работа с пословицей какой это активный метод обучения

Работа с пословицей какой это активный метод обучения

Автор: Ртищева Оксана Вячеславовна

учитель начальных классов МБОУ «СШ№15»

Формы и методы работы с пословицами и поговорками.

Формы и методы работы

с пословицами на уроках литературного чтения в начальной школе

Составитель: Ртищева О.В.

учитель начальных классов

« А что за роскошь, что за смысл,

какой толк в каждой поговорке нашей!

Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует усвоению грамматики и обогащает учащихся народной мудростью. Поэтому пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках чтения, письма и во внеклассной работе.

Постоянная, систематическая работа в школе над пословицами очень многое даёт ученикам. Они учатся собирать народные изречения, классифицировать их по темам, анализировать смысл пословиц. Необходимо помнить, что пословицы и поговорки воспитывают у ребят чувство патриотизма, любовь к труду, уважение к народу, создавшему эти пословицы, и гордость за него.

Целью данной работы является обобщение сведений о возможности использования пословиц и поговорок для активизации познавательной мотивации на уроках литературного чтения в начальной школе

В соответствии с целью были определены основные задачи:

В современной начальной школе перед учителем стоят задачи: открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей младших школьников.

Материальные и духовные ценности, созданные человеческим обществом характеризуют определённый уровень развития общества. Подлинно человеческое общение строится на уважении достоинства другого человека, соблюдении выработанных человечеством норм нравственности. Нравственные ценности, поступки окружающих, отношения между людьми — всё впитывает в себя ребёнок, наблюдая, слушая, читая. В пословицах и поговорках запечатлён весь познавательный опыт народа, его морально — этические, социально — эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они хранят историю движения народа по пути цивилизации, отражают характер народа, его симпатии и антипатии, связи с соседними народами.

Пословицы впитали в себя все тонкости оценочного отношения к действительности, её восприятия и отражения. Именно этот аспект языкового сознания фиксируется в широко известном высказывании К.Д. Ушинского о том, «что природа страны, её история, отражаясь в душе человека, выражаются в слове». (65, с.296). Люди исчезали, но слова, создаваемые ими, вошедшие в сокровищницу — родной язык, остались бессмертными».

Организация работы с пословицами

Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во – первых, по своей форме, во – вторых, по своему содержанию». Именно в начальной школе необходимо особое внимание уделить пословицам.

В 1 – 4 классах работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию, раскрывать смысл пословиц и уметь применять их в своей речи.

Учащиеся начальной школы заводят специальные тетради, в которых они выписывают пословицы и поговорки. Основными источниками, откуда учащиеся берут пословицы и поговорки, должны быть «Букварь», учебники по чтению и письму, а также детская литература. К каждой записанной в тетрадь пословице можно подобрать открытку, раскрывающую содержание пословицы, или нарисовать свой рисунок. Наконец, написанные в тетради пословицы можно заключить в цветные рамки, различные по рисунку и форме. Чем разнообразнее художественное оформление тетради с пословицами и поговорками, тем интереснее эта работа для учеников.

Опыт показывает, что работу с пословицами следует начинать уже в 1 классе. Лучше всего это сделать, когда ученики изучают алфавит, т.е. овладевают письмом.

Встретив пословицу в книге для чтения, или в учебнике по русскому языку, ученики рассказывают, как они понимают её смысл, разбирают и объясняют её смысл, разбирают и объясняют написание отдельных слов. Дома пословицу записывают в тетрадь, подобрав соответствующую картинку или сделав рисунок.

В учебниках для 1 класса мало пословиц и поговорок, поэтому учитель сам приводит пословицы на уроках письма и чтения, определяет, при изучении какой темы может быть использована та или другая пословица. При составлении конспекта урока следует продумать, как пословицу или поговорку связать с материалом урока. Пословицы должны быть поняты по своему содержанию ученикам 1 класса.

Работа с пословицами продолжается и во 2 классе. Важно только, чтобы сам учитель хорошо знал пословицы и поговорки, встречающиеся в учебниках, помнил, в каком упражнении они имеются, умело использовал их в речи.

В 3 – 4 классах, продолжая работу с пословицами, можно предложить ученикам завести тематические альбомы. В них пословицы распределяются по темам, которые заранее намечаются учителем. Количество тем не должно быть больше 5-6 в 3 классе и больше 10 в 4 классе.

Начинать работу с тематическим альбомом следует с беседы на тему, по которой ученики должны найти и записать пословицы. Во время беседы вспоминаются уже известные ученикам пословицы. Затем названная учителем тема записывается на первой странице альбома. Ученикам даётся задание: подобрать 1-2 пословицы по этой теме. Найденные учениками пословицы читаются на одном из уроков. Лучшие пословицы записываются в альбомы.

Затем даётся новая тема, по которой также подбираются пословицы.

Время от времени, учитывая содержание рассказов, а также характер изучаемого материала по русскому языку, учитель возвращается к уже записанным темам и предлагает ученикам подобрать новые пословицы.

В 4 классе, если учащиеся хорошо справляются с классификацией пословиц по темам, можно сразу назвать все предполагаемые темы. В таком случае учащиеся, найдя пословицы, должны сами определить, к каким из тем они относятся. В качестве примера можно рекомендовать следующие темы для альбома с пословицами:

2) явления природы (снег, дождь, мороз, ветер и др.);

Источник

«Формы работы с пословицами и поговорками на уроках литературного чтения в начальных классах «

работа с пословицей какой это активный метод обучения. 0e88 00098467 491b1f44. работа с пословицей какой это активный метод обучения фото. работа с пословицей какой это активный метод обучения-0e88 00098467 491b1f44. картинка работа с пословицей какой это активный метод обучения. картинка 0e88 00098467 491b1f44.

Формы и методы работы

с пословицами на уроках литературного чтения

в начальной школе

Составитель: Ртищева О.В.

учитель начальных классов

« А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует усвоению грамматики и обогащает учащихся народной мудростью. Поэтому пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках чтения, письма и во внеклассной работе.

Постоянная, систематическая работа в школе над пословицами очень многое даёт ученикам. Они учатся собирать народные изречения, классифицировать их по темам, анализировать смысл пословиц. Необходимо помнить, что пословицы и поговорки воспитывают у ребят чувство патриотизма, любовь к труду, уважение к народу, создавшему эти пословицы, и гордость за него.

Целью данной работы является обобщение сведений о возможности использования пословиц и поговорок для активизации познавательной мотивации на уроках литературного чтения в начальной школе

В соответствии с целью были определены основные задачи:

выявить наиболее эффективные методы и приёмы в работе над данным материалом;

показать дидактический аспект работы над пословицами и поговорками на уроках литературного чтения в начальной школе.

В современной начальной школе перед учителем стоят задачи: открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей младших школьников.

Материальные и духовные ценности, созданные человеческим обществом характеризуют определённый уровень развития общества. Подлинно человеческое общение строится на уважении достоинства другого человека, соблюдении выработанных человечеством норм нравственности. Нравственные ценности, поступки окружающих, отношения между людьми — всё впитывает в себя ребёнок, наблюдая, слушая, читая. В пословицах и поговорках запечатлён весь познавательный опыт народа, его морально — этические, социально — эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они хранят историю движения народа по пути цивилизации, отражают характер народа, его симпатии и антипатии, связи с соседними народами.

Пословицы впитали в себя все тонкости оценочного отношения к действительности, её восприятия и отражения. Именно этот аспект языкового сознания фиксируется в широко известном высказывании К.Д. Ушинского о том, «что природа страны, её история, отражаясь в душе человека, выражаются в слове». (65, с.296). Люди исчезали, но слова, создаваемые ими, вошедшие в сокровищницу — родной язык, остались бессмертными».

«Русский народ создал огромную изустную литературу — мудрые пословицы и поговорки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик. Была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов» (66 с.17) Слова А.Н. Толстого очень ярко и точно отражают суть фольклора. Фольклор — это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас.

Организация работы с пословицами

Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во – первых, по своей форме, во – вторых, по своему содержанию». Именно в начальной школе необходимо особое внимание уделить пословицам.

В 1 – 4 классах работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию, раскрывать смысл пословиц и уметь применять их в своей речи.

