раифский богородицкий монастырь в казани
Раифский Богородицкий мужской монастырь
Раифский Богородицкий монастырь — крупнейший действующий мужской монастырь Казанской епархии Русской Православной Церкви.
Содержание
История [ править ]
Раифский Богородицкий монастырь был основан в XVII веке отшельником Филаретом в 27 км к северо-западу от города Казани. После смерти родителей Филарет раздал имущество и отправился странствовать по городам Поволжья. В 1613 году он пришёл в Казань. В Казани Филарет жил сначала в Спасо-Преображенском монастыре Казанского Кремля. В 1613 г. этот монах поселился на берегу Сумского (Раифского) озера, построив уединённую келью. Сначала келья отшельника стояла одиноко, и лишь только в определённые дни местные черемисы приходили на берег озера для совершения своих языческих обрядов (эти леса с давних времен считались священными у коренных жителей-черемисов).
Встреча православия с язычеством привела к тому, что сами марийцы разнесли по округе весть о появлении на берегу хижины-кельи святого человека. Вскоре около Филарета собралось множество православных христиан. По указанию Филарета была построена часовня, по легенде, её возвели после видения одному из монахов. В том же 1661 г. в монастырь была привезена точная копия Грузинской иконы Божьей Матери, списанная с оригинала из Красногорского монастыря (близ Холмогор). С XVII века до настоящего времени это главная святыня монастыря, к которой ежегодно приезжают десятки тысяч паломников. Это один из первых православных монастырей, построенных на этой территории после взятия Казани Иваном Грозным.
Филарет умер в 1659 году, а в 1661 казанский митрополит Лаврентий дал благословение на основание монастыря. Название монастырь получил от места на берегу Красного моря, где в IV веке от рук язычников погибли христианские монахи (в честь святых отцёв, в Раифе и Синае избиенных). Новый монастырь долгое время находился в окружении язычников и по аналогии было решено назвать его Раифским Богородицким.
До пожара 1689 г. обитель оставалась полностью деревянной. Каменный ансамбль начал складываться с рубежа XVII—XVIII вв. В 1690—1717 гг. построены ныне существующие зубчатые стены и башни. Они вытянулись по периметру более чем на полкилометра и образовали живописный монастырский кремль.
В 1708 году возведена в камне церковь Свв. Отцев, в Раифе и Синае избиенных, в 1739—1827 Софийская церковь над братскими кельями (одна из самых маленьких церквей — в храмовой части могут находиться только 7 человек) в 1835—1842 гг. — Грузинский собор в стиле классицизма (архитектор М. Коринфский), в 1889—1903 гг. — надвратная колокольня — самое высокое сооружение монастыря (ок. 60 м); в 1904—1910 гг. — Троицкий собор в неорусском стиле (арх. Ф. Малиновский).
Сейчас замечательно восстановленный архитектурный ансамбль монастыря — один из самых величественных и роскошных в Среднем Поволжье. Особую живописность ему придаёт уникальное природное окружение: Раифское озеро (длиной ок. 1,5 км и средней шириной 300 м) и великолепный сосновый лес (с 1960 г. объявлен заповедником).
Накануне революции в монастыре насчитывалось до 80 монахов и послушников.
В 1918 г. обитель была официально закрыта, хотя ещё несколько лет её храмы использовались для богослужений. В 1930 г. арестованы по обвинению в «контрреволюционной, антисоветской деятельности» последние иеромонахи: Сергий, Иосиф, Антоний, Варлаам, Иов и послушник Пётр. В том же году все они были расстреляны (в 2000 г. Русская православная церковь прославила их в лике святых как новомучеников Раифских).
С 1930-х гг. на территории монастыря размещалась тюрьма для политзаключённых, позже — колония для малолетних преступников. В сохранившихся храмах были размещены ремонтные мастерские.
Монастырь был возвращён РПЦ в 1991 году.
Архимандрит Всеволод, рассказывает, как он, молодой монах с двумя послушниками пришёл в заброшенную и разрушенную обитель, возрождение которой могло бы быть только чудом. Такое чудо совершилось. И первыми, кто помог монахам, стали местные мусульмане. А главным благодетелем обители отец Всеволод называет Президента Шаймиева, который начал с того, что пожертвовал средства на пять крестов для главного в монастыре храма — Троицкого.
Современное состояние [ править ]
В 1991 г. монастырь официально возрождён (первый на территории Казанской епархии). 14 августа 1991 г. была возвращена из Казани Грузинская икона Божьей Матери и состоялась первая служба в Грузинском соборе.
В течение 1990-х годов отреставрирован весь ансамбль обители и восстановлена полноценная монашеская жизнь. Братия насчитывает до 60 человек. При монастыре действует школа-приют для мальчиков-сирот; выходит газета «Раифский вестник» и приложение для детей «Светлячок»; широкую известность получил монастырский вокальный квартет «Притча».
На территории монастыря огромное количество заботливо выращиваемых цветников, а также много скульптур, создаваемых монастырским послушником, профессиональным скульптором В. Н. Савельевым.
Достопримечательностью монастыря также являются молчаливые лягушки, которые не квакают вблизи монастыря. По преданию, однажды монахи Раифского Богородицкого монастыря попросили у Бога милости — избавить их от кваканья лягушек, мешающего им петь. Случилось чудо — лягушки замолчали. И молчат по сей день, хотя на берегу чудесного озера, где стоит Раифский Богородицкий монастырь они водятся в избытке. Многие, в том числе зарубежные ученые, пытались развенчать этот миф. Привозили сюда французских жаб, которые вблизи монастырских стен замолкали. Увозили исследовать монастырских лягушек. Но уже в километре от монастыря они начинали возбуждённо прыгать, а затем заливались громким раскатистым кваканьем. Молчание лягушек — чудо, с которым сталкивается каждый, приезжающий в Раифу.
До наших дней на территории монастыря сохранилось три храма: собор в честь иконы Грузинской Божией Матери (построен и освящён в 1842 году), Собор освящённый в честь преподобных отцов в Раифе и Синае убиенных, и Троицкий собор.
Софийская церковь, построенная в конце XVIII века.
Храмы [ править ]
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Если вы добираетесь до монастыря из Зеленодольска:
Адрес: 422538; Республика Татарстан, Зеленодольский р-н, пос. Раифа.
Координаты GPS для личного транспорта: N 55°54’07,67″ E 48°43’45,12″
Паломнику [ править ]
Срок пребывания трудника в монастыре, при условии соблюдения устава, неограничен и зависит от личного решения человека.
Где оживает история – там крепче становится вера
Раифский Богородицкий мужской монастырь
Девяносто лет назад 27 января 1930 года, в день преподобных отцев в Синае и Раифе избиенных – престольный праздник Раифского Богородицкого мужского монастыря Казанской епархии – в действующем храме разгромленной еще в 1928 году обители состоялась последняя Божественная литургия раифской братии. В ней также участвовали престарелые монахини и миряне, прибывшие сюда из Казани, Свияжска и окрестных деревень. Монашествующие и благочестивые миряне исповедовались и причастились Святых Христовых Таин, а во время молебна храм уже был оцеплен отрядом ГПУ. При выходе из церкви богомольцев арестовали. Документально удалось установить, что шесть человек братии – пять иеромонахов и один послушник – приняли мученический венец. Меньше чем через месяц они были расстреляны, а в конце XX века прославлены нашей Церковью как новомученики.
В открывшемся 4 июля 2019 года церковно-историческом музее обители, расположенном в угловой монастырской башне, третий этаж – мрачный, без окон – посвящен тому времени, когда богоборцы разоряли святыню. Так и задумывалось – чтобы атмосфера соответствовала тем страшным годам гонений. В целом музей посвящен 400-летней истории монастыря.
На ста квадратных метрах – перекличка времен и географических мест
По признанию наместника монастыря игумена Гавриила (Рожнова), создание музея потребовало много сил и времени – почти года напряженнейшей работы. В первую очередь стали приводить в порядок отсыревшую из-за дождей и снега, из-за непосредственной близости Раифского озера башню XVII века. Укрепляли фундамент, делали гидроизоляцию, проводили трудоемкие строительные работы, а параллельно шли горячие обсуждения: хотя башня имеет четыре яруса, все равно пространство будет камерное – и как расположить в нем артефакты и максимально насытить эту небольшую экспозиционную площадь информацией? Масса интересных решений была найдена вместе со специалистами казанской дизайн-студии «Айбат», до этого оформлявшими музей истории соседнего Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря. Входишь в музей Раифы и сразу видишь перед собой две необычные карты. Топографическая карта-схема данной местности нарисована на полу с изображением животных и деревьев, условным обозначением селений и рек, и сделано всё в стилистике XVIII века. Масштабы, как пояснили нам, не соблюдены, иначе не удалось бы показать рядом с Раифской обителью в Татарстане другие близлежащие монастыри: Свияжский, Макарьевский, Зилантов, Кизический, Седмиозерский. А это очень важно – представить форпосты Православия на рубеже Европы и Азии. На стене дизайнеры изобразили Синайский полуостров и две Раифы. Ту, что на восточном берегу Красного моря, в ста с лишним километрах от Синая. И Раифу в Волжско-Камском заповеднике, в тридцати километрах от Казани. Вот где начинается перекличка времен и географических мест!
На первом этаже музея (точнее – полуподвальном), расположен уникальный макет монастыря в древности. На нем можно увидеть еще старые, не перестроенные храмы. И колокольню на том месте, где она была раньше. И корпуса братских келий в дальнем углу монастырской территории. Сейчас многое географически поменялось… А в нишах этого круглого зала находятся такие раритеты, которые вызывают душевный трепет. Самый древний из них – двухстворчатая панагия митрополита Лаврентия конца XVII века, вскрытая то ли консервным ножом, то ли просто острым ножом: видимо, богоборцы искали в ней драгоценности. По рассказу отца Гавриила, есть серьезное исследование, где рассматривается вопрос, что митрополит Казанский и Свияжский Лаврентий (он не только дал благословение на основание монастыря, но и принял самое живое участие в деле его устроения) носил древнюю панагию – возможно, что даже XIV века. Дальше – подлинное издание толкования святителя Андрея Кесарийского Апокалипсиса (Откровения святого апостола Иоанна Богослова), относящееся к первой половине XVII века. Оно украшено цветными гравюрами, и подсветка ниши усиливает впечатление. К слову, о трудах святых отцов и учителей Церкви. В Житии преподобного Иоанна Лествичника говорится, что знаменитую «Лествицу» – руководство для восхождения к духовному совершенству – святой, управлявший в то время монастырем, написал по просьбе собрата – игумена из Раифского монастыря, обратившегося к нему от лица всех иноков своей обители.
– Эта книга стала как бы авторским посланием братии Раифского монастыря. Поскольку мы с тем древним монастырем чувствуем особую духовную связь, дарованную Господом, то данный факт, связанный с написанием «Лествицы», для нас очень важен. О чем мы стараемся рассказать посетителям музея, среди которых есть братия и сестры из других обителей, архиереи, – сообщил игумен Гавриил.
Небесная покровительница древней обители
Понятно, что в рамках одной статьи даже наиболее значимые музейные экспонаты не перечислить, не рассказать о них, но в последнем выпуске монастырского сборника «Раифский Альманах», представляющем собой фундаментальное издание, даны списки всех реликвий. Тема древлехранилищ дореволюционного периода и современного монастырского музея стала одной из центральных тем этого сборника. И что ценно: познакомиться с ним можно также в электронной версии, размещенной на официальном сайте обители. Я же хочу выделить из раритетов следующего экспозиционного зала уникальный ковчег с чеканкой на крышке. Он был изготовлен в размер чудотворной иконы Божией Матери «Грузинская» из серебра 84 пробы (это клеймо свидетельствовало о том, что изделие содержало в себе 84 доли чистого серебра и только 12 долей других примесей) и предназначался для перенесения святыни во время крестных ходов, совершавшихся в другие города и села. Как указывается в статье кандидата искусствоведения Екатерины Ключевской «Ковчег святыни. Из экспозиции. Музей истории Раифской пустыни» («Раифский Альманах» за 2019 год): «В целом композиция крышки ковчега соединила в одном поле нижнюю земную часть Раифской обители с окружающим ее ландшафтом, и верхнюю, небесную, с изображением Троицы и благословляющей десницы, благодаря чему вся композиция обрела некий сакральный смысл, наглядно показывая монастырь под Божией защитой». По просьбам жителей разных мест главная монастырская святыня побывала во многих местах Казанской епархии. Кстати, о крестных ходах с великой святыней можно почитать в этом зале. Отец-наместник с удовлетворением отметил, что каждый раз, заходя в музей, он видит одного-двух человек, которые внимательно читают на информационно-иллюстративных стендах текстовой материал. Значит, есть искренний интерес к истории обители!
А к чудотворной иконе Божией Матери «Грузинская» в Раифском монастыре люди молитвенно притекают на протяжении нескольких веков. В сентябре 2018 года здесь состоялись торжества по случаю 350-летия принесения святыни в обитель. Она является одним из самых древних списков с первообраза, проделавшего немалый путь: из Грузии – после набегов персов на землю Иверскую – в Тегеран. Оттуда – после выкупа иконы приказчиком ярославского купца – в Ярославль, затем – на Русский Север. (Купец Егор Лыткин пожертвовал ее в основанный в 1629 году Черногорский мужской монастырь на Пинеге, находящийся недалеко от Холмогор. Впоследствии монастырь стал именоваться Красногорским). Вскоре на Севере этот образ стал почитаться как чудотворный, и в 1658 году по благословению Патриарха Никона было установлено ежегодное празднование Грузинской иконе Божией Матери – 4 сентября (по новому стилю). На сегодняшний день судьба легендарного подлинника неизвестна. Но легендарный список в Раифе, сразу же прославившийся чудотворениями, пережил и пожар 1689 года, превративший деревянный Раифский монастырь в пепел, и поругание уже отстроенной в камне обители в богоборческие годы.
История его появления на Казанской земле связана с именем митрополита Лаврентия. До назначения в Казань он служил на Севере – в Важском монастыре, неподалеку от Черногорского монастыря. Слава о Грузинской иконе распространилась не только по окрестным весям: в царствование Алексея Михайловича ее носили по разным городам России, включая Москву, Устюг, Вологду, Переяславль-Залесский. Крестные ходы с ней доходили до реки Лены в Сибири. За тысячи верст отправил владыка Лаврентий одного из лучших иконописцев на далекий Север, чтобы тот снял точный список с чудотворной иконы! Затем список торжественным крестным ходом, возглавляемым митрополитом Лаврентием, доставили в Раифский монастырь. В наши дни в возрожденной после поругания обители братия свой богослужебный день начинает с утренних молитв, полунощницы и молебна перед главной монастырской святыней – иконой Божией Матери «Грузинская». И поток верующих к ней все эти годы велик.
Накануне 350-летия принесения святыни в обитель у ее стен, на берегу Раифского озера, было установлено мозаичное панно с Грузинским образом, выполненное в уникальной технике – из морской гальки и ракушек на бетонной основе. На мозаику ушло около двух тонн камней, а вообще перебрали пять тонн. Камни по просьбе художниц привозили из разных уголков земли. Цвет их уникален – и никаких красителей! Это панно высотой в четыре метра и длиной в три метра мастерицы создавали с помощью трудников, соблюдая особые правила иконописи – держали пост, посещали утренние богослужения, причащались, усиленно молились. В день юбилейных торжеств в Раифе глава Татарстанской митрополии митрополит Феофан совершил освящение Богородичного образа из камня.
Но вернемся в музей и поднимемся по винтовой лестнице еще выше. Третий экспозиционный зал посвящен грозным и мрачным десятилетиям, когда монастырь был разорен. В хронологическом порядке, начиная с первых лет XX века, здесь параллельно идут история обители и государственно-светская история. Описаны многие события, представлены экспонаты того времени. Есть объяснение и сверкающей черными боками швейной машинке известной фирмы Veritas (ГДР). Оказывается, подобные машинки использовались в 80-90-годы прошлого века в спецучилище, где содержались несовершеннолетние преступники. Да, такое училище закрытого типа находилось на территории монастыря! И когда оно еще занимало часть монастырской территории, а другая часть была в руинах, первый наместник обители постсоветского периода отец Всеволод (Захаров) взялся за возрождение святыни. Это было начало 90-х прошлого века. В третьем зале среди экспонатов – первый священнический наперсный крест наместника монастыря и его студенческий билет. Возглавляя обитель, преображающуюся на глазах, отец Всеволод решил получить высшее образование и поступил на заочное отделение Московской академии государственного и муниципального управления при Президенте Российской Федерации. В 2007 году ее окончил.
Раифа через красоту
И вот мы на последнем ярусе. По благословению митрополита Казанского и Татарстанского Феофана верхний зал посвящен человеку, которого многие помнят и любят, – главному устроителю обители в ее новейший период, покинувшему этот мир в августе 2016 года. Можно посмотреть видеозапись с живыми динамичными размышлениями архимандрита Всеволода о монашеской жизни, душеполезными наставлениями для мирян. Также в четвертом зале есть изображения значимых людей, внесших большой вклад в духовное существование и развитие монастыря. Среди них как насельники обители, так и казанские архиереи, известные особой любовью и благоволением к Раифской пустыни.
Игумен Гавриил (Рожнов), постриженик Оптиной пустыни, возглавивший Раифский монастырь в мае 2018 года, в одном из интервью казанским журналистам сказал, что хотя он лично не знал своего предшественника, но всё же почувствовал, что тот был очень открытым человеком и монастырь сделал открытым для мира. «Мы будем продолжать его линию – открытости, она лежит в основе способа существования монастыря. Эта обитель создавалась как миссионерская, для продвижения веры, продвижения в мирном значении слова, монастырь создавался как своего рода форпост. Сам стиль обители такой нарядный, чтобы красотой внешней привлечь к красоте внутренней», – подытожил отец Гавриил. Несомненно, одно из многочисленных удачных решений музейного пространства – это две панорамные смотровые площадки, опоясывающие башню по всему периметру. Выходишь, и такая красота открывается взору! Заповедное озеро, на солнце сияют купола храмов, радует ухоженная территория. Летом, по рассказам братии, она превращается в пышно цветущий сад. Хотя и зимой за счет хвойных насаждений тоже сохраняет праздничный вид.
Большая заслуга в создании рукотворной красоты принадлежит еще одному удивительному человеку – монахине Софии (Ошариной), которую и монашествующие, и миряне называли матушкой, а отец Всеволод был не против. Матушка София отошла ко Господу весной 2008 года. Ее хорошо помнят жители Зеленодольска, где Екатерина Михайловна Ошарина занималась озеленением города. Помнят и поминают ее в молитвах в Раифском монастыре, где после принятия пострига монахиня София несла послушание и на пятистах квадратных метрах с любовью высаживала цветы (одних только тюльпанов было 18 сортов!). В день 100-летия со дня ее рождения (1 октября 2019 года) в парке Зеленодольска было высажено 32 саженца благоухающей сирени, которую она так любила! Наместник обители игумен Гавриил произнес такую душевную речь, что, думается, будет уместно частично ее процитировать: «Насколько мне известно, матушка София была в монастыре с самого начала его возрождения, когда это благодатное место было почти полностью порушено. Ее умелые руки создавали ту красоту, которая поражала каждого, кто входил в Раифский монастырь. И ей было не страшно взяться за наведение красоты в те годы, ведь это на войне было страшно, монахиня София прошла сквозь трудные годы Великой Отечественной. От Москвы до Берлина, сражаясь за родную землю. О ее воспоминаниях писали многие местные и республиканские газеты. Готовясь к этой встрече, я почитал некоторые из них: была радисткой. Маленькая, хрупкая. Страшно было. И только про себя твердила, обращаясь к Богу: «Господи, спаси. Господи, помоги. Господи, сохрани». Да, об этом ее незабываемом факте жизни многие читали и слышали, но мало кто знает о том, что матушка София не пропускала ни одного богослужения в обители. Особо выделяла на богослужениях песнопения «Кто ны разлучит, от любви Божия»… Как мне рассказывали, на службе она могла только сидеть, ноги были больные. Она садилась на стульчик, рядом на палочку опирала больную ногу, закрывала глаза… и из глаз ее текли слезы. Так она слушала и проникалась в молитвы. »
Рассказ о внешней, рукотворной красоте в монастыре будет неполным, если не упомянуть скульптуры, которые можно увидеть и на территории обители, и на подходе к ней. Два скульптора, Владимир Савельев и Анатолий Винокуров, став послушниками Раифы и получив от архимандрита Всеволода благословение на труды по их профессии, сумели придать неповторимость этому месту. Владимира Савельева, заслуженного художника Республики Марий Эл, не стало чуть больше года назад, но его скульптуры – «Святая преподобномученица Елисавета Феодоровна, «Ангел», «Преподобный Серафим Саровский», серия мраморных барельефов «Четыре евангелиста» на стене храма Грузинской иконы Божией Матери (за что он был удостоен Национальной премии в области декоративного искусства «Русская галерея – XXI век») и многие другие продолжают свидетельствовать о таланте умельца, данном Творцом. Анатолий Винокуров, помимо скульптур, делает декоративные фонтаны, каменные цветы и вазы, украшающие монастырскую территорию. И традиционно накануне праздника Крещения Господня он участвует в создании шедевров из льда (ныне первую часть ледового городка – наземную – открыли раньше, 2 января. И тематика в 2020 году – лики святых. Послушник Анатолий создал образ Святителя Николая с посохом).
Создание монастырского музея – эту заветную мечту архимандрита Всеволода – привелось воплощать в жизнь игумену Гавриилу. Во время нашей встречи молодой наместник заметил, что он видит особый знак Промысла Божия в следующем совпадении: отца Всеволода в монашеском постриге нарекли в честь князя Всеволода Псковского. А этот святой, живший в XII столетии, в церковном календаре именуется как святой благоверный князь Всеволод-Гавриил Псковский. Всеволод-Гавриил! Символично…
Остается добавить, что в последнее время число церковных музеев (среди которых немало монастырских) растет. Около трех лет занимается их научным изучением автор нашего сайта, аспирантка Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева Ольга Кирьянова. По ее убеждению, церковные музеи – это состоявшееся явление современной культурной жизни, и они являются востребованной и перспективной формой сохранения материального и нематериального духовного наследия. Что, добавлю, наглядно подтверждает музей в Раифе.
В материале использованы снимки из архива Раифского Богородицкого мужского монастыря, а также фотографии Владимира Ходакова