расписание богослужений в храме на крови
Храм на Крови в Екатеринбурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото
60-метровое сооружение в византийском стиле в Екатеринбурге не испытывает тоски по посетителям: сюда в память о трагическом событии начала XX в. люди приходили и раньше, с цветами. Выросший на месте пролитой крови 5-купольный храм, по сути, служит мемориалом семье последнего российского императора, которую Православная церковь признала мучениками в 2000 г., – Романовым.
Контакты
Как лучше добираться
Есть довольно много транспортных вариантов – довезут до храма как под землей, так и по земле:
Посещение. Время работы
Расписание богослужений Храма-на-Крови
На служения в храм можно попасть в любой день недели: на утреннее в 9:00 и на вечернее в 17:00.
Довольно удобное расписание служб в Храме-на-Крови Екатеринбурга для тех, кто в воскресенье боится пропустить литургию: ее в храме служат целых три раза (6:40, 8:00 и 9:00).
Где рядом можно остановиться
Чтобы посетить эту и прочие уральские духовные достопримечательности, можно воспользоваться помощью паломнического центра «Ганина Яма», который находится по ул. Репина, 6а. Центр достаточно большой, есть номера разной комфортности, а стоимость проживания для паломников – от 500 руб./сутки.
История Храма-на-Крови в Екатеринбурге
Храм довольно молод, о его возведении начали думать еще до нулевых. А причиной было желание запомнить то, что здесь случилось в 1918 г. Раньше тут находился тот самый дом инженера Ипатьева, где провели в заточении 78 дней до своей смерти император Николай II, его жена Александра Федоровна и 5 детей – Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей Романовы.
Злосчастный дом простоял до 1977 г. Потом к месту гибели потянулись люди, что побудило задуматься о возведении памятного храма. От заложения первого камня (1992 г.) до финишных работ прошло 11 лет. Сдвинулось дело с мертвой точки только после канонизации Романовых. Само строительство по проекту трех архитекторов длилось 3 года, с 2000 по 2003.
Архитектурные и культурные достопримечательности
Святыни
Реликвией храма считается не только комната, где расстреляли царскую семью, но и украшенные иконостасы, и подарки соверующих. Мощей, которые бы постоянно находились в Храме-на-Крови в Екатеринбурге в открытом доступе, нет, их привозят в связи с особыми праздниками (например, мощи Серафима Саровского). Но в основании храма хранятся мощи Симеона Верхотурского – ими освятили первый камень фундамента будущего храма. В числе святынь:
Ряд образов в храме поддерживает тему мученичества. Возле алтаря в храме по 10 иконам можно проследить историю управления Россией: на них – правители, начиная с князя Владимира и заканчивая императором Николаем.
Фото Храма-на-Крови в Екатеринбурге
Храм Спаса-на-Крови Екатеринбург с высоты птичьего полета
Храм Спаса-на-Крови Екатеринбург строил долго и это неслучайно. Его возведение – это народная инициатива.
Нижняя часть стен собора отделана красноватого цвета гранитом и мрамором, символизирующим пролитую здесь кровь.
Справа находятся поминальные плиты с именами всех членов царской семьи. И главная святыня — алтарь, возведенный на месте гибели царской семьи.
Видео — Храм на Крови, Екатеринбург
Оставляет Храм-на-Крови много настроений и мыслей после себя: о том, сколько стоит человеческая жизнь, почему в храме чтут только царскую фамилию (погибло же не 7, а 11 человек!), стоит ли в интерьере так подчеркивать кровь. Много разного в голове. Поднимаешься в верхний храм – светло, бело и чисто, но осадок остался.
Храм-на-Крови в Екатеринбурге
Екатеринбургский Храм-на-Крови во имя Всех святых в земле Российской просиявших является одной из главных достопримечательностей города. Район Вознесенской горки стал печально известным на весь мир. Именно здесь до 1977 года стоял дом инженера Николая Николаевича Ипатьева, в котором были расстреляны последний российский император Николай II со своей семьей и слугами.
Из-за этого события, произошедшего в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, храм получил такое название. Храм-на-Крови посещают не только верующие прихожане, но и туристические группы. Чаще всего именно его включают в состав обзорной экскурсии по городу. Он считает одним из популярнейших храмов в стране. Екатеринбургский Храм стал третьим «храмом-на-крови» после Углича и Санкт-Петербурга.
Архитектурный комплекс включает в себя пятикупольный главный храм, часовню Елизаветы и Патриаршее подворье. Вместе с еще несколькими храмами он образует «Святой Квартал». В него входят Вознесенская церковь и Храм Николая Чудотворца.
История Храма-на-Крови в Екатеринбурге
После убийства семьи Романовых к дому стали приходить верующие, несмотря на все запреты. Это продолжалось тайно даже после его сноса в 1977 году. В конце 80-х на Ипатьевском пустыре начали открыто собираться люди и молиться. Вскоре был установлен сначала деревянный, а затем железный крест. Последний стоит до сих пор возле нового каменного здания.
В 1992 году была произведена закладка камня в основание будущего храма, а спустя два года на этом месте состоялась первая Божественная Литургия под небольшим временным навесом. Археологические раскопки на месте бывшего дома Ипатьева прошли в 2000 году. Помощь ученым оказывало большое количество людей на добровольной основе. Благодаря их усилиям были просеяны тонны земли на месте «кровавого» подвала.
Проект екатеринбургского храма разработали архитекторы Грачев М. Ю., Морозов В. П. и Мазаев Г. В. Планировалось возвести здание в русско-византийском стиле, которое делилось на нижний храм памяти Романовых на месте подвала, где их расстреляли и верхний собор. На какое-то время строительство пришлось заморозить в связи с экономической ситуацией, поэтому освящение нового храма состоялось только в 16 июля 2003 года.
Ежегодно в ночь на 17 июля в Храме-на-Крови служат памятную литургию, после чего начинается крестный ход длиной 25 километров до Ганиной Ямы, куда сбросили тела после расстрела.
Время работы и расписание богослужений
Посетить Храм-на-Крови в Екатеринбурге можно в любой день с 07:30 до 23:00. Богослужения здесь проходят ежедневно в утреннее и вечернее время.
По будням: утром в 08:00 и вечером в 17:00. По воскресеньям совершают три Божественных Литургии в: 06:40, 08:00 и 09:00.
Исповедь с 16:30 до 18:00. Подробнее о расписании богослужений можно узнать на официальном сайте.
Как доехать до Храма-на-Крови в Екатеринбурге
Храм-на-Крови расположен в центре Екатеринбурга. Ближайшая крупная трасса, проходящая рядом — улица Карла Либкнехта. На ней находятся остановки наземного общественного транспорта. Вход в здание со стороны улицы Царская. Недалеко от храма расположены еще несколько достопримечательностей: кинотеатр «Космос», Литературный квартал и Городской пруд.
Организованные экскурсии в Храм-на-Крови предлагают гиды в Екатеринбурге, зарегистрированные на портале Эксперты.Туристер.Ру.
Метро
Метро не самый удобный способ добраться до храма. Ближайшая остановка расположена в 750 метрах — станция «Динамо». Выйдя на поверхность, нужно пройти через сквер рядом с ККТ «Космос». Этот вид транспорта подойдет, если необходимо доехать от Южного автовокзала.
Автобусы
Остановки наземного транспорта находятся практически рядом с храмом. Ближайшая — «ТЮЗ». К ней подходят рейсы муниципальных автобусов:
От Железнодорожного вокзала Екатеринбурга возможно доехать на маршрутах: № 48, 052, 056, 56, 57.
Троллейбусы
К этой же остановке «ТЮЗ» подъезжают троллейбусы следующих маршрутов:
Маршрутные такси
Подходящих маршрутных такси значительно меньше:
Выходить следует на остановке «ТЮЗ».
Такси
По Екатеринбургу удобно передвигаться на такси, пользуясь приложениями: Яндекс.Такси, Uber, Gett, Maxim.
Расписание богослужений
Cегодня в приходе при Храме на Крови действуют разнообразные православные проекты: детский хор «Октоих», художественная школа имени преподобного Андрея Рублева, воскресная школа, катехизаторские курсы, казачий хутор «Штабной», кадетский класс, семейный клуб, служба милосердия, лекторий «Основы православия» и библиотека.
Хотелось бы выразить надежду на то, что воспоминание об этих трагических событиях поможет тем, кто еще не сумел переосмыслить историю, сделать это, и чтобы результатом этого переосмысления было возрастание нашего общего согласия, общенационального согласия и примирение, чтобы более исторические трагедии, которые достались нам из прошлого, не были причиной разделения нашего народа.
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл
Это чувство – особое благоговение перед подвигом Царской семьи и наших мучеников, новых исповедников Русской Церкви, оно войдет в душу, даже если душа совершенно черствая и холодная. Вся эта любовь и подвиг их растопит любую черствость и любую холодность. И чем больше мы будем молиться, чем больше мы будем обращать внимание на память святых страстотерпцев, на их подвиг — подвиг кротости, смирения, чистоты, подвиг абсолютной любви к своему Богу и к своей Родине, до тех пор наша страна будет стоять, и никакая сила злобная не сможет ее потревожить.
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл
Спас-на-крови
Спас-на-крови запись закреплена
Спас-на-крови запись закреплена
Спас-на-крови запись закреплена
Жизнь и Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
=========================
После Вознесения Господа матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием.
Показать полностью. Беседуя с ними, матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессемейного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами. Благоговение апостолов к Пресвятой Деве было чрезвычайно. По приятии Святого Духа в знаменательный день Пятидесятницы они пребывали в Иерусалиме около 10 лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и слышать от Нее Божественные слова. Многие из новопросвещенных верою приходили даже из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Пречистую Богородицу.
Во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь Христову (Деян.12:1–3), Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом в 43-м году удалилась в Ефес, в котором проповедовать Евангелие выпал жребий апостолу Иоанну Богослову. Она была также на Кипре у святого Лазаря Четверодневного, там епископствовавшего, и на Святой Горе Афонской, о которой, как говорит святой Стефан Святогорец, матерь Божия пророчески сказала: «Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница месту этому и Богу о нем Ходатаица».
Благоговение древних христиан к матери Божией было так велико, что они сохранили все о Ее жизни, что только могли заметить из Ее слов и деяний, и даже передали нам о Ее внешнем виде.
По преданию, основанному на словах священномучеников Дионисия Ареопагита (13 октября 96 г.) и Игнатия Богоносца (20 декабря 107 г.), святитель Амвросий Медиоланский в творении «О девственницах» писал о матери Божией: «Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама». По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом (ХIV в.), матерь Божия «была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренночерные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные. Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать». (Никифор Каллист заимствовал свое описание у святителя Епифания Кипрского, 12 мая 403 г.; Письмо к Феофилу об иконах. Перевод текста Епифания помещен в Великих Четиих-Минеях митрополита Макария. М., 1868, сентябрь, с. 363).
Обстоятельства Успения Божией матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке о Успении Ее писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский. В V веке святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, говорил святой благоверной греческой царице Пульхерии: «Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем, мы знаем о них из древнейшего и вернейшего предания». Это предание с подробностью собрано и изложено в церковной истории Никифора Каллиста в XIV веке.
Ко времени Своего Блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых вооружила против. Враги покушались на Ее жизнь, но Бог хранил Пресвятую Деву.
Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним. В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно Блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С Небесной вестью возвратилась Божия матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Неба, заключавший Ее молитву словом «аминь». Божия матерь заметила, что этот голос означает скорое пребытие апостолов и Святых Сил Бесплотных. Апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, говорит святой Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам, чтобы послужить матери Божией. Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении взаимно спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией матери настало время отойти ко Господу. Войдя к матери Божией, они увидели Ее благолепно сидящей на ложе, исполненную духовного веселия. Апостолы приветствовали Ее, а затем поведали о их чудесном восхищении с места проповеди. Пресвятая Дева прославляла Бога, что Он услышал Ее молитву и исполнил желание Ее сердца, и начала беседу о предстоящей Ее кончине. Во время этой беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, дивным Иерофеем, Божественным Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение матери Господней. Каждого из них Она призывала к Себе по имени, благословляла и хвалила веру и их труды в проповедании Христова Евангелия, каждому желала вечного Блаженства и молилась с ними о мире и благосостоянии всего мира.
Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно облистал неизреченный Свет Божественной славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Увидев Своего Сына, Божия матерь воскликнула: «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение Рабы Своея», – и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.
Тогда началось радостное Ангельское пение. Сопровождая чистую душу Богоневесты с благоговейным страхом как Царицы Небесной, Ангелы взывали: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите врата и сию премирно подымите, Присносущнаго матерь Света; тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем, и Той достойную честь воздати немощно» (стихира праздника на «Господи, воззвах»). Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела разливалось благоухание.
Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: «Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы. И во время рождения Он сохранил Твое девство, и во гробе соблюл от истления тело Твое» (канон 1, песнь 6, тропарь 1). Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости. Для большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верою и любовию прикасавшихся к священному одру. Оплакав свою разлуку с матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению Ее пречистого тела. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святое и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию.
При первом его движении над пречистым телом Богоматери и всеми провожавшими Ее внезапно появился обширный и светозарный облачный круг, наподобие венца, и к лику апостолов присоединился лик Ангельский. Слышалось пение Небесных Сил, прославлявших Божию матерь, которое вторило земным голосам. Этот круг с Небесными певцами и сиянием двигался по воздуху и сопровождал шествие до самого места погребения. Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших и самое тело матери Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видали. Многие из них были поражены слепотой. Иудейский священник Аффония из зависти и ненависти к матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к гробу. Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верою исповедал величие матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа. Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святое апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения. По премудрому смотрению Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении матери Господней. Придя в третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами повергся пред гробовой пещерой и громко выражал сожаление о том, что не удостоился последнего благословения матери Божией и прощания с Ней. Апостолы в сердечной жалости о нем решились открыть пещеру и доставить ему утешение – поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо.
Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни». Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя («часть Господа») и выкликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». (Этим было положено начало чину возношения панагии – обычаю возношения части хлеба в честь матери Божией, который и доныне хранится в монастырях.)
Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса. Ее многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений, а святое тело Ее, взятое на Небо, свидетельствует о нашем будущем пребывании с ним. Оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но несравненно более возвышено преславным вознесением на Небеса.