работа мозга научные статьи
Работа мозга научные статьи
С развитием новых методов в нейрофизиологии скрытые возможности мозга человека становятся объектом научных исследований. В.М. Бехтерев [1], Н.П. Бехтерева [2], Н.И. Кобозев [3] и многие другие в своих исследованиях доказали, что физиологический мозг не способен полностью обеспечивать сознательные и тем более бессознательные функции из-за низкой скорости передачи электрических импульсов в межнейрональных синапсах. Известно, что в синапсах импульсы задерживаются на 0,2–0,5 миллисекунд, тогда как человеческая мысль возникает гораздо быстрее.
На данном этапе развития нейрофизиологии мы хорошо представляем, как работает одна нервная клетка. Основываясь на данных научных исследований академика П.К. Анохина, в возникновении временной связи при образовании условных рефлексов лежит сенсорно-биологическая конвергенция импульсов на каждой клетке коры. Метод ПЭТ дает возможность проследить, какие области функционируют при выполнении тех или иных психических функций, но все же недостаточно известным остается то, что происходит внутри этих областей, в какой последовательности и какие сигналы посылают друг другу нервные клетки и как они взаимодействуют между собой. На карте мозга, определены области, отвечающие за те или иные психические функции. Но между клеткой и областью мозга находится еще один, очень важный уровень – совокупность нервных клеток, так называемый ансамбль нейронов, функции которых представляют большой научный интерес.
В своей работе «Рефлексы головного мозга» И.М. Сеченов [4] впервые утверждал, что в основе психических процессов лежит рефлекторный принцип деятельности. Он приводил утвердительные доказательства рефлекторной природы психической деятельности, то есть все переживания, мысли, чувства, возникают в результате воздействия на организм какого-либо физиологического раздражителя. И.П. Павлов создал свою теорию условных рефлексов, согласно которой горизонтальная корковая временная связь при образовании условных рефлексов основывается на свойствах нервных центров – иррадиации, доминантного возбуждения центров безусловных раздражителей и проторении пути. Много исследований было проведено В.М. Бехтеревым, который занимался строением мозга, связывал с ним его функции. Им предложен метод, позволяющий досконально изучить пути нервных волокон и клеток, по которым создан «атлас головного мозга». Настоящий прорыв в изучении мозга происходит тогда, когда удается войти в прямой контакт с клеткой мозга. Метод представляет собой непосредственное вживление в мозг электродов в диагностических и лечебных целях. Электроды вживляются в различные отделы мозга, при раздражении которых происходит повышение его активности, что позволяет детально изучить процессы, происходящие в нем.
Предполагалось, что мозг поделен на четко разграниченные участки, каждый из которых «отвечает» за свою определенную функцию. Например, это зона, отвечающая за сгибание мизинца, а это зона, ответственная за любовь. Эти выводы основывались на простых наблюдениях: если данный участок повреждался, то и соответственно функция его нарушалась.
В настоящее время становится ясным, что все не так просто: нейроны внутри разных зон взаимодействуют между собой весьма сложным путем, и нельзя осуществлять везде четкую «привязку» функции к области мозга в том, что касается обеспечения высших функций, то есть можно лишь сказать, что данная область имеет отношение к памяти, речи, эмоциям. Пока трудно объяснить, что этот нейронный ансамбль не кусочек мозга, а широко раскинутая сеть и только он отвечает за восприятие букв, а другой ансамбль – за восприятие слов и предложений. Сложная работа мозга по обеспечению высших видов психической деятельности похожа на вспышку салюта: мы видим сначала множество огней, а потом они начинают гаснуть и снова загораются, перемигиваясь между собою, какие-то кусочки остаются темными, другие вспыхивают. Таким же образом и сигнал возбуждения посылается в определенную область мозга, но деятельность нервных клеток внутри нее подчиняется своим особым ритмам, своей иерархии. Благодаря этим особенностям разрушение одних нервных клеток может оказаться невосполнимой потерей для мозга, а другие вполне могут заменить соседние «переучившиеся» нейроны, то есть проявляется свойство нервных центров – пластичность. К выполнению своей работы ряд нейронов готов с самого рождения, а есть нейроны, которые можно «воспитать» в процессе развития, поэтому можно попытаться заставить их взять на себя работу утраченных клеток.
Нейроны подкорковых глубоких структур мозга решают задачу всем миром, сообща. Тогда как нейроны коры, которые эту проблему решают самостоятельно, в действительности повышают ее активность, а частота импульсаций нейронов глубинных структур понижается. Высшие функции мозга обеспечиваются расшифровкой нервного кода, то есть пониманием того, как отдельные нейроны объединяются в структуры, а структура – в систему и в целостный мозг [5].
По мнению ученых, вокруг головного мозга было выявлено высокочастотное поле, отличающееся от общего биополя человека. Оно получило свое название – психополе. Психополе обеспечивает нормальное высокоскоростное протекание всех нейрофизиологических процессов. Определено, что это психополе настолько высокоэнергетично, что нуждается в особых носителях, которыми являются кристаллы эпифиза. Они дают возможность держать в белковом теле огромный энергоинформационный объем без денатурации белка.
В 60-х годах 20-го столетия профессор МГУ Н.И. Кобозев [3], исследуя феномен сознания, пришел к выводу, что материальная физиология мозга сама по себе не обеспечивает мышления и другие психические функции. Это возможно за счет внешних источников сверхлегких частиц-психонов, которые являются энергетической основой мыслительных и эмоциональных импульсов. В исследованиях был определен органоид, способный улавливать потоки психонов. Было установлено, что кристаллики эпифиза являются носителями голограмм, которые определяют пространственно-временное развертывание всех психогенетических программ, заложенных при рождении. Огромное количество информации о различных позитивных и негативных программах жизни человека хранится в кристалликах эпифиза. Силы психического и духовного воздействия на кристаллики эпифиза определяют, как и какие программы будут реализованы человеком в течение жизни. У многих людей этот процесс протекает неосознанно, и они не могут полностью реализовать свой энергоинформационный потенциал. И по этой причине даже гениальные люди реализуют свои задатки всего лишь на 5–7 процентов.
В критической ситуации, когда проблему надо решать немедленно, начинается активная выработка психической энергии огромной силы. И тогда совершается спонтанный неуправляемый психоэнергетический процесс воздействия на кристаллики эпифиза и в них активируется программа выхода из кризисной ситуации. Только выработка мощных высокодуховных энергий кратковременна, и когда кризис разрешается, забывается величайшие мгновения психоэнергетического напряжения. И не многие могут осознанно управлять психической энергией и решать с ее помощью различные проблемы [6].
Современная нейрофизиологическая наука уделяет особое внимание изучению психоэнергетических процессов в головном мозге. Есть множество институтов и лабораторий, разрабатывающих теоретические проблемы данного направления, разработки которых позволяют практической психологии [7] заниматься проблемами активации резервов психики человека, опираясь не только на эмпирический опыт, но и на научные данные. Сложные нестандартные проблемы могут быть эффективно решены только при активации программ развития, в пробуждении скрытых резервов психики. Данный подход дает возможность проявить весь потенциал личности и предоставить эффективные способы его реализации.
В возрасте 40–70 лет мозг имеет свои особенности. Интеллектуальная «мощь» при здоровом образе жизни не падает с возрастом, а только возрастает. Максимальное проявление когнитивных функций находится в интервале 40–60 лет. С 50 лет человек при решении проблем использует одновременно не одно полушарие, как у молодых, а оба (мозговая амбидекстрия). Считается, что в среднем возрасте человек становится более устойчив к стрессам и может более эффективно работать в условиях сильной эмоциональной нагрузки. Нейроны головного мозга не отмирают как полагали до 30 %, а могут пропадать связи между ними в том случае, если человек не занимается серьезным умственным трудом. Количество миелина (белое вещество мозга) с возрастом в головном мозге возрастает, и достигает максимума после 60 лет, при этом значительно возрастает интуиция.
Мозг в 40–70 лет принято рассматривать не как зрелый, целостный и готовый к работе, а как находящийся на спаде и не вполне справляющийся со своими функциями. Ряд российских ученых-психологов пришел к такому же выводу: с возрастом мозг человека начинает работать эффективнее, чем в молодости.
Работа мозга научные статьи
Болезнь Альцгеймера. Детектив длиною в век
В научно-популярной форме разбирается существо проблемы развития болезни Альцхаймера (БА). Приводится краткое описание существующих гипотез и делается попытка построения новой всеобъемлющей теории процессов старения мозга, проявляющихся в виде БА. Предлагаются меры профилактики и диагностики.
Новости
Мозг может вспоминать и пробуждать прошлые иммунные ответы
В опубликованной 8 ноября работе нейроиммунологи показали, что иммунный ответ можно вызвать стимуляцией нейронов островковой коры головного мозга. Иными словами, похоже на то, что выявленная И.П. Павловым обусловленность реакций также касается иммунитета. Подробности рассказываем к старту флагманского курса Data Science.
Нейроны мозга человека сильно отличаются от нейронов других млекопитающих
Импульсы нейронов вырабатываются белками, которые контролируют поток ионов, благодаря чему эти белки называют ионными каналами. Нейробиологи MIT показали, что количество ионных каналов в нейронах человека гораздо меньше, чем у других млекопитающих. За подробностями приглашаем под кат, пока у нас начинается флагманский курс Data Science.
Эволюция интеллекта: социализация роботов с ИИ
Не стоит сомневаться, что уже в недалеком будущем появятся высокоинтеллектуальные, а может и разумные роботы. В настоящей статье поднимаются вопросы, как [хотя бы теоретически] обеспечить их включение в социум и желательно без катастрофических последствий. Если вам интересна эта тема, добро пожаловать под кат.
Интеллектуальная производительность без выгорания: 7 техник использования мозга. Часть 2
Итак, мы с вами личности, и у нас есть некие представления, желания, требования к себе, образ себя, стратегии жизни и так далее. При этом окружающий мир изменчив: коронавирус, остальные болезни, финансовые истории, искусственный интеллект, занимающий все больше рабочих мест… Продолжите список сами.
Если мы не научим мозг строить красивую и нужную нам жизнь, то окажемся в ситуации, когда мы на протяжении долгого времени прикладываем усилия, тратим силу воли и энергию на построение чего-то во внешнем мире, что может быть разрушено. Сегодня я расскажу про еще четыре техники для тренировки мозга, которые помогут вам быть эффективными в изменчивом мире. Здесь можно посмотреть теорию, а здесь — первую часть техник.
Ваш мозг — генетический DIY в реальном времени
Что это значит? Автор книги The Self-Assembling Brain, профессор Питер Хизингер, рассказывает, чему нейросетям стоило бы поучиться у биологического мозга, насколько назрел новый подход к искусственному интеллекту и как именно мозг собирает себя сам. Подробностями делимся под катом, пока у нас начинается флагманский курс Data Science.
Есть ли мозг у морской губки?
Без преувеличения мозг это одно из самых мощных оружий, коим может обладать живое существо. Быстрые лапы, острые когти, сильные мышцы и прочие физические атрибуты, конечно, тоже вносят свой вклад в борьбу за место под солнцем. Но именно интеллект, способность осмысленно оценивать обстановку, принимать взвешенные решения и планировать свои действия — эти навыки помогли многим видам дожить до наших дней куда сильнее, чем физическая сила и ловкость. Несмотря на всю важность мозга, который управляет всеми процессами в организме, словно центральный процессор в компьютере, о его происхождении мало что известно. Мы знаем, что существа с мозгами появились сотни миллионов лет тому назад, но вот как эти первобытные мозги возникли — остается загадкой. И вот ученые из Европейской молекулярно-биологической лаборатории выдвинули гипотезу о том, морская губка, у которой нет мозга, может быть ключом к секретам эволюции этого органа. Что у губки вместо мозгов, какие гены у губок указывают на эволюцию мозга, и причем тут их пищеварительная система? Ответы на эти вопросы мы найдем в докладе ученых. Поехали.
Сколько soft skills освоить для успешной карьеры
Впервые я задумался об этаком “soft skills starter pack” около года назад. Гугление дало списки из 10-15-20 навыков без пояснений, как их внедрять, и почему список именно такой. Апофеозом для меня стала книга “12 soft skills для 21 века”, которая является кратким изложением 12 других книг.
С трудом верится, что все эти навыки нужны разом. Если на собеседовании я буду проверять кандидата на 15 навыков, я вообще кого-то найму? За сколько лет я разовью их сам? Эмоциональный интеллект – пару лет? Системное мышление – еще пару лет? Окей, хотя бы со скольки навыков я могу считать себя пригодным к работе в команде? А к роли лидера? В общем, «программу-минимум» я тогда не нашел.
Но как тимлид я слышу множество карьерных историй: на собеседованиях, на 1-to-1 с коллегами, просто консультируя пришедшего с вопросом – везде я узнаю истории успехов и ошибок. А в обмен я стараюсь дать структурированную и понятную обратную связь. Постепенно из этих историй и обратных связей сложился набор минимально необходимых soft skills. Они будут полезны хоть инженеру, хоть лидеру. Вообще говоря, они будут полезны не только IT-специалисту и не только в карьере.
Всего таких навыка три: рефлексия, осознанность (не та, которая из тренингов про успешный успех) и ответственность. Давайте разберем эти навыки на конкретном примере. Допустим, ваш руководитель сказал, что вы плохо ведете задачи в таск-трекере.
В море незнакомых лиц найти родное: система «свой-чужой» мозга человека
Человек — существо социальное. Даже заядлым интровертам все же приходиться иногда общаться с людьми. С точки зрения социализации для нас есть две основные категории людей: свои и чужие. К своим относятся родные, друзья, может и коллеги. А к чужим — все остальные. Чем сильнее социально-эмоциональная связь, тем вероятнее, что человек относится к первой категории, и наоборот. С людьми из этих двух групп мы общаемся по-разному, но что дает нашему мозгу толчок для начала той или иной тактики общения? Ученые из Дартмутского колледжа (США) выяснили, что важную роль в этом играет восприятие своих/чужих лиц. Опыты и наблюдения показали, что при виде знакомого лица в мозге человека активируется гораздо больше участков, нежели при виде лица незнакомца. При этом у разных испытуемых активность была практически идентичной. Что же происходит в мозге, когда мы видим лица своих или чужих? Ответ на этот вопрос мы найдем в докладе ученых. Поехали.
Гены губки намекают на происхождение нейронов
В 2000-х годах учёные впервые секвенировали геномы губок. Тогда исследователи обнаружили, что у них не только примерно столько же генов, сколько у человека и других сложных существ, но и много генов, одинаковых с нашими и генами других организмов. Эти гены предполагают, что генетическая информация для сокращения мышц и дифференциации нейронов намного древнее самих мышц или нервной системы. Но что эти гены делают в губке, у которой нет ни мышц, ни нейронов? Подробностями делимся к старту курса по Machine Learning и Deep Learning.
Мир против интентов
Я давно собирался и наконец-то решился высказать и доказать одну крамольную мысль. Датасайентисты из области NLU и NLP могут заранее готовит кирпичи, чтобы швырнуть ими в меня. Будет много жареного!
Чего на самом деле стоит опасаться в AI?
Говорят, что у детей то ещё воображение. И воображать они умеют лучше взрослых. Не знаю почему, но лучше всего я запомнил сцену, в которой Лос-Анджелес бомбардируют ядерными боеголовками. Я был в паническом ужасе, тихо сидел перед «видаком» и перематывал плёнку назад, чтобы ещё раз увидеть эти, казавшиеся тогда такими страшными кадры.
После того, как я очухался, я начал спрашивать взрослых о том, что я только что видел, когда это произойдёт, и по чьей вине это случится. На меня фыркали и говорили, что беспокоиться не стоит.
И были правы. Я повзрослел. «Терминатор-2» перестал быть просто страшным фильмом, и превратился в шедевр, который я помню с детства. А страх по поводу искусственного интеллекта перестал меня беспокоить, сменив себя страхом перед человеческим интеллектом.
И действительно, чего тут бояться? Автоматических ядерных бомбардировок? Дронов-убийц из антиутопических роликов на YouТube? Очередного спин-оффа того же Терминатора? Или, что ещё хуже, ужасного ребута Робокопа? Нет, будущее не заселено ходячими киборгами-убийцами, несмотря на все попытки Киану Ривза и Харрисона Форда показать нам Ноябрь 2019го года.
Эффект Google: как справиться с цифровой амнезией
В очереди в кинотеатр я бросаю быстрый взгляд на часы. Человек позади меня замечает это и спрашивает, который час. Я смотрю на него в неожиданном замешательстве. За две секунды, прошедшие с тех пор, как я посмотрела на часы, я каким-то образом забыла, сколько времени. Мне приходится еще раз взглянуть на запястье, и только тогда я могу ответить на вопрос. Половина пятого, и да, это означает, что мы оба пропустим начало фильма.
Знакомый сценарий? Можете вспомнить случаи, когда вы искали факт, но почти мгновенно забывали полученную информацию? Если да, возможно, вы стали жертвой «эффекта Google».
Выбраться из пирамиды Маслоу
В предыдущей статье на тему нежелания было многократно отмечено, что лучше сначала найти причину проблемы, а не бросаться выбирать самый популярный рецепт устранения симптомов. Когда есть проблемы с желаниями, полезные занятия привычно откладываются на потом, запланированные дела переполняют календарь, а развлечения убивают слишком много времени, лучше вычислить свои личные причины и работать именно с ними.
Некоторые причины отсутствия мотивации можно найти в конкурирующих потребностях. Когда заходит разговор о потребностях и мотивации по-прежнему слишком часто вспоминают пирамиду Маслоу. Когда я слышу о «пирамиде», у меня в мыслях почему-то возникает слово «моветон», образ Вавилонской башни и желание дать ссылку на перечисление возможных альтернатив. Где-то должен быть список из списков потребностей.
Интеллектуальная производительность без выгорания: 7 техник использования мозга. Часть 1
В предыдущей статье я рассказал про пластичность мозга. Сегодня предлагаю первые три техники ее тренировки. Идея очень простая: представьте себе, что ваша работа состоит не в том, чтобы строить окружающую жизнь. И не в том, чтобы вручную управлять карьерой и взаимоотношениями в окружающем мире, тратя на это ограниченный ресурс нашей силы воли.
Идея в том, чтобы выстроить систему — некую совокупность процессов, которые будут воспроизводиться и обеспечивать необходимый результат с меньшими усилиями. Сила воли будет тратиться для настройки шаблонов наших нейромашин. А качество шаблонов напрямую связано с качеством нашей жизни: именно они позволяют нам показывать высокие результаты в работе, личной жизни, заботе о себе и построении всей жизни в те моменты, когда мы не следим за этим осознанно.
Бегущий в лабиринте: роботы, нейроны и резервуарные вычисления
Как бы сильно писатели или сценаристы не старались создать образ сверхумных и сверхсильных роботов, в реальности же до глобального доминирования им еще очень и очень далеко. В чем их проблема? А в том, что мыслят они совершенно не так, как люди. Можно даже сказать, что современные роботы не мыслят, а выполняют вычислительные процессы. Мозг человека также выполняет эту задачу, но на гораздо более высоком и сложном уровне. Еще одним важным отличием является наше умение обучаться чему-то новому посредством периодического повторения выполняемой задачи. Другими словами, практика и еще раз практика. В отличие от роботов, никто не вкладывает в наше сознание навыки, как это происходит в повести «Профессия» Айзека Азимова. Получается, чтобы сделать роботов умнее (если это хорошая идея), необходимо научить их учиться. Группа ученых из Американского института физики (США) придумали, как обучить маленького робота преодолевать лабиринт, используя при этом самые настоящие нервные клетки мозга человека. Какие принципы лежат в основе разработки, насколько быстро обучался робот и удалось ли ему в итоге преодолеть лабиринт? Ответы на эти вопросы мы найдем в докладе ученых. Поехали.
«Я больше не могу»: 5 причин эмоционального выгорания программиста и что с этим делать
Андрей Н. начал кодить 8 лет назад, и готов был работать сутками напролет, набирая «шабашки» на выходные, а в свободное от работы время изучая новые фреймворки. Работа приносила удовольствие, он наконец-то нашел себя! Спустя 8 лет Андрей с трудом заставляет себя встать с кровати утром, работа не приносит радости, как не приносит ее ничто другое: все виды развлечений, которые развеивали ранее, больше не интересны. У Андрея эмоциональное выгорание, которое предшествует депрессии.
Меня зовут Ксения Корзун, я психолог, специализируюсь на работе с программистами и, в частности, много работаю с эмоциональным выгоранием, апатией и депрессивными состояниями. Проанализировав множество кейсов, проведя терапию с такими клиентами как Андрей, я выделила несколько причин возникновения эмоционального выгорания и в этой статье хочу привести их и сразу же предложить несколько «антидотов».
Пол Грэм: «Нечто большее, чем интеллект»
Если бы вы спросили людей, что особенного было в Эйнштейне, большинство ответило бы, что он был очень умным. Даже те, кто попытался бы дать вам более утонченно звучащий ответ, вероятно, подумали бы именно так в первую очередь. Еще несколько лет назад я бы и сам ответил так же. Но особенность Эйнштейна заключалась не в этом. Особенным в нем было то, что у него были новые важные идеи. Быть очень умным было необходимым условием для появления этих идей, но эти два понятия не идентичны.
Может показаться чересчур педантичными искать разницу между интеллектом и его последствиями, но нет. Между ними существует большой разрыв. Любой, кто проводил время в университетах и исследовательских лабораториях, знает, насколько она велика. Есть много по-настоящему умных людей, которые не достигают чего-то существенного.
В детстве я думал, что больше всего в жизни люди хотят быть умными. Вероятно, вы тоже так думали. Но готов поспорить, это не то, что вы хотели. Представьте, что вам дали выбор: быть умным и не совершать открытий или, быть чуть менее умным, но открывать много новых идей. Вы бы наверняка склонились ко второму варианту — уж я-то точно. Да, делать такой выбор немного неловко, но его преимущества очевидны.
Даниэль Канеман «Думай медленно… Решай быстро»: механизмы наших ошибок
Пластичность мозга: путь к продуктивности или к выгоранию?
Наши рабочие задачи очень разные. Они могут быть связаны с интеллектуальной или инженерной работой, с ее математической составляющей, с обучением других людей или с управлением, презентациями и ведением совещаний. Общее только одно — они приходят во время работы и отвлекают нас через мессенджеры, e-mail и различные системы.
Мы должны их решать быстро и качественно — в современном бизнесе, особенно в IT, высокая производительность возводится в абсолют, как священный Грааль. С другой стороны, выгорая эмоционально и интеллектуально, мы будем уже не в состоянии действовать. Происходит это потому, что классические подходы тайм-менеджмента не учитывают того, кто будет план выполнять и в каком настроении и состоянии он будет.
Сегодня я расскажу о пластичности нашего мозга, почему и какая настройка ему нужна. А в продолжении — какими техниками можно настроить себя на нужное состояние. Видео моего выступления на конференции DevOps Live 2020 можно посмотреть здесь.