расписание богослужений в храме анастасии узорешительницы в чкаловске нижегородской области
Чкаловское благочиние
Дорогие братья и сестры!
Если у вас есть вопросы к благочинному Чкаловского округа иерею Николаю Сушкову, вы можете их задать в мессенджеры (WhatsApps, Viber, Telegram и другие) по номеру телефона
Показать полностью.
или на электронную почту
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие вопросы:
по храму в честь Анастасии Узорешительницы г. Чкаловск: протоиерей Геннадий Алехин, тел. 89103897970, эл. почта alekhin.g.1969@mail.ru.
По собору Рождества Пресвятой Богородицы с. Катунки г.о.г. Чкаловск — протоиерей Владимир Гофман, тел.89200443329, эл. почта patervl@yandex.ru.
Чкаловское благочиние запись закреплена
Чкаловское благочиние запись закреплена
Преподавательский курс повышения квалификации по организации приходской «школы трезвения» пройден. Ура!
Пройдя 10 занятий в
«школе трезвения» и освоив метод Шичко
в г. Нижнем Новгороде, в Соборе во имя Святителя и Чудотворца Николая и Святой Мученицы Татианы
под руководством преподавателя, ответственного за реализацию в Нижегородской Епархии Концепции по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма, духовника клириков протоиерея Александра /Николаева/
Появилась умеренность в употреблении пищи, бдительность над собой в охранении души и тела от пагубных, греховных мыслей, пожеланий, дел.
Трезвость является естественным состоянием человека, в котором в полноте реализуется Богом дарованная свобода.
Трезвость ума предполагает, что человек не будет «опьянен» своими мыслями, потеряв способность к их критическому анализу, подчиняя логику своих мыслей какой-либо страсти. Самооправдание, интеллектуализация.
Трезвость чувств предполагает, что человек не теряет контроль над своими чувствами. Идеализация, обесценивание.
Стадии покаяния:
1) сокрушение сердца
2) печаль по Богу
3) исправление ума
4) плач по Богу
Раскаиваясь в своих грехах, мы в доказательство искренности покаяния даём Богу обещание исправить свою жизнь. 90% участников группы (зависимые и созависимые) дали обет трезвости.
Тем, кто принял Обет трезвости, выдаётся особая обетная грамота, скрепленная печатью и подписями. Это документ, свидетельствующий о том, что человек в таком-то храме перед святыней дал твёрдое обещание не употреблять алкоголь, табак и других психоактивных, одурманивающих веществ в течении определённого срока (месяц, год, навсегда).
Часто люди не дают Обет трезвости из-за боязни нарушить его, боязни наказания.
Но страх не может удержать человека. У тех, кто боится, обычно уже заготовлен сценарий будущего отступления (поминки тёти, свадьба сына, полет на самолёте, корпоратив на новом месте работы и др.)
А вы готовы примерить на себя перья «белой вороны»?
Вы хотите почувствовать вкус абсолютной трезвости, понять как приятно трезвое веселье, ощутить лёгкость и остроту трезвого ума, радоваться жизни без спиртного?
Хотите родить и вырастить здоровое потомство, жить в любви и согласии со своими близкими?
В Чкаловском благочинии при церкви Анастасии Узорешительницы открыт набор группы «Школы трезвения».
Для страждущих и их родственников, кто хочет изменить свою жизнь к лучшему, освободиться от табачной и алкогольной зависимости или помочь своим близким.
Запись по телефону: +7 (910) 390-24-60
Храм в честь Анастасии Узорешительницы г. Чкаловск
Город Чкаловск.
Чкаловск возник в XII веке и назывался тогда Василёвой Слободой в честь своего основателя, князя Василия Юрьевича, сына Юрия Долгорукого. Основанием создания поселения послужило то, что оно служило запасным пунктом обороны для Городца, когда Юрий Долгорукий отвоевал у черемисов городок Малый Китеж, он переименовал его в Городец Радилов и посадил там воеводой своего сына Василия Юрьевича. Василий в свою очередь, чтобы иметь запасной пункт обороны от набегов угорских народов построил на правом берегу крепость, которую назвали Василёва Слобода.
В XIV—XVII веках Василёва Слобода принадлежала князьям Шуйским и была их родовой вотчиной. Её последним хозяином из рода Шуйских был царь Василий IV Иванович.
С 1610 по 1764 год Василёва Слобода была владением московского Вознесенского монастыря, после слобода стала государственным экономическим селом.
В селе занимались различными промыслами. Широко было развито изготовление гончарной посуды. В середине XIX века в Василёве было до 25 гончарных мастерских. Глиняную посуду по весне сплавляли на барках в низовья Волги и на Каму.
В XIX веке Василёва Слобода была одним из основных поставщиков бурлаков для Волги.
Во второй половине XIX века на Волге появились пароходы и большегрузные баржи. Это вызвало потребность в дноуглубительном флоте, так как река сильно мелела. В сентябре 1883 года было начато строительство мастерских. В свою очередь это вызвало приток населения, село Василёво стало стремительно расти.
Установление советской власти в селе не встретило больших осложнений. Весь флот, стоявший в затоне, был сохранён, отремонтирован, подготовлен к национализации, а впоследствии многие суда были переоборудованы для Волжской военной флотилии.
В 1920-е годы Василёвские казенные мастерские выросли в крупный судостроительный и судоремонтный завод, которому присвоили имя В. И. Ульянова (Ленина).
В августе 1937 года после совершения В. П. Чкаловым рекордного перелёта через Северный полюс в США, посёлок Василёво был переименован в честь знаменитого земляка в Чкаловск.
В годы войны предприятия посёлка выпускали продукцию военного назначения. Трое уроженцев посёлка — А. Г. Грачёв, В. В. Клочков, А. П. Коряков — были удостоены звания Героя Советского Союза.
В 1950-е годы в связи со строительством Горьковской ГЭС бо́льшая часть Чкаловска попала в зону затопления. Пришлось перенести часть домов, на новом месте был отстроен судостроительный завод.
В 1955 году Чкаловску был присвоен статус города.
Постоянное население города на 2017 год составляет 11569 человек. За последние 5 лет численность населения в г. Чкаловске снизилась на 598 человек.
До 1764 г. в Василёвой Слободе (так раньше назывался Чкаловск) существовало 4 монастыря: 2 мужских – Троицкий и Покровский и 2 женских – Вознесенский и Архангельский. Наиболее древней обителью была Вознесенская. Именно в ней, гласит местное предание, некогда подвизалась инокиня Анастасия. Анастасия происходила из царского грузинского рода, но в монастыре смиренно несла пастушеское послушание. Молитва подвижницы имела особую силу на приумножение овец. Когда Анастасия скончалась, она была похоронена в Вознесенской обители в одной могиле со своим ранее умершим братом Гавриилом, иноком мужского Покровского Василёвского монастыря. 3 мая 1639 г. архимандрит нижегородского Печёрского монастыря Макарий обрёл их нетленные мощи. В 1797 г. над склепом был возведён каменный тёплый храм во имя св. вмц. Анастасии Узорешительницы. В 40-е годы XIX в. К Анастасьевской церкви была пристроена часовня, увенчанная золотой главой, а внутри устроен святой колодец. Храмовая икона представляла собой настоящее произведение искусства: писаный, почти в рост человека, образ был с любовью убран в бархатную унизанную жемчугом ризу, а по бокам обложен серебряными с позолотой пластинами.
В 1927 г. храм во имя св. вмц. Анастасии Узорешительницы был закрыт, святыни уничтожены. В нач. 1950-х гг. эта территория, как и большая часть старого Василева оказалась в зоне затопления Горьковского водохранилища.
Новая жизнь прихода началась в 1998 г. на новом месте: для отправления богослужений прихожанам было передано здание бывшей столовой-ресторана. Ныне жизнь прихода разнообразна. Это воскресная школа на 30 детей, просветительские беседы для взрослых, молодежное объединение имени святителя Игнатия Брянчанинова, издается своя газета «Мир Вашему дому».
Чкаловское благочиние
Поделиться:
День народного единства у чкаловских витязей.
«Сыны Отечества, освободившие Россию»
4 Ноября вся Россия отмечает День народного единства. Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Он связан с событиями 1612 года — подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины.
В рамках празднования Дня народного единства, сотрудники центральной библиотеки подготовили и провели интеллектуальный батл «Сыны Отечества, освободившие Россию» для ребят ВПО «Православные витязи». Продолжить чтение →
Поделиться:
Каникулы проводим с пользой
26 октября, в преддверии дня памяти святого великомученика Димитрия Солунского ребята из воскресной школы в Катунках(Чкаловское благочиние)вместе со своими друзьями, приехавшими из Нижнего Новгорода во главе с директором воскресной школы Еленой Кириковой отправились на велосипедах от собора Рождества Пресвятой Богородицы на источник св. Димитрия Солунского, что находится недалеко от села.
Перед отправлением они помолились в храме, а Е. Кирикова провела для них небольшую, но заинтересовавшую их экскурсию, рассказала о святынях, познакомила с историей уникального собора и освящения десять лет назад источника святого великомученика Димитрия Солунского.
На святом источнике ребята умылись и вдоволь напились вкусной воды, перекусили и отправились в обратный путь – веселые и довольные, договорившись снова встретиться в храме на празднике в честь Казанской иконы Божией Матери.
г. Чкаловск
Расписание Богослужений в церкви в честь
Анастасии Узорешительницы г. Чкаловск на ноябрь,2021г.
3 ноября
среда
4 ноября
четверг
Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери
8.00 Общая исповедь. Часы. Божественная литургия.
Димитриевская родительская суббота
8.00 Общая исповедь. Часы. Божественная литургия. Панихида
16.00 Всенощное бдение. Исповедь.
Неделя 20-я по Пятидесятнице Мчч. Маркиана и Мартирия
8.00 Общая исповедь. Часы. Божественная литургия. Молебен.
10 ноября
среда
Свт. Димитрия Ростовского
8.00 Утреня. Часы. Литургия. Панихида
13 ноября
суббота
Апп. От 70-ти Стахия, Ампилия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула.
8.00 Утреня. Часы. Литургия. Панихида
16.00 Всенощное бдение. Исповедь
Неделя 21-я по Пятидесятнице. Собор всех Бессребреников.
8.00 Общая исповедь. Часы. Божественная литургия. Молебен.
Свт. Тихона, патриарха Иосковского и всея России.
8.00 Утреня. Часы. Литургия. Панихида
20 ноября
суббота
Мчч. 33-х, в Мелитине пострадавших. Прп. Лазаря Галисийского
8.00 Утреня. Часы. Литургия. Панихида
16.00 Всенощное бдение. Исповедь.
21 ноября
воскресенье
Неделя 22-я по Пятидесятнице. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
8.00 Общая исповедь. Часы. Божественная литургия. Молебен.
Свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. Прп. Нила постника
8.00 Утреня. Часы. Литургия. Панихида
Ап. Филиппа. Заговенье на Рождественский пост
8.00 Утреня. Часы. Литургия. Панихида
16.00 Всенощное бдение. Исповедь.
28 ноября
воскресенье
Неделя 23-я по Пятидесятнице Мчч. и исп. Гурия, Самона и Авива
Начало Рождественского поста
8.00 Общая исповедь. Часы. Божественная литургия. Молебен.
30 ноября
вторник
Свт. Григория еп. Неокесарийского.Прп. Никона иг. Радонежского
Церковь в честь вмц Анастасии Узорешительнице го
Церковь в честь вмц Анастасии Узорешительнице го запись закреплена
† ПРАВОСЛАВНЫЕ ЗВОНЫ †
Церковь в честь вмц Анастасии Узорешительнице го запись закреплена
Протоиерей Владимир Астахов. Проповеди.
Что нас разделяет с Богом, родненькие? Нас с Богом разделяет ложь. Когда мы не истинны, когда мы не настоящие. Когда мы живем не так, как для Бога, а как для себя. И лжем, а потом говорим: «Где же Бог? Почему Бог не помогает? Почему так тяжело? Почему так трудно? Почему так одиноко? Почему так холодно? Почему так больно мне?», но стараемся жизнь свою ложью решать. День проживи безо лжи, и поймешь, человек, как она прекрасна эта жизнь. Жизнь в правде, жизнь в истине. Истина не может нас отделить от Бога, потому что БОГ И ЕСТЬ ИСТИНА! ХРИСТОС И ЕСТЬ ИСТИНА!
Протоиерей Владимир Астахов. Проповеди.
Церковь в честь вмц Анастасии Узорешительнице го запись закреплена
Подслушано у Христиан | ПуХ
«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;»
(От Матфея 16:24-25 )
Церковь в честь вмц Анастасии Узорешительнице го запись закреплена
ВЕРУЮ
О ВЕЛИКОМ КАНОНЕ СВЯТИТЕЛЯ АНДРЕЯ КРИТСКОГО
Святитель Андрей Критский оставил глубокий след в православном предании и как великий святой, и как богослов, и как замечательный песнописец и гимнограф.
О нем известно сравнительно немного. Родился он около 660 года. Происходил из Палестины. В молодости отрекся от мира и ушел в лавру святого Саввы.
Показать полностью. Затем оказался в Константинополе, где исполнял должность орфанотрофа, то есть надзирателя за сиротскими домами. На этой должности он прославился своей деятельной благотворительностью и милосердием. Около 712 года он стал епископом Крита. Житие сообщает, что именно благодаря его молитве остров Крит был спасен от арабского нашествия. Отошел святитель ко Господу около 740 года. Память святителя Андрея Критского совершается 4 июля.
Его перу принадлежит ряд проповедей на Господские и Богородичные праздники и на другие случаи. Для своего времени он явился выдающимся и красноречивым проповедником. Но наибольшую известность он стяжал как гимнограф – творец стихир и канонов. Вопреки мнению М. Скабаллановича, не он первый стал писать полные каноны, (есть более ранние каноны VI–VII веков, дошедшие до нас в переводе на грузинский язык в сборнике «Иадгари»), однако он является первым известным автором полных канонов, дошедших до нас на греческом языке.
Он начал свою гимнографическую деятельность с трипеснцев, которые он составил на все дни Страстной седмицы, кроме субботы; раньше они пелись на утрени от понедельника до пятницы, потом к ним присоединились трипеснцы, составленные святителем Космой Маиумским, а потом произведения Космы вытеснили трипеснцы святителя Андрея на повечерие. Святитель Андрей написал полные каноны, до сих пор используемые в богослужении: Великий, на Лазареву субботу, неделю жен-мироносиц, преполовение Пятидесятницы, Рождество Богородицы. Им созданы также ныне не употребляемые каноны на неделю ваий, на Пасху, Богоявление, Сретение, Воздвижение, мученику Трофиму (23 июля), мученикам Маккавеям (1 августа). Особенность всех упомянутых канонов – наличие второй песни канона, основанной на скорбной и грозной песни Моисея из Второзакония (гл. 32), большое количество тропарей, а в конце Троичен (тропарь, посвященный Святой Троице) и Богородичен (тропарь Пресвятой Богородице).
Для святителя Андрея характерен особый стилистический почерк, особая система образов, нередко уходящих в раннехристианскую палестинскую архаику, например образ ребр Христовых как чаши (Великий канон, песнь 4); его стиль, сжатый, строгий и учительный, его простой язык узнаются сразу.
Святитель Андрей Критский наиболее известен своим Великим, или Покаянным, каноном. Существует мнение, что первоначально это был лишь ряд тропарей без ирмосов и без Богородичнов и лишь позднее Иосиф Песнописец оформил его. Современные знания о палестинской гимнографии показывают, что эта точка зрения неверна. Великий канон изначально целостное произведение, поздними являются только тропари, посвященные самому Андрею Критскому и Марии Египетской (хотя, судя по житию, написанному святителем Софронием Иерусалимским, ее память могла праздноваться достаточно рано), все остальное принадлежит святому Андрею. Самая ранняя рукопись, в которой засвидетельствован Великий канон (с несколько иным порядком тропарей и более кратким их составом), – исследованная нами Студийская Триодь середины – второй половины IX века, Р.A.И.К. 109, хранящаяся в Библиотеке Академии Наук в Санкт-Петербурге. В этой рукописи канон присутствует на своем первоначальном месте в богослужении Великого поста – на утрени четверга 5-й седмицы Великого поста (так называемее Стояние Марии Египетской). Лишь позднее он появляется еще и на повечерии первых четырех дней 1-й седмицы.
Канон представляет собой пронзающий душу сердечный плач праведника о грехах. Самое начало: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? кое ли положу начало… нынешнему рыданию» (песнь 1), – настраивает душу на скорбь и покаяние, к «уязвлению сердца».
Творец канона оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество. Он припоминает все прегрешения, все грехопадения – от Адама до Нового Завета; ветхозаветные примеры в каноне составляют его большую часть – восемь песен. Святитель Андрей не просто вспоминает о грехе праотцев, он их переживает как будто собственные: «Первозданнаго Адама преступлением поревновав, познах себе обнаженна от Бога…» (песнь 1).
Если святитель Андрей вспоминает в каноне примеры ветхозаветной и новозаветной праведности, то, прежде всего, для того, чтобы укорить свою душу за леность и за греховность и призвать ее к подражанию, например: «Иосифа праведнаго и целомудреннаго ума подражай, окаянная и неискусная душе, и не оскверняйся безсловесными стремленьми, присно беззаконнующи» (песнь 5).
Канон представляет собой широкую историческую панораму, в которой начертается история человеческого греха и человеческой праведности, отвержения Бога и Его принятия. Содержание канона глубоко христоцентрично, в каждой песни встречаются проникновенные обращения ко Христу, например: «Да будет ми купель кровь из ребр Твоих, купно и питие, источившее воду оставления, да обоюду очищаюся, помазуяся и пия, яко помазание и питие, Слове, животочная Твоя словеса» (песнь 4). Единственный путь очищения для святителя Андрея – во Христе, через трезвение, подвиг, через деяние – к видению Божества.
Великий канон святителя Андрея, безусловно, основывается на мощном святоотеческом фундаменте, в нем прочитываются цитаты из святителя Мелитона Сардского, святого Ефрема Сирина, святителей Григория Богослова и Григория Нисского, святого Максима Исповедника. И заслуга святителя Андрея Критского в том, что он смог синтезировать их опыт и запечатлеть его в каноне.
Иногда в околоцерковных кругах можно услышать мнение, что якобы святитель Андрей Критский пережил сам все те грехопадения, о которых он пишет в каноне, иначе он не смог бы о них повествовать с такой силой и убедительностью. Мало что может быть смешней и кощунственней такого суждения! Святой потому и святой, что чувствует себя величайшим грешником, не будучи таковым на деле; посещения Божественной благодати делают самые малые пятна на его совести ужасными и отвратительными для него, и самые малые свои проступки он оплакивает как великие грехопадения. А приведенное выше околоцерковное мнение – это своеобразное отражение пошленькой житейской псевдо-мудрости: «Надо все испытать самому, чтобы понять». Отнюдь не обязательно…
То, что нам дано в Покаянном каноне святителя Андрея Критского, является библейским, церковным, подлинно вселенским опытом покаяния, уязвления сердца, мучительного совлечения с себя ветхого, мертвого человека и облечения в нового Адама, во Христа Иисуса, Господа нашего, Которому слава во веки.
Церковь в честь вмц Анастасии Узорешительнице го запись закреплена
Православное духовное образование
Церковь в честь вмц Анастасии Узорешительнице го запись закреплена
«Помилуй мя, Боже »
Кирилл Долгов запись закреплена
Церковь в честь вмц Анастасии Узорешительнице го запись закреплена
Осудите сначала себя самого,
Научитесь искусству такому,
А уж после судите врага своего
Показать полностью.
И соседа по шару земному.
Научитесь сначала себе самому
Не прощать ни единой промашки,
А уж после кричите врагу своему,
Что он враг и грехи его тяжки.
Церковь в честь вмц Анастасии Узорешительнице го запись закреплена
Кирилл Долгов
Церковь в честь вмц Анастасии Узорешительнице го запись закреплена
ПТИЧКИ БОЖЬИ
18 июля Обретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского (1422)
12 духовных наставлений прпеподобного Сергия Радонежского;
Церковь в честь вмц Анастасии Узорешительнице го запись закреплена
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Понедельник 18 июля 2016 / 5 июля 2016
______
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Обретение честных мощей Преподобного Сергия Радонежского
Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года, Преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента открыты и изнесены были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича († 1425), святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.
Все нити духовной жизни Русской Церкви сходятся к великому Радонежскому угоднику и чудотворцу, по всей православной Руси благодатные животворящие токи распространяются от основанной им Троицкой обители.
Почитание Святой Троицы в русской земле началось со святой равноапостольной Ольги († 969; сведения о ней 11 июля), воздвигшей первый на Руси Троицкий храм в Пскове. Позже воздвигались такие храмы в Великом Новгороде и других городах.
Духовный вклад Преподобного Сергия в богословское учение о Святой Троице особенно велик. Преподобный глубоко прозирал сокровенные тайны богословия «умными очами» подвижника – в молитвенном восхождении к Триипостасному Богу, в опытном Богообщении и Богоуподоблении.
«Сонаследниками совершенного света и созерцания Пресвятой и Владычной Троицы, – изъяснял святой Григорий Богослов, – будут те, которые совершенно соединятся с совершенным Духом». Преподобный Сергий опытно познал тайну Живоначальной Троицы, потому что жизнью своей соединился с Богом, приобщился к самой жизни Божественной Троицы, т. е. достиг возможной на земле меры обожения, став «причастником Божеского естества» (2 Пет. 1, 4). «Кто любит Меня, – сказал Господь, – тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23). Авва Сергий, во всем соблюдший заповеди Христовы, относится к числу святых угодников, в душе которых «сотворила обитель» Святая Троица; он сам сделался «обителью Святой Троицы», и всех, с кем общался Преподобный, он возводил и приобщал к Ней.
Радонежский подвижник, его ученики и собеседники, обогатили Русскую и Вселенскую Церковь новым богословским и литургическим ведением и видением Живоначальной Троицы, Начала и Источника жизни, являющей Себя миру и человеку в соборности Церкви, братском единении и жертвенной искупительной любви ее пастырей и чад.
Духовным символом собирания Руси в единстве и любви, исторического подвига народа стал храм Живоначальной Троицы, воздвигнутый Преподобным Сергием, «чтобы постоянным взиранием на Нее побеждался страх ненавистной розни мира сего».
Почитание Святой Троицы в формах, созданных и завещанных святым игуменом Радонежским, стало одной из наиболее глубоких и самобытных черт русской церковности. В Троице Живоначальной Преподобным Сергием было указано не только святое совершенство вечной жизни, но и образец для жизни человеческой, духовный идеал, к которому должно стремиться человечество, потому что в Троице, как Нераздельной, осуждаются усобицы и благословляется соборность, а в Троице, как Неслиянной, осуждается иго и благословляется свобода. В учении Преподобного Сергия о Пресвятой Троице русский народ глубоко чувствовал свое кафолическое, вселенское призвание, и, постигнув всемирное значение праздника, народ украсил его всем многообразием и богатством древнего национального обычая и народной поэзии. Весь духовный опыт и духовное устремление Русской Церкви воплотились в литургическом творчестве праздника Святой Троицы, троицких церковных обрядов, икон Святой Троицы, храмов и обителей Ее имени.
Претворением богословского ведения Преподобного Сергия стала чудотворная икона Живоначальной Троицы преподобного Андрея Радонежского, прозванием Рублева († 1430), инока-иконописца, постриженика Троицкой Сергиевой обители, написанная по благословению преподобного Никона в похвалу святому авве Сергию. (На Стоглавом соборе 1551 года эта икона была утверждена в качестве образца для всей последующей церковной иконографии Пресвятой Троицы.).
«Ненавистная рознь», раздоры и смятения мирской жизни преодолевались иноческим общежитием, насажденным Преподобным Сергием по всей Руси. У людей не было бы разделения, раздоров и войн, если бы человеческая природа, созданная Творцом по образу Божественного Триединства, не была искажена и раздроблена первородным грехом. Преодолевая своим сораспятием Спасителю грех особности и разделения, отвергаясь «своего» и «себя», иноки-общежительники, по учению святого Василия Великого, восстанавливают Первозданное единство и святость человеческой природы. Обитель Преподобного Сергия стала для Русской Церкви образцом такого восстановления и возрождения, в ней воспитались святые иноки, пронесшие затем начертание истинного пути Христова в отдаленные пределы. Во всех своих трудах и деяниях Преподобный Сергий и его ученики воцерковляли жизнь, давая народу живой пример возможности этого. Не отрекаясь от земного, но преображая его, они звали восходить и сами восходили к Небесному.
Школа Преподобного Сергия через обители, основанные им, его учениками и учениками его учеников, охватывает все пространство Русской земли и проходит чрез всю дальнейшую историю Русской Церкви. Четвертая часть всех русских монастырей, твердынь веры, благочестия и просвещения, основана аввой Сергием и его учениками. «Игуменом Русской земли» назвал народ основателя Дома Живоначальной Троицы. Преподобные Никон и Михей Радонежские, Сильвестр Обнорский, Стефан Махрищский и Авраамий Чухломский, Афанасий Серпуховской и Никита Боровский, Феодор Симоновский и Ферапонт Можайский, Андроник Московский и Савва Сторожевский, Димитрий Прилуцкий и Кирилл Белозерский – все они были ученики и собеседники «чудного старца» Сергия. Святители Алексий и Киприан, митрополиты Московские, Дионисий, архиепископ Суздальский, и Стефан, епископ Пермский, состояли с ним в духовном общении. Патриархи Константинопольские Каллист и Филофей писали к нему послания и посылали свое благословение. Чрез преподобных Никиту и Пафнутия Боровских идет духовная преемственность к преподобному Иосифу Волоцкому и дружине его учеников, чрез Кирилла Белозерского – к Нилу Сорскому, к Герману, Савватию и Зосиме Соловецким.
Церковь чтит и тех из учеников и сподвижников Преподобного Сергия, память которых не отмечена в месяцеслове специально, под отдельным днем. Мы помним, что первым пришел к Преподобному на Маковец старец Василий Сухой, названный так за его несравненное постничество. Вторым был инок Якута, т. е. Иаков, из простых крестьян, он безропотно долгие годы нес в обители хлопотное и трудное послушание рассыльного. Пришли, среди прочих учеников, к Преподобному его земляки из Радонежа диакон Онисим с сыном Елисеем. Когда собралось 12 иноков и построенные келлии обнесены были высокой оградой, диакона Онисима авва назначил привратником, потому что келлия его была крайняя от входа в обитель. Под сенью святой Троицкой обители провел свои последние годы игумен Митрофан, тот самый, кто постриг когда-то Преподобного Сергия в ангельский образ и наставил в иноческих подвигах. Могила умершего вскоре блаженного старца Митрофана стала первой на монастырском кладбище. В 1357 году пришел в обитель из Смоленска архимандрит Симон, оставив почетную должность настоятеля в одном из смоленских монастырей ради того, чтобы стать простым послушником у Богоносного Радонежского игумена. В награду за великое смирение Господь сподобил его быть участником дивного видения Преподобного Сергий о будущем умножении его иноческого стада. По благословению святого аввы принял на себя подвиг молитвенного безмолвия блаженный старец Исаакий Молчальник, чье молчание для иноков и внешних было поучительнее всяких слов. Лишь один раз за годы безмолвия отверз уста преподобный Исаакий – чтобы свидетельствовать, как виденный им Ангел Божий сослужил в алтаре Преподобному Сергию, совершившему Божественную литургию. Очевидцем благодати Святого Духа, содействовавшей Преподобному, был также екклисиарх Симон, который видел однажды, как Небесный огонь сошел на Святые Тайны и угодник Божий «причастился огня неопально». Старца Епифания († ок. 1420), бывшего позже, при игумене Никоне, духовником Сергиева стада, Церковь называет Премудрым за высокую ученость и великие духовные дарования. Он известен как составитель житий Преподобного Сергия и его собеседника Святителя Стефана Пермского, похвальных слов им, а также «Слова о жизни и преставлении великого князя Димитрия Донского». Житие Преподобного Сергия, составленное Епифанием через 26 лет по кончине Преподобного, т. е. в 1418 г., было затем переработано прибывшим с Афона иноком агиографом Пахомием Сербом, прозванным Логофетом.
К Преподобному Сергию, как к неиссякаемому источнику молитвенного духа и благодати Господней, во все времена шли на поклонение – для назидания и молитвы, за помощью и исцелением – тысячи народа. И каждого из прибегающих с верой к его чудотворным мощам он исцеляет и возрождает, исполняет силы и веры, преображает и возводит к своей светоносной духовности.
Но не только духовные дары и благодатные исцеления подаются всем, приходящим с верою к мощам Преподобного, но ему дана также от Бога благодать защищать от врагов Русскую землю. Своими молитвами Преподобный был с воинством Димитрия Донского на Куликовом поле; он благословил на ратный подвиг своих пострижеников-иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябя. Он указал Иоанну Грозному место для сооружения крепости Свияжска и помогал в победе над Казанью. Во время польского нашествия Преподобный Сергий явился во сне нижегородскому гражданину Козме Минину, повелевая собирать казну и вооружать войско для освобождения Москвы и Русского государства. И когда в 1612 г. ополчение Минина и Пожарского после молебна у Святой Троицы двинулось к Москве, благодатный ветр развевал православные стяги, «яко от гроба самого Чудотворца Сергия».
К периоду Смутного времени и польского нашествия относится героическое «Троицкое сидение», когда многие иноки по благословению преподобного игумена Дионисия повторили священный ратный подвиг сергиевых учеников Пересвета и Ослябя. Полтора года – с 23 сентября 1608 г. по 12 января 1610 года – осаждали поляки обитель Живоначальной Троицы, желая разграбить и разрушить этот священный оплот православия. Но заступлением Пречистой Богородицы и молитвами Преподобного Сергия, «со многим стыдом» бежали наконец от стен монастыря, гонимые Божиим гневом, а вскоре и сам предводитель их Лисовский погиб лютой смертью как раз в день памяти Преподобного, 25 сентября 1617 г. В 1618 г. приходил к стенам Святой Троицы сам польский королевич Владислав, но, бессильный против охраняющей обитель благодати Господней, вынужден был подписать перемирие с Россией в принадлежавшем монастырю селе Деулине. Позже здесь был воздвигнут храм во имя Преподобного Сергия.
Подвиг обители в тяжелое для всего народа Смутное время описан келарем Авраамием (Палицыным) в «Сказании о событиях Смутного времени» и келарем Симоном Азарьиным в двух агиографических сочинениях: «Книге о чудесах Преподобного Сергия» и «Житии преподобного Дионисия Радонежского». В 1650 г. Симеоном Шаховским был составлен акафист Преподобному Сергию, как «взбранному воеводе» Русской земли, в память об избавлении Троицкой обители от вражеского обстояния. Другой существующий акафист Преподобному был составлен в ХVIII веке, автором его считают митрополита Московского Платона (Левшина; † 1812).
В последующее время обитель продолжала быть неоскудевающим светочем духовной жизни и церковного просвещения. Из ее братии избирались на чреду служения многие прославленные иерархи Русской Церкви. В 1744 году обитель за заслуги перед Родиной и верой стала именоваться Лаврой. В 1742 г. в ее ограде учреждена духовная семинария, в 1814 году сюда была переведена Московская духовная академия.
И ныне Дом Живоначальной Троицы служит одним из главных благодатных центров Русской Православной Церкви. Здесь изволением Святого Духа совершаются деяния Поместных Соборов Русской Церкви. В обители имеет местопребывание Святейший Патриарх Московский и всея Руси, который носит на себе особенное благословение Преподобного Сергия, являясь, по установившемуся правилу, «Свято-Троицкой Сергиевой Лавры священноархимандритом».
Пятое июля, день обретения мощей святого аввы Сергия, игумена Русской земли – самое многолюдное и торжественное церковное празднество в обители.
- расписание богослужений в храме анастасии узорешительницы в теплом стане расписание
- расписание богослужений в храме андрея боголюбского на волжском бульваре