работа с кассой букв на уроках обучения грамоте
Дидактическое пособие «Касса Букв»
Представляю вашему вниманию дидактическое пособие, с помощью которой, в интересной форме можно изучать и закреплять с детьми буквы.
Данное дидактическое пособие предназначено для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Пособие предназначено для индивидуальной и групповой работы с детьми.
Ход использования дидактического пособия:
Ребенку, либо группе детей, произносится слово и он, используя «Кассу Букв» выкладывает слово, произнесенное воспитателем, затем ребенок, либо группа детей, разбирает данное слово по слогам (проговаривая слоги и используя хлопки, по количеству гласных и согласных букв.
Также воспитатель выкладывает слово из букв на доске, а ребенок, либо группа детей, должны прочитать данное слово, также разбирая данное слово по слогам с использованием хлопков.
Данное дидактическое пособие может быть использована как на занятии, так и в свободное время детей, для закрепления пройденного материала.
Дети занимаются с интересом, можно придумать множество вариантов использования дидактического пособия «Касса Букв»
Дидактическое пособие «Рыбалка» Дидактическое пособие «Рыбалка» многофункциональное, направленное на решение одновременно нескольких задач. Игру «Рыбалка» могут использовать.
Дидактическое пособие «Бизиборд» Дидактическое пособие «Бизиборд» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28» Автор: воспитатели.
Дидактическое пособие «Букваляндия» Дидактическое пособие «Страна Букволяндия» Данное пособие предназначено для обучения детей грамоте. Пособие позволяет педагогу постепенно.
Дидактическое пособие «Дерево» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вам посмотреть нашу новую работу. Это дидактического пособия предполагает возможность его использования.
Дидактическое пособие «Дерево» Добрый вечер! Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Дерево», которое поможет в работе со старшими дошкольниками.
Дидактическое пособие «Матёшкины сказки». Настольно-печатное пособие художественно-речевой направленности Возраст детей: от 3 до 5 лет Количество человек: от 1 до 7 Цель: расширить знания детей о русской народной игрушке – матрёшке; обобщать.
Дидактическое пособие «Почта» Дидактическое пособие «Почта» Изготовлено воспитателем 1 квалификационной категории- Беспрозванных Е. Ф. и воспитателем высшей категории.
Дидактическое пособие «Желуди» Я предлагаю вашему вниманию пособие «Желуди» которые можно использовать в разных видах деятельности. Для их изготовления я взяла крючок.
Дидактическое пособие «Ёлочка» Дидактическое пособие «Ёлочка». До одного из самых любимых и ярких праздников в году остался всего месяц и я решила, что пора дальше развивать.
Буклет для родителей старших дошкольников «Как работать с «Кассой букв»
«Какой звук заблудился?»
Ребёнок определяет слова, близкие
по звучанию и выкладывает их из
По окончании работы проследите, чтобы ребенок сложил карточки с буквами разрезной азбуки и цветные фишки в соответствующие карманы папки. Во-первых, это приучает ребенка к аккуратности. Во-вторых, папка с «Кассой букв» будет готова к использованию на следующем занятии без каких-либо трудностей. В-третьих, и это самое главное, раскладывая буквы в карманы папки в заданной последовательности, ребенок запоминает общепринятый в русском алфавите порядок букв, выучивает алфавит наизусть.
Работа с разрезной азбукой связана с
активной деятельностью детей. Тем
самым обеспечивается их устойчивое и сосредоточенное внимание. У них заняты и голова и руки. Они ищут и находят нужные буквы, ставят их в определенном порядке, перемещают при наращении или замене в соответствии с Вашими заданиями.
Отвлеченные грамматические понятия: слог, слово, предложение в работе с разрезной азбукой конкретизируются, становятся зримыми и даже ощутимыми.
Работа с разрезной азбукой на занятиях по грамоте является одним из важнейших средств развития дошкольников 6-7 лет, приобретения и закрепления знаний, упражнения навыков чтения и письма.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №13» г. Пласта
ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
учитель-логопед Пономарева М.В.
Целенаправленная, системная работа с кассами букв и слогов дошкольников с нарушениями речи является одним из элементов подхода к обучению родному языку и развитию речи.
Используя «Кассу букв» в домашних условиях, мы помогаем формированию у ребёнка первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое слово, предложение и как они строятся.
Дети знакомятся со звучанием и протяжённостью слова, овладевают способами интонационного выделения звука, называют слова с заданным звуком, усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги. Это подготавливает к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным характеристикам.
«Кассу букв» к работе
В «»Кассе букв» помимо заглавных и
строчных печатных букв нужно иметь 4
жёлтых прямоугольника (2* 5 см.), набор
геометрических фигур (либо квадраты,
либо круги, либо треугольники)красного,
синего, зелёного цвета.
красная фишка — обозначает гласный звук,
синяя фишка — обозначает твердый согласный звук,
зеленая фишка — обозначает мягкий согласный звук,
жёлтый прямоугольник – один слог.
Примеры звукобуквенного анализа слов:
Сначала делим слово на слоги,
выкладываем желтые фишки. Затем
разбираем слово на звуки, выкладываем
цветные фишки под каждым слогом.
Затем выкладываем на каждую цветную
Фишку соответствующую букву.
Игры с «Кассой букв»
«Назови по счёту букву»
слово(из изученных букв).
Родитель спрашивает: какая буква
в слове 2-ая, 4-ая и т.д.
“ Какой новый звук появился?»
Собрать пары слов, отметить звук в
появился:
Каска-краска(р-02),
ролик-кролик(к-1),
кошка-крошка(р-2).
Блок-сигнал как альтернатива кассы букв и цифр (для работы на уроках русского языка и математики).
Маругина Ирина Владимировна
Блок-сигнал как альтернатива кассе букв и цифр.
Обучение ребёнка чтению требует довольно много усилий и некоторых материальных затрат. Хорошим помощником в обучении всегда был набор букв и слогов, из которых можно было складывать различные слова. Называется он «Касса букв и слогов».
Кассы букв и цифр в легкой игровой форме знакомят ребенка с основными элементами языка и счета – буквами, слогами и цифрами, которые он может составлять в более сложные конструкции, сочетать в разных вариантах, переставлять и играть, постепенно понимая основные закономерности и создавая правильные сочетания.
Конечно, сейчас продается огромное количество таких касс от пластмассовых с магнитами до деревянных. Дети с удовольствием с ними занимаются, но есть в них один недостаток. Они все сделаны по старому образцу: стандарно — неглубокие, широкие карманчики, из который все вечно вываливается, стоит ребенку сделать одно неверное движение, либо положить кассу не под тем углом.
К тому же в этих наборах нет карточек для составления схемы слова.
А в 1 классе работа над звуковым составом слова ведётся на каждом уроке обучения грамоте (чтения и письма).
Поэтому более 15 лет назад я озадачилась проблемой создания удобного и эффективного пособия для первоклассников. Назвала его «Блок-сигнал».
Сначала это была общая тетрадь на «пружинке», которую родители будущих первоклашек летом разрезали определённым образом в виде алфавитной книжки, рисовали схемы слов, писали буквы и цифры. Труд каторжный. Зато дети работали с удовольствием. К сожалению, первый блок-сигнал не сохранился.
Со временем для изготовления блок-сигнала родители стали использовать компьютер. Распечатывали листы с буквами и цифрами, разрезали их и скрепляли. Но схемы всё равно приходилось рисовать. Вот как это выглядело.
В этом учебном году, обучая очередных первоклассников, стала использовать современные блок-сигналы, изготовленные в типографии.
Естественно, внесла некоторые конструктивные изменения.
1. Разделила пособия на два блок-сигнала (русский язык и математика).
2. Последние годы в 1 класс поступают дети, которые уже знают буквы и умеют читать, поэтому нет необходимости в составлении слогов и слов из отдельных букв, поэтому в блок-сигнале «Русский язык» оставила только схемы, увеличив количество элементов (до 7).
Например, схема слова «ШКОЛЬНИКИ» выглядит вот так. Как видите, можно составлять схемы и более длинных слов.
3. В пособии «Математика» можно выполнять вычисления не только с однозначными, но и с двузначными числами, т.к количество составных элементов стало тоже 7.
Учебное пособие «Блок-сигнал» использую на любом этапе урока: проверке домашнего задания, первичном усвоении новых знаний, первичной проверке понимания, применении знаний и умений в новой ситуации, обобщении и систематизации знаний, проверке уровня сформи-рованности у учащихся общеучебных умений, контроле усвоения.
Основная цель данного пособия развитие фонематического слуха, вычислительных навыков, логического мышления, интенсивное развитие тонко-координирующих движений рук (мелкой моторики), совершенство-вание зрительного восприятия и зрительной памяти.
Использование «Блок-сигнала» также решает целый ряд важных общепедагогических и психологических задач, позволяющих создать первокласснику комфортную образовательную среду, положительную мотивацию к учению. Дети не боятся допустить ошибку, так как могут быстро исправить её, и уже в тетради выполнить задание правильно.
В школе ребёнок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от атмосферы, царящей в школе, и принятых методов воспитания у ребёнка развивается вкус к работе или же, наоборот, чувство неполноценности как относительно использования средств и возможностей, так и относительно собственного статуса среди товарищей.
Использование на уроках «Блок-сигнала» экономит «драгоценное» рабочее время, предоставляет учащимся возможность самостоятельно или с помощью учителя или других учащихся сравнивать полученный ими результат со стандартом, исправлять допущенные ошибки и осмысливать их причины.
Я очень рада, что учителя начальных классов нашей школы используют учебное пособие «Блок-сигнал» при работе в 1-2 классах.
Приемы использования наглядно-дидактических пособий в период обучения грамоте (из опыта работы)
Класс: 1
Ключевые слова: обучение грамоте
1. Приемы работы с «лентой букв» (на уроках чтения)
На этапе повторения пройденного:
1) Ежедневное хоровое и индивидуальное проговаривание букв и звуков с опорой на «ленту букв» по плану:
Для индивидуального опроса используются задания выборочно.
Выбор букв для характеристики определяется исходя из темы урока (для характеристики берутся буквы, сходные по характеристикам с изучаемыми на данном уроке).
На этапе изучения нового материала:
На этапе закрепления и обобщения:
1) Игра «Буква заблудилась».
Дети закрывают глаза. Учитель меняет некоторые буквы на «ленте букв» местами. Вопрос: какие буквы стоят не на своих местах? Докажите.
2) Игра «Отгадайте букву».
3) Игра «Да-нетка».
С опорой на «ленту букв» дети отвечают «да» или «нет».
4) Игра «Придумайте вопросы, задания по «ленте букв».
Примеры заданий: прочитайте звонкие согласные; прочитайте гласные, которые могут обозначать два звука.
2. Приемы работы со «слоговой таблицей»: (на уроках чтения)
3. Приемы работы с таблицей «Алфавит»: (на уроках письма)
В состав конструктора входят элементы, из которых состоят буквы.
Статья «Работа с «лентой букв» на уроках обучения грамоте». Автор: Алфимова Вера Ивановна.
РАБОТА С «ЛЕНТОЙ БУКВ» НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.
В современной начальной школе большое внимание уделяется развивающей направленности образовательного процесса. Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивность формирования у него общеучебных умений и навыков. Одной из главных задач начальной школы является формирование у младших школьников навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
Учебник «Русская азбука» содержит наиболее ценные букварные материалы из его предшественников ( «Буквар ь », «Азбук а »). Это учебник для первоклассников, которые приходят в школу с разным уровнем развития, умениями читать и писать.
Одним из существенных структурных компонентов является «лента букв». Она выступает в качестве своеобразного средства наглядности, помогающего в запоминании букв и оказывающего детям заметную помощь в различении звуков и букв, в осознании принципа их классификации.
Наличие в учебниках этой «ленты» важно не только в теоретическом, но и в чисто практическом отношении. Она позволяет упорядочить знания учащихся о звуках и буквах, открывает перед учителем дополнительные возможности разнообразить работу на уроках в период обучения грамоте.
Описываемые приемы работы с «лентой» можно проводить как по учебнику, так и по классной «ленте букв».
На этапах подготовки к изучению нового учебного материала или повторения с целью обобщения и воспроизведения знаний учащихся об изученных уже звуках и буквах в соответствии с тематикой урока можно предложить учащимся следующие задания:
1. Чтение изученных гласных букв в прямом или обратном порядке.
2. Чтение изученных согласных букв сверху вниз, снизу вверх, вразнобой. Каждый раз дается алфавитное название буквы и тут же говорится, какой (или какие) звук она может обозначать.
3. Чтение изученных букв в прямом и обратном порядке сверху вниз и снизу вверх, слева направо и справа налево.
4. Угадывание букв по половинкам букв: учитель закрывает полоской бумаги нижние части классной « ленты букв» до половины, а затем по указанию учителя узнают знакомые буквы по видимым частям. Аналогичную работу можно проводить по угадыванию парных согласных, перевернув карточку обратной стороной.
5. Характеристика звука, обозначенного данной буквой. Использовать этот прием можно со всеми буквами, применяя различные игровые моменты. Например, загадать загадку, а дети дают характеристику каждому звуку в слове-отгадке.
6. Обозначение буквами звуков. Отрабатывая этот прием, можно предложить учащимся следующие задания:
— Укажите на «ленте букв» гласные буквы, которые служат показателем твердости предшествующего согласного.
— Покажите, какие буквы обозначают звонкие согласные, какие- глухие?
— Назовите звук, который обознача е тся на письме буквой ч.
— Соответствуют ли каким-нибудь звукам буквы ь и ъ?
Весьма важны приемы работы с «лентой букв», которые позволяют определить место новой буквы в ряду изученных, что обеспечивает запоминание ее графического изображения, названия и соответствия со звуками:
1. Установить место новой буквы в ряду букв («ленты») при изучении парных согласных.
На уроках по закреплению изученных букв полезными будут как названные выше, так и следующие, более сложные задания:
2. Составление и чтение слов по «ленте букв». Учитель ведет указкой, а дети читают слово. Можно использовать кальку для индивидуальной работы в учебниках.
4. Уточнение артикуляции отдельных звуков в связи с сопоставлением с буквами. Дети наблюдают за работой органов речи учителя и по тому, как они будут изменяться, угадывают звуки, которые он произносит без голоса, шепотом. Затем учащиеся объясняют, почему они решили, что это именно тот или иной звук, и при последующем уточнении его артикуляции учителем произносят хором, показывают соответствующую букву из «ленты букв».
Учебная деятельность-это как бы модель исследовательской деятельности, универсальный подход, направленный на самоизменение ученика. Обучение способствует развитию теоретического мышления, формирует интерес к знаниям, умение изменять и совершенствовать себя.