расписание богослужений в свято троицком белопесоцком монастыре
Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь (Свято-Троицкий)
Белопесоцкий женский монастырь — святыня на Оке, имеющая давнюю историю. Он был построен как важнейший фортификационный пункт для защиты русских границ и утратил своё военное значение только в эпоху Петра I.
Сегодня монастырь известен несколькими церквями, иконами, включая знаменитый образ
«Утоли мои печали». Каждого пришедшего к обители, как и несколько столетий назад, поражает необыкновенная красота этих мест.
Монастырь находится в городе Ступино Московской области на берегу Оки у впадения в нее реки Кремница. Место это издревле называли Белые пески за необычный светлый цвет песчаных берегов. Здешний красивый и мелкий песок раньше доставляли даже в Москву.
Одно из преданий гласит, что некогда по берегу Оки шел преподобный Сергий Радонежский. Он был поражен красотой этого места и в восхищении ударил посохом об землю. Тут же открылся святой источник, который и сегодня есть на территории Белопесоцкого монастыря.
Расписание богослужений
В Белопесоцком монастыре ежедневно проходят два богослужения. Их проводят в Троицком Соборе или Сергиевском храме. Утреннее начинается в 8:00 по будням и в 8:30 по выходным. Вечером службы проводятся в 16:00 или 17:00. Точное расписание богослужений доступно на сайте монастыря.
История Белопесоцкого женского монастыря
Официальной датой основания монастыря считается 1498 год. Однако первые упоминания о Белопесоцкой обители относятся уже к 1380 г. В то время он был мужским. А иначе и быть не могло — находился монастырь на тогдашней границе Руси, а монахи защищали её от набегов крымских татар.
Основателем считается Владимир Белопесоцкий, который был родом из ржевских бояр. На место будущей обители он пришел из Варлаамо-Хутынского монастыря, где ранее принял постриг.
Монастырь утратил своё оборонительное значение только к семнадцатому веку. В 1870-х годах он получил особую известность благодаря иконе «Утоли мои печали». В то время в Подмосковье свирепствовала эпидемия холеры. Народные предания говорят, что приходили поклониться образу и исцелялись люди целыми селами.
Советская эпоха
В 1917 г. на территории Белопесоцкого монастыря проживало около 50 послушников часть из них годом позже расстреляли прямо под стенами обители. Похоронили жертв нового режима местные жители, сегодня на месте захоронения есть памятный крест.
Богослужения в монастыре шли до 1930-х гг. Позднее здесь появились лагерь для заключенных и общежитие для рабочих, у которых была общая задача — строительство моста через Оку.
Во время войны территория обители оказалась на переднем крае обороны. Возле его стен разместили первую батарею легендарных «Катюш». Их силами удалось остановить танки Гудериана, которые ранее считались непобедимыми. Сегодня в Белопесоцком монастыре есть мемориал, посвященный погибшим здесь солдатам.
Монастырь был возвращен РПЦ после распада СССР. Вновь открытая обитель стала женской. Первые послушницы поселились на берегу Оки в 1993 г.
Что посмотреть
Одной из старейших построек Белопесоцкого монастыря является Собор Святой Троицы. Его строительство датируется 1569 г., однако до наших дней здание дошло с многочисленными перестройками. Изначально собор возвели на пожертвование Ивана Грозного. Он остался в монастыре на одну ночь, и красота обители так полюбилась царю, что в качестве пожертвования он подарил монахам чашу. Ценность её была настолько велика, что денег хватило на возведение целого собора.
Трапезный храм монастыря — Сергиевская церковь — является постройкой более поздней. Она датируется 1806 г., а потому возведена в стиле классицизма. Церковь стоит на месте более ранней монастырской постройки, которая была утрачена.
Церковь Николая Чудотворца, она же храм Георгия Победоносца находится над Святыми воротами монастыря. Путаница в названиях неслучайна. Его построили в XVI в. и освятили как Никольский. Потом в 1794 г. была надстроена колокольня, а в конце XIX в. храм повторно освятили уже как Георгиевский.
Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи — это небольшая однокупольная церковь, построенная на пожертвования братьев Раевских. Это храмовое строение особенно сильно пострадало в советское время. Сначала в нем разместили стекольный цех, а после забросили на долгие годы. В результате храм обветшал, рухнул купол. В 1990-х гг. прошла его полная реставрация.
Панорама Белопесоцкого монастыря на Google-картах
Как добраться
Белопесоцкий монастырь находится на улице Белопесоцкой в городе Ступино Московской области. Самый быстрый способ доехать до него на автомобиле — по платной автодороге «Дон». Свернуть необходимо на Каширу.
Доехать сюда можно на электричке с Павелецкого вокзала Москвы до станции «Акри». От жд станции автобус заезжает в Белопесоцк, около монастыря разворачивается и едет в сторону остановки «Среднее». От станции «Белопесоцкий» данный автобус следует до Ступино, поэтому не перепутайте, на какой станции нужно сесть на автобус именно до монастыря.
Еще один вариант — сесть на автобус № 334-к до Ступино в Москве у станции метро «Домодедовская». Ехать нужно до конечной остановки «Автовокзал Ступино». Потом пройти 400 метров до остановки «Дом быта», где сесть на автобус № 1 до монастыря.
Доехать от Москвы до Ступино и Белопесоцкого монастыря также можно на такси — это самый комфортный вариант. Для вызова машины в столице можно воспользоваться приложениями Kiwitaxi, Яндекс. Такси, Gett, Uber и другими.
Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь на видео
Расписание богослужений в свято троицком белопесоцком монастыре
Свято-Троицкий женский Белопесоцкий монастырь (Ступино): как добраться, расписание богослужений и официальный сайт
В одном из живописнейших уголков Столичной области, на берегах реки под заглавием Ока, расположился дамский монастырь, история сотворения которого пропадает в 15-м веке. Вобщем, сначало монастырь был только пристанищем мужским, а 1-ое упоминание о нем в летописях приходится на 1498 год.
Благословлен Сергием Радонежским
Легенды связывают Белопесоцкий монастырь с именами Дмитрия Донского, также Сергия Радонежского. Столичное княжество в 14-м веке подвергалось набегам степных орд монголо-татар. Донской, которому со своим войском приходилось оборонять границу княжества, попросил у Радонежского его благословения на строительство монастыря у берегов реки Оки. Ведь монастыри в те времена были к тому же необходимыми оборонительными сооружениями на рубежах страны.
Преподобный Сергий благословил создание монастыря. Как говорит легенда, он еще ранее проходил через Белоснежные пески (так называли левый сберегал Оки) из Серпухова в Каширу, и это место ему очень понравилось. После его благословения там появились два святых источника.
Построен иноком Владимиром
Исторические сведения связывают конкретное строительство монастыря с иноком Владимиром, в миру Василием, который родился в Ржеве в боярской семье. Поначалу он желал предназначить свою жизнь военной службе, так как политическая обстановка в то время в княжестве была беспокойная. То и дело разгорались феодальные войны за владение землями. Ржев тоже нередко менял собственных хозяев.
Василий, долгое время служивший бойцом в полку гвардейцев, позже офицером, решил принять монашеский постриг, ушел в Новгородский монастырь и стал именоваться Владимиром. Но там он навечно не задержался, так как желал основать новейшую обитель для монахов, и пустился в странствия. Они и привели его в Каширу.
Предания молвят, что левый сберегал Оки напротив Каширы был уединенным местом, необжитым. Владимир решил там основать обитель и выстроил церковь. Скоро к нему начали стекаться другие иноки. Так образовался Белопесоцкий монастырь. К тому же вокруг монашеской обители стали селиться фермеры и обживать близлежащие местности.
Воспользовался милостью у царей
В первый раз этот монастырь упоминается в 1498 году в таком письменном источнике, как жалованная грамота монгольского князя Магмет-Аминя. Согласно этой грамоте, Столичный князь Иван III жаловал собственному поверженному союзнику в удел Каширу, а Белопесоцкий монастырь получал земли и леса.
Позднее еще не один раз Владимир Белопесоцкий упоминается в жалованных грамотах, по которым ему даруются починки и деревни в Туровской и Ростовской волостях. Последняя такая грамота на имя преподобного Владимира выдавалась в 1522 г.
Не считая того, крестьянские хозяйства, которые создавались на монастырской земле, освобождались столичным князем от повинностей и всяческих даней. Они процветали, а вкупе с ними состоятельно существовали и иноки.
Правда, об их каком-то особенном богатстве гласить не приходится, так как в Белопесоцкой обители при жизни игумена Владимира даже не было каменных строений, а существовали только древесные кельи да древняя церковь Святой Троицы.
Когда скончался преподобный Владимир, точно непонятно. Летописные источники только молвят, что «жития ему было 72 года», а погребен святой «у Троицы под папертью».
Монастырь как оборонительное сооружение
Привилегии и растущее достояние скоро позволили инокам начать каменное строительство. В 1569 г. заложили Троицкий собор. В 16-м веке строили главную часть монастырских укреплений — восточную стенку и надвратную Никольскую церковь, которая служила и в качестве дозорной башни.
В ней также имелись ниши, через которые сбрасывали особые решетки-герсы. Немногим позднее в обители появились каменная колокольня и 5 башен-бойниц, а на стенке установили пищали и пушки. Так Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь перевоплотился в сильный форпост страны.
Татары из Крыма много раз нападали на границы Столичного княжества. И конкретно Белопесоцкая обитель как надежная крепость вставала на пути неприятеля. Население близлежащих деревень при набегах татар скрывалось за его стенками. Насельники обители и иноки имели отличные способности в военном деле. Потому татарам никак не удавалось взять крепость, они даже не смогли никогда прорваться за ее стенки. В конце 17-го века Белопесоцкий монастырь растерял военно-стратегическое предназначение, границы Русской империи отодвинулись на юг.
Продолжал строиться и реставрироваться
Скоро обитель ввели в состав владений Коломенского Архиепископа, потом ее приписали к Троицкому монастырю. На местности ее возводится Сергиевская церковь. Но в начальном виде до нашего времени она не дошла. В 19-м веке из-за ветхости она была разрушена. На этом месте был построен новый храм, потом пристроили еще два придела.
Реставрировалась церковь и в 1852 г., и даже была поновой освящена. Непременно, не в один прекрасный момент претерпевал реставрационные работы и главный храм – Троицкий собор. В первый раз это вышло в 17-м веке, потом в 18-м. Реставрация в 19-м веке проводилась на средства крестьянина М. П. Щербакова. Он пожертвовал их на фресковые росписи, обновление штукатурки и строительство иконостаса.
Храм в честь усекновения главы Иоанна Предтечи выстроили при иеромонахе Афанасии (1824-1842 гг.) на средства дворян Раевских Миши и Ивана. Все строения Белопесоцкого монастыря были очень разрушены в наводнение 1908 г. Вода разлившейся Оки дошла практически до уровня каменной ограды. В 1914 г. строения монастыря были восстановлены.
Монастырь сейчас
О том, каким стал сейчас Белопесоцкий монастырь, официальный веб-сайт его скажет полностью. Но еще следует сказать о том, что при Русской власти монастырские строения применяли совершенно не по предназначению. Там жили узники, ютился пионерский лагерь, выступали артисты…
В 1989 г. решили сделать на базе монастыря историко-культурный центр. Но не успели. В 1992 г. обитель была возвращена во владения Российской Православной Церкви, и 18 июня в Сергиевском храме состоялось 1-ое богослужение.
Параллельно проходили восстановительные работы. Например, Троицкий собор отреставрировали к весне 2002 г. В текущее время каждый денек в Свято-Троицком Белопесоцком монастыре совершаются богослужения.
Верующих из различных уголков мира завлекает Белопесоцкий монастырь. Как добраться туда, тщательно описано на его официальном веб-сайте (www.svtbm.ru). Главными святынями обители сейчас числятся мощи Святого Владимира, иконы «Утоли моя печали» и «Скоропослушница», также источник Сергия Радонежского.
Расписание богослужений уяснить нетрудно. В 8.30 утра – часы Божественной Литургии. В 15.00 проходит молебен перед иконой «Утоли моя печали». В 16.00 совершается вечерня. В деньки, когда проходит всенощное бдение, вечернее богослужение начинается в 15.00 часов.
Итак, вы уже желаете поглядеть на Белопесоцкий монастырь? Как доехать сюда? Проезд публичным транспортом вероятен с Павелецкого вокзала Москвы до станции Акри, откуда идет автобус до остановки «Монастырь». Адресок: Столичная область, район Ступинский, пос. Белопесоцкий.
Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
История
Точной даты образования Троицкого Белопесоцкого монастыря не известно. Предание связывает основание монастыря с именами благоверного великого Московского князя Дмитрия Ивановича Донского и преподобного Сергия Радонежского.
Основателем монастыря считается преподобный Владимир Белопесоцкий. Преподобный Владимир принял монашеский постриг в Варлаамо-Хутынском в честь Преображения Господня монастыре под Новгородом, который впоследствии покинул, чтобы основать собственную обитель.
Впервые этот монастырь упоминается в 1498 году в таком письменном источнике, как жалованная грамота татарского князя Магмет-Аминя. Затем святой Владимир Белопесоцкий еще несколько раз упомянут в ряде жалованных грамот. Вот перечень всех этих случаев, составленный современным церковным историком архимандритом Макарием (Веретенниковым). В феврале 1507 г. великий князь Московский Василий Иванович дал преподобному Владимиру тарханную и несудимую грамоту починки Ступинский, Крутовражский, Воргосовское в Туровской волости, а также деревню Мальцово в Растовской волости Каширского уезда. В июле 1511 года он же пожаловал несудимую грамоту на деревни в Туровской и в Растовской волостях Каширского уезда. 28 февраля 1512 года датируется жалованная несудимая грамота со стороны Абдул-Латифа, бывшего казанского хана, получившего в удел Каширу, по-видимому, во второй полови 1511 года. 7 января 1515 года великий князь Московский Василий III даровал обители еще несколько починков в Каширском уезде. 20 января 1516 года князем П. В. Великим-Шестуновым игумену Белопесоцкого монастыря были пожалованы деревни в Каширском уезде. Последняя жалованная грамота, выданная преподобному Владимиру, датируется январем 1522 года. Очевидно, эти земельные вклады предоставляли достаточно средств для безбедного существования иноческой общины.
При жизни преподобного Владимира в Белопесоцкой обители появились деревянная церковь во имя Святой Троицы и кельи. Каменных построек, насколько известно, не имелось. Строительство здания из камня на Руси в эпоху Средневековья являлось значительным событием, которое повышало престиж того места, где оно велось. Средств и сил на возведение каменных построек в лесной стране требовалось гораздо больше, чем на строительство деревянных сооружений. Русские монастыри, имевшие каменные храмы, уже этим выделялись на общем фоне и, как правило, были богатыми. Поэтому отсутствие зданий из камня в Белопесоцком монастыре в эпоху игуменства его основателя все же косвенно свидетельствует о том, что, несмотря на все пожалования и вклады, каких-то особенных средств в распоряжении монастырской администрации не было.
Монастырь являлся крепостью на подступах к Кашире, защищал от крымских татар переправу через р. Оку, прикрывал переправу через р. Оку и от других врагов.
Больше всего монастырь страдал от крымских татар, которые в период военных походов на Каширу и Москву разоряли его. А крымские татары тогда почти ежегодно совершали набеги на Москву и Каширу, нанося большой урон Белопесоцкому монастырю.
В 1520-е гг. в этом монастыре обитал известный в то время и прославивший обитель старец Феодосии (Ковеля). Правивший тогда великий князь Московский Василий III почтительно относился к Свято-Троицкому монастырю и его знаменитому старцу Феодосию Ковеле.
Великие московские князья и цари щедро помогали Белопесоцкому монастырю, понимая его важное стратегическое значение. В 1578 г. почти все монастырские здания и часть стен были каменными. В 1627—1629 гг. на стенах Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря стояли 11 пушек и 20 пищалей.
Только в 1764 г. при императрице Екатерине II монастырь стал, самостоятельным, но числился заштатным, лишился всех своих вотчин. Тем не менее этот, тогда уже небогатый, общежительный монастырь продолжал функционировать, жил и развивался.
Свято-Троицкий Белопесоцкий мужской монастырь закрыли в 1918 г., монастырские ценности были конфискованы, здания разорены, разграблены. До осенних событий 1917 г. в монастыре жили 50 насельников. В 1918 г. монахов вывели из монастыря и расстреляли у его восточной стены.
В 1920-е гг. здание монастыря передали музею, но богослужения в монастыре совершались чудом оставшимся в живых иеромонахом Киприаном. Соборный храм действовал как приходской, но и он был закрыт в 1933 г. В соборном храме во имя Живоначальной Троицы открыли клуб, в Иоанно-Предтеченском храме разместили стекольную фабрику. В середине 1930-х гг. в келейных корпусах были устроены общежития для рабочих, а затем заключенных, строивших мост через р. Оку. Одно время в монастыре находился пионерский лагерь.
В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. бывший монастырский комплекс снова выполнял военно-стратегические функции, и был в 1941 г. важным опорным пунктом советских войск на приокском направлении. Осенью 1941 г. монастырь оказался в прифронтовой полосе. В нем были расквартированы части 1-го гвардейского корпуса генерала П.А. Белова. Поблизости размещался дивизион первых «катюш».
В день рождения монастыря по летописи — 16 ноября по старому стилю и 29 ноября по новому стилю — было остановлено наступление немецких танковых частей,и отброшенных от Москвы.
В послевоенные годы часть обветшавших монастырских зданий использовалась как складские помещения, а другая часть пустовала и постепенно разрушалась. С 1962 г. на территории монастыря размещалась автоколонна. К середине 1970-х гг. в бывшем монастыре царили полная разруха и запустение.
В 1993 г. Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь возродился как женская обитель.
Настоятельница
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Главным храмом Белопесоцкого монастыря является собор во имя Святой Троицы. Время его возведения определяется точно. Из Каширских приказных книг, хранившихся в Поместном приказе, известно следующее: «В Каширском уезде, в Туровом стану, монастырь Троицкий возле Оки на Белых Песках, а в монастыре церковь Живоначальной Троицы каменная, сооружения ее новоначатие 1569 года, сооружали при игумене Варлаамии, а сооружают ее на подклети, двери по верхние пороги, а в стенах окна, да у Троицы же придел собора Пресвятой Богородицы, да у Троицы под папертью придел, что лежит печальник и строитель старец Володимир».
До настоящего времени неоднократно перестраивавшийся Троицкий собор дошел в сильно измененном виде. Первые значительны новшества были внесены в его apxитектуру еще в XVII веке. Обновлялся он и в самом начале XVIII столетия: «1702 году мая в 5 день обновлена и освещена Соборная церковь Св. Tpoицы при Царе и Великом Государе Петре Алексеевиче. тщанием и попечительством Троицы Сергиевской Лавры властей архимандрита Иллариона, келаря старца Мисаила и казначея старца Пахомия, прибывших на послушание в Белопесоцкий монастырь, строитель иеромонаха Варлаама Мехирева, он же и на колокол собирал и сам дал». Через семьдесят лет тщанием архимандрита Гедеона были обновлены иконы местного ряда иконостаса Троицкого собора.
Реставрация главного храма Белопесоцкой обители, относящаяся к середине XIX века, очень любопытна тем, что велась на средства всего лишь одного крестьянина. Им был житель села Озеры Коломенского уезда Максим Петрович Щербаков, в 1867 году давший деньги на новую штукатурку и фресковые росписи с позолотой. Кроме того, его же иждивением вместо ветхого иконостаса воздвигли новый пятиярусный резной, позолоченный червонным золотом. Иконы для верхних четырех ярусов писались «греческим письмом» с позолотой, а за клиросами поставили большие киоты, также позолоченные. Обновилось и убранство самого алтаря: новые престол и жертвенник сделали из дуба, обшив их кипарисовыми досками. Освящение отремонтированного собора по благословению митрополита Филарета совершил 9 июля 1867 года преосвященный Игнатий, епископ Можайский, викарий Московской епархии. Тем же крестьянином Щербаковым на украшение храма были пожертвованы: две бронзовые позолоченные хоругви с иконами, запрестольный семисвечник, семь подсвечников больших, два подсвечника малых, паникадило о 36 шандалах (подсвечниках), ковчег серебряный позолоченный, две серебряные позолоченные лампадки для масла, две лампадки под паникадило и Евангелие. Всего на возобновление собора М. П. Щербаков истратил больше 20000 рублей серебром.
Троицкий собор сильно пострадал во время апрельского наводнения 1908 года, когда разлившаяся Ока затопила Белопесоцкий монастырь. Кромка воды доходила тогда практически до уровня каменной ограды. Только в 1914 году, при игумене Митрофане монастырь смог произвести необходимые восстановительные работы. В Троицком соборе сделали новый пол из немецкой плитки, всю живопись промыли, а иконостас и главный купол собора вызолотили. Одновременно из Белокаменных плит устроили дорожки между храмами, к фруктовому саду и конному двору.
В 1932 году от монастыря началось строительство железнодорожного моста. Возводившие его заключенные до окончания строительства в 1934 году жили в Троицком и Сергиевском храмах, между которыми находилась гауптвахта. Выводили заключенных на работы под конвоем. В длинных телегах с откидными боковыми бортами, именовавшихся «грабарками», они возили песок для насыпи. Народ эту стройку прозвал «Донбассом». Троицкий собор внутри при этом перегородили, поместили внутри печки-«буржуйки», в окна вывели дымоходы, установили нары. Тут же в храме кололи и хранили дрова, даже порой жгли костры. Заключенные жили на нескольких ярусах, расположенных по стенам, середина собора была пустая. Устроили жилье и под галереей. Чуть позднее Троицкий собор превратился в клуб, в котором перед спектаклями выступала «Синяя блуза». Некоторое время в храме располагался и пионерский лагерь. Во второй половине XX века вдоль монастырской стены напротив Троицкого собора были построены гаражи для большегрузного транспорта. С течением времени соборный храм утонул в горах строительного и бытового мусора. Отходы не вывозились много лет, в связи с чем эти места оккупировали полчища крыс.
11 августа 1989 года было принято решение о создании в Троицком Бело- песоцком монастыре городского историко-культурного центра с гостиничным комплексом (ИКЦ ГК). Разработали обширную проектно-техническую документацию. Технико-экономические предложения использования обители в качестве ИКЦ ГК предусматривали, в частности, устроение «в главном зале Троицкого собора и в его алтарной части» концертно-выставочного зала. Три крытые галереи собора, на каждую из которых должно было вести отдельное крыльцо, предназначались для разнообразных выставок. В подклете храма предполагалось открыть видеосалон (в алтарной части), игровой зал (кегельбан, бильярд, игровые автоматы и др.), торговые киоски, кафе. В документации отмечалось, между прочим что Троицкой собор Белопесоцкого монастыря обладает самыми лучший акустическими характеристиками среди храмов Московской области.
После возобновления иноческой жизни в Белопесоцком монастыре начались восстановительные работы. Уже к маю 2002 года внешне отреставрированный Троицкий собор предстал во всем своем великолепии.