раифский монастырь в казани официальный сайт грузинская божья матерь
Основание обители
Родиной основателя Раифского Богородицкого монастыря иеромонаха Филарета была Москва. По смерти своих родителей следуя совету Евангельскому, он роздал все имение нищим и постригся в монашество в Московском Чудовом монастыре. Любимый настоятелем и братиею, все смутное время до смерти патриарха Гермогена (12 января 1612 года) он прожил рядом со Святейшим и удостоился получить сан иеромонаха. Желая вести строгую иноческую жизнь в уединении, которое нарушали в Москве его знакомые и родственники, он оставил ее и направил свой путь в низовые губернии по Волге.
Пройдя многие монастыри и города, иеромонах Филарет прибыл в Казань, остановился здесь и поступил в число братии казанского Спасопреображенского монастыря, получившего свое начало еще в 1556 году по велению царя Иоанна Васильевича Грозного, а к началу XVII века считавшегося одним из лучших в городе. Славилась эта обитель своей древностью и обретением здесь мощей первых казанских святителей Гурия и Варсонофия. Это было в 1613 году.
Вскоре его жизнь, строгая и благочестивая, обратила на себя внимание настоятеля и братии, стала делаться известной и в городе, привлекая к себе множество почитателей. Филарет, чтобы избегнуть мирских почестей и рассеяния принял подвиг юродства. Днем он ходил по улицам и площадям, ночи проводил в молитве и бдении в своей келии. Истинно благочестивые люди, которые сумели под покровом юродства сумели разгадать духовные дарования инока,еще теснее сблизились с ним.
Особым почтением он пользовался в доме богатого казанского купца Сергия, с которым сблизился и проводил долгие часы в беседах о благочестии и вере. Дружба эта настолько окрепла, что Сергий выстроил в своем доме особую келью, где и происходило их духовное общение.
Любя уединение и безмолвие, Филарет часто удалялся из монастыря в дремучие леса и урочища, находящиеся около Казани.
В один из таких дней Филарет вышел за город и направил свой путь в сторону северо-запада, в места еще ему не знакомые. Пробираясь в девственный лес, инок случайно вышел на берег неизвестного озера, тихо плещущего светло-зеленые воды свои у отлогих берегов. Прекрасное и величественное, но вместе с тем несколько мрачное место, довольно удаленное и защищенное от людей дремучим лесом, пленило инока. Он решил остаться здесь и построил себе небольшую хижину. Это произошло в том же 1613 году и именно от этой даты ведет свое летоисчисление Раифская пустынь.
Сначала келья отшельника стояла одиноко, и лишь только в определённые дни дикие черемисы приходили на берег озера для совершения обрядов языческого жертвоприношения.
По предложению Филарета была построена часовня, куда под руководством своего наставника собирались для служения вечерни, утрени и часов. По преданию, дошедшему до нас из глубины веков, построение часовни было ознаменовано видимым знаком благоволения Божьего. Как-то раз один инок, выйдя из келии, взглянул на небо и увидел простертую из облака руку, благословляющую то место, на котором стоял скит.
Обрадованный и удивленный таким необычным явлением, отшельник поспешил рассказать о нем преподобному Филарету, который воспринял это как доброе предзнаменование. После этого некоторым монахам, жившим на том пустынном месте слышался какой-то необыкновенный колокольный звон, неоднократно повторявшийся с большей или меньшей выразительностью. Это было воспринято как знак предчувствия будущего процветания иноческой обители.
Так как в скиту не было еще церкви, а почтенный возраст брал свое, основатель обители преподобный Филарет, предчувствуя близкую кончину, возвратился в Казань в Спасо-Преображенский монастырь, где в скором времени умер и был погребен. Но брошенные им в благодатную почву семена истинной веры по прошествии нескольких лет дали обильные плоды. В 1661 году к митрополиту казанскому Лаврентию из Раифской обители прибыл инок Фаддей с двумя старцами, которые от лица братства просили благословения на строительство церкви и назначения священнослужителя. Архиерей исполнил желание Раифской братии. Митрополит Казанский и Свияжский Лаврентий не только дал благословение, но и принял самое живое участие в деле устроения обители. Он посетил лично эти места, вручил старцам благословенную грамоту на построение церквей и прислал к ним, в качестве настоятеля, опытного иеромонаха Савватия. В 1662 г. начались строительные работы.
