ранк миф о рождении героя
Ранк миф о рождении героя
МИФ О РОЖДЕНИИ ГЕРОЯ
Рефл-бук»
«Ваклер»
•1997
УДК 159.92 165.9 ББК 88.8
Составление С.Л. Удовик Ответственный редактор С.Н. Иващенко Перевод А.П. Хомик, М. Кобылинская В оформлении использована картина Андреа дель Кастаньо “Юный Давид” 1450 г. Национальная галлерея. Ватикан
Перепечатка отдельных глав и произведения в целом без письменного разрешения издательств «Рефл-бук» или «Ваклер» запрещена и преследуется по закону.
ISBN 5-87983-027-6, серия © Оформление, серия, состав-ISBN 5-87983-053-5 («Рефл-бук») ление—изд-во «Рефл-бук», 1997 ISBN 966-543-155-2 («Ваклер») © Предисловие, перевод —
Из-во «Ваклер»
© Перевод — М. Кобылинская, 1913
СОДЕРЖАНИЕ
Кир | 181 |
Тристан | 194 |
Ромул | 196 |
Геркулес | 200 |
Иисус | 203 |
Зигфрид | 208 |
Лоэнгрин | 211 |
ПУТЬ ГЕРОЯ
В апреле 1905 года один молодой житель Вены обратился к своему интернисту, Альфреду Адлеру, с просьбой дать ему перечитать книгу доктора Фрейда о толковании снов. Через несколько месяцев настойчивый читатель был представлен автору, а к концу года передал на суд Фрейда три свои рукописи. Одна из них, посвященная психоанализу искусства, составила основу вышедшей через два года книги Художник, во второй, впоследствии так и не изданной (Сущность иудаизма), говорилось о специфическом для евреев акценте на первобытной сексуальности, в третьей же, очень короткой, была сделана смелая попытка реинтерпретации одного из снов самого Фрейда, приведенного в Толковании сновидений, — якобы свидетельствующего о желании быть превзойденным своими сыновьями. Начинающий аналитик усомнился в полной искренности отца, и подобная смелость не могла не заинтересовать основателя психоанализа, выразившего желание познакомиться с этим пытливым юношей поближе.
Так в окружении Фрейда появился сначала его убежденный последователь, а впоследствии — “ревизионист-отступник», известный истории науки как Отто Ранк (настоящее имя — Отто Розенфельд). Будущий психоаналитик родился 22 апреля 1884 года в чрезвычайно бедной еврейской семье; в юности условий для регулярных занятий наукой практически не имел: сначала учился в ремесленном училище, затем работал в мастерской, читать и писать приходилось по ночам. Покровительство со стороны заметившего его талант Фрейда было как нельзя кстати, и именно по настоянию последнего Ранк со временем все же поступил в Венский университет и к 1912 году получил степень доктора философии.
На годы учебы в университете приходится начало активной литературной деятельности Ранка. Не будучи, в отличие от Фрейда и большинства его единомышленников, профессиональным врачом, он одним из первых решился заняться приложением психоаналитического метода к исследованию разнообразных культурных феноменов, таких как мифы и легенды, искусство и религия, литература и поэзия. К этому периоду относится публикуемая в данном сборнике работа Миф о рождении героя (1909), а также капитальный труд Мотив инцеста в литературе и легендах (1912), в которых он попытался показать, что эдипов комплекс является универсальным принципом для объяснения древних мифов, а также литературных и поэтических произведений позднейших эпох. Обе книги — пример огромной историко-культурной эрудиции молодого автора, поражавшей всех, кто его знал. Фрейд выделял Ранка за его огромные способности и считал, что среди многих прочих психоаналитиков первой волны (таких, например, как Штекель, Федерн, Тауск и др.) лишь “малыш Ранк” (выражение Фрейда) имел научное будущее (об этом он специально сообщал в письмах к Ференци (12 марта 1911 г.) и Абрахаму (14 марта 1911 г.).
В 1912 году Ранк стал секретарем Венского психоаналитического общества и оставался на этом посту вплоть до своего разрыва с Фрейдом в 1924-м. Это был период энергичной работы, основной целью которой было всемерное расширение сферы влияния психоанализа. Ранк трудился над изданием журнала Имаго, был редактором Internationale Zeitschrift für Psychoanalyse, а в 1919-м основал специальное издательство для публикации работ по психоанализу и руководил им в течение последующих пяти лет. Особая страница в научной биографии Отто Ранка — работа в созданном по инициативе Фрейда так называемом “тайном комитете” — неофициальном руководящем органе мирового психоаналитического движения. Помимо Ранка в него входили: Шандор Ференци, Эрнст Джонс, Карл Абрахам, Макс Эйтингтон, а также Ханс Захс, благодаря признаниям которого о существовании комитета стало известно широкой публике (он рассказал об этом в вышедшей в США в 1944 году книге Freud, Master and Friend). Согласно замыслу
АКТУАЛЬНАЯ психология
Отто Ранк
МИФ О РОЖДЕНИИ ГЕРОЯ
Рефл-бук»
«Ваклер»
•1997
УДК 159.92 165.9 ББК 88.8
Составление С.Л. Удовик Ответственный редактор С.Н. Иващенко Перевод А.П. Хомик, М. Кобылинская В оформлении использована картина Андреа дель Кастаньо “Юный Давид” 1450 г. Национальная галлерея. Ватикан
Перепечатка отдельных глав и произведения в целом без письменного разрешения издательств «Рефл-бук» или «Ваклер» запрещена и преследуется по закону.
ISBN 5-87983-027-6, серия © Оформление, серия, состав-ISBN 5-87983-053-5 («Рефл-бук») ление—изд-во «Рефл-бук», 1997 ISBN 966-543-155-2 («Ваклер») © Предисловие, перевод —
Из-во «Ваклер»
© Перевод — М. Кобылинская, 1913
СОДЕРЖАНИЕ
Кир181 Тристан194 Ромул196 Геркулес200 Иисус203 Зигфрид208 Лоэнгрин211
ПУТЬ ГЕРОЯ
В апреле 1905 года один молодой житель Вены обратился к своему интернисту, Альфреду Адлеру, с просьбой дать ему перечитать книгу доктора Фрейда о толковании снов. Через несколько месяцев настойчивый читатель был представлен автору, а к концу года передал на суд Фрейда три свои рукописи. Одна из них, посвященная психоанализу искусства, составила основу вышедшей через два года книги Художник, во второй, впоследствии так и не изданной (Сущность иудаизма), говорилось о специфическом для евреев акценте на первобытной сексуальности, в третьей же, очень короткой, была сделана смелая попытка реинтерпретации одного из снов самого Фрейда, приведенного в Толковании сновидений, — якобы свидетельствующего о желании быть превзойденным своими сыновьями. Начинающий аналитик усомнился в полной искренности отца, и подобная смелость не могла не заинтересовать основателя психоанализа, выразившего желание познакомиться с этим пытливым юношей поближе.
Так в окружении Фрейда появился сначала его убежденный последователь, а впоследствии — “ревизионист-отступник», известный истории науки как Отто Ранк (настоящее имя — Отто Розенфельд). Будущий психоаналитик родился 22 апреля 1884 года в чрезвычайно бедной еврейской семье; в юности условий для регулярных занятий наукой практически не имел: сначала учился в ремесленном училище, затем работал в мастерской, читать и писать приходилось по ночам. Покровительство со стороны заметившего его талант Фрейда было как нельзя кстати, и именно по настоянию последнего Ранк со временем все же поступил в Венский университет и к 1912 году получил степень доктора философии.
На годы учебы в университете приходится начало активной литературной деятельности Ранка. Не будучи, в отличие от Фрейда и большинства его единомышленников, профессиональным врачом, он одним из первых решился заняться приложением психоаналитического метода к исследованию разнообразных культурных феноменов, таких как мифы и легенды, искусство и религия, литература и поэзия. К этому периоду относится публикуемая в данном сборнике работа Миф о рождении героя (1909), а также капитальный труд Мотив инцеста в литературе и легендах (1912), в которых он попытался показать, что эдипов комплекс является универсальным принципом для объяснения древних мифов, а также литературных и поэтических произведений позднейших эпох. Обе книги — пример огромной историко-культурной эрудиции молодого автора, поражавшей всех, кто его знал. Фрейд выделял Ранка за его огромные способности и считал, что среди многих прочих психоаналитиков первой волны (таких, например, как Штекель, Федерн, Тауск и др.) лишь “малыш Ранк” (выражение Фрейда) имел научное будущее (об этом он специально сообщал в письмах к Ференци (12 марта 1911 г.) и Абрахаму (14 марта 1911 г.).
В 1912 году Ранк стал секретарем Венского психоаналитического общества и оставался на этом посту вплоть до своего разрыва с Фрейдом в 1924-м. Это был период энергичной работы, основной целью которой было всемерное расширение сферы влияния психоанализа. Ранк трудился над изданием журнала Имаго, был редактором Internationale Zeitschrift für Psychoanalyse, а в 1919-м основал специальное издательство для публикации работ по психоанализу и руководил им в течение последующих пяти лет. Особая страница в научной биографии Отто Ранка — работа в созданном по инициативе Фрейда так называемом “тайном комитете” — неофициальном руководящем органе мирового психоаналитического движения. Помимо Ранка в него входили: Шандор Ференци, Эрнст Джонс, Карл Абрахам, Макс Эйтингтон, а также Ханс Захс, благодаря признаниям которого о существовании комитета стало известно широкой публике (он рассказал об этом в вышедшей в США в 1944 году книге Freud, Master and Friend). Согласно замыслу
Фрейда, эта группа, среди прочего, должна была взять на себя функцию защиты психоаналитического учения от грядущих искажений. “Все мы приняли этот план с энтузиазмом, — вспоминает Ханс Захс. — Он придавал практическому, здравому руководству оттенок школьного тайного общества — достаточный для того, чтобы придать ему привлекательность, не делая при этом смехотворным» (Hanns Sachs: Freud, Master and Friend, Cambridge: Harvard University Press, 1944). Комитет начал действовать с середины 1912 гбда, а уже в конце 1913-го вышел совместный труд Ранка и Захса Значение психоанализа в науках о духе, основной задачей которого было дать отпор “ревизионистским” идеям Юнга, содержащимся в его книге Метаморфозы и символы либидо. Выполнение этой миссии было возложено на Ранка и Захса не случайно: во-первых, оба они, не будучи профессиональными врачами и не имея вплоть до конца войны собственной аналитической практики, являлись в ту пору основными экспертами по культурологическим приложениям психоанализа, а во-вторых, несмотря на сильное различие характеров, были очень большими друзьями и всегда работали в полной гармонии.
Хотя обе книги (Значение психоанализа и Метаморфозы и символы) посвящены рассмотрению сходных проблем, в Значении психоанализа Юнг цитируется лишь изредка и очень сухо. Монография Ранка и Захса была первым продуктом “комитета” и во-многом предопределила его тактику в будущем: любую новую идею кого бы то ни было из отступников должен был встретить шквал контрпубликаций. Однако, если присмотреться внимательнее, на самом деле в Значении психоанализа можно обнаружить обсуждение таких типично юнговских тем, как, например, различие между реальностью и фантазией, важность или неважность фантазии и имагинативного мышления, мотив героя и его двойника (близнеца) и ряд других.
Ранк миф о рождении героя
УДК 159.92 165.9 ББК 88.8
Составление С.Л. Удовик Ответственный редактор С.Н. Иващенко Перевод А.П. Хомик, М. Кобылинская В оформлении использована картина Андреа дель Кастаньо “Юный Давид” 1450 г. Национальная галлерея. Ватикан
Перепечатка отдельных глав и произведения в целом без письменного разрешения издательств «Рефл-бук» или «Ваклер» запрещена и преследуется по закону.
ISBN 5-87983-027-6, серия © Оформление, серия, состав-ISBN 5-87983-053-5 («Рефл-бук») ление—изд-во «Рефл-бук», 1997 ISBN 966-543-155-2 («Ваклер») © Предисловие, перевод —
© Перевод — М. Кобылинская, 1913
ПУТЬ ГЕРОЯ
В апреле 1905 года один молодой житель Вены обратился к своему интернисту, Альфреду Адлеру, с просьбой дать ему перечитать книгу доктора Фрейда о толковании снов. Через несколько месяцев настойчивый читатель был представлен автору, а к концу года передал на суд Фрейда три свои рукописи. Одна из них, посвященная психоанализу искусства, составила основу вышедшей через два года книги Художник, во второй, впоследствии так и не изданной (Сущность иудаизма), говорилось о специфическом для евреев акценте на первобытной сексуальности, в третьей же, очень короткой, была сделана смелая попытка реинтерпретации одного из снов самого Фрейда, приведенного в Толковании сновидений, — якобы свидетельствующего о желании быть превзойденным своими сыновьями. Начинающий аналитик усомнился в полной искренности отца, и подобная смелость не могла не заинтересовать основателя психоанализа, выразившего желание познакомиться с этим пытливым юношей поближе.
Так в окружении Фрейда появился сначала его убежденный последователь, а впоследствии — “ревизионист-отступник», известный истории науки как Отто Ранк (настоящее имя — Отто Розенфельд). Будущий психоаналитик родился 22 апреля 1884 года в чрезвычайно бедной еврейской семье; в юности условий для регулярных занятий наукой практически не имел: сначала учился в ремесленном училище, затем работал в мастерской, читать и писать приходилось по ночам. Покровительство со стороны заметившего его талант Фрейда было как нельзя кстати, и именно по настоянию последнего Ранк со временем все же поступил в Венский университет и к 1912 году получил степень доктора философии.
На годы учебы в университете приходится начало активной литературной деятельности Ранка. Не будучи, в отличие от Фрейда и большинства его единомышленников, профессиональным врачом, он одним из первых решился заняться приложением психоаналитического метода к исследованию разнообразных культурных феноменов, таких как мифы и легенды, искусство и религия, литература и поэзия. К этому периоду относится публикуемая в данном сборнике работа Миф о рождении героя (1909), а также капитальный труд Мотив инцеста в литературе и легендах (1912), в которых он попытался показать, что эдипов комплекс является универсальным принципом для объяснения древних мифов, а также литературных и поэтических произведений позднейших эпох. Обе книги — пример огромной историко-культурной эрудиции молодого автора, поражавшей всех, кто его знал. Фрейд выделял Ранка за его огромные способности и считал, что среди многих прочих психоаналитиков первой волны (таких, например, как Штекель, Федерн, Тауск и др.) лишь “малыш Ранк” (выражение Фрейда) имел научное будущее (об этом он специально сообщал в письмах к Ференци (12 марта 1911 г.) и Абрахаму (14 марта 1911 г.).
В 1912 году Ранк стал секретарем Венского психоаналитического общества и оставался на этом посту вплоть до своего разрыва с Фрейдом в 1924-м. Это был период энергичной работы, основной целью которой было всемерное расширение сферы влияния психоанализа. Ранк трудился над изданием журнала Имаго, был редактором Internationale Zeitschrift für Psychoanalyse, а в 1919-м основал специальное издательство для публикации работ по психоанализу и руководил им в течение последующих пяти лет. Особая страница в научной биографии Отто Ранка — работа в созданном по инициативе Фрейда так называемом “тайном комитете” — неофициальном руководящем органе мирового психоаналитического движения. Помимо Ранка в него входили: Шандор Ференци, Эрнст Джонс, Карл Абрахам, Макс Эйтингтон, а также Ханс Захс, благодаря признаниям которого о существовании комитета стало известно широкой публике (он рассказал об этом в вышедшей в США в 1944 году книге Freud, Master and Friend). Согласно замыслу
Фрейда, эта группа, среди прочего, должна была взять на себя функцию защиты психоаналитического учения от грядущих искажений. “Все мы приняли этот план с энтузиазмом, — вспоминает Ханс Захс. — Он придавал практическому, здравому руководству оттенок школьного тайного общества — достаточный для того, чтобы придать ему привлекательность, не делая при этом смехотворным» (Hanns Sachs: Freud, Master and Friend, Cambridge: Harvard University Press, 1944). Комитет начал действовать с середины 1912 гбда, а уже в конце 1913-го вышел совместный труд Ранка и Захса Значение психоанализа в науках о духе, основной задачей которого было дать отпор “ревизионистским” идеям Юнга, содержащимся в его книге Метаморфозы и символы либидо. Выполнение этой миссии было возложено на Ранка и Захса не случайно: во-первых, оба они, не будучи профессиональными врачами и не имея вплоть до конца войны собственной аналитической практики, являлись в ту пору основными экспертами по культурологическим приложениям психоанализа, а во-вторых, несмотря на сильное различие характеров, были очень большими друзьями и всегда работали в полной гармонии.
Хотя обе книги (Значение психоанализа и Метаморфозы и символы) посвящены рассмотрению сходных проблем, в Значении психоанализа Юнг цитируется лишь изредка и очень сухо. Монография Ранка и Захса была первым продуктом “комитета” и во-многом предопределила его тактику в будущем: любую новую идею кого бы то ни было из отступников должен был встретить шквал контрпубликаций. Однако, если присмотреться внимательнее, на самом деле в Значении психоанализа можно обнаружить обсуждение таких типично юнговских тем, как, например, различие между реальностью и фантазией, важность или неважность фантазии и имагинативного мышления, мотив героя и его двойника
Статья. Отто Ранк МИФ О РОЖДЕНИИ ГЕРОЯ – САРГОН, МОИСЕЙ, КАРНА
Статья. Отто Ранк МИФ О РОЖДЕНИИ ГЕРОЯ – САРГОН, МОИСЕЙ, КАРНА
САРГОН
Вероятно, древнейшим из дошедших до нас мифов о герое является миф, датируемый
периодом основания Вавилона (около 2800 г. до Р.Х.) и касающийся истории рождения его
основателя, Саргона Первого. Буквальный перевод этой истории — которая, судя по
характеру изложения, является, по-видимому, подлинной записью самого царя Саргона —
звучит следующим образом*:
“Я, Саргон, могущественный царь, Царь Аккада. Моя мать была весталкой, отца своего я не
знаю, брат же моего отца жил в горах. Мать моя, весталка, выносила меня в моем городе
Азупирани, расположенном на берегу Евфрата. В укромном месте она родила меня. Она
положила меня в корзину из камыша и, залив крышку смолой, опустила ее в воду, которая не
поглотила меня. Река принесла меня к Акки, водоносу. Водонос Акки по доброте своего
сердца вытащил меня из воды; водонос Акки вырастил меня как своего собственного сына;
водонос Акки сделал меня своим садовником. Когда я работал садовником, меня полюбила
Иштар, я стал царем и царствовал в течение 45 лет“.______________________________________
* Различные переводы, частично искажающие текст, отличаются лишь несущественными деталями. Ср.
Hommel: History of Babylonia and Assyria, Berlin, 1885: p.302 (где также можно найти истоки предания), а также
A. Jeremias; The Old Testament in the Light of the Ancient Orient, Leipzig, 1906, p.410
МОИСЕЙ
Библейская история рождения Моисея, представленная в главе 2 Исхода, обнаруживает
сходство с легендой о Cap-гоне и даже почти буквальное соответствие отдельных моментов*.
Уже в главе 1** повествуется о том, что фараон приказал своим людям бросать в воду всех
сыновей, родившихся у евреев, тогда как их дочерям разрешалось жить; причина такого
распоряжения заключалась в чрезмерной плодовитости израильтян. В главе 2 говорится
следующее:
“Некто из племени Левиина пошел, и взял себе жену из того же племени. Жена зачала и
родила сына, и видя, что он очень красив, скрывала его три месяца. Не могши долее скрывать
его, взяла корзинку из тростника, и осмолила ее асфальтом и смолою; и, положивши в нее
младенца, поставила в тростнике у берега реки.
А сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет. И вышла дочь фараонова на реку
мыться; а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника, и
послала рабыню свою взять ее. Открыла, и увидела младенца; и вот, дитя плачет; и
сжалилась над ним и сказала: это из еврейских детей._____________________________________
*В связи с таким сходством нередко считают, что повествование в Исходе основано на легенде о Саргоне, но при этом не
обращают должного внимания на некоторые фундаментальные различия, которые будут детально рассмотрены в ходе
** Первоначально в этом древнейшем повествовании родители Моисея, как и все остальные персонажи имен не имели.
Имена были присвоены им в религозной трактовке. Глава 6 (20) гласит: “Амрам взял Иохаведу, тетку свою, себе в жены; и
И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе
кормилицу из Евреянок, чтобы она вскормила тебе младенца? Дочь фараонова сказала
ей: сходи. Девица пошла, и призвала мать младенца. Дочь фараонова сказала ей: возьми
младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила
его.
И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына,
и нарекла имя ему Моисей*, потому что, говорила она, я из воды вынула его”
Это повествование было дополнено в мифологии раввинов рассказом о событиях,
предшествовавших рождению Моисея. В шестидесятый год после смерти Иосифа
Фараон, правивший в то время, увидел во сне старца, державшего в руках весы со всеми
Посему Амрам вернулся к своей жене после трехлетней разлуки. По истечении трех
месяцев она зачала и затем родила сына, в момент рождения которого весь дом напол–
* Согласно Винклеру (Winckler Babylonian Mental Culture, p. 119), это имя означает “Водочерпий” (см. также
Winckler: Ancient Oriental Studies, III, 468, etc.), что еще сильнее сближает легенду о Моисее с легендой о Саргоне,
так как имя Akki означает “Я черпал воду”
** Schemot Rabba, fol 2, 4. Вторая книга Моисеева (Исход, 1: 22) гласит что астрологи рассказали фараону о
женщине, вынашивающей Спасителя Израиля.______________________________________________________________
нился удивительным сиянием, подтверждающим истинность пророчества (см. Bergel:
Mythology of the Hebrews, Leipzig, 1882).
КАРНА
Близкая связь с легендой о Саргоне также наблюдается в некоторых чертах истории
рождения героя Кармы из древнеиндийского эпоса* Махабхарата. Содержание легенды кратко
изложено Лассеном**.
Принцесса Притха, известная также как Кунти, будучи девственницей, родила мальчика
Карну, отцом которого бы/, бог солнца Сурья. Юный Карна родился с золотыми украшениями
своего отца в ушах и в прочной кольчуге. Мать в своем горе утаила мальчика и оставила его
на волю судеб. В адаптации Хольтцмана*** стих 1458 гласит: “И тогда я и моя служанка
сплели из тростника большую корзину, накрыли ее крышкой и залили воском; в эту корзину я
положила мальчика и отнесла его к реке Аква”. Держась на волнах, корзина достигла Ганга, а
по нему доплыла до самого города Кампа. “По берегу реки проезжал возничий, благородный
друг Дхритараштры, а с ним была Радха, его прекрасная и благочестивая супруга. Она была в
глубокой печали, ибо бог не подарил ей сына. Она увидела корзину в реке, которую волны
прибили вплотную к берегу; она обратила на нее внимание Азиратха, который пошел и достал
ее из воды”. И эта чета стала заботиться о мальчике и вырастила его как своего собственного
ребенка.
Позднее Кунти вышла замуж за царя Панду, который был вынужден воздерживаться от
брачного ложа, ибо проклятие обрекало его умереть в объятиях своей супруги. Но Кунти,
снова зачав от бога, рождает трех сыновей; один из них рождается в берлоге волка. Вскоре
Панду умирает в объ-
* В этой связи также следует упомянуть индусскую легенду о рождении мифического царя, носившего титул
Викрамадитья. Здесь снова повторяется бесплодный брак родителей, чудотворное зачатие, зловещие
предостережения, брошенный в лесу мальчик, его вскармливание медом, и наконец, его признание отцом (см. Julg:
Mongolian Fairy Tales, Innsbruck, 1868, p.73, etseq)
** Hindu Legends. Karlsruhe, 1846, Part II, p. 117-127
ятиях своей второй жены. Сыновья растут, и на устроенном ими турнире появляется Карна,
дабы помериться силами с лучшим из воинов, с Арджуной, сыном Кунти. Арждуна с
презрением отказывается сражаться с сыном возничего. Чтобы сделать его достойным
противником, один из присутствующих на турнире нарекает его царем. Тем временем Кунти
узнает в Карне своего сына по божественной отметине и умоляет его отказаться от поединка
со своим братом, открыв ему тайну его рождения. Но Карна принимает ее откровение за
вымысел и продолжает настаивать на своем желании. Он погибает в поединке, сраженный
стрелой Арджуны. (Ср. с подробным рассказом в Lefmann: History of Ancient India, Berlin, 1890,
p.181, etseq.)
Поразительное сходство в отношении структуры в целом можно обнаружить между легендой
о Карне и историей рождения Иона, родоначальника ионийцев, о котором сравнительно
позднее предание повествует*:
В пещере скалы Афинского Акрополя Аполлон и Креуса, дочь Эрехтея, зачали сына. В этой
же пещере мальчик родился и был брошен на произвол судьбы; мать оставила ребенка в
плетеной корзине, в надежде на то, что Аполлон не позволит своему сыну погибнуть. По
велению Аполлона той же ночью Гермес относит ребенка в Дельфы, где утром на пороге
храма его находит жрица. Она воспитывает ребенка, и когда мальчик становится юношей,
делает его служителем храма. Позднее Эрехтей отдает свою Креусу в жены Ксуту. Так как их
брак долгое время оставался бездетным, супруги обратились к Дельфийскому оракулу, моля
о благословении потомством. Бог открывает Ксуту, что первый, кого он встретит, покинув
святилище, будет его сын. Тот спешит выйти из храма и встречает юношу, которого радостно
приветствует как своего сына и дает ему имя Некоторое означает “ходок”. Креуса
отказывается принять юношу в качестве сына, ее попытка отравить его терпит_________
*В отношении Иона Еврипида см. Roscher (ed.): Extensive Dictionary of Greek and Roman Mythology. Там, где не
приводится другого источника, все греческие и римские мифы взяты из этого издания, в котором также приведен
перечень всех источников.