раньше поступая в университет у меня не было желания учиться
Пропало желание учиться в университете: что делать
Человек, будучи школьником, мог мечтать о поступлении в университет, представлять, как он будет посещать занятия, сдавать экзамены, проходить практику. Став студентом, такой человек будет испытывать радость, гордость за то, что смог успешно пройти вступительные испытания.
Со временем любая эйфория проходит, на смену ей приходит ровное настроение, сопровождающее обыденные занятия. Но бывает и иная ситуация: безграничная радость может смениться апатией, исчезновением желания посещать занятия, продолжать учебу.
Это вызывает определенные опасения у студента по поводу того, что он не сможет окончить университет, получить диплом. Но раньше времени паниковать не стоит, потому что ситуация не так безнадежна, как может показаться сразу.
Для того чтобы решить, чем помогать себе в ситуации, когда желание учиться исчезло, необходимо выявить причины такой апатии. На самом деле причин может быть очень много. Среди них целесообразно выделить наиболее распространенные и серьезные.
Не нравится специальность.
В юном возрасте довольно трудно сделать верный выбор профессии, поэтому разочароваться в нем со временем вполне возможно. Также имеет место быть ситуация, когда решение о дальнейшем образовании приняли родители, не считаясь со способностями и интересами своего ребенка.
Не складываются отношения внутри университета.
Чувствовать себя изгоем среди одногруппников не понравится никому: это вызывает внутреннее напряжение при нахождении в их среде, желание спрятаться, стать незаметным. Конфликты с преподавателями тоже могут отбить желание посещать занятия, ведь именно эти люди дают знания, принимают зачеты и экзамены. Разумеется, с ними нужно быть в нормальных отношениях.
Несчастная любовь.
Беззаботные студенческие годы всегда сопровождаются какими-то романтическими отношениями. Университет – отличное место для знакомств со своими ровесниками. Так образовываются пары, которые уже не могут представить жизнь друг без друга. Но порой ситуация меняется, любовь куда-то исчезает. Все это может вызвать тоску, апатию и безразличие ко всему, что происходит вокруг.
Неудачи на экзаменах.
Сессия сама по себе является стрессом, который способен отбить стремление ко всему. А если успешно сдать экзамены не получается, то может исчезнуть уверенность в своих силах, а вместе с ней и желание прикладывать усилия, усердно заниматься.
Финансовая стабильность.
Она имеет место тогда, когда студент после учебы подрабатывает, получает приличную зарплату. В таком случае сегодняшний студент не до конца понимает, зачем вообще нужно образование, если и без него можно обеспечивать себе нормальный уровень жизни. Постепенно стимул учиться исчезает.
Ноль мотивации: как не перегореть на учебе
Анна Веселко
Чувствуете себя менее мотивированным, чем обычно? Более измученным и раздраженным? Учеба вызывает все меньше вдохновения и все больше желания «бросить все»? У вас может быть академическое выгорание, которое является вполне реальным заболеванием, а значит, поддается диагностике и лечению, если все делать правильно. Разбираемся в симптомах и причинах и рассказываем, что делать, чтобы не перегореть на учебе.
Академическое выгорание — это хроническое заболевание, явление, когда человек не может сосредоточиться на учебе, постоянно отвлекается и не интересуется своими задачами. Для более глубокого объяснения феномена выгорания исследователи разделили его на три характерных состояния —- постоянные и безрезультатные попытки сконцентрироваться, отчуждение от учебы и, наконец, полная невозможность изучить тему или выполнить поставленную задачу.
чувство истощения независимо от того, сколько вы спите, что приводит к усталости и бессоннице;
отсутствие мотивации посещать занятия или начинать выполнение заданий;
утрата уверенности в своих академических способностях;
неспособность уложиться в важные сроки;
напряжение в теле, которое может проявляться в виде головных болей, болезненных ощущений в мышцах или напряжении челюсти;
более высокая частота заболеваний из-за непроходящего стресса и истощения;
увеличение количества вредных привычек, таких как переедание, слишком поздний отход ко сну, кусание ногтей или любых других привычек, которые вы склонны приобретать, когда испытываете стресс или не заботитесь о себе;
неспособность сосредоточиться на учебной работе;
чувство скуки или отсутствие интереса к тем аспектам учебы или досуга, которые вам раньше нравились;
тревожность или депрессия.
Как предотвратить академическое выгорание
Если вы начнете замечать некоторые из вышеперечисленных симптомов, самое время что-то изменить.
По возможности сделайте настоящий перерыв в работе и учебе, постарайтесь изменить свое расписание, чтобы каждую неделю выделять себе хотя бы один выходной.
Найдите время для приятных занятий
И не только в выходные! Наполните свой календарь делами, которые вы любите делать в течение недели, и вы почувствуете, что у вас появится больше мотивации в дни, требующие максимум вашего внимания на учебных задачах.
Делайте физические упражнения
Старайтесь заниматься физическими упражнениями не менее трех раз в неделю, не допускайте обезвоживания и ешьте здоровую пищу, чтобы поддерживать активность и здоровье своего тела и ума.
Исследования показали, что время, проведенное на природе, снижает уровень стресса, поэтому проводите свободное время на улице.
Найдите время для социальной активности
Позитивную систему поддержки обеспечивают не только друзья и семья, но и время, проведенное в веселой социальной среде: оно сделает вас счастливее и даст вашему разуму отдохнуть.
Ставьте разумные цели
И придерживайтесь их — используйте календарь и ежедневные напоминания, чтобы сохранять мотивацию для выполнения дедлайнов.
Избегайте откладывания на потом
Когда вы чувствуете стресс, очень хочется отложить задания и проекты в сторону, но в конечном итоге это приведет к недосыпанию, разочарованию и к еще большему стрессу.
Сделайте шаг назад
Взгляните на вашу образовательную ситуацию в целом. Спросите себя, правильно ли вы выбрали направление, курс или программу? Есть ли другое направление, в котором вы могли бы двигаться, чтобы это лучше соответствовало вашей карьере или интересам? Может быть, просто нужно сменить обстановку?
Как оправиться от академического выгорания
Помните, что обычно на развитие академического выгорания уходят месяцы или годы, поэтому полное восстановление также потребует времени и усилий. Если ситуация усугубилась и выгорание от учебы стало постоянным спутником вашей жизни, вот что вы можете сделать:
Обратитесь за помощью
Возможно, вам понадобится помощь профессионала — поговорите с психологом, учебным консультантом, наставником или другим специалистом, который может помочь преодолеть выгорание. Также можно заручиться помощью друзей, семьи и учителей.
Распознайте симптомы и не игнорируйте их
Запомните ключевые симптомы академического выгорания и не игнорируйте сигналы своего разума и тела. Выгорание только усугубится, если вы будете продолжать двигаться вперед, не получая надлежащую помощь.
Управляйте стрессом и внесите важные изменения в жизнь
Выделите время для себя, чтобы расслабиться и уменьшить стресс. Практикуйте осознанное дыхание, здоровое питание, больше общайтесь. Попробуйте также делать перерывы на медитацию в течение дня. Измените свое расписание, чтобы сформировать лучший баланс между разными аспектами вашей жизни.
Как усердно учиться, не перегорая
Однако все же можно узнать больше, тратя при этом меньше времени на обучение и избегая растущей вероятности заполучить академическое выгорание: просто ограничьте учебные часы, но сделайте их более качественными.
Конкретные часы занятий с достаточным временем отдыха
Самый простой способ решить эту проблему — установить конкретные часы, которые позволят отдохнуть. Не нужно жертвовать встречами с друзьями, занятиями спортом или чем-то еще, чем вы занимаетесь для развлечения. Если вы сейчас усердно учитесь, чувствуете себя измотанным и пытаетесь сменить стратегию обучения, ваша рабочая нагрузка на переходный период должна быть еще меньше. Если вы задыхаетесь во время бега, вам нужно на некоторое время вернуться к более медленному темпу, пока не станет лучше и вы не сможете продолжить бег в своем стандартном темпе.
Переключите задачи обучения с пассивных на активные
Когда ваше внимание нарушено, скорость обучения значительно снижается, но вы по-прежнему тратите слишком много сил — это означает, что вы можете прилагать те же усилия, что и человек, придерживающийся конкретного графика, но запоминать при этом в разы меньше. Шагом в борьбе с этой проблемой является переключение ваших задач с пассивных на активные: преимущество активных заданий в том, что они заставляют двигаться в более эффективном направлении за то же количество времени.
Самотестирование — задача активная, перечитывание заметок — пассивное занятие, техника Фейнмана ❓ Ментальная модель, основанная на предыдущем опыте понимания, для передачи информации с помощью лаконичных мыслей и простого языка. — активное. Хорошее эмпирическое правило заключается в том, что если в процессе обучения вы занимаетесь чем-то, что не позволяет вам обнаружить, что вы ошибаетесь (как чтение конспекта), значит, это пассивная задача.
Создайте комфортную рабочую среду без отвлекающих факторов
Сходите куда-нибудь, где нет ваших друзей, если вы не хотите, чтобы вас отвлекали, не беспокойтесь о перерывах. В идеале следует создать среду, в которой перерывы будут скучными, но все же расслабляющими, чтобы у вас не возникло соблазна забросить учебу. Заранее выбрав занятия для перерыва, соответствующие этим критериям, вы сможете сосредоточиться на работе в течение всего дня. Зависание в соцсетях, общение с друзьями или телефонные игры не лучший отдых.
Не пытайтесь заполнить каждый день слишком большим количеством дел, которые требуют умственных усилий. Иногда вы можете попасть в график учебы, который приведет к выгоранию, но не распознать его таким, какой он есть. Такое может произойти, когда вы недостаточно продвигаетесь в своей цели или слишком часто откладываете на потом и начинаете чувствовать, что должны работать больше, а не меньше. В этих случаях иногда бывает трудно понять, что ваша неспособность сохранять сосредоточенность — это симптом неправильно организованного рабочего времени, а не лени. Чтобы узнать наверняка, сделайте паузу, проанализируйте свое состояние и график работы и измените привычки обучения исходя из полученных результатов.
Нет желания учиться в вузе и ходить на пары.
Ответы
Артур Каграманов
Мне не хватает мотивации и стимула
— Потому что Вы делаете то что не любите.
В этом мире есть только одно счастье — и это счастье быть собой. И поскольку никто не может быть собой, все пытаются так или иначе скрыться — за масками, притворством, лицемерием. Все стыдятся того, кто они такие.
Вас научили всему, кроме того, чтобы быть собой. Та самая уродливая из всех возможных форма общества, потому что она делает каждого несчастным.
Быть не теми, кто вы есть на самом деле, быть не с теми, с кем хотите, делать не то, что хотите, — все эти вещи лежат в основе всего вашего страдания.»
Для этого Вы должны брать ответственность за себя и свою жизнь в свои руки. Только так Вы станете индивидуальностью личностью свободным и счастливым человеком.
Меня очень грызет совесть, я очень хочу начать учиться, даже хотя бы ради того, чтобы получить диплом, чтобы было высшее образование
— От того что Вы делаете что то и не знаете что и для чего Вы это делаете. Отсюда вся неразбериха.
В таких случаях рекомендуют техники релаксации, и медитацию.
Медитация, помогает Вам своими руками, за счёт своих внутренних, природных, естественных ресурсов помочь своему организму, привнести гармонию в свой внутренний мир, то есть гармонизировать своё общее состояние и здоровье в целом.
Для этого необходимо практиковать йогу, кардио тренировки и медитацию. И это не должно быть увлечением на пару занятий или недель, это должно стать для Вас ОБРАЗОМ ЖИЗНИ, тогда и результаты придут.
Так Вы научитесь лучше, больше, всесторонне понимать себя, своё тело, внутреннее состояние и психологию.
Вы должны делать вещи по своей природе, то что Вы любите. Так Вы будете задействовать свои таланты (способности предрасположенность/умение призвание к чему либо) и творчество. Именно тогда Вы будете встречать людей своей судьбы, и устроиться личная жизнь.
Так Вы привнесёте в свою жизнь гармонию, целостность и благополучие.
Важно делать то, что ты любишь, и делать это хорошо. Я никогда не встречал успешных людей, которые занимались бы тем, что им не нравится. Жизнь таких людей выглядит жалкой. Уоррен Баффет
Что делать, если не хочешь учиться? Советы психолога
Знакомо чувство, когда понимаешь, что делать уроки надо, но не можешь себя заставить? Как быть? И значит ли это, что школьник глупый? На эти и другие вопросы ответила психолог-профориентолог образовательного центра Адукар Анна Исаенко.
Анна Исаенко — психолог-профориентолог с 25-тилетним стажем работы с подростками в Беларуси и России. Ответственный секретарь Белорусского психоаналитического общества с 1991 года. Соавтор книги «Одарённость: способности, мотивации и творчество»
Что вообще значит учиться?
Человечество знает только три вида деятельности: игру, учение и труд. Когда вы играете, когда вы учитесь и когда вы трудитесь? Давайте разберемся.
Учёба — деятельность по развитию себя, самосовершенствованию. И вы занимаетесь учёбой тогда, когда преодолеваете своё несовершенство, неспособность, пытаетесь реализовать своё стремление к лучшему.
Как мы учимся?
Структура учебной деятельности состоит из ряда действий. У каждого взрослого человека есть осознаваемые трудности, проблемы, и это нормально. В отличие от ребёнка, взрослый решает свои материальные и эмоциональные проблемы не за счёт других, а самостоятельно.
Бывает такое, что взрослые люди ведут себя по-детски и ходят на работу, чтобы отбыть какую-то процедуру. Считается, что взрослому человеку присущ высший уровень деятельности — труд. Когда вы ходите на работу, чтобы создать крутой проект, и продвинуть его, тогда вы заняты трудом. А когда ходите в офис, чтобы выполнять рутинную, скучную, неинтересную процедуру и получать зарплату, то это та же самая игра. Просто по тем правилам, которые вам не нравятся.
А почему так случается? Потому что люди не научились учиться в школе. Уметь учиться — это:
Осознавать, что вы столкнулись с проблемой, и это нормально. Психически здорового человека от невротика отличает способность не зацикливаться на проблеме, а сразу же переформулировать термины в задачи — как сделать так, чтобы решить её.
Формулировать проблему в форме задачи. Поставить вопрос: «Что мне нужно сделать, чтобы решить её?»
Проводить самоанализ, рефлексию: «У меня есть способы решения этой задачи?» Найти правила, ключевые ресурсы, знания, которые пригодятся для того, чтобы справиться с задачей.
Моделировать решение задачи при помощи найденного средства. Если способа нет — это тоже нормально. Мы идём искать этот способ в окружающем социуме: у новых знакомых, в интернете и так далее.
«Играть» с моделью, чтобы увидеть всё многообразие вариантов решения. А если я буду действовать так или другим способом? Вы увидите, что вариантов решения много.
Выбирать самое адекватное и подходящее решение проблемы.
И проверять, соотнеся найденное решение с условиями задачи.
Эти действия нужно повторять столько раз, пока не найдёшь подходящее решение. Я очень люблю встречаться с будущими предпринимателями, которые уже в 9 классе создают свой бизнес, а родители говорят: «Он не хочет учиться, занимается какой-то несерьёзной деятельностью». Родители просто не осознают эту учебно-предпринимательскую деятельность как учебную. Кто-то учится игре на гитаре, кто-то осваивает искусство отношений или выступает перед публикой. Другой вопрос: вы не рассматриваете это как учебную деятельность. Игра от учёбы отличается тем, что у вас появился мотив самосовершенствования, саморазвития. И поверьте, это самый увлекательный мотив, который есть в этой жизни, надёжное лекарство от скуки.
И когда человек говорит «Я не знаю, кем быть. Я не хочу учиться», это означает, что он пока не понимает, кто он и ради чего живет, каковы те ценности, ради которых он готов экспериментировать. Хорошо, когда у человека есть вера в себя и какой-то смысл жизни.
Зачем стоит учиться?
В любой профессии, какую не освоите, новичок начинает с низшей ступеньки развития и маленькой зарплатой (будь-то программист или учитель). И то, как вытащить себя из этого уровня, зависит от вас. Вам придется самостоятельно вытаскивать себя, осваивать различные траектории с помощью учебной деятельности.
Человека мотивируют к развитию кризисные ситуации: в экономике, в политике и так далее. Помните значение китайского иероглифа, обозначающего кризис? Это одновременно и угроза, и возможность. Человеку стоит делать так, чтобы не терять себя в этой жизни и вытаскивать из различных проблем со здоровой психикой при помощи навыка учиться. Важно строить отношения с любимыми людьми, с детьми, со взрослыми, с руководством. Очень много поводов для учебной деятельности. Поэтому я вас призываю пружинить в силу собственной личности, харизмы и укреплять самооценку, бороться за себя.
Больше ответов на вопросы ты узнаешь из трансляции с Анной ИсаенкоСпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Что делать, если мне разонравилось учиться в университете?
Выбирая профессию в 17 лет, человек может ошибиться, и это абсолютно нормально. Но что же делать, если ты несколько лет проучился в вузе и вдруг понимаешь, что больше нет никаких сил его посещать? Как разрешить себе оставить учёбу и перестать бояться гнева родителей, рассказывает психолог Юлия Старостина.
Вопрос. Что делать, если мне больше не нравится учиться в университете? Бросать боюсь, родители очень расстроятся. Но и жизнь свою тратить впустую тоже не хочется. Как лучше поступить?
Ответ. Для начала стоит спросить себя: что значит «больше не нравится»? Здесь может быть три варианта.
Первый — вам когда-то нравилось учиться, но в данном университете больше не нравится. То есть выбранная специальность устраивает, но не нравится сам процесс преподавания. В этом случае вы можете перевестись в вуз, который похож по статусу и по выбираемой профессии. Ищите вариант перевода, досдайте экзамены, если это требуется. Технологии перевода из вуза в вуз иногда сложные, но они всё-таки есть. В этом нет ничего страшного.
Второй — выбранная специальность перестала нравиться в принципе. То есть вы, проучившись некоторое время, поняли: «Не моё». Скорее всего, это место, которое вы выбрали, не зная, куда пойти, или туда вас заставили поступать родители. Здесь всё сложнее: если дело в специальности, то не всегда получится с психолога перевестись на инженера и наоборот. Попробуйте перепоступить. Если вы не ушли дальше третьего курса, можно попробовать сдать экзамены ещё раз и даже поступить на бесплатное.
Третий — вы понимаете, что вообще не хотите получать высшее образование. Здесь встаёт вопрос о том, что родители или окружающие люди не очень хорошо к этому отнесутся. Резонно спросить себя: действительно ли вы разочаровались и не хотите больше учиться, что для вас важнее — ваша собственная жизнь или мнение окружающих? Иногда люди, имеющие высшее образование, получают гораздо меньше, и им гораздо меньше нравится их работа, нежели людям, у которых высшего образования нет. В современном мире нет ничего страшного, если у вас нет диплома. Главное — осознавать, что важно и нужно именно вам.
Бывает так, что человек не любит учиться в принципе, это нормально. Если он при этом обязательный, хорошо справляется с работой и другими заданиями, которые вызывают у него нормальную мотивацию, то ничего страшного нет. А вот если человеку не нравится ни одна сфера жизни, где нужно что-то делать, здесь возникают вопросы — всё ли у него в порядке и что происходит у него в жизни.
«Если подросток говорит „я не знаю, чего хочу в жизни“ — это неправда»
Если он успешен в областях, которые не связаны с учёбой, значит, это просто не его. В таком случае не обязательно уходить из вуза, можно закрывать сессию на тройки, а потом успешно работать грамотным специалистом. Если есть трудности с запоминанием материала и внутри самого процесса обучения, то их тоже можно решить: существует нейропсихологическая помощь, курсы по тренингу памяти и внимания.
Сейчас человек должен выбирать профессию в 17–18 лет. В этом возрасте он, как правило, не понимает, чего хочет, не имеет представления о будущей профессии — например, чем в реальности занимается журналист или психолог, как проходит его обычный день. К сожалению, так устроена система и мы ничего не можем с этим сделать: огромное количество людей не работают по профессии и даже во время учёбы начинают работать по смежной или вообще противоположной профессии.
Родителям, чьи дети в скором времени должны поступать, хочется посоветовать не давить на детей. Лучше расскажите про профессии, сводите детей на работу, дайте возможность поработать где-то летом. Чтобы человек попробовал, посмотрел и понял, что у него лучше получается. И, конечно, важно просто понимать, что это нормально, когда человек в 18 лет поступает в университет и ему не нравится то, что он выбрал.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
Фото: Shutterstock (wavebreakmedia)