рабочая учебная программа профессионального обучения

Рабочая учебная программа профессионального обучения

Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов

Введение

— программы профессионального обучения разрабатываются на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) (ч.8 ст.73);

— содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям (ч.9 ст.76), при этом программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих ФГОС среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (ч.10 ст.76).

Задача актуализации ФГОС и образовательных программ с учетом профессиональных стандартов сформулирована в поручениях Президента РФ по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов, состоявшегося 9 декабря 2013 года.

Применение профессиональных стандартов при разработке образовательных программ предусмотрено Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов*.

Нормативно-методические основы разработки образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов представлены в следующих документах:

Часть I

Алгоритм разработки основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов

Шаг 1. Создание рабочей группы

Для повышения качества разработки образовательной программы с учетом требований профессиональных стандартов в группу разработчиков наряду с педагогическими работниками и руководителями организации (структурного подразделения) рекомендуется включить представителей работодателей и (или) объединений работодателей.

Шаг 2. Выбор профессиональных стандартов, с учетом которых будет разработана профессиональная образовательная программа

При поиске профессионального стандарта для разработки программы необходимо учитывать, что специальности или профессии профессионального образования или профессионального обучения может соответствовать:

— один профессиональный стандарт, имеющий одинаковое с программой или синонимичное название;

— часть профессионального стандарта (например, одна из описанных в нем обобщенных трудовых функций);

— несколько профессиональных стандартов, каждый из которых отражает, например, специфику деятельности в той или иной отрасли или описывает одну из квалификаций, осваиваемых при изучении программы.

Существует несколько вариантов поиска профессионального стандарта. Оптимальным является поиск на сайте Минтруда России (http://profstandart.rosmintrud.ru/), где размещен Национальный реестр профессиональных стандартов, включающий реестр профессиональных стандартов, реестр областей и видов профессиональной деятельности, реестр трудовых функций*.

* В случае выбора этого варианта можно воспользоваться классификационными группировками видов экономической деятельности по ОКВЭД и (или) видов трудовой деятельности по ОКЗ. При использовании этого варианта необходимо найти нужную область профессиональной деятельности (одну или несколько) и просмотреть входящие в нее виды профессиональной деятельности.

Трудовые функции в реестре сгруппированы по уровням квалификации, поэтому сначала надо определить, к деятельности какого уровня квалификации готовит разрабатываемая программа (модуль, часть программы), а затем просмотреть трудовые функции выбранного уровня квалификации и смежных с ним. Это позволит исключить ошибки, связанные с неточным определением уровня квалификации.

Возможность и целесообразность освоения деятельности того или иного уровня квалификации в рамках разрабатываемой образовательной программы необходимо оценить независимо от использованного варианта поиска. Для этого в предварительно отобранном профессиональном стандарте надо проанализировать функциональную карту вида профессиональной деятельности (раздел 2) и выбрать соответствующие направленности (профилю) программы трудовые функции, уровень квалификации которых не превышает возможности программы. Правильность выбора можно уточнить на основе требований к знаниям и умениям, определенным профессиональным стандартом для каждой трудовой функции в разделе 3. Целесообразно также обратиться к подразделу «Дополнительные характеристики», в котором указаны коды и направления подготовки, специальности, профессии по ОКНПО и (или) ОКСО или ОКСВНК*.

Результаты анализа можно оформить в виде таблицы 1.

Источник

Рабочая учебная программа профессионального обучения

РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО
в МИНОБРАЗОВАНИИ России
25.04.2000 N 186/17-11

Рекомендации к разработке учебных планов и программ для краткосрочной подготовки граждан по рабочим профессиям
(основные требования)

Государственным стандартом начального профессионального образования определена «Квалификационная структура профессионального образования Российской Федерации».

Квалификационная структура представлена ступенями квалификации (их 5), уровнями общего образования, которые требуются для получения профессии и уровнями профессионального образования.

К первой ступени квалификации относятся профессии, в которых осуществляется подготовка рабочих со сроком обучения до 1-го года.

Для таких профессий, на данный период, не разработаны Государственные образовательные стандарты.

Для разработки учебно-программной документации, «стандартом» являются требования Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) настоящие рекомендации и другие документы.

2. Перечень профессий для профессиональной подготовки рабочих кадров (М. 2000 г.).

3. Дополнения и изменения к ЕТКС вышедшие в 1995-1998 годах. При этом действующий «Перечень профессий для подготовки рабочих на( )производстве» (М. 1987 г.) требует переработки.

Появились новые профессии. Ряд профессий устарели и не входят в государственную номенклатуру профессий. Многие профессии ранее тарифицировались на разряды, теперь тарифицируются на классы; в ряде профессий изменился диапазон тарифных разрядов.

I. Общие положения

1.1 Система профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям на 1-ю ступень квалификации предусматривает:

— подготовку новых рабочих из лиц, не имеющих профессии;

— переподготовку с целью освоения новой рабочей профессии, находящейся вне сферы их предыдущей профессиональной деятельности;

— переподготовку рабочих по профессии, родственной их профессиональной деятельности;

— переподготовку специалистов со средним специальным и высшим образованием по профессии родственной их предыдущей деятельности;

— повышение квалификации рабочих.

1.2 Учебные планы и программы должны отвечать следующим требованиям:

— обеспечивать формирование профессиональных знаний и умений в соответствии с требованиями квалификационных характеристик и заказчика на подготовку кадров;

— создавать возможность дифференцированного подхода к организации обучения с учетом образовательной и профессиональной подготовки, жизненного опыта обучающихся;

— обеспечивать преемственность и взаимосвязь профессионального обучения;

— предусматривать возможность сочетания производственного обучения с производительным трудом.

1.3 Учебные планы и программы разрабатываются в соответствии с:

— Перечнем профессий для профессиональной подготовки рабочих кадров;

— требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС);

— дополнениями и изменениями к ЕТКС (изданными в 1995-1998 годах);

II. Учебные планы и программы для подготовки новых рабочих

2.1 Государственная номенклатура профессий, по которым осуществляется профессиональная подготовка рабочих, дана во «Всероссийском классификаторе профессий рабочих должностей служащих и тарифных разрядов», а также в Перечне профессий для профессиональной подготовки рабочих (срок обучения до 1-го года).

2.2 Рабочие учебные планы для подготовки новых рабочих разрабатываются на основе Примерного учебного плана (Приложение 2).

Рабочие учебные планы должны содержать: экономический курс; общетехнический курс; специальный курс; практическое обучение.

Экономический курс является вариативным и может включать один из предметов: «Экономика отрасли», «Основы рыночной экономики и предпринимательства», «Основы менеджмента» и другие.

При этом, какой бы из предметов не был избран для изучения на местах, вопросы экономики конкретного производства и их связь с работой данного рабочего должны найти отражение в программе обучения.

Предметы, раскрывающие теоретические основы профессиональной деятельности включаются в учебные планы в зависимости от специфики подготавливаемой профессии и могут носить или общетехнический характер (черчение, электротехника, материаловедение и др.), или общеотраслевой (общепрофессиональный) характер (общая технология производства, охрана труда, автоматизация производства и др.), либо их сочетания.

2.3 При организации обучения рабочих по профессиям, общим для всех отраслей народного хозяйства (выпуск ЕТКС N 1), а также связанных с эксплуатацией и обслуживанием объектов, подведомственных органам государственного надзора, следует руководствоваться, как основой, программами, разработанными Институтом развития профессионального образования (ИРПО) Министерства образования Российской Федерации. Допускается конкретизация содержания программ специального курса и производственного обучения применительно к специфике предприятий, организаций и фирм, для которых осуществляется подготовка рабочих. Конкретизация проводится на региональном уровне службами непосредственно занимающимися, подготовкой рабочих со сроком обучения до 1-го года.

Учебные планы и программы специального курса и производственного обучения разрабатываются на все уровни квалификации в рамках данной профессии, оформляются в виде сборника и могут использоваться при профессиональной подготовке и повышении квалификации рабочих.

Структура сборника и требования к содержанию каждого его раздела (приложение 1).

2.4 Программы предметов экономического и общетехнического курсов разрабатываются Институтом развития профессионального образования (ИРПО). И могут служить основой для разработки рабочих программ на региональном уровне

III. Учебные планы и программы для переподготовки рабочих и специалистов

3.1 При переподготовке рабочих по профессии родственной их профессиональной квалификации, срок обучения должен быть сокращен в зависимости от уровня квалификации обучаемых. При этом практическое обучение должно сохранять объем основных знаний и умений, необходимых для рабочего данной квалификации. Примерный учебный план для этой категории обучаемых (приложение 3).

3.2 При переподготовке рабочих и специалистов со средним специальным или высшим образованием, для получения рабочей профессии, которая оказалась не родственной их предыдущей деятельности, срок обучения также должен быть сокращен, без ущерба практическому обучению. Для этой категории обучаемых предлагается свой учебный план, (приложение 4).

3.3 При переподготовке специалистов со средним специальным образованием по профессии, родственной их предыдущей специальности, или высшим образованием, предусматривается изучение теоретических вопросов спецтехнологии (спецпредметов), которые непосредственно относятся к практическому обучению, и курс практического обучения, позволяющий сформировать умения и навыки, соответствующие определенной рабочей квалификации.

Примерный учебный план для этой категории обучаемых (приложение 5).

3.4 Сокращение срока обучения при переподготовке осуществляется в основном за счет включения в учебный план интегрированного курса «Теоретические основы профессиональной деятельности». Он должен содержать в концентрированном виде учебный материал общетехнических и общеотраслевых предметов.

Введение в учебный план интегрированного курса позволяет проводить обзорные лекции с целью повторения и обновления ранее полученных знаний. Для подготовки новых рабочих и переподготовки лиц, имеющих высшее среднее специальное образование, интегрированный курс в учебные планы не включается.

Частичное сокращение специальной технологии (спецпредметов) происходит за счет «‘типовых тем» и другого материала, который определяется на местах.

3.5 Конкретные (рабочие) планы и программы по одиночным профессиям для переподготовки создаются учебными подразделениями служб, непосредственно занимающихся переподготовкой рабочих, с использованием примерных учебных планов (приложение 3, 4, 5).

IV. Учебные планы и программы для повышения квалификации

Учебно-программная документация для повышения квалификации рабочих ориентируется на последовательное совершенствование их профессионального мастерства по имеющейся профессии.

Продолжительность обучения при повышении квалификации устанавливается образовательным учреждением, учебным подразделением предприятия, на базе которого проводится подготовка рабочих с учетом целей и задач обучения, сложности изучаемого материала, уровня квалификации обучаемых.

Ориентиром для создания на местах программ повышения квалификации могут быть примерные учебные и тематические планы для повышения квалификации, помещенные в сборниках учебных программ, разработанных Институтом развития профессионального образования (ИРПО) для подготовки рабочих.

Приложение 1

НАИМЕНОВАНИЕ МИНИСТЕРСТВА (ВЕДОМСТВА)

НАИМЕНОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, РАЗРАБАТЫВАЮЩЕГО ДАННЫЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ И ПРОГРАММЫ

для профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих

Источник

Рабочая программа ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ «Профессиональное обучение»

рабочая учебная программа профессионального обучения. 0e88 00098467 491b1f44. рабочая учебная программа профессионального обучения фото. рабочая учебная программа профессионального обучения-0e88 00098467 491b1f44. картинка рабочая учебная программа профессионального обучения. картинка 0e88 00098467 491b1f44.

Департамент образования и молодёжной политики ХМАО-Югры

автономное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа Югры

«Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж»

учебной дисциплины «Профессиональное обучение и технология

для специальности 050501 «Профессиональное обучение»,

профиль «Информационные системы»

среднего профессионального образования

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО 050501 «Профессиональное обучение», профиль «Информационные системы»

Сахабидинова В.В., преподаватель

Шевелёва О.В., преподаватель

предметно-цикловой комиссией информатики

Председатель ПЦК Скопченко О.Н.______________

по учебной работе Смирнов Е.Ю.________________

Приказ директора №___ от «____»____________201___г.

1. Пояснительная записка

2. Тематический план учебной дисциплины «Профессиональное обучение и технология выполнения работ»

3. Содержание дисциплины «Профессиональное обучение и технология выполнения работ»

Приложение 1. Перечень самостоятельных работ

Приложение 2. Перечень практических работ

Приложение 3. Источники информации

Приложение 4. Перечень средств обучения

Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональное обучение и технология выполнения работ» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального и среднего профессионального образования, утвержденного Министерством образования Российской Федерации 26 октября 2009 года, 2 августа 2013 года.

Рабочая программа предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050501 «Профессиональное обучение», обучающихся по профилю «Информационные системы».

Учебная дисциплина «Профессиональное обучение и технология выполнения работ» является профессиональным модулем ПМ.01-ПМ.03, МДК.01.01.-МДК.03.01. «Методика преподавания профессионального модуля: «Эксплуатация аппаратного обеспечения, операционной системы и периферийных устройств персонального компьютера и компьютерной оргтехники»», «Методика преподавания профессионального модуля: «Технология использования прикладного программного обеспечения для персонального компьютера»», «Методика преподавания профессионального модуля: «Мастер по обработке цифровой информации»».

При изучении дисциплины необходимо обращать внимание студентов на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов, соблюдать единство терминологии в соответствии с действующими государственными стандартами.

Рабочая программа предназначена для помощи при изучении программного материала, который должен способствовать формированию у студента логического мышления. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.

В результате изучения дисциплины студент должен:

о роли и месте знаний по дисциплине при освоении смежных дисциплин по выбранной специальности и в сфере профессиональной деятельности;

формировать и развивать профессиональные умения и навыки у обучаемых;

проектировать (конструировать) занятия по профессиональной подготовке, воспитательную работу, несложные технические и дидактические средства обучения;

организовывать и осуществлять образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей обучаемых и на основе современных технологий профессионального обучения и воспитания;

обеспечивать связи теории с практикой;

разрабатывать планирующую и учебно-методическую документацию по производственному обучению и практике обучающихся (студентов);

формировать профессионально важные качества личности рабочего (служащего) и проводить профориентационную работу;

использовать достижения профессиональной педагогики и психологии при совершенствовании процесса профессионального обучения и воспитания обучающихся (студентов);

пользоваться нормативно-справочной, научно-технической, педагогической и учебно-методической литературой;

разрабатывать планы размещения оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест в учебно-производственных мастерских, в учебных хозяйствах, на полигонах и других учебных базах;

нормировать и организовывать производственные и учебно-производственные работы, деятельность учебной группы с соблюдением правил безопасных условий труда и противопожарной защиты;

вести учет, отчетность и на их основе проводить анализ, оценку и корректировку учебно-производственной деятельности, разрабатывать и реализовывать мероприятия по повышению эффективности образовательного процесса и производства;

внедрять инновационные технологии профессионального обучения, передового отечественного и международного опыта в профессионально-педагогической сфере;

применять в профессиональной деятельности информационно-телекоммуникационные технологии, автоматизированные средства обучения и тренажерные комплексы;

основополагающие документы Правительства Российской Федерации, отраслевых министерств, Минобразования России и Минтруда России по вопросам кадровой политики и профессионального образования;

государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников учебных заведений начального и среднего профессионального образования в части профессионального обучения и практики обучающихся (студентов);

учебно-программную документацию подготовки рабочих (служащих);

основы педагогического мастерства;

методику профессионального обучения и воспитания;

основные показатели и методы оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

средства информационных технологий и методы работы с ними;

правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты.

Организация образовательного процесса осуществляется по очной и заочной формам обучения.

Все изменения в программу вносятся по решению цикловой комиссии информатики и утверждаются заместителем директора по учебной работе.

2. Тематический план учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Макси-мальная нагрузка студентов

Количество аудиторных часов

тельная работа студентов

Раздел 1. «Методика преподавания профессионального модуля: «Эксплуатация аппаратного обеспечения, операционной системы и периферийных устройств персонального компьютера и компьютерной оргтехники»»

1. Методика и разработка рабочей программы профессионального модуля

2. Методика и разработка конспектов учебных занятий по МДК «Технология работы с аппаратным обеспечением»

3. Методика и разработка конспектов учебных занятий по МДК «Технология работы с аппаратным обеспечением»

4. Методика и разработка конспектов учебных занятий по МДК «Технология работы с периферийными устройствами и компьютерной оргтехникой»

Всего по разделу 1

Раздел 2. «Методика преподавания профессионального модуля: «Технология использования прикладного программного обеспечения для персонального компьютера»»

1. Составление отчёта по профессиональному модулю

2. Анализ основных документов, определяющих содержание профессионального обучения.

3. Методика составления рабочей программы и календарно-тематического плана.

4. Разработка рабочей программы и календарно-тематического плана.

5. Методика составления конспекта учебного занятия.

6. Разработка конспектов учебных занятий.

6.1. Работа с прикладным программным обеспечением.

Тема 6.1.1. План-конспект. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.

Тема 6.1.2. План-конспект. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных, графическая обработка статистических таблиц.

Тема 6.1.3. План-конспект. Представление о программных мультимедийных средах.

Тема 6.1.4. План-конспект. Представление об организации баз данных и системах управления базами данных.

Источник

Рабочая учебная программа профессионального обучения

Требования к разработке учебных планов и программ для подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве

Предусматриваются учебные планы и программы для повышения квалификации рабочих на производственно-технических курсах.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве» (1979 год) ставится задача улучшения качества профессионального обучения и воспитания рабочих на производстве, создания условий для непрерывного совершенствования их мастерства в соответствии с требованиями социального и научно-технического прогресса.

Поскольку учебно-программная документация является одним из средств осуществления единой государственной политики в области профессионального обучения рабочих кадров на производстве, при ее разработке должны учитываться следующие исходные положения:

— единство требований к объему и уровню знаний и умений рабочих одинакового квалификационного разряда (класса, категории) независимо от форм профессионального обучения;

— преемственность в содержании обучения между начальной профессиональной подготовкой и последовательным повышением квалификации рабочих;

— идейно-воспитательная направленность обучения в целях формирования молодых строителей коммунизма как идейно убежденных, высокообразованных и умеющих трудиться.

Общие положения

1. Учебные планы и программы для подготовки и повышения квалификации рабочих являются основными документами, в соответствии с которыми осуществляется профессиональное обучение рабочих на производстве. Учебные планы и программы разрабатываются в соответствии с Типовым положением о профессиональном обучении рабочих на производстве, требованиями ЕТКС, Перечнем профессий, по которым осуществляется подготовка новых рабочих на производстве и настоящими Требованиями.

2. Содержание учебных программ для подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве должно отвечать следующим требованиям:

— обеспечивать формирование профессиональных знаний и умений,

— способствовать формированию у обучающихся марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистического отношения к труду и общественной собственности, любви к профессии, высоких моральных качеств;

— отражать современный уровень научных знаний в области техники и технологии производства, научной организации труда и передовой производственный опыт;

— обеспечивать преемственность повышения квалификации рабочих с подготовкой их в системе профтехобразования;

— обеспечивать соединение обучения с производительным трудом;

— способствовать соблюдению трудовой и производственной дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка;

— обеспечивать неукоснительное соблюдение требований охраны труда и правил безопасности труда.

В основу построения и содержания учебных программ должны быть положены научно-педагогические принципы обучения и воспитания.

3. Учебные планы и программы определяют объем и содержание учебного материала, необходимого для подготовки новых рабочих на производстве и повышения квалификации их от начального до высшего уровня.

4. Учебные планы и программы для подготовки новых рабочих разрабатываются, как правило, на начальный разряд (класс, категорию) по профессии.

При повышении квалификации рабочих программы разрабатываются на каждый разряд с учетом логической последовательности совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии. При незначительном отличии объема знаний и производственных умений в квалификационных характеристиках на каждый последующий разряд, допускается объединение изучаемого материала на 2 разряда. Решение по данному вопросу принимает соответствующее министерство (ведомство).

В случаях, когда квалификационный разряд зависит от различной мощности машин и механизмов, установок или пропускной способности агрегатов, программы разрабатываются только для подготовки новых рабочих.

5. Профессии, по которым осуществляется подготовка новых рабочих на производстве и сроки их обучения определяются действующим Перечнем профессий, но не более 6 месяцев. Примерный расчет учебного времени дан в приложении 6. Обучение новых рабочих по отдельным профессиям свыше 6 месяцев может проводиться только с разрешения Госпрофобра СССР.

Сроки обучения при повышении квалификации устанавливаются в соответствии с Типовым положением о профессиональном обучении рабочих на производстве, при этом общий срок не должен превышать 3 месяца с отрывом от производства и 6 месяцев без отрыва от производства.

6. Учебные программы для подготовки новых рабочих и для повышения их квалификации разрабатываются с учетом знаний и профессиональных умений обучающихся, имеющих общее среднее образование.

7. Учебные планы и программы для подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве разрабатываются и утверждаются:

— по профессиям, общим для всех отраслей народного хозяйства, Госпрофобром СССР;

— по профессиям, общим для ряда отраслей народного хозяйства, министерствами и ведомствами, определяемыми Госпрофобром СССР;

С разрешения министерств и ведомств учебные планы и программы по отдельным профессиям разрабатываются и утверждаются предприятиями.

Учебные планы и программы, разрабатываемые по профессиям рабочих, связанных с обслуживанием объектов, поднадзорных органам Госгортехнадзора, в обязательном порядке согласовываются с Государственным комитетом СССР по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору.

8. Учебные планы и программы для переподготовки и обучения рабочих вторым профессиям разрабатываются в соответствии с Типовым положением о профессиональном обучении рабочих на производстве (п.17) на основе действующих учебных планов и программ для подготовки новых рабочих по соответствующим профессиям. При этом допускается сокращение программ за счет исключения ранее изученного материала с учетом фактического уровня профессиональных знаний, умений и навыков обучаемых. Сокращение тематики по вопросам охраны труда и правил безопасности не допускается.

9. Учебные программы для обучения рабочих на производстве издаются единым сборником для подготовки и повышения квалификации или отдельно для подготовки и отдельно для повышения квалификации на каждый разряд с обязательным сохранением структуры:

— квалификационная характеристика с указанием уровня квалификации (класс, разряд, категория);

— тематический план и программа производственного и теоретического обучения;

— список рекомендуемой литературы, учебно-наглядных пособий;

10. Учебно-программную документацию рекомендуется пересматривать не реже 1 раза в 5 лет.

Пояснительная записка

Пояснительная записка составляется с учетом специфики профессии и отрасли на основе типовой пояснительной записки, разработанной ВНМЦентром Госпрофобра СССР.

Министерствам и ведомствам разрешается производить стереотипное размножение программ, разрабатываемых ВНМЦентром Госпрофобра СССР, министерствами и ведомствами, и переработку программ по профессиям, общим для ряда отраслей народного хозяйства.

Квалификационная характеристика

1. Квалификационная характеристика составляется на каждый разряд (класс, категорию) на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденного Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, и других ведомственных документов. По профессиям, не вошедшим в ЕТКС, учебные планы и программы разрабатываются на основе аналогичных ведомственных документов, указанных в п.1 «Общих положений» настоящих требований.

2. Квалификационные характеристики должны содержать:

— наименование профессий в точном соответствии с ЕТКС и Перечнем профессий;

— уровень квалификации (разряд, класс, категория);

— объем знаний, в том числе по охране труда и правилам безопасности, производственных умений и основных видов работ, которыми должны овладеть обучающиеся.

Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 2 декабря 1982 года N 299/32.

3. Квалификационные характеристики по профессиям рабочих, связанных с обслуживанием объектов, поднадзорных органам Госгортехнадзора, должны предусматривать специальные требования (ПТЭ, ПТБ и др.), установленные этими органами.

4. Допускается вносить в квалификационные характеристики незначительные коррективы в части уточнения терминологии оборудования и технологии в связи с введением новых ГОСТов.

Учебный план

1. Учебный план подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве предусматривает наименование и последовательность изучения курсов и предметов, распределение времени на теоретическое и производственное обучение, консультации и квалификационный экзамен.

2. Теоретическое обучение при подготовке и повышении квалификации рабочих на производстве содержит специальный, общетехнический и общественно-политический курсы.

4. На политические занятия отводится по 1 часу в неделю в период теоретического обучения при подготовке новых рабочих на производстве по программе, согласованной с местными партийными органами; при повышении квалификации политзанятия проводятся через различные формы сети политпросвещения.

Письмо Госпрофобра СССР «Об учебно-программной документации по экономическому образованию рабочих» от 15 марта 1982 года N 21-15/9-478.

5. Время на изучение вопросов охраны труда определяется с учетом специфики профессии, условий труда и сроков обучения. При подготовке новых рабочих количество часов определяется с учетом требований соответствующих правил безопасности, но не менее 10 часов.

6. Время на квалификационный экзамен предусматривается для проведения устного опроса и выделяется из расчета до 15 минут на одного обучающегося. Время на квалификационную пробную работу выделяется за счет производственного обучения.

7. Количество часов на консультации определяется из расчета 5-7% от общего времени, выделенного на теоретическое обучение.

На изучение общетехнического курса количество часов предусматривается от 25 до 27% от времени, выделенного на теоретическое обучение.

Программа производственного обучения

Содержание производственного обучения должно предусматривать органическую взаимосвязь формирования профессиональных и социально-трудовых умений (работать коллективно, творчески, планировать и контролировать результаты своего труда), устойчивых навыков высокой культуры труда, бережливости, хозяйственного отношения к общественной собственности, выполнения требований трудовой и технологической дисциплины.

2. Программа производственного обучения для подготовки и повышения квалификации рабочих составляется на основе квалификационной характеристики, учебного и тематического планов.

3. Программа должна раскрывать содержание обучения в учебных мастерских, цехах, полигонах и др., а также на рабочих местах предприятия.

4. Материал программы должен раскрываться четкими, сжатыми формулировками, отражающими сущность системы умений и навыков, формируемых у обучающихся, с учетом требований действующих стандартов, нормативов, правил, инструкций, а также времени, отведенного на изучение предмета. Особое внимание в каждой теме программы необходимо уделять безопасному выполнению работ по профессии, рациональной организации рабочего места, экономному расходованию сырья и материалов, повышению производительности труда и эффективности производства, бережному отношению к технике, технологической оснастке, инструментам.

Содержание программы должно предусматривать выполнение учебно-производственных работ с применением новой техники и технологии, с использованием передовых приемов, бригадных форм организации труда, обеспечивающих формирование основ профессионального мастерства и профессиональной мобильности рабочего.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *