работа над ритмом в логопедической практике

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова

работа над ритмом в логопедической практике. dc98e55cde12d49cb3c4ad42074e2cf8. работа над ритмом в логопедической практике фото. работа над ритмом в логопедической практике-dc98e55cde12d49cb3c4ad42074e2cf8. картинка работа над ритмом в логопедической практике. картинка dc98e55cde12d49cb3c4ad42074e2cf8. Ирина Гурова
Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова

В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается редко, главным образом, в малознакомых словах.

Отклонения в воспроизведении слогового состава слова у детей с ОНР могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

3. Искажение структуры отдельного слога:

7. Контаминации (смешение, слияние элементов слов): «в холодильнице»

— в холодильнике и хлебнице.

Ритмическая способность рассматривается специалистами в качестве предпосылки и одновременного условия реализации различных видов деятельности – речевой, интеллектуальной и др.

Кроме того, развитое чувство ритма помогает двигаться под музыку, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит и артикуляция, плавность и чёткость речи.

Бабина Г. В. и Сафонкина Н. Ю. отмечают, что у детей, имеющих трудности в воспроизведении слоговой структуры слова, нарушена ритмическая организация серийных движений и действий. Они считают, что одна из предпосылок формирования слоговой структуры слова – это сложные параметры движений и действий (динамический и ритмический).

Вот почему работа над ритмом является одним из важных направлений коррекции в процессе преодоления нарушений слоговой структуры слова у детей.

В игровой форме детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание разными предметами по столу (карандашом, камешком, игрушками, мячом об пол, протопывание и другие. Вот некоторые из предлагаемых детям заданий.

1. Выполнение заданного логопедом количества движений.

«Хлопнуть в ладоши (или выполнить другое действие) столько раз, сколько…» (раз я кивну головой, звёздочек на картинке, кубиков на столе, точек на стороне кубика и т. д.).

2. Выполнение заданного логопедом количества движений в разном темпе и с разной интенсивностью.

«Хлопнуть в ладоши (или выполнить другое действие) медленно (быстро, сильно, слабо) столько раз, сколько…» (листочков нарисовал художник, раз подпрыгнет щенок, подсказывает цифра и т. п.)

3. Повторение сначала простого, затем более сложного ритма за взрослым в форме различных игр и игровых упражнений.

«Как постучался ёжик? (зайчик, гномик)»

Это упражнение можно включать в любое логопедическое занятие как методический приём. Оно может сопровождать появление игрового персонажа. «Сегодня к нам на занятие пришёл ёжик. Он пришёл рано утром и постучался вот так: **. Покажите, как постучался ёжик». (Дети воспроизводят ритм). Игровое упражнение можно и продолжить: «Ёжик постучался, но я подумала, что это идёт дождь и не открыла ему. Тогда он решил постучаться по-другому, вот так: *** *** *. Покажите. (Дети повторяют ритм за логопедом). Если на занятии не один игровой персонаж, то они могут стучаться по-разному.

«Матрёшки»

Перед ребёнком на столе находятся большая и маленькая матрёшки. Логопед поочерёдно берёт матрёшки и показывает соответствующий каждой из них темп передвижения: большая – идёт медленно, а маленькая – быстро. Ребёнку нужно воспроизвести заданный темп, изображая ходьбу двух матрёшек, а затем ответить на вопросы: «Как идёт большая матрёшка? Маленькая? Кто двигается быстрее? Кто медленнее?»

«Движения животных»

Перед ребёнком на столе находятся три игрушки, например, медведь, заяц, лошадь. Логопед поочерёдно берёт игрушки и показывает соответствующий определённому персонажу темп и характер передвижения (мишка – медленно, вразвалку; заяц – быстро, подскоками; лошадь – в умеренном темпе, плавно). Ребёнку нужно воспроизвести заданный темп и характер движений в процессе изображения ходьбы или бега игрушечного животного, а затем ответить на вопросы: «Как двигается мишка? лошадка? зайчик? Кто двигается быстрее? Кто двигается медленнее?» и др.

Логопед берёт музыкальный инструмент (барабан, металлофон) и задаёт ритмический рисунок (выполняет определённое количество ударов в заданном темпе). Ребёнку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу, затем ответить на вопросы: «Какой инструмент играл? Сколько раз ударил барабан? Как играл барабан?» и др.

«Передай привет»

1 вариант. Логопед хлопает ребёнку по плечу или по ладошке в определённом ритме, т. е. задаёт несложный ритмический рисунок. Ребёнок воспроизводит заданный ритм, хлопая (передавая привет) по спинке или по лапке игрушечного животного. Затем ребёнок отвечает на вопросы: «Как я хлопала по твоему плечу? Сколько раз хлопнула? Хлопки одинаковые или разные?» И т. д.

2 вариант. Дети выстраиваются по кругу друг за другом. Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном логопедом темпе (или ритме; и темпе, и ритме, затем отвечают на вопросы: «Как хлопали по твоему плечу? Сколько раз хлопнули? Хлопки одинаковые или разные?»

«Барабанщик»

Ребёнок кладёт руки на стол. Логопед отстукивает пальцем по столу определённый ритм. Ребёнок должен повторить этот ритмический рисунок поочерёдно каждым пальцем. Кисть руки при этом неподвижна.

Возможны разные варианты предлагаемых ребёнку заданий, например, «Повтори ритм указательными пальцами (большими, средними, безымянными, мизинцами) обеих рук», «…сначала указательным пальцем правой руки, а потом мизинцем левой», «…одновременно средним пальцем правой руки и мизинцем левой» и т. д. и т. п.

4. Узнавание ритма на слух среди других (с последующим воспроизведением).

«Узнай животное по ритму».

Каждое из домашних животных: лошадь, корова, коза по-своему зовут своих детёнышей – стучат копытцем (логопед задаёт ритмический рисунок). Сначала ребёнок запоминает ритм, затем угадывает животное по ритму, а после этого пробует сам загадать загадку – т. е. воспроизвести ритм).

«Кого зовёт гномик?»

Для этой игры нужно взять несколько игрушек (клоуны) и задать ритм для каждой из них. Ещё для одной игрушки (гнома) задаётся ритм, совпадающий с ритмом одной из игрушек. Ребёнок должен узнать эту игрушку по ритму и воспроизвести его самостоятельно.

«Найди пару по ритму».

Для этой игры нужно взять несколько игрушек, желательно животных и задать парный ритм, т. е. одинаковый для каких-то из них. Сначала ребёнок запоминает ритм, затем угадывает и подбирает подходящие пары, а после этого воспроизводит ритмические рисунки.

5. Изображение ритма.

1). Выкладывание услышанного ритмического рисунка с помощью предметов, например, кубиков, счётных палочек, геометрических фигур и др.

2). Графическое изображение (рисование) услышанного ритмического рисунка с помощью различных несложных элементов, например, палочек, чёрточек, кругов, треугольников и других рисунков.

6. Воспроизведение ритма по заданному рисунку.

Рисунок может быть выложен из предметов прямо на столе или фланелеграфе, а также изображён с помощью разных предметов на полосе бумаги.

1). Задания на воспроизведение темпа и количества ударов.

2). Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка.

3). Задания с использованием ударения и темпа.

Воспроизведение темпа и количества ударов.

Игра «Танцующие снежинки».

На доске или прямо на столе – ряд изображений снежинок. Дети хлопают (топают, простукивают, воспроизводя заданный темп (или количество ударов; и темп, и количество ударов). Логопед разъясняет назначение символов. Например:

Аналогично проводятся игры-упражнения с наглядным материалом «Выросли цветочки в садочке», «Весёлые морковки», «Кленовые листочки», «Собираем яблоки», «Покупаем ананасы». Следует отметить, что ритмические рисунки постепенно следует усложнять. Картинки можно подбирать с учётом изучаемой в настоящее время лексической темы.

работа над ритмом в логопедической практике. detsad 335318 1448100303. работа над ритмом в логопедической практике фото. работа над ритмом в логопедической практике-detsad 335318 1448100303. картинка работа над ритмом в логопедической практике. картинка detsad 335318 1448100303. работа над ритмом в логопедической практике. detsad 335318 1448100322. работа над ритмом в логопедической практике фото. работа над ритмом в логопедической практике-detsad 335318 1448100322. картинка работа над ритмом в логопедической практике. картинка detsad 335318 1448100322. работа над ритмом в логопедической практике. detsad 335318 1448098749. работа над ритмом в логопедической практике фото. работа над ритмом в логопедической практике-detsad 335318 1448098749. картинка работа над ритмом в логопедической практике. картинка detsad 335318 1448098749. работа над ритмом в логопедической практике. detsad 335318 1448098776. работа над ритмом в логопедической практике фото. работа над ритмом в логопедической практике-detsad 335318 1448098776. картинка работа над ритмом в логопедической практике. картинка detsad 335318 1448098776. работа над ритмом в логопедической практике. detsad 335318 1448098822. работа над ритмом в логопедической практике фото. работа над ритмом в логопедической практике-detsad 335318 1448098822. картинка работа над ритмом в логопедической практике. картинка detsad 335318 1448098822. работа над ритмом в логопедической практике. detsad 335318 1448098842. работа над ритмом в логопедической практике фото. работа над ритмом в логопедической практике-detsad 335318 1448098842. картинка работа над ритмом в логопедической практике. картинка detsad 335318 1448098842. работа над ритмом в логопедической практике. detsad 335318 1448098860. работа над ритмом в логопедической практике фото. работа над ритмом в логопедической практике-detsad 335318 1448098860. картинка работа над ритмом в логопедической практике. картинка detsad 335318 1448098860.

Ритмические задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка.

Игра «Медвежата и шарики»

Вариант 2. Перед ребёнком – ряд одинаковых картинок (медвежата с шариками или без них). Дети считают количество медвежат, определяют силу удара (хлопка). Затем воспроизводят заданное количество ударов определённой (одинаковой) силы.

Вариант 3. Перед ребёнком – ряд разных картинок (медвежата с шариками и без шариков, расположенных в произвольном порядке. Детям даётся задание следить за показом картинок, определять силу хлопка и выполнять соответствующие действия.

Вариант 4. Перед ребёнком – ряд разных картинок (медвежата с шариками и без шариков, расположенных таким образом, чтобы создавался определённый ритмический рисунок. Дети должны воспроизвести заданный ритм.

Вариант 5. Каждый ребёнок выкладывает свой ряд символических картинок. Затем:

1) воспроизводит свою «песенку» или «танец»;

2) воспроизводит «песенку» («танец») другого ребёнка.

работа над ритмом в логопедической практике. detsad 335318 1448098945. работа над ритмом в логопедической практике фото. работа над ритмом в логопедической практике-detsad 335318 1448098945. картинка работа над ритмом в логопедической практике. картинка detsad 335318 1448098945. работа над ритмом в логопедической практике. detsad 335318 1448098994. работа над ритмом в логопедической практике фото. работа над ритмом в логопедической практике-detsad 335318 1448098994. картинка работа над ритмом в логопедической практике. картинка detsad 335318 1448098994. работа над ритмом в логопедической практике. detsad 335318 1448099014. работа над ритмом в логопедической практике фото. работа над ритмом в логопедической практике-detsad 335318 1448099014. картинка работа над ритмом в логопедической практике. картинка detsad 335318 1448099014. работа над ритмом в логопедической практике. detsad 335318 1448099039. работа над ритмом в логопедической практике фото. работа над ритмом в логопедической практике-detsad 335318 1448099039. картинка работа над ритмом в логопедической практике. картинка detsad 335318 1448099039. работа над ритмом в логопедической практике. detsad 335318 1448099112. работа над ритмом в логопедической практике фото. работа над ритмом в логопедической практике-detsad 335318 1448099112. картинка работа над ритмом в логопедической практике. картинка detsad 335318 1448099112. работа над ритмом в логопедической практике. detsad 335318 1448099147. работа над ритмом в логопедической практике фото. работа над ритмом в логопедической практике-detsad 335318 1448099147. картинка работа над ритмом в логопедической практике. картинка detsad 335318 1448099147. работа над ритмом в логопедической практике. detsad 335318 1448099177. работа над ритмом в логопедической практике фото. работа над ритмом в логопедической практике-detsad 335318 1448099177. картинка работа над ритмом в логопедической практике. картинка detsad 335318 1448099177.

Ритмические задания с использованием ударения и темпа.

Эти упражнения предполагают самостоятельное воспроизведение ребёнком ритмического рисунка с использованием ударения, изображённого с помощью картинок в ряд с интервалами во времени, т. е. в определённом темпе.

Игровые упражнения «Осенние листочки», «Весёлые цыплята», «Мишки», «Цветочки», «Новогодние ёлочки», «Котята и рыбки», «Мыши и сыр», «Лягушки», и др.

работа над ритмом в логопедической практике. detsad 335318 1448099237. работа над ритмом в логопедической практике фото. работа над ритмом в логопедической практике-detsad 335318 1448099237. картинка работа над ритмом в логопедической практике. картинка detsad 335318 1448099237. работа над ритмом в логопедической практике. detsad 335318 1448099259. работа над ритмом в логопедической практике фото. работа над ритмом в логопедической практике-detsad 335318 1448099259. картинка работа над ритмом в логопедической практике. картинка detsad 335318 1448099259.

7. Выполнение движений под ритмичную музыку.

Маршировка, прыжки, легкий бег, ходьба, притопы, приседания, хлопки, качание руками и ногами, подбрасывание и отбивание мяча и мн. другие.

8. Произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка символами.

Это далеко не полный перечень упражнений, которые можно использовать в работе над ритмом.

Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. – М. : Книголюб, 2005.

Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия. Заикание. – М. : В. Секачёв, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

Большакова С. Е. Работа логопеда с дошкольником. – М. : А. П. О., 1996. и др.

Источник

Работа над ритмом в логопедической практике

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

Статья:

Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Логоритмика – это один из качественных методов логопедической работы по развития речи малыша. В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной.

Наряду с лечением заиканием логоритмика применяется при коррекции общего недоразвития речи, фонетико-фонематических нарушений и алалии.

Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений:

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание.

Ходьба:

а) на внутренней, внешней сторонах ступни:

Цапля важная, носатая.

Целый день стоит, как статуя.

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу.

Моих пяток слышен стук.

«Аты-баты, шли солдаты»

(модель И. Бодраченко по народной потешке)

Аты-баты, Дети маршируют.

Самовар. Расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бедра, локти в стороны – «я самовар».

2. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.

Игра «Задуй свечку».

Дети сидят на стульчиках. Упражнение выполняется без музыкального сопровождения. Дети должны расположить перед собой раскрытые ладошки, подуть на каждый пальчик и собрать ладошки в кулачки.
Логопед следит за тем, чтобы дети загибали пальчик только после того, как подули на него.

Игра «Ветерок».

Дети сидят на стульчиках, каждому выдаются султанчики или вертушки. Упражнение выполняется несколько раз, без музыкального сопровождения. Дети должны подуть на предметы под стихи, которые читает логопед. Нужно стараться дуть сильно, чтобы фигурки двигались.

Ветер, ветер, ты могуч.

Ты гоняешь стаи туч.

Ты волнуешь сине море.

Гордо веешь на просторе.

Голос

Дети сидят на стульчиках.

Логопед рассказывает им, что можно говорить громко, тихо. Затем предлагает стать действующими лицами в предложенных ситуациях. Дети должны произносить звуки громко или тихо. В качестве наглядности можно использовать предметы, картинки.

Логопед. Мы укачиваем куклу.

Логопед. Мы потерялись в лесу.

Логопед. Гудит пароход.

Логопед. Мышка пищит.

Упражнение «Лесенка».

Дети сидят на стульчиках. Упражнение выполняется с одновременным дирижированием: на каждую строчку дети поднимают кисть руки и опускают. Песенку поет логопед, а дети поют выделенные гласные с постепенным повышением и понижением голоса.

1. Как антенна погуди(и)м

2. Дотянулись мы до кры(ы)ши.

3. Поднимаемся все вы(ы)ше,

4. Дружно песенку пое(е)м.

5. Мы по лесенке иде(е)м,

6. И обратно побежи(и)м!

3. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений. Благодаря специально подобранным упражнениям постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела.

1) Дети сидят в кругу на полу по-турецки. На громкую музыку ударяют ладонями рук об пол, на тихую музыку делают легкие хлопки перед собой.

2) Дети стоят в кругу с бубнами в левой руке, на громкую музыку — ударяют по бубну правой рукой, на тихую музыку — берут бубен в правую руку и легко им встряхивают.

3) На громкую музыку дети идут по кругу, на тихую — двигаются вокруг себя на носках, на громкую музыку — идут по кругу, размахивая флажками, на тихую — останавливаются и опускаются на одно колено и т.д.

4) На громкую музыку дети парами идут по кругу, на тихую — пары разделяются и идут по одному друг за другом. При возобновлении громкой музыки опять сходятся парами.

5) Детей делят на группы по 3—4 человека. Они расходятся по своим домам (углы зала). У каждого есть палка, изображающая лошадь. На громкую музыку дети скачут на лошадях друг за другом по кругу, на тихую музыку — идут в свои дома. С возобновлением громкой музыки — опять скачут по кругу.

4. Упражнения на активизацию внимания и памяти. На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.

Дети делают прыжки ногами врозь и вместе под текст, произносимый педагогом:

Ножки вместе, ножки врозь,

Ножки прямо, ножки вкось.

Ножки здесь и ножки там.

Что за шум и что за гам!

Надо маме печь топить,

Чтоб обед нам всем сварить.

Дети садятся на корточки, опустив головы и обхватив руками колени, потом постепенно выпрямляются, становятся на носки и тянутся, сколько возможно, вверх, поднимая руки. Текст говорит педагог:

Сначала буду маленький,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большой.

6. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра). Эти упражнения направлены на различение сильной доли в музыке. Это прекрасно формирует и развивает слуховое внимание.

Упражнения на восприятие неожиданного акцента.

1) Занимающиеся идут по кругу, держа в руке бубен. На неожиданный акцент останавливаются и ударяют в бубен.

2) Каждой паре дается обруч, за который внешний из пары держится левой рукой, а внутренний — правой, и занимающиеся идут парами по кругу.

На неожиданный звуковой сигнал внешний, не отнимая руки от обруча, заворачивает вперед и пролезает через обруч, перешагивая сначала левой ногой. После этого движение по кругу опять продолжается. На следующий сигнал то же делает внутренний из пары, но перешагивание начинаете правой ноги.

3) Занимающиеся стоят в двух шеренгах у противоположных стен зала. У одной шеренги обручи, которые дети (взрослые) тихо качают, держа в правой руке. На неожиданный акцент в музыке или хлопок в ладони дети перекатывают обручи в другую шеренгу. Вторая шеренга, поймав обручи, тихо качает их до следующего акцента.

Упражнения на восприятие метрического акцента.

При выполнении заданий на метрический акцент требуется точное совпадение движения с акцентом, чередующимся через определенные промежутки времени. Дети (дошкольники и младшие школьники) воспринимают равномерно повторяющийся акцент и передают его движениями рук, ног и всем корпусом, еще не определяя его путем счета. Только в конце занятий передача акцента обозначается словом. Практическая работа над акцентом сводится к тому, что занимающиеся усваивают акцент (в любом положении), отмечая его движениями рук или ног. Сначала даются упражнения только для рук, затем — только для ног, а потом — комбинированные движения, например, на акцент — шаг вперед (движения ног), на последующие слабые части звучания — хлопки (движения рук). Первоначальные упражнения проводятся с целой группой, но по существу каждый выполняет задание индивидуально, не нарушая своей ошибкой общего выполнения задания. Затем следуют упражнения, в выполнении которых участвуют все, но ошибка одного нарушает правильное выполнение задания.

7. Развитие чувства темпа. Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.

Упражнения на развитие музыкального ритма и темпа

1. Передача мяча на каждую сильную долю такта. Музыка «Итальянская полька» С.Рахманинов.

2. Ходьба под музыку, если темп ускоряется, дети идут быстрее или бегут, и наоборот.

3. Воспитатель прохлопывает ритм, а дети должны его повторить.

4. Чтобы долго дом стоял, чтобы прочным был он, надо аккуратно надо аккуратно забить гвозди в доски. (дети сидят на полу скрестив ноги). Справа тук! (Ударяют справа от себя) Слева тук! (Ударяют слева от себя) Вперед тук, тук, тук! (Обоими кулаками стучат перед собой).

5. ребенок сам отстукивает любой ритм, а другие дети его повторяют.

8. Ритмические упражнения. У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из 3 и более слогов. Проговаривая многосложное слово, ребенок не ориентируется на его ритмическую основу, поскольку не чувствует её. Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма. Так как наша речь организована ритмически, ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз. Особенно это важно для детей, имеющих заикание. Но даже у здорового ребенка необходимо воспитать чувство ритма, а затем соединить речь с ритмическими движениями. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.

Упражнение «Дом» (дети сидят на полу скрестив ноги).

Чтобы долго дом стоял,

Чтобы прочным был он,

Забить гвозди в доски.

Справа тук! (Ударяют справа от себя)

Слева тук! (Ударяют слева от себя)

Вперед тук, тук, тук! (Обоими кулаками стучат перед собой).

9. Пение. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.

Приступая к занятиям, педагог выясняет певческий диапазон занимающихся. Певческий диапазон — это объем звуков, который определяется расстоянием от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. Исследования Н.А. Ветлугиной показали, что ненапряженно звучат детские голоса в пределах «ре—си» первой октавы, хотя многие дети могут воспроизводить и более высокие звуки. При подборе певческого материала педагог должен учитывать возрастные возможности певческого диапазона. Так, для детей 2—3 лет — «ми—ля»; 3—4 лет — «ре-ля»; 4—5 лет — «ре—си»; 5—6 лет — «ре—си», иногда до второй октавы; 6—7 лет — «ре-до», «до» второй октавы.

У занимающихся воспитывается певческая установка, т.е. правильная поза в пении. Педагог напоминает, что во время пения можно сидеть или стоять прямо, не поднимая плеч, положив руки па колени или опустив вдоль туловища.

Воспитывая вокальные навыки (взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции), педагог следит, чтобы занимающиеся пели звонко, легко, напевно, без крика, не делали вдоха в середине слова или музыкальной фразы. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох — медленным. Дикция четкая и ясная. Все это формируется постепенно, в зависимости от успехов логопедического воздействия.

10. Игра на музыкальных инструментах. Музыцирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.

11. Музыкальная самостоятельная деятельность.

Музыкальная самостоятельная деятельность способствует развитию координации слуха, голоса и движения, тонального и ритмичес-3 кого чувства; воспитанию любви к музыке и пению; обогащению эмоциональной жизни детей и взрослых.

Все виды музыкальной работы с людьми, имеющими речевые нарушения, можно рассматривать как коллективную активизирующую и корригирующую психотерапию (социальное стимулирование, пен хоортопедию, психопедагогическую работу). Музыкальная самостоятельная деятельность тесно связана с музыкальной игрой. Занимавшиеся по своей инициативе поют, водят хороводы, исполняют пляски, подбирают мелодии на детских или настоящих музыкальным инструментах.

Музыкальная самостоятельная деятельность дошкольников и. школьников имеет различные источники: это музыкальные занятия на которых дети разучивают песни, игры, танцы. Полученные на занятиях знания дети переносят в самостоятельную деятельность; это праздники, развлечения

Упражнение выполняется в несколько этапов.

1. Дети разучивают ритм совместно с логопедом.

2. Прослушивается музыкальное сопровождение.

3. Дети играют на музыкальных инструментах под музыкальное сопровождение.

Если ребенок не может самостоятельно освоить игру на инструменте в заданном ритме и темпе, то осуществляется педагогическая помощь. Музыка подбирается на усмотрение логопеда.

12. Игровая деятельность.

Игры в двигательной терапии можно использовать самостоятельно или в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими, музыкально-ритмическими комплексами. Игры вносят разнообразие и эмоциональность в лечебные процедуры (при дизартриях, ринолалиях, афазиях). Игровой метод в виде лечебной процедуры находит все большее применение на практике. Соответственно психофизическому развитию дети легко поддаются воздействию посредством игр. Но у ребенка внимание неустойчивое, он с трудом задерживается на одном предмете длительное время, забывает правильно дышать или останавливает дыхание на некоторое время при выполнении двигательных заданий. Поэтому для детской практики не подходят игры со сложной методикой, с движениями, требующими большой затраты сил, быстроты и сложной координации.

Работая с детьми, педагог должен помнить, что физическая и эмоциональная нагрузка в игре зависит от ее характера, состязательного начала, вложенного в него, от ее продолжительности, условий проведения, от степени реакции играющего, вида заболевания и его стадии, от возраста и пола играющих, их двигательной культуры и предыдущих двигательных занятий, от числа играющих, равнозначности играющих или групп, принимающих участие в игре, от соблюдения правил каждой игры, исходного положения и развития игры. С целью дозированного влияния игр на функции организма детей можно изменять правила их проведения через устранение одних и замену других.

Классификация игр в лечебной терапии зависит от многочисленных задач и условий, которым должна отвечать игра в процессе лечения. Цели и задачи ее различны. Так, игры забавного, отвлекающего характера рассеивают внимание, развлекают; специально направленные игры улучшают работу во время процедуры (организующие игры), решают некоторые терапевтические задачи (игры подготовительного характера или игры целенаправленного, терапевтического характера, например корригирующие осанку при детском церебральном параличе у детей с дизартрией); игры успокаивающего характера полезны детям и взрослым при заикании и с различными нервно-психическими заболеваниями; игры с преимущественным участием верхних или нижних конечностей для их развития.

В зависимости от числа участвующих, игры делятся на индивидуальные и групповые. Групповые игры бывают без деления на команды и с делением на команды.

Соответственно тому, каково выполнение условий игры и как изменяется положение играющего в отношении окружающих его предметов, групповые игры можно разделить на:

2) малоподвижные и полу подвижные игры, в которых имеются в различном соотношении как элементы движения, так и статики. Обычно их проводят из исходного положения стоя или сидя. Физическая и нервная нагрузки в этих играх умеренные, они содержат больше эмоциональности. Это переходные игры между играми на месте и подвижными;

3) подвижные игры, в которых в течение всей игры участвующий меняет положение своего тела по отношению к окружающим предметам. Они характеризуются большой эмоциональностью, в них включаются различные формы передвижения — бег, прыжки, поскоки, ходьба и т.п.; требуют быстроты, силы, ловкости, координации движений, выносливости и оказывают сильное и всестороннее воздействие на организм, вызывая значительные изменения функций мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Так как в этих играх физическая нагрузка больше, они требуют более высоких функциональных и физических возможностей со стороны больных. Тем не менее, подвижные игры оказывают огромное корригирующее воздействие на лиц с речевыми и двигательными расстройствами.

Л.В. Страковская рекомендует все подвижные игры разделить на четыре группы с учетом примерной психофизической нагрузки: 1 группа — с незначительной нагрузкой; II группа — с умеренной; III группа — с тонизирующей; IV группа — с тренирующей. Например:

1 группа. «Ухо — нос» (7—14 лет).

Дети сидят или стоят. Нужно хлопнуть перед собой в ладоши, взять правой рукой свое левое ухо, а левой — нос. Затем снова хлопнуть в ладоши и взять правой рукой нос, а левой — правое ухо, и так несколько раз. Кто меньше ошибался, тот выигрывает и назначается ведущим в следующей игре.

2 группа. «Метание мешочков» (7— 14 лет).

Дети сидят на стульях, каждый по очереди становится на линию, прочерченную на расстоянии 3—4 м от стула, и бросает на него один за другим три мешочка так, чтобы каждый из них остался лежать на стуле. Затем передает мешочки следующему, который также бросает их, и т.д. Выигрывает тот, у кого больше точных попаданий.

3 группа. «Послушный мяч» (6— 11 лет).

Дети лежат на ковре, вытянувшись на спине, между ногами у них зажат мяч. Нужно перевернуться на живот, не выронив мяча. Повторить 4 — 6 раз:

Повернись и оглянись!

Мячик, на пол не катись

Вот какой послушный мяч!

Между ног его запрячь.

Упражнение «Скок-скок-скок» (3—8 лет).

Дети прыгают поочередно на одной и другой ноге, потом встают, поджав одну ногу, как аист, затем встают на четвереньки и скачут, как лягушки, 5— 6 м. В конце игры нужно проскакать на обеих ногах, держа руки на поясе. Одна часть детей говорит текст, другая выполняет движения, затем дети меняются ролями.

Мы скачем по дорожке,

Сменяя часто ножки.

А потом, как аист, встали.

То уже не аист-птица.

«Ква-ква-ква!» — кричит подружкам.

Скок, скок, скок, скок.

Проскакал я, сколько мог.

Пальчиковые игры. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.

13. Упражнения для развития творческой инициативы.

К этим упражнениям относятся дирижирование, свободные двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, двигательно-музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигается творчество. Важно проводить их в облегченных вариантах с начала коррекционного курса, стимулируя воображение и фантазию детей и взрослых, обращая внимание на различный характер музыки, который по-разному должен быть оформлен в движении; на особенности тех или иных персонажей песен, игр-драматизаций, хороводов и т.п., которые для своего выражения требуют особых, индивидуальных движений.

Упражнения для детей

Танец с воздушными шарами. (Музыка М. Раухвергера.) Дети самостоятельно различают двухчастную музыку, меняют движения со сменой характера музыки, покачивают и подбрасывают воздушные шары.

«Прощаться — здороваться». (Чешская народная песенка.) Дети под музыку начинают и заканчивают движения. Выразительно передают танцевально-игровые движения, правильно ориентируясь в пространстве. Импровизацию можно исполнять парами, держась за обе руки, или индивидуально, отражая в движениях смысл этюда.

Дети стоят в кругу, в середине круга — двое детей в костюмах Незнайки и Буратино. Под музыку каждого персонажа дети исполняют танец того или другого. Один из детей, стоящий в кругу, повторяет движения и добавляет свое, с которого начинает или продолжает импровизацию Незнайки и Буратино.

Упражнения для подростков и взрослых

Выразить ритм свободными движениями. Это может быть так:

1) восьмерки отмечаются двумя хлопками (правой и левой рукой)по бедрам, четвертинки — двумя прыжками на обеих ногах;

2) на первую четвертинку на счет «раз» сделать шаг правой ногой вправо, на вторую четвертинку по счету «два» левую ногу приставить к правой. Восьмерки отмечаются четырьмя прыжками вокруг себя.

Придумать четыре движения, делая их на начало такта музыка-марш: построиться в две шеренги, лицом друг к другу. В каждой шеренге первому выдвинуться на шаг вперед. На два такта вступления движения нет. На первые четыре такта исполняет свои четыре движения водящий из одной шеренги, на следующие четыре такта водящий из другой. Затем обе шеренги поворачиваются в затылок друг к другу и идут за ведущим во внутрь круга (это движение занимает десять тактов). Первые номера уходят в конец шеренги, а вторые номера занимают их места, и все движения начинаются сначала.

14. Заключительные упражнения.

Цель этих упражнений — успокоить занимающихся, переключить их внимание на другие занятия. Эти упражнения могут проводиться в различной форме: обыкновенная маршировка под музыку, перестроения, слушание музыки с последующим определением характера произведения, например «Игра в лошадки» П. Чайковского или «Маленький вальс» А. Лядова; или слушание музыки и последующий рассказ о тех образах и представлениях, которые она пробудила.

Сочетание музыки, движения и слова в логоритмике различно. Но какова бы ни была доля музыки и слова, музыки и движения и т.д., в упражнениях в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу занимающегося, его деятельность, положительно влияют на личность. Координированные, целенаправленными экономные движения вызывают у человека чувство удовлетворения. Ритм воспринимается многими органами перцепции — кинестетическими ощущениями, тактильными, зрительными, слуховыми. Эти сильные стимулы создают дополнительную мотивацию к исправлению речи. Важно то, что у ребенка нормализуется двигательная сфера и коррекция речевых нарушений осуществляется неосознанно, естественно. Это способствует расслаблению и предупреждает возникновение психического, эмоционального и мышечного напряжения. Общая моторная подготовленность всех и отдельных групп мышц положительно влияет на нормализацию дыхательных и артикуляторных мышц. Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, активизирует деятельность детей в общении, в игре, в двигательных импровизациях.

Литература:

Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Ю.Н. Родионова «Фонематическая и логопедическая ритмика в ДОУ» (пособие для воспитателей и логопедов); М., «Айрис Пресс», 2006 г.

М.Ю. Картушина «Логоритмика для малышей» (сценарии занятий с детьми 3-4 лет); М. Творческий Центр «СФЕРА», 2005 г.

М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет»; М., Творческий Центр «СФЕРА», 2006 г.

М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет»; М., Творческий Центр «СФЕРА», 2007г.

А.Е. Воронова «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет» (методическое пособие); М., Творческий Центр «СФЕРА», 2006 г.

Г.В. Дедюхина «Работа над ритмом в логопедической практике» (методическое пособие); М., «Айрис Пресс», 2006 г.

«Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика», под редакцией Е.А. Медведевой; М., «Академия», 2002 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *