работа логопеда по обучению грамоте дошкольников с ффн
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ФФНР
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Факультет педагогики и психологии детства
Выпускная квалификационная работа
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ФФНР
Первушина Анна Владимировна
«Допущена к защите в ГАК» Научный руководитель:
_________________ Кандидат пед.наук, доцент
«________»__________2015г. Лизунова Лариса Рейновна
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушением ФФНР……………. …7
Психолого-педагогическая характеристика нормально- развивающихся детей старшего дошкольного возраста……………..7
Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФНР. Понятие фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФНР)………….19
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования ФФ строя речи старшего дошкольного возраста с ФФНР………. …………..26
2.1. Организация и методика проведения исследования. 26
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента……………..44
ГЛАВА 3. Содержание программы коррекции ФФНР у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………. 48
3.1. Организация и проведение форм эксперимента «Грамотейка». …48
3.2. Анализ обследования детей с ФФНР после реализации коррекционно- развивающей программы ………………………………58
Библиографический список………………………………. ………………..67
Актуальность темы. Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
На важность этой связи указывают авторы М.Ф. Фомичева, Н.Л. Крылова, Ю.Ф. Гаркуша, Н.Я.Ларионова, Т.А.Ткаченко. Но использовать рекомендации на группе с ФФНР можно частично, т.к. их работы направлены на преодоление общего недоразвития речи.
Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что пятый год жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковом потоке.
Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии [Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова и др.] правильно сформулированный коррекционный процесс позволяет не только полностью устранить недостатки формирования фонематических представлений, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период.
Воспитание речи у детей-дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности. Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения позволяют не только исправить первичный дефект, предупредить вторичный, но и полностью подготовить их к обучению в школе.
Предмет исследования – педагогические возможности логопеда в коррекции ФФНР в условиях кружка «Грамотейка».
Цель выпускной квалификационной работы – выявление особенностей развития речи детей старшего дошкольного возраста с ФФНР, разработка и реализация коррекционной программы по устранению ФФНР.
В связи с поставленной целью в работе решается ряд задач:
дать психолого-педагогическую характеристику развития детей старшего дошкольного возраста;
дать психолого-педагогическую характеристику развития детей старшего дошкольного возраста с ФФНР;
раскрыть понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи;
Изучить и проанализировать степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
Разработать содержание, методы и приемы коррекционной работы с детьми с ФФНР.
проанализировать полученные данные и сделать общие выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем
— в разработке и систематизации методов диагностики данной проблемы;
Теоретическая значимость в работе представлена теоретико – методологическим обоснование проблемы готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
Практическая значимость работы заключается в разработке коррекционно-развивающей программы «Грамотейка», которая может быть использована специалистами ДОУ, воспитателями и логопедами.
Базой исследования являются дети старшего дошкольного возраста в возрасте 6-7 лет в количестве 30 человек.
Место проведения исследования : МБДОУ «Детский сад №23» г. Кунгура Пермского края.
Глава 1. Теоретические основы проблемы подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушением ФФНР
Психолого-педагогическая характеристика нормально-развивающихся детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст очень важен для психического развития, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. Постепенно ведущее место в структуре познавательных процессов начинает занимать мышление.
Детей старшего дошкольного возраста отличает планомерность анализа, дифференцированность обобщений, способность к абстрагированию и обобщению. Особенности развития мышления в период дошкольного детства проявляются в переходе от наглядного уровня мыслительной деятельности к абстрактно-логическому, от конкретного к проблемному, что отражается в гибкости, самостоятельности и продуктивности мышления.
Структура мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста содержит следующие компоненты:
1) Мотивационный компонент, проявляющийся в разных видах активности.
2) Регуляционный компонент, проявляющийся в умении планировать, программировать и контролировать психическую деятельность.
3) Операционный компонент, то есть наличие сформированных операций анализа и синтеза.
Развитие мышления оказывает позитивное влияние на развитие смысловой стороны речевой деятельности дошкольника. Речевая деятельность совершенствуется в количественном и качественном отношении. В старшем дошкольном возрасте наступает новый этап освоения речи:
· речь из ситуативной становится контекстной;
· развивается регулирующая функция речи, которая помогает регулировать деятельность и поведение;
· складываются планирующая и инструктивные функции речи, проявляющиеся сначала в игровой, а затем и в учебной деятельности;
· совершенствуется звуковая сторона речевой деятельности: преодолеваются дефекты звукопроизношения, ребёнок различает сходные звуки на слух и в собственной речи, происходит овладение звуковым анализом слов;
· совершенствуется смысловая сторона речевой деятельности: обогащается словарный запас, появляется лексическая вариативность, формируется связность речи, дети овладевают монологом.
В активный словарь детей данного периода развития входят 2500—3000 слов. В речь ребенка все активнее включаются прилагательные, наречия, существительные с обобщенным значением (животные, одежда, транспорт и др.).
Развитие речи тесно связано с развитием словесно-логических операций. Дети старшего дошкольного возраста приобретают значительный запас производных слов. На основе понимания и активного использования этого словарного запаса формируется способность к обобщению, классификации предметов, обозначаемых существительными: животные делятся на диких и домашних, птицы — на зимующих и перелётных.
Постепенный рост состава речи ребенка является следствием расширения жизненного опыта, усложнением его деятельности и общения со взрослыми. По мере развития лексико-грамматического строя речи становятся возможными такие интеллектуальные операции, как сравнение, обобщение, классификация. Именно в дошкольном возрасте складываются три функции речи, которые имеют важное значение в формировании интеллекта:
1. Коммуникативная. Влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей. В процессе общения ребенок усваивает новые понятия.
2. Познавательная. Играет большую роль в развитии восприятия, придавая сенсорным функциям поисковый характер, в развитии вербальной памяти, что важно для формирования обобщенного мышления.
Главной особенностью данного периода развития является совершенствование речевой функции в процессе вербального взаимодействия, отвлечённого от конкретной ситуации, что предопределяет появление сложных языковых форм.
Восприятие — целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира. По мнению А. В. Запорожца, период дошкольного детства наиболее сенситивен для развития восприятия, так как под влиянием продуктивной творческой деятельности у ребёнка складываются сложные виды перцептивных и интеллектуальных действий по анализу воспринимаемых объектов [13]. Восприятие детей становится осмысленным и дифференцированным. В процессе восприятия старших дошкольников усиливается роль зрительного сравнения, переработка вербального материала. Адекватное восприятие сенсорных событий имеет решающее значение для развития операций мыслительной деятельности.
Восприятие становится осмысленным, интеллектуальным процессом, позволяет глубже проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности. От восприятия ребенка в первую очередь зависит развитие памяти, главным видом которой в дошкольном возрасте является образная.
Память — психический познавательный процесс, состоящий в отражении личного опыта, сложившегося в зависимости от социального окружения.
Первоначально память носит непроизвольный характер, так как степень запоминания зависит от установки наглядных связей, исходя из особенностей личного опыта ребёнка.
Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного к произвольному запоминанию, которое заключается в формировании регулятивных компонентов психической деятельности и приёмах запоминания вербального материала в соответствии с операциями мыслительной деятельности.
В дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности.
Существенные изменения наблюдаются в качественно-количественных характеристиках внимания. Внимание — это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект. В зависимости от характера психической регуляции выделяют непроизвольное и произвольное внимание. Уровень внимания определяется комплексом основных характеристик внимания: объем, концентрация, переключение и распределение; противоположные вниманию состояния — это отвлекаемость, неустойчивость.
Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является доминирование непроизвольности, низкой сосредоточенности и концентрации на внешних объектах вербального плана. В старшем дошкольном возрасте идёт процесс совершенствования внимания: значительно возрастает объём и устойчивость, появляются элементы произвольности.
Говоря о развитии внимания детей старшего дошкольного возраста, следует отметить, что изменения касаются всех его свойств: объем (способность одновременно сосредоточиваться на восприятии 3—4 объектов); распределение (в связи с автоматизацией ребенка); устойчивость (способность удерживать внимание на одном объекте 10—15 минут). Развитие произвольного внимания старшего дошкольника связано с развитием всех сторон речевой деятельности, пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели, появлением произвольного поведения.
Воображение детей старшего дошкольного возраста — это психический познавательный преобразовательный процесс, заключающийся в создании новых оригинальных образов путем переработки воспринимаемого материала на основе индивидуального опыта. Развитие детского воображения связывается с усложнением сюжетно-ролевой игры, что обуславливает переход от репродуктивного к творческому воображению, от непроизвольного к произвольному воображению. Воображение начинает выполнять две основные функции: защитную, связанную с формированием практических навыков познания окружающего мира, и познавательную, позволяющую разрешить проблемную ситуацию и регулирующую психическое состояние путём создания воображаемой ситуации, отвлечённой от реальности.
Воображение претерпевает качественные изменения, приобретая произвольный характер, что предполагает планирование и программирование деятельности.
В период дошкольного детства происходит существенная перестройка познавательных процессов. Развитие восприятия характеризуется формированием перцептивно-интеллектуальных действий. Дети старшего дошкольного возраста осваивают фонетику, их словарный запас составляет 5—6 тысяч слов, что позволяет им овладеть сложными формами речевой деятельности. Доминирует наглядно-образное мышление, происходит постепенный переход к абстрактно-логическому уровню мыслительной деятельности. Таким образом, старший дошкольный возраст является периодом интенсивного развития процессов познавательной деятельности.
Особую роль в психологическом развитии детей старшего дошкольного возраста занимают эмоции, развитие эмоционально-личностной сферы.
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний по отношению к окружающему миру и людям.
К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, стрессы. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Эмоции можно охарактеризовать несколькими особенно показательными отличительными признаками: модальностью, динамичностью, полярностью.
Основу эмоциональной сферы составляют непосредственно эмоции, чувства, потребности. Эмоции выполняют защитную, креативную и когнитивную функции, таким образом переводя внешнее воздействие в познавательно-личностный смысл. В структуре эмоциональной сферы необходимо выделить сенсорную систему, которая обеспечивает взаимодействие личности с окружающим миром через зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие. С возрастом ребенка происходит последовательное усложнение эмоциональных механизмов, представляющих собой замкнутую структуру. Можно выделить несколько ступеней усложнения эмоционального развития — эмоциональные реагирование, дифференциация и регуляция.
В дошкольный период происходит становление способности детей к произвольной регуляции эмоций, которая в сравнении с движением еще менее развита: им трудно скрыть радость, огорчение, удивление, подавить страх и тревогу. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социального окружения — самое удобное время учить понимать их, принимать и полноценно выражать. Дошкольный период является сензитивным для развития способности детей к произвольной регуляции эмоций. Для этого ребенку необходимо научится произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения; различать и сравнивать эмоциональные ощущения; воспроизводить эмоции по заданному образцу или произвольно; использовать паралингвистические средства для активации эмоций.
Активация произвольных эмоций происходит в процессе психомоторного и коммуникативного развития. Ребенок учится регулировать свое общение, взаимодействия в группе путём установления эмоциональных контактов, что является исходной основой развития эмоционального контроля личности. Эмоциональное самочувствие — это фактор развития личности, определяющий отношение к деятельности. Эмоциональная сфера помогает внутренней регуляции поведения через переживание положительных или отрицательных эмоций. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием познавательной деятельности, а включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, они становятся осознанными. Развитие интеллектуальных чувств связано со становлением познавательной деятельности. Возможность перехода к сложной опосредованной деятельности возникает по мере развития эмоционально-волевой сферы. Именно в этот период должна произойти перестройка мотивации поведения, что проявляется в возможности подчинить интересы и эмоции в учебной деятельности, так и происходит в период достижения определенного уровня зрелости эмоционально-волевой среды. Это приводит к формированию способности критически относится к своей деятельности, разрабатывать внутренний план действий и целенаправленный контроль. Таким образом, формирование эмоциональной регуляции является важным фактором в развитии и построении психической деятельности.
Дети старшего дошкольного возраста умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния, сопереживая отвечать адекватными чувствами.
У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поэтому важно в данный период развития акцентировать внимание на формировании у ребенка способности к эмпатии, активизированию общительности, регулированию эмоционального состояния детей.
Следующей ступенью совершенствования эмоциональной регуляции будет развитие у ребенка навыков произвольного поведения. У старших дошкольников активно формируются нравственно-этические или личностные категории. Ими различаются понятия «хороший — плохой», «добро — зло», «красивый — некрасивый», «правда — неправда». Достаточно хорошо ими понимаются нормы и правила поведения, но не всегда еще достаточна эмоциональная регуляция.
Дети непосредственно выражают собственные чувства, их настроение зависит от конкретных ситуаций, а выражение настолько разнополярно, что эмоции легко узнаваемы по мимике, модальности и выразительности.
Период дошкольного детства можно назвать периодом аффективных переживаний, так как эмоции носят нестойкий характер. Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых «трудных детей», имеющих проблемы в эмоциональной сфере:
1. Агрессивные дети. Неуравновешенные, в конфликтных ситуациях эмоции выражают очень бурно, что проявляется в аффективном поведении, направленных на сверстников.
2. Эмоционально расторможенные дети. На все реагируют слишком быстро. Эмоции проявляются в мимике, движениях, переключениях от позитивного к негативному эмоциональному состоянию, что нарушает целенаправленность и произвольность деятельности и поведения.
3. Эмоционально заторможенные дети. Замкнутые, робкие, ранимые, избегают общения, переживают свои эмоциональные проблемы в одиночестве. Их характеризует невыраженность, «бедность» эмоциональных реакций.
Таким образом, можно выделить основные направления эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста: усложнение эмоциональных проявлений и их регулирования в деятельности и поведении; формирование моральных и социальных эмоций, происходит становление эмоционального фона психического развития детей; дети овладевают навыками эмоциональной регуляции, что позволяет им сдерживать резкие выражения чувств и перепадов настроения.
Личность начинает складываться в дошкольном детстве. У детей старшего дошкольного возраста появляются достаточно устойчивые психологические свойства, определяющие действия и поступки, которые позволяют отследить становление произвольности поведения.
Содержание понятия «личность» в отечественной психологии основано на принципе, сформулированном Л.С. Выготским: принцип единства аффекта и интеллекта. Целостная структура личности определяется направленностью и активностью, характеризуя строение мотивационной сферы человека.
Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать своё место в окружающем мире. Другая сторона — развитие чувств и воли. Они обеспечивают соподчинение мотивов, устойчивость поведения.
У дошкольников развитие личности прослеживается в формировании самосознания, которое состоит из знаний ребёнка о себе, своём месте в реальной жизни и способности оценить собственные поступки, действия по сравнению с другими. В старшем дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка. В период дошкольного детства происходят существенные изменения в личностном развитии, что отражается:
В перестройке мотивационной стороны психической деятельности, проявляющейся в преобладании познавательных и социальных мотивов.
В формировании социальной позиции, навыков саморегуляции и произвольности.
В формировании самостоятельности в практической и познавательной деятельности.
В способности адаптации к изменяющимся условиям.
О развитии личности ребенка мы судим по изменениям во всей структуре психической деятельности, по смене ведущей деятельности, по изменению активности и появлению основных новообразований личности.
Развитие ребенка и его личности, по Л.С. Выготскому, идет по линии осознаннности и произвольности в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми и со сверстниками. Таким образом, личность понималась Л.С. Выготским как осознание себя и отношений к себе как к физическому, духовному и общественному существу [5].
Базисные характеристики личности в дошкольном детстве складываются не одновременно и находятся в постоянном изменении. На каждом этапе они имеют свою специфику и требуют создания особых условий для полноценного развития. При отсутствии своевременного возникновения новообразований личности у ребенка могут в дальнейшей его жизни появиться серьезные деформации в поведении.
Основными психологическими новообразованиями личности детей старшего дошкольного возраста являются:
1. Произвольность — это управление своим поведением в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами, одна из форм волевого поведения, новая качественная характеристика саморегуляции поведения и деятельности ребенка.
2. Соподчинение мотивов. В деятельности ребенка возникает умение выделять основной мотив и подчинять ему целую систему действий, доминирование мотивов достижения успеха над внешними ситуативными мотивами.
3. Самостоятельность — качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка. Она обеспечивает независимую постановку и решение проблем, возникающих перед ребенком в повседневном поведении и деятельности.
4. Креативность — способность к творчеству. К показателям креативности относятся: оригинальность, вариативность, гибкость мышления. Развитие креативности зависит от уровня развития когнитивной сферы (восприятия,
мышления, памяти, воображения), произвольности деятельности и поведения, а также информированности ребёнка в окружающей действительности.
5. Изменения в самосознании и адекватная самооценка. Самосознание — это интегральное образование личности, результат развития самостоятельности, инициативности, произвольности. У детей в период дошкольного детства проявляется способность к конструктивным взаимодействиям с окружающими, что приводит к появлению адекватной самооценки и осознанию своего места в окружающем мире по отношению к сверстникам и реальной действительности.
Возраст 6—7 лет является решающим в процессе становления личности. В старшем дошкольном возрасте идет интенсивная амплификация базовых составляющих психического развития, в процессе которой складывается ведущее личностное образование — детская компетентность. Дошкольный возраст — это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Соподчинение мотивов приводит к овладению детьми новыми мотивами деятельности, появляются доминирующие ценностные установки, изменяется характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Ребёнок способен оценить себя по отношению к окружающему миру в соответствии с нормами и правилами общества. Развитыми личностными новообразованиями детей старшего дошкольного возраста являются произвольность, креативность, детская компетентность, становление нравственной позиции и возникновение обобщённо-интеллектуального переживания.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ФФН, посещающих логопункт.
Тема: «Звуки [Ф]-[Ф’] и буква Ф. Дифференциация В-Ф»
Цели: сформировать умение дифференцировать согласные звуки [В] и [Ф] на слух и в произношении.
Коррекционно-образовательные задачи:
• Продолжать учить давать характеристику изучаемым звукам.
• Совершенствовать навык различения звуков: мягкий – твердый, глухой – звонкий;
• Продолжать учить определять наличие или отсутствие изучаемых звуков в слове.
• Продолжать учить определять место звука в слове.
• Закреплять знание графического образа изучаемых букв.
Коррекционно-развивающие задачи:
• Развивать фонематическое восприятие: умение выделять звуки [ф, ф’] в ряду звуков, слогов, слов.
• Развивать навык звукового и слогового анализа и синтеза
• Развивать слуховое и зрительное внимание, слуховую память, мышление.
• Совершенствовать графические навыки.
Воспитательные задачи:
• Формирование познавательного интереса;
• Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая;
• Воспитание чувства сопереживания, желания помочь.
Содержание непосредственной образовательной деятельности дет ей:
1. Организационный момент.
С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На занятье не зеваем,
А работаем и отвечаем.
Верно, чётко говорим
(Звучит запись с криком птицы.)
Дети отгадывают чей это крик. (сова и филин) (выставляется филин и сова)
Словарная работа
(Дети рассказывают о филине, о сове, что знают.)
«Ушки» на голове филина играют роль не только украшения. Благодаря им птица способна улавливать звуки в несколько раз лучше совы.
На мольберт выставляется карточка с зашифрованным именем. И буквы (В,Ф,И, А, Л, Т)
Картинка (фламинго) (индюк) (ласточка) (аист) (тукан)
(соловей) (альбатрос) (ворон) (Воробей) (аист)
Словарная работа:
Дети определяют первый звук в слове и находят соответствующую букву. Читаем имена гостей.
Что остаётся после конфет? (фантики)
Вечером у машин горят. (фары)
У каждого человека есть имя и. (фамилия).
В цирке часто показывают. (фокусы).
Кто на себе горб носит? (верблюд)
Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Во дворе у нас живет. Маленький, серый…. (воробей)
Её льют, её пьют. Всем нужна. Кто она? (вода)
Л. : Ребята, давайте гостям напомним, чем отличается звук от буквы? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем).
2. Артикуляция и характеристика звуков [В] и [Ф]:
Дети сидят на стульчиках перед индивидуальными зеркалами. Произносят звук [В], а потом звук [Ф]. Уточняют их артикуляцию.
При произнесении звука [ф]:
а) нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа слегка приподнята;
б) верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;
в) положение языка зависит от следующего гласного звука;
При произнесении звука [в]:
а) нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине образуется узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа слегка приподнята;
б) верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;
в) язык принимает положение следующего гласного звука;
• Что мы можем сказать о звуке [Ф]? (согласный, твёрдый, бывает мягкий, глухой)
• Что мы можем сказать о звуке [В]? (согласный, твёрдый, бывает мягкий, звонкий)
• Чем похожи эти звуки? (оба согласные, твёрдые, бывают мягкими)
• Чем различаются? ([Ф]- глухой, [В]- звонкий).
2.1. Игра «Поймай звук» (развитие фонематического слуха). Су-Джок.
(Если есть звук [Ф]- ладошку разжимаем, если звука этого нет – Су-Джок сжимаем в ладошке.)
Ва, на, ты, фы, па, во, фо, фокусник, вата, Фома, конфета, буквы, футболист, вагон, фантик, фен, сова, лифт, квас, фокус, фара
2.2. Игра «Эхо»
— Повтори, не торопись, да смотри не ошибись.
2.3. Игра «Сигнальщики» (по картинкам)
Логопед произносит слова, а ребёнок поднимает сигнальную карточку (синюю/зелёную, в зависимости какой звук в слове [ф], [ф,]
2.4. Определи место звука [Ф] в слове (картинки со звуком [Ф] в начале, середине и конце слова)
3. Физминутка.
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали.
Спрятали за спину их и оглянулись
Через правое плечо, через левое еще.
Дружно присели, пяточки задели.
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
Игра с мячом «Собери слово» Звуки лови,
Дети встают в круг, логопед с мячом – в центре.
4. Работа с перфокартами.
Один ребёнок работает у мольберта, а остальные на местах по индивидуальным перфокартам.
Найди и отметь слова со звуком [Ф]. Затем проверяем – пробуем соединить точки так, чтобы получилась буква Ф.
5. Соотнесение звуков [в – в,] и [ф – ф,] с буквами В и Ф
Л. :— Ребята, значит звуки [ф – ф,] обозначаются буквой Ф
1. Подчеркни букву Ф и обведи В.
2. Чтение слоговых таблиц.
3. Звуковой анализ слова «СОВЫ»
Дети работают с индивидуальным раздаточным материалом: выкладывают на столах из красных и синих прищепок звуковую схему слова «совы».
— Назовите первый звук в вашем слове. Второй звук…
— Сколько звуков в этом слове? (четыре)
— Сколько согласных? Назовите.
— Сколько гласных? Назовите.
— Сколько слогов? (два) Почему? (два гласных: [о], [ы])
— Напишите это слово у себя в тетрадях.
4. Преобразование слов. СОВЫ —> СОВА —> СОФА
6. Итог занятия. Рефлексия.
— Какие звуки мы сегодня различали?
— Как они называются? (Парные согласные)
— Какие слова вы запомнили со звуками [В – Ф]? Назовите их.
— Благодарю всех за работу, до свидания!
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [б], [б’] и буква Б» Цели: • Создавать условия для закрепления навыка четкого произношения звуков: [б], [б’], их дифференциации на слух и в произношении. • Создавать.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Задачи: 1. Закрепить умение проводить звуковой анализ слова; 2. закрепить умения.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» МКДОУ ЦРР ДС №37 с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края. Конспект НОД По обучению грамоте в подготовительной группе Тема:.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Письмо от Ивана» МДОУ «Детский сад №118» Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе Составитель:.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Г» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук и буква «Г» Цель: создание условий для обеспечения осознания и усвоения.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Поможем Незнайке» Задачи: Коррекционно – образовательные: * развивать фонематическое восприятие; * закреплять образ букв; * закреплять навыки звукового анализа.
Конспект НОД по обучению грамоте «Волшебные листья» в подготовительной группе Цель: Обобщение изученных звуков и букв; гласные буквы и звуки: А, У, О, Ы, И, Э; согласные буквы и звуки: М, Мь, С, Сь Х, Хь, Ш. Задачи:.
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» Задачи: 1. Обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях. Учить.
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе ТЕМА: «Путешествие пчелки Майи» Цель: поощрять интерес к.
Конспект НОД по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте для детей с ФФН (подготовительная группа) Программное содержание: 1. Обобщить и систематизировать у детей полученные знания о гласных и согласных звуках, слоговом составе слова, буквах.