рассказ о неизвестном герое маршак чему учит рассказ
Рассказ о неизвестном герое
Поэма была написана Самуилом Яковлевичем Маршаком в далёком 1937 году. Коротенькое произведение о подвиге обычного человека помогло воспитать не одно поколение героев, без раздумий откликающихся на чужую беду.
Краткое содержание для читательского дневника
Главные герои
Незнакомец, спасший девочку от гибели, даже не назвал своё имя. Он не считал, что сделал что-то особенное. Молодой парень считает своим долгом помогать людям, спасать попавших в беду любой ценой. В нём нет гордости, страха и желания славы. Это добрый, отзывчивый и смелый человек.
Читайте по теме: Здесь можно посмотреть другие произведения Маршака для читательского дневника.
Главная мысль
Писатель дал нам пример по-настоящему героического поведения. Описал поступок человека, который всегда протянет руку помощи и не попросит ничего взамен.
Чему учит
Благодаря таким историям, мы можем понять, как важно помогать слабым, заботиться о посторонних людях, если их постигло горе. Мы видим, что наша смелость и доброта способны сохранить чужие жизни. А лучшая награда за хороший поступок — радость спасенного человека.
Пословицы
Отзыв
Мне очень понравился главный герой поэмы, вытащивший девочку из пламени. Он не думает о себе, обладает смелостью, храбростью и добротой. Думаю, именно доброё сердце способствовало развитию всех остальных качеств.
Такие прекрасные люди делают мир лучше и дают нам пример для подражания.
Полный список произведений для читательского дневника для 3 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.) можно посмотреть здесь.
Методические рекомендации к изучению стихотворения С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном»
“У нас растет сильное
и одаренное поколение.
И писать детские книжки-
великая честь для наших литераторов”.
Творчество каждого писателя, поэта это особый мир, неповторимый и яркий.
В начальных классах огромную важность для эстетического воспитания имеет чтение стихотворений. Поэзия обогащает мир ребенка, учит видеть красоту в природе, в поступках людей, развивает поэтическую чуткость, радует и удивляет читателя музыкальностью и яркостью родного языка.
Для детей пишут очень легко, и, наверное, у всех среди любимых поэтов является С.Я.Маршак. Он очень много написал для детей. Это и сказки, и различные шутки, прибаутки, загадки, пословицы, скороговорки и, конечно, стихи. Среди самых разных стихотворений, написанными поэтами есть стихи повествовательного характера (эпического содержания): “Рассказ танкиста” А.Твардовского, “Разговор с сыном” С.Михалкова и другие. Все они всегда имеют какой-то лирический элемент, и это лирическое начало подчеркивается или ясно формируется автором.
Стихотворение насыщено лирическим подтекстом: тревога за неизвестного юношу и ребенка; не высказанное словами, но заражающее восхищением мужеством и ловкостью юноши; удивление его скромностью.
В этой маленькой поэме выражаются и переживания автора: в кульминационной части стихотворения он очень напряжен; предложения короткие, часто отрывистые.
Третий этаж
И четвертый
И пятый…
Вот и последний
Пожаром объятый.
Черного дыма
Висит пелена.
Рвется наружу
Огонь у окна…
Перед началом работы над стихотворением детям можно задать вопрос:
— Какие рассказы о людях достойных вы знаете, читали?
После некоторых высказываний сделать обобщение:
Сегодня мы с вами прочитаем стихотворение С.Я.Маршака “Рассказ о неизвестном герое”. Событие, которое описывается в нем, было на самом деле в Москве, Маршак решил рассказать о нем в стихах.
После этих слов учитель выразительно читает это стихотворение. Сначала тревожно, загадочно, чтобы подготовить ребят к вопросу автора:
Но вот опасные минуты, затаив дыхание, “ждут люди, смотревшие снизу, как осторожно он шел по карнизу”. Учитель читает медленно, напряженно, и слушатели следят за каждым шагом храбреца.
Силой и гордостью проникнуто чтение последних строк стихотворения:
Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.
Среднего роста,
Плечистый и крепкий,
Ходит он в белой
Футболке и кепке,
Знак ГТО
На груди у него
Больше не знают
О нем ничего.
И медленное прочтение последних строк стихотворения. Это автор доносит до детей идею стихотворения.
Дальше учитель задает вопросы детям, которые помогают им осмыслить все переживания вызванные чтением учителя:
— Как называется это стихотворение?
— Кто же назван здесь героем?
— Почему к слову герой прибавлено “неизвестный”?
Затем читают это стихотворение вслух по частям и с разбором содержания каждой из них. По ходу разбора частей, учитель задает вопросы.
— По каким приметам ищут человека?
— Почему не могут найти?
— Какие слова показывают, что юноша был решительным и смелым?
— При каких словах в стихотворении, вы особенно волновались?
— Почему пожарные не нашли девочку в доме?
— Из чего видно, что парень не ждал благодарности?
— Какие слова в этой части стихотворения, вы считаете главными?
После разбора стихотворения по частям, его необходимо проанализировать. Чтобы это сделать, учитель задает детям вопросы:
— Каким словом, назвал поэт поступок неизвестного героя?
— Почему спасение девочки названо подвигом?
— Скажите, почему герой остался неизвестным?
— Что сказано о внешности героя?
— Что можно сказать, о чертах характера героя? ( Находчивый, решительный, смелый, ловкий, скромный)
Затем можно предложить детям прочитать последние строки стихотворения про себя и найти главную мысль.
В конце урока, это стихотворение выразительно читает ученик.
Конспект ООД «Что такое героизм» по стихотворению С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном солдате»
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию нравственно-патриотических чувств через художественную литературу.
Тема: «Что такое героизм» для детей старшей группы
-Познакомить с произведением С. Я. Маршака
-Формировать представление о героизме и героях, которые совершают подвиги и в нашей жизни
-Способствовать формированию нравственных качеств
-Закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом
-Совершенствовать диалогическую речь
-Побуждать высказываться о своем восприятии конкретного поступка литературного героя
Материалы и оборудование:
-Художественное произведение С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном солдате»
-Презентация с иллюстрациями рассказа и героев нашего времени
Словарная работа: героизм, герой, храбрость, поступок, доблесть, мужество, самоотверженность, подвиг.
Ход работы:
-Ребята берите свои стульчики, садитесь полукругом и слушайте меня.
-Ребята как вы думаете, что такое героизм? (это доблесть, смелость, мужество, храбрость, решительность, самоотверженность, способность к совершению подвига) А кого можно назвать героем? (Человек, который совершает добрые дела и отважные поступки) Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать герой (Доброта, честность,храбрость, любовь к окружающему миру)
-Сейчас я прочитаю вам рассказ Самуила Яковлевича Маршака «О неизвестном герое» (Выразиетльное чтение)
Беседа по прочитаному
-Как вы считаете,парень лет дватцати действительно герой? (Да, так как он совершил героический поступок, спас девочку из пожара)
-Как вы думаете почему произведение названо «Рассказ неизвестном герое? (Потому что о нем никто не знал)
— Что можно сказать про его поступок. какой он? (храбрый, смелый, героический)
-Ребята а что вы можете сказать об этом парне, если он просто скрылся, не потребовалничего взамен? (истинный герой, который не ради славы сделал этот поступок, а ради спасения жизни)
-Героичеким можно назвать поступок, который совершается во имя благородной цели
-Давайте рассмотрим иллюстрацию к этому рассказу и еще раз вспомним его сюжет.
-Ребята, а ведь вокруг нас тоже много героев, я прочиатала некоторые статьи из журналов и газет, и нашла много историй о героизме в наше время. Давайте посмотрим на этих храбрых людей (Показ презентации с героями нашего времени: Александр Алехин, Павел Мушинский, Денис Глухов)
Заключительная часть: Молодцы ребята! Теперь мы знаем, что такое героизм и кто такие герои, что и нашем мире много таких храбрых, смелых и добрых людей!
Прикреплённые файлы:
Классный час в начальной школе «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: • Формирование нравственных качеств детей, раскрытие понятий «хорошо».
Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Игра направлена на развитие навыков самообслуживания, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, воспитание культурно-гигиенических.
Классный час для учащихся начальной школы «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цели и задачи: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать.
Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» (5–6 лет) Цель: 1. Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в себе и друзьях положительные и отрицательные качества характера,.
Конспект НОД по рисованию в подготовительной к школе группе «Иллюстрация к стихотворению Ю. Кушака «Ночное приключение» Цель: развитие изобразительных навыков. Задачи: образовательные: совершенствовать умение отбирать интересное содержание рисунка, воплощать.
Конспект по заучиванию стихотворения С. Я. Маршака «Тает месяц молодой» Цель. Помочь понять идею художественного произведения. Учить выразительно читать наизусть стихотворение, чувствовать, понимать и воспроизводить.
«Сосиски для киски». Конспект занятия по стихотворению Б. Заходера «Кискино горе» Цели: познакомить со стихотворением «Кискино горе» Б. Заходера, совершенствовать умение понимать вопросы; закреплять умение раскатывать.
Презентация к стихотворению С. Я. Маршака «Где обедал воробей» для детей дошкольного возраста 3 ноября день С. Я. Маршака. О творчестве и вкладе в детскую литературу писателя Маршака, можно говорить часами и написать не одну книгу.
Родительское собрание «Раскрытие цветка, или Что такое хорошо и что такое плохо» Тема: «Раскрытие цветка, или что такое хорошо и что такое плохо». План. 1. Что мы имеем в виду, когда говорим об упрямстве? 2. Причины.
В память о моем родном дяде, Онищенко Леониде Ивановиче, рядовом солдате, не вернувшемся с войны Мой родной дядя, Онищенко Леонид Иванович родился 22 октября 1924 года. Учился в школе №5 города Челябинска очень хорошо, имел отличное.
Конспект занятия «Образ героя в произведении С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»
Ольга Грязнова
Конспект занятия «Образ героя в произведении С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»
Цель: знакомство с новым произведением С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»
• Способствовать формированию целостного представления об идее произведения;
• Формировать умение находить в тексте слова, характеризующие главного героя;
• Определять жанр произведения;
• Развивать эмоциональную отзывчивость на произведение;
• Развивать умение давать оценку поступкам героя произведения;
• Развивать интонационную выразительность речи;
• Воспитывать умение работать в коллективе;
• Воспитывать интерес к героическим профессиям.
Планируемые результаты: дети умеют оценивать поступки героев; эмоционально откликаются на идею произведения; у детей развиты коммуникативные качества; называют жанр произведения.
Ход занятия:
Организационный момент: дети, в спортивной форме, под веселую музыку заходят в зал
Воспитатель: Ребята, сегодня не обычный день, сегодня юбилей (а что такое юбилей). У одного замечательного детского писателя есть много интересных, поучительных детских сказок, стихов, и у одного из его стихотворений в этом году день рождения, ровно 80 лет назад оно было написано. А кто этот автор вы мне это сами скажете, если посмотрите на экран.
Сегодня я предлагаю вам работать с сигнальными карточками: вспомним, что обозначают сигналы наших карточек (красный – знаем ответ, синий – не знаем). За каждый правильный ответ получаете фишки.
На экране презентация с фрагментами из произведений С. Я. Маршака «Человек Рассеянный», «Багаж», «Пудель», «Сказка о глупом мышонке», и др. известные детям, дети поднимают карточки, называют произведение, за правильный ответ получают фишки.
Что общего у этих произведений? (если дети затрудняются,воспитатель задает наводящий вопрос: Кто автор этих произведений)
(Воспитатель достает словарь Ожегова, знакомый детям, и зачитывает – герой – человек, совершающий подвиг, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности).
Приведите примеры поступков, за которые человека можно назвать героем (ответы детей).
А перебежать дорогу на глазах у людей перед мчащейся машиной? (ответы детей). Это глупое геройство, можно погибнуть самому, и пострадает водитель. А героический поступок это тогда, когда он совершается для чего-то хорошего, например, если человек, рискуя своей жизнью, спасает другого. В своем названии автор использует выражение «неизвестный». Почему герой может быть неизвестным? (ответы детей).
(Воспитатель зачитывает произведение, на экране демонстрируются иллюстрации к нему).
Вопросы к детям: (дети работают с сигнальными карточками).
• Понравилось вам стихотворение?
• Кто главный герой этого произведения? …кто он, откуда и что он за птица, парень которого ищет столица. Что натворил он и в чем виноват?Вот что в народе о нем говорят: Ехал один гражданин по Москве, белая кепка на голове, ехал весной на площадке трамвая, что то под грохот колес напевая.)
• Можно ли считать этот поступок подвигом? Почему?
• Как автор описывает парня – героя? …среднего роста плечистый и крепкий, ходит он в белой футболке и кепке, знак ГТО на груди у него, больше не знают о нем ничего)
• Почему этого парня не могли найти не пожарные ни милиция, ни фотографы? …многие парни плечисты и крепки, многие носят футболки и кепки, много в столице таких же значков, каждый к труду, обороне готов)
• А зачем они его искали?
• Почему парень не стал ждать пожарных, а бросился спасать ребенка?
А сейчас я попрошу вас встать врассыпную,чтобы всем было удобно и проведем с вами физминутку:
Если мы чуть-чуть устанем,
Мы на две минутки встанем
Мы потянемся сначала,
Повернемся влево, вправо,
Мы наклонимся разок
И достанем свой носок.
Раз – два, присели вниз,
Три – четыре, поднялись.
Кто присел раз шесть ил пять,
Может тихо постоять,
А теперь шагаем вместе
На одном и том же месте,
Ноги выше поднимай.
Поиграем с вами в игру. Я буду зачитывать строчки из стихотворения,а вы называть качество личности:
«…вот до балкона добрался он ловко…» Значит он какой? (ловкий);
«…он по трубе водосточной полез. Третий этаж и четвертый, и пятый, вот и последний пожаром объятый, черного дыма висит пелена, рвется наружу огонь из окна. Надо еще подтянуться немножко, парень, слабея, дополз до окошка, встал, задыхаясь в дыму на карниз, девочку взял и спускается вниз» (сильный);
«…даром минуты одной не теряя, бросился парень с площадки трамвая, автомобилю наперерез, и по трубе водосточной полез…» (решительный);
«… видели люди, смотревшие снизу, как осторожно он шел по карнизу, вот он прошел половину пути, надо еще половину пройти. Шаг, остановка, другой, остановка…»; осторожный)
«…парень вскочил на площадку трамвая, тенью мелькнул за вагонным стеклом, кепкой махнул и пропал за углом…» (скромный).
• Какой поступок говорит о том, что парень скромный?
А кого еще можно считать героями в этом рассказе? (ответы детей)
Я зачитаю отрывок, в котором говорится о работе пожарных. «…миг, и рассыпались медные каски, лестницы выросли быстро, как в сказке…». Какие определения подходят для описания работы пожарных? (быстро, скоро, мгновенно, не мешкая, ловко, смело).
Какими качествами, на ваш взгляд должны обладать пожарные? (ответы детей). А вы обладаете такими качествами? Я предлагаю вам стать на время пожарными, горит лес и вам нужно спасти зверей из горящего леса.
Проводится игра «Пожарные» (дети делятся на две команды, и проходят эстафету с препятствиями, спасают зверят).
Молодцы, все справились. Сложно было спасать зверей? (ответы детей) Какое чувство вы испытали, когда спасли всех зверят? (ответы детей).
Какое произведение мы с вами сегодня обсуждали? Кто автор? (ответы детей).
Какая основная мысль этого произведения? (ответы детей).
Скажите, пожалуйста, какая поговорка подходит к данному произведению: «За доброе дело стой смело» или «Работа не волк, в лес не убежит». (ответы детей).
Давайте ее выучим, и будем идти по жизни,следуя этому правилу: За доброе дело, стой смело!
Воспитатель с детьми подсчитывают заработанные детьми фишки.
После небольшого перерыва можно предложить детям перенести на бумагу свои впечатления о «Рассказе о неизвестном герое».
Конспект занятия по ФЭМП «Веселый счет. Знакомство с творчеством С. Я. Маршака». ВОСПИТАТЕЛЬ: Сегодня мы с вами отправимся в гости к писателю С. Я. Маршаку. Взгляните на его портрет. С детства всем известны его стихи.
Конспект занятия по развитию речи по сказкам С. Я. Маршака в средней группе «Магазин волшебных книжек» Цель: Связная речь: учить воспроизводить краткое содержание знакомых сказок с помощью вопросов воспитателя; приучать детей участвовать.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Разучивание стихотворения С. Маршака «Апрель» Цель: разучить стихотворение С. Маршака «Апрель» Задачи: Образовательные: учить детей запоминать короткие стихотворения, опираясь на картинки.
«Будьте здоровы!» Конспект занятия в средней группе по разделу «Здоровый образ жизни» Конспект занятия в средней группе № 10 по разделу «Здоровый образ жизни» тема: «Будьте здоровы!» Цели и задачи: 1. Закрепить знания детей.
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Тема: «Учить составлять сюжетный рассказ по игрушке» Цель: учить детей составлять сюжетный рассказ по игрушке, последовательно и логично продолжая рассказ друг друга. Материал: игрушка заяц.
План вводного занятия клуба имении героя России С. Солнечникова План-конспект занятия Ход занятия 1. Вводная часть Здравствуйте! Меня зовут Дмитрий Александрович Я – руководитель скаутского клуба имени.
Конспект занятия по составлению связного текста из данных абзацев. Рассказ В. В. Вересаева «Братишка» Тема: Рассказ В. В. Вересаева «Братишка» (составление связного текста из данных абзацев) Цель: учить составлять из частей текста единое целое.
Конспект занятия «Рассказ по картинам с опорой на схемы «Путешествие по Индии» Тема: «„Путешествие по Индии». Рассказ» Цели: 1. Учить составлять рассказ по картинам с опорой на схемы и пересказывать его. 2. Закрепить.
Конспект занятия в подготовительной группе «Творчество С. Я. Маршака» Занятие в подготовительной группе «Творчество С. Я. Маршака» Цель: расширение и закрепление знаний детей о жизни и творчестве С. Я. Маршака.
Маршак «Рассказ о неизвестном герое»: чему учит?
Плечистый и крепкий
Ходит он в белой футболке и кепке
Знак ГТО на груди у него,
Больше не знают о нём ничего.»
Современный литературовед отметил бы. Типичный стиль социалистического реализма сталинской эпохи. Достаточно ясно отражён образ секретного сотрудника НКВД. В настоящее время такого бы сразу нашли и на всю страну прославили бы. Наградили медалью «За отвагу на пожаре». И без героического интервью дело бы не обошлось. Маршак хорошо знал специфику жизни в своём времени, и тонко её подмечал. Подвиг, это вымышленный сюжет стихотворения. А в содержании можно увидеть, всякое разное в жизни того времени.
Чтобы написать план по любой поэме, необходимо её сначала конечно же прочитать, хотя бы в кратком содержании. Далее, после прочтения, необходимо разделить поэму на смысловые части, в которых меняются действующие лица, или хотя бы место действия. Ну и наконец, озаглавить все эти части. Вот так приблизительно это должно выглядеть:
1.Калипсо пытается удержать Одиссея на Огигии;
2.Жена Одиссея Пенелопа на родном острове Итака терпит ходатайства женихов;
3.Телемах( сын Одиссея) при поддержке Афины отправляется к Елене и Менелаю и узнает судьбу отца;
4.Гермес приходит к Калипсо с приказом отпустить Одиссея;
5.Укрывшись от непогоды, Одиссей попадает к Алкиною;
7.Одиссей отправляется домой;
8.Встреча Одиссея и Телемаха;
9.Одиссей в образе старика выполняет задание Пенелопы и убивает всех её женихов.
Изучение основ мировой философии дают в обычной школе, в том числе знания о древних классиках философской мысли, известных их произведениях, повлиявших на развитие человеческой мысли и ставших бессмертными.
Благодаря этой поэме в дальнейшем был дан толчок развитию материализма.
В этом единственное сходство между героинями. Вокруг них нет людей, которые по-настоящему любили бы их. Падчерицу загружают бесконечной непосильной работой, а Королеве потакают в любых капризах, не давая того воспитания, в котором нуждается любой ребёнок. У обеих девочек нет нормального детства.
В остальном персонажи противоположны друг другу.
Если вы прочитали рассказ про «Лук в клетке» и хотите его пересказать, то можно составить коротенький план для пересказа примерно следующего содержания:
Теперь ответ для тех, кто решил заполнить свой читательский дневник и написать в нем отзыв по произведению. Пример.
Главная мысль? Ой, история такая потешная, что искать в ней особый смысл наверное не стоит. Но, когда я спросила у ребенка о том, чему эта история учит, то мне ответили: «надо было кошку лучше воспитывать или вместо лука, что-то вкусненькое для нее выращивать, тогда и огород был бы целым».