После освящения первой построенной деревянной церкви во имя Евфимия, архиепископа Новгородского Чудотворца, это место стали именовать обителью, а иеромонах Савватий впоследствии был произведен Митрополитом Лаврентием в игумены. Одновременно возводилась стена вокруг монастыря с двумя надвратными церквами. Одна из них была освящена во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня, и, вероятно, находилась на тех вратах, что выходили в сторону озера, а другая во имя Святых преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных, от которой и сама обитель стала называться Раифской пустынью. Где находился деревянный храм во имя преподобных отец в Синае и Раифе избиенных, неизвестно. Можно предположить, что эта церковь была на юго-восточной стороне, именно там, где в настоящее время находится одноименный каменный храм. Несколько позднее была построена соборная церковь во имя Грузинской иконы Божией Матери, так как Митрополит Лаврентий решил приобрести точную копию с чудотворной иконы Божией Матери «Грузинская» (известно, что этот храм был освящен еще до 1670 года). Выбор его, по всей видимости, был не случаен.
До назначения в Казань он служил на Севере — в Важском монастыре, неподалеку от Черногорской обители. В то время именно там находилась эта Чудотворная икона. Он избрал одного из лучших казанских иконописцев и отправил его в Красногорскую обитель, повелев снять в благословение устрояемой им Раифской пустыни, точный список с иконы Божией Матери «Грузинская», который вскоре и был доставлен в обитель крестным ходом самим Митрополитом в сопровождении высших городских чинов Казани и множества народа.
Святыня
История этой удивительной Чудотворной иконы следующая. В 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию, захватив многие святыни Грузинской земли для продажи русским купцам, бывающим в Персии. Среди многих похищенных вещей находилась и икона Божией Матери «Грузинская», украшенная серебром и золотом.
Один персидский торговец предложил её приказчику купца Егора Лыткина, Стефану Лазареву, находящемуся тогда по торговым делам в Персии. Стефан с радостью купил чудотворный образ Богородицы и некоторое время хранил его у себя. Это было в 1625 году.
В это время ярославский купец Егор Лыткин в ночном сновидении увидел эту икону и ему было открыто, что она находится у его приказчика Лазарева, и в то же время получил приказание отослать образ иконы Божией Матери «Грузинская» в основанный в 1603 году Красногорский монастырь на Пинеге в Архангельской епархии. Об этом откровении Лыткин на некоторое время забыл. Но когда Стефан в 1629 году возвратился на родину и показал ему икону, то купец тотчас же вспомнил о видении. Он немедленно отправился с образом в Двинские приделы, в Черногорскую обитель, где и исполнил виденное ранее предзнаменование. Черногорской обитель была названа потому, что была построена на гористой, мрачной с виду, окруженной густыми лесами местности, известной под именем Черной горы. Наименование «Красногорский монастырь» обитель эта получила только впоследствии.
Уже к середине XVII века икона почиталась как чудотворная. Так, при самом внесении её в обитель, получил исцеление монах Питирим, долгое время ничего не видевший и не слышавший. В 1658 году патриарх Никон, тогда бывший митрополитом Новгородским, исследовал сказания о чудесах от этого образа Богородицы и установил празднование ему 22 августа (4 сентября по новому стилю). Как далеко была распространена слава о иконе Божией Матери «Грузинская», видно из того, что в царствование Алексея Михайловича её носили по разным городам России. Например, в Москву, Устюг, Вологду, Переяславль-Залесский и многие другие города. Крестные ходы с ней доходили даже до реки Лены в Сибири. Документ 1698 года говорит, что «Чрез образ «Грузинский» Пресвятая Богородица и ныне творит чудеса и исцеления, приходящих с верою». В 1698 году было постановлено: каждый год этот образ приносить в г. Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости». Тогда же по благословению архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия, смотрителем московской типографии Фёдором Поликарповым был составлен канон в честь иконы Божией Матери «Грузинская».
Как повествуют старинные монастырские предания, уже в 1668 году во время перенесения иконы из Казани в Раифскую пустынь стали происходить чудесные исцеления немощных: слепым возвращалось зрение, беснующимся приходило очищение, а хромые получали исправление. Таким образом, эта икона с самого первого своего появления в Раифской пустыни получила славу чудотворной.
Прослышав об этом, жители города Свияжска попросили у владыки дозволения, чтобы образ этот приносили бы и к ним. По его благословению, икона Божией Матери «Грузинская» 31 июля стала «подниматься с места» и к вечере приноситься в Свияжск. На другой день, после литургии в Богородицком монастыре, организовывали крестный ход и обносили образ вокруг всего города. Более того, жителям Свияжска дозволялось брать чудотворную икону по домам, а с 6 по 21 августа ее торжественно проносили по окрестным селениям и возвращали в Раифский монастырь. Но бывали случаи, когда жители отдельных деревень обращались к настоятелю обители с просьбой отпустить к ним образ Божией Матери «Грузинская» для молебствования и в неурочное время. Так случилось в деревне Васильево 24 июня 1830 года. Вот, что повествует предание, дошедшее до наших дней.
«В тот самый день, когда икона была носима из дома в дом и происходило молебство о дожде, внезапно нашла ужасная туча. Пролил сильный дождь с градом, и к удивлению всех жителей, без малейшего вреда на их полях посеянному хлебу, между тем, как крупный град в необыкновенном количестве и величине падал близ полей в лесу, так что отламывались древесные ветви. »
Доска, на которой написана святая икона, имеет в вышину 9 и в ширину 7 вершков. Икона темного цвета. На обороте, по углам, на серебряном окладе, который покрывает всю доску, изображены Евангелисты, а в середине имеется надпись: «Образ Пресвятыя Богородицы Грузинския» снизу: «1720 г. июля 24 дня построен сей образ по благословению великого господина, Преосвященнейшего Тихона, митрополита Казанского». Надпись относится к украшению иконы при митрополите Тихоне. Венцы на Спасителе и Божией Матери, равно как и короны, осыпаны драгоценными камнями. Всего же с жемчугом и прочими украшениями риза по оценке ювелиров того времени стоила более 10 тыс. Рублей. При иконе имелся серебряный ковчег весом 7 фунтов 90 золотников. В 1876 г. вся риза вновь перенизана в Казанском Богородицком монастыре под наблюдением игуменьи Анфиньи.
. При закрытии Раифской обители во времена безбожной советской власти, икону спасли ученые Казанского университета, найдя её среди мусора на полу разорённого храма. Передали образ в храм Ярославских святых на Арском кладбище Казани, где она находилась всё время до возрождения монастыря.
Возвращение иконы состоялось на первом соборном богослужении во временном храме вновь возрождаемой обители — 23 июня 1991 года года.
Богослужение возглавил епископ Казанский и Марийский Анастасий (Меткин). И хотя Преосвященный владыка предполагал торжественно, с крестным ходом, перенести чудотворную икону из Казани (на что необходимо было время, чтобы надлежащим образом к этому подготовиться), перед самой поездкой в обитель на первую Божественную литургию он неожиданно решает взять святыню в монастырь. На тот момент образ Богородицы был помещен вверху иконостаса и, во избежание кражи, ее накрепко прикрутили толстой проволокой так, что быстро снять ее оттуда было нелегко. Но когда епископ Анастасий сам поднялся по приставной лестнице наверх иконостаса, икона, к общему изумлению, свободно и легко пошла к нему в руки.
. Сразу после первой Литургии в Раифском монастыре был отслужен молебен перед иконой Божией Матери «Грузинская». Так устроил Господь, возрождение обители было ознаменовано возвращением чудотворного образа. Богородица не захотела ни на один день оставлять свою обитель и явилась туда вновь.
Пречистая Владычица и по сей день остается главной заступницей и покровительницей Раифской обители.
Летопись
НАЧАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
1613
Приход иеромонаха Филарета из Москвы в Казань,
устройство иноком Филаретом скита на берегу озера
1659
1661
1662
первый игумен – иеромонах Савватий
1668
митрополитом Лаврентием
1674
царем Алексеем Михайловичем по челобитной игумена Алексия
1689
1692
челобитная игумена Германа царям Иоанну и Петру на владение
монастырем деревни Безводный Починок, или Белая (Белая Безводная)
1703
1707
1717
1734
четырех пушек из монастыря в Казенный приказ
1743
1774
Прохождение через Раифский лес войск Емельяна Пугачева,
разбитых под Казанью
1755
1794
1812
1835–1842
1865
1865
1882,
июнь
Гавриил Седмиезерный (Зырянов). в июне1882 года отправился
в Раифский Богородицкий монастырь, где в декабре того же года был принят
в число братии, а 24 апреля 1883 года рукоположен во иеромонахи.
По некоторым сведениям, в Раифском монастыре
преподобный был духовником братии
1889–1903
1904–1910
1914
ЗАПУСТЕНИЕ
1917
1918
1918
после чего монастырь был закрыт в первый раз
1918
Лесному факультету Казанского университета
1924
больницы и школы села Большие Ключи
1924
1924
и Б. П. Денике, о сохранении монастырского комплекса как памятника истории
и архитектуры
1928
1929
1930
послушника Петра Тупицына и двух мирян из деревни Белая Безводная –
Василия Гаврилова и Степана Абрамова, которые отстояли в монастыре
на престольный праздник всенощное бдение
1933
1933
1933
1941
Раифского лесничества и дендрария
1941
1941–1943
оккупированных городов (Ленинград, Кишинев, Одесса и др.)
1953
1960
ВОЗРОЖДЕНИЕ
1990,
июнь
1991
под руководством игумена Всеволода
1991,
23 июня
Возвращение иконы Божией Матери «Грузинская»
1992,
февраль
1992,
12 мая
1992,
28 августа
1994
1995
1995
1996,
2 июня
1996,
лето
1997
1997,
1 сентября
1997
(флюгер «ангел», крест на кладбище и др.)
1998
1999
1999
и на колокольне монастыря
1999
(ныне Детский корпус)
2000
Организация подворий
Художник – Алексей Рябко
отделение добровольной пожарной охраны
2001
2001,
1 сентября
2001,
апрель
Образование издательского отдела. Начало выхода газеты «Раифский Вестник»
(издается по настоящее время); главный редактор иеродиакон Иоанн (Сидоренко),
с 2004 года – Ольга Романова (Крестинина)
зима
2002,
18 декабря
2003,
18 февраля
2003,
февраль
Началась работа по созданию официального интернет-сайта
Раифского мужского монастыря
2004,
сентябрь
Завершены основные работы по восстановлению надвратного храма
во имя архангела Михаила. 21 ноября – состоялся первый молебен
2004
Раифскому монастырю передано в аренду около девяти гектаров земли
для организации подсобного хозяйства
2005,
апрель
2005,
6 мая
2005,
1 июня
достоинством 3 рубля серии «Памятники архитектуры России»
с изображением Раифского монастыря
2005,
21 июля
в Казанскую епархию. Посещение им Казанского подворья обители
2005,
сентябрь
Интерьер выполнен в стилизации древней Византийской архитектуры
2005,
сентябрь
2005,
ноябрь
состоялось освящение престола в надвратном храме колокольни
(роспись и иконы – художник Алексей Рябко)
2005,
20 декабря
2006,
апрель
игумена Филарета (Златоустова) и игумена Андрея (Ширяева)
с именами в честь мученика Сергия и преподобного Андрея-иконописца
2006,
июнь
2007,
1 декабря
Храм освящен в память Иоанна Крестителя
2008,
4 апреля
послушание садовника в Раифском монастыре
2008,
7 августа
2010,
15 марта
16 марта
игумен Филипп (Сидоров)
апрель
декабрь
в социальной сети «ВКонтакте»
2 августа
2013
6 марта
2014
27 июля
28 июня
в социальной сети «Instagram»
6 июля
2016,
21 июля
20 августа
архимандрит Всеволод (Захаров)
РАИФА СЕГОДНЯ
2016, 16 сентября | |
2018, 2 февраля | Для пользователей интернет-ресурсов открыт официальный YouTube-канал Раифского монастыря |
2018, 14 мая | Наместником Раифского Богородицкого монастыря назначен иеромонах Гавриил (Рожнов) |
2018, 6 июля | Наместника Раифского Богородицкого монастыря иеромонаха Гавриила возвели в сан игумена |
2018, 4 сентября | 350 лет с момента принесения чудотворной иконы Божией Матери «Грузинская» в Раифский Богородицкий мужской монастырь. Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан освятил мозаичное панно с изображением иконы Божией Матери «Грузинская», которое установлено около стен монастыря |
2018, октябрь | Открытие официальной группы Раифского монастыря в социальной сети «Facebook» |
2018, декабрь | Открытие и аккредитация курсов обязательной богословской подготовки для монашествующих в Казанской епархии на базе Раифского монастыря |
2019, 15 апреля | Получено благословение митрополита Казанского и Татарстанского Феофана на строительство Никольского скита Раифского монастыря |
2019, 30 июня | «Монастырская трапеза», которая расположилась на берегу Раифского озера у стен обители, приняла первых посетителей |
2019, 4 июля | На территории Раифского монастыря начал свою работу Музей истории обители, который разместился в южной башне |
2020, 11 марта | Имена преподобномучеников Раифских иеромонахов Антония (Чиркова), Варлаама (Похилюка), Иова (Протопопова), Иосифа (Гаврилова), Сергия (Гуськова), послушника Петра Тупицына включены в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 марта 2020 года, журнал 17) |
2020, 14 апреля — 4 мая |