работа с убеждениями обучение
Унаследованные убеждения и работа с ними в коучинге (Ольга Бычкова)
Сегодня хочу предложить вам на обсуждение еще одну «горячую» тему – убеждения.
Но почему-то все не так просто, как кажется на первый взгляд. Для меня тема унаследованных убеждений – ключевая в моей практике коуча и тренера. Именно поэтому я посвятила довольно много времени исследованию этого явления.
Давайте представим ситуацию, в который был каждый из нас. В один прекрасный день появляется на свет малыш. Чудесный карапуз, улыбается и смеется, когда ему хорошо, громко плачет, когда хочет есть или когда ему мокро лежать в подгузнике. Все просто и ясно, мир отвечает на каждый его запрос руками мамы-папы, бабушки-дедушки, тетушки-нянюшки. Малыш Всемогущий, иначе и не скажешь.
Но вот наступает день, когда ребенка пора «воспитывать». Семья и окружение щедро передают ему свое наследие в форме семейных и родовых убеждений. Дальше – больше.
Как говорят психогенетики, примерно в возрасте года-полутора мы подсоединяемся к коллективному бессознательному. И окружающий мир начинает питать малыша убеждениями, относящимися к определенной культуре, этносу, религиозным взглядам, отношениям между полами, расами…
Каждый из нас управляется большим мощным компьютером, в который кто-то установил невероятное количество программ. При этом есть активные, осознаваемые нами программы и фоновые, действующие на подсознательном уровне. Конечно, там есть масса эффективных, полезных для нас убеждений – иначе и быть не могло. При этом в нас загружено огромное количество программ, которые точно не служат нашему успеху в области отношений, здоровья, долголетия, достижений, финансового благополучия, принятия и любви других…
Есть убеждения, которые мы унаследовали из окружения. И конечно же, наши предки не хотели нам вредить. Они от души щедро делились тем, что когда-то сами получили в «дар» от своих родителей и прародителей.
Но кроме этого есть институты, которые целенаправленно создают убеждения у целых стран и наций, для достижения определенных целей, сформулированных конкретными представителями власти.
Вот цитата из учебника по административному праву:
«Убеждение – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект, в результате которого идеи, ценности, установки субъекта становятся внутренними идеями, личными установками объекта управления.
Средства убеждения воздействуют на сознание объекта или на волю объекта.
Элементами убеждения являются овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, оперирование эмоциями, формирование интереса.
Существуют следующие средства (способы) убеждения:
• обучение – процесс целенаправленного формирования знаний, умений, навыков;
• агитация – распространение идей в целях привлечения масс к активной общественно-политической деятельности в сфере государственного управления;
• пропаганда – распространение в массах, популяризация идей, учений, знаний, в том числе с использованием средств массовой информации;
• разъяснительная работа – деятельность по разъяснению содержания чего-либо;
• критика – отрицательное суждение и указание недостатков в какой-то (чьей-то) деятельности;
• осуждение антисоциального поведения – выражение неодобрения, порицания отклоняющегося (девиантного) поведения»
Макарейко Н.В. Административное право 14.3. Убеждение как метод государственного управления
Остается лишь один вопрос: исходя из чего власть имущие (а к ним относятся не только государство, но и, к примеру, церковь) определяют, какие идеи и установки будут ценны народу, проживающему на вверенной территории?
Коллеги, я понимаю, у вас уже рождается вопрос, а при чем тут коучинг?
Представьте, к нам пришел клиент. И вот сидим мы рядом, в процессе сессии. Два компьютера, заполненных определенными программами. И если наше программное обеспечение было залито примерно в одном социально-культурном слое приблизительно в одно время, какова вероятность, что мы не услышим какие-то из унаследованных неэффективных убеждений?
Мой ответ – вероятность достаточно высока.
Мы чаще всего живем или родились в одной стране со своими клиентами, учились в одной системе, за редким исключением относимся к одной-двум доминирующим на нашей территории религиям. Наши предки пережили одни и те же катаклизмы в виде войн, государственных потрясений и подвергались одной и той же пропаганде и агитации.
Для того, чтобы показать, какая может быть культурологическая разница в установках жителей, например, разных стран, но одного времени, приведу еще одну цитату:
«…этот народ унаследовал убеждение, что все люди, не обладающие титулом и длинной родословной, как бы щедро не наградила их природа, ничуть не выше животных, клопов, насекомых; в то время как я унаследовал убеждение, что человекоподобные вороны, рядящиеся в павлиньи перья наследственных достоинств и незаслуженных титулов, годны только на то, чтобы над ними посмеяться»
— Марк Твен, «Янки при дворе короля Артура»
Мы видим здесь два убеждения. При этом является ли хотя бы одно из них эффективным для обладающего им человека или целого народа?
К чему же я вела все это долгое и витиеватое повествование?
Для того, чтобы быть по-настоящему ценным для своих клиентов, коучу важно постоянно разбирать завалы собственных унаследованных убеждений. Это можно делать самостоятельно с помощью определенных инструментов, на различных тренингах и практиках, связанных с расширением нашей картины мира, в самостоятельных путешествиях, когда мы глубоко соприкасаемся с культурой и повседневной жизнью разных народов и стран.
Хочу поделиться с вами инструментом, который я использую как в работе с клиентами, так и разбираясь с собственными неэффективными программами.
Есть простая взаимосвязь: Убеждение – Чувство – Действие.
Каждое наше убеждение вызывает определенную эмоциональную реакцию и последствие в виде действия (действие может быть пассивным).
Приведу пример.
Моя бабушка мне в детстве говорила, что пауки опасны.
В итоге я верю, что это насекомое может причинить мне вред.
Что я чувствую, когда вижу паука? Страх, паника
Что я делаю? Кричу, убегаю или убиваю стремительным ударом тапка.
Вот другой пример.
В моей семье мама и папа говорили, что честным трудом невозможно заработать много денег.
Я верю, что честным трудом много не заработать.
Что я чувствую, когда у меня появляется цель выйти на новый финансовый уровень? Бессилие, страх
Что я делаю? Остаюсь в зоне комфорта (например, на старой работе с гарантированным доходом)
В обоих случаях есть очень заметный триггер того, что у меня есть неработающее убеждение по отношению к ситуации. Этот триггер – так называемая «негативная» эмоция. То есть та эмоция, которую люди не очень любят проживать. При этом именно эти состояния – наши лучшие помощники и огромный источник трансформации и энергии, если мы не сопротивляемся им, а с благодарностью прислушиваемся.
Если я испытываю страх, боль, раздражение, осуждение, злость, я задаю себе вопрос: «Во что я сейчас верю, что испытываю именно эти чувства?» Этот шаг позволяет мне найти мое убеждение.
Дальше я спрашиваю себя: «Служит ли это убеждение моей цели? Выбирала ли я осознанно в это верить? Какое убеждение будет поддерживать меня в достижении цели?»
После этого я выбираю поддерживающее убеждение.
Например, переформулирую установку на деньги.
Я верю, что каждый может легко и абсолютно честно зарабатывать большие деньги.
Что я чувствую, когда у меня появляется цель выйти на новый финансовый уровень? Прилив сил, азарт, энтузиазм
Что я делаю? Составляю бизнес-план, пишу резюме, проводу встречи и т.д.
Закон инерции в наших головах тоже никто не отменял. Поэтому если я при повторении ситуации испытываю снова, например, бессилие, я благодарю свои эмоции за то, что они дали мне знак о том, что подгрузилась старая унаследованная установка. И я снова прохожу по шагам, заменяя ее на новую. Обычно моему компьютеру достаточно трех-четырех повторений, чтобы переписать неэффективную для меня программу.
Своим клиентам я так же даю пошаговую инструкцию и поясняю: если вы двадцать-тридцать лет жили со старым сценарием, согласны ли вы, что может понадобиться несколько повторений этого упражнения, чтобы переписать его?
Коллеги, буду рада, если вы поделитесь своими впечатлениями от использования этого инструмента.
И напоследок делюсь с вами метафорой о природе убеждений:
«Представьте, что вы идете по дороге и вдруг видите впереди огромную стену. Вы не знаете, что это всего лишь мираж. Вы не знаете, что если подойдете поближе и шагнете прямо в стену, она расступится и обратится в ничто. Но вы видите стену – и опасаетесь подойти. Вы останавливаетесь и верите, что путь закрыт».
— Крайон «Как получить судьбу, которую хотите»
А что станет для нас возможным, если мы увидим призрачную природу ограничивающих убеждений и научимся проходить сквозь них?
Ольга Бычкова
г. Москва
профессиональный коуч PCC ICF
Работа с убеждениями обучение
Мы часто слышим о том, что все желания могут сбыться, а в жизни возможно что угодно. Однако часто наши мечты так и остаются мечтами, не воплощаясь в жизнь. Что мешает достичь желаемого? Во многих случаях — ограничивающие убеждения, засевшие в голове. Они словно привязанные к колышку веревки: мешают двигаться, тянут назад.
Давайте попробуем их найти, рассмотреть поближе и лишить разрушительной силы. Помогут упражнения из книги «Интегральный коучинг».
Что такое ограничивающие убеждения
Между количеством высших образований и ограничивающих убеждений есть зависимость. Чем больше человек знает об устройстве мира, тем сложнее ему доверять своему сердцу.
Интегральный коучинг
Как их узнать
Ограничивающие убеждения проявляются в нашей речи словами-маркерами: все, всегда, всякий, никто, никогда, должен, невозможно, это неправильно.
А еще их можно заметить, если понаблюдать за эмоциями. Когда мы думаем или говорим об ограничителях, у нас возникает ощущение беспомощности, как будто из нас разом выкачали энергию. Например, кто-то рассказывает вам о своей мечте — ярко, вдохновенно, красочно. А потом говорит: «Но это невозможно, — ведь я должен обеспечивать семью / у меня нет таланта / это еще никому не удавалось. Заметили подобное у окружающих или самого себя? Бинго. Это оно.
Нам часто кажется, что убеждения — это абсолютная истина, поэтому мы даже не пытаемся их изменить. — Источник
Вот несколько распространенных ограничивающих убеждений.
Плюсы и минусы убеждений
Ограничивающие убеждения есть у каждого из нас. Это не хорошо и не плохо. Просто надо их знать. И сами убеждения — не абсолютное зло. В каких-то ситуациях они здорово нам помогают.
Отметьте в списке выше мысли, которые вам близки (или запишите свои). Выберите одну, наиболее эмоционально заряженную и реалистичную. Возьмите лист бумаги и запишите это убеждение вверху, а ниже нарисуйте 2 колонки.
В правой колонке запишите продолжение фразы: «Очень круто иметь такое убеждение, потому что…». Пишите столько вариантов, сколько придет в голову. Когда мысли иссякнут, подумайте еще немного и допишите еще несколько возможных окончаний.
Затем перейдите к левой колонке и запишите продолжение фразы: «Очень вредно иметь такое убеждение, потому что…». И снова пишите, пока варианты не иссякнут, а потом постарайтесь придумать еще что-нибудь.
Понаблюдайте, какую фразу вам проще завершать. Где получилось больше вариантов? Что вы чувствовали, когда заполняли левый и правый столбец? Какому из них больше верите?
Меняем ограничивающее убеждение: 5 способов
Если вы поняли, что вреда от убеждения гораздо больше, чем пользы, попробуем его поменять. Не пытайтесь сделать это с наскока: «всё, с сегодняшнего дня я думаю по-другому». Убеждения имеют прочные корни, и так просто их не вырвать. Работать лучше постепенно, наблюдая за собственными эмоциями и мыслями. Вот 5 способов.
Растяжка убеждения. Попробуйте усилить, преувеличить, утрировать убеждение. Например, при установке «Все надо делать безупречно» посвятите целый день тому, чтобы довести маленькое действие до совершенства, постоянно переделывая его — скажем, перемывать каждую тарелку по три раза.
Понемногу сдвигая границу своих убеждений, можно обнаружить, что по ту сторону тоже есть жизнь. — Источник
Поймите, что за ним стоит. За ограничивающими убеждениями скрываются наши страхи. Например, если вы думаете: «Я должен все контролировать, иначе случатся неприятности», задайте себе вопрос: «Что случится, если я перестану все контролировать?»
«Я боюсь, что будет не так, как я хочу, или что другие не будут делать то, что надо, и последствия будут непоправимы, или я потеряю что-нибудь или кого-нибудь и мне будет больно; или я буду грызть себя за то, что не повел себя правильно, всего не предусмотрел», и так далее. За такими мыслями могут скрываться убеждения: «Я не доверяю жизни (людям, себе)», «Я не верю, что все устроено мудро и разрешается наилучшим образом», «Я не верю, что жизнь просто так даст мне то, что мне нужно».
Далее задайте вопрос: как бы вы себя вели, если бы доверяли жизни? Что бы сделали в такой ситуации? Запишите несколько вариантов, а затем подумайте, какой из них вы можете попробовать осуществить. Например, если бы вы доверяли жизни, вы бы не проверяли телефон каждые 5 минут в ожидании тревожных известий. Попробуйте не проверять его хотя бы субботним утром или отключить на ночь. Если понравится — продвиньтесь еще на шаг вперед, скажем, «забудьте» телефон дома, отправляясь на прогулку.
Подумайте, какие выгоды приносит убеждение и как получить то же самое другим путем. Например: «Я должен всегда развиваться, совершенствоваться». Польза: «Это мой самый сильный мотив в жизни. Это помогает мне строить карьеру и тому подобное». Но есть и минусы: такой способ действий приводит к усталости, «загнанности», вечному недовольству результатами и собой. Вам всегда мало.
Спросите себя: как развиваться так, чтобы не загонять себя до потери сил, но и не грызть при этом? Чем еще можно себя мотивировать? Как получить то же самое другим способом? Как сохранить выгоды, но решить задачу?
Уменьшите «радиус действия» ограничивающей установки. Например, при установке на то, что «все привлекательные мужчины бабники, поэтому с ними невозможны близкие, доверительные отношения» задайте вопросы: какие отношения с ними возможны? что должно быть в мужчине, чтобы строить с ним близкие и доверительные отношения? если представить, что вам встретился один такой человек, где он мог бы быть? В результате можно позволить себе предположить, что такой мужчина не один на свете.
Переформулируйте упражнение в задачу. Например, перепишите установку «Не имея достаточного опыта работы, я не могу продавать свои услуги дорого крупным компаниям» в «Как продавать себя дорого крупным компаниям с тем опытом, что у меня есть сегодня?».
Ограничивающие убеждения: чем они опасны? Интервью с психологом Екатериной Онокой
Поговорили с психологом Екатериной Онокой о механизме ограничивающих убеждений, их симптомах и технике самопомощи. А ещё — разобрали пару кейсов.
Annie для Skillbox
Екатерина Онокой — клинический психолог, основатель проекта «Когнитивная Академия». Адепт доказательных подходов в психотерапии: КПТ, ACT и схемной терапии. Автор и спикер курса «Справляемся с тревогой и беспокойством», спикер курса «Кто я и чего хочу?».
Журналист по образованию и по складу ума. Берёт интервью для Skillbox и изучает сторителлинг. Занимается текстами с 2016 года.
Ограничивающие убеждения: что это и чем они опасны
— Екатерина, какие убеждения можно назвать ограничивающими?
— Ограничивающие убеждения — это установки о себе, других людях и мире вокруг, которые мешают расти и развиваться.
Есть выражение «видеть мир сквозь розовые очки». Так вот, ограничивающие убеждения — это когда, наоборот, мы смотрим на мир сквозь очки с серыми линзами. Если носить их каждый день, можно поменять своё восприятие и поверить в то, что мир однотонный и других цветов не существует.
— Откуда берутся ограничивающие убеждения?
— Есть три источника: значимые взрослые, которые нас окружают, когда мы растём и развиваемся; пережитый опыт (отношения с людьми, жизненные события) и наш темперамент. И важно понимать, что негативные установки формируются не только в детстве — это происходит на протяжении всей жизни.
— А как ограничивающие убеждения запускаются?
— Возьмём убеждение « людям нельзя доверять » как пример. Скорее всего, оно сформировалось потому, что когда-то вас сильно обидели или обманули. С тех пор в каждой похожей ситуации вы видите угрозу, и убеждение только укрепляется. Даже когда в вашей жизни появляется достойный человек, вы сомневаетесь в нём и ищете подвох: « Он такой милый, но ему явно от меня что-то нужно ».
— Выходит, опираться на одни лишь убеждения — это своего рода привычка?
— Да, такая вот ментальная привычка, зачастую — почти не осознаваемая. Люди с подобными убеждениями не мыслят формулировками « возможно, он пользуется моим доверием». Для них утверждение «никому нельзя доверять» — аксиома. Только на неё они опираются, а всё противоречащее — игнорируют.
— Неужели в ограничивающих убеждениях нет никакой пользы?
— Нет, ограничивающие убеждения потому так и названы — они ограничивают наши возможности и желания, сдерживают нас на пути к целям. Ещё бывают адаптивные убеждения — те, что мы можем изменить в нужную для себя сторону. Например, установку «у меня не получится» перестроить в «если я приложу усилия, то смогу» — вот этот подход и правда поможет вам реализовываться и двигаться дальше.
Убеждения делятся на адаптивные и дезадаптивные (ограничивающие). Адаптивные мысли помогают адекватно отреагировать на ситуацию и приспособиться к ней. Дезадаптивные, наоборот, мешают развитию.
— Интересно. Мне казалось, что нередко именно ограничивающие убеждения побуждают человека к действию: «Я ничего не знаю и не умею — пойду учиться».
В погоне за убеждениями: как отличить их от других мыслей
— Как распознать свои ограничивающие убеждения?
— Отследить свои ограничивающие убеждения не так просто. Представьте домик. Глубинные убеждения (адаптивные и ограничивающие) — это фундамент, подобраться к нему тяжело. Правила жизни, устоявшиеся годами, — стены. Автоматические мысли — это крыша, скрывающая всё под собой.
— Добравшись до ограничивающих убеждений, как понять, что это именно они?
— Их можно определить по словам-маркерам: «я должен», «никогда», «невозможно», «неправильно», «не получится». Это такие сверхобобщения, стальные конструкции в нашем мышлении.
— А их можно ощутить физически?
— Безусловно, то, что мы думаем о себе, других людях и мире в целом сказывается на нашей телесности. Верно и обратное: телесность, в свою очередь, влияет на наше эмоциональное состояние и на то, что мы думаем. Такое телесное воплощение убеждений и эмоционального состояния называется непереводимым словом «эмбодимент».
Наглядный пример: если я попрошу вас схлопнуть плечи, провалить грудную клетку и опустить голову, сможете ли вы в таком состоянии чувствовать себя уверенно? Нет? А вернётся ли решительность, если вы расправите плечи, выпрямитесь и будете держать осанку? Да? Вот так и изменения в теле сказываются на наших мыслях.
— Когда с ограничивающими убеждениями ещё можно разобраться самостоятельно, а когда — пора обращаться к психологу?
— Ваше субъективное ощущение подскажет. Если негативные установки мешают жить и двигаться вперёд, работа с психологом станет хорошим инструментом заботы о себе. Проблема иногда заключается в другом — человеку бывает стыдно признаться в том, что ему нужна помощь психолога. Но стыдиться здесь нечего. Со специалистом вы быстрее найдёте причины глубинных убеждений и избавитесь от них.
Не иметь сформулированного запроса перед сеансом — это тоже нормально. Клиенты приходят на приём с проблемами (тревогой, апатией, депрессией, выгоранием): с этих «высоких» точек мы спускаемся до причин и вместе добираемся до сути.
Определить и заменить: как работать с ограничивающими убеждениями
— Екатерина, какие психологические подходы вы используете?
— Я работаю в когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) и схемной терапии. В КПТ мы делаем акцент на поведении: отслеживаем, когда и как у человека появился тот или иной шаблон поведения, почему он начал думать определённым образом. Никто из нас не рождается с тревожностью, недоверием, самокритикой — всё это мы приобретаем в течение жизни. А схемная терапия — это ответвление КПТ, где пристальное внимание уделяется детскому опыту.
Также я работаю в терапии принятия и ответственности ( ACT ). Подход к работе с мыслями и убеждениями в АСТ очень интересен. Он говорит: ограничивающим убеждениям можно не верить и разделяться с ними — мы подробно разбираем эту тему на курсе. Практические идеи для работы с убеждениями также можно найти и в научных исследованиях: в работе я использую концепцию Кэрол Дуэк про установку на рост и установку на данность.
— Что за установка на рост? Как она помогает справляться с ограничивающими убеждениями?
— Суть такова: у любого человека есть две ключевые идеи о самом себе. Это установка на данность («Я не умею петь и никогда не научусь») и установка на рост («Действительно, сейчас я пою плохо, но, если начну заниматься, — буду петь чуть лучше»). Если установка на данность просто подтверждает нашу слабую сторону, то установка на рост — даёт шанс, веру в себя.
Исследования доказали, что установка на рост стимулирует прогресс. Ученики, которые обещали себе постараться, с любопытством относились к сложностям и со временем росли. Мы можем перерасти и преодолеть свои ограничивающие убеждения, если переформулируем их и перестанем воспринимать как крайности.
— Какую технику работы с ограничивающими убеждениями посоветуете?
— В терапии принятия и ответственности мне очень нравится техника когнитивного разделения. В чём смысл: с негативными мыслями, которые нам удалось отловить, мы не спорим, не боремся, а дистанцируемся от них: «Мне не полезно так думать, и я не буду этого делать».
Представьте, что вы едете в чужой машине и по радио играет отвратительная песня. Должны ли вы воспринимать её как руководство к действию только потому, что вы её слышите? Нет, это просто слова. Так же и негативные мысли — это всего лишь слова у вас в голове.
— Например, возьмём убеждение «все вокруг успешнее меня». Как можно его проработать?
— Сначала оценим пользу: помогает ли мысль «все вокруг успешнее меня» радоваться жизни? Вряд ли. Уверены ли вы, что это абсолютная правда? Нет, это всего лишь догадка. Дальше попробуем отстраниться, переформулировать утверждение: «Мне пришла мысль, что другие успешнее меня». В таком виде фраза не звучит как стопроцентная правда — мы видим, что это просто мысль, которая пришла вам в голову.
В качестве самопомощи отлично работают книги:
Если хотите результата, не просто читайте их, а выполняйте каждое упражнение, что предлагают авторы.
Разбор ограничивающих кейсов
— У нас есть ещё несколько примеров ограничивающих убеждений. Помогите понять: откуда они могли взяться и что с ними делать?
Кейс 1. Синдром самозванца: «Я не достоин своих заслуг — обо мне все слишком хорошо думают, но скоро правда вскроется».
Откуда. Синдром самозванца — это замкнутый круг. Когда человек сталкивается с ответственной задачей по работе, его сносит лавиной мыслей: «О Боже, я ничего не знаю, руководство ошиблось во мне». Далее, как правило, события разворачиваются по одному из двух сценариев: либо человек прокрастинирует и в последний момент аккумулирует все свои силы, либо начинает интенсивную и избыточную подготовку сразу — лишь бы сделать всё наилучшим образом.
Оба пути опасны, так как укрепляют ограничивающие убеждения человека о себе. После очередного успеха «самозванец» не похвалит себя, а, наоборот, продолжит считать обманщиком: «Фух, пронесло! Меня не уволили. Всё потому, что я усердно готовился, а ещё мне очень повезло. Но сам по себе я ничего не стою и не умею».
Что делать. Синдром самозванца хорошо описан, и с ним успешно работают через мысли и поведение. Поможет техника когнитивного разделения. Не говорите: «У меня не получится», переформулируйте убеждение: «У меня есть мысль, что у меня не получится, но я ведь много раз делал это, а значит, справлюсь и сейчас».
При синдроме самозванца важно не катастрофизировать негативные последствия, а возвращаться в реальность и адекватно смотреть на прошлый опыт. Вспомните: начальство хоть раз разносило в пух и прах вашу работу? Говорило ужасные слова? Скорее всего, ответ будет отрицательным.
Кейс 2. «Деньги меня не любят, мне никогда не заработать много».
Откуда. Подобные убеждения обусловлены культурным контекстом в общем и историей каждой семьи в частности. Люди, которым сегодня за пятьдесят, наши родители, бабушки и дедушки, стали свидетелями различных катаклизмов. Они копили и теряли, строили капитал, а потом деньги резко обесценивались. В культуре нашей страны в принципе нет «старых денег».
Иногда я прошу своих клиентов сформулировать одно-единственное послание о деньгах от родных. Зачастую всплывает то самое: «Если вдруг привалило, потрать всё, а то потом ничего не останется».
Что делать. Опыт наших родителей и правда повлиял на нас — это нужно принять. А затем осознать, что у родителей была своя жизнь, своё время и условия, а у нас — всё новое, своё собственное и уникальное. Тащить за собой чужие убеждения — это как хранить чемодан без ручек, передавать его из поколения в поколение и делать вид, что он чего-то стоит.
Деньги влияют на нашу жизнь — с этим не поспоришь. Попробуйте построить с ними дружеские отношения: уверенно называйте цену за свою работу, изучайте финансовую грамотность, внедряйте полезные финансовые привычки. Всё это поможет вам гораздо больше, чем фраза «деньги меня не любят».
— А что вы думаете о денежном мышлении?
— Его не существует. Все разговоры про особенное мышление и привлечение денежных потоков — волшебные сказки 🙂 Деньги никого не любят и никого не ненавидят. Деньги — это просто материальный эквивалент наших желаний и ценностей. Инструмент, которым можно научиться пользоваться. Достаточно монетизировать наши навыки и правильно распоряжаться финансами.
«Позитивное мышление не работает. В жизни есть место всей палитре эмоций»
— Давайте представим, что мы наконец разобрались со всеми своими ограничивающими убеждениями. Что дальше? Как избежать формирования новых?
— Не нужно ничего избегать. Задача психологии как инструмента не в том, чтобы убрать все раздражители, а в том, чтобы научиться иначе на них реагировать. Жизнь — она разнообразная. Всегда будут появляться новые сложности и вызовы, с которыми придётся справляться — и это нормально.
В схемной терапии есть понятие «укреплять в себе взрослую часть» — вот эта позиция мне очень нравится. Мы можем развивать в себе Здорового Взрослого: начать заботиться о своих потребностях и уважать потребности других, брать ответственность и справляться с трудностями. Здоровый Взрослый уже есть в каждом из нас: мы можем укрепить его и сделать сильнее.
— В последнее время в инфополе часто встречается иной универсальный совет: «Прокачивайте навык позитивного мышления, и будет вам счастье». Стоит ли верить?
— Нет, позитивное мышление не работает. Мы не радужные пони, вокруг которых один лишь позитив. Жизнь сильно сложнее, в ней есть место всей палитре эмоций, и все эти эмоции важны. Случаются болезни, потери, смерти — это нормально, это всё часть пути.
У нас гораздо меньше контроля над нашими мыслями и эмоциями, чем мы думаем: мы не можем выбирать, что чувствовать. Попытки не грустить и не переживать о чём-то негативном загоняют нас в «ловушку счастья».
Расс Хэррис, «Ловушка счастья» — эту книгу Екатерина Онокой советует прочесть.
— Что случится, если мы попадём в эту ловушку счастья?
— Во-первых, начнём воспринимать другие наши переживания как нечто ненормальное: «Если я не чувствую себя счастливой — значит, со мной что-то не так». Хотя чувствовать себя по-разному — это естественно. Во-вторых, в бесконечных попытках добиться ускользающего перманентного счастья мы перестанем замечать настоящий момент — во всей его сложности и красоте одновременно. И, в-третьих, начнём сравнивать себя с другими: «У всех всё идеально, а у меня — и дети не цветы жизни, и работа сильно утомляет, и с мужем ругаемся».
— И правда: уж лучше реальная жизнь, чем такая иллюзия. Екатерина, вы преподаёте на курсе « Кто я и чего хочу? ». Расскажите: в чём его ценность?
— Программа помогает узнать себя поближе, познакомиться со своими желаниями, рефлексировать, распознавать ограничивающие убеждения, отслеживать эмоции и отстаивать личные границы.
Мне очень нравится модуль про ценности. Ценности — это наш внутренний компас, по которому всегда можно ориентироваться. На курсе я предлагаю конкретные методики, чтобы выявить свои ценности и начать жить в соответствии с ними — сделать их своей силой и опорой. Мы даже проведём онлайн-практикум, где в живом формате каждый заглянет внутрь, найдёт свои ценности и исследует их.