек, то всего добьешься!

рассказ питомцы зоопарка чему учит. answer avatar. рассказ питомцы зоопарка чему учит фото. рассказ питомцы зоопарка чему учит-answer avatar. картинка рассказ питомцы зоопарка чему учит. картинка answer avatar.

Повесть написана в жанре сатиры, главные герои повести, судьи и жильцы Ростовского озера. Правовая система в России всегда была в пользу богатого, на примере Повести о Ерше Ершовиче можно узнать быт простого человека в давние времена и в принципе ничего не изменилось. Российские суды в большинстве своем выносят странные приговоры, а приставы не делают свою работу.

Имена судий Ростовского озера

Боярин Осетр Хвалынского моря верит на слово, туповатый воевода, от ничего ничего не зависит

Источник

Чему учит рассказ домовой в зоопарке. Урок на тему «Отзыв на книгу В.Чаплиной «Питомцы зоопарка

Когда служитель Правиков пришел утром убирать львятник, он не узнал помещения: валялись на полу разбитые горшки, цветы, земля, а из открытой печки высыпалась вся зола. Правиков протер глаза. Вчера они со вторым служителем, дядей Павлом, ушли, оставили все в порядке, а сегодня. Кто же это мог сделать? Но задумываться было некогда. Надо убрать помещение и вымыть клетки до прихода публики. В это время пришел дядя Павел, и, решив, что это чья-нибудь шутка, служители принялись за уборку. Как и всегда, Правиков начал с огромного тигра Раджи. Раджи был самым злым из всех тигров Зоопарка. Когда Правиков к нему подходил, он бросался на решетку и так бил лапами, что она тряслась.

Правиков Раджи не боялся. Он знал, что широкая лапа тигра не пройдет через прутья и что гораздо больше нужно опасаться узкой лапы леопарда Васьки. Васька любил поохотиться даже в клетке. Идет, бывало, Правиков, а он притаится в углу и караулит служителя. Ну совсем как кошка за мышкой! А чуть только служитель зазевается – схватит. Лапа у него сильная, когти острые, ни за что не вырвешься.

Хорошо знал служитель своих зверей. Но вот почему сегодня Васька не бросился, как всегда, на решетку? Подошел Правиков и видит: в клетке леопарда кровь. Кровь покрывала пятнами пол. Правиков испугался. Он схватил длинный железный прут и стал им стучать по решетке. Нужно было поднять зверя и посмотреть, что с ним случилось. Васька встал и, хромая, отошел в сторону. Одна из его передних лап оставляла кровавый след.

Вызвали ветеринара. Ветеринар поманил Ваську к решетке, внимательно осмотрел его лапу и сказал, что это укус. Хотя сидевшая в той же клетке леопард Маруська никогда не дралась, подумали на нее.

Остальная часть дня прошла как обычно. В два часа привезли мясо, в три накормили зверей, и, перед уходом налив в поенки воды, служители ушли.

На следующее утро дядя Павел и Правиков пришли вместе. Вместе открыли помещение и. остолбенели. Что за штука! Можно было подумать, что они вчера не убирали. Везде валялись черепки разбитых горшков, поломанные цветы, а у любимицы Правикова – Маруськи текла из лапы кровь. Это уж было чересчур!

Оставив все, как застали, служители пошли узнать у сторожа, не брал ли кто ключ. Тот даже обиделся. “Сколько лет работаю, – кричал он, – ни разу греха не было!”

Врач, осмотрев Маруськину лапу, тоже сказал, что укус.

Совсем такой же укус и тоже на передней лапе оказался еще у пантеры.

С этого дня начались мучения служителей. Каждое утро, отпирая львятник, находили они в нем беспорядок, каждое утро кто-нибудь из зверей был покусан. Правиков не знал, на кого и подумать. Чего он только не делал! Брал с собой ключ, ставил на дверях заметки – все безрезультатно. Зато его помощник дядя Павел сразу решил, что это дело рук “домового”. Он крепко верил, что есть на свете ведьмы, черти, и, когда решил, что в львятнике завелась нечистая сила, подал заявление о переводе на другую работу. Тогда, чтобы выяснить причину ночных происшествий, решили изловить виновника всего – “домового”.

