рассказ гайдара дым в лесу чему учит

Гайдар «Дым в лесу» читательский дневник: краткое содержание, главные герои и главная мысль.

Аркадий Петрович Гайдар — известный советский писатель, журналист и военный корреспондент. Классик детской литературы, написал множество повестей и рассказов о дружбе и боевом товариществе.

Рассказ «Дым в лесу» был опубликован в журнале «Пионер» в 1939 году. А чуть позднее вышел отдельной книгой в Детиздате.

Краткое содержание для читательского дневника

Главные герои

1) Владимир Куранков — главный герой рассказа. Храбрый и отзывчивый мальчик.

2) Феня — маленькая девочка, подруга Вовы.

3) Мама Вовы – отпускает мальчика на аэродром. В конце истории рассказывает, что с ним произошло, когда он чуть не утонул.

4) Мама Фени — разрешает Вове поехать с ними на аэродром.

5) Летчик Федосеев – Василий Семенович Федосеев, папа Фени. На самолете отправился обследовать место пожара и искать нарушителей границы.

Главная мысль

В рассказе автор хотел показать, что каждый мальчишка готов совершить настоящий подвиг.

Чему учит?

Рассказ учит что нужно защищать младших, бороться со своими страхами, оказывать помощь окружающим, быть готовым совершить подвиг.

Пословицы

1) Где смелость, там победа.

2) Сам погибай, а товарища выручай.

3) Кто смел да стоек, тот десятка стоит.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 2 класса, 3 класса.

Отзыв

Уже с самого начала рассказа понимаешь, что мальчик Вова, от имени которого пишется рассказ, благородный и отважный мальчик, готовый защищать младших, помогать маме. Он согласился один идти через лес по просьбе раненого летчика. Особое восхищение вызывает момент, когда он поплыл через реку, хотя он боялся и плохо плавал. И несмотря на то, что он немного не доплыл до берега, очень радостно осознавать, что он своими действиями помог и летчику, и поимке нарушителей границы, поджигавших лес вокруг города.

Источник

Гайдар «Дым в лесу», кто главные герои, какая главная мысль?

рассказ гайдара дым в лесу чему учит. answer avatar. рассказ гайдара дым в лесу чему учит фото. рассказ гайдара дым в лесу чему учит-answer avatar. картинка рассказ гайдара дым в лесу чему учит. картинка answer avatar.

Главных героев всего двое.

Первый герой это смелый и отважный летчик Федосеев.

Второй герой это ответственный мальчик, который смог выполнить задание.

Главная мысль заключается в смелости и отваге простого человека, который иногда ценой своей жизни выполняет задания государственной важности. Частенько человеку достаточно не только желания, но и мысли о своей Родине, счастье которой в кой-то мере зависит от тебя. Это дает ощущение возвышенности, что в дальнейшем дает стимул для выполнения поставленной задачи.

Здесь можно прочитать краткое содержание рассказа.

рассказ гайдара дым в лесу чему учит. answer avatar. рассказ гайдара дым в лесу чему учит фото. рассказ гайдара дым в лесу чему учит-answer avatar. картинка рассказ гайдара дым в лесу чему учит. картинка answer avatar.

В рассказе Аркадия Гайдара «Дым в лесу» можно выделить следующих главных героев:

________________­ _________________­ _________________­ _________________­ ____

Главная мысль произведения:

рассказ гайдара дым в лесу чему учит. . рассказ гайдара дым в лесу чему учит фото. рассказ гайдара дым в лесу чему учит-. картинка рассказ гайдара дым в лесу чему учит. картинка .

рассказ гайдара дым в лесу чему учит. answer avatar. рассказ гайдара дым в лесу чему учит фото. рассказ гайдара дым в лесу чему учит-answer avatar. картинка рассказ гайдара дым в лесу чему учит. картинка answer avatar.

Сюжет рассказа-Дым в лесу, писателя Гайдара таков, что диверсанты перешли границу и устроили диверсию против СССР. Они подожгли лес и сбили самолёт лётчика Федосеева, который преследовал диверсантов.

Володя Курнаков заблудился в лесу и случайно обнаруживает сбитого лётчика Федосеева возле повреждённого самолёта. Лётчик не может передвигаться самостоятельно и передаёт мальчику информацию о том, где следует искать диверсантов.

Володя Курнаков отважно преодолевает препятствия и добирается до пограничников, сообщает месторасположение диверсантов и сбитого лётчика.

Несомненно, что лётчик Федосеев и пионер Володя Курнаков проявляют мужество и героизм во имя своей Родины.

рассказ гайдара дым в лесу чему учит. answer avatar. рассказ гайдара дым в лесу чему учит фото. рассказ гайдара дым в лесу чему учит-answer avatar. картинка рассказ гайдара дым в лесу чему учит. картинка answer avatar.

рассказ гайдара дым в лесу чему учит. . рассказ гайдара дым в лесу чему учит фото. рассказ гайдара дым в лесу чему учит-. картинка рассказ гайдара дым в лесу чему учит. картинка .

рассказ гайдара дым в лесу чему учит. answer avatar. рассказ гайдара дым в лесу чему учит фото. рассказ гайдара дым в лесу чему учит-answer avatar. картинка рассказ гайдара дым в лесу чему учит. картинка answer avatar.

А. Гайдар «Дым в лесу», главные герои рассказа:

рассказ гайдара дым в лесу чему учит. answer avatar. рассказ гайдара дым в лесу чему учит фото. рассказ гайдара дым в лесу чему учит-answer avatar. картинка рассказ гайдара дым в лесу чему учит. картинка answer avatar.

рассказ гайдара дым в лесу чему учит. answer avatar. рассказ гайдара дым в лесу чему учит фото. рассказ гайдара дым в лесу чему учит-answer avatar. картинка рассказ гайдара дым в лесу чему учит. картинка answer avatar.

Известный автор А.Гайдар поднимает важные проблемы в рассказе «Дым в лесу».

В произведении два главных героя:

Володя Курнаков отличается благородством поступков. Когда у маленькой Фени мальчишка отобрал конфету, Володя вступился за нее. Он догнал воришку и вернул сладость девочке.Когда мама Фени просит его присмотреть за дочкой, он не отказывается, а ответственно относится к этой просьбе. Раненый летчик ( отец Феньки) обратился к нему за помощью. Подросток, который сам попал в беду, заблудившись в лесу, сумел доставить сообщение и дал координаты, где найти раненого летчика.

Автор Гайдар показал образец высокого морального сознания подростка. Он может служить примером для молодежи. Главная мысль: в сложной ситуации нужно собирать свою силу воли и делать все возможное для людей.

рассказ гайдара дым в лесу чему учит. answer avatar. рассказ гайдара дым в лесу чему учит фото. рассказ гайдара дым в лесу чему учит-answer avatar. картинка рассказ гайдара дым в лесу чему учит. картинка answer avatar.

Произведение «Дым в лесу» Гайдара поднимает и раскрывает многие срезы человеческого характера.

В нем главных героев можно выделить двух:

-мальчика Курнакову Володю

Главной мыслью этого произведения можно выделить следующее:

С детства нужно воспитывать в себе высокие нравственные качества, все начинается с маленьких поступков: можно не пройти мимо, когда обижают маленьких и восстановить справедливость, можно оказать посильную помощь. И тогда не возникнет выбора как поступить в критической ситуации, и мальчик Володя доказал это своими поступками, он помог спасти раненого летчика, папу Фени.

рассказ гайдара дым в лесу чему учит. answer avatar. рассказ гайдара дым в лесу чему учит фото. рассказ гайдара дым в лесу чему учит-answer avatar. картинка рассказ гайдара дым в лесу чему учит. картинка answer avatar.

Рассказ «Дым в лесу́» — написан А. П. Гайдаром в 1939 году.

Главными героями есть :

Летчик Федосеев (отец Фени)

Ну и негативным персонажем является мальчик, который украл конфету у девочки.

Главная тема рассказа вполне актуальна и в те годы и сейчас, она говорит о том, что человек всегда должен быть готов к подвигу, и не важно какой значимости будет этот поступок, воспитывает смелость и ответственность, а так же культивирует честность и порядочность среди детей.

рассказ гайдара дым в лесу чему учит. answer avatar. рассказ гайдара дым в лесу чему учит фото. рассказ гайдара дым в лесу чему учит-answer avatar. картинка рассказ гайдара дым в лесу чему учит. картинка answer avatar.

Главными героями рассказа Гайдара «Дым в Лесу» являются:

Данный рассказ учит нас, в первую очередь, не проходить мимо чужих бед. Так, Владимир Курнаков попытался догнать воришку, который забрал у Фени конфету а так же помог вытащить из леса заблудившегося и раненного летчика-отца девочки Фени.

рассказ гайдара дым в лесу чему учит. answer avatar. рассказ гайдара дым в лесу чему учит фото. рассказ гайдара дым в лесу чему учит-answer avatar. картинка рассказ гайдара дым в лесу чему учит. картинка answer avatar.

Пингвины, оказывается, очень любопытные. А поскольку они до этого людей никогда не видели, то им интересно все: и как вода из рукомойника капает, и как примус шумит, и даже как человек хлеб в рот кладет.

На самом деле даже жизнь пингвинов может дать много интересного для размышлений и понимания этих необычных птиц!

рассказ гайдара дым в лесу чему учит. answer avatar. рассказ гайдара дым в лесу чему учит фото. рассказ гайдара дым в лесу чему учит-answer avatar. картинка рассказ гайдара дым в лесу чему учит. картинка answer avatar.

Позже Хнидли, можно сказать, исправляется, но в конце концов спивается, и судьба карает его в лице Хитклиффа, которому Хиндли проигрывает поместье.

Ну и еще несколько основных персонажей-рассказчи­ ков: экономка Нелли Дин, жилец Грозового перевала Локвуд, дети главных героев. Роман очень насыщен действующими лицами и действиями, сюжет динамичный и увлекательный.

Это единственное произведение Эмили Бронте, которое тем не менее заслуженно прославило ее.

Книга много раз экранизирована, и каждый режиссер видит в ней что-то свое.

Лет восемь назад в главной роли даже снялся чернокожий актер, хотя очевидно, что в оригинале такого быть не могло.

Мое мнение: Эмили Бронте хотела показать, что никакие поступки не проходят бесследно и сделанное когда-то может аукнуться даже через 10-20 лет. Но месть, даже осуществленная, не принесет удовлетворения.

Вообще конец несколько неубедителен: все заканчивается хорошо, хотя из логики повествования хеппи-энд ну никак не вытекает.

Источник

Проектный урок по рассказу А.П. Гайдара «Дым в лесу» (по программе «Школа-2100» «Один на один с опасностью»

Разделы: Литература

Цель урока:

Оборудование:

Вступительное слово учителя.

Добрый день, дорогие друзья! Мы снова с вами проводим необычный урок. В этом году мы начали заниматься проектной деятельностью на уроках литературы, а сегодня покажем, чему научились, подведем итоги нашей деятельности.

Наш урок посвящен рассказу А.П.Гайдара «Дым в лесу». Скажите, пожалуйста, кто читал произведения этого писателя? Какие произведения читали? А кто знаком с этим рассказом? Каковы ваши впечатления? А кто знаком с биографией писателя?

Учителя, как никто другой, могут влиять на души учеников. Доброта, желание заботиться о других, любовь к Родине – эти качества пробуждает каждый педагог в своих учениках. Разве не этому учат книги А. П. Гайдара? Сейчас они снова изучаются в школе, было время, когда они были исключены из школьных программ. Справедливо ли это? На этот вопрос искали ответ учащиеся, работавшие над проектом: «Почему забыт Аркадий Гайдар и его произведения?»

Задачи проекта:

Биография у Гайдара необыкновенная. Жаль, что прожил он мало. Сам Гайдар считал, что «это просто обыкновенная биография в необыкновенное время». Всю свою жизнь он старался быть первым. Первым стал командиром полка, первым принял огонь фашистов, спасая своих товарищей. Герои его произведений тоже стараются быть первыми во всем и везде. Они, как первопроходцы, идут по трудной, но благородной дороге, совершая добрые дела и увлекая за собой других. Гайдар жил в трудное, но необыкновенно интересное время. Вот об этом нам расскажет группа № 1.

Выступление группы № 1

Имя А. П. Гайдара было широко известно в эпоху социализма. С разрушением старого строя произведения писателя оказались забыты. Ученики 5 класса познакомились с книгами писателя и пришли к выводу, что это несправедливо. Произведения Гайдара, на наш взгляд, учат патриотизму, честности, справедливости, воспитывают чувства доброты, взаимовыручки. Недопустимо, чтобы книги Гайдара были забыты. Мы обращаемся к учителям и взрослым с рекомендацией знакомить детей с творчеством А. П. Гайдара и его удивительной биографией. Ребята из группы № 2 познакомят нас с результатами анкетирования учащихся 4–6-х классов.

Выступление группы № 2

Результаты анкетирования учеников 4-6 классов. (Выступления учащихся). (Рассказ сопровождается демонстрацией стенда с результатами анкетирования).

Было опрошено 80 человек. 45 из них не читали книг Гайдара совсем, 12 человек назвали его поэтом. 15 учащихся сказали, что родители читали им в детстве « Чук и Гек», «Тимур и его команда». 8 человек смогли вспомнить название книг писателя. Анкетирование показало, что учащиеся плохо знают творчество А.П.Гайдара и не знакомы с его биографией.

Среди ответов учащихся были такие, где говорилось, что родители читали им произведения Гайдара. Это послужило поводом для опроса взрослых, чем и занималась группа № 3.

Результаты опроса среди взрослых и учителей.

Все опрошенные назвали разные книги А. П. Гайдара. Взрослым задавались и такие вопросы: «Вы согласны с тем, что произведения Гайдара пропагандируют старый режим? Справедливо ли, что книги писателя были исключены из школьной программы?»

Все взрослые признались, что любят книги Гайдара. По их мнению, эти произведения учат быть добрыми, справедливыми, верными друзьями и просто хорошими людьми. В них нет пропаганды социалистического режима, поэтому забывать эти книги нельзя.

Значит, можно сделать вывод, что родители покупают своим детям книги с произведениями Гайдара. Ребята из группы № 4 изучили прилавки книжных магазинов.

Результаты посещения книжных магазинов.

В книжных магазинах они узнали, что в продаже книги Гайдара есть. Только в очень ограниченном количестве. В одном из магазинов оказалось, что в продаже есть несколько экземпляров сборника «Чук и Гек», куда включены повести и рассказы Гайдара. В других магазинах не оказалось ни одного экземпляра. По словам продавца, книги эти не спрашивают.

Более десяти лет произведения Аркадия Петровича не изучались в школе. Сохранились ли его произведения в школьной библиотеке? Об этом нам расскажут исследователи из группы № 5.

Результат работы школьной и детской районной библиотек.

В школьной библиотеке оказалось 12 экземпляров сборника рассказов и повестей Гайдара из серии «Школьная библиотека», несколько книг «Чук и Гек». Старый сборник под названием « Дальние страны». Школьный библиотекарь объяснила, что наша школа новая. Фонд библиотеки небольшой, поэтому так мало произведений этого писателя.

В районной детской библиотеке оказалось книг Гайдара в достаточном количестве, но они очень ветхие и хранятся только в читальном зале. Но в наличии имеются все произведения Аркадия Петровича.

Аркадий Гайдар стал писателем и написал замечательные произведения для детей: «Школа», «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда», «Дым в лесу» и другие. Герои рассказов и повестей Гайдара – такие же мальчишки и девчонки, как сами читатели. Они ваши ровесники и могли бы быть вашими товарищами. Об истории создания рассказа «Дым в лесу» вам расскажет группа № 6.

Выступление группы № 6

Рассказ впервые напечатан в журнале «Пионер» № 2 за 1939 год. В том же году вышел отдельной книгой в издательстве «Детская литература».

В этом рассказе Аркадий Гайдар продолжает разрабатывать тему готовности ребят к подвигу. Пусть в данном случае подвиг совсем не громок — и всего-то требуется от «Володьки из сто двадцать четвертой квартиры» переплыть через неширокую речку Кальву. Да и не совершен этот подвиг — самого Володьку пришлось вытаскивать из реки. Главное другое: Володька знает, что, раз нужно, он переплывет.

Известно, что Аркадий Гайдар с неодобрением относился к тем художественным произведениям, в которых юные герои с ошеломляющей легкостью совершали головокружительные подвиги. Он считал, что в угоду занимательности нельзя жертвовать правдой. А правда порой бывает сурова, но ребята, если придет час, должны действительно внести свой посильный вклад в дело защиты Родины. Вот поэтому он написал этот рассказ, чтобы мы, прочитав его, извлекли уроки для себя.

Надеюсь, вам понравились выступления учащихся, и у вас появилось желание проверить свои знания текста, побеседовать по содержанию рассказа.

Беседа по содержанию:

— От чьего лица ведется рассказ? В каких книгах вы встречались с подобным примером? Какую цель преследует писатель, доверяя повествование своему юному герою?

— Проследите по тексту, как в рассказе постепенно нарастает напряжение, ощущение тревоги. С чем это связано?

— Как проявил себя Володя в экстремальной ситуации? Чему учит его жизнь, когда он остается один на один с опасностью?

Анализ эпизода «Встреча Володи с летчиком Федосеевым».

— Что в поведении и в манере речи летчика, тоже оказавшегося в критической ситуации, могло послужить образцом для подражания? Чему Федосеев учит Володю и читателей?

— Какую роль в рассказе играет щенок Брутик? О чем должны подумать читатели, узнав в конце рассказа о его гибели?

— Повзрослел ли Володя к концу рассказа?

Творческий проект.

Сочинение – миниатюра. «Какие уроки извлек из этой ситуации Володя? Какие уроки извлекли мы, читатели XXI века?»

В своих сочинениях учащиеся не дали однозначных ответов. Брутик погиб из-за легкомыслия Володи. Он же философски замечает: « Да, Брутика жаль и мне. Но что поделаешь: раз война, так война». Себя герой ни в чем не винит, ответственности за то, что случилось, не чувствует. Учащиеся оправдывают Володю, ведь он еще мал.

Другие считают, что мальчик пережил большую опасность и, безусловно, проявил мужество, спасая летчика, преодолел свой страх, а это очень сложно. Он получил много уроков: увидел перед собой человека, не сломленного трудностями, услышал его голос и понял, как надо вести себя в грозные минуты испытаний. Он ощутил на себе, что значит плохо учиться. Он понял, что не разберется в карте, а ведь этому учили в школе.

Вместе с Володей и учащиеся извлекли уроки: этот рассказ учит быть ответственными, уметь в минуты испытаний не пасовать. Нужно уметь преодолевать страх в минуту опасности, при чрезвычайных ситуациях. Это произведение показывает, как взрослеют дети, как меняется их внутренний мир, учит дружить, сопереживать. В современной жизни эти качества очень нужны.

Заключительное слово учителя.

Из таких маленьких, но важных поступков складывается длинная дорога, название которой – жизнь. За свою короткую, но такую замечательную жизнь Гайдар написал много. Книги этого писателя интересны. Как много их, произведений, ушедших в прошлое, забытых временем и людьми. Но воскресить хотя бы некоторые из них в наших силах.

Подведение итогов.

Вы сегодня замечательно продемонстрировали, что с удовольствием занимались исследовательской деятельностью, самостоятельно познакомились с произведением Гайдара, поделились своими впечатлениями. А сейчас я прошу ответить на мои вопросы:

— С какими трудностями вы столкнулись при подготовке проектов?

— Что особенно запомнилось во время работы над проектом?

— Пригодятся ли вам знания, которые вы получили во время работы над проектом?

— Для кого они полезны? Какие результаты они принесли?

Хотелось бы выразить надежду, вы продолжите работу по созданию творческих проектов.

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

26.05.2020

Гайдар А. «Дым в лесу»

Жанр: рассказ о детях

Читайте краткое содержание других рассказов Гайдара:
«Голубая чашка»
«Тимур и его команда»

Главные герои рассказа «Дым в лесу» и их характеристика

Чему учит рассказ «Дым в лесу»
Рассказ учит любить и защищать свою Родину. Учит защищать маленьких. Учит смелости и мужеству. Учит преодолевать свой страх. Учит тому, что войн без жертв не бывает. Учит основам ориентирования в лесу.

Отзыв на рассказ «Дым в лесу»
Мне понравился этот рассказ и понравился подвиг Володи, который хоть и не привел помощь сам, но сделал все от него зависящее. Он боялся плыть, но поплыл, потому что позади оставался раненый человек, которого он должен был спасти любой ценой. Володя поступил очень мужественно. Но мне очень жаль маленького веселого щенка, который любил сладости, и был верным другом мальчику.


Читать краткое содержание, пересказ рассказа «Дым в лесу»
Володя сидел на крыше сарая и смотрел на запад, где от торфяных болот загорелся лес. Внизу девочка Феня достала конфету и посмотрела в небо, она хотела увидеть папу, ведь он был летчиком. Но какой-то мальчишка толкнул Феню и выхватил у нее конфету.
Володя спрыгнул на землю, отобрал у мальчишки конфету, которую тот успел сунуть в рот, и наподдал ему. Володя не разрешил Фене подобрать с земли обсосанную конфету, и ребята отдали ее щенку.
Они решили сходить домой к Фене, в надежде, что ее мама даст девочке еще конфету. Щенок тащился за ними по лестнице.
Мама Фени куда-то спешила, она слезно попросила Володю остаться и присмотреть за девочкой, которой было всего четыре года. Володя был занят, но не мог устоять перед просьбой. А мама дала детям ключ от комода и ушла.
Дети поели конфет, дали щенку баранку, и Володя посмотрел в окно. Он увидел дым в лесу, но совсем в другой стороне от болот.
Он посмотрел вниз и увидел солдат с лопатами и всеобщее оживление. Ему очень захотелось на улицу и он стал уговаривать Феню отпустить его. Дети едва не поругались, но тут вернулась мама Фени и сказала, что им надо срочно ехать на аэродром к папе. Володя попросился с ними, ведь он никогда не был на аэродроме, и мама Фени сказала, что мальчик должен отпроситься дома.
Володя выбежал на улицу и столкнулся с Вовкой Крюковым, который сказал, что через границу перешли три белогвардейца и подожгли лес. Володя бросился домой и мама нехотя отпустила его.
Дети взяли с собой щенка, а Володя положил в карман оловянный браунинг. Машина доехала до леса, но там путь преградил патруль. Однако, узнав, что едет жена летчика Федосеева, машину пропустили, и она скоро оказалась на аэродроме.
Там выяснилось, что летчик Федосеев отправился облетать лес, и до сих пор не вернулся. Его искали с земли и воздуха. Машине с детьми пришлось возвращаться назад.
В лесу у машины лопнула покрышка и Володя побежал с щенком в лес. Он долго бегал и заплутал. Он пошел на гудок машины, но оказался в болоте. Скоро стемнело. Володе пришлось заночевать в лесу.
Утром он услышал стук по железу и вышел к разбитому самолету, возле которого сидел летчик Федосеев. У него была повреждена нога. Федосеев объяснил Володе, как добраться до речки, и попросил привести помощь. А также сказал, что трое неизвестных стреляли по самолету из винтовки и пробили бак.
Мальчик долго плутал по лесу, но выбрался на берег реки. Там никого не было, и только на другом берегу Володя увидел шалаш. Он понял, что придется плыть, а плавал он плохо. Мальчик выбросил браунинг и поплыл. Щенок плыл за ним, но не смог переплыть реку и утонул. А когда и мальчик выбился из сил, то увидел огромную зубастую пасть.
Позднее он узнал, что по его следам овчарка нашла летчика Федосеева, который рассказал людям про Володю. Вторая собака выследила нарушителей и одного из них убили, а двоих поймали.
Утром Володю разбудила мама и он вышел во двор. Феня сказала, что его зовет ее папа, и летчик Федосеев подарил мальчику компас, сказав, чтобы тот учился разбирать карты.
Детям было жаль щенка, но война есть война. Главное, что огонь потушен, нарушители схвачены и огромный завод будет работать.

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Дым в лесу»

Источник

Тема 1. А. Гайдар, «Дым в лесу»

Цель: 1) Расширение знания учащихся о жизни и творчестве А.П. Гайдара.

2) Коррекция памяти на основе воспроизведения содержания прочитанного; мышления на основе обобщений и выводов.

3) Воспитывать желание прочитать самостоятельно другие его рассказы, интерес к творчеству писателя.

Наглядный материал: плакаты о жизни Гайдара; портрет, выставка книг.

Ход урока

Организационный момент.

1. Проверка готовности к уроку.

2. Активизация внимания обучающихся.

Учитель. Для кого писал Гайдар? Взгляните на эту выставку. Эти книги стали любимыми не только для ребят, но и для взрослых (показывает книгу «Тимур и его команда», читает ее название). На обложке книги нарисован матросский штурвал. Эту книжку когда-то написал Гайдар.

Не о море она – о другой стороне,

О товарищах верных, о грозной войне.

3. Беседа с обучающимися:

Учитель. Знакомы вы с этой повестью? Кто ее написал?

Знаете ли вы настоящую фамилию писателя? (Голиков.) Что означает слово «Гайдар»? (всадник, скачущий впереди.)

4. Чтение строчек из стихотворения.

Пусть каждый сегодня узнает:

Писатель всегда был в пути.

Недаром же слово «Гайдар»

означает «шагающий впереди!»

5. Рассказ учителя об А. Гайдаре.

А.П. Гайдар родился 22 января 1904 года. В бою с немецкими оккупантами он пал смертью храбрых в ночь на 26 октября 1941 года под Ляплявой. Гайдар шел впереди небольшого отряда разведчиков. При переходе железной дороги он понимал, что рисковать должен кто-то один. Гайдар взял это право на риск на себя. Он оказался наверху насыпи, поднял руку, пытаясь сказать, что путь свободен, но вдруг понял, что впереди засада и только своей смертью он сумеет предупредить товарищей. Гайдар крикнул: «Немцы! Засада!»

Фашистская очередь прошила грудь, его сердце перестало биться раньше, чем он упал.

Пулей был скошен боец-командир,

Книги писавший для нас.

Сосны, шумите и гулом своим

Нам не давайте забыть —

Слово «Гайдар» осталось жить,

Родину учит любить.

Всего 37 лет прожил писатель-воин, и жизнь его была прекрасной. В Арзамасе прошло детство крепкого веселого мальчугана, щедрого, отзывчивого. Любимое его занятие – чтение. В 1918 году ушел из дома в Красную Армию воевать. В 17 лет он командовал полком, воевал 6 лет на шести фронтах, был ранен, контужен в голову.

Хотелось век прожить в строю, все с Армией делить!

Но врач заботлив не к добру: «Вам больше не служить».

Он любил армию, думал в ней остаться, но контузия дала о себе знать. С тех пор он стал писать.

6. Работа над рассказом «Дым в лесу»:

Учитель. Кто главный герой рассказа? (Володька, 12 лет.)

Что узнали вы о нем? (Добрый, ответственный, выносливый, настойчивый.)

В каких эпизодах рассказа проявились у него эти качества?

Какой эпизод рассказа вас особенно взволновал? Почему?

Что помогло Володьке переплыть реку? Каким вы представляете себе летчика Федосеева?

7. Решение проблемных ситуаций обучающимися:

а) Если бы Володька не встретил летчика, то…

б) Летчик был спасен, потому что…

в) Володька преодолел реку, потому что…

8. Чтение отрывка по ролям по выбору учителя. (Автор, Володька, летчик.)

9. Итог урока.

Учитель. Впервые этот рассказ был напечатан в 1939 году

в журнале «Пионер», переводился на другие языки у нас и за рубежом.

Этот рассказ напоминает мальчишкам и девчонкам, что и мы живем в беспокойное время, в беспокойном мире. Рассказ А. Гайдара учит бдительности, противостоять коварству и хитрости врага.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *