ранхигс опрос о дистанционном обучении

ранхигс опрос о дистанционном обучении. qs. ранхигс опрос о дистанционном обучении фото. ранхигс опрос о дистанционном обучении-qs. картинка ранхигс опрос о дистанционном обучении. картинка qs.

Вторая волна массового опроса профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений РФ о развитии дистанционного образования в условиях коронавирусной инфекции. Визуализация данных.

Цель исследования – выяснить отношение преподавателей к вынужденному переходу на дистанционное обучение и сложности, связанные с этим переходом.

Инновации в исследовании

Административный опрос преподавателей вузов на потоковой неслучайной выборке с организацией контроля за надежностью измеряемых признаков.

Данные обследования демонстрируют критическое отношение респондентов к дистанционному формату образования, обусловленному ситуацией с пандемией. Данный формат работы все более характеризуется как удобный и комфортный в аспекте личных предпочтений, однако, по мнению большинства опрошенных, имеет больше недостатков и барьеров в организации полноценного учебного процесса для студентов в настоящее время, и способен вызвать нежелательные последствия для системы высшего образования в ближайшем будущем.

Помимо значимых изменений, которые затронули непосредственно преподавательскую деятельность (частичная или полная реорганизация курса, увеличение профессиональной нагрузки), респонденты отмечают увеличение нагрузки на студентов, а также снижение активности в работе последних после перехода в онлайн-режим. Классическая система оценивания промежуточных знаний, проведения итоговых экзаменов в отсутствие личного контакта оказывается не вполне эффективной, приводит к росту академического обмана, общей неуспеваемости, и оцениваются большей частью участников опроса как неудобная, требующая пересмотра в дальнейшем. Лояльность к цифровизации учебного процесса во многом предопределяется образовательными направлениями, среди которых наибольшие риски претерпевают математические, технические, естественные, медицинские и сельскохозяйственные науки. Несмотря на то, что качество усвоенных в дистанционном формате знаний вызывает сомнения, существенная доля респондентов высказывается оптимистично в отношении мер, которые вузы будут готовы предпринять в случае повторения критической ситуации.

Источник

Почему студенты и преподаватели невзлюбили дистанционное обучение

Институт социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС провел опрос преподавателей и студентов об их отношении к дистанционной форме обучения во всех филиалах академии. В студенческом исследовании в мае принял участие 12 201 студент из 53 филиалов РАНХиГС (почти треть всех студентов академии). Студентам было предложено оценить качество онлайн-обучения, ответив на четыре вопроса: появилось ли у них больше свободного времени, насколько удобна эта форма обучения, насколько удобна она, по их мнению, для преподавателей, а также предпочитают ли респонденты очное обучение дистанционному. Ответы студентов сопоставлялись с ответами 4000 преподавателей академии, которые были опрошены в апреле.

Большинство и тех и других считают, что качество дистанционного образования хуже, чем традиционного очного. Студенты оказались гораздо лояльнее преподавателей к онлайн-обучению. В частности, 55,4% студентов и 87,4% преподавателей сочли, что у них стало меньше свободного времени из-за перехода на удаленную форму обучения. Неудобной эту форму признают 47,7% студентов и 53,8% преподавателей. Только 35,8% студентов думают, что онлайн неудобен для преподавателей. Доля педагогов, ответивших, что в онлайне им преподавать некомфортно, гораздо выше – 62,1%.

В аудиториях учиться лучше, считают и те и другие. 69,6% студентов и 85,5% преподавателей предпочитают очную форму дистанционной.

Пять типов отношений

Авторы исследования также провели классификацию студентов по их отношению к онлайн-образованию. Студенты разделились на пять групп: три группы сторонников (34,1% в целом) и две группы противников (47,4% в целом). Особняком стояли еще две группы (3,8% респондентов в совокупности): отказники содержательные и отказники формальные. Первые заняли негативную позицию по всем вопросам, продемонстрировав неприятие и дистанционного формата, и текущего состояния образования как такового. Вторые формально приняли участие в опросе, но везде указали «затрудняюсь ответить». Еще 15% респондентов не удалось отнести ни к какому типу.

Сторонники, в свою очередь, разделились на безоговорочных сторонников (таких 8,3%), сторонников, сделавших оговорку, что очный формат все же должен оставаться в приоритете (17,8%), а также сторонников, сомневающихся в том, что очная форма должна быть приоритетнее дистанционной (8%). Безоговорочным сторонникам нравится все. У них появилось больше свободного времени, они считают онлайн удобным, думают, что и их педагогам преподавать онлайн удобнее. Для них дистанционная форма предпочтительнее очной. Например, 26-летний аспирант Среднерусского института управления написал в комментариях, что, по его мнению, дистанционное обучение способствует цифровизации, воспитывает в человеке стремление к личностному росту и своевременному выбору конкретной траектории развития.

Противники распределились по двум группам: противников безоговорочных (таких 42,1%) и противников сомневающихся (5,3%). Слишком много заданий от преподавателей, особенно ужасно, когда все кидают их одновременно и совсем не остается времени ни на какие личные дела, написал в комментариях 19-летний студент бакалавриата из Западного филиала РАНХиГС в Калининграде.

Сомневающиеся отмечают, что свободного времени у них стало больше, они сами не могут сформулировать отношение, но видят, что их преподавателям онлайн неудобен.

Но все противники – и безоговорочные, и сомневающиеся – понимают, что перевод учебного процесса в онлайн является вынужденной мерой в условиях самоизоляции.

Полученные в мае данные о студентах перекликаются с апрельскими цифрами опроса 34 000 преподавателей российских вузов, проведенного РАНХиГС. Подавляющее большинство (87,8%) преподавателей и профессоров считают, что занятия по их курсам лучше проводить в очном формате и что нынешний дистанционный формат увеличил их нагрузку (85,7%). Больше половины опрошенных (66%) сказали, что им не нравится работать дома, а у 34% нет места для комфортного ведения занятий.

Работа в группах

Какие практические выводы можно сделать из исследования? Дистанционное образование не заочная форма, оно не противостоит очному, отмечает автор исследования Дмитрий Рогозин, заведующий лабораторией методологии социальных исследований ИНСАП РАНХиГС. Дистанционное образование не замещает, а дополняет и обогащает форматы взаимодействия студентов и преподавателей. Потому на этапе радикального отношения к дистанционному образованию большую тревогу вызывают безусловные сторонники последнего. Они не видят или не хотят видеть сложности процессов, не желают занимать критическую позицию, не высказываются. Группа сомневающихся сторонников, не уверенных, но поддерживающих и думающих, – авангард технологических изменений в образовании, убежден Рогозин.

А противников Рогозин считает не оппонентами, а волонтерами качества дистанционного образования. По их критическим отзывам можно судить о правильности реализуемых мер. Противники дистанционного образования – основная движущая сила, которой надо уметь воспользоваться, с ними нужен диалог и партнерство.

Следует ли разрабатывать отдельные образовательные методики для разных групп студентов, например для безоговорочных противников или сомневающихся сторонников?

Проректор РАНХиГС Сергей Мясоедов говорит, что негативная реакция студентов в значительной степени объясняется длительной самоизоляцией и отсутствием социальных контактов. Спустя месяц жизни молодых людей в четырех стенах с компьютером трудно ожидать эйфории от образовательного процесса, считает он. Противники, отмечает Мясоедов, выступают не против дистанционного образования как такового, а скорее, высказываются против возможной угрозы перевода на постоянное дистанционное образование.

Значительно меньшая часть студенческого негатива (30–40%), по мнению Мясоедова, объясняется недочетами самого вуза. Он отмечает, что эта обратная связь поможет РАНХиГС доработать программу дистанционного обучения, хотя необходимости в принципиальных изменениях учебного процесса после выхода из карантина он не видит. Когда пандемия закончится, вузы вернутся к фундаментальному университетскому образованию. Можно дополнить его дистанционным обучением, но основа должна быть сохранена: студенты и преподаватели должны вернуться в аудиторию, говорит Мясоедов.

Директор центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково» Ольга Назайкинская считает, что необходимо проанализировать причины негативного отношения к дистанционному обучению. Например, слабое техническое обеспечение процесса обучения, непонимание логики и принципов учебного процесса, низкое качество содержания программ, личная неготовность и резкий рост объемов самостоятельной работы и требований к самоорганизации, перечисляет Назайкинская. Если студенты не понимают логики и принципов учебного процесса в онлайне, потребуется большая разъяснительная работа со стороны преподавателей, а также помощь других студентов, говорит она.

Директор института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина считает, что чаще всего причина неприятия дистанционного образования кроется в отсутствии навыков самостоятельного обучения. Она отмечает, что проблема неумения учиться без педагога уходит корнями еще в систему школьного образования. «Наша школа учит не учиться, а решать определенные типы задач. Когда эти ребята переходят в вуз, где есть традиционная образовательная система с лекциями, семинарами и расписанием занятий, они чувствуют себя уверенно. Но когда система изменилась и потребовались другие навыки организации времени, другой уровень самоподготовки, они ощущают, что нагрузка резко выросла, и становятся противниками», – говорит Абанкина. По ее мнению, этой группе студентов нужно помочь в формировании нужных навыков – например, через практикумы по исследовательской работе и курсы академического письма.

Источник

Ранхигс опрос о дистанционном обучении

ранхигс опрос о дистанционном обучении. prepodavateli. ранхигс опрос о дистанционном обучении фото. ранхигс опрос о дистанционном обучении-prepodavateli. картинка ранхигс опрос о дистанционном обучении. картинка prepodavateli.

87,8% преподавателей вузов считают, что занятия по их курсам лучше проводить в очном формате. Минобрнауки России совместно с Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС провели опрос преподавателей вузов и выяснили, как они относятся к дистанционным формам обучения.

Исследователи опросили 33987 преподавателей – это около 15% всего профессорско-преподавательского состава страны. Результаты исследования опубликованы на сайте Министерства науки и высшего образования.

Результаты исследования показали, что преподаватели организационно готовы к переходу на дистанционные форматы обучения, однако психологически не принимают столь резкий разрыв с традиционным очным обучением. Скептический настрой к дистанционным формам обусловлен как особенностями преподаваемых дисциплин (например, технические и экспериментальные), так и консервативными взглядами на природу обучения.

Резкий переход на дистанционное образование, слом привычного образа жизни, разрушение сложившегося распорядка дня, в котором работа и отдых распределены не только во времени, но и в пространстве, привели к возникновению стресса. 66% преподавателей указывают, что им не нравится работать дома. 34% отметили, что не имеют дома места для комфортного ведения занятий. 85,7% преподавателей пожаловались на то, что свободного времени стало меньше.

Исследователи пришли к выводу, что радикальный переход на дистанционное образование в целом вызывает неприятие или недовольство преподавателей. В качестве основных угроз, связанных с переходом на дистанционный формат, называют спад мотивации студентов к обучению, нехватку у студентов навыков для поддержания дисциплины в дистанционном обучении, эмоциональные срывы как студентов, так и преподавателей. Также отмечают рост нагрузки на преподавателей и невозможность контролировать уровень знаний.

Источник

Исследование ФИРО РАНХиГС: 43% учителей уверены, что при дистанционном обучении школьники списывают

ранхигс опрос о дистанционном обучении. distancionka. ранхигс опрос о дистанционном обучении фото. ранхигс опрос о дистанционном обучении-distancionka. картинка ранхигс опрос о дистанционном обучении. картинка distancionka.

Основные векторы исследования, проведенного НИЦ социализации и персонализации образования детей Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС, касались готовности к дистанту школ, учителей, семьи, а кроме того, проблемы оценивания детей на «удаленных» занятиях.

Об исследовании

Почти половина (43%) наставников считают, что ставить оценки в условиях дистанционного обучения (ДО) невозможно, так как ученики все равно найдут способ списать.

90% участников опроса закономерно утверждают, что для дистанционного обучения требуется стабильное и устойчивое интернет-соединение. Правда, о том, что оно у них есть, говорят только 66% опрошенных.

86% сказали, что им нужно оборудованное рабочее место: ноутбук, компьютер, планшет, онлайн-доска с возможностью совместной работы в реальном времени. Кстати, в школах оборудованные соответствующим образом рабочие места имеют лишь 60% педагогов.

И потому, вероятно, часть из них в условиях самоизоляции рассчитывают на собственные домашние технические ресурсы.

88% учителей нужны банки цифровых образовательных ресурсов, хотя по факту они есть только у 37,2% школ.

90% респондентов испытывают потребность в методической поддержке при организации ДО. Получают же такую помощь в форме мастер-классов, вебинаров, консультаций 62% учителей.

Наибольшую трудность вызывает у педагогов установка программного обеспечения, программ совместной работы в реальном времени, сотрудничество с коллегами на общих цифровых ресурсах (Google Docs и пр.).

В школах по-прежнему остра проблема с обеспечением педагогов доступом к контентным ресурсам и контрольно-измерительным материалам. При высокой потребности учителей (97%) в доступе к образовательным онлайн-ресурсам с готовым контентом для подготовки и проведения федеральных и региональных учебных занятий, реально таковыми располагают 68% респондентов.

96% учителей считают необходимым условием организации ДО наличие базы цифровых, в том числе мультимедийных и интерактивных, контрольно-измерительных материалов. Однако лишь около 30% подтвердили, что таковая имеется в образовательной организации.

В частности, каждый третий сообщил, что не обеспечивается техническими средствами (ноутбук, программное обеспечение). И примерно столько же не получают технической помощи специалиста по настройке и использованию программ с возможностью онлайн-работы в реальном времени.

60% учителей, опрошенных НИЦ социализации и персонализации образования детей Федерального института развития образования РАНХиГС, рассказали о том, что в их школах ранее, до установления карантинных мер, дистанционным обучением (ДО) никто не занимался. Так что опыта преподавания в этом формате у них просто нет. Тем не менее, значительная часть педагогов подтвердили готовность к работе в этом режиме.

Педагогическая мотивация глазами педагога

Эксперты свидетельствуют: эффективность дистанционного обучения во многом обусловлена мотивацией педагогов на взаимодействие с детьми, привлечением в данных целях всех доступных средств коммуникации. Поэтому в рамках исследования перед респондентами был поставлен соответствующий вопрос.

Оказалось, что как необязательное условие высокую мотивацию на взаимодействие со школьниками рассматривают лишь 3% педагогов. Значительная часть (60%) считают это условие необходимым, а 37% – желательным.

Тем не менее, достаточно большое число учителей не убеждены в необходимости высокого уровня мотивации. Они, по мнению исследователей, имеют шанс сформировать определенную группу риска. Это может проявляться, например, в формальном подходе к проведению дистанционных занятий, в манкировании поиском приемов активизации внимания и интереса ребят.

Таким образом, 8% респондентов считают, что их школы не готовы к организации ДО. По мнению 51% респондентов, степень готовности их организации следует признать неполной. А 41% убеждены, что школы готовы к дистанционному обучению, созданы все необходимые для его организации условия.

IT-ресурсы: выбор учителей

Анализ ресурсов, используемых педагогами при организации ДО, показал, что наибольшей популярностью пользуется отечественная онлайн-платформа для начальной школы Учи.ру (37%). На втором месте по частоте использования Российская электронная школа (26%). Примерно одинаковый рейтинг имеют Яндекс-учебник и сервисы для создания онлайн-тестов (16%).

Вместе с тем доля учителей, не использующих эти четыре образовательных ресурса, тоже довольно велика. Наиболее непопулярны сервисы для создания онлайн-тестов (50,5%). Затем, по мере убывания упоминаний, следует бесплатный онлайн-сервис для начальной школы Яндекс. Учебник (39,4%), платформа Российская электронная школа (28%), Учи.ру (23%).

Ресурсами практически не востребованными оказались Киберленинка (91%), онлайн-платформа Мои достижения и Московская электронная школа (78%).

Кроме предложенных в анкете, учителя могли назвать дополнительно ресурсы, которые используют обычно в своей практике. Среди них наиболее часто называются ЯКласс и Zoom.

Резюмируя итоги опроса, исследователи отмечают достаточное количество доступных ресурсов для реализации основных образовательных программ общего образования дистанционно. Это свидетельствует о том, что учителя вполне свободны и самостоятельны в их выборе.

С другой стороны, разброс предпочтений при наличии столь широкого предложения может привести к возникновению новых вопросов. Например, как будет чувствовать себя обучающийся, если ему придется работать по каждому учебному предмету в разных программах, нужны ли единые требования к ресурсам, кто отвечает за качество предлагаемого в их рамках контента и пр.

По мнению экспертов Федерального института развития образования РАНХиГС, в процессе реализации образовательного процесса в дистанционном режиме число подобных вопросов будет только нарастать.

Оценивание онлайн – это реальность или утопия?

Интересно, что только 14% респондентов убеждены в том, что в дистанционном формате содержание учебных программ усваивается учащимися полностью. 6% считают, что программы не осваиваются. Большинство преподавателей склоняются к тому, что они осваиваются не в полной мере.

Окончательный вердикт по этому показателю выносить пока рано. Тем не менее, уже очевидно, что для качественной реализации основных образовательных программ общего образования и учебных программ по предметам требуется их специальная доработка под дистанционный формат. Или приведение образовательного процесса дистанционного обучения к виду, который позволит реализовывать учебные программы в полной мере.

«Этот вопрос требует отдельной глубокой проработки как в законодательном, так и научно-методическом пространстве», – отмечают авторы исследования.

Известно, что оценивание результатов имеет для современной общеобразовательной школы особую остроту. Существует множество подходов и методик, учитывающих уровень общего образования, требования ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов), используемые технологии обучения.

Что же касается удаленного образования, то здесь оценивание становится еще более сложным процессом, требующим от учителя компетентности в области использования сервисов для создания онлайн-тестов. Уровень этой компетентности оказался, увы, недостаточным.

Так, лишь 16% педагогов сказали, что постоянно используют те или иные сервисы по созданию тестов в своей практике. 51% респондентов не применяют никакие сервисы для создания онлайн-тестов. 33% пользуются ими изредка.

Примечательно, что 43% участников опроса считают оценивание и контроль результатов в условиях ДО невозможными, так как, дескать, учащийся не будет выполнять задания самостоятельно.

40% учителей предпочитают самостоятельно разрабатывать (подбирать) контрольно-измерительные материалы в виде тестов в специальных онлайн-сервисах или текстах с заданиями в электронном формате. 17% опрошенных склонны использовать онлайн-тесты, размещенные на онлайн-платформах с готовым контентом для подготовки и проведения занятий.

Таким образом, существует явное противоречие между убеждением респондентов в том, что оценивание можно и нужно проводить, используя всевозможные системы тестирования, и фактической неготовностью педагогических работников использовать для этого имеющийся инструментарий.

Так, сервисы для создания онлайн-тестов не используют 51% опрошенных учителей. Разрешение этого противоречия должно, очевидно, находиться в поле внимания образовательных организаций профессионального и дополнительного профессионального образования.

Исследование ФИРО РАНХиГС, проходившее 7 – 14 апреля 2020 года, было направлено на измерение готовности субъектов образования к дистанционному обучению в условиях карантина, а также на изучение влияния новых условий преподавания на образовательные результаты учащихся общеобразовательных школ.

В анонимном онлайн-опросе приняли участие 1403 педагога из 72 субъектов федерации. Из них 72% преподают в городских общеобразовательных школах, 28% – в сельских. Наибольшую активность в опросе проявили учителя Московской области, Республики Татарстан и Свердловской области. На них приходится треть всех респондентов.

Публикации СМИ

Публикации в СМИ по материалам исследования ФИРО:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *