расписание богослужений в знаменском соборе тюмени на июль 2021
Знаменский кафедральный собор в Тюмени
Знаменский кафедральный собор является одним из самых древних православных храмов, расположенных в Тюмени. Его поистине торжественно-величественный облик вызывает неподдельное восхищение у всех, впервые увидевших это уникальное строение.
Собор привлекает внимание необычной архитектурой, внутренним объемом, удивительным спокойствием, благородными росписями стен и сводов. Белоснежный фасад, оттененный лазурной синевой крыш и многочисленными золочеными главами, увенчанными крестами, словно парит над землей, подчеркивая мистическое единение храма с небесами.
Расписание богослужений в Знаменском соборе
Службы в храме проводятся ежедневно утром и вечером.
Заказные молебны проходят с понедельника по четверг в 14:00. Исключение составляют праздничные дни.
История храма
Точных сведений о дате основания первой деревянной церкви нет. Известен лишь период ее возведения — между 1624 и 1659 гг., и то, что она имела два придела. Одно из местных преданий гласит о том, что храм был построен на месте явления местному ямщику облика Божией Матери в память о небесном знамении. Отсюда и произошло название Знаменский.
В результате сильнейшего пожара 1697 года, превратившего город в пепел, сгорела и деревянная церковь. Вскоре ее восстановили, но огненная стихия 1766-го вновь уничтожила храм. В 1768 году было принято решение о закладке нового каменного строения. Изначально здание включало в себя основное помещение с главным алтарем, притвор с двухъярусной колокольней, а также трапезную с теплым приделом. В последнем был заложен престол для проводимых зимой богослужений. Перед входом располагалось крыльцо, обрамленное круглыми колоннами. Крыша, купол, пол и ограждающий территорию забор были выполнены из дерева.
До 1837 г. в круглом окне над входом располагалась икона Страшного суда. Ее переместили на стену паперти, а взамен установили икону Божией Матери «Знамение». В 1850-м начался процесс реконструкции храма. Его расширили, утеплили, разобрали старый придел и соорудили новый, который впоследствии сгорел. Деревянный настил пола демонтировали, заменив его чугунными плитами. В начале XX века появилось три придела, новый купол над трапезной, дополнительный ярус в конструкции колокольни и богато украшенный иконостас. Параллельно проводилось озеленение окружающей территории.
Собор прекратил функционировать в 1929 году, но с 1933 по 1941-й его вновь возвратили верующим. Далее храм опять конфисковали, разместив в нем военные подразделения, затем — пересыльную тюрьму и даже машинотракторную станцию. После 1945 года Знаменский храм перешел в ведении православной общины. В 90-х годах прошлого столетия началась его новая история возрождения.
Наше время
Знаменский собор относится к Тобольской митрополии. Здесь располагается кафедра митрополита, одновременно являющегося настоятелем храма. В комплекс входит Воскресная школа — одна из крупнейших в регионе. В восстановлении православного комплекса активно участвуют прихожане и меценаты.
В настоящее время собираются средства на реставрацию внутреннего убранства собора.
Икона Божией Матери «Знамение»
Главная святыня Знаменского собора почитается как чудотворная. Считается, что именно она спасла тюменцев от эпидемии чумы, случившейся в 1848 году. В церковной летописи упоминается, как одному из прихожан во сне пришло видение, в котором говорилось о снятии иконы с колокольни, совершении молебна и обнесении ею каждого дома и всего города.
Процесс был завершен за десять августовских дней, после чего произошло настоящее чудо. Эпидемия отступила и ушла в небытие. Это событие помнят и чтут до сих пор. Через год после описанных событий святыню поместили в украшенную драгоценными камнями серебряную ризу и определили ей почетное место в храме.
После закрытия храма в 1929 году святыня исчезла. По утверждению одной из участниц реставрационных работ конца 40-х годов прошлого столетия, икона «Знамение» была обнаружена повернутой ликом к стене на одном из ярусов колокольни. В дальнейшем ее либо отреставрировали, либо заменили более современным списком.
Архитектура Знаменского кафедрального собора
Главный храм города расположен в тихом историческом центре Тюмени по улице Семакова, именовавшейся ранее Подаруевской. Территория комплекса по всему периметру ограждена каменным забором с элегантным кованым заполнением, позволяющим увидеть собор во всей красе, не заходя на его территорию.
По мнению специалистов, объект является ярким примером русского, или сибирского барочного стиля. Общая композиция оказалась настолько органичной и живописной, что можно с уверенностью говорить о значимости каждого из фасадов храма. Несмотря на многочисленные и продолжительные перестройки, облик собора сохранил единый архитектурный стиль.
Одной из внешних особенностей является несвойственная для православных храмов устремленность ввысь, отдаленно напоминающая стиль готических церквей. Некая провинциальность, подчеркнутая своеобразием и самобытностью русского зодчества, предстает перед зрителем в виде:
Динамичность архитектурного образа поддерживается белоснежными фасадами, обогащенными декоративными элементами лазурно-синего цвета, не позволяющими изогнутым формам визуально сливаться со стенами.
Уютная территория оформлена цветниками и зелеными насаждениями. Здесь установлены лавочки для отдыха и церковная лавка, в которой можно приобрести иконки, крестики, свечи и православные книги.
Знаменский кафедральный собор на google-панораме
Интерьер и внутреннее убранство
Хоры кафедрального собора с резными консолями и оригинальной деревянной обрешеткой сохранились с дореволюционной поры. В храме превалируют округлые формы и широкие проходы. Высокие арочные проемы ведут в просторную трапезную, а из нее — в южный, а также северный придел.
Внутреннее убранство отличается богатством декоративных элементов, уникальными сюжетными орнаментами и росписями, сделанными, как предполагается, поверх более старых изображений. Уникальный золоченый иконостас, как и многое другое церковное имущество XVIII—XIX вв., был утрачен. Во второй половине 1940-х годов его заменили новым трехъярусным. Главной святыней кафедрального собора считается икона Божией Матери «Знамение».
Как добраться до Знаменского кафедрального собора
До храма можно доехать на общественном транспорте, после чего пройти пешком около 350–400 метров. До остановки «Гостиница Нефтяник» довезут:
Добраться до остановки «Площадь Борцов Революции» помогут:
Посмотреть схемы движения общественного транспорта Тюмени вместе с остановками и составить собственный маршрут можно на соответствующих сайтах.
Возле Знаменского собора со стороны ул. Семакова имеется удобная парковка автотранспорта. В городе работают мобильные приложения вызова такси — Яндекс. Такси, Gett, Maxim.
Знаменский собор в Тюмени: видео
Знаменский кафедральный собор г. Тюмень
«Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя»
Показать полностью.
(Евангелие от Матфея, 22:37)
В соответствии с Постановлением
Совета Министров РСФСР
от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» здание Знаменского кафедрального собора входит в Список памятников археологии, подлежащих охране как памятники государственного значения; номер в Едином государственном реестре объектов культурного наследия
721610616080006
Знаменский кафедральный собор г. Тюмень запись закреплена
Дорогие братья и сестры!
В связи с ухудшением эпидемиологической обстановки напоминаем Вам о необходимости строгого соблюдения при нахождении в Знаменском кафедральном соборе и на его территории следующих ПРАВИЛ, установленных постановлением Правительства Тюменской области от 17.03.2020 г. № 120-п «О введении режима повышенной готовности», Инструкции, утверждённой решением Священного Синода от 17.03.2020 г., и циркулярного письма Управляющего делами Московской Патриархии от 30.10.2020 г.:
Показать полностью.
— обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания;
— соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метров (социальное дистанцирование);
— гражданам в возрасте старше 65 лет необходимо оставаться дома и соблюдать режим самоизоляции.
Кроме того, необходимо:
— исповедующимся готовить список совершенных ими грехов на бумаге и подавать его принимающему исповедь священнику;
— воздерживаться от целования руки священника;
— воздерживаться от целования икон, Креста (вместо целования можно совершить три поясных или земных поклона);
— причастникам воздерживаться от лобзания Чаши;
— иметь с собой одноразовый индивидуальный стаканчик для употребления «запивки» после Святого Причащения и Святой Воды.
Соблюдение указанных Правил – это проявление заботы о ближних и послушания Церкви, действенная помощь врачам, пекущимся о нашем здоровье. Священный Синод в своём Заявлении от 11 марта 2020 года указал, что недопустимо легкомысленно относиться к коронавирусной инфекции, пренебрегать врачебными предписаниями, игнорировать профилактические меры, подвергая опасности заражения себя и окружающих. Этим же Заявлением Священный Синод призвал архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви к усиленной молитве о преодолении болезни и о даровании сил борющимся с нею врачам.
Тексты молитвенных прошений в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции утверждены Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом:
Молитва во время распространения вредоносного поветрия чтомая:
«Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих.
Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Прошения на сугубой ектении Божественной литургии, возносимая во время распространения вредоносного поветрия:
«Еще молимся Тебе, Господу Богу нашему, о еже милостивно пощадити нас от губительнаго поветрия на ны движимаго и избавити верныя люди Твоя от смерти душевныя и телесныя, недугующим исцеление и здравие подати, нам же всем Твое божественное ограждение и заступление, молим Тя, милосерде Господи, скоро услыши и милостивно помилуй.
Еще молимся, о еже умирити смятение человек и страхования всяческая, упованием твердым оградити верных Своих, мир же и тишину вселити в сердца наша, молим Ти ся, Господи, услыши и помилуй».
Спаси и сохрани Вас Господь!
Знаменский кафедральный собор г. Тюмень запись закреплена
Знаменский кафедральный собор г. Тюмень запись закреплена
Как воспитать патриотизм, любовь к своей стране и к своему городу у подрастающего поколения? Думаю, что для этого не достаточно уроков в школе и коллективных походов в музей. Нужно ещё дать им буквально прикоснуться к истории, то есть к ещё пока сохраняющимся старинным зданиям и объектам культурного наследия.
Показать полностью. Добрым примером уважительного отношения к истории своего города со стороны взрослых будет являться наглядная работа по сохранению памятников старины. Но если дети и подростки видят, как старинные здания постепенно разрушаются, подвергаются вандализму, тогда не много шансов, что они будут стремиться бережно и уважительно относиться к своему городу.
В городе Тюмени, на Юге Тюменской области имеется много объектов, требующих принятия незамедлительных мер по их сохранению как памятников истории. В период начавшейся в 2020 году пандемии не стоит рассчитывать, что владельцы указанных памятников смогут их восстановить собственными силами в ближайшее время, здесь необходимо участие государства в виде частичного или полного несения трат по их восстановлению. Для Тюменской области с огромным бюджетом вообще стыдно допускать разрушение и утрату памятников старины.
В 2017 и 2019 годах в Тюменском научном центре Сибирского отделения Российской академии наук археологи Тюменской области с участием преподавателей ВУЗов, музейных работников, проводили Круглые столы по проблемам сохранения археологического наследия Юга Тюменской области.
В Резолюции Круглого стола от 13 апреля 2017 года было констатировано, что «к настоящему времени на Юге Тюменской области сложилась катастрофическая ситуация в области сохранения объектов археологического наследия. Археологические памятники разрушаются и полностью уничтожаются в результате земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ».
В Решении Круглого стола от 14 ноября 2019 года указано, что «ситуация не изменилась; за последние 10 лет имели место многократные акты разрушения древностей…; в равной мере памятники археологии уничтожаются как кладоискателями в поисках наживы, так и самовольным использованием земель…; Комитет по охране и использованию объектов историко-культурного наследия контроль за деятельностью строителей в части заказа и выполнения заключений государственных историко-культурных экспертиз не только в области, но и прилегающем к городу Тюменском районе не ведёт». При этом, к Решению Круглого стола от 2019 года приложен список, состоящий из 31-го объекта, подвергшегося разрушению.
Кроме того, разрушение старинных зданий узаканивается проведением специальных экспертиз, по заключениям которых эти здания якобы «исторической ценности не представляют», в силу чего не подлежат государственной охране и, соответственно, их можно не сохранять. Как правило, такие экспертизы проводятся в интересах строительства новых, «более нужных», объектов, а экспертиза осуществляется «не выходя из кабинета» и в другом городе.
Только активная позиция неравнодушных граждан может выправить ситуацию. Очевидно, что осмотр объекта культурного наследия специалистом областного Комитета один раз в пять лет (!), как это сейчас происходит, нельзя назвать ни «охраной», ни «контролем». Если так «часто» посещать эти объекты с целью контроля за их состоянием, то к следующему посещению от этого объекта может ничего не остаться.
К сожалению, есть основания полагать, что все остающиеся в центральной части города свободные земельные участки, в том числе, в районе реки Тюменка, которая за Исторической площадью возле краеведческого музея впадает в Туру, будут в скором времени застроены и закатаны в асфальт. Кстати, раньше в логу реки Тюменки предполагалось устройство историко-культурного парка, но теперь в Генеральном плане города упоминание о нём отсутствует. А ведь такой парк мог бы сохранить историю и наследие нашего города: вдоль реки Тюменки можно было бы провести археологические раскопки, найти остатки древних поселений, в том числе Чимги-Туры, фундаменты первых тюменских домов, захоронения, часть этих находок можно закрыть прозрачным стеклом и выставить на всеобщее обозрение, сделав вокруг исторический парк.
Территория от стадиона «Геолог» до Набережной и далее до Свято-Троицкого монастыря вообще нуждается в масштабных археологических исследованиях и раскопках, ведь именно в этом районе были татарское поселение и построен Тюменский острог (между Тюменкой и Турой).
Благовещенский собор был разрушен в годы советской власти. Видимо, чтобы уничтожить память о Благовещенском соборе, территорию, на котором, он стоял, закатали в асфальт, проложили дорогу, тротуар и построили пешеходный мост, вход на который осуществляется над территорией разрушенного собора. Остатки фундамента Благовещенского собора периодически находили в ходе земляных и строительных работ в конце 20-го и начале 21-го веков. Однако, их не сохранили на месте для всеобщего обозрения, не стали проводить дальнейших раскопок, чтобы полностью найти его фундамент. Более того, когда строили Набережную, тут же устроили общественный туалет и даже не поставили никакого информационного стенда или знака, которые бы рассказывали людям о том, что это – Святое Место – здесь стояли первые храмы Тюмени и дом его основателя.
А дальше вниз, если спускаться к реке Тюменке, было кладбище, теперь там парковка в несколько уровней и часть Набережной с ещё одним общественным туалетом, зимой там заливают каток. Как видно, советская власть ушла, а надругательство над исторической памятью продолжилось.
Считаю крайне необходимым произвести археологические раскопки в земле под началом «моста влюблённых» и под тротуаром и проезжей частью при входе на мост, чтобы найти остатки фундамента Благовещенского собора, других древних строений, и их сохранить, а также установить большой информационный стенд с информацией о том, что здесь стояли Благовещенский собор, первые храмы Тюмени и дом его основателя.
Далее линию археологических раскопок можно продолжить вдоль Набережной до Свято-Троицкого монастыря и завершить их масштабными исследованиями пустующего земельного участка, расположенного сразу за монастырём, где раньше находились сооружения Водоканала. Дело в том, что ранее на этом земельном участке тоже находилось несколько строений монастыря, в том числе каменных, и поэтому там наверняка сохранились их остатки.
Так, в историческом очерке о Тюменском Троицком монастыре протоиерея Петра Головина, опубликованном в Тобольских епархиальных ведомостях от 1 и 16 апреля 1890 года №№ 7 и 8 указано, что в 1708 году, помимо Троицкого собора и церкви во имя апостолов Петра и Павла была построена третья каменная церковь в северной части территории монастыря, она «…была трапезная, во имя святых великомучеников Димитрия Солунского и Георгия Победоносца; к ней был пристроен каменный одноэтажный корпус для кухни и братских келий…». Отец Пётр в своё очерке пишет, что «в настоящее время (то есть по состоянию на 1890 год) расположенный при Мученической церкви одноэтажный каменный корпус из-за ветхости не используется; на западной стороне этого корпуса находится пристрой башни небольших размеров («столп»), в которой помещалась домовая церковь митрополита Филофея. Эта башенка заслуживает внимания археологов и, поскольку совсем запущена, нуждается в восстановлении в знак внимания к своей исторической древности и к значению для Сибири лица, воссылавшего здесь свои молитвы – владыки Филофея».
В более позднем выпуске Тобольских епархиальных ведомостей – за 1893 год, № 1 и № 2 от 1 и 16 января – содержится краткое описание указанной домовой церкви, составленное возглавлявшим на тот момент Тобольскую кафедру Епископом Иустином: «Церковь очень маленькая, но зато весьма красиво отделанная. Вход в неё осуществляется с южной стороны, по отлогой и потом идущей винтом лестнице, устроенной в самой главной келии (кабинет и моленная) Сибирского апостола, и выходящей на второй этаж. На восток от главной келии, в нижнем этаже длинного каменного корпуса, над которым верхнего этажа нет, расположены покои – приёмная зала, передняя с парадным входом… Это – те самые покои Митрополита-схимонаха, в которых он жил, когда был свободен от епархиальных дел, и в которые дверь из главной келии – кабинета и моленной – теперь заложена. Церковь над кельями Митрополита была во имя Пречистой Богоматери, как передал настоятель монастыря; во имя же Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии освящена эта церковь и в настоящее время, как драгоценный и священный памятник и по древности, и по его бывшему употреблению».
Источник:
Артемий Сергиев, газета Тюменская правда № 44, 11-18.11.2021 г.
Ежемесячные архивы: Апрель 2021
Всенощное бдение в праздник входа Господня в Иерусалим
24 апреля 2021 года, митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий возглавил Всенощное бдение в праздник входа Господня в Иерусалим в Знаменском кафедральном соборе г. Тюмени.
Продолжить чтение →
Поделиться:
Комментарии к записи Всенощное бдение в праздник входа Господня в Иерусалим отключены
Облако меток
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Мар | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Свт. Павла, патриарха Константинопольского, исп. (после 350). Прп. Варлаама Ху́тынского (1192).
Прп. Луки, иконома Печерского, в Ближних пещерах (XIII). Свт. Германа, архиеп. Казанского (1567). Прп. Варлаама Керетского (XVI). Мцц. Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны (III). Прп. Луки Тавроменийского (ок. 800–820).
Сщмчч. Никиты, еп. Орехово-Зуевского, Анатолия Бержицкого, Арсения Троицкого, Николая Дворицкого, Николая Протасова, Константина Любомудрова пресвитеров, прмчч. Варлаама Никольского, Гавриила Владимирова, Гавриила Гура, прмцц. Нины Шуваловой и Серафимы Горшковой (1937); сщмч. Василия Крылова пресвитера (1938).
Кол., 261 зач., IV, 10–18.Лк., 63 зач., XII, 2–12.Прп.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Лк., 24 зач., VI, 17–23143.Свт.:Евр., 318 зач. (от полу’), VIII, 3–6.Лк., 64 зач., XII, 8–12144.