Вечером, когда Правиков с дядей Павлом сдали ключи и ушли домой, к сторожу подошли несколько дежурных ребят из КЮБЗа. Они попросили у него ключи от львятника и показали записку от директора. В записке было сказано, чтобы ребятам выдать ключи. Сторож удивился, но ключи все-таки дал. Ребята давно убежали, а он еще долго смотрел им вслед.

Позднее, когда закрылся Зоопарк, к львятнику подошли знакомые нам ребята. Быстро открыли дверь помещения и спрятались под длинными рядами клеток. Некоторое время там слышалась возня, потом все затихло. Встревоженные звери успокоились, и только скучавший по воле Раджи, хрипло мяукая, долго еще ходил по клетке. Наконец лег и он. Стало совсем тихо, и было слышно, как тикают часы. Было одиннадцать часов.

Вдруг в самом дальнем углу львятника что-то завозилось. Ребята вздрогнули, но тут же успокоились – в своей клетке проснулся барсук. Он подошел к решетке, потянул носом воздух и осторожно полез наверх. Встревоженный леопард насторожился. А барсук, держась лапами за перекладины, просунул сквозь прутья голову и, ловко извернувшись, очутился на свободе.

Леопард Васька подбежал к решетке и замер, ожидая барсука. Ничего не подозревая, барсук слез вниз и медленно пошел вдоль клеток по длинному, Узкому карнизу. Когда он поравнялся с клеткой леопарда, подстерегавший его хищник прыгнул. Далеко за решетку просунул он лапу, чтобы схватить барсука, но тут же ее с ревом отдернул. Из лапы текла кровь, а барсук спокойно продолжал свой путь. Дойдя до конца, он спустился по скамейке на пол и, цокая длинными когтями, побежал к стоявшим в помещении цветам.

Ребятам очень хотелось поймать беглеца, но, вспомнив, что пришли не за этим, они остались на месте.

Барсук опасности не замечал. Он спокойно залез на подставки и стал сбрасывать оттуда цветы. Ломались хрупкие хризантемы, астры. Их красивые белые шапки откатывались в стороны, а падающие горшки наполнили помещение шумом. Проснулись звери. Они метались по клеткам, рычали. Горевшие злобой глаза жадно следили за погромщиком, а барсук продолжал свое дело. От одной подставки перешел к другой, третьей, пока все цветы львятника не очутились на полу. Тогда он стал разбрасывать землю. Выгребал ее из разбитых горшков, что-то усердно искал и, находя, с аппетитом чавкал.

Покончив с этим, барсук перевернул все урны, подставки, слазил даже в печку и выбросил оттуда всю золу. Потом стал играть. До чего же смешны были его движения! Сидевшие в засаде ребята едва сдерживали смех. Мягко, словно тело его было без костей, барсук кувыркался через голову, подняв дыбом шерсть, отчего становился вдруг похожим на шар; он подпрыгивал, как заводная игрушка, или валялся на спине, держа в передних лапах осколок черепка, камешек.

Время шло. Сквозь окна львятника уже пробивалась узкая полоска света наступавшего дня. Но никто из ребят не уснул. С барсуком не уснешь!

Зазвенел в дверях ключ. Уловив этот звук, барсук насторожился. Потом, вдруг засопев, торопливо побежал к табуретке, влез на карниз и знакомой дорогой, через раздвинутые под потолком прутья, проник к себе в клетку. Клетка заменяла ему нору, и барсук искал в ней спасения. Едва он скрылся, как в помещение вошли дядя Павел и Правиков. Увидев беспорядок и выползавших из-под клеток ребят, они только развели руками. Тут, перебивая друг друга, рассказали им ребята о ночных похождениях барсука.

– А домового мы так и не видели, – сказал в заключение один из мальчиков.

Правиков засмеялся. Он подошел к клетке с барсуком, внимательно осмотрел изогнутые прутья и аккуратно переплел их проволокой. С этого дня в помещении был полный порядок, а дядя Павел перестал верить в домовых.

Когда служитель Правиков пришёл утром убирать львятник, он не узнал помещения: валялись на полу разбитые горшки, цветы, земля, а из открытой печки высыпалась вся зола. Правиков протёр глаза. Вчера они со вторым служителем, дядей Павлом, ушли, оставили всё в порядке, а сегодня. Кто же это мог сделать? Но задумываться было некогда. Надо убрать помещение и вымыть клетки до прихода публики. В это время пришёл дядя Павел, и, решив, что это чья-нибудь шутка, служители принялись за уборку. Как и всегда, Правиков начал с огромного тигра Раджи. Раджи был самым злым из всех тигров Зоопарка. Когда Правиков к нему подходил, он бросался на решётку и так бил лапами, что она тряслась.

Хорошо знал служитель своих зверей. Но вот почему сегодня Васька не бросился, как всегда, на решётку? Подошёл Правиков и видит: в клетке леопарда кровь. Кровь покрывала пятнами пол. Правиков испугался. Он схватил длинный железный прут и стал им стучать по решётке. Нужно было поднять зверя и посмотреть, что с ним случилось. Васька встал и, хромая, отошёл в сторону. Одна из его передних лап оставляла кровавый след.

Вызвали ветеринара. Ветеринар поманил Ваську к решётке, внимательно осмотрел его лапу и сказал, что это укус. Хотя сидевшая в той же клетке леопард Маруська никогда не дралась, подумали на неё.

Остальная часть дня прошла как обычно. В два часа привезли мясо, в три накормили зверей, и, перед уходом налив в поенки воды, служители ушли.

Врач, осмотрев Маруськину лапу, тоже сказал, что укус.

Совсем такой же укус и тоже на передней лапе оказался ещё у пантеры.

Вечером, когда Правиков с дядей Павлом сдали ключи и ушли домой, к сторожу подошли несколько дежурных ребят из КЮБЗа. Они попросили у него ключи от львятника и показали записку от директора. В записке было сказано, чтобы ребятам выдать ключи. Сторож удивился, но ключи всё-таки дал. Ребята давно убежали, а он ещё долго смотрел им вслед.

Позднее, когда закрылся Зоопарк, к львятнику подошли знакомые нам ребята. Быстро открыли дверь помещения и спрятались под длинными рядами клеток. Некоторое время там слышалась возня, потом всё затихло. Встревоженные звери успокоились, и только скучавший по воле Раджи, хрипло мяукая, долго ещё ходил по клетке. Наконец лёг и он. Стало совсем тихо, и было слышно, как тикают часы. Было одиннадцать часов.

Леопард Васька подбежал к решётке и замер, ожидая барсука. Ничего не подозревая, барсук слез вниз и медленно пошёл вдоль клеток по длинному, Узкому карнизу. Когда он поравнялся с клеткой леопарда, подстерегавший его хищник прыгнул. Далеко за решётку просунул он лапу, чтобы схватить барсука, но тут же её с рёвом отдернул. Из лапы текла кровь, а барсук спокойно продолжал свой путь. Дойдя до конца, он спустился по скамейке на пол и, цокая длинными когтями, побежал к стоявшим в помещении цветам.

Ребятам очень хотелось поймать беглеца, но, вспомнив, что пришли не за этим, они остались на месте.

Барсук опасности не замечал. Он спокойно залез на подставки и стал сбрасывать оттуда цветы. Ломались хрупкие хризантемы, астры… Их красивые белые шапки откатывались в стороны, а падающие горшки наполнили помещение шумом. Проснулись звери. Они метались по клеткам, рычали. Горевшие злобой глаза жадно следили за погромщиком, а барсук продолжал своё дело. От одной подставки перешёл к другой, третьей, пока все цветы львятника не очутились на полу. Тогда он стал разбрасывать землю. Выгребал её из разбитых горшков, что-то усердно искал и, находя, с аппетитом чавкал.

Покончив с этим, барсук перевернул все урны, подставки, слазил даже в печку и выбросил оттуда всю золу. Потом стал играть. До чего же смешны были его движения! Сидевшие в засаде ребята едва сдерживали смех. Мягко, словно тело его было без костей, барсук кувыркался через голову, подняв дыбом шерсть, отчего становился вдруг похожим на шар; он подпрыгивал, как заводная игрушка, или валялся на спине, держа в передних лапах осколок черепка, камешек.

Время шло. Сквозь окна львятника уже пробивалась узкая полоска света наступавшего дня. Но никто из ребят не уснул. С барсуком не уснёшь!

Зазвенел в дверях ключ. Уловив этот звук, барсук насторожился. Потом, вдруг засопев, торопливо побежал к табуретке, влез на карниз и знакомой дорогой, через раздвинутые под потолком прутья, проник к себе в клетку. Клетка заменяла ему нору, и барсук искал в ней спасения. Едва он скрылся, как в помещение вошли дядя Павел и Правиков. Увидев беспорядок и выползавших из-под клеток ребят, они только развели руками. Тут, перебивая друг друга, рассказали им ребята о ночных похождениях барсука.

Правиков засмеялся. Он подошел к клетке с барсуком, внимательно осмотрел изогнутые прутья и аккуратно переплёл их проволокой. С этого дня в помещении был полный порядок, а дядя Павел перестал верить в домовых.

Исполнилось 100 лет со дня рождения детской писательницы

Уже в молодости она стала известной, а «Четвероногие друзья», «Мои воспитанники» и «Питомцы зоопарка» только в нашей стране издавались более 100 раз и были переведены на 25 иностранных языков. Её книги в магазинах не залёживаются, их читают и перечитывают, они переиздаются и пользуются успехом.

Обстоятельства заносят Лидию Владимировну в Ташкент, где она служит культработником в одной из частей Красной армии и куда в 1918 году увозит из Москвы детей. Она берёт в семью инвалида-казака, изувеченного войной, не замечая, что тот в её отсутствие жестоко избивает нагайкой 10-летнюю Веру, у которой уже тогда был сильный, независимый характер. Вера не покорилась и убежала из дома.

Девочка попала в детский дом, впоследствии мать разыскала её, но Вера вернулась в семью только тогда, когда тот человек умер. В 1923 году семья вернулась в Москву, в советскую коммунальную квартиру.

Позже она вспоминала: «Мама никогда не возражала против моих четвероногих и крылатых поселенцев, и я этим широко пользовалась… За всеми своими питомцами я тщательно ухаживала: кормила их, выносила на прогулки…» Даже в детском доме Вера ухитрялась держать разных животных, которых приходилось не только чем-то кормить, но и защищать.

После возвращения в Москву она стала ходить в зоопарк. «Целые дни пропадала я там, часами простаивала у клеток. Особенно мне нравились волки. Одного из них я даже пыталась приручить и поражалась, как это у меня ловко получается. Потом уже узнала, что выбранный мною зверь был давно ручным. И вот когда я в очередной раз «приручала своего волка», ко мне подошёл незнакомый человек.

Особенно Веру привлекали те звери, что неохотно шли на контакт. У каждого из них девушка умела распознать не только едва заметные оттенки настроения, но и какие-то индивидуальные черты характера, которые помогали ей понять логику поведения будущего друга, найти с ним, может быть, и не скорый, но зато прочный контакт.

Эта дружба продолжалась много лет. И даже когда волков переселили на Остров зверей, где они стали жить стаей, Арго не забыл того, кто его приручил.

Весной 1928 года Вера вышла замуж за студента Московского энергетического техникума Александра Михайлова, а ещё через год у них родился сын Толя. В 1930 году Вера становится служителем при животных в зоопарке, ей поручают работу с молодняком. Она увлекается идеей эксперимента по их совместному проживанию и приучению друг к другу, идеей общего «детского сада» для маленьких питомцев зоопарка.

В 25 лет Вера Чаплина становится одним из новаторов Мос-ковского зоопарка. Она навсегда останется в его истории как инициатор и руководитель созданной в 1933 году площадки, где «не только воспитывался здоровый и крепкий молодняк, но и было сделано так, чтобы разные животные мирно уживались друг с другом». Этот эксперимент вызвал небывалый интерес зрителей, и площадка молодняка на многие годы стала одной из «визитных карточек» Московского зоопарка.

Тогда же в журнале «Юный натуралист» появились первые небольшие рассказы Веры Чаплиной, и (редкий случай!) сразу после этих публикаций издательство «Детгиз» заключает с ней договор на книгу о площадке молодняка. «Малыши с зелёной площадки» в 1935 году были опубликованы.
В 1937 году рождение дочери Люды не помешало 29-летней сотруднице Московского зоопарка стать руководителем всей секции хищников. Она продолжает активно сотрудничать в газетах, журналах и на радио, пишет тексты к диафильмам, работает сценаристом и консультантом в научно-популярном кино.

В Свердловском зоопарке Чаплина проявляет себя умелым и решительным организатором: летом 1942 года её назначают заместителем директора, а весной 1943 года возвращают в Москву и поручают руководство производственными предприятиями столичного зоопарка.

Её дети и муж выжили. Моло-дость осталась где-то далеко позади, хотя Вере Чаплиной ещё не было сорока. И во многом жизнь нужно было начинать сначала. Именно тогда в её судьбе происходит окончательный поворот к литературе. В 1946 году Чаплина уходит из зоопарка, который был её домом более 30 лет и в историю которого она вписала свою яркую страницу. Уходит, чтобы встать на путь профессионального писателя.

Чаплина мало уделяет внимания публичной стороне писательской профессии, не стремится в литературное начальство и испытывает к себе на удивление прохладное отношение со стороны начальства зоопарковского. Зато она становится общественным инспектором охраны природы, осваивает вождение автомобиля (после того, как почти год была парализована из-за энцефалита), ведёт дачную жизнь. Выросли её дети, появились внучки, и расширился круг семейных забот. Но Вера Чаплина привыкла быть лидером, и в семье она всегда сама несла основной груз ответственности. А вот обыденность вряд ли обременяла её, потому как она с детства имела счастливый талант в самых обыкновенных обстоятельствах и ситуациях обращать внимание на что-то очень интересное для себя и неожиданное для других.

Кормили попугаев летом иначе, чем зимой. Старались дать побольше зелени, фруктов, ягод, орехов. Орехи чаще всего давали грецкие. Сначала Галя их раскалывала, так как думала, что попугаям трудно разгрызать такую твёрдую кожуру. Но потом она увидела, клюв у них такой сильный, что они разгрызают орехи, словно семечки.

Им даже доставляло удовольствие грызть что-нибудь твёрдое. Заметив это, Галя притащила и поставила им в клетку круглое полено. И надо же было видеть, с каким удовольствием оба попугая стали его обгрызать! Они так старательно над ним трудились, что очень скоро от полена осталась одна труха.

Ещё нравилось попугаям купаться, особенно под тёплым, летним дождём. Стоило ему заморосить, как Ара и Кутя, вместо того чтобы спрятаться под навес, поспешно вылезали, взбирались на обтянутый сеткой верх клетки и повисали на нём, подставляя брюшко под дождевые капли. Смешно растопырив перья и раскинув крылья, они висели, словно под душем, минут по тридцать-сорок, а потом спускались на свою жёрдочку и, довольно бормоча, отряхивались и чистили пёрышки.

Жили попугаи дружно, но всё же иногда не обходилось без ссор. Особенно летом. Здесь Кутя нередко так долбил клювом свою подругу, что она забивалась в угол и поднимала крик. Галя уже хорошо знала своих питомцев, по тону крика сразу догадывалась о происходящем и спешила на помощь Аре.

Увидев Галю, Кутя мигом прекращал избиение своей подруги и спешил к дверям. Когда же Галя заходила в клетку, залезал к ней на руки и позволял с собой делать всё, что угодно. Он позволял даже класть себя на спину и качать, как ребёнка. Попугай лежал на руках девушки спокойно, брюшком кверху, и ласково ворковал. Потом Галя его сажала на жёрдочку и уходила, а успокоенный Кутя присаживался к своей подружке и больше её не обижал.

Лето прошло незаметно. Наступила осень, а вместе с ней и время переводить попугаев в зимнее помещение. Впрочем, на этот раз Кутю и Ару переносил уже не Куприянов, а Галя. Ей не понадобился сачок, чтобы ловить птиц. Она просто вошла в клетку, взяла Кутю, прижала его к себе и, почёсывая ему головку, перенесла в зимнюю клетку, а следом за ним и его подругу Ару.

Очутившись снова в помещении, попугаи остались очень недовольны. Они раздражённо лазили по клетке, заглядывали в окна и громко, пронзительно кричали. Им вторили попугаи из других клеток. В помещении поднимался невообразимый шум и гам, который мог оглушить любого нового человека. Но Галя к такому шуму привыкла, и он ей ничуть не мешал.

Свою работу Галя очень любила. Ей не трудно было убрать клетки, накормить птиц, а потом ещё спешить в институт. У неё был самый строгий распорядок дня, и поэтому она успевала сходить иногда вечером ещё в кино или в театр.

Прибежала Анна Васильевна.

Действительно, попугаи сидели нахохлившись и тесно прижавшись друг к другу. Кутя с Арой тоже прижались друг к другу, и Гале даже показалось, что они дрожат. Она зашла в клетку, будто хотела что-то прибрать, а на самом деле обняла руками сидевших на жёрдочке попугаев и прижала их к себе, чтобы согреть. Пока она так стояла, пришёл Куприянов с двумя большими электрическими печками. Анна Васильевна распорядилась поставить их на пол, посередине помещения, и включить. От печек пахнуло жаром. Через некоторое время температура на градуснике стала подниматься.

Первую ночь остался дежурить Куприянов. Потом составили расписание, в списке были перечислены все сотрудники попугайника, кроме Гали.

Это же подтвердила и заведующая.

Тогда Галя, стараясь хоть чем-нибудь помочь, стала приходить раньше, чтобы к приходу остальных сотрудников убрать как можно больше клеток, и уходила позже. Она уже не успевала зайти домой переодеться и поесть. Переодевалась прямо на работе и, жуя на ходу булку, спешила в институт. Домой Галя приходила совсем поздно. Она сразу ложилась спать, а утром чуть свет спешила в Зоопарк, чтобы прийти раньше всех и побольше сделать.

Наконец котёл починили. В этот день Галя кончила работу вовремя. Она шла домой, и ей было необыкновенно легко и весело. Так легко, словно экзамены она уже сдала.

«Домовой» в зоопарке

Когда служитель Правиков пришёл утром убирать львятник, он не узнал помещения: валялись на полу разбитые горшки, цветы, земля, а из открытой печки высыпалась вся зола. Правиков протёр глаза. Вчера они со вторым служителем, дядей Павлом, ушли, оставили всё в порядке, а сегодня. Кто же это мог сделать? Но задумываться было некогда. Надо убрать помещение и вымыть клетки до прихода публики, В это время пришёл дядя Павел, и, решив, что это чья-нибудь шутка, служители принялись за уборку. Как и всегда, Правиков начал с огромного тигра Раджи. Раджи был самым злым из всех тигров Зоопарка. Когда Правиков к нему подходил, он бросался на решётку и так бил лапами, что она тряслась.

Хорошо знал служитель своих зверей. Но вот почему сегодня Васька не бросился, как всегда, на решётку? Подошёл Правиков и видит: в клетке леопарда кровь. Кровь покрывала пятнами пол. Правиков испугался. Он схватил длинный железный прут и стал им стучать по решётке. Нужно было поднять зверя и посмотреть, что с ним случилось. Васька встал и, хромая, отошёл в сторону. Одна из его передних лап оставляла кровавый след.

Вызвали ветеринара. Ветеринар поманил Ваську к решётке, внимательно осмотрел его лапу и сказал, что это укус. Хотя сидевший в той же клетке леопард Маруська никогда не дралась, подумали на неё.

Остальная часть дня прошла как обычно. В два часа привезли мясо, в три накормили зверей, и, перед уходом налив в поёнки воды, служители ушли.

Врач, осмотрев Маруськину лапу, тоже сказал, что укус.

Совсем такой же укус и тоже на передней лапе оказался ещё у пантеры.

55 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65

Когда служитель Правиков пришёл утром убирать львятник, он не узнал помещения: валялись на полу разбитые горшки, цветы, земля, а из открытой печки высыпалась вся зола. Правиков протёр глаза. Вчера они со вторым служителем, дядей Павлом, ушли, оставили всё в порядке, а сегодня. Кто же это мог сделать? Но задумываться было некогда. Надо убрать помещение и вымыть клетки до прихода публики, В это время пришёл дядя Павел, и, решив, что это чья-нибудь шутка, служители принялись за уборку. Как и всегда, Правиков начал с огромного тигра Раджи. Раджи был самым злым из всех тигров Зоопарка. Когда Правиков к нему подходил, он бросался на решётку и так бил лапами, что она тряслась.

Хорошо знал служитель своих зверей. Но вот почему сегодня Васька не бросился, как всегда, на решётку? Подошёл Правиков и видит: в клетке леопарда кровь. Кровь покрывала пятнами пол. Правиков испугался. Он схватил длинный железный прут и стал им стучать по решётке. Нужно было поднять зверя и посмотреть, что с ним случилось. Васька встал и, хромая, отошёл в сторону. Одна из его передних лап оставляла кровавый след.

Вызвали ветеринара. Ветеринар поманил Ваську к решётке, внимательно осмотрел его лапу и сказал, что это укус. Хотя сидевший в той же клетке леопард Маруська никогда не дралась, подумали на неё.

Остальная часть дня прошла как обычно. В два часа привезли мясо, в три накормили зверей, и, перед уходом налив в поёнки воды, служители ушли.

Врач, осмотрев Маруськину лапу, тоже сказал, что укус.

Совсем такой же укус и тоже на передней лапе оказался ещё у пантеры.

Вечером, когда Правиков с дядей Павлом сдали ключи и ушли домой, к сторожу подошли несколько дежурных ребят из КЮБЗа. Они попросили у него ключи от львятника и показали записку от директора. В записке было сказано, чтобы ребятам выдать ключи. Крепко удивился сторож, но ключи всё-таки дал. Ребята давно убежали, а он ещё долго смотрел им вслед.

Позднее, когда закрылся Зоопарк, к львятнику подошли знакомые нам ребята. Быстро открыли дверь помещения и спрятались под длинными рядами клеток. Некоторое время там слышалась возня, потом всё затихло. Встревоженные звери успокоились, и только скучавший по воле Раджи, хрипло мяукая, долго ещё ходил по клетке. Наконец лёг и он. Стало совсем тихо, и было слышно, как тикают часы. Было одиннадцать часов.

Леопард Васька подбежал к решётке и замер, ожидая барсука. Ничего не подозревая, барсук слез вниз и медленно пошёл вдоль клеток по длинному, узкому карнизу. Когда он поравнялся с клеткой леопарда, подстерегавший его хищник прыгнул. Далеко за решётку просунул он лапу, чтобы схватить барсука, но тут же её с рёвом отдёрнул. Из лапы текла кровь, а барсук спокойно продолжал свой путь. Дойдя до конца, он спустился по скамейке на пол и, цокая длинными когтями, побежал к стоявшим в помещении цветам.

Ребятам очень хотелось поймать беглеца, но, вспомнив, что пришли не за этим, они остались на месте.

Барсук опасности не замечал. Он спокойно залез на подставки и стал сбрасывать оттуда цветы. Ломались хрупкие хризантемы, астры… Их красивые белые шапки откатывались в стороны, а падающие горшки наполнили помещение шумом. Проснулись звери. Они метались по клеткам, рычали. Горевшие злобой глаза жадно следили за погромщиком, а барсук продолжал своё дело. От одной подставки перешёл к другой, третьей, пока все цветы львятника не очутились на полу. Тогда он стал разбрасывать землю. Выгребал её из разбитых горшков, что-то усердно искал и, находя, с аппетитом чавкал.

Покончив с этим, барсук перевернул все урны, подставки, слазил даже в печку и выбросил оттуда всю золу. Потом стал играть. До чего же смешны были его движения! Сидевшие в засаде ребята едва сдерживали смех. Мягко, словно тело его было без костей, барсук кувыркался через голову, подняв дыбом шерсть, отчего становился вдруг похожим на шар; он подпрыгивал, как заводная игрушка, или валялся на спине, держа в передних лапах осколок черепка, камешек.

Время шло. Сквозь окна львятника уже пробивалась узкая полоска света наступавшего дня. Но никто из ребят не уснул. С барсуком не уснёшь!

Зазвенел в дверях ключ. Уловив этот звук, барсук насторожился. Потом, вдруг засопев, торопливо побежал к табуретке, влез на карниз и знакомой дорогой, через раздвинутые под потолком прутья, проник к себе в клетку. Клетка заменяла ему нору, и барсук искал в ней спасения. Едва он скрылся, как в помещение вошли дядя Павел и Правиков. Увидев беспорядок и выползавших из-под клеток ребят, они только развели руками. Тут, перебивая друг друга, рассказали им ребята о ночных похождениях барсука.

Правиков засмеялся. Он подошёл к клетке с барсуком, внимательно осмотрел изогнутые прутья и аккуратно переплёл их проволокой. С этого дня в помещении был полный порядок, а дядя Павел перестал верить в домовых.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *