рабочий зеленого хозяйства программа обучения
Пройти курс «Рабочий зеленого хозяйства»
Воспользуйтесь поиском, просто введите название специальности:
Форма обучения:
Очно-заочная с использованием дистанционных образовательных технологий
Тип курса:
Время обучения:
Тип выдаваемого документа:
Свидетельство о профессии рабочего, должности служащего/удостоверение установленного образца
Образование:
Описание курса «Рабочий зеленого хозяйства»
Программа профессионального обучения Рабочий зеленого хозяйства (3-6 разряд)
— Выполнение работ при устройстве скверов и газонов и содержании зеленых насаждений. Выполнение сложных работ при устройстве скверов и декоративных газонов и содержании зеленых насаждений, а также при выращивании растений на гидропонике, вегетативном их размножении.
Курс обучения на рабочего зелёного хозяйства
Рабочий зелёного хозяйства играет важную роль в сохранении и поддержании экологического благополучия города. Специалист должен быть ответственным, коммуникабельным и обладать творческим складом ума. «Университет постдипломного профессионального образования» предлагает пройти курс «Рабочий зелёного хозяйства», обучение на котором включает освоение правил обработки почвы, способов выращивания и ухода за газоном, цветочными растениями, кустарниками и деревьями.
Для начала обучения клиент должен предоставить документ об образовании и оплатить курс. После зачисления слушателю открывается доступ в персональный аккаунт, где хранятся материалы необходимые для получения диплома «Рабочий зелёного хозяйства». Там же проводятся онлайн-занятия (лекции и практика) с ведущими преподавателями нашей организации.
Перед началом курса для каждого обучающегося рассчитывается индивидуальная учебная нагрузка, определяющаяся текущими знаниями и навыками в области ведения зелёного хозяйства. Вместе с кураторами составляется график занятий, который не влияет на образ жизни и не пересекается с рабочими часами. Помимо работы с преподавателями, слушатель должен выполнять самостоятельные задания, время проведения которых выбирает сам.
Обучение в нашей образовательной организации завершается экзаменом, по итогам которого выдаётся документ государственного образца с указанием профессии и квалификации. Выучиться на рабочего зелёного хозяйства (разряды 3–6) могут лица, получившее основное общее образование.
Первичное обучение подразумевает освоение специальности с основ и длится 144 академических часа. По его завершении слушатель получает свидетельство рабочего зелёного хозяйства 3-го разряда. В дальнейшем специалист может проходить курс с целью повышения квалификации и расширения полномочий. Такое обучение длится 72 академических часа и завершается экзаменом, после которого выдаётся удостоверение.
Программа рабочего зелёного хозяйства включает изучение следующих дисциплин:
1. Агрохимия и агропочвоведение.
2. Семеноводство и современные методы размножения растений.
3. Создание газона и уход за ним.
4. Выращивание и защита травянистых и древесных декоративных растений.
5. Технологии сезонного ухода за зелёными насаждениями.
6. Правила охраны труда и пожарной безопасности.
Преимущества сотрудничества с «Университетом постдипломного профессионального образования»
Обучение на рабочего зелёного хозяйства проводится удалённо. Слушатель подаёт документы и заявление на зачисление электронным способом. Оплатить курс можно в отделении почты своего города, через банковскую кассу или банкомат. После прохождения экзамена на адрес, указанный в договоре, отправляется документ об образовании. Доставку выполняет экспресс-служба. Отслеживание посылки происходит до момента её получения.
На протяжении всего курса слушателя ведут преподаватели. Они разъяснят малопонятную тему и помогут при затруднениях в выполнении практических работ. При возникновении проблем с графиком занятий следует обращаться в методический отдел, специалисты которого способны решить любую форс-мажорную ситуацию.
«Университет постдипломного профессионального образования» выпускает только компетентных и ответственных работников. Обучение ведётся в соответствии с приказами Министерства образования РФ и другими нормативными документами. Учебно-методическая база регулярно обновляется, позволяя слушателям получать актуальные знания.
Курс «Рабочий зелёного хозяйства» изучается в режиме онлайн на передовой образовательной платформе с понятным интерфейсом. Ученику оказывается постоянная поддержка со стороны преподавателей и методистов. По итогам обучения клиент получает документ установленного образца, дающий ему право на трудоустройство.
Рабочая программа «Рабочий зеленого хозяйства»
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,
ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА »
на заседании методического
профильного труда и домоводства
от « » ________ _____2016 г.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе КУ «Нефтеюганская коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
«___»_________________ 2016 г.
директор КУ «Нефтеюганская коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Производственное обучение (профиль Рабочий зеленого хозяйства)
название предмета в соответствии с учебным планом
Учитель: Звягина С.В..
Календарный график реализации программы
Образовательная область, в которую входит данный предмет
Место и роль курса в обучении
Сроки реализации программы
Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы
Общая характеристика учебного процесса
Предполагаемые индивидуально-дифференцированные результаты
Система оценки достижений обучающихся, воспитанников
Содержание тем учебного курса
Учебный план программы
Содержание учебной программы, основные изучаемые вопросы
Требования к знаниям и умениям обучающихся, воспитанников
Требования к уровню подготовки обучающихся, воспитанников, обучающихся по данной программе
План коррекционно-развивающих упражнений, направленных на реализацию задач индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, воспитанников
Перечень практических работ обучающихся, воспитанников
Перечень учебно – методического обеспечения
Контрольно – измерительный материал
II . Календарный график реализации рабочей программы учителя
по профильному труду (швейное дело)
название предмета в соответствии с учебным планом
часов по классам (предметам для 9-12 классов)
Фактически проведенных часов
Производственное обучение (Рабочий зеленого хозяйства)
Рабочая программа учителя
Федеральный закон от 29.12.12г. № 273″Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
Конвенция о правах ребенка;
-Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении (Постановление Правительства
-Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
-Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ.
-Положение о текущей и промежуточной аттестации обучающихся, воспитанников.
-Инструкция к подбору учебно-методических комплексов на текущий учебный год
Цель и задачи программы
Цель: Обучающийся, воспитанник со сформированными социально-трудовыми знаниями, умениями и навыками на основе освоения предмета «Производственное обучение» (рабочий зеленого хозяйства) I курс, в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями здоровья.
1. Сформировать у обучающихся, воспитанников знания, трудовые умения и навыки, необходимые для трудовой деятельности по профессии «Рабочий зеленого хозяйства» в соответствии с их индивидуальными психофизическими возможностями здоровья.
2. Проводить профориентационную работу на основе освоения знаний, обще-трудовых умений, технологических операций по профильному труду (рабочий зеленого хозяйства).
3. Научить обучающихся, воспитанников самостоятельно применять знания, умения и практические навыки на основе организации и проведения внеклассных и внешкольных мероприятий.
4. Обеспечить ресурсные условия реализации программы на основе дополнения и систематизации учебно-методического комплекса по предмету профильный труд (рабочий зеленого хозяйства).
Целевая аудитория программы
Обучающиеся, воспитанники 10 класса КУ «Нефтеюганская коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Срок реализации программы
2016-2017 учебный год.
По учебному плану на изучение программного материала для каждого класса отводится следующее количество часов:
10 класс (22часа в неделю) – 748 часов в год.
1 четверть – 198 часов
2 четверть – 154 часа
3 четверть – 220 часов
4 четверть – 176 часов
(основных и дополнительных)
-программа специальной коррекционной образовательной школы VIII вида: 5-9 классы в 2 сб. [Текст]/ под ред. В.В.
Ковалева, Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд [Текст]: учебник для 6 класса специальных (коррекционных.) образовательных учреждений VIII вида/ Е.А.Ковалева.- М: Просвещение, 2009.
Ковалева, Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд [Текст]: учебник для 8 класса специальных (коррекционных.) образовательных учреждений VIII вида/ Е.А.Ковалева.- М: Просвещение, 2009.
Ковалева, Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд [Текст]: учебник для 6 класса специальных (коррекционных.) образовательных учреждений VIII вида/ Е.А.Ковалева.- М: Просвещение, 2009.
Ковалева, Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд [Текст]: учебник для 8 класса специальных (коррекционных.) образовательных учреждений VIII вида/ Е.А.Ковалева.- М: Просвещение, 2009.
Обязательные результаты освоения образовательной программы.
В результате освоения образовательной программы учащийся, в соответствии с требованиями, должен
О сущности и социальной значимости своей профессии;
Об организации предприятий по благоустройству;
Выполнять простые работы при устройстве скверов и газонов и содержании зеленых насаждений.
(Ф И О, должность и место работы, учебная степень, учебное звание)
Звягина С.В., учитель профильного труда КУ «Нефтеюганская коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Контактная информация образовательного
Адрес: Российская Федерация, 628305, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нефтеюганск, 11 микрорайон, здание 121,
Тема: Социально-трудовая адаптация обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе формирования ключевых компетенций (общекультурной, допрофессиональной, методологической).
Цель: Обучающийся, воспитанник компетентный в социально-трудовой деятельности в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями здоровья.
Сформировать умение организовывать свою деятельность социально-приемлемыми способами на основе освоения предметов учебного плана и правил поведения в обществе.
Проводить профориентационную работу на основе освоения профилей трудового обучения (занимательного и ручного труда). Психологической коррекции и практической деятельности.
Научить обучающихся, воспитанников самостоятельно применять знания умения и практические навыки на основе организации и проведения внеклассных и внешкольных мероприятий.
Обеспечить ресурсные условия (кадровые, материально-технические, финансово экономические, организационные) реализации цели образовательного учреждения.
Программа разработана с учётом современных требований ФГОС к формированию ключевых образовательных компетенций и универсальных учебных действий.
Для формирования единого понятийного аппарата поясняем, что педагогический коллектив понимает под терминами «компетентность», «компетенция», «универсальные учебные действия».
Компетентность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков, способов деятельности, заранее задаваемых по отношению к определенному кругу проблем, предметов, процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Это наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика.
В соответствии с темой школы-интерната на 2014-2015 учебный год в рабочей программе (рабочий зеленого хозяйства) определены следующие основные компетенции.
по предмету профильный труд (рабочий зеленого хозяйства)
Характеристик предмета профильный труд
(рабочий зеленого хозяйства)
самостоятельное решение задач
прочные навыки самостоятельной учебной деятельности
УУД (уровень выполнения):
-Самостоятельное выполнение заданий и практических работ
— Способы планировки площадей, гряд, дорожек и откосов
-Выполнение графических работ (рисунок, чертёж)
-Работа с источниками информации (справочная литература, рисунок, инструкционная технологическая карта)
-Формулировка цели (желаемого результата)
-Подбор средств и планирование работы
-Оценка результатов в соотнесении с образцом
навыки самостоятельного приобретения знаний
Работа с информацией:
-Использование натурального образца
-Использование справочной литературы
-Использование инструкционной технологической карты
достаточный уровень для выбора профессии
(или началу трудовой деятельности), продолжению обучения в учреждениях НПО
активность обучающегося, воспитанника в образовательном процессе
-Выполнение приёма работы по показу учителя
-Принятие помощи учителя
-Устойчивость приёма работы
знаний, умений и навыков, необходимых к освоению профессии
— Основные правила и инструкции по безопасности труда в озеленительном хозяйстве и на цветоводческом предприятии
— Многообразие однолетних и многолетних цветковых растений древесных и древесно-кустарниковых пород, используемых в цветоводстве и декоративном садоводстве, приемы их выращивания, правила ухода
— Виды сезонных работ в цветнике
— Способы подготовки почвы к обработке и ее обработки
— Способы подготовки посадочного материала, посадка и уход за газоном
— Пользоваться ручным садовым инвентарем
— Выращивать саженцы отводками от маточных кустов, цветочные растения
— Выполнять работы по уходу за кустарниками, деревьями, газоном, площадями, грядами, дорожками
— Выкорчевывать пни и кустарники вручную
-Самостоятельное выполнение заданий и практических работ
-Умение работать в малой группе
-Реакция на критические замечания
-Знакомство с профессиями
-Участие в школьных ярмарках
мотивация к профессиональной деятельности
-Стремление к исправлению ошибок
-Отношение к урокам трудового обучения
умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
-Готовность к сотрудничеству
-Умение работать в малой группе
-Способность принимать решения при выполнении практических работ
— научные представления об окружающем мире
-Владение связной речью
-Владение приемами вычислений
-Умение произвести измерение и построить чертёж
-Умение записать ответ письменно
— владеет способами деятельности
-Работа с информацией
-Знание общих правил техники безопасности на уроке профильный труд (рабочий зеленого хозяйства)
-Знание правил безопасной работы с лопатой, граблями, тяпкой, топором, ножовкой
демонстрирует взаимопонимание и продуктивное взаимодействие в обществе, коллективе, семье
-Умение работать в малой группе
-Знание правил поведения и взаимоотношений в обществе
Изучая данный предмет обучающиеся воспитанники знакомятся с устройством теплиц, их назначением, изучают научные основы технологии выращивания растений закрытого грунта; знакомятся с видами вредителей цветочно-декоративных растений, способами и методами борьбы с ними. Обучающиеся получают сведения о болезнях растений, условиях распространения и методами борьбы с ними, видами и значением зеленых насаждений в населенных пунктах, с характеристикой основных сортов, пород и видов декоративных деревьев, кустарников, используемых в зеленом строительстве, с правилами их выращивания; с общими вопросами технологии выполнения работ при закладке зеленых насаждений, разбивке газонов, скверов.
Особое внимание уделяется преподаванию правил безопасной работы обучающихся в школьном кабинете и на производстве. Данное направление реализуется через раздел «Охрана труда и производственная санитария». Обучающиеся воспитанники знакомятся с основами законодательства по охране труда, правилами техники безопасности труда в зеленом хозяйстве, требованиями безопасности труда и пожарной безопасности на объектах озеленения, основами электробезопасности, гигиены труда и производственной санитарии.
Основой «Практического (производственного) обучения» является участие обучающихся в производительном труде. В школьном кабинете обучающиеся изучают приемы и способы выполнения работ, вырабатывают необходимый навык. Производственное обучение предполагает выполнение учащимися работ по подготовке почвы, семян, посадочного материала; выращиванию цветочных и декоративных культур, размножению цветочных растений, кустарников; уходу за растениями и почвой; по внутреннему озеленению помещений, подготовке участка для озеленения.
Профессиональная подготовка обучающихся 10 классов школы по рабочей профессии «Рабочий зеленого хозяйства» завершается сдачей квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен проводится в установленном порядке квалификационной комиссией.
Для эффективного обучения детей с нарушением интеллекта необходимо проводить систематическое изучение динамики развития их трудовых способностей. Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, письменные проверочные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, контрольные и проверочные работы в конце каждой четверти, а также самостоятельные практические работы. (Приложение 1)
Следует отметить, что, являясь комплексной, данная программа позволяет избежать монотонности в обучении, благодаря различным видам деятельности:
— наблюдение и заполнение карты наблюдения за прорастанием семян и ростом растений,
— экскурсии: цветочный магазин по темам «Ознакомление с ассортиментом сезонно цветущих горшочных растений», «Составление букета», ЖЭУ – «Профориентация. Рабочий зеленного хозяйства: обязанности, условия труда осенью»,
— упражнения для закрепления знаний,
— выполнение практических заданий.
Профессиональная подготовка обучающихся 10 классов школы по рабочей профессии «Рабочий зеленого хозяйства» завершается сдачей квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен проводится в установленном порядке квалификационной комиссией.
3.1 Адресность программы
У обучающихся воспитанников наблюдается ряд существенных недостатков в
формировании основных компонентов ориентировочной деятельности, в частности недоразвитие умения анализировать и планировать, что приводит к хаотичности деятельности и несистематичности знаний, низкой критичности, слабому самоконтролю в процессе выполнения работы, частому несоблюдению намеченных этапов, потере цели деятельности, отсутствию у части детей умения правильно расположить действия, показывающее затруднения в установлении причинно-следственных связей и отношений. Данные затруднения у них связаны с недостатками восприятия, мышления, пространственного анализа, слабостью регулирующей функции речи.
Качество исполнительной фазы в деятельности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью улучшается, если ей предшествует специально организованная ориентировочная фаза.
Этапность формирования мыслительных умений (в том числе умения ориентироваться во времени), выявленная в общей психологии, в условиях работы с учениками специальной школы в своей основе остается такой же: а) ознакомление с содержанием ориентировочной основы действия; б) формирование действия в материальной или материализованной форме; в) переход к действию без предметных опор в план громкой речи; г) перевод действия в план внутренней развернутой речи с проговариванием «про себя»; д) переход действия во внутренний свернутый план, превращение его в акт мысли. Однако для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью характерно своеобразие процесса интериоризации, в частности: недоразвитие побудительных мотивов к овладению умственным действием, значительная задержка на уровне формирования действия в материальной или материализованной форме, разрыв между предметным содержанием действия и его вербализированным оформлением, что затрудняет его последующий перевод во внутренний план и дальнейшее превращение в усвоенный способ, который саморегулирует деятельность, ее построение.
Для коррекции указанных недостатков исследователи предлагают общие и специальные приемы, проверенные экспериментально и в опыте учителей. Среди специальных приемов развития у умственно отсталых ориентирующих начал деятельности особое внимание обращается на следующие: расчлененный анализ объекта (задания) с целью выявления его свойств и конкретного показа всех операций, необходимых для выполнения; фиксация внимания на основных ориентирующих признаках объекта, включение в этот процесс перцептивных действий; предварительное планирование деятельности для упорядочения последовательности дальнейшего выполнения действий; оречевление выполненных действий для ликвидации разрыва между их практическим выполнением и вербальным оформлением; применение различных способов внешнего стимулирования учащихся для усвоения и применения знаний и умений — словесные, специальные таблицы, схемы, опорные слова, серии рисунков и др.
3.2 Концепция программы
Рабочая программа призвана подготовить обучающихся, воспитанников к активной самостоятельной социальной и трудовой жизни, системе производственных отношений в условиях рыночной экономики, социально-трудовому самоопределению и последующему овладению профессией «рабочий зеленого хозяйства».
3.3 Обоснованность (актуальность, новизна, значимость)
Трудовое профессиональное обучение позволяет обучающимся, воспитанникам полноценно и всесторонне развиваться, раскрывать свои способности и таланты, найти свое место в
Профильный труд относится к образовательной области «Технология». Образовательная область технологии в федеральной части учебного плана включает (6-12 классы) и соответствует задачам трудового обучения и социального воспитания; оно позволяет практически применять интеллектуальные умения из других учебных предметов, заложить основы профессионального самоопределения,
Новизна достигается за счет:
— интеграции курсов профильного труда – цветоводство и декоративное садоводство,
— введения изучения современных технологий выращивания цветочных, древесных и древесно-кустарниковых растений в условиях Севера,
— рассмотрения вопросов малого и кустарного производства и моделей трудоустройства в условиях современного рынка труда.
На занятиях по трудовому обучению создаются условия для формирования всесторонне развитой, активной, творческой и нравственной личности. Приобщение обучающихся, воспитанников к различным видам трудовой деятельности способствует социальному становлению личности, способности к самостоятельному поиску и получению необходимой информации, развитию и адаптации в быстро изменяющемся мире новых технологий.
3.4 Образовательная область
Предмет «Профессионально – трудовое обучение входит в образовательную область «Технология». Под технологией понимается область науки или практики, сущность которой определяется совокупностью методов и средств труда для желаемых преобразований объектов природной, искусственной и социальной среды в искомые продукты или услуги на основе установленных закономерностей. Объектами технологических преобразований могут быть природные, искусственные материалы и полученные из них полуфабрикаты, различные виды энергии, информация, биологические и социальные объекты.
Образовательная область «Технология» обеспечивает формирование культуры труда, технологической культуры, практических знаний и умений, отражающих распространенные методы, средства, процессы, результаты и последствия познания; применения, получения или преобразования объектов природной, искусственной и социальной среды.
3.5 Место и роль курса
3.6 Цели и задачи учебного предмета
1. Сформировать у обучающихся, воспитанников знания, трудовые умения и навыки, необходимые для трудовой деятельности в области цветоводства и овощеводства в соответствии с их индивидуальными психофизическими возможностями здоровья.
2. Проводить профориентационную работу на основе освоения знаний, общетрудовых умений, технологических операций по профильному труду (рабочий зеленого хозяйства).
3. Научить обучающихся, воспитанников самостоятельно применять знания, умения и практические навыки на основе организации и проведения внеклассных и внешкольных мероприятий.
4. Обеспечить ресурсные условия на основе дополнения и систематизации учебно-методического комплекса по предмету профильный труд (рабочий зеленого хозяйства).
3.7 Сроки реализации программы.
Сроки реализации программы 2016 – 2017 год, по учебному плану на изучаемый материал отводится:
22 часа в неделю, 748 часов в год
1 четверть – 198 часов
2 четверть – 154 часа
3 четверть – 220 часов
4 четверть – 176 часов
3.8 Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы.
При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, воспитывающей и развивающей направленности обучения, доступности учебной информации, практической направленности, связи с жизненным опытом обучающихся, воспитанников, а также сезонность полевых работ и индивидуальные психофизические возможности обучающихся, воспитанников. Все это способствует профориентации и социальной адаптации обучающихся, развивает их умственный и сенсомоторный потенциал и положительно влияет на личностные качества.
Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, где системность и взаимообусловленность задач отражают взаимосвязанность развития различных сторон личности ребенка и их гетерохронность, т.е. неравномерность развития. Закон неравномерности, гетерохронности, развития личности подростка свидетельствует о том, что каждый человек находится как бы на разных уровнях развития в различных состояниях в одном и том же возрастном периоде: на уровне благополучия, соответствующего норме развития, на уровне риска, т.е. угрозы возникновения потенциальных трудностей развития, и на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в разного рода отклонениях от нормативного хода развития. Необходимо не забывать при этом, что все аспекты развития личности, ее сознания и деятельности также взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому при определении целей и задач коррекционно-педагогической деятельности необходимо исходить из ближайшего прогноза развития подростка, а не сиюминутной ситуации его отклоняющегося поведения. Своевременно принятые превентивные (профилактические) меры позволят избежать ненужных осложнений в его развитии и поведении, а следовательно, необходимости развертывания в дальнейшем полномасштабных специальных коррекционных мероприятий. Вместе с тем любая программа коррекции развития обучающегося, воспитанника должна быть направлена не столько на коррекцию отклонений в развитии и поведении, на их предупреждение, сколько на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности подростка.
Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно-педагогическом процессе целесообразнее рассмотреть в плоскости принципа нормативности развития личности как последовательности сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития. Понятие психологический возраст ввел Л.С.Выготский, который видел в этом «новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период».
Д.Б.Эльконин, характеризуя психологический возраст, выделяет три его параметра, которые необходимо учитывать при формулировке коррекционных целей и организации коррекционно-педагогического процесса.
Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей, подчеркивая, что исходным моментом в их достижении является организация активной деятельности подростка, создание необходимых условий для его ориентировки в сложных конфликтных ситуациях, выработки алгоритма социально приемлемого поведения.
Принцип деятельностного подхода является методологическим принципом построения процесса коррекции;
Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности. Ни в психологии, ни в педагогике не существует универсальных приемов воздействия, способствующих переориентации, изменению направления личности, резкому изменению поведения подростка. Поэтому в коррекционной педагогике необходима некая совокупность способов и средств, методов и приемов, учитывающих и индивидуально-психологические особенности личности, и состояние социальной ситуации, и уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, и подготовленность к его проведению учителей. Должны присутствовать при этом и определенная логика и последовательность применения педагогических методов и коррекционных приемов, определенная ступенчатость воздействия на сознание подростка, его эмоционально-чувственную сферу, вовлечения его в активную индивидуальную или групповую деятельность со сверстниками или взрослыми.
3.9 Общая характеристика учебного процесса: методы общепедагогические и коррекционные, формы обучения и режим занятий.
Для реализации программы используются современные технологии:
2. Технология дифференцированного обучения. При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников.
3. Технология формирования приемов учебной работы. Излагается в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний, характеристик чего–либо. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников и достаточно хорошо освоена на практике.
В рамках этих технологий были использованы следующие общепедагогические и коррекционные методы и приемы:
Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения)
Словесные: рассказ, беседа, объяснение
Метод объяснительного чтения – использование книг учебников, карточек
Упражнения в виде записей и графических работ
Игры: дидактические, сюжетно-ролевые, деловые, моделирование ситуаций
Наблюдение натуральных объектов
Рассматривание рисунков, картин, явлений, иллюстративно-текстовых карт, инструкций, текстовых технологических карт
Демонстрация кинофильмов, слайдов
Демонстрация опытов, процессов или изображений (макетов, рисунков, таблиц, фильмов)
Методы организации деятельности и формирование опыта поведения:
Уроки изучения нового материала (УИНМ).
Уроки совершенствования знаний умений и навыков (УСЗУиН).
Уроки обобщения и систематизации знаний умений и навыков (УОиСЗУиН).
Уроки контроля и коррекции знаний умений и навыков (УКиКЗУиН).
Формы и режим занятий.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся, воспитанников.
Формы организации учебного процесса:
Урок – игра (конкурс, викторина)
Урок – с мультимедийным сопровождением
Повторительно – обобщающий урок
Урок анализа контрольных работ
Формами аттестации являются:
— Комбинированные контрольные работы;
3.10 Предполагаемые индивидуально — дифференцированные результаты.
В 10 классе по списку на начало 2016-2017 учебного года 5 обучающихся, воспитанников. Обучающиеся, воспитанники имеют диагноз F-70.
Белых Никита программный материал по предмету усвоил на достаточном уровне. Умеет планировать свою работу, ориентируясь по образцу. Практическую работу выполняет и отчитывается о проделанной работе с помощью учителя. Умения работать в парах, бригаде не сформировано. Выполнять работы предпочитает индивидуально. Оценить результаты своего труда может с помощью учителя. У обучающегося, воспитанника частично сформированы представления о профессиях, о рынке труда.
Миллер Алексей программный материал по предмету усвоил на низком уровне Составить план работы, выполнить практическую работу, оценить результаты своего труда, может с помощью учителя. Технику безопасности соблюдает под контролем взрослого. В практической работе использует ручной инвентарь с обучающей помощью учителя. Не сформированы умения работать в парах, предпочитает индивидуальную работу. Может рассказать об основных профессиях, не владеет представлениями о рынке труда, не знает порядок трудоустройства на предприятие.
Мельниченко Иван программный материал по предмету усвоил на уровне ниже достаточного. Составить план работы, выполнить практическую работу, оценить результаты своего труда, может с помощью учителя. Технику безопасности соблюдает под контролем взрослого. В практической работе использует ручной инвентарь с обучающей помощью учителя. Не сформированы умения работать в парах, предпочитает индивидуальную работу. Может рассказать об основных профессиях, не владеет представлениями о рынке труда, не знает порядок трудоустройства на предприятие.
Коротков Анатолий программный материал по предмету усвоил на уровне ниже достаточного. Составить план работы, выполнить практическую работу, оценить результаты своего труда, может с помощью учителя. Технику безопасности соблюдает под контролем взрослого. В практической работе использует ручной инвентарь с обучающей помощью учителя. Не сформированы умения работать в парах, предпочитает индивидуальную работу. Может рассказать об основных профессиях, не владеет представлениями о рынке труда, не знает порядок трудоустройства на предприятие.
Утехин Андрей программный материал по предмету усвоил на уровне ниже достаточного. Составить план работы, выполнить практическую работу, оценить результаты своего труда, может с помощью учителя. Технику безопасности соблюдает под контролем взрослого. В практической работе использует ручной инвентарь с обучающей помощью учителя. Не сформированы умения работать в парах, предпочитает индивидуальную работу. Может рассказать об основных профессиях, не владеет представлениями о рынке труда, не знает порядок трудоустройства на предприятие.
Дифференциация детей по группам
1 группа – Мельниченко Иван
2 группа – Коротков Анатолий, Утехин Андрей
3 группа – Миллер Алексей, Белых Никита
Учебно – коррекционная задача: Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями
Учебно – коррекционная задача на 2016-2017 учебный год: Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями
Коррекционно – воспитательная задача: Формировать умение спокойно реагировать на замечания, исправлять допущенные ошибки.
Коррекционно – воспитательная задача на 2016-2017 учебный год:
Коррекционно – развивающая задача: Формировать умение соотносить свои возможности с выбранной профессией.
Коррекционно – развивающая задача на 2016-2017 учебный год:
Учебно – коррекционная задача: Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями
Учебно – коррекционная задача на 2016-2017 учебный год: Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями
Коррекционно – воспитательная задача: Формировать умение спокойно реагировать на замечания, исправлять допущенные ошибки.
Коррекционно – воспитательная задача на 2016-2017 учебный год:
Коррекционно – развивающая задача: Формировать умение адекватно оценивать результаты своей деятельности по заданным критериям
Коррекционно – развивающая задача на 2016-2017 учебный год:
Учебно – коррекционная задача: Коррекция умения слушать, слышать и выполнять инструкцию учителя (с организующей помощью). Задача не решена.
Учебно – коррекционная задача на 2016-2017 учебный год: Коррекция умения слушать, слышать и выполнять инструкцию учителя (с организующей помощью).
Коррекционно – воспитательная задача: Коррекция умения внимательно слушать учителя и ответы одноклассников, не проявлять негативных реакций.
Коррекционно – воспитательная задача на 2016-2017 учебный год:
Коррекционно – развивающая: Формировать умение соотносить свои возможности с выбранной профессией.
Коррекционно – развивающая задача на 2016-2017 учебный год:
Учебно – коррекционная задача: Формировать умение переносить части слова.
Учебно – коррекционная задача на 2016-2017 учебный год:
Коррекционно – воспитательная задача: Коррекция моделей поведения в построении взаимоотношений со сверстниками под контролем взрослого
Коррекционно – воспитательная задача на 2016-2017 учебный год:
Коррекционно – развивающая задача: Формировать умение адекватно оценивать результаты своей деятельности по заданным критериям
Коррекционно – развивающая задача на 2016-2017 учебный год:
Вывод. В отношении этих обучающихся, воспитанников необходимо проводить коррекционно-развивающую работу, направленную на формирование обще трудовых знаний, умений и навыков в соответствии с их индивидуальными психофизическими возможностями здоровья. Для поддержания работоспособности обучающихся, воспитанников в течение всего урока и снижения утомляемости необходимо соблюдение охранительного режима (частая смена видов деятельности на уроке, использование заданий с опорой на несколько анализаторов).
3.11 Система оценки достижений обучающихся, воспитанников
Оценка успеваемости учитывает форму контроля, систему оценки и степень продвижения и роста обучающегося в процессе обучения.
Уровни контроля и оценивания демонстрации знаний умений и навыков: диагностический (вводный), промежуточный (годовой), итоговый (экзамен в выпускном классе). Аттестационный материал для обучающихся, воспитанниц 10 класса по профилю трудового обучения (швейное дело) составлен исходя из компетентностного подхода в соответствии с классификацией педагогических целей Б. Блума: «знает», «понимает», «применяет», «обобщает», «оценивает». Критерии оценивания приведены ниже в таблице 6.
Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, письменные проверочные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с использованием технологического оборудования.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Для обучающихся с низким уровнем развития познавательных способностей предусмотрена зачетная система в виде собеседования.
Критерии оценки устных ответов и практической работы.
Содержание ответа соответствует поставленному вопросу (проблеме). Знает факты, понятия, термины, законы.
При воспроизводстве фактов, понятий и терминов, законов допущены неточности.
Ответ на вопрос содержит ошибки или большое количество неточностей, искажающих содержание ответа.
Ответ не в полной мере соответствует вопросу (проблеме).
Умеет объяснить, привести примеры.
Понимает необходимость выполнения правил ТБ.
Затрудняется самостоятельно объяснить материал, допускает неточности в приведении примеров.
Понимает необходимость выполнения основных правил ТБ.
Не умеет привести примеры и объяснить материал.
Понимает необходимость выполнения основных правил ТБ.
Демонстрирует автоматизированное безошибочное выполнение действий.
Демонстрирует выполнение правил ТБ.
Умеет последовательно выполнять действия по алгоритму (решает типовые трудовые задачи).
Демонстрирует выполнение основных правил ТБ.
Затрудняется в решении типовых трудовых задач, нуждается в помощи педагога.
Демонстрирует частичное выполнение правил ТБ.
Объективно оценивает свои трудовые возможности и способности, перспективы дальнейшего трудоустройства.
Определяет качество выполненной работы, исправляет недостатки.
С организующей помощью педагога оценивает свои трудовые возможности и способности, перспективы дальнейшего трудоустройства.
Со стимулирующей и организующей помощью педагога исправляет недостатки.
Не всегда адекватно оценивает свои трудовые возможности и способности, перспективы дальнейшего трудоустройства.
Видит грубые недостатки выполненной работы, исправляет недостатки с помощью педагога.
Оценка тестовых заданий:
«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» – верно выполнено 3/4 заданий.
«3» – верно выполнено 1/2 заданий.
«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
IV . Содержание тем учебного курса
Учебно-тематический план рабочей программы учителя
4.2 (рабочий зеленого хозяйства)
на 2016-20157учебный год
Рабочий зеленого хозяйства (748 часов)
Осенний уход за цветником
Выкопка корнеклубней георгина
Уборка урожая картофеля
Корчевка пней вручную
Сбор семян, плодов и листьев с деревьев и кустарников, используемых в озеленении
Ягодный кустарник малина
Почва и ее обработка
Уборка однолетних цветковых растений, вскапывание почвы в цветнике
Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью
Уборка пришкольной территории
Рыхление приствольных лунок
Профориентация. Рабочий зеленого хозяйства: обязанности, условия труда
Горшочные цветковые растения
Виды зеленых насаждений
Деревья и кустарники лиственных пород
Зимние работы в парке
Цветковые растения открытого грунта
Стили садово-паркового строительства
Подготовка клубней картофеля к посадке
Хвойные деревья и кустарники, используемые в озеленении