Учащиеся начальной школы заводят специальные тетради, в которых они выписывают пословицы и поговорки. Основными источниками, откуда учащиеся берут пословицы и поговорки, должны быть «Букварь», учебники по чтению и письму, а также детская литература. К каждой записанной в тетрадь пословице можно подобрать открытку, раскрывающую содержание пословицы, или нарисовать свой рисунок. Наконец, написанные в тетради пословицы можно заключить в цветные рамки, различные по рисунку и форме. Чем разнообразнее художественное оформление тетради с пословицами и поговорками, тем интереснее эта работа для учеников.

Опыт показывает, что работу с пословицами следует начинать уже в 1 классе. Лучше всего это сделать, когда ученики изучают алфавит, т.е. овладевают письмом.

Встретив пословицу в книге для чтения, или в учебнике по русскому языку, ученики рассказывают, как они понимают её смысл, разбирают и объясняют её смысл, разбирают и объясняют написание отдельных слов. Дома пословицу записывают в тетрадь, подобрав соответствующую картинку или сделав рисунок.

В учебниках для 1 класса мало пословиц и поговорок, поэтому учитель сам приводит пословицы на уроках письма и чтения, определяет, при изучении какой темы может быть использована та или другая пословица. При составлении конспекта урока следует продумать, как пословицу или поговорку связать с материалом урока. Пословицы должны быть поняты по своему содержанию ученикам 1 класса.

Работа с пословицами продолжается и во 2 классе. Важно только, чтобы сам учитель хорошо знал пословицы и поговорки, встречающиеся в учебниках, помнил, в каком упражнении они имеются, умело использовал их в речи.

В 3 – 4 классах, продолжая работу с пословицами, можно предложить ученикам завести тематические альбомы. В них пословицы распределяются по темам, которые заранее намечаются учителем. Количество тем не должно быть больше 5-6 в 3 классе и больше 10 в 4 классе.

Начинать работу с тематическим альбомом следует с беседы на тему, по которой ученики должны найти и записать пословицы. Во время беседы вспоминаются уже известные ученикам пословицы. Затем названная учителем тема записывается на первой странице альбома. Ученикам даётся задание: подобрать 1-2 пословицы по этой теме. Найденные учениками пословицы читаются на одном из уроков. Лучшие пословицы записываются в альбомы.

Затем даётся новая тема, по которой также подбираются пословицы.

Время от времени, учитывая содержание рассказов, а также характер изучаемого материала по русскому языку, учитель возвращается к уже записанным темам и предлагает ученикам подобрать новые пословицы.

В 4 классе, если учащиеся хорошо справляются с классификацией пословиц по темам, можно сразу назвать все предполагаемые темы. В таком случае учащиеся, найдя пословицы, должны сами определить, к каким из тем они относятся. В качестве примера можно рекомендовать следующие темы для альбома с пословицами:

2) явления природы (снег, дождь, мороз, ветер и др.);

3) домашние и дикие животные;

6) о матери, об отце.

4) знание, невежество;

5) смелость, трусость;

6) о сельском хозяйстве;

7) о пословицах, поговорках.

Работа над альбомом с пословицами очень нравится ученикам. Она не только приучает собирать народные изречения, но и способствует их запоминанию. Подбор иллюстраций заставляет учеников вдумываться в смысл пословиц.

Пословицы на уроках чтения

«Ядрышко» пословицы – это скрытая в ней мысль, нужно поразмышлять.

Одни пословицы могут иметь только прямой смысл («Коса-девичья краса»), другие – прямой и переносный смысл (« У хорошей пряхи для всех рубахи»),третьи- только переносный («Черное к белому не пристанет»).

Остановимся на характеристике отдельных видов работы с пословицами и поговорками на уроках чтения.

1)Подбор пословиц по темам

Начиная с 1 класса на уроках чтения необходимо приучать детей самостоятельно подбирать пословицы по темам. Это делается при знакомстве со стихотворениями, рассказами, при изучении какой- либо темы, при обобщении или повторении изученного материала. Например, в 1 классе эту работу можно провести на уроке прощания с букварём, на котором учащиеся вспоминают пословицы и поговорки об азбуке, букваре, книге, учёбе, или на итоговом уроке по теме «Зима» (некоторые из приведённых пословиц ученики записали и выучили в классе на предыдущих уроках, но некоторые были названы впервые, ученики не только приводили пословицы по теме, но и раскрывали их смысл).

Во 2 классе тематический подбор пословиц и хорошо организовать при чтении рассказов к 8 марта (ученики вспоминают известные им и подбирают новые пословицы о маме). При чтении произведений о домашних и диких животных, о которых народ создал также много образных и метких пословиц. Собирая такие пословицы, учащиеся узнают много интересного о жизни животных.

В 3,4 классе можно подобрать пословицы на исторические темы: «Из прошлого нашей Родины», «Великая Отечественная Война», «Зима», «Весна».

Перед знакомством с материалом по каждой теме ученикам даётся задание подобрать пословицы и поговорки по заданной теме. Если такие пословицы уже были записаны учениками в альбомы, то ученики дома находят их и делают закладки, а новые пословицы записывают в альбом.

2) Подбор к стихотворению или рассказу пословицы, которая бы раскрыла содержание данного произведения.

Прежде чем проводить такой вид работы, следует ознакомить детей с рассказом, басней или сказкой, у которых заглавием является пословица. Это делается на уроках чтения. Учитель читает ученикам рассказы, озаглавленные пословицей, например: «Ученье и труд – вместе живут»; «В труде закаляются руки»; «Дело мастера боится»; «Нашла коса на камень».

Анализ пословиц – заглавий и их самостоятельный подбор развивают мышление детей, учат их находить общее между названием произведения и его содержанием, учат понимать значение заглавий, основную идею произведения.

3)Нахождение пословиц в тексте художественных произведений и выяснение их назначения

4)Использование пословиц при работе над сочинением

Следует различать два вида работы: во-первых, сочинение по пословице; во-вторых, включение пословиц в сочинение.

Сочинение по пословице бывает устным и письменным. Устно рассказ по пословице составляется или сразу на уроке без особой подготовки учащихся, или после предварительного обсуждения плана и примерного содержания рассказа. Если дети имеют специальные тетради с пословицами, к которым они подбирают соответствующие картинки, то их следует использовать, при обучении устно составлять рассказ по пословице.

Пословица, которая в таком случае служит заглавием, делает рассказ целенаправленным; различные картинки, подобранные учениками к одной и той же пословице, позволяют по-разному раскрыть её содержание.

Тук, вначале дети учатся строить рассказ по картинкам, которые они подобрали к пословице. Причём следует сразу же приучать их не только описывать сюжет картины, но и раскрывать общее в содержании пословицы и картинки. Затем рассказ составляется также по картинке, но уже по воображаемой. Учащиеся, записав новую пословицу и разобрав её смысл, рассказывают, какую картинку можно подобрать или нарисовать к этой пословице.

Каждому зверю свое время …

Особым видом работы является сочинение с включением пословиц. Например, в 3 классе планируется сочинение по теме «Зима» с включением соответствующих пословиц. Учитель даёт задание детям подобрать пословицы о зиме. Читая рассказы и стихотворения о зиме на уроках чтения, ученики приводят найденные ими пословицы, раскрывают их содержание. Затем учитель сообщает, что учащиеся будут писать в классе сочинение, в котором они должны использовать известные им пословицы о зиме. Всем классом составляется план. По плану составляют коллективно примерный рассказ, включая отдельные пословицы. На следующем уроке ученики пишут сочинение.

Много снегу на дворе. Спасибо, мороз, что снегу нанёс. Ребята вышли на улицу играть. Мороз невелик, да стоять не велит. Малыши катаются с горки на санках, лепят снежную бабу. Школьники катаются на коньках и на лыжах.

Старики смотрят в окно и говорят: «Снегу много – хлеба много». Хорошо зимой.

Для 3 класса рекомендуются темы, при написании которых используются пословицы и поговорки: «Наша школа»; «Моя мама» (пословицы о маме); «Школьная мастерская» (пословицы о труде); «Уборка урожая» (пословицы об уборке урожая);

Работа над сочинением, в котором используются пословицы, учит детей вводить их в свою речь.

Так, во 2-4 классах на уроках чтения ученики пересказывают прочитанное. Такую работу в отдельных случаях следует усложнить, предложив ученикам при пересказе прочитанного текста применить пословицу, которую приводит учитель или подбирают сами ученики.

Если такая работа проводится систематически, то дети постепенно сами начинают вводить в свою речь пословицы и поговорки.

У короткого ума длинный язык. Деньги добываются трудом.

Яблочка нет, съешь и морковку. Болтливый не отличается умом.

6)Обозначение концепта в сжатом виде.(«О чем пословица?»)

Глазами плачет, а сердцем смеется. (Лукавство)

Не стыдись, а поклонись. (Признательность)

7)Работа с деформированными пословицами, в которых перепутались части.

Источник

Материал для учителей начальных классов «Работа с пословицей как средство воспитательного воздействия при изучении русского языка и литературы»

работа с пословицей какой это активный метод обучения. 20210413 vu tg sbscrb2. работа с пословицей какой это активный метод обучения фото. работа с пословицей какой это активный метод обучения-20210413 vu tg sbscrb2. картинка работа с пословицей какой это активный метод обучения. картинка 20210413 vu tg sbscrb2.

работа с пословицей какой это активный метод обучения. empty avatar. работа с пословицей какой это активный метод обучения фото. работа с пословицей какой это активный метод обучения-empty avatar. картинка работа с пословицей какой это активный метод обучения. картинка empty avatar.

Описание разработки

В сложных условиях современной жизни, когда нравственные ориентиры, для большинства молодого поколения утратили свою значимость, вопрос возрождения духовных ценностей особенно актуален.

Эту мысль о главенствующем месте родного языка в системе школьного обучения высказал и аргументированно доказал русский педагог Н.Ф. Бунаков «Изучая и усваивая язык народа, …вбираем в себя духовную жизнь и силу народа, как питательное молоко из груди матери, … родным языком ребёнок овладевает очень легко и незаметно, вместе с тем он незаметно учится наблюдать и мыслить, сравнивать, обобщать; делать выводы, чувствовать. Следовательно, язык развивает его умственную силу и воспитывает чувство, приучая его мыслить и чувствовать в духе народа, создавшего этот язык….» [3].

Слова Л.Н. Толстого, писателя, мыслителя, педагога, оставленные в наследство нам, учителям, подтверждают идеи Н.Ф. Бунаков и заставляют ещё раз вспомнить важнейшие функции родного языка; о них Лев Николаевич писал: «Во-первых, он (родной язык) позволяет ученику понять смысл изучаемого, а поэтому процесс учения приобретает осмысленный характер, во-вторых, родной язык является важнейшим средством воспитания, и, в-третьих, он является связующим звеном в цепи поколений духовно-нравственное богатство» [5].

И действительно, в процессе преподавания родного языка решаются самые разнообразные задачи, связанные с формированием духовной культуры: воспитание чувства добра, долга, любви к Отечеству, справедливости; формирование установки на позитивное отношение к миру, личности; на толерантность; на конструктивное взаимодействие и оценку своего поведения; неприятие зла, несправедливости и т.д.

Решение этих задач связано с выполнением требований, которые ставит перед нами, учителями начальной ступени, стандарт второго поколения. Это работа по достижению личностных результатов, в том числе посредством родного языка.

Собирая материал для данной статьи, в одном учебнике для второклассников я «наткнулась» на следующее изречение: «Пословица – всем делам помощница». Так, народная мудрость, на мой взгляд, определила роль этого жанра устного народного творчества в развитии, воспитании и обучении маленького человека. Великую силу пословиц определил в своё время К.Д. Ушинский, который считал, что «формирование личности должно идти через овладение родным языком» [1].

О том, что пословица – это действенное средство для учителя и посильная работа для ученика, отмечает в своей статье Борисенко И.В.: «Пословица тем и хороша, что в ней почти всегда, … есть нечто, что ребёнку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам» [1]

Если ещё раз обратиться к наследию великих педагогов Ушинского, Толстого, то можно увидеть, что они, при составлении учебных пособий «Родное слово», «Азбука», предназначенных детям, следовали своим методическим рекомендациям. Это рассказы, очерки, которым К.Д. Ушинский давал пословичные заглавия (например, «Куй железо, пока горячо», «Тише едешь, дальше будешь»). В «Азбуке» Толстого пословицы являются текстами для первоначального чтения и распределяются по всем буквам алфавита. Толстой отбирал материал так, чтобы за каждой из пословиц вырисовывалась бы житейская ситуация и вытекающий из неё нравственный смысл, выраженный в образной форме.

Что же предлагают нам авторы современных программ и учебников по русскому языку и литературному чтению, в целях продолжения традиций, начало которым положили великие педагоги прошлых столетий?

Анализ программ по литературному чтению показал, что, во-первых, все авторы включили изучение малых жанров, в том числе и пословиц. Во-вторых, пословицы предназначаются для организации работы с текстом: для более точного осмысления идеи произведения, для оценки поступков героев, определения собственных позиции по отношению к предложенным авторами нравственных ситуаций. Особого внимания заслуживают учебники русского языка А.В. Поляковой (система Л.В. Занкова), материал которой в полной мере можно использовать для достижения личностных результатов. Данный автор содержанием многих упражнений сделал пословицы.

Приведу пример учебник русского языка для 2-ого класса (часть 1). За 7-9 уроков дети знакомятся с 33 пословицами, и эти пословицы различны по тематике. Кроме заданий, связанных с изучением понятий языка, орфографических и пунктуационных правил, ученикам предлагается объяснить значение пословиц.

Какие же эффективные приёмы работы с пословицами есть в моей методической копилке?

На уроках русского языка пословицы, связанные с трудом, учением часто использую в качестве девиза, совета для эмоционального настроя у детей, создания атмосферы сотрудничества на уроке, причастности каждого ученика к успешности выполнения работы в течение учебного занятия. После такой беседы ученики записывают их в качестве минутки чистописания, выполняют задания, связанные с актуализацией знаний по изученным ранее темам. Очень результативным считаю упражнение на этапе рефлексии в конце урока, когда дети составляют сочинения – миниатюры по пословицам, которые использовались в качестве девиза.

В них дети в устной форме в соответствии с нормами литературного языка описывают, каких результатов они добились на уроке, отмечают свой вклад в достижение этих результатов, своё отношение к деятельности других детей.

Составление сочинений по пословицам практикую и на уроках литературного чтения. Это могут быть отзывы о поступках персонажей, составление аналогичных ситуаций, где героями становятся уже сами ученики класса. Безусловно, такая работа заставляет детей задуматься над правилами поведения.

Известно, что некоторые художественные тексты содержат пословицы, поэтому при их анализе использую приём «Найди пословицу». При этом дети доказывают её роль, необходимость в данном отрывке.

Для формирования творческих способностей детей, коммуникативных и речевых умений применяю приём «Миниатюра», в процессе которого дети составляют, а затем и разыгрывают сюжет, раскрывающий смысл пословицы.

Таким образом, работа с пословицами, которые являются сокровищем родного (русского) языка даёт учителю большие возможности не только в развитие языковой личности, но и влияет на формирование духовности и нравственности младшего школьника. Подводя итог, хочется ещё раз обратиться к словам К.Д.Ушинского «Мы учим русскому народному языку на пословицах, ибо лучшего народного языка, чем тот, который сохранён в пословицах, не знаем».

Содержимое разработки

Работа с пословицей как средство воспитательного воздействия при изучении родного (русского) языка и литературы.

В сложных условиях современной жизни, когда нравственные ориентиры, для большинства молодого поколения утратили свою значимость, вопрос возрождения духовных ценностей особенно актуален.

Решение этих задач связано с выполнением требований, которые ставит перед нами, учителями начальной ступени, стандарт второго поколения. Это работа по достижению личностных результатов, в том числе посредством родного языка.

Собирая материал для данной статьи, в одном учебнике для второклассников я «наткнулась» на следующее изречение: «Пословица – всем делам помощница». Так, народная мудрость, на мой взгляд, определила роль этого жанра устного народного творчества в развитии, воспитании и обучении маленького человека. Великую силу пословиц определил в своё время К.Д.Ушинский, который считал, что «формирование личности должно идти через овладение родным языком» [1]. О том, что пословица – это действенное средство для учителя и посильная работа для ученика, отмечает в своей статье Борисенко И.В.: «Пословица тем и хороша, что в ней почти всегда, … есть нечто, что ребёнку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам» [1]

Если ещё раз обратиться к наследию великих педагогов Ушинского, Толстого, то можно увидеть, что они, при составлении учебных пособий «Родное слово», «Азбука», предназначенных детям, следовали своим методическим рекомендациям. Это рассказы, очерки, которым К.Д.Ушинский давал пословичные заглавия (например, «Куй железо, пока горячо», «Тише едешь, дальше будешь»). В «Азбуке» Толстого пословицы являются текстами для первоначального чтения и распределяются по всем буквам алфавита. Толстой отбирал материал так, чтобы за каждой из пословиц вырисовывалась бы житейская ситуация и вытекающий из неё нравственный смысл, выраженный в образной форме.

Что же предлагают нам авторы современных программ и учебников по русскому языку и литературному чтению, в целях продолжения традиций, начало которым положили великие педагоги прошлых столетий?

Анализ программ по литературному чтению показал, что, во-первых, все авторы включили изучение малых жанров, в том числе и пословиц. Во-вторых, пословицы предназначаются для организации работы с текстом: для более точного осмысления идеи произведения, для оценки поступков героев, определения собственных позиции по отношению к предложенным авторами нравственных ситуаций. Особого внимания заслуживают учебники русского языка А.В.Поляковой (система Л.В.Занкова), материал которой в полной мере можно использовать для достижения личностных результатов. Данный автор содержанием многих упражнений сделал пословицы. Приведу пример учебник русского языка для 2-ого класса (часть 1). За 7-9 уроков дети знакомятся с 33 пословицами, и эти пословицы различны по тематике. Кроме заданий, связанных с изучением понятий языка, орфографических и пунктуационных правил, ученикам предлагается объяснить значение пословиц.

Какие же эффективные приёмы работы с пословицами есть в моей методической копилке?

На уроках русского языка пословицы, связанные с трудом, учением часто использую в качестве девиза, совета для эмоционального настроя у детей, создания атмосферы сотрудничества на уроке, причастности каждого ученика к успешности выполнения работы в течение учебного занятия. После такой беседы ученики записывают их в качестве минутки чистописания, выполняют задания, связанные с актуализацией знаний по изученным ранее темам. Очень результативным считаю упражнение на этапе рефлексии в конце урока, когда дети составляют сочинения – миниатюры по пословицам, которые использовались в качестве девиза. В них дети в устной форме в соответствии с нормами литературного языка описывают, каких результатов они добились на уроке, отмечают свой вклад в достижение этих результатов, своё отношение к деятельности других детей.

Составление сочинений по пословицам практикую и на уроках литературного чтения. Это могут быть отзывы о поступках персонажей, составление аналогичных ситуаций, где героями становятся уже сами ученики класса. Безусловно, такая работа заставляет детей задуматься над правилами поведения.

Известно, что некоторые художественные тексты содержат пословицы, поэтому при их анализе использую приём «Найди пословицу». При этом дети доказывают её роль, необходимость в данном отрывке.

Для формирования творческих способностей детей, коммуникативных и речевых умений применяю приём «Миниатюра», в процессе которого дети составляют, а затем и разыгрывают сюжет, раскрывающий смысл пословицы.

Таким образом, работа с пословицами, которые являются сокровищем родного (русского) языка даёт учителю большие возможности не только в развитие языковой личности, но и влияет на формирование духовности и нравственности младшего школьника. Подводя итог, хочется ещё раз обратиться к словам К.Д.Ушинского «Мы учим русскому народному языку на пословицах, ибо лучшего народного языка, чем тот, который сохранён в пословицах, не знаем».[1]

1.Борисенко И.В. Методические уроки К.Д.Ушинского. // Начальная школа.- 1994.-№3.

2.Бунаков Н.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1953

3.Власова Е.В., Соломатина Е.М. Воспитание словом.// Начальная школа.- 2010.-№1.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *