рассказ капустное чудо чему учит

Смысл рассказа «Капустное чудо» Людмилы Улицкой

Рассказ Людмилы Улицкой «Капустное чудо», написанный в 2003 году, возвращает нас к традиции святочных рассказов, начатой еще в 1840 году. Эта традиция предполагает особую смысловую структуру рассказа, начинающуюся с аллюзии на ад и заканчивающуюся попаданием героя в рай. В рассказе Уликой, пропитанном духом материализма, это тоже присутствует. Ее рассказ возвращает нас в послевоенное время, но заставляет задуматься о становлении и преображении души в результате чуда. По традиции святочных рассказов, дело в них происходит в канун Рождества. Здесь же автор выбирает канун Дня Октябрьской революции, что символично для эпохи СССР, и наделяет этот день всеми необходимыми для святочного рассказа мистическими атрибутами: в рассказе имеется образ идущего снега, который и дает ощущение чуда, образ света, который дает ощущение рая и перерождения.

Сюжет рассказа «Капустное чудо»

Сюжет рассказа незамысловат и очень прост. Главными героями рассказа являются две девочки, Ольга и Авдотья, которые в результате Великой Отечественной войны остались без родителей. Отец их умер на фронте, мать умерла спустя год, а сами девочки попали к их дальней родственнице, Ипатьевой, которая, хоть и заботилась о них, относилась к ним без теплоты и без привязанности.

При этом девочки помогали женщине и делали всю работу по дому: ей самой, в силу ее возраста, это давалось уже тяжело. Завязка рассказа начинается в тот момент, когда девочки идут купить капусту. У них есть лишь десять рублей, и этого должно хватить, но, пока девочки идут к фургону, купюру они теряют: она вываливается из дырки в кармане, и там остается только свернута бумажка с изображением ухмыляющегося японца. Эта бумажка как будто насмешка над девочками, которые не могут вернуться домой, ничего не купив, и очень из-за этого переживают.

Но судьба распорядилась иначе: девочкам везет и из уезжающего фургона выпадают два кочана капусты. И это чудо для девочек – всего лишь символ. Еще одно чудо случается в это день с Ипатьевой, которая к концу рассказа также видит и чувствует это чудо, но для нее этим чудом становятся сами девочки, в которых она наконец смогла разглядеть не просто детей, а чистые и невинные, искренние и любящие души. В то же время, хоть на первый взгляд произведение и кажется завершенным, финал рассказа все равно остается открытым.

Смысл произведения «Капустное чудо»

Произведение одновременно обращается к материализму и к религиозности, наполняя привычно материальный мир ощущением нематериального, мистического и сакрального, незримо присутствующего в рассказе. Вещи в этом рассказе обретают душу и жизнь даже бумажная десятка «обижается», выскальзывая из кармана главной героини. Весь мир в рассказе является отражением концепции ада и рая из традиционных святочных рассказов, но в этом произведении мистика присутствует незримо и неуловимо, остается лишь легким ощущением ожидания какого-то чуда. И это чудо случается.

В первую очередь чудо – это не счастливое получение девочками кочанов капусты, а то, как преображается вокруг них мир. Отдельным чудом можно назвать то классическое преображение, которое переживают герои в рождественских рассказах обычно, и которое показано и здесь. Ипатова, до этого относившаяся к девочкам холодно, в конце рассказа начинает испытывать к ним теплоту и понимать, насколько у нее славные воспитанницы. И, если для самих девочек чудо – это то, что они смогли достать капусту, то для Ипатовой чудом становятся сами девочки. И, хотя финал остается открытым и непонятно, окончательно ли женщина поменяла свое мнение, хочется верить, что она научится дарить главным героиням любовь и заботу.

Источник

Урок литературы в 5 классе по рассказу Л.Е.Улицкой «Капустное чудо»

рассказ капустное чудо чему учит. 0e88 00098467 491b1f44. рассказ капустное чудо чему учит фото. рассказ капустное чудо чему учит-0e88 00098467 491b1f44. картинка рассказ капустное чудо чему учит. картинка 0e88 00098467 491b1f44.

Урок по рассказу Л.Е.Улицкой «Капустное чудо»

Цели учебного занятия:

Личностные : развивать навыки критического мышления;

Метапредметные : выдвигать гипотезы, выделять причинно-следственные связи;

Предметные : познакомить с рассказом «Капустное чудо», подготовить к восприятию и анализу текста, развивать художественный вкус обучающихся силой воздействия слова.

Приёмы: чтение с остановками, ромашка Блума, прогнозирование по названию и финалу, дерево предсказаний.

1 этап – стадия вызов

Тема нашего занятия «Чудеса там, где в них верят» (слайд 1)

— А вы верите в чудеса?

— Как вы думаете, что такое ЧУДО? Давайте обратимся к словарю (слайд 2)

Нечто небывалое, необычное, удивительное.

— Какое может быть чудо, подберите определения к этому слову. (зафиксировать ответы детей на доске)

А сейчас я совершу маленькое чудо и познакомлю вас с одним замечательным человеком. Это Улицкая Л.Е. (слайд 3)

Людмила Улицкая создает цикл произведений «Детство-49». Это сборник рассказов, где отображены эпизоды из детства писательницы, которой в 1949 году было шесть лет.

Герои её рассказов открыты миру добра, они способны изменяться, нравственно совершенствоваться.

Рассказ, с которым мы познакомимся, называется «Капустное чудо». Посмотрите на доску, было ли это слово?

— Как вы думаете, о чём может быть рассказ с таким заглавием?

— Читая книгу или смотря фильм, мы иногда восклицаем: «Как это неожиданно!». Человек так устроен, что всегда стремиться заглянуть вперёд, предугадать, спрогнозировать. Существует даже такое понятие как «читательский прогноз». Давайте предположим, о чём может быть рассказ с таким названием. Кто будут герои рассказа? (прогнозы детей)

2 этап – стадия осмысления

— Сейчас мы с вами приступим к чтению рассказа, но к чтению медленному, с остановками. Мы постоянно будем предугадывать, что будет дальше.

Текст разделён на части, читаем 1 часть.

Две маленькие девочки, обутые в городские ботики и по-деревенски повязанные толстыми платками, шли к зеленому дощатому ларьку, перед которым уже выстроилась беспросветно-темная очередь. Ждали машину с капустой.

Позднее ноябрьское утро уже наступило, но было сумрачно и хмуро. Старшая из девочек, шестилетняя Дуся, мяла в кармане замызганную десятку. Эту десятку дала Дусе старуха Ипатьева, у которой девочки жили почти год. Младшей, Ольге, она сунула в руки мешок – для капусты.

Таскать Ипатьевой было тяжело, и ноги еле ходили. К тому же за то время, что девочки жили у нее, она уже привыкла, что почти всю домашнюю работу они делают сами – легко и без принуждения.

— Кто герои рассказа? Что мы узнали о них?

— Сбылись ли ваши ожидания?

К старухе Ипатьевой девочек привезли в конце сорок пятого года вьюжным вечером, почти ночью. Они приходились внучками ее недавно умершей сестре и были сиротами: отец погиб на фронте, а мать умерла годом позже. И соседка привезла их к Слонихе – ближе родни у них не было. Ипатьева оставила их у себя, но без большой радости. Наутро, разогревая на плите кашу, она бормотала: привезли, мол, на мою голову.

Девочки испуганно жались друг к дружке и исподлобья смотрели на старуху одинаковыми круглыми глазами.

Первую неделю девочки молчали. Казалось, что они не разговаривают даже между собой, только шуршат, почесывая головы. Старуха тоже молчала, ни о чем не спрашивала и все думала большую думу: оставлять их при себе или сдать в детдом.

В субботу она взяла таз, чистое белье и девочек и повела их на Селезневку в баню. После бани Ипатьева впервые уложила их спать на свою кровать. До этого они спали в углу, на матрасе. Девочки быстро заснули, а Ипатьева еще долго сидела со своей подружкой Кротовой. Выпив чаю, она сказала:

Господь с ними, пусть живут. Может, неспроста они ко мне на старости лет пристали.

А девочки, словно почуяв, что их жизнь решилась, заговорили сначала между собой, а потом и со старухой, которую стали звать бабой Таней. Они обжились, привыкли к новому жилью.

— Когда происходит действие рассказа? Докажите текстом.

— Каковы взаимоотношения героев?

— Как относится старуха к девочкам?

Теперь девочки шли за капустой. В дырявом кармане Дусиного пальто, кроме десятки, лежала еще и картинка из журнала.

Подтерев сестре нос, Дуся опустила замерзшие пальцы в карман и нащупала десятку, скатанную трубочкой.

Большая, а носа вытереть не можешь, – проворчала она точно так, как это делала Ипатьева, и снова сунула руку в карман. Ее замерзшие пальцы не расчувствовали десятирублевки и скатали поудобней в трубочку картинку. Измятая десятирублевка обиженно скользнула в дыру кармана и полетела вдоль мостовой вместе с бурыми промерзшими листьями.

— Что будет дальше, давайте предположим?

Сестры встали в хвост недлинной очереди. Женщины говорили, что, может, капусту и не привезут, потому стояли только самые упорные. Все другие, простояв минут десять, уходили, обещая вернуться. Девочки тесно прижимались друг к дружке, топали озябшими ногами – ботики были дареные, изношенные, тепла не держали.

Минут через сорок пришел грузовик с капустой. Его долго разгружали, и девочки терпеливо ждали, пока начнут продавать. Им и в голову не приходило уйти без капусты.

Наконец сгрузили. Раскрылось зеленое окошко, продавщица начала отпускать. Очередь сразу разбухла. Прибежали все: и те, кто занимал, и те, кто не занимал. Девочки все оттеснялись и оттеснялись в хвост. Они давно продрогли. Время уже перевалило за обеденное. Наконец продавщица отпустила капусту тетке впереди девочек, и Дуська вытащила из кармана заветную трубочку, развернула ее – вместо десятки это была картинка из журнала. Она пошарила в кармане, ничего в нем больше не было. Ее охватил ужас.

Тетенька! Я деньги потеряла! – закричала она. – По дороге потеряла! Я не нарочно!

Беги домой! Возьми у мамки денег, я тебе без очереди отпущу.

Но Дуська не отходила.

Дырка у меня! Я не нарочно! – ревела она. Маленькая Ольга, понимая, что на них свалилось горе, тоже ревела.

Иди, поищи, может, на дороге найдешь, – посоветовала темнолицая женщина из очереди.

Как же, найдешь, – фыркнул одноглазый старик.

Не задерживайтесь, чего зря болтать! Эй, девочка, отойди в сторону! – сказал кто-то третий.

— Что переживают героини?

— Как окружающие относятся к их горю? А как бы вы поступили?

Две сгорбленные девочки, по-деревенски замотанные платками, пошли в сторону дома, разгребая ногами кучи перемешанных со снегом и сумраком листьев, нагибались и рыли побелевшими пальцами в хрустящих водоворотах. Старшая горестно, по-взрослому причитала:

Горе ты мое! Что теперя с нами будет! Прогонит она нас, и куда мы пойдем!

Ольга, опустив вниз углы своего треугольного рта, вторила сестре:

Стемнело. Укрывши плечи мешком, они медленно брели к дому. Умненькая Дуся все думала, что бы такое сказать Ипатьевой, чтобы она их не прибила или, хуже того, не прогнала. Украли? Или отняли? Или еще чего? Сказать «потеряла» казалось ей совсем невозможным.

— Почему автор использует слово «сгорбленные»?

— Зачем Дуся придумывала разные версии, а правду сказать не собиралась?

— Чего же так боялись сёстры?

— Как же поступят девочки?

Ольга всхлипывала. Они подошли к повороту, остановились, собираясь перейти дорогу. Навстречу им несся грузовик. Девочки стояли. Машина, не сбавляя ходу, резко повернула, вильнула возле них, рванулась и поехала мимо, сбросив к их ногам два огромных кочана. Они крякнули, стукнувшись о дорогу. Один распался надвое, второй покатился, слегка подпрыгивая, прямо к ногам Ольги.

Они посмотрели друг на дружку – два светло-голубых изумленных глаза смотрели в другие, точно такие же. Сняли с плеч мешок, которым укрывались, сунули в него цельный кочан и тот, что распался. Дуся не могла взвалить на плечи мешок – был слишком тяжел. Они взялись за углы мешка. Дуся подложила под него картонку, и они поволокли его.

Что спасает девчонок?

— Как можно назвать произошедшее?

— Какие были у девочек глаза, почему «изумлённые»?

— Может ли рассказ закончиться на этом месте?

— Для кого еще чудо не произошло?

Читаем 7 часть (на слайде)

Ипатьевой дома не было. Она сидела у подружки Кротовой, плакала, утирая слезы кривым ситцевым лоскутом:

Шура, подумай, ведь два раза к ларьку бегала. Пропали, пропали девчоночки мои. Цыгане свели или кто.

Да найдутся, кому они нужны-то? Сама подумай! – утешала ее Кротова.

Девчоночки-то какие были! Золотые, ласковые. Как же они без меня? А я-то, я-то как без них? – убивалась Ипатьева, комкая промокшую тряпочку.

А девочки в темноте выложили на стол капусту, сели, не раздеваясь, на стул и ждали.

— Ожидали вы такого окончания?

— Как изменилась Ипатьева? Как она теперь относится к девочкам? Докажите текстом.

— Сбылись ли наши ожидания?

— Перед вами мешочки, откройте их, что вы в них нашли. (в мешочках пластилиновый шарик и две половинки). Соотнесите содержимое мешочков с содержанием рассказа. (выслушать версии детей)

( целый вилок — Ипатьева, две половинки — девочки-сестренки, общий мешок — общая судьба, одна семья на троих.)

— Попробуем объяснить название рассказа.

Капуста же оказывается емкой метафорой человеческой личности. Человек сложен, не сразу открывается его истинная суть. Нужно «сто одежек» снять, чтобы добраться до сердцевины.

Работа с рисунками. рассказ капустное чудо чему учит. hello html 7576c421. рассказ капустное чудо чему учит фото. рассказ капустное чудо чему учит-hello html 7576c421. картинка рассказ капустное чудо чему учит. картинка hello html 7576c421.

Вопрос: можно ли назвать эти рисунки иллюстрациями к рассказу?

– Да. Есть фраза «в капусте нашли», объясняющей появление ребенка на свет. В каком-то смысле Ипатьева действительно нашла своих девочек, свою семью в капусте.

Предлагаю вам познакомиться с другими рассказами Людмилы Евгеньевны Улицкой «Бумажная победа»

Я верю в чудеса!
Они придут,
Когда ты их не ждёшь.
От бед спасут,
Как солнце в летний дождь!
Сквозь тучи, мрак,
Внезапный резкий шквал.
Блеснёт вдруг так,
Как будто ТЫ позвал.

В школьной программе до сих пор не уделяется должного внимания произведениям новейшей литературы, поэтому я посчитала важным познакомить детей с произведением современного автора. (Людмилой Евгеньевной Улицкой)

Основной приём в работе – чтение с остановками по технологии развитие критического мышления. Данный приём поддерживает интерес учащихся к процессу обучения, пробуждает исследовательскую и творческую активность.

На уроке были использованы следующие приемы: чтение с остановками, ромашка Блума (простые, уточняющие, оценочные, практические, творческие, вопросы- интерпретации), прогнозирование по названию и финалу, дерево предсказаний.

Прогнозирование содержания по заглавию – важнейший этап в данной технологии. Это один из приёмов обучения пониманию текста.

Данный урок содержит 3 этапа.

1 – стадия –вызов: используются методы прогнозирования и моделирования, ответы на вопросы

2 – стадия – осмысления: методы работы с текстом

3 – стадия – рефлексия: происходит творческая переработка материала, интерпретация полученного материала, индивидуально и в парах.

Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг.

Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинутся в своём индивидуальном развитии.

Источник

Анализ рассказа Л. Е. Улицкой «Капустное чудо»

рассказ капустное чудо чему учит. 0e88 00098467 491b1f44. рассказ капустное чудо чему учит фото. рассказ капустное чудо чему учит-0e88 00098467 491b1f44. картинка рассказ капустное чудо чему учит. картинка 0e88 00098467 491b1f44.

Анализ текста Л. Улицкой «Капустное чудо»

Человеческая жизнь богата историями и событиями. Наверное, именно поэтому она является предметом внимания писателей. Зачастую даже обычный поход в магазин – это сюжет для произведения на актуальную тему. Поучительный рассказ всегда поможет найти лучшее решение, ведь над ним кропотливо трудился писатель, хотевший, чтобы задумка, проблема, мысль были поняты людьми.

К числу литературных деятелей, которые пишут произведения на важные темы, относится и Л. Е. Улицкая. Людмила Евгеньевна Улицкая родилась в 1943 году в Башкирии, в городке под названием Давлеканово, куда была эвакуирована ее семья. По национальности – еврейка. По профессии – биолог. Но она давно оставила свою специальность. Под микроскопом писательницы – человеческие жизни, судьбы людей. Многие произведения она связывает со своим жизненным опытом. Это, в большинстве своем, то, что она пережила в детские годы, время детей, рожденных в конце сороковых. Подтверждение тому – рассказ «Капустное чудо»

Данный рассказ был написан в 2003 году. По характеру содержания произведение относится к рассказам с бытовым содержанием, однако встречаются элементы сказочного. Темой автор избирает свершение чуда, скрытую привязанность людей друг к другу, которая познается в трудной ситуации. Мысль произведения можно выразить фразой: «Любите и цените друг друга». В основу сюжета рассказа положен поход детей за капустой: «Две маленькие девочки, обутые в городские ботинки и по-деревенски повязанные толстыми платками, шли к зеленому дощатому ларьку, перед которым уже выстроилась беспросветно-темная очередь». Главные герои – сестры Дуся и Оля. Действие происходит осенью. Конец ноября. Послевоенные годы, сорок пятый – сорок шестой год, сопровождающийся разрухой, голодом, сиротством. Это тяжелое время, неуютный мир, который автор передает эпитетами: «позднее ноябрьское утро», «беспросветно-темная очередь», «тяжелые темно-красные флаги», «вьюжный ветер», «бурые промерзшие листья», которые помогают раскрыть тему бесприютности человеческой жизни, ее беззащитности, разорванности, гонимости. Еще одна важная деталь – это картинка с нарисованным желтым зубастым японцем, которая как бы стала символом жестокости мира, насмешки судьбы, ее злой шуткой. С помощью приема олицетворения оживает десятирублевка: «измятая десятирублевка обиженно скользнула в дыру кармана и полетела вдоль мостовой». Так писательница хотела сказать, что справедливость все чаще оттесняется неправдой, бесчестностью, несправедливостью. А добрый мир наполнен другими эпитетами: «белый снег», «бело-голубая капуста», «светло-голубые глаза», «бело-голубое сияние». Основные цвета – белый и голубой, как символ спокойствия и честности. Здесь снег оживает и превращается в доброго волшебника: «Он покрывал сутулые спины людей и спины домов. От белизны снега стало чуть веселей и вроде светлее».

Можно было бы сказать, что финал рассказа счастливый, но нет. Финал остается открытым, ведь герои не встречаются. Кроме того, в самом конце стоит многоточие. Этим автор не хочет нас обнадеживать. Жизнь настолько непредсказуема, что писательница боится дать нам пустую надежду и вселить в нас легковерие. Почему? Потому что легковерный человек слеп и никогда не сумеет обрести самого себя. А человек, не познавший самого себя, не сможет обрести бремя другого человека. Автор же несет бремя ответственности за читателя. Он должен научить его встрече с жизнью, но в жизни нет заведомо верных решений и абсолютно счастливых финалов. Я считаю, что необходимо ценить то, что мы имеем. Мне это произведение понравилось за поучительный сюжет, манеру написания и образы героев.

Источник

Изучение на уроке литературы рассказа Людмилы Улицкой «Капустное чудо».

рассказ капустное чудо чему учит. 19264798 7 1 1. рассказ капустное чудо чему учит фото. рассказ капустное чудо чему учит-19264798 7 1 1. картинка рассказ капустное чудо чему учит. картинка 19264798 7 1 1.

Фото из интервью с портала Meduza.io «Чувства усталости я не боюсь» Интервью писательницы Людмилы Улицкой https://meduza.io/image/attachments/images/000/013/239/large/rHgvZl1JbD-Ihv_wEWZ-tQ.jpg

Вступительное слово

Людмила Евгеньевна Улицкая — популярная писательница, автор повестей и рассказов, сценарист кино и телевидения.

Начинала свой жизненный путь Людмила Улицкая совсем не в сказочное время – в разгар Великой Отечественной войны. Родилась она в 1943 году в небольшом башкирском городке Давлеканово, а выросла в Москве. Детство Людмилы было типичным для большинства городских ребятишек послевоенной поры. Родители ее были научными работниками: мать – биохимик, отец – инженер. Семья совместно с многочисленными родственниками и соседями жила в большой коммунальной квартире.

После школы Людмила Улицкая окончила биологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Успешно закончив учёбу в 1968 году, она достаточно долго работала по специальности: занималась генетикой и биохимией.

Публиковать свои рассказы в журналах Людмила Улицкая начала в конце 1980-х годов, а известность пришла к ней после того, как по ее сценарию были сняты фильмы «Сестрички Либерти» Владимира Грамматикова и «Женщина для всех» Анатолия Матешко, а в журнале «Новый мир» вышла повесть «Сонечка» (1992). В 1994 году это произведение было признано во Франции лучшей переводной книгой года и принесло автору престижную французскую премию Медичи, а в 1998 году «Сонечка» стала лауреатом итальянской литературной премии имени Джузеппе Ачерби.

В первых рассказах Людмилы Улицкой, написанных уже в зрелом возрасте, запечатлены воспоминания детства. Как говорит сама писательница, ее рассказы связаны «с потребностью вернуться туда, прожить и заново расставить точки…».

«Детство-49» — это 6 текстов, создававшихся и в годы перестройки, и в двухтысячных. Цикл стал частью большого издательского проекта. Цель проекта — сохранить для будущих поколений память о «малой истории» каждой семьи. «Мы выпускаем эту книгу для того, чтобы люди вспомнили о том времени, расспросили бабушек и дедушек об их детстве. Старики часто забывают, а если их не спрашивать, то и не вспомнят», – отмечает Людмила Евгеньевна.

рассказ капустное чудо чему учит. 69 tn3. рассказ капустное чудо чему учит фото. рассказ капустное чудо чему учит-69 tn3. картинка рассказ капустное чудо чему учит. картинка 69 tn3.

Иллюстрация Владимира Любарова https://www.litmir.me/bd/?b=213633&p=1

В основе рассказов данного сборника – воспоминания о послевоенном детстве, герои рассказов – дети. Необычность и актуальность сборника рассказов «Детство–49» заключается в том, что в них автор изображает повседневную жизнь обыкновенных детей, но в тяжёлое для страны время. Кто-то из ребят лишился родителей, кто-то вовсе не знал своего отца. Однако общую атмосферу цикла нельзя назвать тягостной. Видимо, неслучайно временем действия большинства рассказов становится весна или лето — период расцвета, возрождения и цветения, время пробуждения природы и надежд человека, надежд на лучшую жизнь (отметим, что в цветовой палитре текстов частотным оказывается зеленый цвет, имеющий то же символическое значение).

Сюжет каждого текста предельно прост и раскручивается вокруг ежедневных действий человека: девочки идут за капустой, старьевщик ездит по дворам, девочка взяла без спроса столь редкие в послевоенные годы часы брата и разбила их, мальчика отвозят на лето в деревню к прадеду, мальчишка-хулиган пробирается без спроса на чердак, мама настаивает на праздновании дня рождения и приглашении всех дворовых ребят. Жизнь идет своим чередом, но именно за этой обыкновенной жизнью наблюдает читатель.

Рассказ «Капустное чудо»

рассказ капустное чудо чему учит. i 005. рассказ капустное чудо чему учит фото. рассказ капустное чудо чему учит-i 005. картинка рассказ капустное чудо чему учит. картинка i 005.

Иллюстрация Владимира Любарова https://e-libra.ru/read/390867-detstvo-sorok-devyat-sbornik.html

1) Понравился ли вам рассказ? Была ли у вас похожая ситуация, когда вы теряли деньги при походе в магазин? Что вы делали в этом случае?

2) В какое время происходят события произведения? Как жилось людям в те годы?

События рассказа происходят в ноябре 1945 года, в сложное послевоенное время. В то время людям жилось тяжело, потому что в стране был голод, разруха. Людям нужно было работать днями и ночами, чтобы восстановить всё то, что было разрушено во время войны. Особенно трудно было детям. Они были вынуждены рано взрослеть, ведь им приходилось помогать родителям и выполнять тяжёлую физическую работу. Многие дети остались сиротами, жестокая действительность лишила их детства как такового.

3) Как две сестры оказались у старухи Ипатьевой? Как она их приняла?

В конце сорок пятого года девочек привезли к старухе Ипатьевой. Они приходились внучками её недавно умершей сестре и остались сиротами: отец погиб на фронте, мать умерла годом позже. Поскольку ближе родни у девочек не было, их и привезли к старухе. Поначалу Ипатьева была не очень рада девочкам, хотя и оставила их у себя. Старуха думала о том, оставить девочек у себя или сдать в детдом.

4) Какие отношения поначалу сложились у Ипатьевой и девочек? Как чувствовали себя сестры в чужом доме и почему?

Поначалу Ипатьева и девочки не разговаривали друг с другом, они абсолютно чужие друг другу люди. Сёстры чувствовали себя неуютно в чужом доме, они «испуганно жались друг к дружке и исподлобья смотрели на старуху одинаковыми круглыми глазами», потому что Ипатьева не обращала на них внимания, считала их «обузой».

5) Как изменяются отношения обитателей дома спустя некоторое время? Можно ли назвать «чудом» то, как изменились отношения чужих поначалу людей?

Спустя некоторое время Ипатьева приняла решение оставить девочек у себя: «Господь с ними, пусть живут. Может, неспроста они ко мне на старости лет пристали». Это действительно можно назвать чудом, ведь Ипатьева пожалела сирот, поняла, что они не чужие друг другу люди. Девочки тоже почувствовали это и стали назвать Ипатьеву бабой Таней. Сестры уже не считали дом старухи чужим, они поняли, что обрели свой дом.

6) Как вы можете описать заботу Ипатьевой о девочках?

Сначала старуха оставляет сестёр у себя, однако не обращает на них внимания и не заботится о них. Но постепенно Ипатьева меняет своё отношение к девочкам, она ведёт детей в баню, а потом впервые укладывает их спать на свою кровать. В ответ сёстры начинают помогать ей по хозяйству. Можно сказать, что Ипатьева и девочки помогли друг другу стать «человечнее», они поняли, что они по-настоящему родные люди и что у них есть общий дом. Отношения сестёр и бабы Тани становятся семейными.

7) Какое несчастье случилось с девочками, когда они пошли за капустой? Как они на него отреагировали и почему побоялись реакции Ипатьевой?

Стоя в очереди за капустой, девочки обнаруживают, что потеряли десятку, которую дала им баба Таня. Сёстры поняли, что на них «свалилось горе», Дуську охватил ужас. Девочки испугались, что баба Таня разозлится и прогонит их из дома.

8) Что осознала Ипатьева, когда девочки не вернулись домой?

Когда сёстры пропали, Ипатьева стала переживать. Старуха даже ходила искать девочек. Ипатьева окончательно осознала, что девочки стали для неё по-настоящему родными людьми, что кроме них у неё никого нет. Старуха привязалась к сёстрам, она уже не могла представить себе жизни без них: «Девчоночки-то какие были! Золотые, ласковые… Как же они без меня? А я-то, я-то как без них?». Ипатьева осознала, что не только она нужна девочкам, но и они нужны ей, они стали семьей.

9) Какое чудо произошло в рассказе? Только ли о капусте здесь идёт речь?

Чудо заключается о том, что одинокие люди нашли друг друга, обрели семью. Ипатьева осознала, что девочки являются не «обузой», а родными людьми, которые придут на помощь в любой ситуации. Баба Таня помогла девочкам обрести крышу над головой, в результате чего она сама обрела семью и дом, который становится настоящим символом уюта, защищённости, любви и доброты. Они поняли, что нужны друг другу. Настоящим чудом является то, что в трудное послевоенное время люди обрели близких людей, между ними возникли семейные, духовные отношения.

10) Почему важно не быть равнодушным и помогать другим людям, особенно в трудные времена?

Потому что только вместе, помогая друг другу, можно преодолеть все трудности, пережить сложные времена. Нужно помнить о том, что, помогая другим, человек помогает и себе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *